Greenland
Содержание:
Sisimiut
На карте мира
Map
На подлете.
В городе Лисьенорцы около пяти тысяч жителей.
И примерно столько же нежителей.
В Лисьенорцах автору этих заметок впервые в жизни удалось покататься на снегоходе. Это было хорошим аперитивом перед путешествием на собаках, намеченным на следующий день.
Что нам известно о езде в собачьих упряжках? То, что запрягают лаек. Больше ничего не известно.
Поутру инуит (он же эскимос), знающий по-английски ровно два слова (ОК и кофе), запрягает собачек в сани. Пассажир садится и сидит себе сзади, ловит кайф.
Тонкости управления упряжкой проявляются во время езды по равнине, при подъеме в гору и при спуске с нее.
Езда по прямой и в гору относительно проста. Нужно следить, чтобы собака не попала под твои или встречные сани. Время от времени надо выкрикивать «Юк! Юк!» и хлестать пятиметровой плеткой тех лаек, которые вдруг забыли о командной работе. При этом каждые пять минут, пусть читатель простит мне такие подробности, одна из собак решает посрать. Времени у нее ровно столько, за сколько вся упряжка проезжает длину повода, то есть секунды две-три. Облегчение дается бедняжке с нечеловеческим усилием. Инуит на этой фотографии заботливо поправляет повод, чтобы он не ушел под полоз. Стоит собачке еще чуть-чуть засидеться, как она получает хлыстом под зад и торопится догнать коллег.
Это лошади не меняют свое место в упряжке. Пучок поводьев каждые минут двадцать езды нужно распутывать. Собаки в это время валятся на снег, остывают и дышат хором.
Через два часа вашего покорного слугу привезли к месту невероятной красоты, откуда открылся роскошный вид на все стороны. Кстати, внешний сияющий обод вокруг Солнца — не фотоэффект, так же было видно и в очках, и без них. Это гало. На глаз похоже.
Самый кайф — спускаться вниз. Но чтобы сани не передавили собак, на полоз надевается первый толстый канат, второй с цепью крепится сзади, и на него еще встает инуит, который всеми силами тормозит. Делаем привал. Он произносит: «Coffee?» Я учу его новому слову: «Snickers?» Угостив друг друга, мы возвращаемся в Лисьенорцы.
Надо заметить, что все дома в Гренландии покрашены из четырех банок с краской.
В этот день у Лисьенорцев было большое событие — в спортзале проходила ярмарка. Почему-то все покупали бумажные полотенца в упаковках по 21 штуке.
Музей национальной одежды — домик, состоящий из одной комнаты. Никто не охраняет — открываешь дверь и заходишь себе. Представлены экспонаты конца XIX — начала XXI веков.
Economy
Greenland today is critically dependent on fishing and fish exports; the shrimp fishing industry is by far the largest income earner. Despite resumption of several interesting hydrocarbon and mineral exploration activities, it will take several years before production can materialize. The state oil company NUNAOIL was created in order to help develop the hydrocarbon industry.
Tourism is the only sector offering any near-term potential and even this is limited due to a short season and high costs. The public sector, including publicly owned enterprises and the municipalities, plays the dominant role in Greenland’s economy. About half the government revenues come from grants from the Danish Government, an important supplement to the gross domestic product (GDP). Gross domestic product per capita is equivalent to that of the weaker economies of Europe.
Greenland suffered economic contraction in the early 1990s, but since 1993 the economy has improved. The Greenland Home Rule Government (GHRG) has pursued a tight fiscal policy since the late 1980s which has helped create surpluses in the public budget and low inflation. Since 1990, Greenland has registered a foreign trade deficit following the closure of the last remaining lead and zinc mine in 1990.
Transportation
A polarbear on Greenland’s eastern coast
The transportation system in Greenland is very unusual in that it has no railways, no inland waterways and virtually no roads between towns. There is a total of 90 miles (150 km) of roads in the entire country, of which 40 miles (60 km) are paved. There is only one pair of towns that are connected by a road, Ivittuut and Kangilinnguit. The rest are isolated. Historically the major means of transportation have been by boat around the coasts of the country in summer and by dog sled in winter, particularly in the north and east. There are ports at Kangerluarsoruseq, Kangerlussuaq (also known by its Danish name Søndre Strømfjord), Nanortalik, Narsarsuaq, Nuuk (Godthåb) and Sisimiut.
Following the ceding of operational control of Greenland to the United States by Denmark for the period in which that country was occupied by Germany during World War II, airports were built on the island. The airports were codenamed Bluie West One through to Bluie West Eight on the west of the island and Bluie East One to Bluie East Four on the eastern side.
The largest of those airports, Bluie West Eight, now renamed Kangerlussuaq Airport, remains the international hub for travel to Greenland, as it is the only airport that has a large enough runway to service jumbo jets. American authorities at one time entertained the idea of building a road from Kangerlussuaq to the second largest airport, in Narsarsuaq, several hundred kilometers (miles) to the south. The idea was abandoned after feasibility studies failed to prove it was possible.
Greenland now has a total of 18 airstrips, 14 of which are paved. All internal flights are operated by Air Greenland. International flights are limited to thrice weekly flights from Copenhagen to Kangerlussuaq and also to Narsarsauq with Air Greenland. Air Iceland fly from Reykjavík to Narsarsuaq and offer «day trips to the wilderness» from Reykjavík to Kulusuk on the east coast.
Транспорт
В Гренландии нет авто- и ж/д дорог между городами. Поэтому добраться из одного конца острова в другой можно либо по воде, либо по воздуху. Близко расположенные города и поселки связываются между собой посредством сноумобилей и собачьих упряжек, если погода располагает.
Национальная авиакомпания Air Greenland организует множество рейсов на самолетах и вертолетах по всему острову. Самолеты типа Dash-7 могут перевозить за раз 50 пассажиров и лететь на высоте 4-5 км над уровнем моря, что гарантирует фантастические виды на ледники и сугробы. Вертолеты по большей части летают между городами, расположенными на юге страны.
Другой популярный способ путешествия по Гренландии — на корабле. Пассажирский корабль Sarfaq Ittuk компании Arctic Umiaq Line осуществляет регулярные перевозки с апреля по декабрь между городом Нарсарсуак (Narsarsuaq) на юге страны и Илулиссат (Ilulissat) на севере. В течение летнего сезона лучше бронировать заранее.
Другая компания, оперирующая пассажирскими перевозками на севере, называется Disko Line. Она организовывает суда, выходящие из залива Disko.
Отели Гренландии
Все гостиницы в стране подлежат обязательной классификации национальным турофисом и примерно эквивалентны по уровню отелям аналогичного класса в Дании. Высшая категория отеля — 4 «звезды». Такие гостиницы есть в Илулиссате (Hotel Arctic), Сисимиуте (Hotel Sisimiut) и в Нууке (Hotel Hans Egede). В Гренландии завтраки всегда включены в стоимость проживания.
Не считая городков Итокортормит (Ittoqqortoormiit), Кангатсиак (Kangaatsiaq) и Упернавик (Upernavik), в стране можно найти отель практически в каждом населенном пункте.
В крупных городах встречаются семейные пансионы B&B, где за небольшую плату туристам предлагают «столоваться» вместе с членами семьи, пробовать национальную кухню и таким образом лучше узнать повседневную жизнь гренландцев. В южной Гренландии также предлагают остановиться на овечьих фермах (узнавать в офисе информации на месте по прилете).
Напряжение в электросетях 220 В, 50 Гц. Стандартными являются круглые розетки с двумя круглыми контактами. В Кангерлуссуаке и Канаке (Туле) сохранились розетки американского образца — прямоугольные штепсели с двумя плоскими разъемами или пятиугольные с двумя плоскими и одним круглым контактом. Во многих провинциальных районах электричество вырабатывается местными дизель-генераторами и поэтому подается по расписанию.
Второе возвращение европейцев в Гренландию
В начале XVIII века в Европе вспомнили о Зеленой Стране и возможном существовании там своих земляков, потомках викингов. В то время католическая церковь начала делать попытки завоевать мир путем обращения в свою религию население многих стран мира. И когда скандинавы решили вернуться в Гренландию, первым, кого туда направили, был евангелистский пастор Ханс Эгеде, до этого служивший на Лофотенских островах и имевший опыт общения с северным народом. В 1721 году, по решению датского короля Фредерика IV, Ханс Эгеде с единомышленниками отправился в Гренландию. Его цель была найти оставшихся в живых потомков викингов и с их помощью через религию установить мирные отношения с местным населением.
В то время религией североамериканских племен был «анимизм» — вера в существование душ и духов, одушевляющих всё в природе и окружающем мира. Прибывший из Европы миссионер Эгеде, хоть не нашел на острове ни одного выжившего европейца, но будучи опытным проповедником он смог установить контакты с вождями западных гренландцев — эскимосов калааллитов. Он выучил их язык, перевел на него христианские молитвы и стал проповедовать. Его миссия оказалась очень удачной. Он завоевал авторитет не только у эскимосов калааллитов, но и в других племенах: ангмассаликов и тунумиитов. Уже в 1724 году он окрестил первых эскимосских детей. А в 1728 году, в месте где сохранились руины поселения Эрика Рыжего, он основал первый город который назвал Готхоб, что на датском означает «Добрая надежда».
С тех пор в Гренландию устремились европейцы. Сначала из интереса, а потом из выгоды, потому как прибрежные воды острова кишели морскими животными: тюленями, моржами, нарвалами, китами. Со временем Гренландия стала достаточно населенным островом, на котором сейчас проживает более 58 тыс. человек. С 1953 года Гренландия является частью Датского королевства. С 1979 года стала обладать широкой автономией, но в составе Датского королевства, а город Готхоб стал столицей Гренландии. Так что вопрос где находится Гренландия достаточно спорный, географически он относится в Северной Америке, а по факту является частью Европы.
Demographics
Greenland had a population of around 55,000, of whom 88 percent are Inuit or mixed Danish and Inuit. The remaining 12 percent are of European extraction, mainly Danish. The majority of the population is Evangelical Lutheran. Nearly all Greenlanders live along the fjords in the south-west of the main island, which has a relatively mild climate.
Languages
The official languages of Greenland are Greenlandic (Kalaallisut) and Danish, and most of the population speak both of the languages. Greenlandic is spoken by about 50,000 people, some of whom are monolingual. A minority of Danish migrants with no Inuit ancestry speak Danish as their first, or only, language. English is widely spoken as a third language.
The Greenlandic language is the most populous of the languages of the Eskimo-Aleut language family, having as many speakers as all the other languages of the family combined. Within Greenland three main dialects are recognized: the northern dialect Inuktun or Avanersuarmiutut spoken by around 1000 people in the region of Qaanaaq, Western Greenlandic or Kalaallisut which serves as the official standard language, and the Eastern dialect Tunumiit oraasiat or Tunumiutut spoken in eastern Greenland.
Etymology
The name Greenland comes from Scandinavian settlers. In the Icelandic sagas, it is said that Norwegian-born Erik the Red was exiled from Iceland for murder. He, along with his extended family and thralls, set out in ships to find the land that was rumored to be to the northwest. After settling there, he named the land Grænland («Greenland»), possibly in order to attract more people to settle there.
Greenland was also called Gruntland («Ground-land») and Engronelant (or Engroneland) on early maps. Whether green is an erroneous transcription of grunt («ground»), which refers to shallow bays, or vice versa, is not known. It should also be noted, however, that the southern portion of Greenland (not covered by glacier) is indeed very green in the summer, and was likely to have been even greener in Erik’s time because of the Medieval Warm Period.
Отдых в Гренландии
Обычно путешествие по стране начинается с осмотра столицы. Сейчас это хоть и небольшой, по европейским меркам, но вполне современный город с населением немногим более 14 тысяч человек. Он считается самой маленькой столицей планеты. Здесь стоит посетить старые кварталы, где находится зал приемов местного парламента, церкви Савур-Черч и Ханс-Егед-Черч, Арктический сад и университет Илисиматусарфийк, семинарию, Каяк-клуб и мемориал королеве Маргрете. Однако главные достопримечательности страны и столицы, безусловно, природные. Непосредственно в черте города находится множество смотровых площадок, с которых любой желающий сможет любоваться видами на прибрежную линию, а также резвящихся китов.
На северо-востоке острова располагается Гренландский национальный парк, правда, для сторонних исследователей он давно закрыт. Причиной тому обширная зона реликтовой тундры, находящаяся на территории заповедника, в которой обитают овцебыки, белые медведи и полярные волки, а также множество видов арктических растений.
Гренландия – мечта для тех, кто является поклонниками снега и льда. Здесь можно вдоволь налюбоваться колоссальными ледниками, ярким северным сиянием, пожить в отеле-иглу и покататься на собачьих упряжках, на каяках или совершить круиз вдоль берегов Гренландии.
Любители рыбной ловли и охоты здесь получат незабываемые впечатления. Здесь даже можно со льда на удочку поймать акулу или поохотиться на овцебыка.
В стране крайне низкий уровень преступности, а землетрясений, цунами или извержений вулканов не припомнят даже старожилы. Гораздо больше неприятностей может принести неподходящая экипировка. Даже в черте города турист рискует серьезно замерзнуть, путешествуя в одежде без защиты от ветра, а также без крепкой теплой обуви. При выезде в тундру или область ледовых полей следует проявить максимальную предусмотрительность: узнать заранее прогноз погоды, подобрать экипировку, найти проводника и обязательно запастись водой, картами и рацией. Хорошо, если о путешествии будут знать представители местного турофиса или служба спасения.
Привычного общественного транспорта или такси на острове нет, на дальние расстояния придется путешествовать по воздуху — национальная авиакомпания организовывает полеты по Гренландии на самолетах и вертолетах. Во время полета можно рассмотреть фантастические пейзажи из айсбергов и ледников. Близлежащие поселки сообщаются с помощью собачьих упряжек, снегоходов и сноумобилей.
Наиболее популярна у туристов Северная часть Гренландии. Здесь Вы увидите могущественную красоту айсбергов, имеющих самые невероятные фантастичные очертания и размеры. Особую красоту здешним местам придают северные сияния, которые не оставят равнодушным любого человека. Это невозможно передать, это просто надо увидеть.
Добираться до Гренландии удобнее всего из Дании самолетом. На острове есть свой аэропорт Нерлерит-Инаат, располагается он на востоке Гренландии. Необходимо заранее позаботиться о визе — ее можно получить в любом визовом центре. Лучшим временем для посещения страны считается период полярных «белых ночей», то есть месяцы с мая по июль. А для любителей зимних забав подойдет апрель.
Шоппинг и магазины Гренландии
Сувениры из Гренландии — уникальные произведения искусства: их не производят в Китае, не создают по одному шаблону, а делают вручную народные умельцы, потому и стоят они довольно много. Самый популярный сувенир — фигурка тупилак (tupilak), что с местного поверья означает «дух». Сегодня их производят из совершенно разных материалов: зубов, костей, камней или дерева, и их можно повсеместно найти в магазинах и турофисах крупных городов. Однако стоит иметь в виду, что тупилаки, созданные из китовых зубов, вывозить нельзя.
Также пользуются популярностью украшения и бижутерия из местных камней. Например, tugtupit, который отличается насыщенным розовым или фиолетовым цветами, рождается в единственном месте на Земле — городе Нарсак, что в южной Гренландии. Особенно красиво смотрятся украшения из камня nuummit (сияющий темно-коричневый цвет) и grønlanditten, который имеет свежий зеленый оттенок. Приобретая симпатичный браслет или бусы, попросите продавца выдать сертификат CITES, который позволит вывезти украшение из Гренландии.
Помимо того, в качестве сувениров гренландцы предлагают всевозможные национальные костюмы, маски и картины.
Непременно стоит попробовать национальное гренландское блюдо – вареное мясо тюленя, которое подается с рисом и луком.
Уровень цен в Гренландии довольно высок, даже по сравнению с недешевой Скандинавией здесь все дороже процентов на 10. Особенно: алкогольная продукция, табачные изделия, молочные продукты, растительное масло, а также свежие плоды и овощи (закладывайте до 20 % сверх). При этом ассортимент товаров не меньше, чем в любом из европейских государств. Также недешевы транспортные услуги и бензин, местные товары и, увы, сувениры.
Магазины работают по будням с 10:00 до 17:30, по пятницам — с 10:00 до 18:00, по субботам — с 9:00 до 13:00. Частные магазины открыты обычно чуть дольше, а некоторые работают и в воскресенье.
География и климат Гренландии — важный фактор в заселении острова
Остров Гренландия находится на самом северо-западе Атлантического океана, а большая его часть омывается Северным Ледовитым. Близость к Арктическому архипелагу и полярным областям формирует особый климат самого большого острова на земле (о природе Гренландии в нашей статье: Гренландия. Природа и география ). Суровая и близкая Арктика оказывает большое влияние на возможность постоянного проживания человека на территориях острова, а также сильно ограничивает количество благоприятных мест для жизни. Даже глобальное потепление не вносит существенных изменений в картину расселения жителей современной Гренландии. Основная часть гренландцев, как и в прошедшие века, проживает на узкой полоске суши на юго-западе острова. Здесь находится столица Гренландии и самый крупный её город – Нуук (Готхоб). Несколько крупных поселений, находящихся по соседству с столичным Нууком, не связаны между собой сухопутными дорогами. Что, в общем, характерно для всей территории Гренландии. Местные транспортные коммуникации – это авиация и каботажное мореходство. Гренландия на сегодняшний день – страна с самой низкой плотностью населения на земле (около 0,02 чел/км²)
Первый человек в Гренландии
Портрет современного гренландца инуита. Фото: Rpianoshow | Dreamstime.com
Первыми поселенцами на острове Гренландия были племена палеоэскимосской или древнеберингоморской культуры. Культуры, существовавшей с III века до н. э. до VII—VIII веков н. э. на побережье и островах Берингова моря, Берингова пролива и берегах Арктического архипелага Северной Америки. Первобытно-общинный строй характерен для уклада жизни племён того времени, включая элементы домашнего рабства и вождества. Климатические и географические особенности территорий расселения этноса позволяли заниматься охотой и исключали практически любой вид земледелия.
Старый каяк у острова Диско. Заселение Гренландии. Фото: Morten Elm | Dreamstime.com
Характерными жилищами представителей древнеберингоморской культуры являлись хижины полуподвального типа с несколькими камерами, с коридорными ходами и усиливающими конструкции стен и потолка стропил из китовых костей. В хозяйстве широко были распространены орудия из шлифованного камня (сланца), глиняные лампы, наконечники гарпунов и копий из моржового клыка, предметы из керамики с орнаментом линейных и спиральных форм. Использовались собачьи упряжки для перемещения по суше. Различные виды плавательных средств открытой формы (умиаки) и закрытой (каяки) служили основными помощниками в добыче морского зверя и рыбы. Непромокаемая одежда из кишок моржа (уккэнчин) – была широко распространена и служила надёжной защитой от снега, дождей и высокой влажности воздуха.
Гренландский эскимос на каяке. Фото: Hel080808 | Dreamstime.com
Гренландия пережила несколько периодов заселения и миграций палеоэксимосских культур.
Любые, даже незначительные изменения климата в этом арктическом регионе, являлись естественными причинами для периодов миграции этносов. Ухода племён с территории Гренландии, переселения и даже вымирания в связи с периодами похолоданий, но также и обратного расселения при наступлении более тёплых климатических циклов.
Периоды расселения древних этносов
Историки разделяют четыре условных периода смены культур и заселения островных территорий Гренландии. Точной датировки не существует. Археология, историография и антропология распределяет эти периоды в следующей последовательности:
Культура Саккак: около 2500 до н. э. — 800 до н. э. преимущественно юг Гренландии;
Культура Индепенденс I (по имени Индепенденс-фьорда): около 2400 до н. э. — 1300 до н. э. север Гренландии;
Более поздняя Индепенденс II: около 800 до н. э. — 1 до н. э. в большинстве своём — север Гренландии;
И ранняя культура Дорсет I: около 700 до н. э. — 200 н. э. южная часть Гренландии.
Долгое время считалось, что представители культур Саккак и Дорсет являются прямой ветвью более поздней неоэскимосской культуры Туле, являющейся непосредственной пракультурой современного коренного населения Гренландии — инуитов. Однако это не так. Последние исследования генетиков свидетельствуют о том, что культуры Саккак и Дорсет генетически более близки к алеутам и чукчам. Этносам, относящимся к алеутской ветви в составе эскимосско-алеутской семьи. Культура Туле, пришедшая в Гренландию на рубеже XII-XIII вв, является более близкой к эскимосской ветви.
Таможня
Ограничений на ввоз и вывоз местной или иностранной валюты нет. Беспошлинно на территорию страны можно ввезти: до 200 сигарет или 100 сигарилл, или 50 сигар, или 250 г табака; до 1 л алкогольных напитков крепостью более 22 % или 2 л крепленого вина; до 50 г духов и 250 мл туалетной воды; до 1 кг кофе или чая, а также других товаров для личного пользования на общую сумму до 700 DKK. Ввоз алкогольной продукции разрешен только лицам в возрасте старше 18 лет.
Запрещен ввоз свежих продуктов питания, оружия (на охотничье оружие требуется специальное разрешение), наркотиков и наркосодержащих медпрепаратов, а также большинства видов животных, в том числе домашних (исключение сделано для собак-поводырей, сопровождающих слабовидящих людей).
Вывоз изделий и сувениров из китового уса, кости и клыков моржа возможен только при наличии специального разрешения, оформляемого в спецмагазинах или туристических офисах Гренландии. Вывоз с территории острова рыбы и мяса разрешен в пределах не более 5 кг (11 фунтов).
Магазины tax-free есть только в аэропорту Kulusuk и в развлекательном комплексе «Арктик-Вондерланд». Возврат налогов можно получить в специальном окне аэропорта по предъявлению чека из магазина.
Cities[edit]
Greenlandic places generally have two names: the (traditional and now official) Greenlandic, or Kalaallisut, and the (once but no longer official) Danish. Greenlandic is abbreviated ‘kl;’ Danish is ‘da.’
- Qaanaaq (da: Thule)
- Upernavik
- Nord
- Nuuk (da: Godthåb) — the capital
- Paamiut
- Sisimiut (da: Holsteinsborg) — second largest city
- Kangerlussuaq (da: Søndre Strømfjord)
- Maniitsoq
- Uummannaq
- Ilulissat (da: Jakobshavn)
- Qeqertarsuaq
- Qasigiannguit
- Aasiaat (da: Egedesminde)
- Kangaatsiaq
- Narsarsuaq
- Narsaq
- Qaqortoq (da: Julianehåb) — the largest city in Southern Greenland
- Nanortalik
- Alluitsup Paa(Sydprøven)
- Eqalugaarsuit
- Igaliku
- Tasiilaq (also Ammassalik, for its municipality and the island it is on) — the largest city in Eastern Greenland
- Kulusuk
- Ittoqqortoormiit
- Isortoq
- Daneborg