Могила наполеона

История

В 1670 году король Франции Людовик XIV принял решение построить богадельню для увечных и состарившихся солдат. Руководство работами в парижском пригороде Гренель (Grenelle) было поручено придворному архитектору Либералю Брюану, спроектировавшему пять дворов, из которых самый большой в центре — королевский. Работы велись с марта по февраль 1677 года, что довольно быстро, а первые пенсионеры заселились в октябре 1674 года. Изначально в Доме Инвалидов предполагалось разместить 6000 ветеранов, но после перепланировки их число уменьшилось до 4000.

Вид на комплекс с Эйфелевой башни

Церковь, изначально спроектированная Брюаном, вероятно, не понравилась монарху, и её строительство с марта 1676 года было поручено Жюлю Ардуэн-Мансару, который работал также над входными павильонами и госпитальными помещениями. Строительство собора длилось почти тридцать лет и было закончено 28 августа 1706 года, в день вручения Людовику XIV ключей. Здание фактически двойное, хоть в архитектурном плане составляет единое целое: в нефе находится солдатская церковь, а часть с куполом стала купольной церковью. В 1873 году здание было окончательно поделено надвое большой стеклянной перегородкой.

В 1710 году Дом инвалидов содержал 1500 жильцов, а в конце XVIII века он превратился в город в миниатюре, жизнь в котором протекала в строгом подчинении своду церковных правил и военному регламенту, — его населяли около 4000 ветеранов, объединённых в роты под командованием офицеров и работавших в сапожной и гобеленной мастерских, а также в мастерской по раскрашиванию гравюр.

15 июля 1804 года в церкви Инвалидов на пышной официальной церемонии Наполеон I вручал офицерам самые первые ордена Почётного легиона. Церковь была возведена в ранг собора и стала местом службы армейского католического епископа (évêque catholique aux Armées).

Постепенно Дом инвалидов приобрёл значение как музей: в 1777 году сюда из Лувра была перенесена коллекция рельефных планов (макетов городов и крепостей), в здесь организован Музей артиллерии, в  — Музей истории армии, два последних объединены в 1905 году в Музей армии.

В 1916 году главная медсестра Дома, Сюзанна Ленар, придумала символ национальной памяти Франции — «василёк Франции».

В 1942 году в здании прятались участники французского Сопротивления.

Сегодня в Доме инвалидов проживает примерно 100 пенсионеров и инвалидов французских войск. Администрация, которая о них заботится, называется «Национальный институт инвалидов» (l’Institut national des invalides).

Местоположение и как добраться до Большого и Малого дворцов

Прохаживаясь по дорогим бутикам на Елисейских полях, заглядывая в легендарные бары, любуясь достопримечательностями или прогуливаясь по мосту Александра III, сложно не заметить два великолепных здания, напоминающих шкатулки, где обычно хранят самые ценные сокровища.

Большой дворец в Париже и его постоянный сосед – Малый дворец, заняли почетное место к югу от Шанз-Элизе, разместившись между центральной улицей столицы и площадью Согласия, где гордо возвышается луксорский обелиск фараона Рамзеса II, подаренный городу египетским правителем Мехметом Али в 1831 г.

Добраться до Музея изящных искусств и Дворца открытий можно, взяв такси, и с комфортом доехать из любой точки города.

Если же предпочитаете сами прокладывать маршрут, предстоит прибегнуть к услугам городского транспорта.

Спустившись в метро Парижа, держите путь до станции Champs-Elysees – Clemenceau или Franklin D. Roosevelt.

Городская электричка RER тоже быстро и недорого довезет до остановок Invalides, но подойдет и Charles de Gaulle – Etoile.

Автобусы тут ходят точно по расписанию, а потому это также отличный вариант, а нужные вам маршруты: 93, 83 или 80, 73 или 72, 32, 42 и 28.

Смотрите подробную карту автобусных маршрутов

Музеи Дома инвалидов

Музей планов и рельефов. Датой его основания считается 1668 год, когда военный министр Франсуа-Мишель Ле Телье стал собирать трехмерные макеты укрепленных городов, что было необходимо в военных целях. Главный акцент делался на топографических особенностях местности и городских укреплениях. Через два года Людовик XIV пожелал, чтобы коллекция находилась в Лувре.

Значительное количество макетов увидело свет в горячие 1741-1748 годы, когда Франция воевала за австрийское наследство, и после окончания боевых действий: на них изображали захваченные города. В 1754 году коллекцию обновили, а в 1777 году она переехала в Дом инвалидов, где и находится сейчас. Правда, собрание объявили историческим памятников только в 1927 году. Музей же был основан в 1943 году.

Музей армии. Возник в 1905 году вследствие слияния двух предшествующих музеев – артиллерии и истории армии. Знаменит тем, что именно ему принадлежит третья в мире по численности коллекция самого различного оружия и доспехов, уступая только аналогичным музеям в Австрии (Вена) и Испании (Мадрид). Уникальность и бесценность представленных здесь собраний в том, что ими охватывается огромнейший период времени, начиная от эпохи палеолита и заканчивая серединой XVII века. Взору посетителей предстанут порядка двух с половиной тысяч доспехов и различного оружия. Значительная их часть – отечественная (французская). Но можно увидеть и образцы, изготовленные в других странах. Например, в Оттоманской империи, в ближневосточных и дальневосточных государствах (Индии, Персии, Китае, Японии).

Музей ордена Освобождения. Основан в 1967 году. Здесь собраны экспонаты, ставшие олицетворением французского движения Сопротивления в годы второй мировой войны, а также посвященные ордену Освобождения, учрежденному лидером освободительного движения генералом Шарлем де Голлем. Коллекция занимает три галереи и шесть залов общей площадью 1000 кв. метров. В этом музее собран список членов организации, находится их обмундирование, а также оружие, средства связи, подпольная литература и сам Крест Освобождения. Имеется зал Чести, где находятся предметы, имеющие непосредственное отношение к де Голлю: в частности, его личные дневники, вещи и экипировка, записи и другие принадлежности.

Музей современной истории. Он единственный во французской столице музей, который охватывает всю историю двадцатого столетия. Его собственная история берет начало с 1914 года, когда с легкой руки промышленников Леблан открывается военная библиотека-музей, которую в 1917 году владельцы передают министерству образования. В 1925 году президент Гастон Думерг торжественно открыл в Венсенском замке вновь созданный Военный музей, получивший неофициальное название Музея современной истории. Оно официально закрепляется за ним только в 1987 году. А в Дом инвалидов музей переместился раньше, в 1973 году. Коллекция составляет 500 тысяч экземпляров. Сюда входят афиши, картины, эстампы, фотоматериалы, почтовые открытки.

129 Rue de Grenelle, 75007 Paris, France invalides.org‎

Музей Орсе в Париже – сокровищница импрессионизма

  Музей армии в Париже – история воинской славы

Похожие публикации:

Пирамида Лувра

Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г.
Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа…

Елисейские Поля

У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи…

Остров Сите – старейшая часть Парижа

Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не..

Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)

…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл.
Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет…

Река Сена

Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан…
За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres…

Поделиться ссылкой:

Кому принадлежала идея строительства

Эспланада была распланирована уже позже, через тридцать с лишним лет после начала строительства богадельни/ . На столь милостивый жест., как забота о старых солдатах и калеках войны, Людовика XIV повлияла благородная мудрость его предшественников, когда дед и отец короля содержали искалеченных войной защитников родины в Домах Милосердия на полном пансионе у государства с привлечением их к простым административным и нестроевым работам. Король-Солнце, дабы повысить престиж французской армии, а заодно и собственный авторитет в глазах Европы, приобрел землю на левом берегу Сены. Придворный архитектор Либераль Брюан довольно быстро спроектировал комплекс, и к строительным работам приступили уже в марте 1671 года. А в 1674 году в стенах комплекса появилась первая партия «квартирантов» — около 1500 человек.

Изначально Дворец инвалидов состоял из пяти дворов: жилые корпуса были связаны между собой внутренними площадками. Центральный двор носил название Королевского: его украшала мощная арка с символичным декорированием в духе исторических баталий, например на одном из барельефов был изображен на боевом скакуне Людовик XIV, одетый в доспехи римского царя.

В каждом корпусе Приюта были сотни помещений, где кроме спален, находились кухни, столовые, оружейные, кладовые, лазарет. Для поднятия эмоционального духа людей, искалеченных судьбой, внутренние стены были украшены картинами с позитивными сценами из героического прошлого отчизны. Для тех времен была обязательна церковь, которых на территории комплекса построили даже две: одна, простая и скромная по интерьеру и внешнему виду, именовалась «солдатской». Солдатская Капелла была освящена в честь Святого Людовика и имела общие хоры с Королевским Храмом, предназначенным для визитов Короля-Солнца. Именно эту Церковь, именуемой Домской, с золоченым куполом и шпилем высотой 107 метров, видно со всех концов Парижа в ясную погоду.

Людовик XIV слыл очень разборчивым в архитектуре, живописи и искусстве человеком. Первоначальный интерьер «брюанской» церкви монарху не понравился: ему показалось мало шика и роскоши. Через несколько лет ее стали переделывать, но уже под руководством другого зодчего – Жюля Ардуэна-Мансара, автора Версаля. Гениальный архитектор придал храму великолепия и торжественности, украсил богатым интерьером. Домскую церковь считают венцом творчества архитектора.

Внутренний дворик Малого Дворца

Внутренний дворик, который раньше был закрыт для посещения публикой, сейчас превращен в зимний сад с тремя бассейнами, экзотическими растениями и травами. В этом райском уголке приятно посидеть за столиком с чашечкой кофе и свежим круассаном, любуясь сводом, украшенным фресками, выполненными в манере времен Ренессанса. Эта техника была забыта, но Пол Бодуэн изобрел ее заново.

Дворик Малого Дворца

Заслуживают восхищения также оконные витражи и мозаичный пол галереи, павильона и ротонды на первом этаже, созданные в мастерской Giandomenico Facchina (1826-1923).

Стиль Petit Palais перекликается с Grand Palais, что естественно, поскольку оба здания стоят друг напротив друга, и взаимодополняют оформлением. Ар-нуво читается во всем – использовании стекла и металла, эмали, мотивах флористики, смелом способе самовыражения и стремлении создать то, что будет гармонично смотреться сейчас и через многие десятилетия.

Музеи

В начале XX столетия Место призрения отставных солдат приобрело статус музейного объекта. Его коллекции включают в себя более пятисот тысяч экспонатов, связанных с важными эпохами истории Франции, а также с политической, общественной и военной жизнью государства.

Музей армии

Мировую славу этот музей, созданный в 1905 году, снискал тем, что на сегодняшний день является владельцем третьей в мире по количеству экспонатов коллекции доспехов и оружия. Экспозиции разделены на оружейную и историческую части, залы также разбиты по категориям.

Галереи Оружейного помещения представляют собой выставку рыцарского обмундирования. Многие доспехи выглядят так, словно их обладатели только вчера вернулись из боя. В вестибюле выставлены предметы вражеского арсенала, в том числе образцы российского оружия. Здесь же экспонируются знамена и флаги, самые древние из которых воспроизведены по сохранившимся картинам. Особое место отведено вооружению стран Востока: Персии, Японии, Китая и Индии.

Исторический зал вызывает восхищение интерьером — потолок задрапирован шатром, до 1900 года принадлежавшим китайской императрице. Витрины хранят личные вещи Наполеона: его мундиры, мебель, походную шкатулку, чучела любимой лошади и собаки. Здесь выставлен один из самых ценных экспонатов — посмертный слепок лица великого полководца.

Музей Ордена освобождения

Орден освобождения — это одна из важнейших государственных медалей. В ноябре 1940 года генерал Шарль де Голль наградил сторонников движения за независимость Франции, добровольно вставших на защиту страны, отличительным знаком — прямоугольным бронзовым щитом (30х33 мм) с выгравированным лотарингским крестом. Высочайшей награды удостоилось 1061 человек, среди них — шесть женщин.

История ордена и его кавалеров стала основой создания Музея, расположенного на площади 1 тыс. м2. Экспозиции знакомят посетителей с оружием, знаменами, документами, рациями и обмундированием членов братства. В шести залах и трех галереях собрано 4 тыс. оригинальных предметов.

Музей Шарля де Голля

Музей Шарля де Голля является самым молодым в Доме — его открытие датируется 2008 годом. Коллекция экспонатов, размещенных на площади 2 500 м2, полностью интерактивна. Экскурсантов встречает зал, стены которого украшены 80 портретами первого президента Пятой республики, далее, в сферической комнате, гостям предлагается просмотр фильма об этом выдающемся политическом деятеле. Картина демонстрируется на восьми языках.

Личные вещи де Голля, рукописи и награды, анимированные архивы и исторические документы, полиэкраны, видеоматериалы, общая продолжительность которых превышает 20 часов, — все это захватывает туристов с первых минут знакомства. Помещения выстроены здесь по кругу, посетители сами выбирают наиболее интересующий их маршрут.

Шарль де Голль и его роль в истории Франции

Выдающийся генерал, государственный и общественный деятель неразрывно связан с историей Франции XX века.

Его патриотизм невозможно переоценить. Во время второй мировой войны возглавил французское Сопротивление. Стал основателем и президентом Пятой Республики.

Конституция, одним из соавторов которой был Шарль де Голь, используется и в нынешнее время.

Музей Шарля де Голля в Доме Инвалидов был основан 2008 году.

Вся жизнь и деятельность этого великого человека представлена по средствам новейших технологий.

Компьютеризированное пространство полностью интерактивно. Аудио и видео файлы на многих языках дают возможность погрузиться в страницы истории, посвященные знаменитому деятелю.

Каждый посетитель прокладывает маршрут сам, выбираю нужную информацию. С помощью аудиогида, с инфракрасным датчиком возможно свободно перемещаться по залу. Разнообразие источников впечатляет.

Архивные неподвижные изображения, а также изменяющиеся кадры представлены фотографиями, афишами. Наряду с этим — документальные хроники с интервью историков, карты, книги, спектакли, полиэкраны и многое другое в интерактивной реализации.

Захватывающая экскурсия начинается с 80 различных фотопортретов президента расположенных у входа в музей.

Затем посетителям предоставляется возможность окунуться в биографическую киноленту, продолжительностью в 25 минут. Впечатляющие кадры показывают в сферическом зале на пяти экранах.

На стеклянном кольце, окружающем пространство, переплетается история конца XIX и XX веков с выдающейся фигурой Шарля де Голля.

Здесь показывают события первых десятилетий Третьей Республики, золотой век Франции, до свободных веяний шестидесятых годов XX столетия. Хронология важнейших событий военной эпохи, культурного наследия того времени впечатляет масштабами восприятия.

Далее можно окунуться в интерактивную реальность с помощью трех «аудиовизуальных дверей».

Данная сфера вещает о трех образах француза: Шарль де Голь и его знаменитая речь 18 июня 1940 года, давшая толчок движению Сопротивления; генерал – освободитель; первый президент Пятой республики.

Музей располагает 400 документами и видео файлами продолжительностью более 20 часов, что в полной мере раскрывает личность Шарля де Голля. А также дает возможность оценить его неоспоримый вклад в дальнейшее процветание современной Франции.

Поселенцы Дома Инвалидов

К 1710 году тут нашли приют 1 500 человек, но постепенно плотность населения становилась выше, и когда XVIII столетие подходило к концу, в доме уже обитало 4 000 жильцов. Это делало его похожим на маленький городок, в котором все подчинялись прописным законам. Попадавшие в это убежище должны были жить чуть ли не по военному уставу.

Дом Инвалид (Париж)

Поскольку пенсионеров оказалось гораздо больше, чем могло принять здание, этой чести удостаивались лишь те, чья армейская карьера насчитывала не менее 10-и лет, а с 1710 года правила еще ужесточили, и требуемый стаж стал 20 лет. Исключение составляли особые случаи: наиболее отличившихся на поле брани воинов, получивших серьезные ранения и увечья, принимали без требуемого срока выслуги.

Пенсионеров распределяли по ротам под командование офицеров и требовали четкого знания распорядка дня и правил проживания. В определенные часы прием пищи в столовой за столом, вмещающим 50 человек. Питаться или курить в спальнях категорически запрещалось, как и принимать посетителей женщин.

Никто не проводил досуг праздно. Поселенцы работали в мастерских по разрисовке гравюр, сапожных или гобеленовых. В другое время ветераны упражнялись в строевой подготовке или присутствовали на церковной службе. Стоило проштрафиться, как немедленно применялось одно из наказаний, предусмотренных на все случаи. За легкое нарушение на несколько дней могли посадить на диету из хлеба и воды, а вот за серьезный проступок – даже выселить.

Парадный двор. Музей военной истории

Долго задерживаться в Соборе Святого Людовика и солдатской церкви не стоит. Полюбовавшись на захоронения Наполеона, отдав должное великим маршалам и задержав взгляд на красивом расписанном куполе собора, можно покидать эту обитель и продолжить открывать для себя Дом Инвалидов.

Также я бы советовала не обходить вниманием Музей военной истории, директор которого официально является «хранителем гробницы Наполеона» (!). Он занимает собой одно крыло Дома Инвалидов и является самым большим военным музеем Франции и мира

Кроме многочисленных орудий, представленных в музее, здесь также созданы целые комнаты, которые показывают уклад жизни Дома Инвалидов во времена, когда он был военным госпиталем. Например, загляните в комнату Turenne на первом этаже, бывшую столовую солдат, здесь вы найдете выставленные флаги, трофеи и штандарты из разных периодов истории. Мой самый любимый экспонат —флаг, принадлежащий первому полку Королевской гвардии Императора, который Наполеон поцеловал во время своего прощания в Фонтенбло.

Музей армии — один из самых интересных для меня, не большого любителя монотонных прогулок по музеям. Он включает в себя огромное количество орудий разных эпох.

После знакомства с военным прошлым Дома Инвалидов и посещения интересующих вас экспозиций, советую поскорее выбраться в Парадный двор Дома Инвалидов. Это место дышит историей. Сам Наполеон проводил здесь почетные парады, и по сегодняшний день эта традиция сохранилась.

Интересная история сопровождает статую Наполеона, которую вы можете увидеть во главе здания из Двора Почетного Легиона. Изначально она находилась на Вандомской колонне на одноименной площади, до тех пор, пока в 1863 году не была заменена новой статуей Наполеона в стиле Цезаря, которая и по сей день украшает Вандомскую колонну. А оригинальная статуя во время социальных треволнений была в процессе транспортировки сброшена в Сену, откуда её выловили лишь 6 лет спустя! И только через 35 лет было решено установить её в центральном нефе здания Парадного Двора Почетного Легиона Дома Инвалидов.

Сегодня в парадном дворе, кроме официальных церемоний и посвящений военной тематики, также проводят летом «Ночь в Доме Инвалидов» (Nuit aux Invalides). Это лазерное 3D шоу, которое проецируется на стены здания и всегда имеет место в Парадном дворе. Через проекцию вам рассказывают историю Дома Инвалидов, показывают, как он выглядел в различные эпохи и какие важные исторические события проходили здесь. Это небольшая проекция стоит посещения. Сделано действительно зрелищно. Рассказывает пусть и кратко, но вполне ёмко историю памятника.

Лазерное 3D шоу каждый год проходит на протяжении почти всего лета. Но, чтобы знать наверняка, необходимо смотреть заранее на специальном сайте. Билеты можно будет приобрести ближе к датам открытия шоу.

В 2016 году, например, Ночь в Доме Инвалидов будет проходить каждый вечер (обычно за исключением воскресений, но необходимо смотреть программу на каждый год, так как бывают изменения по времени проведения и организации) с 14 июня по 27 августа.

Длительность шоу составляет 40 минут. Начало в 21.15.

Билет: 12,5 евро. для детей до 7 лет — вход бесплатный.

Кратко об истории Дома Инвалидов

Дом Инвалидов один из многочисленных исторических и архитектурных памятников Парижа, который легко узнать по его золотому гигантскому куполу. За все годы своего существования с 1670 за редкими исключениями он являлся частью комплекса военных зданий Парижа. Большинство туристов в первую очередь приходит сюда, чтобы побывать у гробницы Наполеона I, которая расположена в здании ровно под куполом. Однако это не единственное достоинство Дома Инвалидов. Помимо захоронения великого полководца и императора Первой империи, здесь также находятся 5 музеев, 4 из которых посвящены военной тематике:

  • Музей планов и рельефов,
  • Музей армии,
  • Музей ордена Освобождения, посвященный истории освободительного движения, организованного Шарлем де Голлем,
  • Музей современной истории и Музей Шарля де Голля, который является самым молодым из пяти, он был открыт только в 2008 году.

Госпиталь Дома Инвалидов и апартаменты проживающих здесь ветеранов войны, для публики, конечно же, закрыты. На сегодняшний день, как рассказывают гиды, здесь расквартированы около сотни бывших военных, которые живут на полном пансионе государства за свою службу во имя Отечества. А госпиталь действует и по сей день. Также сегодня именно здесь располагается военный комендант Парижа.

История Дома Инвалидов уходит своими корнями в далеко прошлое, во времена правления Людовика XIV. Дом был построен как госпиталь и пристанище для ветеранов, которые получили увечья в сражениях во имя Франции. До 1670 года солдаты, вернувшись с войны, часто заполняли улицы города, попрошайничая на каждом углу и нарушая таким образом социальный порядок, по мнению короля. И для того, чтобы показать народу свою заботу о нём, предоставив недееспособным или разорившимся солдатам достойное место для проживания, король приказал начать строительство военного госпиталя в городе. Он был рассчитан на 2000 человек, но количество солдат, проживавших здесь, по факту это число значительно превышало.

Интересно, что со временем появились условия проживания: в Доме Инвалидов могли получить пансион только военные, отслужившие не менее 10 лет в армии, а позже срок был увеличен до как минимум 20 лет обязательной военной службы. Сам госпиталь был построен за три года, а вот строительство Собора и купола, который сегодня мы знаем как Собор Святого Людовика, растянулось на 30 лет из-за финансовых и политических препятствий различного рода.

Хотя во время революции здание и было очень сильно повреждено, архитектурный облик Дома Инвалидов был значительно сохранен с XVII века до наших дней. Революционеры взяли отсюда 32 000 орудий и 27 пушек, при помощи которых, в том числе, произошел штурм Бастилии. После этого орудия был возвращены.Наполеон I имел обыкновение проводить здесь официальные церемонии, как, например, вручение Ордена Почётного Легиона. Но давайте поговорим обо всём по порядку.

Гробница Наполеона Бонапарта

В 1840 году под траурные звуки Реквием Моцарта в часовню св. Иеронима торжественно внесли гроб с телом Наполеона, доставленный с острова Св. Елены. Через 21 год прах императора был перенесен в Собор Святого Людовика и помещен в малиновый саркофаг, изготовленный из карельского порфира. Целостный блок весом 200 тонн подарил Франции Николай I, заявив при этом, что уж камень-то для Бонапарта в России всегда найдется.

Внутри усыпальницы покоится тело великого Корсиканца, одетого в гвардейскую униформу; в ногах усопшего лежит его знаменитая треуголка. По замыслу архитектора, могила установлена на гранитном цоколе и находится ниже уровня пола, поэтому чтобы рассмотреть ее и прочитать выгравированные надписи, посетители склепа вынуждены склонять головы, отдавая честь императору.

Вечный сон полководца охраняют двенадцать мраморных статуй богини Ники. Рядом с саркофагом несут почетную службу два бронзовых атланта, олицетворяющих гражданскую и военную мощь. В их руках — держава, корона и скипетр. Стены крипты украшены медалями, грамотами и оружием. Здесь же находится шпага предводителя, сопровождающая его во время сражения под Аустерлицем.

Архитектура

Собор Дома Инвалидов с его знаменитым куполом со стороны авеню Брётёй

От набережной Сены и моста Александра III к Дому инвалидов ведёт эспланада Инвалидов — огромная площадь 500 × 250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с обширными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается вид на протяжённый (196 м) фасад Дома инвалидов. Перед ним установлен ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея армии. Портал украшает барельеф с Людовиком XIV на коне. Центральный двор состоит из пяти дворов. Прямо напротив главного входа расположен собор Святого Людовика (cathédrale Saint-Louis-des-Invalides), пример архитектуры так называемого «большого стиля» эпохи Людовика XIV, соединяющего элементы классицизма и барокко.

Купол собора

Церковь (позднее собор) Дома инвалидов в истории архитектуры занимает особое место. Его композиция представляет собой пример так называемой «французской схемы», изобретённой Ж. Ардуэном-Мансаром: крестовый план, колонные портики, барабан с «римским куполом», лантерна (световой фонарик) и шпиль на одной вертикальной оси. Такая схема соединяет многие элементы, но не имеет конкретных прототипов в классической архитектуре. Портики и купол напоминают о Греции и Италии, но шпиль и фонарь относят эту композицию к традициям зодчества Северной Европы. Со временем «французская схема» Ардуэн-Мансара стала образцовой для архитектуры неоклассицизма, например церкви Св. Женевьевы (Пантеона) Ж.-Ж. Суфло.

Фасад собора симметричен и сочетает в себе квадрат и круг. Центральная часть фасада выступает вперёд и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором, а также портиком-фронтоном и статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазево. Колоннаду двойного ордера заканчивает высокий барабан в окружении парных колонн на первом этаже и больших окон на втором, откуда, поддерживаемый консолями, расположен купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев. Барабан купола имеет два ряда окон, а всё сооружение венчает купольный фонарь со шпилем. Высота собора — 107 метров. Сверкающие на солнце вызолоченные трофеи купола и шпиль церкви Дома Инвалидов являются одним из высотных ориентиров панорамы Парижа.

Использованная конструкция купола создаёт проблему освещения купольной росписи, для решения которой Жюль Ардуэн-Мансар использовал конструкцию, состоящую из двух куполов, вложенных друг в друга. Внутренний купол освещается нижним рядом окон, а в его центре сделано отверстие, через которое видна центральная часть внешнего купола, на которую падает свет из невидимых изнутри окон второго ряда.

Андре Моруа писал, что, по его мнению, Дом инвалидов представляет собой «самую сущность французского искусства»: «Его длинный фасад так же великолепен, как колоннада Лувра. Таинственно отступающий вглубь купол, соединение в нём зеленоватой бронзы и золота, очарование украшающих его трофеев — всё это объединяется, чтобы придать зданию и своеобразие, и классическое совершенство».

В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. Подкупольная фреска художника Шарля де ла Фосо также была недавно отреставрирована.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector