Мировая транспортная система: общая характеристика и значение в мировой экономике

Введение

Транспорт – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Российской Федерации. Его эффективное функционирование, с одной стороны, является необходимым условием жизнедеятельности экономического комплекса и социальной сферы. С другой стороны, экономика и общество формируют «общественный заказ» на развитие транспортной системы, которая по своим свойствам должна отвечать заданным потребностям потребителей транспортных услуг.

В условиях экономического роста транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а, в первую очередь как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Его устойчивое развитие является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности и национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

Транспортный комплекс – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры и сферы услуг любого города. Устойчивое и эффективное функционирование, динамичное развитие и сбалансированность транспортного комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения.

Все вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы исследования, цель которого заключается в изучении организации транспортного комплекса города и определении его эффективности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть структуру городского транспортного комплекса;
  • проанализировать организацию управления транспортным комплексом города;
  • исследовать особенности рынка транспортных услуг и проблемы транспортного комплекса города.

Объектом исследования настоящей работы является транспортный комплекс города.

Предметом исследования выступает организация транспортного комплекса города.

История поезда

Первые в истории рельсовые дороги появились ещё в Древней Греции. Это были тележки, которые перемещались по углублениям в дороге. Тащили эти телеги рабы.

Новые рельсовые дороги стали появляться лишь в XIV в. на территории Германии. Рельсы у них часто были деревянные, а грузы (в основном это был уголь) перевозились с помощью животных. Постепенно с развитием промышленности рельса стали изготавливать из железа. Первая дорога с железными рельсами появилась в 1758 г. в Англии, причем она до сих пор используется для пассажирских перевозок.

Историческое фото паровоза

В 1804 г. был впервые продемонстрирован паровоз – устройство, которое могла двигать вагоны по дороге за счет парового двигателя. Но лишь в 1830 г. была построена первая междугородная железная дорога, после чего последовал настоящий бум железнодорожного строительства.

Следующий важный шаг в развитии этого вида транспорта – его электрификация. Поезда стали получать электричество от электростанций через провода и контактные рельсы, то есть паровой двигатель им был не нужен. На смену паровозу пришел электровоз. Впервые передача электричества на движущийся состав была произведена в 1881 г. В результате не только выросли скорости движения по железной дороге, но и появились новые виды транспорта – трамвай и метрополитен.

Современный скоростной поезд

Параллельно с электровозом появился и тепловоз – это локомотив, использующий дизельное топливо для получения энергии. Во второй половине XX в. стали появляться поездка на магнитной подушке. Они не касаются рельс и способны развивать огромную скорость.

Медельинские гондолы, Колумбия

Сложный рельеф может привести к гигантским пробкам, а отсутствие нормального общественного транспорта может существенно осложнить жизнь — добираться от одного конца города до другого придётся долго.

Медельин в Колумбии — как раз одно из таких мест: город расположен на крутых склонах, и любому транспорту придётся катить вверх и вниз по крутым холмам. Горок много, дороги плохие, так что автомобильный транспорт был не слишком эффективен — чтобы добраться от окраин до центра, требовалось от двух до двух с половиной часов.

Так было, пока не появились гондолы, которые связывают отдалённые районы города друг с другом и сокращают время проезда с одного конца города до другого.

Kolelinio

Верьте или нет, но перемещение на тарзанках вполне может стать реальностью с Kolelinio, концептом, который представил Мартин Ангелов на конференции TEDx в Салониках в 2010 году. Ангелов показал сеть проводов, пересекающих небо, с помощью которых люди с легкостью смогут передвигаться с места на место. Как отмечает дизайнер, нас возят машины, которые весят в 20 раз больше наших тел, а наши дороги слишком дороги.

С этим можно покончить, а также существенно озеленить транспортную инфраструктуру. Путешественники, использующие Kolelinio, будут закреплять себя в специальных креслах, которые будут перевозить их на проводах, оставаясь ближе к земле в пешеходных зонах и поднимаясь выше в районах с активным движением.

Есть, однако, и несколько недостатков. Kolelinio не предлагает никакой защиты от плохой погоды, не подходит людям с боязнью высоты и поднимает ряд вопросов о безопасности. Тем не менее это весьма инновационная идея и будем надеяться, что найдется кто-то, кто воплотит идею в жизнь.

SkyTrain в Ванкувере, Канада

SkyTrain в Ванкувере был создан, чтобы уменьшить наземное движение в городе. Полностью автоматизированные сверхскоростные линии монорельса проходят по нескольким районам Ванкувера. Этот транспорт можно назвать сверхточным. Популярность его постоянно растёт, и есть опасения, что вскоре SkyTrain не сможет удовлетворить весь спрос.

Нажмите, чтобы увеличить

SkyTrain — отличный пример того, как общественный транспорт может преобразовать город: вокруг станций селится множество людей и строится множество магазинов, торговых центров и прочих объектов городской инфраструктуры.

§ 27. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА МИРА

Роль транспорта в мировом хозяйстве. Транспорт представляет ведущую отрасль в сфере услуг, которая обеспечивает производственные связи, перевозку грузов, пассажиров, информации, энергии от места к месту, из одного региона (страны) в другой регион (страну). Уровень развития транспорта определяется уровнем социально-экономического развития страны и зависит от размеров территории, степени её освоенности, участия страны в МГРТ.

Транспорт представляет сложную систему, включающую следующие обязательные элементы: 1) инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, каналы, трубопроводы); 2) терминалы (железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, морские и речные порты); 3) средства передвижения; 4) транспортные компании.

По преобладанию перемещаемых элементов транспорт делится на грузовой и пассажирский. По технологии перемещения различают: 1) наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой); 2) водный (морской, внутренний водный); 3) воздушный (авиационный) транспорт.

В структуре грузооборота мира ведущее место принадлежит водному транспорту, на долю которого приходится 62 % перевозок. Возрастает доля трубопроводного транспорта, которая составляет 13 %. Доля железнодорожного транспорта сократилась до 11 %. Такая же доля приходится на автомобильный транспорт. Доля воздушного транспорта в грузоперевозках составляет 3 %.

В структуре пассажирооборота 80 % всех перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Возрастает роль воздушного транспорта, доля которого увеличилась до 10 %, доля железнодорожного транспорта остаётся устойчивой — в пределах 10 %.

Новейшими тенденциями в развитии транспорта мира являются: 1) усиление безопасности перевозок, надёжности доставки грузов и требований по срокам доставки («точно в срок» — just-in-time); 2) рост доли транспортировки готовых изделий и высокотехнологичных товаров; 3) формирование контейнерной системы; 4) формирование транспортных коридоров; 5) развитие интермодальных перевозок (использование нескольких видов транспорта без перегрузки в другую грузовую ёмкость); 6) создание персонального беспилотного транспорта (рис. 187).

Транспортная система мира представляет совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми отношениями.

Другим группам посвящается

Железные дороги, бывшие несколько десятилетий тому назад вершиной прогресса, в настоящее время постепенно уступают свои позиции и оттесняются все дальше на задворки мировой транспортной системы

Это не отменяет важности такой категории ТС, ведь длительность ж/д путей в мире оценивается в более чем 13 миллионов километров

Для этого элемента ТС характерна существенная неоднородность. Большая часть инфраструктуры построена в развитых державах, а в развивающихся уровень низкий. Немало есть таких стран, где ж/д пути отсутствуют в принципе. Наиболее длинными железными дорогами в настоящее время располагают:

  • РФ;
  • США;
  • КНР;
  • Канада;
  • Индия;
  • ФРГ.

Водный транспорт

Морской — из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Велогород

Не просто так в Амстердаме большинство передвигаются на велосипедах

Было бы круто ездить на велосипеде каждый день, но для многих людей такие поездки не стоят затраченных усилий. Что ж, американцы нашли способ облегчить и это сверхсложное занятие. В 2006 году в Торонто были обнародованы планы по созданию «высокоскоростной, всесезонной, экологически чистой и сверхтихой транзитной системы, которая сделает людей здоровее». Почти велосипедная дорожка на стероидах. Разработка архитектора из Торонто Криса Хардвика представляет собой трехполосную трубу для велосипедов. Труба разделена по направлениям, позволяя воздуху создавать попутный ветер. Эффективность велосипедистов увеличится на 90% и они смогут разогнаться до 50 км/ч. Велогород (Velo-city, так называется проект) идеально будет работать и в холодных условиях, поскольку велосипедисты внутри трубы будут защищены от плохой погоды.

Когда идея была предложена, она всколыхнула массы, однако в конечном счете проект списали из-за недостатка финансирования. Однако его не забыли. Возможно, в будущем мы сможем тоже покататься.

Морской транспорт

Морской транспорт лидирует в грузовых перевозках уже давно. Самое популярное движение происходит по Атлантическому океану. Суэцкий и Панамский каналы существенно сокращают морские пути, поэтому также играют важную роль в общей морской сети. Лишь пятая часть всех морских перевозок производится в рамках одной страны, остальные — международные. Факты о морском транспорте:

  • в морских перевозках участвует 160 стран;
  • в связи с низкими налогами самый крупный тоннажный флот имеют Панама и Либерия;
  • крупнейшие торговые флота — в Японии, Норвегии, США, Греции, России, Китае;
  • самые большие порты — в Шанхае, Сингапуре, Роттердаме.

Виды транспорта

Что касается видов транспорта, основными видами транспорта являются воздушный , автомобильный , водный и железнодорожный . Каждая форма имеет свою стоимость, связанную со «скоростью движения», на которую влияют трение, место происхождения и пункт назначения. Суда обычно используются для перевозки большого количества товаров. Морские перевозки позволяют перевозить больше грузов по всему миру по более низкой цене. Для перемещающихся людей, которые предпочитают минимизировать время в пути и максимизировать комфорт и удобство, наиболее часто используются дорожный и воздушный режим. Железная дорога часто используется для перевозки грузов вдали от воды. Железные дороги также могут быть транспортным средством для людей.

Пекинская пробка.

Дорожные перевозки

Сети автомобильного транспорта связаны с перемещениями по построенным дорогам; перевозка людей и товаров из одного места в другое на грузовиках, автомобилях и т. д. Транспортировка может быть дополнительно разделена на категории по используемому транспортному средству или цели самой перевозки.

Морские перевозки

Водный транспорт — самый медленный вид транспорта при перемещении товаров и людей. Стратегические узкие места по всему миру продолжают играть важную роль в морской индустрии. Хотя это самый медленный вид транспорта по сравнению с автомобильным и железнодорожным транспортом, он является наиболее рентабельным.

Железнодорожный транспорт

Изображение предоставлено Михаэлем Гэблером, художником, который поделился здесь экспресс-железнодорожным транспортом для этой страницы.

Железнодорожные перевозки — это перемещение грузов, товаров и пассажиров в поездах как вид транспорта. Железнодорожные перевозки с течением времени стали одним из самых безопасных способов транспортировки.

SCARAB

Необычный взгляд на мотоцикл

Эта концепция транспортного средства представляет собой нечто гладкое и обтекаемое, смутно напоминающее мотоцикл, но закрытый и с большим местом для багажа. Им можно управлять вручную, а также пользоваться автопилотом. Работает SCARAB на батареях, биотопливе и бензине. Ездит он на четырех колесах, но во время парковки становится на два. И складывается.

Дизайнер Давид Мигель Морейра Гонсалвес представлял именно городскую среду, когда рисовал свои планы. Как отмечал он сам, «целью этого проекта была разработка целостного решения для новой системы городского транспорта, состоящего из автомобиля и инфраструктуры». Другими словами, он заметил, что люди предпочитают личные автомобили городскому транспорту, поэтому решил разработать нечто индивидуальное, легкое и экологичное.

SCARAB пока не построили, но что мешает сделать это в будущем?

Базовая терминология

Как можно предположить уже из самого наименования, транспортная система в мировой экономике сформирована транспортом. Под этим термином принято понимать разнообразные методики, способы сообщения, средства, позволяющие грузам, пассажирам перемещаться между точками пространства. Важными аспектами для этой области становятся понимание и отладка транспортной безопасности и разработка вариантов предназначения, чтобы каждый нуждающийся мог обратиться к подходящей для него возможности.

Структура, масштабы перемещений с применением специализированных средств оказывают существенное воздействие на хозяйственную деятельность. В равной степени это справедливо применительно к отдельно взятой персоне, некоторому сообществу или цивилизации в целом

Мировая транспортная система позволяет определить максимальный для нашего понимания в настоящий момент времени масштаб перевозок, но не менее важно уметь анализировать ситуацию на уровне государства, чтобы оценить степень экономического развития державы

Это важно!

Рассматривая как весь сложноструктурированный объект в целом, так и его отдельные части (например, роль воздушного транспорта в мировой транспортной системе), нужно понимать: формирование во многом обусловлено наблюдаемым в наши дни прогрессом. Рассматривается массовое улучшение техники, научные прорывы. Принято говорить, что это ключевая составляющая, влекущая за собой совершенствование мировой транспортной системы.

В настоящее время ученые, инженеры бьются над задачей конструирования сверхскоростного поезда. Перед лучшими умами планеты стоит вопрос создания системы на воздушной подушке. При условиях высокой транспортной безопасности машина могла бы всего за полчаса проехать 600 километров. Без высочайшего уровня прогресса, вложения больших средств в науку невозможно достижение поставленной цели, а значит, и развитие ТС.

Троллейбусы

1) Hess lighTram (BGGT-N2C) (Швейцария) – 24,7 м

Троллейбус Hess lighTram (BGGT-N2C). Фото из Яндекс Картинки

Это самый длинный в мире троллейбус.

Выпускается швейцарской фирмой Carrosserie Hess AG. Троллейбус состоит из трех секций, соединенных между собой «гармошкой». Этот немного необычный общественный транспорт эксплуатируется в нескольких городах этой страны.

Некоторые характеристики:

  • Вместимость – 192 пассажира;
  • Длина – 24,7 м;
  • Вес – 24,6 т.

Троллейбус Hess lighTram (BGGT-N2C). Фото из Яндекс Картинки

2) Van Hool ExquiCity 24 Т (Бельгия) – 24,0 м

Троллейбус Van Hool ExquiCity 24 Т. Фото из Яндекс Картинки

Я не удержался, и решил вам показать троллейбус-гигант еще одного европейского производителя – бельгийской машиностроительной компании Van Hool. Меня привлек современный и несколько необычный дизайн этой машины.

Троллейбус Van Hool ExquiCity 24 Т. Фото из Яндекс Картинки

Не правда ли, что этот необычный троллейбус очень неплохо смотрится!

Видео из свободного доступа в YouTube

3) ЯТБ-3 (СССР) – 4,7 м

Троллейбус ЯТБ-3. Фото из Яндекс Картинки

Это один из самых высоких в мире троллейбусов.

Этот двухэтажный гигант выпускался Ярославским автомобильным заводом в 1938-1939 годах и работал на различных маршрутах общественного транспорта в Москве. Прототипом ему послужил привезенный из Англии в 1937 году троллейбус-даблдекер AEC 664T.

Всего было построено 10 таких машин.

Основные характеристики:

  • Общая вместимость – 100 чел.;
  • Сидячих мест: внизу – 32: вверху – 40;
  • Длина – 9,5 м;
  • Ширина – 2,5 м;
  • Высота – 4,8 м;
  • Вес – 10,7 т;
  • Скорость – 55 км/ч.

Структура транспортной системы РФ

Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:

  1. Железнодорожный — это основной вид транспорта в России, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по рельсам путем механической тяги. На железнодорожный транспорт приходится 44,4% всего грузооборота страны.

  2. Трубопроводный — система трубопроводов позволяет передавать природные ресурсы (газ и нефть) из восточных районов страны в западные. Грузооборот составляет 46,4%.

  3. Автомобильный — имеет большое значение для перевозки тяжелых грузов, особенно в местах, где нет железных дорог. Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.

  4. Морской — крупнейшие порты располагаются в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге. Перевозит 0,6% грузов.

  5. Речной — наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупнейшие реки. В этих районах страны наземный транспорт плохо развит. Единая система речного транспорта представляет собой соединённые сетью каналов крупнейшие реки России. Значение грузооборота этого вида транспорта составляет 3,9% от общего объёма.

  6. Авиационный — это высокоскоростной вид транспорта, но при этом самый дорогостоящий. Основное направление — доставка пассажиров. Перевозка грузов ограничена ввиду больших затрат. Доля грузооборота составляет всего 0,1%.

Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов. 

Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.

Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.

Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию. 

Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.

Гонконгский метрополитен, Китай

В Гонконге 90% граждан ездят на работу на общественном транспорте. Линии метро проходят через самые густонаселённые районы. В Гонконгском метрополитене есть несколько систем, которые делают его не только эффективным, но и едва ли не самым доступным среди всех метрополитенов мира.

Нажмите, чтобы увеличить

Платить за весь общественный транспорт можно единой картой под названием «Octopus». Сейчас в обращении ходит около десяти миллионов таких карт, и это снижает затраты и время на использование и обслуживание. В шаговой доступности от метро находится множество магазинов и ресторанов.

Метро — очень распространённый вид транспорта и используется в Гонконге повсеместно, так что местным жителям не приходится переплачивать за жильё только потому, что оно расположено поблизости от транзитных линий.

История автомобиля

Первые прообразы автомобилей стали появляться в конце XVIII в., одновременно с появлением парового двигателя. Однако в отличие от паровоза, паровой автомобиль был неудачным изобретением и не мог конкурировать с обычными лошадьми. Однако в 1885 г. Г. Даймлер продемонстрировал повозку, которая двигалась уже за счет бензинового двигателя. Эта повозка и считается первым автомобилем в истории.

Ретро автомобиль

Автомобили стали бурно развиваться и вытеснять конные экипажи. Интересно, что ещё в начале XX в. конкуренцию бензиновым автомобилям успешно составляли электромобили, но всё же со временем промышленность от них отказалась.

Современный спортивный автомобиль

В 1913 г. Г. Форд организовал конвейерное производство автомобилей Ford. Это сделало автомобили относительно дешевым транспортом, доступным для обычного человека. Дальнейшее развитие автомобилей было связано с постепенным повышением их безопасности, скорости и экономичности. В последние годы происходит революция – появляются беспилотные автомобили.

Сеульский метрополитен, Южная Корея

Сеульский метрополитен — одна и самых масштабных систем метро в мире. Ежедневно поезда перевозят по 9,8 млн человек, и это много, учитывая, что население Сеула — около 21-го млн жителей. Поезда ходят каждые две-пять минут, а ветки проложены почти по всему городу и пригородам.

Нажмите, чтобы увеличить

Сеульский метрополитен можно назвать выставкой высоких технологий: здесь есть электронные табло и первый в мире виртуальный рынок, где люди могут покупать продукты или другие мелочи, используя мобильные телефоны. Разумеется, на всех станциях есть Wi-Fi и лифты.

Недостатки? В метро одновременно может находиться слишком много народу, и концентрация CО2 будет небезопасной.

Заключение

Транспорт — одно из общих условий функционирования и развития производства. Осуществляя грузоперевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и темпы его роста.

Влияние транспорта на жизнь отдельного государства разнообразно и многопланово. Транспорт способствует прогрессивным географическим и структурным сдвигам в размещении производства и населения, росту производительности труда, повышенного уровня жизни населения. Обеспечивая международное разделение труда, массовый туризм и культурный обмен, транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и международных отношениях.

С помощью транспорта углубляется специализация и расширяется кооперирование промышленного и сельскохозяйственного производства в национальном и международном масштабе, укрепляется экономическое положение государства в целом.

Транспорт в современной инновационной экономике является важнейшим фактором экономического роста, как условие реализации конкурентных преимуществ, а главным образом, как активный фактор конкурентоспособности товаров и организаций на рынке, формирования качества жизни людей, развития национальной экономики.

В современной экономике транспорт является важнейшим инструментом интеграционных процессов:

  • он участвует в структурировании рыночной экономики;
  • формирует экономическое пространство;
  • развивает мировую торговлю;
  • открывает путь к глобализации инновационного производства;
  • стимулирует организации различных форм собственности участвовать в мировом рынке путем расширения доступа к основным рынкам товаров и услуг;
  • обеспечивает рост занятости населения (например, только в авиационной индустрии он обеспечивает около 29 млн. рабочих мест);
  • повышает конкурентоспособность продуктов и организаций на рынках товаров и услуг в различных точках мира;
  • продуцирует внедрение инновационных технологий, способствует привлечению инвестиций в различные страны и регионы и диверсификации экономики;
  • формирует систему качества жизни населения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector