Колизей в риме или амфитеатр флавиев
Содержание:
Колизей внутри
Пол арены, который до наших дней не сохранился, был выполнен наполовину из каменной кладки и из дерева. Он был полностью покрыт песком, служившим для впитывания крови, пролитой людьми и животными во время боев. Подземная часть, которая сейчас оказалась открытой, была в те времена темной, освещаемой только факелами и керосиновыми лампами. Имелись различные служебные помещения, в том числе камеры приговоренных к смертной казни, клетки для зверей, комнаты для бойцов, где гладиаторы готовились к выходу на арену, кладовые для хранения оружия и сценического оборудования.
Колизей, вид сверху
Нужно думать, что в дни представлений этот темный лабиринт пересекали сотни людей (гладиаторы, обслуживающий персонал, организаторы). Все помещения были соединены сложной системой проходов и туннелей: по широкому центральному проходу, пересекающему главную ось, было проложено 12 извилистых коридоров. Восемьдесят подъемников с эффективной системой противовесов, позволили обслуживающему персоналу выходить на арену и быстро менять декорации.
Амфитеатр Флавия или Колизей. Вид на арену
Секторы
Публика Колизея была защищена сложной системой безопасности. Арена была фактически окружена высокой стеной, или подиумом, около 4 метров, украшенной нишами и мрамором с высокой защитной сеткой. В верхней части подиума серия барьеров не позволяла животным забраться и перепрыгнуть ограждение. Внутри зрительные места были разделены на пять концентрических горизонтальных секторов (maeniana), предназначенных для разных категорий аудитории, соединенных между собой радиальными лестницами. В нижнем секторе, ближе всего к арене, с широкими, низкими ступеньками и элегантными деревянными креслами, находились места для сенаторов и их семей.
Амфитеатр Флавия или Колизей. Секторы
Императорская трибуна с северной стороны предназначалась для императора, консулов и весталок. На противоположном конце находилась вторая почётная ложа, для остальных высокопоставленных лиц. Затем следовал первый горизонтальный сектор (maenianum primum), второй горизонтальный сектор (maenianum secundum), разделённые, в свою очередь, на нижний (imum) и верхний (summum), и верхний сектор. Последний был частью колонного портика, венчавшего зрительные ряды, и имел около одиннадцати деревянных ступеней. Здесь находились места для женщин, так как им запрещалось смешиваться со зрителями противоположного пола.
Амфитеатр Флавия или Колизей. 72-76 гг до н.э. Рим
Колизей — римский амфитеатр
Строительство Колизея началось в 72 году по велению императора Тита Флавия Веспасиана. Этот правитель считается одним из самых лучших в истории Римской Империи. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Деньги не пахнут».
Придя к власти, Веспасиан сделал всё возможное, дабы развеять культ своего предшественника — императора Нерона, и восстановить империю после десятилетий войны. Он всеми силами стремился поднять экономику государства. Но когда среди подданных пошли разговоры о его чрезмерной жадности, Веспасиан подошёл к вопросу с другой стороны: решил дать римлянами хлеба и зрелищ.
На деньги, полученные в ходе завоеваний, он отстроил Капитолий и поручил своим архитекторам создать Колизей — амфитеатр, в котором все сословия смогут наслаждаться яркими представлениями.
Видео — Исторические факты о римском Колизее
Дворец Нерона был отдан под общественные нужды, а находящийся рядом пруд засыпали, соорудив на нём каменный фундамент. С этого момента и началось легендарное строительство.
Добывать необходимые материалы и строить арену направили около миллиона рабов из Иудеи. Под руководством ведущих архитекторов и инженеров Империи закипела работа.
Строительство Колизея велось в три этапа. При Веспасиане, в 72-79 годах, были возведены стены, ступени и сама арена. Ярусы посадочных мест были поделены на четыре уровня. На первых рядах, названных парапетом, сидели представители императорской семьи и высшей знати. Им были отведены первые 20 рядов. Второй ярус, в 16 рядов, занимали граждане Рима. Третий ярус, который был ограждён стеной, предназначался для низшего сословия.
После кончины Веспасиана, главой Рима стал его сын — император Тит, который за год завершил проект. На стенах Колизея были установлены сваи. Во время представлений возле них сидели матросы императорского флота. Их задача заключалась в том, чтобы натягивать тент над ареной, когда было слишком жарко или шел дождь. Именно Тит нарек Колизей амфитеатром Флавиевым.
Через год Тит умер и на трон взошел второй сын — Домициан. При его содействии был достроен верхний ярус, на котором стояли рабы, женщины и нищие. И именно Домициану принадлежит идея гипогеума — подземных ходов под ареной.
В III веке арену охватил сильнейший пожар, изрядно испортивший состояние стен и зоны выступления. На плечи правящего в то время императора Александра Севера легла абсолютная реставрация амфитеатра.
На арене Колизея каждый день проводились бои гладиаторов и сражения с диковинными животными: львами, тиграми, медведями. Но в 405 году император Гонорий издал запрет на гладиаторские бои, поскольку считал, что подобная жестокость противоречит уставам христианства.
Для того, чтобы разнообразить зрелище, было решено проводить на арене так называемые морские бои. Для этого центр театра заполнялся водой, на которой воссоздавались настоящие битвы с участием специально построенных для этих целей кораблей.
Многие века стены Колизея наблюдали за масштабными представлениями, до тех пор, пока Римская Империя не столкнулась с упадком и разорением. Так амфитеатр Флавиев ждало постепенное разрушение.
Самым значимым толчком для этого послужило землетрясение в середине XV века, которое основательно разрушило части стен и посадочных мест. Со временем и сами люди стали медленно разворовывать камни Колизея для своих нужд. В ход шли и уже обвалившиеся камни, и те, которые всё ещё держались на стенах. Даже папа Павел II позаимствовал кирпичи и куски мрамора для своего дворца.
Культ Колизея оставался значимым для итальянской истории. В середине XVIII века папа Бенедикт XIV инициировал установление в центре арены креста и ряда алтарей. Как дань христианам, павшим жертвами религиозного насилия. Однако эту идею не поддержали его последователи и спустя век крест убрали.
Сейчас исторически значимый Колизей Рим восстанавливает с особым усердием. У стен амфитеатра неустанно ведутся реставрационные и строительные работы, в ходе которых укрепляются стены и каменные ступени.
Архитектура Колизея
Для строительства Римского амфитеатра была выбрана низина между тремя городскими холмами — Палатином, Эсквилином и Целием. Колизей расположен на месте засыпанного пруда, входившего когда-то в состав грандиозного по масштабам комплекса Золотого дома Нерона, занимавшего, в свое время, площадь в 120 га и разрушенного в знак избавления римлян от тирана.
В плане конструкция Колизея представляет собой эллипс с размерами:
- арены — 53,62 на 187,77 м;
- амфитеатра — 155,64 на 187,77 м;
- наружного периметра — 524 м;
- стен по высоте — до 50 м;
- фундамента по толщине- 13 м.
Арену Колизея окружают ступенчатые трибуны, прорезанные равномерно размещенными 80 входами/выходами и поддерживаемые массивными, радиально расположенными стенами. Такое конструктивное решение позволяло в течение 15 минут полностью заполнить зрительские места и за 5–7 минут покинуть амфитеатр в случае экстренной необходимости. Причем — без столпотворения и с учетом огромной вместимости объекта, составлявшей более 50 000 человек (по некоторым источникам — до 75 000).
Колизей внутри, Екатерина
Все увеселительные мероприятия происходили на центральной арене Амфитеатра Флавиев. Зрители занимали трибуны в соответствии со своим статусом. На нижних уровнях усаживались влиятельные и знатные римляне — император со своей семьей, сенаторы и весталки (привилегированные жрицы богини Весты). Самые верхние ряды доставались представителям низшего сословия. До своих мест им приходилось подниматься пешком, преодолевая высокие ступени. Подземная часть Колизея в Риме предназначалась для проживания гладиаторов и содержания животных. Рядом с камерами и клетками находились служебные помещения.
Фасад Колизея представляет собой три ряда аркад с венчающим их двухметровым антаблементом. Высота арок составляет около 7 метров, а ширина — 4,2 метра. В каждой из них во втором и третьем ярусе когда-то стояли величественные статуи.
Защитится от жаркого солнца и дождя помогали натягиваемые над трибунами и ареной специальные тенты.
Посетить Колизей в Риме:
Колизей — один из самых посещаемых памятников в Италии, так что очереди на вход тут ОГРОМНЫЕ! Можно их избежать, купив билет онлайн. И тут это действительно того стоит!
Время работы колизея:
- Открытие — 8:30
- Закрытие:
- с последнего воскресенья октября по 15 февраля: последний вход15:30 и выход 16:30,
- с 16 февраля по 15 марта: последний вход 16:00 и выход 17:00;
- с 16 марта в последнюю субботу марта: последний вход 16:30, последний выход 17:30
- с последнего воскресенья марта по 31 августа: последний вход 18:15, закрытие 19:15
- с 1 сентября по 30 сентября: последний вход 18:00 , выход 19:00;
- с 1 октября в последнюю субботу октября: последний вход с 17:30, выход 18:30.
- Закрыто 1 января 1 мая и 25 декабря
Билеты в Колизей Рима:
Билет можно также приобрести в кассах Палатина по адресу Via di San Gregorio n. 30, или Piazza Santa Maria Nova 53 (200 метров от Колизея); билет также включает посещение Римского Форума и Палатина.
- Полный тариф: 12,00 €
- Льготный тариф: 7,50€, для резидентов ЕС в возрасте от 18 до 24 лет, а также для учителей Европейского Союза;
Бронирование билетов онлайн:
- заказ билетов: +2.00 €.
- Тел +39.06.39967700 (понедельник-пятница 9-18, суббота 9-14)
- Coopculture
Строительство Колизея
Строительство Колизея начал в 72 гoду Веспасиан, родоначальник династии Флавиев. Фундамент амфитеатра был заложен на мecте пруда в садах Зoлoтого дома, грандиозного дворца Нерона. В 80 гoду импepатор Тит, сын Веспасиана, торжественно открыл амфитеатр, устроив празднества, кoтopые продолжались в течение 100 дней. На арене Колизея в Риме погибло множество гладиаторов и более 9000 зверей. Строительство окончательно завершилось при втopом сыне Веспасиана Домициане.
Архитектура Колизея
В плaнe Колизей представляет собой эллипс, общая длина eгo стeн — 527 м. Стeны высотой 50 м делятся на 4 яруса. Три нижних — аркады с полуколоннами разных ордеров: на пepвом ярусе мы видим тосканский ордер, на втopом — ионический, на тpeтьем — коринфский.
Трибуны, кoтopые могли вмecтить до 50 000 человeк, разделены на 80 секторов, с отдельными вxoдами и лестницами для каждого сектора. Зрители могли быстро занимать и покидать мecта, чтo позволяло избегать давки. Специальный тент, велариум, крепежи для кoтopого частично сохpaнились на верхнем ярусе, защищал зрителей от непогoды.
В цeнтpе римского колизея нaxoдится арена для боев, окруженная четырехметровой стeной. Пол арены практически не сохpaнился, и блaгoдapя этoму мoжнo yвидeть сложную двухуровневую систему подземных туннелей. Здecь гладиаторы и животные в специальных камерах ждали cвoeго выхода на арену.
История Колизея в Риме
В Средние вeка Колизей использовался как феодaльный замок. С XII вeка амфитеатр стaл для гopoда каменоломней: из каменных блоков были пoстpoeны двадцать три дoма для знaтных римлян, в XIV—XV вeках — шесть церквей, в 1495 гoду из материала Колизея пocтроили папскую канцелярию, в XVI вeке — мосты, в 1704 гoду камень использовали для пocтройки гавани. Наконец, в 1749 гoду папа Бенедикт IV освятил амфитеатр в память о мучениках-xpиcтианах, убитых на eгo арене. Это помогло спасти сооружение от окончательного уничтoжения. Oднaкo совpeменные историки все чаще высказывают сомнения в том, чтo в Колизее погибали xpиcтиане, во всяком случае, упоминания об этoм пoявляются только с XVII вeка.
Главная > Италия > Рим > Посмотреть > Достопримечательности Рима
История создания Колизея в Риме
История амфитеатра крайне интересна, потому что это было не обычное строительство достопримечательности для увеселения народа, у этого места есть целая предыстория.
Предыстория строительства
Всё началось с правления императора Нерона. В первую половину царствования правитель показал себя с отличной стороны по отношению к народу. Он уменьшил налоги с 4,5% до 2,5%, успешно боролся с коррупцией и часто устраивал увеселительные мероприятия.
Но всё изменилось во вторую половину правления: Нерон после смерти своего наставника озлобился, наступил период деспотии и произвола. Начались гонения христиан, сотни необоснованных казней, а апогеем стал Великий пожар Рима в 64 году н. э.
К. Пилоти «Нерон смотрит на горящий Рим»
Если вкратце, то этот пожар полностью опустошил 4 из 14 кварталов Рима и нанёс огромный ущерб ещё 7. Тогда и поползли слухи о том, что это Нерон приказал сделать поджог.
Всё дело в том, что император давно хотел построить дворец в самом центре Рима, но там уже стояли жилые дома, лавки и исторические здания. Люди были против того, чтобы всё сносить, а пожар сильно помог бы императору.
К тому же за несколько дней до пожара Нерон уехал в городок Анций в 60 километрах от Рима.
Выглядело это очень подозрительно, а через несколько лет император всё-таки заложил дворец, который хотел возвести, но не закончил строительство до конца.
Дворец получил название «Золотой дом Нерона»
А не завершил из-за восстания против него.
Восстановление Рима после пожара, строительство дворца для Нерона, чума, которая прошла по городу в те годы – эти события буквально уничтожили веру народа в императора.
В 68 году н. э. поднялось восстание и, после неудачных попыток его остановить, Нерон покончил жизнь самоубийством.
Строительство Колизея в Риме
Спустя почти 2 лет гражданской войны на трон взошёл военачальник Тит Флавий Веспасиан. Одним из первых указов Веспасиана был разрушить дворец Нерона и построить то, что успокоит разгневанный народ – никому не нужны были новые восстания.
Этим успокоителем и стал Колизей.
Амфитеатр заложили в 72 году на месте, где располагался пруд Золотого дома Нерона. Для строительства привлекли 100 тысяч рабов, захваченных после войны с Иудеей. Кстати, именно в этой войне Веспасиан разрушил Иерусалимский храм, от которой осталась знаменитая Стена Плача.
Колизей строили 8 лет, с 72 по 80 год н. э.
Откуда появилось название Колизея
Первоначальное название было амфитеатр Флавиев в честь династии императоров Флавиев, которые заложили и построили Великую арену. Так его именовали больше 6 веков.
Современное название Колизей получил только в VIII веке. Наиболее правдивая теория гласит, что люди называли арену в честь 35-метровой скульптуры императора Нерона, выполненная в виде бога Солнца – Гелиоса.
Такая же статуя Гелиоса была среди 7 чудес Света, это был Колосс Родосский.
Отсюда и пошло: Colosso (Колосс) → Colosseo (Колизей).
Сегодня статуя давно исчезла, и никто не знает где она.
Зато сейчас возле амфитеатра можно увидеть первоначальный постамент статуи Нерона
Общая архитектура
Архитектура Колизея изображает яйцевидную плоскость, то есть в форме яйца. Это эллипс с несколькими центрами, но по общему виду он довольно близок к овальной плоскости.
Самая длинная длина составляет 187,75 м, а ширина-155,60 м, при постоянной высоте 50,75 м. Он состоит из блока амфитеатра, окружающего арену, окруженную фасадом, который идет вокруг. Здесь четыре этажа.
Схема рядов.
Пространство между амфитеатром и фасадом состоит из двух смежных круглых коридоров на этаже.
Фасад и внутренние коридоры пронизаны 80 арками больших размеров, сводчатыми полукруглыми арками, отделенными друг от друга украшенными полуколоннами. Эта последовательность арок существует только на первых трех уровнях, четвертый, задний, представляет собой сплошную стену, произведение архитектуры, которое называется “чердак” и которое пронизано маленькими прямоугольными окнами в ритме аркады из двух.
Наверху есть каменная установка для поддержания циновки вертикально повторенной 240 раз, эта установка образовала корону из вертикальных столбов, между которыми мы могли бы растянуть холст: велариум.
Трибуны были расставлены вдоль изгиба амфитеатра.
Ближайшие к арене сиденья были высотой 3 метра, а разделявшая их стена называлась трибуной.
От первого ряда до последнего мы пересекаем 7 концентрических колец, которые становятся все больше и больше по мере того, как мы поднимаемся по этажам. Эти кольца составляют структуру здания, они опираются на арки, разгруженные стенами из камней, которые перпендикулярны им.
Чем выше вы поднимаетесь по этажам, тем выше кривая высоты увеличивает свой коэффициент: это означает, что чем выше вы находитесь, тем больше вы “выше” человека впереди, в то время как ниже, мы скорее “позади” этого человека.
Средневековый Колизей
Печальные времена для Амфитеатра Флавиев наступили с приходом варваров. Арена превратилась в кладбище, а сводчатые аркады стали частью мастерских и жилых помещений. В XI—XII вв. каменное сооружение превратилось в настоящую крепость, в которой скрывались представители знатных римских семей. Однако в первой половине XIV века Колизей вынужденно был отдан в распоряжение императору Священной римской империи Генриху VII. Тот, в свою очередь, вернул сооружение народу.
Частичное обрушение Амфитеатра произошло в результате мощного землетрясения, случившегося в 1349 году. Вывалившимся камням быстро нашли применение в качестве строительного материала для дворцов, а когда груда закончилась, приступили к дальнейшему разрушению массивных стен. Травертин растаскивали благородные семейства, кардиналы и даже папы римские. Когда и почему закончилось это массовое безумство, достоверно неизвестно, но оно оставило свой глубокий след — сооружение приобрело обезображенные формы.
Картина Bernardo Bellotto «Колизей и арка Константина Рим» — 1742 г., commons.wikimedia.org
Охота на животных
Не менее популярной в Колизее была охота на животных. Она проводилась в первой половине дня и была своеобразной прелюдией к гладиаторским боям вечером.
Эти представления были единственной возможностью для многих граждан увидеть редкие для них виды животных, которых специально отлавливали в разных уголках римской империи и не только. Среди них были:
- львы;
- тигры;
- слоны;
- быки;
- медведи;
- крокодилы;
- носороги и другие.
Высота ограждения арены от зрителей увеличивалась до пяти метров для безопасности последних. А для большего интереса организаторы выставляли смешанные пары. Например, питона против медведя, медведя против тюленя, льва против крокодила. Но можно было увидеть и классические схватки — льва против тигра.
Другой разновидностью состязаний были бои людей против животных. Борцов снаряжали копьем и выпускали на арену.
Интересные факты
Декорации боев и использование первого лифта в истории
Внутри арены Колизея и подвальных помещений действовала первая в истории система лифтов. Чередующиеся коридоры подземных туннелей были четко закреплены за отдельными людьми — декораторами, которые выстраивали смертельное шоу для римских аристократов.
Женские бои
В 63 г. н. э. императором Нероном был выпущен указ, о разрешении участвовать в гладиаторских боях женщинам — римлянкам, мечтающим попасть на арену и приобрести славу. Поццуоли превратил в гладиаторов и несвободных рабынь (эфиопок). После 89 г. н. э. в сражениях начинают участвовать карлики.
Поклонение дьяволу
Официальное название «Амфитеатр Флавиев» позднее сменилось на «Колизей», в честь 35 метровой бронзовой статуи Нерона, так считается. Существует другая версия, менее известная. До XIV в. античная арена использовалась язычниками для идолопоклонничества, и была местом проведения магических ритуалов во имя сатаны. Согласно этой версии, название «Колизей» произошло от краткого латинского «Colis Eum?», что означает «Служите вы Ему?», то есть дьяволу.
На 15 метров ниже
Земля возле «театра смерти» Древнего Рима находится на том же уровне, как и 2600 лет назад. Ежегодно прирост отложений составляет 76 миллиметров. Поэтому уровень нового города выше окрестностей Колизея на 8-15 метров. Обходя его, стоит помнить, что именно по этим камням ступали гладиаторы Древнего Рима, по этим дорогам проезжали императоры на колесницах.
Стоимость постройки
Неизвестна точная сумма, которую потратили на строительство Колизея. Доподлинно известно, что ресурсы черпались из продаж военных трофеев, рабов. В 1756 г. были проведены примерные расчеты стоимости внешней стены. Если пересчитывать на современные деньги, то сумма составляет 45 млн €. И это только небольшая часть полной стоимости. Сложно представить, сколько средств было вложено в строительство Колизея.
Съемки в Голливуде
Фрагмент фильма
Колизей был местом съемок большого количества кинолент. В 2000 г. в свет вышел голливудский исторический фильм «Гладиатор», принесший большую известность римской достопримечательности, которая резко увеличила поток туристов.
Колизей был частично восстановлен
В 2013 г. миллиардер Диего Делла Валле вкладывает 33 млрд долларов на восстановление Колизея:
- очистку мрамора;
- реконструкцию кирпичных стен;
- строительство туристического центра и кафе.
Итальянское Министерство культуры одобрило план по восстановлению амфитеатра до его состояния XVIII в. Планировалось накрыть подземные тоннели, заменить металлические перила и восстановить арки. Частичная реставрация Колизея завершена в январе 2016 г.
Реставрация амфитеатра
Гладиаторы
Гладиаторами были заключенные, преступники, рабы или добровольцы, которые получали плату за битвы на арене. Есть сведения, что и император Комод тешил себя, выходя на арену вместе с гладиаторами. Как свидетельствуют историки, Комод провел 735 боев.
Считается, что гладиаторы появились как продолжение традиций этрусков (народ, который населял район нынешней Тосканы в 1 тысячелетии до н.э.). Этруски выставляли преступников и заключенных сражаться на церемониях погребения, чтя таким образом память умершего. Это был обряд человеческого жертвоприношения. Бывали случаи, когда этруски могли совершать самопожертвование.
Если поначалу преступники сражались на аренах как могли, то впоследствии к гладиаторам стали подходить более профессионально. На территории Древнего Рима появились гладиаторские школы – лудусы, где воины тренировались по 12 – 14 часов в день в умении владеть разными видами оружия, наносить смертельные удары, проливать кровь, не причиняя при этом противнику особого вреда, защищаться. На подготовку профессионального гладиатора уходили годы, и не каждый из них выдерживал столь жесткий режим тренировок.
Сражаться на арене было престижно, и те, кто успешно делал это, получали высокое вознаграждение. Сравним, это вознаграждение могло равняться годовому доходу солдата римской армии. Гладиатор, вызывавший восторг и обожание толпы, получал специальный венок, а его имя увековечивалось. Успешные рабы-гладиаторы получали свободу. Знаком свободы был деревянный меч, называвшийся рудием. На рудии были выгравированы имя бойца и его победы. Получившие свободу гладиаторы по-прежнему занимались своим ремеслом, которому они посвятили столько часов тренировок. Да и ничего другого они делать не умели. Кто-то становился тренером в тех же лудусах, кто-то записывался наемником в армию.
Как проводились гладиаторские бои в Колизее
Ужасный факт: за всё время существования Колизея на его арене было убито около 1 миллиона животных и почти 500 тысяч людей.
Как только амфитеатр открылся, император провел праздник и объявил 100 дней гладиаторских сражений. За это время погибли более 9 тысяч животных и 2 тысяч человек.
Спустя 30 лет, император Траян провел 123 дня игр, в которых погибли ещё тысячи людей и животных.
Диких зверей везли сюда со всей Римской империи: от львов, тигров и медведей до лошадей, страусов, носорогов и крокодилов.
Спрос на животных за сотни лет существования Колизей был настолько велик, что некоторые звери полностью исчезли из естественной среды обитания. В итоге это приводило к вымиранию целых видов.
Бой гладиаторов
Однако не стоит сильно драматизировать события, которые происходили на арене. Для римлян эти представления были скорее как спорт, а гладиаторы для них были как спортивные звёзды для нас.
Многие гладиаторы шли на арену добровольно, чтобы обрести деньги и славу.
Морские бои в Колизее
Одним из самых захватывающих зрелищ были морские бои. Они проводились прямо на арене, предварительно заполненной водой.
Чтобы наполнить арену водой был построен водный канал к реке Тибр, в таком состоянии арена заполнялась максимум за день. Затем на воду спускали корабли и начинались кровавые битвы.
Пушек тогда не существовало, поэтому в этих боях использовали тараны, луки и абордажи.
Короткое видео о том, как происходили морские сражения:
После распространения христианства схватки между гладиаторами запретили в 404 году. Но бои гладиаторов против животных проводились до конца VI века.
Когда бои прекратились, амфитеатр утратил первоначальное предназначение и впредь использовался как угодно: конюшни, склады, место для бездомных – всё это было на месте бывшей арены.
Колизей в наше время
В настоящее время Колизей охраняется и изучается мировым научным сообществом. Находятся новые исторические артефакты, проливающие свет на историю строительства амфитеатра.
Каждый камень этого грандиозного памятника является объектом ЮНЕСКО и тщательно охраняется 24 часа в сутки.
Предпринимаются меры по реставрации здания, страдающего от загрязнений и интенсивного движения. Вибрации, создаваемые оживленным движением на автомобильной дороге, разрушительно сказываются на состоянии памятника.
Правительство Рима хорошо осознает символическую и знаковую роль Колизея в массовом сознании человечества. Веками ассоциирующийся с жестокостью и смертью, Колизей силами римских властей постепенно меняет свой имидж. Так, с 2000 года принято менять цвет ночной подсветки амфитеатра каждый раз, когда в мире отменяется смертная казнь или какой-либо смертный приговор не приводится в действие.
Колизей по-прежнему считается памятником истории христианства, каждую Страстную пятницу здесь проходит крестный ход, объединяющий сотни тысяч верующих христиан.
В 2007 году по результатам голосования Колизей оказался в списке Семи новых чудес света. Заслуженное место в этом перечне он занял почти сразу после начала голосования.