Колизей

Гладиаторы, львы и мученики

Веспасиан начал строить свой амфитеатр, а его сын Тит ознаменовал открытие играми продолжительностью 100 дней (не намек ли это на гордыню, которая привела к окончательному падению Рима?). Самыми популярными зрелищами были гладиаторские игры. Рядом с ареной находились четыре тюрьмы, где обучали бойцов.

Зрелища часто длились от рассвета до заката, и гладиаторы обычно начинали представление с процессии колесниц, сопровождаемой трубами и даже гидравлическим органом, а затем спешивались и обходили арену, каждый приветствуя императора знаменитой строкой: Ave, imperator, morituri te salutant! (Приветствую тебя, император, идущие на смерть приветствуют тебя!).

Два входа использовались для гладиаторов. Один из них называли в честь римской богини смерти, через него мертвых удаляли с арены. Другой дверью были врата, через которые победители и те, кому позволили выжить в состязаниях, покидали арену. Последние две двери предназначались исключительно для императора.

Внутри театр, должно быть, был еще более впечатляющим, когда три яруса сидений были заполнены всеми слоями населения. Вокруг арены раскинулась широкая мраморная терраса (подиум), защищенная стеной, внутри которой находились престижные места или ложи, откуда император и другие сановники могли наблюдать за событиями.

За пределами этой зоны мраморные скамьи были разделены на зоны: для богатых частных лиц, граждан среднего класса, рабов и иностранцев и, наконец, деревянные сиденья и стоячие места в колоннаде с плоской крышей на верхнем ярусе, предназначенном для женщин и бедных. Зрители были защищены от дождя и палящего солнца. Доступ к различным уровням сидений осуществлялся по широким лестницам, каждая площадка и сиденье были пронумерованы.

Гладиаторы

Новая арена была также известна как амфитеатр Цезареум (охотничий театр) – отголосок охотничьих игр, которые проходили наряду с гладиаторскими состязаниями. Были также особые гладиаторы, которые сражались со львами, тиграми и другими животными. Животные не имели шансов в этих состязаниях и чаще всего были убиты на расстоянии копьями или стрелами. Были опасные животные, помимо львов, медведи, слоны, леопарды, гиппопотамы и быки, но были и беззащитные олени, страусы, жирафы и даже киты.

На арене был деревянный пол, покрытый песком, чтобы впитывать кровь (само слово «Арена» происходит от римского harena, означающего песок). Под ним, в глубине старого озера Нерона, был построен подземный комплекс коридоров и комнат, клеток для львов и тигров, продовольственных складов, раздевалок для зрителей. Люки отсюда открывались в полу самой арены, обеспечивая постоянные сюрпризы для зрителей и участников сражений.

Пол часто был озеленен скалами и деревьями, чтобы напоминать экзотические места во время постановки охоты на диких животных. В некоторых случаях, арена была затоплена, чтобы воссоздать модель морских сражений. Помимо игр, на Колизее ставились драматические спектакли, реконструкции исторических событий и даже проводились публичные казни. Католическая Церковь сегодня утверждает, что Колизей является святыней, где христианских мучеников скармливали хищникам.

История Колизея

Колизей видел много исторических эпох и продолжает видеть до сих пор.

Цель создания Колизея состояла в том,чтобы провести сражения гладиаторов на месте, достойном славы таких боев, которые до этого были проведены Нероном. Строительство крупнейшего амфитеатра Римской империи, было начато императором Веспасианом в 72 году нашей эры, а закончено его сыном Титом в 80 году нашей эры.

Затем император Домициан реконструировал сооружение, добавив подземных помещений для гладиаторов и животных, а так же пристроил четвертый ярус для большей вместительности людей. В 217 году верхнее крыльцо Колизея полностью сгорело из-за удара молнии, а спектакли в течение следующих пяти лет должны были быть в Цирке Максимусе.

Это объясняет характерную форму, которая сделала ее известной во всем мире. От 250 до 252гг. и в 320 году пожары сильно повредили здание. Впоследствии произошло также катастрофическое землетрясение в сентябре 1349 года, которое разрушило значительную часть стен и внешних арок амфитеатра.

На протяжении всей истории Римской империи в Колизее проходили реставрационные работы из-за пожаров и землетрясений.

Примечание! Среди наиболее важных — это Антонино Пио, Элиогабало и Алессандро Северо, а также другие реставрации 443г по 523г. Колизей использовался почти 500 лет, а последние игры отмечались в 6 веке.

Строительство

Огромный амфитеатр был возведен на востоке от Римского форума, на месте искусственного озера в центре Рима, в комплексе, который состоял из Золотого дома Нерона и его статуи, которая в последствие и дала название зданию.

В строительстве участвовали сотни тысяч рабов, а также профессиональные строители, архитекторы, скульпторы. Здание должно быть величественным и помпезным.

Для того чтобы укрепить фундамент строителям пришлось сделать очень сложную дренажную систему: раскопать вглубь до 14 метров и сделать цементирование почти 13 метров.

Древний Рим

Колизей использовался для показа боев гладиаторов и охотничьих сцен с необычными и свирепыми животными. Императоры увеселяли публику подобными играми для увеличения своей популярности. Игры были символом престижа и власти. Они проводились от нескольких недель до нескольких месяцев.

Эти борцы были пленниками, военнопленными или осужденными преступниками. Недостатка в мужчинах, которые рискуя своей жизнью, хотели получить известность и популярность, не было. Репутация чемпионов была действительно замечательной, публика восторженно их принимала и следовала за ними с большой страстью.

Игры после окончания строительства Колизея продолжались сто дней и в них было убито 5000 человек и 9000 животных. Также в Колизее предполагались такие мероприятия, как травля зверей на арене, где использовались в основном животные, привозимые из Африки, и еще для казни, когда убивали осужденных.

Также происходили бои между животными, например, они были связаны между собой цепями бык и слон, или другие крупные животными, в то время их дразнили длинными стержнями, призывая их бороться.

Полезно знать! Эксплуатация экзотических животных, таких как тигры, во всех наиболее важных амфитеатрах Империи вызвала реальное истощение дикой природы в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Арена была открыта для людей бесплатно.

Средневековье

После падения Римской империи Колизей пережил период упадка. Он был восстановлен в средние века, а затем использовался как замок и крепость. Здесь совершались различные религиозные церемонии. Затем его часто использовали в качестве карьера для хранения строительных материалов, а потом как каменоломню.

Колизей растаскивали. Из частей его были построены аристократические дома и церкви. Колизей использовался как бесплатный строительный материал. Непрерывные грабежи закончилось в восемнадцатом веке.

Новое время

В настоящее время Колизей является самым крупным туристическим центром в Риме, и тысячи туристов ежегодно попадают на арену. Внутри на верхнем этаже есть музей, посвященный греческому богу Эросу а также там проводятся различные интересные временные выставки.

Наконец, не надо забывать, что в Страстную пятницу Крестный путь под председательством папы начинается именно отсюда.

Сегодня Колизей является местом поклонения христиан тому, что многие люди были убиты внутри него в период преследования. Сейчас открыты для посещения и подземные помещения, в которых когда то были гладиаторы и клетки с животными.

Внутри ощущается дух истории и событий, которые последовали за ней. Это уникальный памятник, который римская империя сделала потомкам. Место для всех любителей искусства и истории. Здесь также проводятся концерты мировых звезд.

Арена Колизея

8. Битвы между гладиаторами были организованы с невероятной тщательностью

На протяжении 400 лет на арене бились волонтеры, бывшие военные, военные заключенные, рабы и преступники, и все это служило развлечением для римлян. Но бойцов выбирали не просто так. Для выхода на арену Колизея, соревнующихся гладиаторов подбирали по их весу, размеру, опыту, боевому навыку и стилю борьбы.

Ученые возродили древний гигантский вирус из вечной мерзлоты Сибири

9. Колизей стал кладбищем огромного количества животных

Кроме боев между гладиаторами, римляне устраивали битвы между животными и показательную охоту. На арене можно было увидеть львов, слонов, тигров, медведей, гиппопотамов и других экзотических животных, которые убивали или которые были сильно ранены.

Бои с животными можно увидеть и по сей день — это коррида («тавромахия» — т.е. «бой быков»). Бои с животными назывались «утренними играми», а бои гладиаторов — «вечерние игры». Победителям вручались награды в виде медалей (костяных или металлических), а также велась статистика — количество боев, побед и поражений.

Конечно были и смертельные случаи или же гладиаторы получали травмы, которые не позволяли им выступать дальше. После карьеры гладиатора, бывший воин получал пожизненную пенсию. 

Во время открытия арены погибло более 9 000 животных и еще 11 000 были убиты во время 123-дневного фестиваля, устроенного императором Траяном. По скромным оценкам, за все свое существование, на арене Колизея погибло около 400 000 людей и более 1 миллиона животных.

10. Грандиозные битвы на кораблях

Удивительно, но арену Колизея специально затапливали примерно на 1 метр, чтобы можно было устраивать корабельные битвы. На арене устанавливали реконструкции военных кораблей, чтобы можно было праздновать великие морские победы. Вода поступала по специальным акведукам прямо на арену. Все это можно было видеть до императора Домициана, во время которого в Колизее сделали подвал, где были комнаты, проходы, ловушки и животные.

11. Колизей был в запустении много веков

Когда кровавые бои гладиаторов потеряли свою зрелищность и в 5-м веке Римская империя начала разрушаться, Колизей перестал быть местом проведения больших общественных мероприятий. Более того, землетрясения, удары молний и другие природные явления существенно повлияли на строение.

Только в 18-м веке католическая церковь и множество священников решили, что место строительства Колизея должно быть сохранено.

12. Колизей был разобран на стройматериалы

Красивый камень и мрамор, из которого был сделан Колизей, привлекал внимание многих людей. После землетрясения 847-го года, Римские священники и аристократы стали собирать прекрасный мрамор, украшавший фасад Колизея, и использовать его для строительства церквей и домов

Также для строительства разных городских зданий использовался бутовой камень и щебень в городских постройках.

Стоит отметить, что Колизей был использован, как источник стройматериалов для таких строений как Палаццо Венеция и Латеранская базилика. Также мрамор Колизея использовался для строительства Собора Святого Петра — самого крупного здания Ватикана, и самой большой исторической христианской церкви в мире. 

13. Один священник хотел превратить Колизей в суконную фабрику

Подземная часть Колизея, в конце концов, заполнилась грязью, и в течение нескольких веков римляне выращивали овощи и хранили их внутри здания, в то время как кузнецы и торговцы занимали верхние ярусы.

Папа римский Сикст V, который помогал отстраивать Рим в конце 16-го века, попытался переделать Колизей под суконную фабрику, с жилыми помещениями на верхних ярусах и рабочим местом на арене. Но в 1590-м году он скончался, и проект не был осуществлен.

Колизей в Древнем Риме

Амфитеатр Флавиев вызывает двоякие чувства. С одной стороны, Колизей считается олицетворением могущественной когда-то Римской империи. А с другой — является немым свидетелем и хранителем драматических событий о далеком прошлом. Началось все со времен строительства гигантского сооружения, когда десятки, а то и сотни тысяч плененных рабов высекали в каменных карьерах тонны травертина, продолжилось ликованиями толпы при виде кровавых схваток гладиаторов и закончилось 15-ти вековым забвением.

Тем не менее в Древнем Риме Колизей имел огромное значение. Он был местом сбора императоров, сенаторов и простолюдинов, плебеев и патрициев, горожан и сельских жителей. Здесь проходили не только смертоубийственные поединки, но и массовые увеселительные, спортивные мероприятия. По заверениям древнеримского историка Светония Транквилла, при освящении Колизея на его арене была устроена навма́хия — имитация морского сражения с участием небольшой флотилии кораблей. Но доказательств, что такое действо могло происходить в границах Амфитеатра Флавиев, нет. Возможно, речь идет об озере, располагавшемся ближе к Тибру.

Один из фасадов Колизея, Екатерина

Покуда Колизей неколебим,

Великий Рим стоит неколебимо,

Но рухни Колизей — и рухнет Рим,

И рухнет мир, когда не станет Рима — Д. Г. Байрон.

Строительство Колизея в 70–72 гг. начал римский император Веспасиан (9-79гг.), пришедший к власти вслед за четырьмя правителями, сменившими друг друга в течение одного года. Он являлся основателем императорской династии Флавиев, представители которой удержались на троне всего лишь 27 лет. Но, тем не менее, память о них увековечена на века в Амфитеатре Флавиев.

Продолжил возведение грандиозного сооружения сын Веспасиана — император Тит. Об этом Дион Кассий (155/164 — 230 гг.) упоминает в своем 80-томном труде «Римская история». Автору удалось настолько досконально проработать и структурировать доступные в ту пору документальные свидетельства прошлого, что его цитируют даже те, кто глубоко занимается исследованиями событий, связанных с периодом Древнего Рима.

По окончании строительства римского Колизея в 80-м году, на его арене в течение ста дней проводились гладиаторские бои и кровавая охота на глазах ликующих зрителей. За это время было забито несколько тысяч животных.

Римляне были в восторге от невиданной ранее масштабности, зрелищности и щедрости правителей. Площадку полностью засыпа́ли песком (в переводе с ит. — arena). Его предварительно подкрашивали, чтобы не пугать пришедших обилием разливающейся крови.

Ярусы Колизея, Елена Елякова

В 217 году Колизей серьезно пострадал вследствие сильнейшего пожара, но его удалось восстановить. Гладиаторские бои здесь проводились вплоть до середины V века, а звериные травли — до начала VI столетия. После этого Амфитеатр постепенно пришел в запустение.

Общая архитектура

Архитектура Колизея изображает яйцевидную плоскость, то есть в форме яйца. Это эллипс с несколькими центрами, но по общему виду он довольно близок к овальной плоскости.

Самая длинная длина составляет 187,75 м, а ширина-155,60 м, при постоянной высоте 50,75 м. Он состоит из блока амфитеатра, окружающего арену, окруженную фасадом, который идет вокруг. Здесь четыре этажа.

Схема рядов.

Пространство между амфитеатром и фасадом состоит из двух смежных круглых коридоров на этаже.

Фасад и внутренние коридоры пронизаны 80 арками больших размеров, сводчатыми полукруглыми арками, отделенными друг от друга украшенными полуколоннами. Эта последовательность арок существует только на первых трех уровнях, четвертый, задний, представляет собой сплошную стену, произведение архитектуры, которое называется “чердак” и которое пронизано маленькими прямоугольными окнами в ритме аркады из двух.

Наверху есть каменная установка для поддержания циновки вертикально повторенной 240 раз, эта установка образовала корону из вертикальных столбов, между которыми мы могли бы растянуть холст: велариум.

Трибуны были расставлены вдоль изгиба амфитеатра.

Ближайшие к арене сиденья были высотой 3 метра, а разделявшая их стена называлась трибуной.

От первого ряда до последнего мы пересекаем 7 концентрических колец, которые становятся все больше и больше по мере того, как мы поднимаемся по этажам. Эти кольца составляют структуру здания, они опираются на арки, разгруженные стенами из камней, которые перпендикулярны им.

Чем выше вы поднимаетесь по этажам, тем выше кривая высоты увеличивает свой коэффициент: это означает, что чем выше вы находитесь, тем больше вы “выше” человека впереди, в то время как ниже, мы скорее “позади” этого человека.

Как добраться до места битв гладиаторов?

В первую очередь, отправляясь в Рим, любой турист задумается об открытии визы и покупке билетов.

Получение визы в Италию — процесс относительно простой, требующий стандартный набор документов. В посольстве перед собеседованием затребуют анкету, копию заграничного и обычного паспортов, два фото и свидетельство о браке или разводе. Также нужно подготовить справку с работы о доходах за последние полгода или справку из высшего учебного заведения. Не забудьте сделать копию билетов в обе стороны. И будьте готовы оплатить консульский сбор. Для взрослых он составит 65 евро, а для детей, пенсионеров и неработающих студентов до 21 года — 25 евро. Виза вам обойдется приблизительно в 120 евро, а время оформления — от 10 календарных дней.

Чтобы ваш отдых был максимально комфортным, учтите несколько советов.

Колизей расписание составил весьма своеобразно: туристический центр работает с 9 утра, а закрывается за час до захода солнца, в зависимости от времени года.

Видео — Прогулка по Колизею

Чтоб купить билет, желательно приходить с утра. Поскольку ожидание покупки билетов затягивается в среднем до 1-2 часов. Опытные туристы советуют приобретать билеты в кассе находящегося напротив Римского Форума. Билет един, но здесь очереди значительно меньше.

Билет стоит 12 евро, а для детей до 18 лет вход бесплатный. С момента покупки билет является действительным два дня, но зайти в Колизей по нему разрешается единожды. Также с этим пропускным документом вы можете посетить Палатинский холм и Римский Форум.

Есть и другой вариант: по приезду в Рим можно купить карту Roma Pass, которая предоставит вам сразу несколько позитивных моментов. Она является своеобразным проездным на 3 дня, а так же позволит бесплатно посетить два любых музея Рима и послужит скидочным купоном в сам Колизей.

По приезду в амфитеатр, нужно быть готовым к столпотворению. Конечно, вдоль арены можно пройтись и самостоятельно. Но лучше воспользоваться услугами гида — это куда познавательнее, к тому же, очереди туристических групп продвигаются быстрее. Гида не обязательно заказывать в турагентстве — их достаточно возле касс и стен театра. Так же будьте готовы, что туалеты и фонтанчики с питьевой водой находятся на противоположной стороне Колизея — у выхода. Так что придётся потерпеть.

Туристов не пускают на все ярусы театра и к гипогеуму. Но даже со смотровых площадок можно сполна насладиться величием Колизея .

Как получить максимум впечатлений от посещения

Главная проблема при посещении Колизея в том, что вы рискуете не понять красоты амфитеатра и он останется для вас просто «грудой камня».

Поэтому есть 3 варианта, которые помогут с решением этой проблемы: индивидуальные экскурсии, групповые экскурсии и аудиогиды.

Конечно, можно самостоятельно прогуляться по Риму, но эмоций от этого будет немного. Я, например, получаю впечатления в исторических местах только от осознания какое мощное это место, и что именно здесь происходило.

Первый вариант: индивидуальные экскурсии — самый интересный вариант, так вы точно получите максимум. Экскурсии рекомендую бронировать у команды Italy4travel. Так вы работаете напрямую и не переплачиваете агенствам и платформам.

Выбрать экскурсии и забронировать

Второй вариант: групповые экскурсии. Не рекомендую этот формат, так как получается не сильно дешевле индивидуальных, зато время на организацию сборы и сам маршрут укороченный и достаточно скучен. Но, безусловно есть те, кому нравится.

Третий вариант: Аудиогид. Продаётся при входе в Колизей за 5-6 евро, есть бесплатный аудиогид, но он довольно небольшой, поэтому может показаться маловато.

Колизей сегодня

Современный Колизей охраняется ЮНЕСКО (с 1990 г.). Найденные уцелевшие обломки вставили на прежние места. На арене прошли интересные раскопки, были открыты подвалы. Эти потайные помещения служили, чтобы выдвигать на нее животных и гладиаторов.

Сегодня амфитеатр Флавиев возвышается на площади Piazza Del Colosseo в Риме. Прямо возле Колизея находятся две автобусные остановки и станция метро Колоззео.

Древнее здание имеет форму эллипса. Его продольная ось длиной 188 метров, а высота стен — 48 с половиной метров.

Развалины Колизея поныне впечатляют людей со всего мира и являются символом Древнего и современного Рима. В 2007 году амфитеатр Флавия был признан одним из 7 Новых чудес света наряду с Китайской стеной, Тадж-Махалом, Петрой и Мачу-Пикчу. Для определения семи новых чудес проводили универсальный опрос во всем мире. В нем участвовали 100 млн человек со всех континентов.

Фото с высоты Колизея:

Фото, сделанные с Колизея

«Фишки» архитектуры Колизея в Риме

Огромное количество материалов было доставлено для сооружения здания: потребовалось 100 000 тонн травертина и 300 тонн железа. Чтобы сделать устойчивой такую огромную конструкцию, блоки и колонны крепили изнутри с помощью железных креплений и свинца очень изобретательным способом. Мы даже привели схемку для лучшего понимания.

  1. В базовом блоке подготавливалось небольшое квадратное углубление и маленькая канавка (scanalatura).
  2. В это квадратное отверстие вставлялось железное крепление пирамидной формы,  похожее на наконечник копья.
  3. Сверху накладывался другой строительный блок, а в канавку вливали расплавленный свинец, который мобилизовал железное крепление.

Таким образом, два блока больше не могли соскользнуть, но их можно было снять, при необходимости. Отверстия, которые сегодня видны на блоках – это результат попыток достать оттуда свинец и железо. Посмотрите внимательно на первое и второе фото в начале статьи:  дыры хорошо видны.

Римский Колизей сегодня. Фото подвальных помещений

Полы здания  были полностью покрыты красивыми белыми мраморными плитами. Чтобы не оставалось подтеков ржавчины  на этих плитах, римляне фиксировали их мраморными гвоздями.

К сожалению, именно эта технология и великолепные материалы стали причиной разрушения Колизея во времена средневековья. «Благодарные» потомки великих предков растащили материалы для строительства новых дворцов и храмов. Колизей стал каменоломней.

Колизей — римский амфитеатр

Строительство Колизея началось в 72 году по велению императора Тита Флавия Веспасиана. Этот правитель считается одним из самых лучших в истории Римской Империи. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Деньги не пахнут».

Придя к власти, Веспасиан сделал всё возможное, дабы развеять культ своего предшественника — императора Нерона, и восстановить империю после десятилетий войны. Он всеми силами стремился поднять экономику государства. Но когда среди подданных пошли разговоры о его чрезмерной жадности, Веспасиан подошёл к вопросу с другой стороны: решил дать римлянами хлеба и зрелищ.

На деньги, полученные в ходе завоеваний, он отстроил Капитолий и поручил своим архитекторам создать Колизей — амфитеатр, в котором все сословия смогут наслаждаться яркими представлениями.

Видео — Исторические факты о римском Колизее

Дворец Нерона был отдан под общественные нужды, а находящийся рядом пруд засыпали, соорудив на нём каменный фундамент. С этого момента и началось легендарное строительство.

Добывать необходимые материалы и строить арену направили около миллиона рабов из Иудеи. Под руководством ведущих архитекторов и инженеров Империи закипела работа.

Строительство Колизея велось в три этапа. При Веспасиане, в 72-79 годах, были возведены стены, ступени и сама арена. Ярусы посадочных мест были поделены на четыре уровня. На первых рядах, названных парапетом, сидели представители императорской семьи и высшей знати. Им были отведены первые 20 рядов. Второй ярус, в 16 рядов, занимали граждане Рима. Третий ярус, который был ограждён стеной, предназначался для низшего сословия.

После кончины Веспасиана, главой Рима стал его сын — император Тит, который за год завершил проект. На стенах Колизея были установлены сваи. Во время представлений возле них сидели матросы императорского флота. Их задача заключалась в том, чтобы натягивать тент над ареной, когда было слишком жарко или шел дождь. Именно Тит нарек Колизей амфитеатром Флавиевым.

Через год Тит умер и на трон взошел второй сын — Домициан. При его содействии был достроен верхний ярус, на котором стояли рабы, женщины и нищие. И именно Домициану принадлежит идея гипогеума — подземных ходов под ареной.

В III веке арену охватил сильнейший пожар, изрядно испортивший состояние стен и зоны выступления. На плечи правящего в то время императора Александра Севера легла абсолютная реставрация амфитеатра.

На арене Колизея каждый день проводились бои гладиаторов и сражения с диковинными животными: львами, тиграми, медведями. Но в 405 году император Гонорий издал запрет на гладиаторские бои, поскольку считал, что подобная жестокость противоречит уставам христианства.

Для того, чтобы разнообразить зрелище, было решено проводить на арене так называемые морские бои. Для этого центр театра заполнялся водой, на которой воссоздавались настоящие битвы с участием специально построенных для этих целей кораблей.

Многие века стены Колизея наблюдали за масштабными представлениями, до тех пор, пока Римская Империя не столкнулась с упадком и разорением. Так амфитеатр Флавиев ждало постепенное разрушение.

Самым значимым толчком для этого послужило землетрясение в середине XV века, которое основательно разрушило части стен и посадочных мест. Со временем и сами люди стали медленно разворовывать камни Колизея для своих нужд. В ход шли и уже обвалившиеся камни, и те, которые всё ещё держались на стенах. Даже папа Павел II позаимствовал кирпичи и куски мрамора для своего дворца.

Культ Колизея оставался значимым для итальянской истории. В середине XVIII века папа Бенедикт XIV инициировал установление в центре арены креста и ряда алтарей. Как дань христианам, павшим жертвами религиозного насилия. Однако эту идею не поддержали его последователи и спустя век крест убрали.

Сейчас исторически значимый Колизей Рим восстанавливает с особым усердием. У стен амфитеатра неустанно ведутся реставрационные и строительные работы, в ходе которых укрепляются стены и каменные ступени.

Колизей внутри

Внутри древнего сооружения находились сводчатые галереи, где зрители могли отдохнуть. Тут же торговали ремесленники. Кажется, что все арки одинаковые, но в действительности они расположены под разным углом и тени на них падают также по-разному.

Фото: Farbregas Hareluya / Shutterstock.com

Арки

Войти в амфитеатр можно было через арки, находящиеся на первом ярусе, а затем уже подняться на следующие ярусы по лестницам. Зрители рассаживались вокруг арены по периметру эллипса.

Ярусы

Первый ярус Колизея насчитывает 76 пролета, предназначенных для входа на стадион. До наших дней хорошо сохранилась римская нумерация над ними.

Помимо большого количества арок, отличительную особенность Колизея составляют многочисленные опоры разного стиля. Они служили не только для защиты от разрушения строения, но и облегчали вес всей конструкции.

В самом тяжелом нижнем ярусе размещаются полуколонны дорического ордера, на бетонном втором ярусе – колонны ионического стиля, на третьем ярусе находятся коринфские колонны с богато декорированными капителями.

Некоторые источники также говорят о том, что арки на втором и третьем ярусах были дополнены статуями, выполненными из белого мрамора. Хотя подтверждения этой версии нет, возможно, такое украшение было в проекте сооружения.

Веларий (навес из парусины)

На четвертом ярусе Колизея, который был построен немного позднее, находятся прямоугольные отверстия для каменных опор, на которых крепился специальный тент. Этот тент натягивался на 240 деревянных мачтах и предназначался для защиты зрителей от солнца и дождя.

Управлением навесом занимались матросы, специально обученные для этого. Общая численность матросов для натягивания тента составляла несколько тысяч человек.

Места для зрителей

Места для зрителей в амфитеатре располагались по иерархии. Ближе всего к арене сидели император и его приближенные, выше – представители городской власти. Еще выше располагались трибуны римских воителей — maenianum primum, а далее – трибуны для состоятельных граждан (maenianum secundum).

Затем следовали места для обычных людей. после которых рассаживались простые римские горожане. Однако, самые низшие сословия располагались еще выше, на последних рядах.

Отдельные места отводились для мальчиков с учителями, зарубежных гостей, солдат в увольнении.

Также при правлении Домициана добавили галерею на крыше Колизея, куда допускали женщин, рабов и наиболее бедных зрителей. Им приходилось стоять.

Арена

Поскольку арена имела эллиптическую форму, то это не позволяло гладиаторам или животным избежать смерти или ударов, укрывшись в углу. Доски на полу легко убирались перед морскими сражениями.

В подвале под ареной располагались камеры для рабов, а также клетки для животных. Также там находились служебные помещения.

Фото: SF photo / Shutterstock.com

У арены существовало два входа. Первый — «Ворота Триумфа» (Porta Triumphalis), предназначался для выхода гладиаторов и зверей на арену. Те гладиаторы, которые выигрывали сражение, возвращались через эти же ворота. А тех, кто проиграл, — уносили через «Ворота Либитины» (Porta Libitinaria), получившие имя в честь богини смерти.

Гипогей

Под ареной находилось глубокое подземное помещение (hypogeum). В современное время это помещение можно хорошо рассмотреть. Оно включает в себя двухуровневую систему клетей и тоннелей. Здесь содержались гладиаторы и животные.

Сцена была оснащена сложной системой поворотов и различных приспособлений для спецэффектов, многие из которых до наших дней не сохранились.

Для поднятия гладиаторов и животных на арену использовалась специальная система лифтов, состоящая из 80 вертикальных подъемников. Там была даже обнаружена гидравлическая система, позволявшая быстро опускать и поднимать арену.

Гипогей связывала сеть подземных тоннелей с любыми точками амфитеатра, также существовало много ходов за пределами Колизея. Гладиаторов и животных доставляли из расположенных неподалеку бараков. Кроме того, в подземелье существовал специальный ход для нужд императора и весталок.

Грандиозный амфитеатр античности

Когда смотришь на эту достопримечательность, попросту перехватывает дух: она до того огромна, что её размеры не могут не поражать. А потому понимаешь: амфитеатр Флавия действительно является новым чудом света.

Расположена эта грандиозная достопримечательность в столице Италии, в Риме, между Палатниским, Цилиевским и Эсквилинским холмами (точно узнать, где находится Колизей, можно сверившись с картой города). Возведён Колизей был неподалёку от Золотого дворца Нерона, вместо озера, в котором некогда плавали лебеди.

Появление

История Колизея в Риме, самого настоящего храма смерти, начинается в шестьдесят восьмом году, когда один из самых жестоких правителей древнего мира, Нерон, покончил с собой, вследствие чего началась Гражданская война, длившаяся около двух лет, в результате которой императором стал Тит Флавий Веспасиан.

Сделать это почти удалось: остался лишь дворец бывшего правителя, площадь которого вместе с находящимся возле него парком занимала около 120 га – и вопрос с ним надо было как-то решать. Это было сделано довольно оригинальным способом: в самом здании Веспасиан решил разместить различные учреждения, а пруд, находящийся возле дворца, приказал засыпать, и на его месте возвести уникальную достопримечательность – амфитеатр невиданных в свете размеров.

Хотя его задум народ воспринял на «ура», память о Нероне искоренить все же не удалось: несмотря на то, что официально новая арена именовалась амфитеатром Флавия, народ назвал его Колизей (от лат. слова громадный, колоссальный) – в честь огромной 35-ти метровой бронзовой статуи, которая при жизни Нерона находилась в вестибюле Золотого дворца, а потом была установлена недалеко от построенного храма смерти.

История Колизея

После смерти римского правителя Нерона и окончания 18-ти месячной гражданской войны к власти в 69 году пришел деятельный император Веспасиан, который хотел уничтожить все следы правления своего предшественника. Веспасиан разместил во дворце Нерона имперские учреждения, а на месте пруда с лебедями, находившимся рядом с Золотым дворцом, построил огромный цирк. Это было продуманное решение, в соответствии с которым на земле жестокого и деспотичного Нерона был построен громадный амфитеатр для всего народа.

Первоначально исторический памятник назывался амфитеатром Флабиев по родовому имени императора, а современное название ему присвоено в VIII веке и происходит от латинского слова  colosseus, что означает громадный или колоссальный. Правда здесь ученые расходятся во мнении, но большая их часть предполагает, что название Колизей произошло не от больших размеров амфитеатра, а из-за огромной бронзовой скульптуры императора Нерона, которую он сам себе поставил в своем Золотом дворце.

Строительство велось 8 лет и было завершено в 80 году. Амфитеатр вмещал 50 000 человек, а игры в честь его открытия длились непрерывно 100 дней, во время которых проходили бои гладиаторов, звериные травли и морские сражения. В результате этих побоищ 2000 гладиаторов и 5000 зверей растерзали друг друга.

В 248 году при императоре Филиппе в Колизее прошло большое представление в честь празднования тысячелетия Рима.

В это время в Римской империи распространяется христианство, но вопреки сложившемуся мнению, что христиан казнили в Колизее, последние исследования показали, что это всего лишь миф, распространённый католической церковью в последующие годы.

В 405 году император Ганорий запретил гладиаторские бои, как несоответствующие духу этой религии. Не смотря на запрет, кровавые зрелища продолжались еще более 100 лет и прекратились лишь после смерти короля Теодориха Великого в 526 году.

С этого дня началось трагическое для Колизея время — запустение во время нашествия варваров и обвалы в результате землетрясения в 1349 году. После этих разрушений Колизей стали разбирать на части, причем уносили не только обвалившиеся камни, но и специально отколотые части строения, из которых сооружали дворцы. Это был узаконенный грабеж, в результате которого Колизей был превращен в каменоломню. А при папе Клименте IX на территории амфитеатра была устроена фабрика по добыче селитры.

Забота об амфитеатре впервые была проявлена в 1750 году римским папой Бенедиктом XIV, приказавшим прекратить это безобразие. Он велел установить в центре амфитеатра крест и алтари в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Следующие за ним папы также проявляли заботу об историческом памятнике — укрепляли и исправляли грозившие разрушиться части.

И хотя амфитеатр был сильно обезображен, в то время значительная его часть была сохранена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector