Елоховский собор

История собора

Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.

Елоховский собор в Москве

Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.

В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.

По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.

И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.

А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.

Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.

О других храмах столицы:

  • Храм Воздвижения Креста Господня
  • Храм апостолов Петра и Павла
  • Храм святого Александра Невского

У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.

Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.

Елоховский собор, вид с южной стороны

То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.

Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.

Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны

Знакомство с храмом

Елоховская церковь притягивает взгляд и погружает в светлые мысли. Талантливый архитектор построил в Елохове Богоявленский собор в стиле классицизма с элементами ампира и эклектики.

Архитектура собора

Колонны и лепнина, позолота и высокие сводчатые окна, разнообразные объемы и строгие вертикальные линии гладких стен – все характерные признаки стилей воплощены при создании храма Богоявления.

Богоявленский собор – поднятый на высокий подклет четверик (четырехугольное сооружение), завершенный монументальным пятиглавием высотой 56 метров, площадью 1164 кв.м и вместимостью 3000 человек.

Главный купол пирамидальной формы установлен на мощной световой ротонде с фонариком (вид круглого сооружения, окруженного колоннами и увенчанного куполом). Ротонда украшена сдвоенными колоннами и большими проемами сводчатых окон с мелкими переплетами. Легкое и воздушное сооружение словно парит в ясном небе. По бокам – четыре подобных купола с цилиндрическими барабанами.

Гладь фасадов контрастирует с пышными сдвоенными колоннадами и портиками, украшенными пилястрами. С северной и западной сторон Елоховский храм опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделен на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами и нишами. Окна обрамляют наличники с парными треугольными фронтончиками.

Внутреннее убранство

Вход в Богоявленский собор через просторный притвор колокольни ведет в широкую трапезную с низкими сводами, соединенную проходом с основным храмом. Собор освещается 12 арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проемов в стенах.

Центральный купол ротонды украшает композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. По кругу барабана – образы русских святых, 12 угодников Божиих. На сводах – святые евангелисты: Матфей и Марк, Иоанн и Лука, а также сюжеты из Нового Завета.

Величественная ротонда, которая опирается на гигантские арки, целиком покрывает храмовое пространство. Тяжесть Богоявленского собора принимают на себя четыре мощных столпа, поддерживающие арки.

На западной стене собора – две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними – изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф».

Главный алтарь православного собора в Елохове посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела – святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы. В главном алтаре – настенные росписи: «Сошествие Святого духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста».

18-метровый пятиярусный иконостас, выполненный в традиции русской резьбы и украшенный позолоченным растительным орнаментом, вмещает 65 икон. Царские врата украшены медальонами с изображением Божьей Матери, архангела Гавриила и евангелистов.

В местном ряду – образы «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы» и «Спаситель, Святое Богоявление Крещение Господне» в серебряных окладах.

Колокольня

Колокольня собора – удивительной красоты вертикальное сооружение высотой 65 метров, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.

Последний регистр колокольни венчает легкая золоченая маковка с крестом. Белый архитектурный декор сооружения усиливает впечатление воздушности и невесомости. Стройная колокольня полностью гармонирует с храмом.

17 колоколов Богоявленского собора массой 6800 кг звонили даже в самые тяжелые для церкви годы. Самый большой из колоколов отлит в 1900 году на московском заводе Самгина.

Церковь официально не закрывали, а при запрете советской власти на колокольный звон в алтаре собора оборудовали небольшую звонницу. В 80-е годы прошлого века звонарей Елоховского собора пытались заменить «звонарной машиной», но автомат постоянно ломался, и тогда на колокольню вернулись люди.

История собора

Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.

Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.

В середине 1731 г. состоялось освящение патриархом, а в конце 80-х гг. она подверглась глобальной реконструкции. В начале 1792 г. появился еще Никольский придел. Деньги выделили прихожане. В 1812 г. почти весь приход сгорел при пожаре, но церковь не пострадала. Ее разграбили. На пожертвования воссоздали ее внутренний вид, жилье восстановили.

В1837 г. собор снова перестраивали, а в 1845 г. он подвергся реконструкции, после которой полностью изменил свой внешний вид. Только 1 уровень колокольни и трапезная сохранили прежний облик. В военные годы на колокольне храма стояли войска противовоздушной обороны. Митрополит Сергий прямо на молебне призвал неравнодушных людей защищать Отечество.

Верующие и духовные лица внесли собранные средства в оборонный фонд. А в 1942 г. в его стенах была проведена Пасхальная служба, несмотря на осадное положение, куда пришло 6500 верующих. Елоховский Богоявленский собор в Москве многократно пытались закрыть с 1934 г., но он выстоял под напором религиозных прихожан.

Елоховский Богоявленский Собор: тогда и сейчас.

С 1970-х гг. непрерывно ведутся реставрационные работы: расширялось помещение, восстанавливалось и дополнялось убранство, лепнина, настенная живопись. Современный величавый вид храма – результат этих усилий. В нем хранятся исключительные реликвии и люди тянутся к ним, чтобы преклонить колени.

Архитектурные особенности собора

Величественное здание Елоховского собора — прекрасный образец позднего русского ампира. Четверик на высоком подклетье завершают пять элегантных глав, а массивная ротонда в центре напоминает римский собор Святого Петра. Купола с золотыми крестами поднимаются на 56 м и хорошо видны с окрестных улиц. Просторная церковь площадью более 1100 кв. м может вместить до 3000 человек.

Старейшие части собора – трапезная и нижняя часть колокольни были построены в конце XVIII – начале XIX веков. Трехъярусная колокольня возвышается на 65 м и имеет 17 колоколов. Самый крупный был изготовлен в 1900 году. Общий вес церковных колоколов превышает 6,8 тонн.

Фасады храма богато декорированы карнизами, нишами, наличниками и фронтончиками. Затейливая отделка делает здание очень нарядным и легким.

Вход в Елоховский собор

Строительство каменного храма

Московская церковь Богоявления в Дорогомилове, 1882 год

С конца XVIII века стал меняться приход Богоявленского храма: на смену ямщикам, уходившим в посадские люди или возвращавшимся на родину, приходили «всяких чинов» люди. Тогда сложилась еще одна характерная черта Дорогомилова – здесь традиционно селились бедные или небогатые обыватели, крестьяне, солдаты, унтер-офицеры, купцы, мещане, занимавшиеся извозом, огородничеством, мелкой торговлей и ремеслами. Интеллигенции здесь никогда не было (в отличие от наших дней), и это сильно сказалось в последующие времена. Здесь селилось простонародье, но не пролетариат. (Не случайно многие прихожане Богоявленского храма трагически погибли на Ходынском поле в 1896 году, о чем власти уведомили духовенство.)

Вскоре после Наполеона Дорогомилово посетила новая беда – холерная эпидемия года. Считается, что в благодарность за избавление от нее в Богоявленском храме в году появился второй придел в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали».

Великий год был торжественно отпразднован и в Дорогомилове. Благодарные ямщики, выходцы из крестьян, да и другие обыватели, в честь отмены крепостного права основали в своем приходском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя России. Чуть позднее появился еще один придел – во имя святителя Тихона Задонского, его святые мощи были прославлены в том же эпохальном 1861 году.

Отмена крепостного права изменила судьбу храма. Крестьяне хлынули в город на всевозможные заработки, и численность прихожан Богоявленского храма колоссально возросла за счет пришлых рабочих людей. Дело в том, что земля в этой местности гораздо дешевле, чем в прочих районах Москвы, оттого в Дорогомилове появилось множество фабрик, заводов и всяких заведений. Так что храм, рассчитанный на 800 человек, не вмещал в себя всех желающих. С другой стороны, это было отрадным явлением: храм Богоявления всегда строился и поновлялся за счет своих прихожан, и деньги на его строительство они собирали с усердием. Дорогомиловцы всегда были спокойными и богомольными людьми, крайне устойчивыми к революционным идеям, что и раскрылось в грозные годы русской истории.

Тесный храм сначала пытались расширить за счет приделов и мелких перестроек. А в году решили возвести новую колокольню по проекту архитектора Н.В. Никитина, построившего церковь Казанской иконы у Калужских ворот, где теперь стоит памятная часовня. Многие дорогомиловцы были против, один даже возмущенно указывал, что старая колокольня будто бы имела на себе след от французского снаряда времен Отечественной войны. Колокольню все же построили, а дальше произошло событие, определившее все последующие: в году власти решил строить в Дорогомилове Брянский (Киевский) вокзал. Дело было в том, что около вокзала всегда складывалась многолюдная, заселенная и оживленная местность, а главное, вокзал имел массу рабочих и служащих, так что и без того тесный Богоявленский храм ожидал огромный приток новых прихожан.

Архитектор и внешняя отделка собора

По просьбе прихожан в 1835 г. храм начали отстраивать заново. Архитектором был Евграф Тюрин. Треть расходов на строительство возместил Василий Щапов. Купец регулярно выделял средства в пользу православного храма, до самой смерти. Строительство закончилось в 1845 г. Проект был создан в стиле ампир. Пятикупольное здание, высотой 56 м., в центре купольная ротонда.

Интересно, что купола имеют широкие и высокие оконные проемы с тонкими переплетами, за счет чего возникает ощущение, будто главный купол парит в воздухе. Ротонда в центре украшена расписным узором над окнами. С севера и юга собор декорирован колоннадой и пилястрами. Множество декоративных элементов в проекте Тюрина скрывает тяжеловесность кубического здания и придает красивый вид.

В 1853 г. здание было освящено митрополитом Филаретом. А в конце 50-х гг. по проекту Петра Зыкова заново возвели верхние колокольни. В 1889 г. по его же проекту был создан граненый купол, расположили его над трапезной, соединенной с основным зданием небольшим проходом. На боковых фасадах выстроены ступенчатые аттики. Вдоль южного и северного фасада выложен трехарочный портик.

Отделка трапезной дополнена фигурными розетками, капителями пилястр и оконными наличниками. Стены колокольни украшены сквозными арками и круглыми колоннами. Верхушка здания – крест и маковка – украшений не имеет. В 1970-х гг. доделаны центральные капители, не оконченные при строительстве нового проекта. Главный алтарь расширен, восстановлена лепнина и живопись на трапезной и куполах.

Колокольня насчитывает 17 колоколов, общей массой более 6 т., главный из которых отлит в 1900 г. на заводе Самгина. В настоящее время собор выкрашен в светло-зеленый цвет, который великолепно оттеняет белоснежные украшения. Темный металл куполов покрыли позолотой, отдав дань новым веяниям.

История[править]

В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

(по материалам Е. Лебедевой)

В настоящее время к собору приписан храм вмч. Никиты на Старой Басманной.

Святыни храма

Много переживший собор сберег и приумножил свои святыни, благодаря неравнодушным прихожанам и сановникам Церкви.

По левую сторону от алтаря в Богоявленском соборе – список иконы Богоматери «Казанская». Предание хранит историю чудотворной иконы. После взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным 9-летней дочери стрельца Матрене Онучиной во сне явилась Богородица с просьбой сообщить архиепископу, чтобы из пепелища казанского Кремля достали ее икону.

Девочка взялась за лопату и сразу нашла у печи завернутый в сукно образ Пресвятой Богородицы, который оказался ясным, чистым и ярким, без следов пожарища. Архиепископ, узнав о чуде, совершил крестный ход к месту обретения лика и поместил его в церковь Николая Тульского, а потом в Благовещенский собор. Когда икону несли в храм, больные, особенно слепые, исцелялись.

Казанская икона считалась покровительницей дома Романовых. После окончания войны 1812 года Кутузов приказал из трофейного серебра изготовить в подарок Божьей Матери «Казанская» иконостас.

Особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». Первое чудо иконы состоялось в 1688 году. Сестра патриарха московского и всея Руси Евфимия, страдавшая неизлечимой болезнью, однажды услышала голос, призывающий помолиться перед иконой «Всех скорбящих радость», заказав молебен с водоосвящением. Евфимия выполнила указанное свыше и исцелилась.

Икона Божьей Матери «Взыскание погибших» прославилась в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила. В XVIII веке с помощью этой иконы был спасен от смерти, замерзая в снежной вьюге, крестьянин Федот Обухов.

Икона серафима Саровского с частицей мощей и облачением святого пустынника хранится в главном приделе Богоявленского собора. Считается, что при жизни святому были открыты и прошлое, и будущее любого человека. Он знал мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи.

Мощи митрополита Московского и всея Руси Алексия, которого почитают как великого молитвенника за русскую землю. Мощи хранятся в раке из бронзового сплава. На внутренней стороне крышки – шитое изображение святителя, над ракой – резная деревянная сень.

Другие святыни Богоявленского храма в Елохове:

  • Частица древа Животворящего Креста Господня.
  • Десница апостола Андрея Первозванного.
  • Глава святителя Иоанна Златоуста.
  • Частица мощей Николая Чудотворца.
  • Частица мощей святого Петра.
  • Вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память о короновании Николая II и его супруги Александры Федоровны.

Наследники Византии

Летело время. Москва горела в огне пожаров в годины испытаний войны с Наполеоном. Но церковь уцелела. Однако ее было решено реконструировать. Это было поручено Евграфу Дмитриевичу Тюрину. Над проектом он начал работать в 1837 году, а спустя 26 лет храм был освящен митрополитом Филаретом. В те времена мысль об империи, которая объединяет необъятные просторы, была господствующей. Это не так и плохо. Империя — древнейшее понятие, пришедшее к нам с Востока через Византию, или как они сами называли свое государство, «империю ромеев», хранившую традиции Римской империи, римского права и православия. Так вот, новая церковь задумывалась и строилась в имперском стиле ампир. Ее величие должно было подчеркнуть и разгром Наполеона, и взятие Парижа, и мечту о высоких судьбах страны.

Мещанский сын, талантливый архитектор, спроектировал и построил грандиозный собор с пятью куполами. Центральный купол так же мощен, как и архитектурные сооружения Микеланджело в Риме. Колокольня иглой устремлена в небо и возносится над всеми окружающими зданиями до сих пор. В ней сохранились почти все колокола, которые ставились при строительстве. Это старый, зачастую одноэтажный, Басманный район. Бауманская Елоховская церковь — центральное объединяющее ядро этого места. Сияющая лазурью и золотыми куполами, она ярко выделяется из неброского пейзажа и притягивает взгляд. Мимо пройти невозможно. Войдем же в нее.

Входы – это триумфальные арки. Внутри Елоховская церковь на Бауманскойзановорасписана, вызолочен иконостас в пять ярусов. Сияние, византийская роскошь, благовония, намоленность – атмосфера, которая завораживает и погружает в мысли, далекие от повседневности. Душа укрепляется и проникается чистотой и поэзией. Ее наполняет смирение, терпение и любовь. Падший поднимается неведомою силой. Ищущий постепенно начинает разбираться, для чего следует жить и ради чего умирать. Недаром центральная ротонда так велика, что вмещает тысячи людей с разными мольбами и немощами. Свет проходит в нее через высокие окна. Большие боковые входы разделены колоннами. Каждый придел имеет свое название. Церковь никогда не закрывалась, хотя ей и грозила такая печальная участь – стать кинотеатром или вообще быть уничтоженной.

Литература

  • Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с.
  • Вострышев М., Шокарев С. Москва православная: все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 542 с.
  • Любартович В. А. Богоявления собор в Елохове // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 550—556. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Любартович В., Юхименко Е. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — 306 с.
  • Православные святыни Москвы / под ред. В. Глушковой. — М.: Вече, 2007. — 544 с.
  • Русская духовная музыка в документах и материалах. Русское православное церковное пение в ХХ веке. Советский период. Кн. 1. 1920—1930-е годы. Ч. 2 / под ред. А. Наумова, М. Рахмановой. — 2015. — Т. 9. — 520 с. — ISBN 978-5-94457-246-2.
  • Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Москва в границах 1917 / под ред. П. Паламарчука. — М.: КРОМ, 1995. — 585 с.
  • Черкасов-Георгиевский В. Москва: религиозные центры и общины. — М.: Профиздат, 1992. — 111 с.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector