Государственный строй великобритании

Примечания

Источники

  1.  (англ.). www.lawteacher.net. Дата обращения: 14 января 2021.
  2. Alex Dean.  (англ.). Prospect Magazine (17 декабря 2020). Дата обращения: 14 января 2021.
  3.  (англ.). UK Parliament. Дата обращения: 29 апреля 2017.
  4. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 июня 2015.
  5. Правовые системы стран мира :Энциклопедический справочник /Авт. кол. : Ф. М. Решетников, У, З. Батлер, В. В. Бойцова и др. ; Отв. ред. А. Я. Сухарев. −2-е изд. изм. и доп. -М. :Норма, 2001. — ISBN 5-89123-527-7, C. 24-45
  6. . РАПСИ (6 октября 2017). Дата обращения: 13 июля 2019.
  7. Конституционное право зарубежных стран  : учебник / В. Е. Чиркин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2000. — ISBN 5-7975-0267-4, C. 349—370
  8. Иностранное конституционное право / Под редакцией проф. В. В. Маклакова. — М.: Юристъ, 1996. — C. 39—68. — ISBN 5-7357-0102-9.
  9. . www.parliament.scot (8 августа 2018). Дата обращения: 16 января 2021.
  10.  (англ.). Oxbridge Applications. Дата обращения: 16 января 2021.
  11.  (англ.). HeraldScotland. Дата обращения: 16 января 2021.
  12. . www.parliament.scot (8 июля 2018). Дата обращения: 16 января 2021.
  13.  (англ.). Centre on Constitutional Change. Дата обращения: 13 января 2021.

Пределы государственной власти

Полномочия правительства включают общие исполнительные и установленные законом полномочия, делегированное законодательство , а также многочисленные полномочия по назначению и патронажу. Однако некоторые влиятельные должностные лица и органы (например, судьи Ее Величества, местные органы власти и благотворительные комиссии) юридически более или менее независимы от правительства, а правительственные полномочия юридически ограничены теми, которые сохраняются за короной в соответствии с общим правом или предоставляются и ограничиваются. актом парламента. Как материальные, так и процессуальные ограничения подлежат исполнению в судах путем судебного надзора .

Тем не менее, магистраты и мэры по-прежнему могут быть арестованы и преданы суду за коррупцию, и правительство имеет право назначать уполномоченных в местные органы власти для надзора за их работой и издавать директивы, которые должны выполняться местными властями, если местные власти власти не соблюдают свои уставные обязательства.

Напротив, как и в государствах-членах Европейского союза (ЕС), должностные лица ЕС не могут быть привлечены к ответственности за какие-либо действия, совершенные при исполнении своих служебных обязанностей, а дипломаты зарубежных стран (но не их сотрудники) и иностранные члены Европейского парламента пользуются иммунитетом от судебное преследование в странах ЕС при любых обстоятельствах. Как следствие, ни органы ЕС, ни дипломаты не должны платить налоги, поскольку их невозможно будет привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов. Когда Великобритания была членом ЕС, это вызвало спор, когда посол США в Великобритании заявил, что плата за заторы в Лондоне была налогом, а не сбором (несмотря на название), и поэтому ему не нужно было ее платить — претензию, которую оспорили власти Большого Лондона .

Точно так же монарх полностью защищен от уголовного преследования и может быть привлечен к суду только с ее разрешения (это известно как суверенный иммунитет ). По закону монарх не обязан платить подоходный налог, но королева Елизавета II добровольно платит его с 1993 года, а также добровольно платит местные ставки. Тем не менее, монархия также получает существенный грант от правительства, Суверенный грант поддержки , и наследство королевы Елизаветы II от ее матери, королевы Елизаветы, королевы-матери , было освобождено от налога на наследство .

В дополнение к законодательным полномочиям Правительство Ее Величества имеет существенное влияние на местные органы власти и другие созданные им органы посредством финансовых полномочий и грантов. Многие функции, выполняемые местными властями, такие как выплата жилищного пособия и муниципальных налоговых льгот, финансируются или частично финансируются центральным правительством.

Ни центральному правительству, ни местным властям не разрешается возбуждать иски против кого-либо за клевету . Отдельным политикам разрешается подавать в суд на людей за клевету в личном качестве и без использования государственных средств, но это относительно редко (хотя Джордж Гэллоуэй , который в течение четверти века находился в оппозиции , подавал в суд или угрожал подать в суд за клевету на человека. количество раз). Тем не менее, ложное заявление о любом кандидате на выборах во время выборов с целью уменьшения количества получаемых им голосов является уголовным преступлением (как и в случае клеветы, мнения не учитываются).

Государственная служба

Государственная служба Великобритании (англ. Civil Servie)— постоянная, политически-нейтральная государственная организация, которая поддерживает функционирование министерств правительства Её Величества при исполнении их обязанностей. В отличие от прочих демократий, в результате смены правительства, основная структура государственной службы остаётся неизменной, а сами госслужащие могут быть переформированы и направлены в различные госучреждения в зависимости от приоритетов того или иного политического курса, выбранного новым правительством.

Ядро гражданской службы организовано в виде целого ряда Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним старшим и небольшой командой младших министров. В большинстве случаев министр состоит в должности государственного секретаря и является членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется старшим госслужащим, которым, в большинстве департаментов, является Постоянный секретарь. Большая часть госслужащих занята в исполнительных агентствах правительства, подотчётных соответствующим департаментам.

За ядром организации британской гражданской службы прочно закрепилось название «Уайтхолл», потому что большинство департаментов имеют головные офисы с адресом на улице Уайтхолл.

Делегирование власти автономиям (деволюция)

Основная статья: Деволюция в Великобритании


Государственный герб Соединенного королевства и его вариант в Шотландии

Образованное в 1706 году подписанием Договора об Унии, Соединенное Королевство претерпело целый ряд государственных трансформаций, связанных со становлением, развитием и распадом Британской империи. С конца 1990-х годов Великобритания фактически стала квази-федеративным государством (со странами-автономиями), где отдельные части Соединенного Королевства получили полномочия в различных объёмах на внутреннее самоуправление в рамках т. н. процесса деволюции, включая законодательную деятельность в пределах их компетенции. Однако, ограниченная автономия отдельных административно-политических частей королевства может быть теоретически изменена или даже приостановлена Парламентом Великобритании, который, по неписанной конституции Великобритании, сохраняет за собой верховенство законодательной власти в стране. Объём и перечень полномочий определялся для каждой автономии индивидуально путём:

  • референдума;
  • принятием частного закона Парламентом Великобритании.

Так, в результате реформ 1998 и 2016 гг., предоставление частичной политической автономии произошло в Шотландии (в соответствии с Актом о Шотландии 1998 г., Парламент Шотландии получил право изменять ставки отдельных налогов, устанавливать и взимать местные налоги и сборы, а также принимать законы по широкому кругу вопросов, относящихся к социальной и экономической сфере), Северной Ирландии (получила некоторую законодательную власть, но не право изменять налоги, за исключением ставки налога с корпораций); а также в виде права издания представительным органом собственных, а также подзаконных актов (постановлений) во исполнение актов Британского парламента — Уэльсу. При этом, Англия осталась единственной частью королевства, лишённой автономии, так как, в соответствии с Актом о Парламентской Унии 1707 г., её интересы защищает Парламент Великобритании.

Конституция и конституционные обычаи

В отличие от большинства национальных государств , Соединенное Королевство не имеет кодифицированной конституции, то есть не имеет единого документа, определяющего политическую систему страны, а также компетенции и ограничения отдельных государственных органов

Скорее конституционное право Соединенного Королевства основано на нескольких источниках, важность и вес которых зависит от постоянной адаптации к текущим обстоятельствам. Источники британского конституционного права включают статутное право, в минимальной степени, но часто имеющее фундаментальное значение, общее право, то есть обычное право, созданное множеством прецедентов, конвенции, которые в основном служат для ограничения политических действий, законы и обычаи парламента, которые, как считается, быть влиятельными толкователями конституции, такими как Уолтер Бэджхот и Уильям Блэкстон, и, в некоторой степени, европейского права

Несмотря на отсутствие разграничения во многих случаях, британское конституционное право содержит шесть неоспоримых основных принципов, а именно конституционную монархию , центральное унитарное государство , представительную демократию , суверенитет парламента , верховенство закона и разделение властей .

Судебная власть

В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.

Высокий суд

Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд — главный судья), канцелярского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа барристеров. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т. п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд.

Апелляционный суд

В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд — джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это — уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы не решения верховных судов заморских территорий и государств — членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.

Суд короны

Суд короны — это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:

1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);

2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);

3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);

4. исполняющий обязанности судьи.

Барристеры

Барристеры — юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры — более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.

Суды графств

Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90 % всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам — это суды графств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов — простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20 000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.

Административные суды (трибуналы)

В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих и неотложных вопросов (например, о зарплате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд. В Шотландии действует своя система права и судов.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Централизация и самоуправление

После первой мировой войны можно отметить тренд правительственной централизации в сфере местного самоуправления. После реформ 1888 и 1894 года предпринимались последовательные и успешные шаги для достижения централизации, и можно смело предположить, что к концу второй мировой войны она достигла своего пика: местное самоуправление было абсолютно зависимо от правительства. В принципе, эти внутренние отношения в централизованном государстве можно было наблюдать и в других странах континента. Важным отличием Англии от стран с аналогичной централизацией является отсутствие агентов-представителей центра в областях и регионах. Французская система до 1940 года подразумевала наличие префекта, являющегося агентом министерства внутренних дел, который мог быть назначен или уволен этим министерством (формальное право оставалось за Президентом республики). Префект области нес исключительную ответственность перед министерством, но в то же время имел достаточно широким набором прав по надзору в отношении Генерального совета, и являлся по факту единственным исполнительным органом Генерального совета.

Агенты аналогично префектам являются органами централизации и после второй мировой войны, но Великобритания не использовала ни до, ни после никакой похожей системы. Лорд-наместник и шериф являлись единственными должностными лицами страны, которые назначались королем. И это, учитывая, что должность лорда-наместника уже определенное время носила исключительно почетный характер, в то время как шериф являлся исполнителем решений суда и не имел отношения к самоуправлению. Управление местными органами правительство проводит способами, которые являются похожими на управление в странах континента, но которые в то же время отличались по форме. Эффективность, впрочем, была одинаковой.

Обязанности и роль королевы

Елизавета II и королевская семья не только обладают большим доверием и уважением народа, но от Ее Величества зависят такие решения, как одобрение или неодобрение нового премьер-министра, она имеет право распустить старый и собрать новый парламент. Также монарх — главнокомандующий Британских Вооруженных сил.

Королева на дипломатических встречах представляет страну и является главой Содружества шестнадцати государств и высшим правителем англиканской церкви. Не смотря на, казалось бы, формальную роль Ее Величества в политической жизни государства, к ее советам и критике прислушиваются министры не только Англии, но других стран. Что же касается общественной роли Елизаветы, то все пункты не перечислить. К примеру, количество учреждений, в том числе благотворительных, которые она курирует, составляет порядка 600.

§ Роль партий в политической системе Германии

Политические партии — это объединения граждан, которые длительное время оказывают влияние на политическое сознание людей и участвуют или стремятся к участию в Бундестаге Германии или земельных парламентах.

Политические партии играют большую роль в политике ФРГ, они во многом определяют внутреннюю и внешнюю политику страны. В Конституции Германии говорится, что политические партии содействуют формированию политической воли граждан страны и могут свободно создаваться гражданами страны. Как Конституция (Основной закон), так и закон о политических партиях ФРГ (нем. Parteiengesetz) определяют основные положения устройства, деятельности, а также отчетности политических партий (ссылки ниже на странице).

В частности, политические партии в Германии имеют следующий круг задач:

  • Разработка программы партии, в которой отражены ее цели;
  • Выдвижение своих кандидатов на выборы в органы государственной власти и в федеральных землях;
  • Влияние на формирование общественного мнения и воли народа;
  • Поддержка граждан в политической жизни;
  • Влияние на политику в парламенте и правительстве страны.

В Германии действует принцип равноправия в отношениях государства с политическими партиями, это означает, что государственные органы власти одинаково обращаются со всеми политическими партиями, обеспечивая свободную конкуренцию партий.

Обзор администрирования

Обзор административных единиц Великобритании
Страна Соединенное Королевство
Часть Великобритании Англия Уэльс Шотландия Северная Ирландия
Область полномочий Районы Администрации Большого Лондона и совмещенные органы власти , другие районы
Лейтенантский район Церемониальные графства Сохранившиеся округа Лейтенантские районы Лейтенантские районы
Тип округа Неметрополит Столичный Уникальный
Район совета графства Двухуровневая муниципальная зона Унитарной власти области Никто Никто Лондонский Сити Острова Силли Основные области Области совета Районы
Округ Пригородные округа Столичные районы Районы Лондона
Приход Гражданские приходы Подопечные Гражданские приходы Сообщества Сообщества Гражданские приходы
Заметки

Маркеры выше указывают на соответствующие статьи, если таковые имеются.

Может иметь статус города, района или королевского округа.
Есть совет
Имеет законодательный орган
Может быть совет
Sui generis унитарный орган. Ни графство, ни часть Корнуолла . Полномочия аналогичны графству на материке.
Может иметь статус города, поселка, деревни или района. Не во всех регионах Англии есть приходы.
Области совета графства, составляющие один округ. Совет находится на уровне округа или округа.

Монарх

Монарх номинально возглавляет три ветви власти и даже англиканскую церковь, может распустить парламент, утверждает министров по представлению премьер-министра. А ещё он является главнокомандующим, в обязанности которого входит объявление войны другой стране.Как известно, сейчас в Великобритании правит Елизавета II. Она может одобрить или отклонить законопроект, представленный в парламент, но не может отменить действующий закон.
Великобритания живёт без конституции в качестве основного закона, а её форма правления описывается понятием «парламентская монархия». Вместо конституции здесь есть свод законов, по нему-то и живёт страна.

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector