Степи, курганы и шаманы: зачем лететь в хакасию своя шотландия в южной сибири

Где жить

Отель «Азия»

Подробнее

Этот вариант для тех, кто решил остановиться в столице региона Абакане и хочет жить в комфорте. Отель «Азия» предлагает посетителям спортзал, спа и ресторан. Также этот отель выбирают для пресс-конференций и других выездных мероприятий.

«Борус»

Подробнее

В соседнем Саяногорске, откуда ближе к горе Мраморке и горнолыжкам, можно остановиться в отеле «Борус». Номера вполне себе люксовые по нелюксовым ценам (например, шампуни и гели для душа здесь от L’Occitane). В стоимость номера включены завтрак и посещение бассейна.

«Изербельский ключ»

Подробнее

База отдыха «Изербельский ключ» также находится в Саяногорске. Сюда классно ехать компанией. Можно снять домик с баней. Из домиков есть прямой выход к Енисею. На территории базы отдыха работает кафе, где предлагают блюда с соседней форелевой фермы. Стоимость проживания — от 700 рублей за человека.

Происхождение народа

Хакасы — это минусинские, абоканские или ачинские татары, как их раньше именовали в России.  Сам же народ называет себя кадарами. А официально, это потомки древнего поселения Минусинской котловины. Название народа пошло от слова, которым называли китайцы поселение — хягасы. История происхождения такова:

    1. I тысячелетие н.э. На территории Южной Сибири проживали киргизы.
    2. IX век. Создание нового государства — Киргизского каганата на реке Енисей (средняя часть).
    3. XIII век. Набег татаро-монголов и падение каганата.
    4. IX век. После распада Монгольской империи племена создали — Хонгорай. Новообразование послужило появлению хакасского народа.
    5. XVII век. Появление на территории представителей русского народа обернулось войной. После больших потерь территорию отдали по договоренности (Буринский договор).

https://youtube.com/watch?v=IM4t3AskGNQ

Происхождение[править | править код]

К гипотетическим предкам хакасов издавна относят енисейских кыргызов. При этом существуют и другие мнения. Так, известный специалист по истории Сибири С. В. Бахрушин, описывая «Киргизскую землицу» на Енисее (выходящую, впрочем, за пределы Республики Хакасия РФ), указывает: несмотря на название, кыргызы составляли лишь малую часть её населения. Более поздние исследования подтверждают, что под терминами «енисейские кыргызы» и «кыргызские земли» можно ошибочно подразумевать кыргызов, хотя на самом деле речь идёт о кыргызских кыштымах XVII века, сыгравших значительно большую роль в формировании хакасского этноса.

Предполагаемые этнические связи хакасов с монголамиправить | править код

Енисейские кыргызы в литературе известны также под именами: хягас, хагас, сяцзясы и др. Как полагают исследователи, хакасы проживают на территории древних хягасов, от которых они ведут свою родословную. При этом существует мнение, согласно которому древние кыргызы имели тесные этнические связи с монголами. Монгольское происхождение, как полагают исследователи, имеют хакасские роды ойрат, паратан (предположительно барыны) и халмах (калмак). Существует версия монгольского происхождения бурутов. Считается, что ранее на данную территорию переселились монгольские племена кереитов, туматов, меркитов, ордутов (предположительно, хонгодоры или удуит-меркиты), которые приняли имя кыргызов.

Часть средневековых татар вошла в состав хакасов, дав им самоназвание «тадар». Как указывают хакасские легенды, появление самоназвания «тадар» среди минусинских кыргызов связано именно с монгольскими завоеваниями.

По мнению Н. Я. Бичурина, древние кыргызы (хягасы) имели монгольское или смешанное тюрко-монгольское происхождение: «На южных пределах Енисейской губернии, где находилась столица хягасов, и ныне коренные жители суть тюркомонголы». «Хягас по первоначальному своему составу должно быть государство Монголо-тюркское и состоит из двух народов: тюрков и монголов».

Интересные факты

Многие россияне слышали о Хакасии, но не знают, кто там живет. Здесь проживают свыше ста национальностей. Первое место по численности национального состава занимают русские, затем хакасцы, немцы, украинцы, татары.

Республика Хакасия в народе имеет второе название – Теплая Сибирь. Зима здесь мягкая, а лето жаркое. Котловина, в которой находится данный регион, хорошо защищена от холодных порывистых ветров.

Республика Хакасия имеет свои сокровища, среди которых:

  • Дикая природная красота.
  • Таёжные чащи.
  • Бескрайние степи.
  • Полноводные реки.
  • Невероятные по красоте водопады.
  • Целебные соленые озера.
  • Этнографический колорит.

Коренное население Хакасии традиционно поклонялось духам природы. Здесь пользовались почетом шаманы, есть они и сейчас.

В России не много регионов где собрано столько культовых объектов как в Хакасии. Перечислим их:

1. Горная гряда Сундуки.

2. Менгиры – это каменные плиты, вкопанные в землю. Каждая плита весит до пяти тонн. Наиболее почитаемы в Хакасии два древнейших менгира, которые носят название Большие ворота.

3. Кошкулакская пещера – довольно мрачное место. Здесь настолько страшно, что некоторые люди даже теряют рассудок. В пещере нашли древние обгоревшие кости. Исследователи предполагают, что здесь приносили людей в жертву.

Еще одно интересное место Хакасии это эталонный кедровый лес, который находится в пределах заповедной зоны – Малый Абакан.

Ссылки [ править ]

  1. . Архивировано из 3 августа 2011 года. (Всероссийская перепись 2010 г.)
  2. (укр.)
  3. Карл Skutsch (7 ноября 2013). . Рутледж. С. 705–. ISBN 978-1-135-19388-1.
  4. Пол Фридрих (14 января 1994). . GK Hall. ISBN 978-0-8161-1810-6.
  5. , стр. 89.
  6. . Эльзевир. 6 апреля 2010 г. С. 611–. ISBN 978-0-08-087775-4.
  7. EK Brown; RE Ашер; JMY Simpson (2006). . Эльзевир. п. 224. ISBN 978-0-08-044299-0.
  8. , стр. 110.
  9. Джованни Старый; Алессандра Поцци; Юха Антеро Янхунен; Майкл Вейерс (2006). . Отто Харрасовиц Верлаг. С. 112–. ISBN 978-3-447-05378-5.
  10. Юха Янхунен (1996). . Финно-угорское общество. п. 112. ISBN 978-951-9403-84-7.
  11. Юха Янхунен (1996). . Финно-угорское общество. С. 111–112. ISBN 978-951-9403-84-7.
  12. Юха Янхунен (1996). . Финно-угорское общество. п. 59. ISBN 978-951-9403-84-7.
  13. Марджори Мандельштам Бальцер (1995). . ME Шарп. С. 75–. ISBN 978-1-56324-535-0.
  14. . ME Sharpe Incorporated. 1994. стр. 42.
  15. Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). . Издательская компания Джона Бенджамина. С. 215–. ISBN 978-90-272-7516-5.
  16. Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). . Рутледж. С. 55–. ISBN 978-1-135-10715-4.
  17. Марджори Мандельштам Бальцер (1995). . ME Шарп. С. 71–. ISBN 978-1-56324-535-0.
  18. Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). . Издательская компания Джона Бенджамина. С. 215–. ISBN 978-90-272-7516-5.
  19. . Университет острова Принца Эдуарда. 1997. стр. 149.
  20. Джеймс Б. Минахан (30 мая 2002 г.). . ABC-CLIO. С. 979–. ISBN 978-0-313-07696-1.
  21. Джеймс Минахан (1 января 2002 г.). . Издательская группа «Гринвуд». С. 979–. ISBN 978-0-313-32110-8.
  22. Джеймс Б. Минахан (10 февраля 2014 г.). . ABC-CLIO. С. 140–. ISBN 978-1-61069-018-8.
  23. Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). . Рутледж. С. 55–. ISBN 978-1-135-10715-4.
  24. . Państwowe Wydawn. Наукове. 1994. стр. 157.
  25. . ME Sharpe Incorporated. 1994. стр. 38.
  26. Пол Фридрих (14 января 1994). . GK Hall. п. 186. ISBN. 978-0-8161-1810-6.
  27. Кира Ван Деузен (2003). Поющий рассказ, исцеляющий барабан: шаманы и сказители тюркской Сибири . Издательство Университета Макгилла-Куина . С. 8–9. ISBN 0-7735-2617-X.
  28. Джеймс Форсайт (8 сентября 1994). . Издательство Кембриджского университета. С. 300–. ISBN 978-0-521-47771-0.

Численность хакасов в Хакасии в 1926—2010 годах[править | править код]

Этническая карта Республики Хакасия по населённым пунктам, перепись 2010 г.

Хакасы в Хакасии по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Общая численность хакасов в РФ по сравнению с данными переписи года (75,6 тыс. человек) снизилась и составила по итогам переписи года — 72 959 человек. Единственный муниципальный район, где хакасы составляют большинство — Аскизский (50,4 %).

1926 перепись 1939 перепись 1959 перепись 1970 перепись 1979 перепись 1989 перепись 2002 перепись 2010 перепись
Численность хакасов в Хакасии 44,219 (49.8 %) 45,799 (16.8 %) 48,512 (11.8 %) 54,750 (12.3 %) 57,281 (11.5 %) 62,859 (11.1 %) 65,431 (12.0 %) 63,643 (12,1 %)

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года» . Архивировано из оригинала 3 августа 2011 года. (Всероссийская перепись 2010 г.)
  2. ^ Государственный комитет статистики Украины — Национальный состав населения, перепись 2001 г. (укр.)
  3. ^ Карл Skutsch (7 ноября 2013). Энциклопедия меньшинств мира . Рутледж. С. 705–. ISBN 978-1-135-19388-1.
  4. Пол Фридрих (14 января 1994). Энциклопедия мировых культур: Россия и Евразия, Китай . GK Hall. ISBN 978-0-8161-1810-6.
  5. ^ Millward 2007 , стр. 89.
  6. ^ Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. 6 апреля 2010 г. С. 611–. ISBN 978-0-08-087775-4.
  7. ^ EK Brown; RE Ашер; JMY Simpson (2006). Энциклопедия языка и лингвистики . Эльзевир. п. 224. ISBN 978-0-08-044299-0.
  8. ^ Tchoroev (Чоротегин) 2003 , стр. 110.
  9. ^ Pozzi & Янхунен & Weiers 2006, стр. 113.
  10. ^ Джованни Старый; Алессандра Поцци; Юха Антеро Янхунен; Майкл Вейерс (2006). Tumen Jalafun Jecen Aku: Маньчжурские исследования в честь Джованни Старого . Отто Харрасовиц Верлаг. С. 112–. ISBN 978-3-447-05378-5.
  11. ^ Юха Янхунен (1996). Маньчжурия: этническая история . Финно-угорское общество. п. 112. ISBN 978-951-9403-84-7.
  12. ^ Юха Янхунен (1996). Маньчжурия: этническая история . Финно-угорское общество. С. 111–112. ISBN 978-951-9403-84-7.
  13. ^ Юха Янхунен (1996). Маньчжурия: этническая история . Финно-угорское общество. п. 59. ISBN 978-951-9403-84-7.
  14. Марджори Мандельштам Бальцер (1995). Воплощение культуры: отечественная антропология . ME Шарп. С. 75–. ISBN 978-1-56324-535-0.
  15. ^ Антропология и археология Евразии . ME Sharpe Incorporated. 1994. стр. 42.
  16. Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). Языки и предыстория Средней Сибири . Издательская компания Джона Бенджамина. С. 215–. ISBN 978-90-272-7516-5.
  17. ^ Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). Выживание в постсоциализм: местные стратегии и региональные реакции в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе . Рутледж. С. 55–. ISBN 978-1-135-10715-4.
  18. Марджори Мандельштам Бальцер (1995). Воплощение культуры: отечественная антропология . ME Шарп. С. 71–. ISBN 978-1-56324-535-0.
  19. Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). Языки и предыстория Средней Сибири . Издательская компания Джона Бенджамина. С. 215–. ISBN 978-90-272-7516-5.
  20. ^ Канадский обзор исследований в области национализма: Revue Canadienne Des Études Sur Le Nationalisme . Университет острова Принца Эдуарда. 1997. стр. 149.
  21. Джеймс Б. Минахан (30 мая 2002 г.). Энциклопедия наций без гражданства: этнические и национальные группы во всем мире . ABC-CLIO. С. 979–. ISBN 978-0-313-07696-1.
  22. Джеймс Минахан (1 января 2002 г.). Энциклопедия народов без гражданства: ДК . Издательская группа «Гринвуд». С. 979–. ISBN 978-0-313-32110-8.
  23. Джеймс Б. Минахан (10 февраля 2014 г.). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . ABC-CLIO. С. 140–. ISBN 978-1-61069-018-8.
  24. ^ Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). Выживание в постсоциализм: местные стратегии и региональные реакции в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе . Рутледж. С. 55–. ISBN 978-1-135-10715-4.
  25. ^ Folia orientalia . Państwowe Wydawn. Наукове. 1994. стр. 157.
  26. ^ Антропология и археология Евразии . ME Sharpe Incorporated. 1994. стр. 38.
  27. Пол Фридрих (14 января 1994). Энциклопедия мировых культур: Россия и Евразия, Китай . GK Hall. п. 186. ISBN. 978-0-8161-1810-6.
  28. ^ Россия Религия – Британская энциклопедия
  29. ^ Хунмадьяр
  30. Кира Ван Деузен (2003). Поющий рассказ, исцеляющий барабан: шаманы и сказители тюркской Сибири . Издательство Университета Макгилла-Куина . С. 8–9. ISBN 0-7735-2617-X.
  31. ^ Джеймс Форсайт (8 сентября 1994). История народов Сибири: Северо-Азиатская колония России 1581-1990 гг . Издательство Кембриджского университета. С. 300–. ISBN 978-0-521-47771-0.

Традиции

До прихода христианства хакасы поклонялись духам природы. У них был распространен шаманизм. Многие обряды связаны с земледелием и скотоводством. На хакасской земле множество мест, где совершались жертвоприношения богам, общественные моления. Шаманы выполняли не только роль посредника между богами и людьми, но и лечили население от разных болезней. Существовал культ священного скота. В основном священным животным была лошадь (ызых ат). В каждой семье выбирали ызых ат, в ее гриву вплетали разноцветные ленты. Шаман исполнял специальный обряд по посвящению лошади. Ызых ат ограждал остальных животных от различных неприятностей, болезней. Также был распространен культ гор. Каждый род хакасов имел свою священную родовую гору. Духи гор считались предками рода. Шаманы совершали обряды жертвоприношения горам, на вершине устанавливали священный камень для моления. Также хакасы поклонялись:

  • огню;
  • водной стихии;
  • небесным светилам;
  • великому небу;
  • умершим предкам.

 

Одним из самых важных был культ огня. Огненный дух представляли в виде женщины. Многие старики рассказывают, что видели красивую обнаженную женщину с рыжими волосами, которая разговаривала с ними. Иногда она предстает в облике старой женщины, одетой во все черное. Хозяйка огня показывалась только людям с чистой душой. С существованием духа связаны некоторые запреты: нельзя ворошить огонь острыми предметами, плевать в него, перескакивать через костер, кидать в него мусор. Богиня огня дает людям свет, тепло, защищает от злых демонов, очищает жизненное пространство.

Огонь необходимо уважать, ежедневно кормить его. Во время приготовления пищи огонь всегда кормили, подкладывали туда кусочки еды. Перед тем, как употреблять спиртные напитки, сначала угощали огонь. Если его дух обижался на хозяина, он мог устроить пожар. Существовало поверье, что, если поленья свистят, это хозяйка огня хочет кушать. В честь огненного духа совершались жертвоприношения. Это были бараны, лошади. Таким образом люди просили защитить их от несчастий, просили благополучия. Духи гор, воды, огня помогали мужчинам на промысле. Если они уважали духов, те давали легкую дорогу, за добычей не нужно было далеко идти. Шаманы всегда опирались на духов, как на своих помощников. Без их разрешения не совершали ритуалы, не отправлялись в дальний путь. При постройке дома всегда соблюдается обычай кормления огня, чтобы защитить жилье от бед и болезней. Уважение хакасов к силам природы указывает на их духовность, понимание естественного порядка вещей. Мифологические персонажи играют большую роль в формировании целостной картины мира этого древнего народа.

Генетика

Распределение гаплогрупп Y-хромосомы у хакасов характеризуется наибольшей частотой гаплогруппы N1b (около 44 %); на втором месте R1a1a (около 28 %), на третьем N1с (около 20 %) (см. также Гаплогруппы Y-ДНК среди народов мира).

Гаплогруппа Частота встречаемости, % (N)
Аскизский район(сагайцы) Таштыпский район(сагайцы) Ширинский район(качинцы)
сёла Усть-Есьи Полтаков(N=44) с. Усть-Чуль(N=41) с. Кызлас(N=34) сёла Матури Анчул(сагайцы/шорцы)(N=46) сёла Большая Сеяи Бутрахты(N=35) с. Малый Спирин(N=22) с. Топанов(N= 29) Всего(N=251)
С3 (хМ77) 7 (2) 0,8 (2)
Е (М1) 3 (1) 0,4 (1)
N* (хР43, М178, М128) 4,5 (2) 0,8 (2)
N1b (Р43) 34,5 (15) 56 (23) 50 (17) 15,2 (7) 11 (4) 86,5 (19) 89,5 (26) 44,2 (111)
N1с (М178) 25 (11) 24 (10) 15 (5) 39,2 (18) 14 (5) 4,5 (1) 19,9 (50)
Q (хМ3) 2,1 (1) 28 (10) 3,5(1) 4,8 (12)
R1a1a (хМ458) 36 (16) 20 (8) 32 (11) 43,5 (20) 36 (13) 9 (2) 27,9 (70)
R1b1b1 (М73) 3 (1) 6 (2) 1,2 (3)
Генное разнообразие погаплогруппам 0,703 ± 0,027 0,602 ± 0,055 0,642 ± 0,052 0,663 ± 0,036 0,765 ± 0,042 0,255 ± 0,116 0,197 ± 0,095
Генное разнообразие помикросателлитным гаплотипам 0,942 ± 0,019 0,931 ± 0,024 0,959 ± 0,021 0,957 ± 0,017 0,985 ± 0,011 0,792 ± 0,086 0,704 ± 0,081

Жизнь

Издавна хакасы вели полукочевой образ жизни. Поэтому земледелие было развито слабо и не во всех районах. Традиционными занятиями в древности были:

  1. 1.Скотоводство.
  2. 2.Охота.
  3. 3.Рыболовство.

Хакасы разводили овец, коров, лошадей. Часто выращивали домашнюю птицу. Женщины выделывали овечью кожу, из которой затем шили одежду, обувь. Также занимались валянием войлока. Из коровьей, лошадиной кожи изготавливали посуду, сундуки, латы. Шкуры предварительно коптили, обрабатывали на кожемялке. В результате получался прочный твердый материал. Из шерсти овец катали войлок. Из него делали ковры, покрывала для юрт, спальные принадлежности.

Рыбную ловлю кызыльцы стали практиковать уже в результате заимствования у русских. Ведь все же регион, в котором они жили, был богат речной и озерной рыбой. Это было своего рода подсобным занятием некоторой части хакасов. В одиночку ловля осуществлялась с помощью гарпунов, подводных ловушек. Во время осенне-весеннего сезона рыбу добывали группами, используя большие сети. Улов распределялся поровну между всеми участниками промысла. Сетями также ловили водоплавающую птицу. Водоем, возле которого располагалось поселение, считался собственностью его жителей. Посторонние могли рыбачить там за определенную плату.

Женщины и дети занимались собирательством. Выкапывали съедобные коренья, собирали ягоды, орехи

Важное значение имел промысел кандыка и саранки — луковичных растений. Их сушили и перемалывали в муку

Осенью разыскивали норки мелких грызунов с запасами корешков и зерен. На Бейском озере добывали соль. Позднее там было создано солеваренное производство. Хакасские женщины знали ткачество. Они пряли овечью шерсть. На основе шерсти и растений ткали разные виды материалов:

  • льняной;
  • конопляный;
  • крапивный;
  • сукно.

Хакасское национальное украшение

Из тканей делали повседневную и праздничную одежду, из овчины и меха животных — верхнюю одежду, головные уборы. У хакасов было развито гончарство. Они делали горшки, керамические вазы. Существовала добыча железной руды, кузнечное дело. Из железа ковали инструменты, элементы упряжи, оружие. Важным промыслом было ювелирное дело. В Средние века ценились хакасские серебряные изделия, украшения.

В хакасских семьях сохраняется патриархальный уклад. Родители обычно заводили много детей, которых очень любили. До вступления в брак дети жили в родительском доме. Женатому сыну отец должен был поставить отдельную юрту. Молодоженам давали наследство из скота и имущества. Все родственники были сплочены, подчинялись отцу. Вся работа разделялась на женскую и мужскую. Мужским делом считалось добывание пищи, строительство жилищ, женской — домашнее хозяйство, изготовление одежды.

Распределение по группам

Хотя это и небольшой народ, но он имеет этнографическое деление и каждая группа представителей будет отличаться своими умениями или традициями. Деление по группам:

  • качинцы (хаас или хааш);
  • кызылцы (хызылы);
  • койбалы (хойбалы);
  • сагайцы (са ай).

Все разговаривают на хакаском языке, который относиться к тюрской группе алтайской семьи. Только 20% всего населения поддерживают русский язык. Встречается местная диалектика:

  • сагайская;
  • шорская;
  • качинская;
  • кызыльская.

Хакасы долго не владели письменностью, поэтому она создана на основе русского языка. Среди хакасов встречаются смешанные компоненты с енисейскими киргизами, котами и аринами, камаминцами и маторами.

Волосы — настоящее украшение женщины

У хакасов много внимания уделялось женской прическе. По ней можно было узнать социальный статус и семейное положение. В народе верили, что после захода солнца жизненная сила каждого человека таится под корнями его волос. Чтобы не потерять ее, с наступлением темноты не разрешалось расчесывать и заплетать волосы. Это занятие оставляли на светлое время.

Волосы, которые были вычесаны или острижены, нельзя было выбрасывать. Люди верили, что, если волосы найдет птица и совьет из них гнездо, человек будет мучиться головной болью. Все волосы собирали и сжигали в специально отведенный день.

Ходить без платка разрешалось только маленьким девочкам. Для девушек и женщин это было неприемлемо. Кроме того, для каждого статуса существовала и своя прическа.

До замужества молодым девушкам нужно было заплетать большое количество мелких косичек, сурмистир. Делали это обязательно по часовой стрелке. Распределяли их так: на спине оставляли 3-5 кос (это киджеге сюрмес), на плечах с каждой стороны было еще по 5-7 кос. Прическу украшали подвязками и подвесками.

Помолвка означала, что на месте многочисленных косичек появятся всего две (тулунг). Пока в семье молодых не рождался ребенок, две косы с середины соединялись в одну. Разделить их можно было только после рождения ребенка.

После замужества косы заплетались против часовой стрелки. При этом со стороны затылка к основным косам женщины могли приплетать маленькие косички. Делалось это в том случае, если у женщины были родные братья. Считалось, что души братьев таким образом притягиваются к сестре и охраняют ее в чужой семье.

Замужним женщинам не полагалось завязывать концы своих волос, в них вплетались накладные косы (они назывались сугынды). Завязывать концы волос было принято у вдов.

Женщины, родившие ребенка без мужа, должны были носить всего одну косу, которую им заплетала мать. Если у хакаски было 3 косы, это означало, что женщина была старой девой.

История

Распространенная версия происхождения хакасов говорит о том, что они являются потомками енисейских киргизов, населявших Саяно-Алтайский регион. Еще до нашей эры с ними вели войны древние китайцы. Постепенно племена динлинов (прародителей енисейских киргизов) были вытеснены в Джунгарию, оттуда на Алтай, Минусинскую котловину. Там они смешивались с местными жителями. Внешность этих людей описывалась как европеоидная: светлая кожа, белокурые или рыжие волосы, серые, голубые глаза. Несколько веков подряд древние кыргызы воевали с тюрками, уйгурами. Затем был образован Кыргызский каганат, подчинивший себе Центральную Азию (9 век). Период с 13 по 15 века был периодом властвования Монгольской империи, которая включила в свой состав разгромленные княжества Кыргызского каганата.

16 век стал началом освоения Сибири. Русские войска присоединили Хакасию и разделили ее на 4 региона: Томский, Кузнецкий, Красноярский, Ачинский. Население было обращено в христианство. После революции 1917 года официально появился термин «хакасы». Республика Хакасия образовалась после распада Советского Союза и вошла в состав РФ.

История [ править ]

Хакасы с традиционными инструментами.

Енисейские киргизы были вынуждены платить дань в соответствии с договором, заключенным между джунгарами и русскими в 1635 году. Джунгарские ойратские калмыки вынудили енисейских киргизов подчиниться.

Некоторые из енисейских киргизов были перемещены в Джунгарского ханства по джунгар , а затем Цин переместили их из Джунгарии на северо — востоке Китая в 1761 году, где они стали известны как Фуюй кыргызов . Знаменосцы Сибе дислоцировались в Джунгарии, а Северо-Восточный Китай (Маньчжурия) был местом, куда были депортированы некоторые из оставшихся Ёлет-ойратов. Бассейн Нонни был местом, где поселились депортированные Ойрат Элет. Енисейские киргизы были депортированы вместе с Элет. Китайский и ойрат заменили ойрат и киргиз во время Маньчжоу-Го в качестве дуальных языков нон-основанных енисейских киргизов.

Группа хакасов в Минусинске

В 17 — м века, Хакасские формируются Хакасия в середине земли Енисейской киргизы, которые в то время были вассалами из в монгольском правителе. В русских прибыл вскоре после того, как киргизы ушли, и приток русских поселенцев agragian стали. В 1820-е гг. Вокруг Минусинска начали разрабатывать золотые прииски , ставший региональным промышленным центром.

Имена Хонгорай и Хорай применялись к хакасам до того, как они стали известны как хакасы. Использование русскими имени татар для обозначения всех своих тюркских народов в царскую эпоху привело к тому, что современные хакасы стали называть себя тадаром, что не является историческим именем. Khoorai (Хоррей) также использовался для обозначения их. Теперь хакасы называют себя тадарами и не используют хакасов, чтобы называть себя на своем языке. Их еще называют абакскими татарами.

В течение XIX века многие хакасы приняли русский образ жизни, и большинство из них были массово обращены в русское православие . Шаманизм с буддийским влиянием, , однако, все еще распространен, и многие христиане практикуют шаманизм с христианством. В Императорской России хакасы были известны под другими именами, использовавшимися в основном в историческом контексте: минусинские татары ( русский языкминуси́нские тата́ры ), абаканские татары (абака́нские тата́ры) и енисейские турки .

Во время революции 1905 г. развивалось движение к автономии. Когда в 1923 году к власти пришли Советы, был образован Хакасский национальный округ, и различные этнические группы (белтир, сагай, качин, койбал и кызыл) были искусственно «объединены» в одну — хакасов. Национальный округ был преобразован в Хакасского автономной области , части Красноярского края , в 1930 г. Республика Хакасия в ее нынешнем виде была создана в 1992 году.

Хакасы составляют лишь около 12% от общей численности населения республики (78,5 тыс. По переписи 1989 г.). Хакасы традиционно занимались кочевым скотоводством, земледелием, охотой и рыболовством. Бельтирцы тоже специализировались на ремеслах. Разведение овец и крупного рогатого скота по-прежнему широко распространено, хотя со временем республика стала более индустриализированной.

Субэтнические группы

Делятся на субэтнические (диалектные) группы:

  • качинцы (хааш, хаас) — в русских источниках[каких?] впервые упоминаются[кем?] с 1608 года, когда служилые люди прошли в землю управлявшуюся князем Тюлькой;
  • койбалы (хойбал) — кроме тюркоязычных групп по некоторым данным включали группы, говорившие на диалекте камасинского языка, принадлежавшего к южной подгруппе самодийской группы языков уральской языковой семьи;
  • кызыльцы (хызыл) — группа хакасского народа, проживающая в долине Чёрного Июса на территории Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия;
  • сагайцы (сағай) — впервые упоминаются в известиях Рашид ад-Дина о монгольских завоеваниях; первые упоминания в русских документах относятся к , когда указывалось, что у них «уложено ясаку не платить и ясачников побивать». В составе сагайцев как этнографическая группа известны бельтыры (пилтір), ранее выделялись бирюсинцы (пӱрӱс).

К хакасам по культуре и языку близки теленгиты, телеуты, чулымцы, шорцы.

Культура, быт и традиции

На протяжении многих лет хакасы занимались скотоводством, а также собирали орехи, ягоды и грибы. Только кызыльцы занимались охотой. Проживали хакасы в зимнее время в землянках или сооломе, остальное время в юртах. Традиционный напиток из кислого коровьего молока — айрам. Также исторически стали традициоными блюдами угре и хан-сол, то есть кровянка и мясной суп. А вот в одежде предпочтение длинной рубахе или однотонному платью, в основном, оранжевого цвета. Замужние женщины могли одевать вышитый жилет и украшения.

В каждой семье выбирался изых, это жертвоприносящая лошадь богам. Шаманы участвуют в этом обряде и заплетают в гриву цветные ленты, после животное отпускали в степь. Только главный в семье мог прикасаться к лошади или прокатится верхом на ней, а дважды в год, по весне и осенью, нужно лошадь вымыть (молоком), расчесать гриву, хвост и заплесты новые ленты.

Необычная традиция в хакасов, когда юноша, который поймает фламинго, может смело свататься на любой девушке. После того, как птицу поймали, на нее одевали красную рубашку с платком. Дальше жених делал обмен с родителями девушки, отдавал птицу и забирал невесту.

Очень интересная проводилась игра с детьми, когда за вознаграждение детям нужно было назвать имена предков до 7, а то и 12 колена.

Хакасы — уникальный народ, но современный народ объединяет традиции тюркского, русского, китайского и тибетского народа. Все это сложилось исторически и в разные периоды. Но хакасы прекрасно ладят с природой, ценят дары природы (и величают за это богов). Они свято верят в свои силы и это помогает им в быту. А детей с малку приучают уважать ближнего и как поступать со старшими от себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector