Православные храмы абхазии. экскурсия по святым местам
Содержание:
- Очамчирский район
- ИСТОРИЯ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ
- История храма в Мокве
- Гульрипшский район
- Новоафонский монастырь – оплот православия на Кавказе
- Илорская церковь святого Георгия Победоносца
- Действующие храмы
- Бедийский храм
- Где находится Новоафонский монастырь?
- Действующие храмы
- Храм Василиска Команского (Команы)
- Храмы Абхазии
- Храмы Абхазии
- Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь
- ИСТОРИЯ ПАТРИАРШЕГО СОБОРА В ПИЦУНДЕ
Очамчирский район
- Храм Мармал-Абаа в с. Адзюбжа.
- Храм в с. Адзюбжа (XIX век).
- Храм в с. Атара (XIX век).
- Храм в с. Кындга.
- Храм Тлут в с. Тхина.
- Второй храм в с. Тхина.
- Храм Куланба в с. Арасадзыхь.
- Храм в с. Кутол (XIX век).
- Храм Бзаркалоу в с. Кутол.
- Храм Качь-наха в с. Джгьарда.
- Храм Пскал в с. Джгьарда.
- Храм Гурчух в с. Джгерда.
- Храм в п. Джгаруалу.
- Храм в с. Гуада-Ахуца.
- Храм в п. Амзара.
- Храм в с. Кацихалба (Пакуашь).
- Собор Успения Богородицы в с. Моква (X век).
- Храм в с. Беслаху.
- Храм в с. Джал.
- Храм в с. Меркула.
- Храм в с. Отап.
- Крепостная церковь в с. Члоу.
- Храм в п. Андроу.
- Храм в с. Гуп.
- Храм в с. Акуаскьа.
- Храм в с. Заган.
- Храма в с. Гудаа.
- Второй храм в с. Гудаа.
- Гюэносский храм в Очамчирах (VI век).
- Храм св. Георгия Победоносца в с. Елыр (XI век).
ИСТОРИЯ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Мужской монастырь в Новом Афоне появился стараниями православных монахов, прибывших сюда из далекой Греции. Ранее послушники служили в ските Святого Пантелеймона, располагавшегося в Старом Афоне. Надо сказать, что монахи Новоафонского монастыря постарались на славу, создав из практически непригодных земель райский сад. Для того, чтобы сформировать необходимую инфраструктуру, построить монастырские помещения и кельи, пришлось в буквальном смысле убрать фрагмент горы совместно с тоннами тяжёлой породы и грунта. Если добавить к этому крайне сложные условия – место проведения работ отличалось экстремальной высотой, то становится понятным, что усилия приложены поистине колоссальные.
Итак, Новоафонский православный мужской монастырь в Абхазии был воздвигнут в здешних горах в 1875 году. Стартовало его строительство благодаря повелению афонских старожилов. Получив приказ, монахи покинули Пантелеймоновский собор в Греции, чтобы построить в Абхазии сооружение, по сей день поражающее масштабами и красотой.
Новоафонский монастырь в Абхазии после возведения функционировал мирно и спокойно ровно два года, но во времена русско-турецких баталий 77-78-го годов XIX века скит подвергся вандальному разграблению. Далее пришлось восстанавливать обитель, и период этот проходил на протяжении двух десятков лет. Активное участие в возвращении святыни народу принимал император Александр III. Его высочество подарил Новоафонскому монастырю множество предметов, в частности, изящные часы, находящиеся на фронтальной поверхности наиболее высокой башни комплекса. Чтобы восстановить фрески Новоафонского монастыря и прочие святыни, на постоянной основе собирались пожертвования прихожан. Основное финансовое бремя приняла на себя братия Пантелеймоновской обители. Как бы то ни было, но работы завершились к 1900 году. В конце первого месяца осени монастырь освятили.
Место, где возведён Новоафонский мужской скит, можно назвать сакральным, потому что находится он близ древнего храма, в котором покоятся мощи одного из апостолов Иисуса Христа Симона Кананита. Его имя переводится как «ревностный служитель Господа», и это абсолютная правда, если верить библейским рассказам. Хотя в самой Библии о Симоне сказано очень мало, но молва приписывает ему множество чудес, например, открытие живительного источника, спасшего сотни батраков, трудящихся на каменоломнях, за что император Траян разгневался и решил тайно умертвить святого.
Следовательно, локация, где построен Новоафонский монастырь, выбрана далеко не случайно: рядом также расположена пещера, где в течение двух лет читал молитвы тот самый Симон Кананит. Грот, кстати, тоже был освящен через девять лет после возведения скита. В пещере, среди прочих, поставили иконы апостолов «ревнителя веры» и «первопризванного», которые можно лицезреть и сейчас. Словом, насельники греческого Афона построили здесь монастырь не просто так, а учитывая богатое христианское прошлое, отличавшее этот абхазский уголок от других.
Духовный оплот продержался ровно до революции 1917 года. Он не был закрыт немедленно, но уже в 24-м году монастырь приравняли к контрреволюционной организации и в буквальном смысле законопатили. Позже Новоафонский скит превратился в банальный склад. Когда началась война с Грузией, Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь открыл свои двери для раненых и стал обширным госпиталем. После окончания конфликта православный комплекс возвратили верующим. В морозном феврале, девять лет тому назад, монастырь официально поместили под юрисдикцию Абхазской православной церкви. Несмотря на исторические перипетии, скит сохранил неповторимое лицо и остался символом христианской веры на Кавказе. Монастырь действующий, поэтому привлекает к себе множество паломников и путешественников.
История храма в Мокве
Собор в Мокве был построен на закате Абхазского царства в X веке. Начиналось строительство в богатом и влиятельном государстве под началом правления Леона III, а заканчивалось в обнищавшей и погрязшей в анархии стране. Во времена правления Леона страна падет и, спустя несколько лет Абхазия станет частью Грузинского царства.
В храме когда-то располагались и женский монастырь, и епископская кафедра, служившая местом захоронения архиепископов.
В конце XVII столетия Моквский собор был разграблен. Место было покинуто и заброшено, много святых реликвий было вывезено за пределы страны по разным местам.
Julia Alisova
Известный востоковед и археолог М. Броссе, посетивший Моквский собор в 1848 году, писал о нем, что величественное сооружение, опутанное сетью ползучих растений, его кровля и купол, превращенные в воздушный сад, — все это приводит людей в удивление, при этом осколки цветного стекла, обломанные карнизы, обрушившиеся паперти угнетают зрелище.
В 50-х годах XIX века собор отреставрировали. Появился новый пол из известняковых плит, в западной части храма пристроили придел. В результате реставрации изменился экстерьер храма, исчезли интересные его элементы — резные каменные карнизы, черепичная крыша. Ее заменили железным кровельным покрытием. Внутри собора тоже не стали детально все обновлять. Просто покрыли каменные стены штукатуркой, в том числе и старинные росписи и мозаику. В это же время собор превратили в усыпальницу, где были захоронены последний князь Абхазии – Михаил Шервашидзе, его жена, сын, абхазские военачальники и другие известные и статусные люди того времени.
В 1902 году монахини из Богодуховского монастыря Харьковской губернии на базе храма основали Кавказский (Моквский) Успенский женский монастырь, а после революции он был снова разграблен.
Julia Alisova
Из стен собора похитили и вывезли за границу ценное Евангелие 1300 года, принадлежавшее Моквской Архиепископской кафедре. В 80-х годах XX века Моквское Евангелие было возвращено в СССР и в настоящее время хранится в городе Тбилиси, в рукописном отделе музея Искусств Грузии.
В 1968 году отмечался 1000-летний юбилей Моквского собора. К этой дате была проведена частичная реставрация.
Гульрипшский район
- Храм Илии Пророка в п. Агудзера ( ??? век).
- Успенский собор в п. Дранда (VI век).
- Храм святого Феодосия (один из корпусов Драндской тюрьмы).
- Храм св. Пантелеимона в окрестности Дранд.
- Храм архангела Гавриила в с. Дранда.
- Храм в с. Георгиевская.
- Храм в с. Владимировка ( ??? век).
- Храм в с. Багмаран.
- Храм в с. Азанта.
- Храм в с. Амткьал.
- Крепостной храм в с. Чхалта.
- Храм в с. Лата.
- Храм в с. Мархеул.
- Храм в с. Герзеул.
- Крепостной храм с. Герзеул.
- Храм в с. Октомбери.
- Второй храм в с. Октомбери.
- Третий крепостной храм в с. Октомбери.
- Храм в с. Полтавка.
- Храм на горе Чижоуш, с. Полтавка.
- Крепостная церковь в п. Краевичи (Цебельда).
- Вторая крепостная церковь, там же.
- Храм в п. Марамба.
- Храм в с. Юрьевка.
- Храм на горе Апианча.
- Храм на горе Адагуа.
- Храм в с. Наа.
- Церковь в крепости Цебельда (VI век).
- Вторая церковь в крепости Цебельда (VI век).
- Третья церковь в крепости Цебельда (VII век).
- Драндские пещеры, в которых до революции размешался небольшой храм и монашеские кельи.
Новоафонский монастырь – оплот православия на Кавказе
Во 1874 году, император Александр II передал из государственной казны русским послушникам Пантелеймоновского монастыря в Афоне (Греция), территорию и значительную сумму денег. Монахи воспользовались этим предложением и на месте, где, якобы, погиб в муках Симон Кананит, основали монастырь, один из крупнейших в Российской империи.
Через год началось строительство монастырского комплекса. Автором проекта Новоафонской обители стал известный в те годы архитектор Н.Н. Никонов, автор многих культовых сооружений. Стены монастыря были расписаны группой художников из русского села Палех. Фрески же трапезной – творение братьев Оловянниковых, которые также расписали небольшие церквушки монастырского комплекса.
Основу монастыря составляют культовые сооружения:
- собор великомученика Пантелеймона;
- надвратный храм Вознесения Господня;
- храм в честь Афонских отцов;
- храм апостола Андрея Первозванного;
- церковь мученика Иерона;
- храм, построенный в честь иконы Божьей матери;
- колокольня (ее высота 50 метров);
- трапезная, также расписанная фресками.
Лишь к началу нового столетия удалось полностью завершить работы, но главный престол храма освящали уже в 1888 году. Церемонию освящения посетил Александр III с супругой. Прибытие царя было увековечено так:
- в честь приезда царской семьи отлили колокол;
- по краям тропинки, по которой царь поднялся к монастырю, монахи посадили кипарисы, сейчас ее именуют «царской аллеей»;
- на месте, где настоятель монастыря приветствовал императора, была возведена небольшая часовня.
Безусловно, царь не мог прийти без подарка монастырю, он преподнес монахам музыкальные куранты, которые и сейчас выполняют свою функцию на монастырской колокольне.
Новоафонский монастырь имел большую популярность. Это был самый крупный и значительный религиозный центр. По всему Кавказу и в Петербурге имелись подворья монастыря. Монахи учили детей письму и грамоте.
Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540
Активная хозяйственная деятельность монахов позволила им получать доходы от нескольких заводов (маслобойный, свечной, кирпичный), имелось коневодческое хозяйство. В садах монастыря созревали различные фрукты, как привычные, так и заморские (цитрусовые).
Новоафонский монастырь посещали известные писатели и деятели культуры, а также император Николай II.
Илорская церковь святого Георгия Победоносца
Илорская церковь святого Георгия (груз. ილორის წმინდა გიორგის ეკლესია) — христианский храм в селе Илор в Абхазии, образец грузинской архитектуры XI века. Комплекс Илорской церкви составляют само здание церкви и подсобные строения. Территория обнесена булыжной оградой, над воротами имеется колокольня.
Адрес:
Республика Абхазия, Очамчырский район, поселок Илор.
Проезд:
1) На личном автотранспорте из Сухума в сторону Грузии до правого поворота на Очамчиру. Далее проезжаем по набережной (в Очамчире набережная является центральной улицей) через весь город и никуда не сворачивая едем по главной дороге около 3 километров, пока справа не покажется Илорский храм (указателей нет).
2) Рейсовым автобусом от ж/д вокзала города Сухум до Очамчыры, далее около 5 километров пешком или на попутке (не рекомендую 2 вариант).
3) С экскурсией, на которую можно записаться в любом курортном населенном пунтке Абхазии.
Действующие храмы
- Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
- Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
- Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
- Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
- Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
- Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
- Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
- Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.
Бедийский храм
В центре села Бедия, на высоком живописном горном плато, возвышаясь над местностью, стоит Бедийский храм. Высокие отвесные обрывы каменистого плато являются одновременно естественной крепостью с единственным подъездом к храму с западной стороны. Отсюда открывается великолепный вид на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта.Бедийский храм является ценнейшим памятником архитектуры Абхазии. Он был возведен в конце Х века при царе Баграте III в честь Влахернской Богоматери. Этот крестово-купольный храм состоит из четырех подкупольных устоев, апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые. Снаружи и внутри стены храма облицованы гладкими серо-желтыми песчаниковыми плитами. С внешней стороны восточная стена украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов отделаны простой и изящной резьбой, отличающейся разнообразием сюжетов. Богатые росписи, покрывавшие внутренние стены храма, в настоящее время, в основном, утеряны.Достоянием храма, позволяющим точно датировать время его возведения, считался золотой потир (чаша), датируемый 990 годом, на котором сохранилась надпись: «Святая матерь Божья, будь ходатайницей перед сыном твоим за абхазского царя Баграта и мать его царицу Гурандухт, пожертвовавших сию чашу, украсивших сей престол и построивших сию святую церковь, аминь». Поверхность чаши украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери и апостолов.В ста метрах от храма сохранились развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа. На втором этаже находились жилые помещения бедийских эпископов, и, возможно, царя или владетеля. В средние века здесь находилась кафедра епископа, власть которого располагалась на земли между реками Ингур и Галидзга. В XIX веке Бедийский храм с прилегающими к нему постройками был превращен в монастырь.В настоящее время в Бедийском храме ведутся реставрационные работы.
Где находится Новоафонский монастырь?
Сначала нужно доехать/долететь до Адлера любыми удобными для вас способами (подробнее я писала в статье «Как лучше добираться до Нового Афона и где снять жилье?»). От вокзала или аэропорта Адлера садитесь на автобус № 173 (другие автобусы и маршрутки останавливаются далеко от Псоу, придется долго идти, а этот маршрут идет прямо до границы), стоимость билет — 25 рублей. Для перехода границы вам достаточно иметь российский, украинский или белорусский паспорт, на каждого ребенка свидетельство о рождении и разрешение на выезд от второго родителя.
Пройдя пропускной пункт, вы окажитесь на площадке-автостанции. Не откликайтесь на многочисленные предложения со всех сторон от абхазов, идите прямо к автобусам и маршруткам. Садитесь в наиболее заполненный транспорт (до Нового Афона или до Сухума). Стоимость билета обойдется в 150-200 рублей. Ну и на маршрутке вы доедете за 1,5-2 часа, а на автобусе ехать около трех часов. Скажите, чтобы вам остановили в центре возле церкви или Приморского парка!
Приморский парк, где находятся 7 прудов
Выходите из транспорта и идете за церковь, а точнее часовенку памяти солдатам, погибшим в войне 1992-1993 года. Перейдите через дорогу к магазинчикам и увидите указатели (к пещерам поворот налево, к монастырю — поворот направо). По дороге вы встретите еще несколько указателей, пока не окажитесь на тропе грешников, вымощенной булыжниками. Теперь начинается нелегкий подъем в гору к Ново-Афонскому монастырю. Говорят, если пройти эту тропу на коленях, вы искупите свои грехи. Подъем займет около получаса, вдоль тропы расставлены палатки торгашей, которые уверяю, что у них «дешевле всего». Это не так, проходите мимо, лучше потом сходите на рынок.
Вход на территорию монастыря настоящий, потому что он действующий и не является музеем.
Красивые пейзажи с площадки возле Ново-Афонского монастыря
Если вы решили целенаправленно поехать в Абхазию, чтобы посетить монастырь, то выбирайте гостевые дома, находящиеся на возвышенности в отдалении от пляжей, так вы сэкономите в два раза на жилье. Средняя стоимость номера за ночь — 600 р.
Действующие храмы
- Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
- Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
- Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
- Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
- Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
- Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
- Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
- Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.
Храм Василиска Команского (Команы)
Ныне имеющийся небольшой деревянный храм (часовня) христианского мученика святого Василиска возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика.
Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет святой источник.
Адрес:
Абхазия, Сухумский район, гора Гумбиху недалеко от селения Команы (Каманы)
Проезд:
Часовня и источник святого Василиска находится недалеко от небольшого села Гума, в Абхазии. Если спуститься к реке Гумиста, вы увидите развилку – справа дорога в село Каманы, а слева крутая, горная тропа приведет вас в маленькую часовню, построенную в честь великомученика святого Василиска. Дальше, справа от проселочной дороги, находится источник Святого Василиска.
Храмы Абхазии
Храмы Абхазии
Храмы Абхазии
В Древней Абхазии, истину Христова учения проповедовали Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.Абхазская земля обагрена кровью первых христианских мучеников. И сейчас известно место мученической кончины святого апостола Симона Кананита и святого Василиска. В Абхазии, будучи в изгнании, закончил жизнь святитель Иоанн Златоуст (до настоящего времени хранится саркофаг над его гробницей).Повсюду в Абхазии можно встретить множество древних православных храмов, которые свидетельствуют о святости места, где они стоят. Ибо, по учению Церкви, при освящении храма Богом приставляется Ангел-хранитель престола, который никогда уже не отходит от него и будет свидетельствовать на суде Божием о всем, что происходило в храме. Все это, как семена, которые до поры лежат под спудом, но наступают благоприятные времена, когда они прорастают и дают обильные плоды. В Абхазии помнят и чтят свои духовные корни Православной веры.
Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь
Всемирно известная достопримечательность, религиозный комплекс и объект паломничества – мужской монастырь расположился на горе Афон. Он создан греческими иноками в 1875 г. и назван в честь апостола Симона Кананита. Его как проповедника христианства убили в 1 в. н. э. римские легионеры. Место, где обитал Симон в маленькой пещере, почитается святым.
Полностью строительство монастыря завершилось в начале 20 века. За эти годы был создан целый комплекс религиозных построек с обустроенной территорией. Появились вымощенные мостовые, пристань, парковые аллеи, оформлены подходы и подъезды к объекту.
Всего здесь выстроено 6 храмов, среди которых главенствует Пантелеймоновский собор. Это истинная архитектурная жемчужина среди других святилищ. Возведённый в 1900 г. в честь святого Пантелеймона он выполнен в неовизантийском стиле. Гордо высятся его 5 куполов, самый высокий из них (40 м) центральный.
К собору ведёт Тропа грешников, пройдя которую, освобождаешься от грехов. Внутреннее оформление необыкновенно красиво: фрески, иконы – настоящие произведения искусства. По периметру 4-угольника расположены другие 5 храмов: Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иеронима, преподобных отцов Афонских и Божьей Матери Избавительницы.
ИСТОРИЯ ПАТРИАРШЕГО СОБОРА В ПИЦУНДЕ
Андреевский собор в Пицунде возведен немыслимо давно – в четвертом веке нашей эры, но с течением времени неоднократно разрушался и перестраивался. По этой причине во многих источниках указывается иная дата – 10-й век. Именно с этого момента Пицундский храм в Абхазии оставался практически неприкосновенным и действовал во благо христианской веры.
Патриарший собор в Пицунде пережил немало сложных времен, начиная с периода первоначальной постройки. Стоит сказать, что государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» именуется так не зря – в конце 2-го века до нашей эры Пицунды в привычном виде не существовало. Вместо неё был порт Питиунт, относящийся Понтийскому царству.
Но вернёмся к храму Андрея Первозванного: впервые христианская базилика появилась здесь, как уже упоминалось, в 4-м столетии нашей эры. Построили её на территории крепости, служившей римлянам гарантией спокойствия в этом регионе. Сохранились даже сведения о том, кто был епископом в упомянутом соборе – это некий отец Стратофил. Мозаика в храме в Пицунде была очень богатой и изысканной, можно сказать, что в те времена это было уникальным явлением, посему орнаменты, украшающие обширный пол древнего храма, без преувеличения относятся к мировым шедеврам старинного искусства. К сожалению, фресковые узоры не сохранились, а ведь ранее они содержали даже древнегреческие надписи и состояли из 12-цветных видов камней, добытых в недрах абхазской земли. Известно, что в Грузинском музее искусств хранится небольшой фрагмент мозаичного пола из Пицундского храма.
По прошествии двух веков Юстиниан Первый решил построить на месте храма в Питиунте новый собор, краше прежнего, поскольку старый уже порядком обветшал. Считается, что именно здесь происходили первые обращения местного населения в христову веру. Но это всё ещё не был храм апостола в Пицунде – у сооружения весьма богатое прошлое. Тем не менее после установления Абхазского царства собор перешёл в статус престольного.
Современный вид храм Андрея Первозванного в Пицунде принял в 10-м веке нашей эры. Случилось это в эпоху расцвета царства абхазов. Архитектурной уникальности здания, кроме прочего, способствовала комбинированная кладка – каменно-кирпичная. В указанный исторический период это был наиболее крупный действующий православный храм в Пицунде. Вплоть до 15-го века собор подвергался постоянной перестройке и реорганизации, а потом и вовсе был заброшен. Возрождение святилища произошло в конце XIX века – собор Андрея Первозванного в Пицунде снова отстроили и провели ритуал освящения.