Как сейчас выглядит одно из семи чудес света

Второе строительство храма Артемиды

Местные жители не готовы были мириться с такой несправедливостью, как потеря храма имени любимой богини. Поэтому решено было построить новый храм на общественные деньги.

Эфесцы отдавали свои ювелирные изделия и денежные сбережения ради этой благой цели. Архитектором нового проекта стал Хейрократ, оперативно руководивший процессом строительства.

Новый храм был воздвигнут за несколько лет, и он стал ещё больше и красивей прежнего. Внутри храма расположилась огромная 15-метровая статую богини-покровительницы.

Стены храма были расписаны картинами, изображавшими различные эпизоды греческой истории и сцены из мифов.

Известно, что великий Александр Македонский был настолько поражён строительством храма, что предложил все затраты списать на свой счёт.

Но он поставил условие, чтобы в посвятительной надписи значилось его имя. Было велико искушение получить всем обратно свои деньги и украшения и сам город избавить от долгов, но жители эфеса были слишком честолюбивы, и поэтому Александру было отказано.

Чтобы не обидеть полководца, было принято решение заказать художнику Апеллесу его портрет. Произведение получилось таким красочным и живым, что горожане испытали возвышенный трепет и заплатили художнику невиданный по размерам гонорар.

Украшали вторую постройку храма Артемиды самые талантливые скульпторы, художники и архитекторы тех времён. Само величественное здание выполнено из мрамора и известняка, а огромные колонны сделаны из блоков, скреплённых друг с другом.

Храм в древнем Эфесе был не только местом культа великой богини, но и культурно-деловым и финансовым центром, независимым от городских властей.

Рядом работала сувенирная лавка, где продавали игрушки-копии великой постройки и различные статуэтки.

Второй храм Артемиды простоял на болоте около 500 лет. Во времена Римской империи он был переименован в храм Дианы. Императоры не скупились и дарили этому чуду света шикарные серебряные и золотые статуи.

Храм прославился, молва о нём распространилась по всему свету, и каждый, кто видел и бывал в нём, был в неописуемом восхищении.

Расскажем вам когда лучше ехать в Тайланд для пляжного отдыха. Узнаем о сезоне дождей и ливней.

Перед поездкой соберите аптечку: http://suntraveling.ru/sovet/asia/kakie-lekarstva-vzyat-s-soboy-v-tayland.html рекомендации по основным препаратам.

История

Так выглядел храм в давние времена

Храм Артемиды – великолепное и величественное строение, которое поражало путешественников, отправляющихся в Азию. Земли, известные современным туристам, как Анатолия, когда-то принадлежала грекам, римлянам, здесь жили арабы и евреи. Сегодня – это провинция Турции. Вместе с территориями государству отошло и монументальное святилище, посвященное древнегреческой богине.

Грандиозное строение из белого мрамора считается одним из чудес света. Оно пережило не одно драматическое событие и, к сожалению, практически не уцелело. Так что сегодня на месте некогда могущественного храма находятся лишь руины, а сам «Храм»— это лишь остановка в экскурсионном маршруте по древнему городу Эфесу. Однако посетить его стремятся практически все туристы, отдыхающие на курорте.

Бытовало еще одно поверье: к Артемиде обращались за помощью женщины, которые не могли забеременеть, и будущие роженицы.

Культовое сооружение, посвященное богине, существовало на этих землях еще с незапамятных времен. Самые древние реликвии святилища датируются VIII веком до н.э. Сейчас они хранятся в британском музее.

Краткое описание, история

Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.

Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.

Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.

Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:

  • рельеф колонн — Скопас;
  • украшение алтарной части — Пракситель;
  • росписи и фрески — Апеллес.

Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.

Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.

Великий храм античного мира

Для строительства храма в Эфесе пригласили прославленных зодчих Херсифрона и его сына Метагена из Кносса. Они создали проект, по которому построили храм, ставший чудом света. Святилище возведено на деньги последнего царя Лидии – Креза, прославившегося неимоверным богатством.

Царь, плененный красотой плана, приказал доставить в Эфес гранитные колонны, украшенные резьбой с изображением богов, две из которых подарил архитекторам – каждому по колонне.

Особенности возведения святилища

Храм решили построить из мрамора, обнаруженного в окрестностях Эфеса: деревянные святилища часто загорались и быстро приходили в негодность. Место строительства – болотистая низменность на окраине города.

Архитекторы объяснили свой выбор тем, что на таких землях не бывает землетрясений, которые случались в Греции. Чтобы гранитное сооружение не погрязло в болотистой жиже, под ним вырыли котлован, который заполнили углем и шерстью. Сверху установили фундамент для святилища.

Трудной задачей стала доставка к подножию здания тяжелых колонн: загруженные телеги вязли в болотистой почве. Колонны обшивали деревом, куда вбивали штыри, за которые волы тащили их волоком к подножию храма.

Установку колонн в вертикальное положение и укладку каменной балки порога греки считали чудом, свершённым Артемидой. А способ возведения крыши придумал Метаген.

На колонны сверху клали мешки с песком, на которые опускали крышу, под тяжестью которой мешки рвались, а постепенно сыпавшийся песок плавно водружал ее в пазы колонн. Так получилось сооружение с отточенными геометрическими пропорциями.

Долгое строительство в 120 лет завершилось в 559 году до н.э. Метагена и Херсифр сменили Деметрий и Пеонит, которые добавили в план работы свои коррективы.

Внешний и внутренний облик

Изящное мраморное сооружение привело в восторг и удивление горожан. Самое крупное святилище древнего мира диной 110 и шириной 55 метров украшали скульптуры и барельефы, созданные прославленными мастерами тех времен.

Вдоль стен с внешней стороны крышу подпирали 127 18-метровых мраморных колонн. Для сравнения – это уровень шестиэтажного дома. Портик искусно украшен барельефами, центральную часть храма опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Снаружи и изнутри храм облицован мраморными плитами. Специально для Артимесона – так греки называли храм Артемиды – художник из Эфеса Апеллес создал художественные полотна.

В центре белоснежного нарядного храма стояла 15-метровая статуя Артемиды, созданная из черного дерева и слоновой кости, украшенная золотыми пластинами и драгоценными камнями.

Назначение храма

В святилище Артемиды не только возносили молитвы в честь богини, храм являлся политическим и культурным центром города. Здесь проходили переговоры и собрания, выступали ораторы и историки, адвокаты и жрецы, заключали сделки и встречали послов.

В храме Артемиды хранили деньги, драгоценности и золото как частные особы, так и государство. Никто не осмеливался разорить это священное место, хотя Эфес несколько раз был в руках противника. Здесь никто не посмел задержать ни государственного преступника, ни сбежавшего от хозяина раба, ведь их защищала Артемида.

Полезная информация

Сейчас от когда-то великолепного храма Артемиды осталось немного — всего лишь одна колонна, собранная из обломков. Поэтому ожидать чего-то грандиозного не стоит, все же это утраченный памятник древнего мира.

2.1. Время посещения и стоимость

Территория никак не охраняется, поэтому проходить можно свободно в любое время — нет ни определенных часов работы, ни кассы с билетами.

2.2. Где находится и как добраться

Расположен храм вблизи небольшого городка Сельджук прямо на въезде в город, так что можно даже дойти пешком. Также можно добраться на городском автобусе-долмуше от Кушадас или пешком от расположенного неподалеку древнего города Эфес.

Удобно сначала съездить в Эфес, а потом (если останется время), сходить и к храму Артемиды. Насколько я знаю, многие тур.агентства как раз и предлагают экскурсию, в рамках которой можно посетить оба места.

Расположение на карте:

Мы сначала доехали до Эфесе, побродили по его развалинам, а после дошли пешком до Артемиды. Затем за 5 минут добрались до остановки в Сельджуке и поехали на долмуше обратно в Кушадасы.

Кстати, дорога от Эфеса до Артемиды довольно удобная — вдоль трассы проложен тротуар и велодорожка.

Аллея для прогулок от Эфеса до храма Артемиды:

Забавно, но местные приезжают на эту аллею на пикник — мы как раз увидели семью, расстилающую ковер прямо на одной из дорожек.

Храм Артемиды точно не пропустите, т.к. на дороге будет указатель:

Идея постройки

Древняя Греция занимает особое место в античной истории мира. Многим знакомы мифы и легенды о греческих божествах и героях. В их честь народ возводил памятники и храмы. Одной из самых почитаемых богинь была Артемида. Сестра-близнец бога Аполлона считалась покровительницей охоты, лесов, диких животных и плодородия. Ей молились беременные и роженицы, поэтому её называли Великая мать. Древние греки решили построить храм богине Артемиде в Эфесе.

Территория древней цивилизации практически совпадает с границами современного государства, однако многие части сегодня относятся к другим странам. Сегодня Эфес принадлежит Турции. Город был заложен на побережье Эгейского моря. В период наивысшего расцвета Эфеса, который пришёлся на VI век до н. э., был построен большой храм богине охоты. Сооружение на острове Корфу поражало величиной и красивым видом.

Место для постройки храма греки искали долго. Поскольку предыдущие конструкции, которые пытались возводить люди, часто обрушивались из-за происходящих в городе землетрясений, необходимо было выбрать надёжный участок. Резкие колебания земли редко наблюдались на болотистой местности. Для храма выбрали территорию недалеко от древнего святилища, посвященного карийской богине плодородия. Греки вырыли котлован огромного размера, а для надёжной основы уложили в него слоями шерсть и уголь.

Сначала строение решили сделать из дерева. Но землетрясения разрушали сооружение ещё на первых этапах его создания. Кроме того, дерево портилось из-за влажного климата и насекомых-вредителей. Храм приходилось строить заново и по причине пожаров. Как бы греки ни пытались сохранить сооружение, они терпели неудачу.

Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе

В постройке участвовали многие, одни помогали финансами, другие вкладывали умение, третьи предлагали новые технические решения. Совместными усилиями было возведено уникальное по тем временам здание, постепенно ставшее центром политической и культурной жизни города.

Вокруг возведения здания возникло несколько легенд. Учитывая пристрастие греков к всевозможным мистическим событиям, это не удивительно.

  1. Считается, что мрамор в окрестностях нашли с помощью баранов. Два самца затеяли драку и один стукнул рогами по скале, открыв мраморный скол. Проблема материала для постройки и облицовки была решена.
  2. Долго не могли решить задачу транспортировки колонн. Их размер и вес глубоко вдавливал повозки в песчаную поверхность. Их стали обшивать деревом, вбивая при этом в торцы прутья. Затем волы волоком тащили колонны к подножию здания.
  3. Иначе как вмешательством Артемиды трудно объяснить феномен установки колонн в идеально вертикальное положение, а также укладку каменной балки порога.
  4. Горизонтальные перекрытия, архитравы, нужно было уложить так, чтобы не повредить капители колонн. Снова применили нестандартный подход, предварительно уложив несколько пешком. Архитравы весом выдавливали песок, он постепенно высыпался, а перекрытия плавно становились на место.
  5. Кроме статуи богини, во внутренних помещениях хранилась уникальная картина, на которой изображен Александр Македонский в образе Зевса с мечом — молнией в руке. Причем мастерство художника было таково, что создавалось впечатление, будто острие выходило за рамки картины, а глаза героя следили за перемещением посетителей.
  6. В исторических летописях зафиксировано, что значительную сумму на строительство пожертвовал Крез.

Краткое описание, история

Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.

Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.

Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.

Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:

  • рельеф колонн — Скопас;
  • украшение алтарной части — Пракситель;
  • росписи и фрески — Апеллес.

Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.

Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.

Историческая информация

Храм был построен между 550 и 460 годами до н. э. по проекту Херсифрона из Кносса на Крите. Работа над ним продолжалась более 100 лет. В результате эфесцы в своем сооружении превзошли все прочие культовые строения того времени, выполненные из мрамора.

Храм Артемисиона, как его называли в Эфесе, был построен на болотистой местности, так как в Эфесе нередко происходили землетрясения, а пружинистый болотистый грунт должен был немного отражать эти колебания. Для укрепления фундамента Херсифрон распорядился засыпать котлован для фундамента древесным углем и хлопком.

За более чем вековую историю возведения храма в его строительстве принимали участие все государства и города Малой Азии. Неудивительно, что после завершения работ величественный и изящный храм, декорированный лепкой и скульптурами самых известных мастеров своего времени, вызывал удивление и восторг у всех, кто его видел. Пока однажды ночью в 356 году до н. э. Храм Артемиды не был подожжен. На преступление пошел гражданин Эфеса, пожелавший прославиться на века. В официальных документах он был назван «один безумец». Имя же этого человека с этих пор стало нарицательным — Герострат.

Обломки колонн ,  simonjenkins’ photos

В начале III  в. до н. э. Храм Артемиды был построен заново. Средства на его возведение выделил Александр Македонский. Сооружение возвели по первоначальному проекту, но подняли на высокое основание.

В 263 г. Храм Артемиды разорили готы. Местные жители начали мародерствовать, срывая мраморную облицовку здания. Колонны начали падать, их обломки тонули в болоте, на котором святилище было построено.

В XVI в. Эфес, большей частью уже разрушенный, был завоеван турками. Завоеватели не стали восстанавливать город, а построили новый — Сельчук. Так что в наши дни болото, затопившее Храм Артемиды, находится на окраине турецкого города Сельчук.

С развитием археологии удалось разыскать следы постройки времен Александра Македонского, и только в XX в. был поднят фундамент храма, под которым были найдены следы сожженных Геростратом колонн. Их обломки с фрагментами рельефов декора сейчас выставлены в Британском музее. Некоторые из находок являются экспонатами в Стамбульском музее археологии.

Макет Храма Артемиды в городе Эфесе ,  Людмила Султанова

Хранилище храма

Святилище Артемиды занимало огромную площадь 110 на 55 метров, поэтому не удивительно, что храм был хранилищем живописных полотен и скульптур знаковых для того времени мастеров.

В центре храма стояла 15-метровая статуя богини из слоновой кости и золота. Одета Артемида в одежды с изображением животных, ее тело имеет множество грудей, что вызывает споры относительно столь ненатуралистичного образа. По одной из версий, это не груди, а тестикулы верховных жрецов Храма: именно такую жертву они преподносили при вступлении в должность — бросали отрезанные органы к ногам богини.

Артемисион был также сокровищницей и банком. Причем золото, драгоценности и деньги на хранение в храм отдавали не только частные лица, но и государства.

На территории Храма никто не мог задерживать ни сбежавшего от хозяина раба, ни преступника — они находились под защитой Артемиды.

Части колонн simonjenkins’ photos

Храм Артемиды Эфесской на карте Турции

История

Храм был воздвигнут в честь богини Афродиты, которая по преданию была сестрой-близнецом Аполлона. Его строительство началось в первой половине 6 века до н.э. Проект храма разработал архитектор Херсифрон из Кносса, средства на постройку дал лидийский царь Крёз. Огромное сооружение строилось около 100 лет.

В 356 году до н. э. храм был сожжен Геростратом и поэтому мы мало что знаем о его внутреннем убранстве. Зато как он выглядел внешне, имеется полное представление, ведь в началу III в. до н. э. была возведена точная копия храма Артемиды, лишь ступенчатое основание отличало его от оригинала. Средства на постройку выделил сам Александр Македонский. Архитектором стал Александр Дейнократ.

Размеры храма были 105 на 52 метра, крыша держалась на 127 колоннах высотой 18 м. Внутри он был украшен картинами и статуями самых лучших художников того времени. Но, конечно, главной была огромная статуя Артемиды, сделанная из золота и слоновой кости. В то время храм являлся не только религиозным местом, но и неким подобием античного банковского учреждения, а позже деловым и финансовым центром.

В 263 году храм был разграблен готами, а через 128 лет был разрушен по приказу императора Феодосия I, который был христианином и не хотел видеть памятник языческим богам. После этого здесь стояла церковь, но и она затем канула в лету.

Многие столетия это место было всеми забыто, пока 31 октября 1869 года английский археолог Вуду не наткнулся на следы крупнейшего храма античности. Для этого рабочим пришлось вырыть котлован глубиной в 20 шагов, шириной в 300 футов и длиной – 500. Многие десятилетия велись раскопки и в настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Как добраться до храма Артемиды

Храм расположен в непосредственной близости от города Сельчук и в 20 км от Кушадасы. Проще всего добраться сначала до автовокзала в городе Кушадасы, а там пересесть на долмуш до Сельчука, который также прибывает на автовокзал. Оттуда легко дойти до места пешком минут за 8-10.

Точный адрес: Artemis Tapınağı, 35920, Selçuk, Izmir.

Стоимость посещения: бесплатно.

Для осмотра развалин достаточно 10-15 минут.

Особенности культа Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской хоть и был самым важным и известным храмом, но культ богини в этом городе сильно отличался от традиций в остальных местах. Это было видно и в статуе Артемиды, в которой не было привычной пластики и изящества греческих скульптур. Зато она больше показывала Диану как покровительницу плодородия и родовспомогательницу.

Артемида изображалась в виде архаического идола, так называемого ксоана. Такие идолы изначально были больше похожи на простой деревянный стол. Статуя Артемиды Эфесской тоже отличалась ровными линиями, её ноги были соединены, руки по локоть прижаты к телу. Получалась сужающаяся книзу фигура.

Национальный археологический музей Неаполя, Италия. Артемида Эфесская, копия.

Но самое интересное – украшения на груди богини. Они похожи на гроздья винограда, но, по некоторым теориям, на самом деле это сосцы богини. Такой элемент указывает на её плодовитость и соответствующую функцию.

Полезная информация для посетителей

Увидеть уменьшенную в 600 раз копию храма Артемиды, воссозданную по описаниям античных авторов, а также другие исторические экспонаты, находившиеся на территории турецкого государства, можно увидеть в парке «Миниатюр» в Стамбуле.

Туристы, желающие посетить храм Артемиды, могут увидеть и другие исторические достопримечательности, расположенные поблизости. Помимо остатков храма в Эфесе располагается дом Девы Марии, представляющий собой небольшую постройку с подвальным помещением. В середине прошлого века дом был отремонтирован, также была возведена часовня, к которой приезжают с молитвами паломники со всего мира.

Также на территории античного Эфеса путешественники могут увидеть:

  • Большой театр, представляющий собой величественное сооружение с тремя ярусами, выполненное в виде древнеримского амфитеатра,
  • чуть менее скромный по размерам, на не менее интересный для туристов, двухъярусный театр Одеон,
  • руины библиотеки Цельса (II в.), служившей хранилищем для более чем 12000 свитков,
  • руины храма римского императора Домициана,
  • храм римского императора Адриана,
  • Базилику Святого Иоанна Богослова,
  • руины торговой площади,
  • знаменитую улицу Куретов,
  • бывшие жилища местных зажиточных горожан – террасные дома, во многих из которых сохранились фрески и мозаичные полы.

История исследований

31 декабря 1869 года английский инженер-железнодорожник Джон Тертл Вуд , который копал для Британского музея в Эфесе с 1863 года , обнаружил остатки храма и проводил там раскопки до 1874 года. В мае 1883 года Вуд снова смог ненадолго поработать на территории храма. В ходе австрийских исследований в Эфесе Отто Бенндорф и Карл Гуманн проводили раскопки в «Артемизии» с мая по начало июня 1895 года . От имени Британского музея Дэвид Джордж Хогарт провел еще одну кампанию раскопок с декабря 1904 года по июнь 1905 года. В 1965 году по инициативе руководителя раскопок Фрица Эйхлера в Артемисии под руководством исследователя строительства Антона Баммера начались новые раскопки , первоначально у алтаря. Он продолжал свои исследования храма до 1995 года.

Находки из старых раскопок находятся в Британском музее в Лондоне, Археологическом музее в Стамбуле и в Эфесском музее в Вене. Архитектурные фрагменты, находки из недавних раскопок и несколько копий статуи Артемиды, найденные в городе, выставлены в зале Артемиды в Эфесском музее в Сельчуке.

Эфесская Артемида

Богоматерь Эфесская, 1 век нашей эры, Археологический музей Эфеса.

Гравюра XVIII века римской мраморной копии греческой копии утраченного геометрического периода xoanon

С греческой точки зрения Эфесская Артемида является отличительной формой их богини Артемиды . В греческом культе и мифе Артемида является близнецом Аполлона , девственной охотницы, которая вытеснила титана Селину как богиню Луны . В Эфесе богиня, которую греки связывали с Артемидой, почиталась в архаическом, доэллинском культовом изображении , вырезанном из дерева ( ксоанон ) и украшенном драгоценностями. Черты лица больше всего похожи на ближневосточных и египетских божеств и меньше всего на греческих. Тело и ноги заключены в сужении колонного , как термин , из которого торчит богиня нога. На монетах, отчеканенных в Эфесе, богиня носит фресковую корону (как городские стены), атрибут Кибелы как защитницы городов (см. Поло ).

Традиционная многогрудная интерпретация фонтана Дианы Эфесиной XVI века , Вилла д’Эсте , Тиволи , Италия

Традиционная интерпретация овальных предметов, покрывающих верхнюю часть Эфесской Артемиды, заключается в том, что они представляют собой множественные груди, символизирующие ее плодородие. Эта интерпретация началась в поздней античности и привела к обозначению эфесской богини как Диана Эфезия Multimammia и другим связанным описаниям. Эта интерпретация уходит корнями в христианские нападки Минуция Феликса и Иеронима на языческую народную религию, и современные исследования поставили под сомнение традиционную интерпретацию, согласно которой статуя изображает многогрудую богиню. Факты свидетельствуют о том, что овальные предметы вообще не предназначались для изображения части анатомии богини. В некоторых версиях статуи кожа богини была окрашена в черный цвет (вероятно, имитируя состаренное дерево оригинала), в то время как ее одежда и регалии, включая так называемые «груди», были оставлены неокрашенными или отлиты в разные цвета. . Роберт Флейшер предположил, что вместо грудей овальные предметы были украшениями, которые церемониально вешали на оригинальную деревянную статую (возможно, яйца или мошонки принесенных в жертву быков) и которые были включены в качестве резных деталей на более поздних копиях. «Грудь» Эфесской леди, как теперь выясняется, вероятно, была основана на каплях в форме янтарной тыквы, эллиптических в поперечном сечении и просверленных для подвешивания, которые были повторно обнаружены во время археологических раскопок 1987–1988 годов. Эти предметы остались на месте, где древняя деревянная статуя богини была захвачена наводнением 8-го века. Таким образом, эта форма украшений была разработана еще в геометрический период .

На монетах она опирается либо рукой на посох из переплетенных змей, либо на стопку уробороев , вечной змеи с хвостом во рту. По некоторым сведениям, госпожу Эфесскую посещали священники-евнухи, которых называли «Мегабизой»; это могло быть собственное имя или титул. Практика ритуального самоуничижения как квалификации для служения божеству обычно отождествляется с нищенствующими священниками Кибелы, евнухами, галли . Мегабизой Эфесской Артемиды помогали молодые девственницы ( кораи ).

Вотивная надпись, упомянутая Флоренс Мэри Беннетт, которая датируется, вероятно, 3-м веком до нашей эры, связывает Эфесскую Артемиду с Критом: «Целителю болезней, Аполлону, Подателю света смертным, Евтихий устроил вотивное приношение критской леди из Эфеса, Светоносной «.

Греческие обычаи синкретизма ассимилировали всех чужеземных богов в рамках той или иной формы олимпийского пантеона, знакомого им — в греческой интерпретации — и ясно, что в Эфесе отождествление с Артемидой, которое ионийские поселенцы сделали из «Эфесской госпожи», было тонким. . Тем не менее, более поздние греки и римляне отождествляли ее как с Артемидой, так и с Дианой, а в древнем Риме существовала традиция, отождествлявшая ее и с богиней Исидой.

Христианский подход расходился с синкретическим подходом язычников к чужим богам. Христианская надпись в Эфесе указывает на то, почему на этом месте так мало осталось:

Утверждение, что ефесяне думали, что их культовый образ упал с неба, хотя это был известный миф о происхождении в других местах, известно только в Эфесе из Деяний 19:35:

Линн ЛиДонничи отмечает, что современные ученые, вероятно, будут больше озабочены происхождением Эфесской леди и ее иконологией, чем ее приверженцы в какой-либо момент времени, и склонны создавать синтетическое описание Эфесской леди, собирая воедино документы, которые насчитывает более тысячелетия своего происхождения, создавая фальсифицированную, единую картину, как неизменную икону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector