Гатчинский дворец: фото и видео интерьеров
Содержание:
- Маршрут для осмотра самостоятельно
- Первый этаж Гатчинского дворца
- Дворцовый парк в Гатчине: озера, Березовый дом, павильон Венеры, водный лабиринт
- Парк «Сильвия»
- Чесменская галерея и другие галереи дворца
- Гатчина, Пригороды Санкт-Петербурга
- Чесменская галерея и другие галереи дворца
- Парки и дворцы в Гатчине
- Великая отечественная война
- Павел I
- История парка
- Цистерну спирта — в речку
- Гатчинский дворец при Павле I
- Гатчинский дворец до революции 1917 года
- Как добраться
- Убийство императора
- Приоратский дворец
- История парка
- История Гатчинского дворца
Маршрут для осмотра самостоятельно
Гатчина (достопримечательности самостоятельно можно осмотреть, составив предварительно план посещений) предлагает туристам обширную культурную программу. Приблизительный маршрут может быть таким:
1 день:
- Посещение Большого Гатчинского дворца.
- После обеда прогулка по Гатчинскому парку.
- Вечером можно сходить в театр-студию «За углом».
2 день:
- Посещение Приоратского дворца с парком.
- Покровский собор.
- После обеда – музей города Гатчины.
3 день:
- Музей-усадьба П. Е. Щербова
- Кафедральный собор св. Павла
- Прогулка по городу с осмотром Ингербургских ворот, Коннетабля, памятников.
Первый этаж Гатчинского дворца
Вход в музей расположен не там, где у дворца располагается парадный вход. Вход в музей находится в галереи, ведущей в Кухонный корпус, это слева от Центрального корпуса, если смотреть на дворец. Купив билеты, стоимость которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Гатчина, мы отправились изучать дворец. Во дворце работает несколько постоянных и временных экспозиций
Временные экспозиции снимать запрещено, поэтому сосредоточим наше пристальное внимание на интерьерах дворца и его постоянных экспонатах
Поскольку корпусов во дворце несколько и все они сходятся в одной точке, то особой разницы нет откуда начинать осмотр дворца, но есть некоторые рекомендации музея по последовательности осмотра музея. Само собой все начинается со знакомства с историей Гатчинского дворца, эти помещения расположены на первом этаже. Вам покажут небольшой фильм об истории дворца, с использованием материалов военной хроники. Во втором зале вы увидите всю трехвековую историю дворца с момента его постройки в картинах на стенах, а по центру зала стоит макет дворца.
Здесь же демонстрируется фрагмент штукатурки дворца, на которой по-немецки написано следующее: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». История Гатчинского дворца весьма печальна. Первая авиабомба разорвалась на территории дворца уже в августе 1941 году, и до 1944 года дворец находился в немецкой оккупации. При отступлении фашистские войска сожгли дворец, предварительно вывезя все ценное. Таким образом дворец был восстановлен после войны, а местами несет в себе свидетельства тех страшных дней, таким свидетельством служит и эта надпись сделанная обычным карандашом.
Дворцовый парк в Гатчине: озера, Березовый дом, павильон Венеры, водный лабиринт
Мода на английские пейзажные парки, располагавшие к романтическим мечтам и уединению, пришла в Россию во второй половине восемнадцатого века, в правление Екатерины. Павел, начав обустройство Гатчины для себя, решил изменить его в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Павлу больше импонировала французская архитектура. Поблизости от дворца были разбиты небольшие сады во французском регулярном стиле: Собственный, Верхний и Нижний Голландские и липовые. Они служили продолжением парадных дворцовых залов под открытым небом, а также для занятий садоводством жены Павла Марии Федоровны. Для рыбалки царской семьи был вырыт Карпин пруд. Через островки водного лабиринта, сохранившегося еще со времен графа Орлова, можно было добраться до павильона Венеры на острове Любви — почти точной копии такого же сооружения в парке Шантильи. Этот французский замок, принадлежавший принцу Конде, великому приору Мальтийского ордена, великий князь с супругой посетили во время путешествия по Европе. Мария Федоровна, желая удивить супруга, повелела выстроить Березовый домик-сюрприз. Снаружи он скромен и неприметен, а внутри богато отделан.
Парк «Сильвия»
На самом деле этот парк можно считать частью Дворцового. Между собой два парка разделены лишь каменой стеной с воротами, которые украшают замочный камень в виде маски бородатого лесного бога и металлическая доска с надписью «Силвія». Название восходит к латинскому «silvia» – лес.
Парк появился в Гатчине также после поездки великого князя Павла Петровича во Францию в 1782 году. Парк с таким же названием будущий император увидел в резиденции Шантийи под Парижем. Созданием в Гатчине русского аналога занимались архитектор Винченцо Бренна и садовый мастер Джеймс Гекет в 1792-1800 годах.
Барочный парк был создан по европейским традициям устройства подобных садов. Мастера расположили по всей его территории небольшие фигурные площадки. Аллеи дополнялись разнообразными лабиринтами в виде спиралей, прямоугольников и различных фигур со сложным рисунком.
Была в «Сильвии» ещё одна достопримечательность – статуя Венеры Гатчинской, которая повторяла античную скульптуру Венеры Капитолийской. Она стояла на круглой площадке первой аллеи, но впоследствии вывезена на реставрацию в 1885 году в Эрмитаж, где и находится в данный момент.
В 2012 году парк был огорожен со всех сторон решёткой для сохранения от вандализма. Сейчас территория соответствует своему латинскому названию и больше походит на настоящий лес.
Чесменская галерея и другие галереи дворца
Настало время ознакомиться с интерьерами галерей, соединяющих Центральный корпус дворца с Кухонным каре и Арсенальным каре. Кстати говоря подробный план Гатчинского дворца с описанием помещений и интерьеров есть все на том же официальном сайте музея вот по этой ссылке.
Стоит отметить, что в основном все открытые для показа интерьеры, комнаты и экспозиции расположены на втором и третьем этажах дворца и находятся в Центральном корпусе. Поэтому отложим Центральный корпус на сладкое и осмотрим галереи дворца.
В галереи второго этажа, примыкающей к Кухонному каре расположилась выставка оружия Гатчинского дворца. Стены галереи реставрированы не до конца.
Рядом расположена так называемая Чесменская галерея дворца. В настоящее время в полном своем великолепии галерею можно наблюдать только на выставленной здесь же фотографии. Сама же галерея не отреставрирована и находится в таком состоянии, в каком прибывала с 1944 года. Чесменская галерея была одним из самых красивых залов Гатчинского дворца, а свое название получила в честь трех полотен, украшавших зал. Картины были написаны художником Якобом Филиппом Хаккертом на тему Чесменского боя.
О былой роскоши Чесменской галереи сейчас можно судить только по остаткам лепнины на стенах.
С другой стороны Центрального корпуса симметрично Чесменской располагается Греческая галерея. Греческой галерея называется потому, что в ее оформлении были использованы только греческие мотивы, картины, рельефы, скульптуры, все складывается в единый ансамбль.
Галереи первого этажа заняты бытовыми помещениями музея, а третий этаж есть только у Центрального корпуса, поэтому осмотр галерей Гатчинского дворца можно считать состоявшимся.
Гатчина, Пригороды Санкт-Петербурга
История Гатчины
Гатчина – это знаменитый пригород Санкт-Петербурга, где династия Романовых обосновала свою царскую резиденцию. Свою историю Гатчина ведет с начала XVIII века, когда государь Петр I указом повелел построить здесь усадьбу и подарил ее своей любимой сестре – Наталье Алексеевне. После смерти царевны усадьба несколько раз переходила от одних владельцев к другим, пока в 1765 году ее не приобрела императрица Екатерина II, пожаловавшая ее своему фавориту графу Григорию Орлову. Граф развернул в Гатчине активное строительство – пригласил выдающегося итальянского зодчего — Антонио Ринальди. После смерти графа Орлова Гатчина становится резиденцией Павла I.
Павел обосновался в Гатчине на долгие 18 лет. В 1796 году Павел взошел на российский престол и пожаловал Гатчине статус города и собственный герб. С 1801 года по 1828 год дворец принадлежал вдове Павла I — Марии Федоровне, после нее, вплоть до 1855 года, хозяином дворца был Николай I, следующими владельцами дворца были Александр II, Александр III и Николай II.
В 1918 году в Гатчинском дворце был открыт музей. В годы Великой Отечественной Войны дворцово-парковому ансамблю Гатчины был причинен очень серьезный урон. Гатчинский дворец и парки были сильно разрушены, многие парковые постройки и сооружения – полностью уничтожены. Сразу после окончания войны в Гатчине начались сложнейшие восстановительные работы, которые продолжаются и сейчас. Постепенно уникальному Гатчинскому комплексу возвращают его былое великолепие.
Гатчинский дворец
История дворца в Гатчине начинается в XVII веке с небольшого охотничьего домика, в котором останавливались высокие особы во время своих охотничьих забав. Места здесь всегда были просто созданы для охоты – густые хвойные леса, прозрачные озера. И посреди всей этой красоты на возвышенном берегу Серебряного озера приглашенный графом Орловым архитектор Антонио Ринальди в 1766 году заложил дворец, который стал центром архитектурно-паркового ансамбля Гатчины. Закончилось его строительство только через пятнадцать лет, в 1781 году.
Дворец Ринальди был сооружен в виде охотничьего замка с башнями и подземным ходом.
Особенностью Гатчинского дворца стали его фасады – они были отделаны натуральным камнем.
Следующий хозяин Гатчины — Павел I превратил усадьбу в подобие военного лагеря.
Дворец, перестроенный зодчим Бренной, изменился как изнутри, так и снаружи, и стал походить на крепость. На месте старых комнат появлялись новые комнаты и залы, предназначенные для совершенно иных целей, до неузнаваемости менялся интерьер, появлялась новая отделка и т.д. Луг перед дворцом превратился в плац, обнесенный бастионной стеной с амбразурами для пушек и рвом с водой. Свой окончательный вид Гатчинский дворцовый комплекс приобрел в 1845 году. А в 1851 году перед дворцом, на плацу, появился бронзовый памятник этому императору.
Удивительное свойство Гатчинского дворца – это то, что его фасады могут менять цвета. Они кажутся золотистыми в ярком солнечном свете, а в пасмурные дни приобретают холодный стальной оттенок.
И конечно прекрасны парки, раскинувшиеся вокруг дворца: это парки Дворцовый, Сильвия, Приоратский, Зверинец. Дворцово-парковые ансамбли Гатчины входят в число самых совершенных в мире произведений ландшафтного искусства.
Чесменская галерея и другие галереи дворца
Настало время ознакомиться с интерьерами галерей, соединяющих Центральный корпус дворца с Кухонным каре и Арсенальным каре. Кстати говоря подробный план Гатчинского дворца с описанием помещений и интерьеров есть все на том же официальном сайте музея вот по этой ссылке.
Стоит отметить, что в основном все открытые для показа интерьеры, комнаты и экспозиции расположены на втором и третьем этажах дворца и находятся в Центральном корпусе. Поэтому отложим Центральный корпус на сладкое и осмотрим галереи дворца.
В галереи второго этажа, примыкающей к Кухонному каре расположилась выставка оружия Гатчинского дворца. Стены галереи реставрированы не до конца.
Рядом расположена так называемая Чесменская галерея дворца. В настоящее время в полном своем великолепии галерею можно наблюдать только на выставленной здесь же фотографии. Сама же галерея не отреставрирована и находится в таком состоянии, в каком прибывала с 1944 года. Чесменская галерея была одним из самых красивых залов Гатчинского дворца, а свое название получила в честь трех полотен, украшавших зал. Картины были написаны художником Якобом Филиппом Хаккертом на тему Чесменского боя.
О былой роскоши Чесменской галереи сейчас можно судить только по остаткам лепнины на стенах.
С другой стороны Центрального корпуса симметрично Чесменской располагается Греческая галерея. Греческой галерея называется потому, что в ее оформлении были использованы только греческие мотивы, картины, рельефы, скульптуры, все складывается в единый ансамбль.
Галереи первого этажа заняты бытовыми помещениями музея, а третий этаж есть только у Центрального корпуса, поэтому осмотр галерей Гатчинского дворца можно считать состоявшимся.
Парки и дворцы в Гатчине
Павел с супругой Марией Федоровной поселились в Гатчине после путешествия по Европе 1781-82 годов, фактически их сослала туда Екатерина, недовольная поведением сына. После Орлова Павлу достался дворец, окруженный пейзажным Дворцовым парком в английском стиле, с тихой гладью Белого и Серебряного озер. Для охотничьих забав графа Орлова были спланированы также парки Зверинец и Сильвия. Павел затеял перестройку гатчинского дворца, пригласив своего любимого архитектора Винченцо Бренну. Но средств все время не хватало, поэтому многое из задуманного удалось выполнить лишь после 1796 года, когда Павел наконец взошел на престол. Наряду с перепланировкой дворца перед ним был расположили плац для военных парадов и учений, а позади – Собственный сад. По другую стороны от главной улицы города, на территории бывшего Малого Зверинца Павел распорядился построить еще одно здание. Для приора Мальтийского ордена на берегу Черного озера был возведен Приоратский дворец.
Великая отечественная война
В 1941 году в Красногвардейск вошли немецкие танки. Город был оккупирован и переименован в Линдеманнштадт.
Все годы оккупации на территории современной Гатчины был действующий фашистский концлагерь для военнопленных, евреев и большевиков «Дулаг-154». Как минимум 80 000 советских граждан погибло в этом лагере. До сих не найдены все захоронения узников. По одной из версий часть тел покоится на территории парка.
Красногвардейск был освобождён советскими войсками за день до снятия блокады Ленинграда, 26 января 1944 года. Тогда же городу вернули его историческое название — Гатчина.
Война принесла городу серьезные разрушения. Пострадали дворцовые постройки, жилой фонд, коммунальное хозяйство, было вырублено много деревьев. Для восстановления Гатчины понадобилось всего несколько лет. Город продолжал жить и развиваться.
В 1990-е годы промышленность Гатчины оказалась в бедственном положении. Лишь несколько предприятий пережили эти трудные годы. Тем не менее, активное развитие малого бизнеса помогло избежать серьезной безработицы и сильного упадка уровня жизни в целом.
Гатчина – чистый, аккуратный город. В течение многих лет он занимал призовые места в конкурсе «Самый благоустроенный город России».
Павел I
В 1783 году, сразу после смерти графа, Екатерина IIвыкупает гатчинские земли у его наследников и тут же особым Указом дарит их своему сыну. Это не был подарок от чистого сердца, императрица преследовала свою цель: отправить взбалмошного и истеричного Павла Петровича подальше от двора.
Период, в который будущий император проживал со своей женой Марией Федоровной в Гатчине, называли гатчинским затвором, а самих супругов – гатчинскими отшельниками. Здесь 13 лет сын ждал смерти венценосной матери-императрицы и своего восхождения на трон.
Будущий император Павел унаследовал от своего отца любовь к военной муштре. В Гатчине наследник предался своему увлечению в полной мере. Он построил казармы для так называемых гатчинских войск и сам себя назначил их командующим.
Дворец и парковые территории Павел принялся обустраивать под военные нужды. Вместо зеленых насаждений перед дворцом появился плацдарм с бастионными стенками. Дворец окружили рвы с подъемными мостами, наполненные водой. Так тихое имение с красивым особняком стало практически военной крепостью
Именно во времена Павла в Гатчине были созданы многие парковые постройки, самые известные из которых – Павильон Венеры и Приоратский дворец.
1796 году Павел I присвоил Гатчине статус города, после чего он становится центром Гатчинского уезда.
Трагичность судьбы Павла I нашла свое отражение и в истории Гатчины. Здесь родилась одна из самых мрачных легенд об императоре, жизнь которого оборвалась так внезапно.
Когда Павел I взошел на престол, его благословил некий монах Авель. Тогда же он и поведал императору о судьбе династии Романовых. От старца Павел узнал о будущей войне с Наполеоном и еще кое о чем, что «привело его в совершенный ужас».
Известное только ему пророчество Павел запечатал в пакет, на котором написал «Вскрыть потомку нашему в столетний день моей кончины». После убийства царя его вдова поместила пакет в ларец, который поставила в одной из комнат гатчинского дворца.
Ровно через сто лет Николай II вскрыл пакет и узнал пророчество Авеля. Как свидетельствовали современники, с тех пор последний царь Российской империи замкнулся в себе и очень часто стал упоминать 1918 год как время своей кончины.
Памятник Павлу I в Гатчине
История парка
Гатчина поражала своей красотой современников издавна, но подлинного расцвета эта местность достигла в конце 18 столетия. Императрица Екатерина II, после смерти Бориса Куракина, владельца Гатчинской мызы, решила подарить имение графу Григорию Орлову, знаменитому фавориту императрицы. Орлову подарок пришелся по душе, уже с весны 1766 года здесь закипело грандиозное строительство. По желанию Орлова на этих землях возводился роскошный охотничий замок, вокруг которого на прилегающих территориях проводилась разбивка элегантного парка.
Резиденция Гатчина
Благодаря искусству мастеров садовых дел, а также огромному количеству подсобных рабочих, дикая природа Гатчины через несколько лет предстает перед взором Орлова в совершенно новом обличьи – модного пейзажного (или английского) парка, каждым кустиком, и каждой дорожкой соответствуя идеалам и вкусам той эпохи. Повсеместно устроенные подпоры и запруды воды привели к тому, что Белое озеро существенно увеличилось в размерах, общая береговая линия также была изменена: образовались многочисленные искусственные островки и острова. В ходе землеустроительных работ в Гатчинском парке возникли каналы, пруды и террасы. Были высажены около тысячи деревьев разнообразных пород.
Белое озеро
Изюминкой парка стала задумка архитектора Антонио Ринальди, который исхитрился связать подземным ходом волшебный и таинственный Гатчинский дворец с гротом «Эхо», который располагался на берегу Серебряного пруда. Украсил Ринальди парк символической скульптурой – Колонной Орла, как бы намекая на гордую фамилию владельца Гатчины. Архитектору принадлежит и создание Чесменского обелиска, а также исследователи приписывают его таланту и чудесный восьмигранный колодец.
Колонна Орла
Цистерну спирта — в речку
Часть беспорядков в городе пресекалась частями Дикой дивизии, находившейся в это время в Гатчине. Как вспоминал председатель татарского солдатского революционного полкового комитета Хаджи Мурат Дзарахохов, «пошел слух, что на товарной станции в Гатчине пьянство. Там стоял взвод, который охранял товарную станцию. Они начали пьянствовать, открыли две цистерны спирта. Нам идет помощь с фронта, а они так безобразничают. Меня посылают с 14 матросами усмирить этих несознательных людей.
У этих пьяных было два пулемета. Я беру пулемет и еду.
Мы захватили две цистерны, пустили спирт в речку и сказали речь, чтобы они не пьянствовали, а усмирились.
Мне говорят, что у начальника станции с огромной рыжей бородой шесть домов в Гатчине, и он против нас на перроне агитирует. Я его арестовал и назначил нового начальника станции, рабочего.
Целую ночь мы все приводили в порядок, охраняли станцию, отвозили под конвоем пьяниц»11.
Гатчинский дворец при Павле I
Строительство величественного здания было завершено в 1781 году, но пожил в нем граф совсем недолго — через два года он умер.
Екатерина II любила Гатчину, она и прежде, при Орлове, часто бывала здесь, приезжая на охоту и участвуя в светских забавах. Неудивительно, что вскоре она выкупила поместье у братьев Орловых и подарила его сыну Павлу, который перестроил дворец по своему плану.
Работы выполнялись архитектором Винченцо Бренной, а позже Андреем Захаровым. Павел I увлекался военным делом и в тоже время был почитателем романтизма и рыцарства. Перед дворцом он построил плац, где регулярно проводил парады и смотры армии. Боковые галереи были надстроены и стали закрытыми.
Видимо, император опасался той же участи, что постигла его отца Петра III (император был отстранен от власти и убит), поэтому на плацу был устроен ров, заполненный водой, через который перекинули четыре моста, также были установлены пушки и решетки. Все эти преобразования усилили сходство Гатчинского дворца с европейским замком
Но, как известно, эти предосторожности не уберегли императора от смерти (в марте 1801 года он был убит в другом замке — Михайловском)
После смерти императора поместье перешло императрице Марии Федоровне, а затем её сыну — императору Николаю I. При нем архитектор Роман Кузьмин провел самые значительные перестройки здания, в частности, была возведена церковь, построена новая парадная лестница и были перестроены каре. На плацу в 1851 году установлен памятник императору Павлу I, выполненный скульптором Джованни Витали.
В марте 1881 года в результате террористического акта был убит Александр II, сын Николая I. Вступивший на престол Александр III покинул Зимний дворец и уехал в Гатчину. Здесь вместе с семьей он прожил несколько лет и неслучайно его часто называли Гатчинским затворником. При нем были проведены телефон и электричество, построены новая канализация и водопровод, устроено калориферное отопление.
После революции в 1917 году дворцово-парковый комплекс стал одним из самых крупных Государственных музеев Петербурга.
Перед началом оккупации Гатчины в 1941 году удалось вывести многие музейные экспонаты, а часть их была спрятана в земле. В сентябре 1941 года одна из бомб повредила дворец, а в 1944 году при отступлении оккупанты подожгли строение.
Поскольку интерьеры дворца очень сильно пострадали в военное время, было принято решение не восстанавливать музей. Только в 1976 году началось воссоздание исторического здания, а в 1985 году для посещения было открыто несколько залов.
В настоящее время завершена реставрация большинства дворцовых помещений и Гатчинский дворец, как и в предвоенное время, восхищает посетителей своим убранством, созданным трудами великих мастеров XVIII–XIX веков и реставраторами нашего времени.
Гатчинский дворец до революции 1917 года
В 1801 году, после смерти Павла I, Гатчина отошла его вдове Марии Фёдоровне, которая в 1809—1811 годах вместе с архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным произвела небольшие переделки во дворце. В основном они касались внутреннего убранства дворца, а также для приспособления его «на случай зимнего пребывания».
В 1835 году на одной из башен дворца был установлен сигнальный оптический телеграф. Когда дворец принадлежал императору Николаю I, в нём произошли существенные изменения. С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года состоял в должности главного архитектора Министерства императорского двора.
Основные работы велись в каре, которые были практически полностью перестроены. Вследствие изменения высоты каре центральный корпус дворца перестал доминировать над зданием, поэтому под руководством Кузьмина к боковым башням корпуса был достроен ещё один этаж.
В 1850 году были полностью разобраны обветшавшие бастионы и подпорные стены, окружавшие плац перед дворцом, и возведены заново без изменения первоначального замысла Бренны. Это были последние крупные работы по перестройке Гатчинского дворца, при следующих владельцах проводился лишь необходимый текущий ремонт.
На плацу 1 августа 1851 года был установлен памятник владельцу дворца — императору Павлу I, отцу Николая I. При императоре Александре III в 1880-х годах во дворец были проведены электричество, телефон. В здании заменили водопровод и канализацию; на смену печному отоплению пришло калориферное.
Как добраться
Адрес: Гатчина, Красноармейский просп., 1
Подробнее
Как добраться до Гатчины из Санкт-Петербурга
Архитектура Гатчины — ценный памятник русской градостроительной культуры XVIII—XIX веков. Основной достопримечательностью города является художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», центральным элементом которого служит Большой Гатчинский дворец.
Возвышающийся на холме, над Серебряным озером, Гатчинский дворец выполнен, сочетая в себе черты средневекового замка и загородной резиденции. Его возвели в 1766—1781 годах по проекту Антонио Ринальди для фаворита императрицы Екатерины II — графа Григория Григорьевича Орлова.
Графу принадлежала вся Гатчина, и он принимал непосредственное участие в строительстве дворца. Интерьеры Гатчинского дворца представляют собой образец русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. Дворец служил излюбленным местом отдыха царской семьи.
Убийство императора
Тайна забитой двери в Гатчинском дворце напрямую связана со смертью Императора и Самодержца Всероссийского Павла I. Официальной причиной внезапной кончины правителя был объявлен апоплексический удар. Впоследствии в народе была популярна шутка о том, что Павел умер от апоплексического удара табакеркой в висок. Однако на самом деле заговорщики задушили императора шарфом. Интересно, что во время своего последнего ужина Павел Петрович, посмотревшись в зеркало, заявил: «Как не умеют делать зеркала! Смотрите… я в нем смотрюсь со свернутой набок шеей!». Впрочем, золотая табакерка все же использовалась при расправе над императором: ею Павла ударили в висок. Но сперва правитель был сильно избит.
Исполнители убийства, коими были несколько офицеров, ликвидировали Павла I мартовской ночью 1801 года прямо в его спальне в Михайловском замке в Санкт-Петербурге. В тот момент император отдыхал на своей походной кровати, которая представляла из себя складную деревянную раму с холстом. Кровать устанавливалась на 4 деревянные и 2 металлические ножки. Длина кровати без изголовья составляла всего 163 сантиметра, но Павлу I это не причиняло никаких неудобств, так как его рост был всего 160 сантиметров. По свидетельству военачальника Николая Саблукова, Павел спал в кальсонах и в белом полотняном камзоле с рукавами. Над его кроватью висели шпага, шарф и трость.
Приоратский дворец
Единственное сохранившееся на территории России здание, построенное по землебитной технологии – Приоратский дворец в Гатчине. Император Павел решил построить в Гатчине дом для своего друга принца Конде и его мальтийских рыцарей. Архитектор Николай Львов работал над постройкой с 1797 по 1799 годы. После убийства Павла Романовы дворцом почти не пользовались. Приорат пощадила война, в 1960-е годы в нем находился краеведческий музей. После научной реставрации, завершившейся в 2004 году, в здании открыты выставки, посвященные истории строительства Приоратского дворца Мальтийскому ордену, технологии землебитного строения, проходят концерты и культурные мероприятия.
История парка
Гатчина поражала своей красотой современников издавна, но подлинного расцвета эта местность достигла в конце 18 столетия. Императрица Екатерина II, после смерти Бориса Куракина, владельца Гатчинской мызы, решила подарить имение графу Григорию Орлову, знаменитому фавориту императрицы. Орлову подарок пришелся по душе, уже с весны 1766 года здесь закипело грандиозное строительство. По желанию Орлова на этих землях возводился роскошный охотничий замок, вокруг которого на прилегающих территориях проводилась разбивка элегантного парка.
Резиденция Гатчина
Благодаря искусству мастеров садовых дел, а также огромному количеству подсобных рабочих, дикая природа Гатчины через несколько лет предстает перед взором Орлова в совершенно новом обличьи – модного пейзажного (или английского) парка, каждым кустиком, и каждой дорожкой соответствуя идеалам и вкусам той эпохи. Повсеместно устроенные подпоры и запруды воды привели к тому, что Белое озеро существенно увеличилось в размерах, общая береговая линия также была изменена: образовались многочисленные искусственные островки и острова. В ходе землеустроительных работ в Гатчинском парке возникли каналы, пруды и террасы. Были высажены около тысячи деревьев разнообразных пород.
Белое озеро
Изюминкой парка стала задумка архитектора Антонио Ринальди, который исхитрился связать подземным ходом волшебный и таинственный Гатчинский дворец с гротом «Эхо», который располагался на берегу Серебряного пруда. Украсил Ринальди парк символической скульптурой – Колонной Орла, как бы намекая на гордую фамилию владельца Гатчины. Архитектору принадлежит и создание Чесменского обелиска, а также исследователи приписывают его таланту и чудесный восьмигранный колодец.
Колонна Орла
История Гатчинского дворца
История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.
Дворец графа Орлова
В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.
Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.
Гатчина при Павле
После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.
В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.
Гатчинский дворец при Николае I и Александре III
Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.
Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.
Гатчина после революции
После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.
Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.
После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.