Исаакиевский собор в санкт-петербурге

Каменные стены на мраморном основании

Третий Исаакиевский собор не могли построить на протяжении нескольких десятилетий. Поначалу пришлось сменить архитектора — Поначалу пришлось сменить архитектора — назначенный на место руководителя Чевакинский передал свой пост Ринальди. В 1768 году заложили храм. Итальянский зодчий намеревался возвести высокий собор с колокольней и пятью куполами. Стены облицовывались мрамором. Со смертью Екатерины II Ринальди был вынужден уехать из России, оставив храм недостроенным.

Третий Исаакиевский собор получился приземистым и нелепым

Взошедший на престол Павел I приказал архитектору Бренна срочно достроить собор. Ему пришлось сильно исказить проект Ринальди, отказавшись от четырех малых куполов. К тому же весь мрамор для облицовки собора Павел I использовал для строительства резиденции в Михайловском. Так что храм получился приземистым и нелепым — на мраморном основании покоились кирпичные стены. Современники потешались и сочиняли эпиграммы.

Третий Исаакиевский собор. (pinterest.com)

История собора после строительства.

Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.

Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.

В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.

При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.

Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.

Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.

После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.

Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.

Интересные факты

  1. Из — за того, что грунт, на котором был построен собор, болотистый, потребовалось вбить больше 10 000 свай.
  2. Они держат собор и сейчас. И для того, чтобы они по всему периметру были одинаковой высоты, архитектор придумал затопить карьер водой. Когда вода поднялась, сваи обрезали по уровню водной зеркальной поверхности.
  3. Существует легенда, что собор строился так долго не из-за сложности проводимых работ, а потому, что некий провидец предсказал Огюсту Монферрану смерть после окончания строительства. Так и произошло. Именитый архитектор скончался через месяц после освящения храма.
  4. Лишь в 1990 году в Исаакие впервые была проведена церковная служба после перерыва с 1922 года.
  5. Сейчас собор имеет статус музея, но в нём по расписанию проводятся и богослужения.
  6. При украшении внутренней части Исаакиевского собора было задействовано 400 кг золота.
  7. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после полного окончания строительства Исаакия, которое было закончено в 1916 году. Что примечательно, Николай II отрёкся от престола через год — в 1917.
  8. В 1930х годах в соборе находился музей антирелигиозной направленности.
  9. Строительство храма было сфотографировано, данная фотография является одной из первых, сделанных в нашей стране.
  10. Во время революции в 1922 году из храма было изъято 22 кг золота и более 22 тонн серебра на нужды голодающих Повольжья

Строительство современного Исаакиевского Собора

Слухи о начале строительства нового Исаакиевского собора ходили по столице целых шесть лет, прежде чем император Александр I поручил разработать проект нового храма. Первоначально проект не предусматривал постройку нового сооружения — только перестройку старого.

Хотели сохранить имеющиеся три церковных алтаря и переработать оскорбляющий взор купольный ансамбль.

Первый набросок Исаакиевского собора. Вариант отвергли на самых ранних изысканиях

Проектом с энтузиазмом занялись тогдашние архитекторы. Но царь отверг все их работы. Императору нужен был проект перестройки храма, а зодчие предлагали возвести совершенно новые здания.

После второго проведенного конкурса царю стало ясно, что работу нужно поручить одному архитектору и желательно с жесткими рамками. Поэтому вся тяжесть переработки Исаакиевской церкви упала на плечи молодого француза Огюсто Монферрано.

Проблема со строительством храма заключалась не только в желании сохранить алтари, но и в сложности окружающих условий. Климат и почва города Санкт-Петербурга ставили перед архитекторами и инженерами сложны задачи.

Для решения проблем порой приходилось изобретать новые инженерные способы укладки фундамента и улучшения прочности используемых материалов.

Специально разработанные леса для подъема колонн в вертикальное положение. В Исаакиевском соборе хранится миниатюрная модель этой конструкции

Уже в 1818 году начались работы по строительству фундамента. Для этого требовалось разобрать старый и аккуратно собрать новый. Для уменьшения просадки здания в почву вбивались сосновые сваи до 30 см толщиной и уже на них укладывались плиты фундамента.

Процесс оказался неимоверно сложен и опасен. Можно сказать, что Исаакиевский собор построен на крови простых рабочих.

После завершения фундамента начали воздвигать основной корпус здания и поддерживающие колонны центрального купола. Каждая колонна обладала чудовищной массой и поднималось при помощи людей и специальных инженерных машин.

Нередко при подъеме поддерживающие колонны срывались и задевали людей.

Воскресение Христа. Сложносоставной витраж главного алтаря собора

Купол покрывали золотой краской. Основу всего составляла ртуть, которая крайне негативно влияет на человеческий организм. Поэтому мастера одевали специальные костюмы, вроде водолазных. Но даже такие меры не исключали смертельных случаев отравления.

Отделочные работы в храме стартовали в 1841 году, когда все еще продолжалась основная стройка. В росписи участвовали лучшие художники того времени. Привлекались и скульпторы, создавшие лепнины для интерьеров кафедрального собора.

Российский император Николай I, приемник Александра I, принимал работу по завершению строительства Исаакиевского собора

В 1844 году установили окно главного алтаря. На церемонии установки присутствовал император. Правда, Александр I уже скончался и работу принимал его приемник Николай I.

23 млн. рублей — стоимость работ по собору

Окончательно храм завершили в 1864 году. Однако, освещали церковь в год официального завершения работ, в 1858 году. Общая стоимость всех работ перевалила за 23 миллиона серебряных рублей, что было чудовищной суммой для казны государства.

Особенность колоннады

Описание колоннады Исаакиевского собора заслуживает отдельного внимания. Впервые в истории гранитные монолитные блоки были подняты на высоту более 40 метров.

«Но как изготавливались колонны Исаакиевского собора?» — вопрос интересный. Удивительно то, что строительство полностью велось крепостными рабочими, но с использованием механизма, специально построенного для поднятия колонн на высоту, ведь вес каждой колонны варьировался от 64 до 114 тонн.

Сейчас колоннада Исаакия является самой известной смотровой площадкой г. Санкт — Петербурга. Подняться на неё можно только пешком по винтовой лестнице, но, поднявшись, вы не забудете эти впечатляющие виды на центр города и реку Неву никогда.

Главный иконостас Исаакиевского собора

Главный иконостас Исаакиевского собора представляет собой грандиозное сооружение в стиле позднего классицизма второй трети XIX века. 

Главный иконостас Исаакиевского собора. Источник

Высота иконостаса в центральной части – 25 метров, длина – 45 метров. 

Одним из основных акцентов убранства главного алтаря Исаакиевского собора считается образ Иисуса Христа, выполненный в технике витража. Его создал Макс Эмануэль Айнмиллер по рисунку художника Генриха Марии фон Гесса в Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене в 1843 году. Площадь витража составляет 28,5 кв. м., поэтому он считается одним из наиболее крупных фигуративных витражей Европы и самым крупным в России. 

В год проводилось не более 20 служб с зажжением всех семи люстр. Электричество в провели в Исаакиевский собор только в первые годы XX века.

Французский путешественник Пьер Жюль Теофиль Готье подробно описал главный иконостас в свечном освещении:

«Эта стена из образов, разделённых малахитовыми колоннами, досками драгоценных мраморов, богато украшенными карнизами, производит в таинственном полусвете, в котором погружена эта часть собора, чудный и величественный эффект. Иногда какой-нибудь луч заставляет блестеть фон червонного золота; металлическая доска освещается, вырисовывая, как живую, фигуру святого, которая отделяется от неё; полоса света скользит по выемкам малахита, блёстка прилепляется к золочёному капителю, гирлянда освещается и получает выпуклый вид. <…> Блеск свеч бросает неожиданное освещение на какую-нибудь деталь, остававшуюся тёмной, и всё достоинство которой выступает теперь наружу. Смотря по часам дня, завеса алтаря темнеет и освещается тёплыми тенями, или ослепительным светом».

Панорама внутреннего убранства собора.

Исаакий во всей красе

Храм был освящен 30 мая 1858 года как кафедральный собор столицы. На его возведение и обустройство из казны была потрачена колоссальная, по тем временам, сумма — 23 миллиона рублей. Для сравнения: в те годы самая дородная корова стоила 3 рубля, а добротный дом можно было построить за 100-150 рублей.

Размеры Исаакия: высота — 101,5 метра, длина — 111, 3 метров, ширина около ста метров, диаметр купола снаружи — 25,8 метра. Но не только благодаря гигантским габаритам храм выгодно выделяется среди себе подобных, но и вследствие богатой облицовки как внутри, так и снаружи.

112 монолитных колонн разных размеров делают монументальное сооружение воздушным и легким. Наружная отделка серым рускеальским мрамором создает благородный и величественный вид. С каждой стороны фасады украшены барельефами, горельефами и скульптурами, сюжет которых не повторяется.

Житие Исаакия Далматского

Святой Исаакий вел отшельнический образ жизни и провел в пустыне несколько десятков лет, прежде чем услышал глас свыше, повелевающий ему отравляться в Константинополь. В те времена столица Византии была охвачена еретическими учениями, сторонниками которых был действующий император Валент.


Преподобный Исаакий Далматский

Святой Исаакий неоднократно просил Валента отречься от лжеучения и прекратить гонения на православных христиан, но правитель не хотел слышать никаких доводов праведника. Своим воинам он приказал избить Исаакия и бросить его в болото, из которого прежде не удавалось спастись ни одному человеку.

Однако правитель не предвидел, что ангелы спасут праведника из зловонной тины, и он вновь предстанет перед императором, не отказавшись от своих намерений защитить христиан от произвола властей. Тогда Валент приказал бросить Святого в темницу, пообещав Исаакию разобраться с ним по возвращении из военного похода.

Святой сказал правителю, что их встрече не суждено состояться, и предсказал Валенту страшную смерть. Так случилось на самом деле — войско императора было разгромлено неприятелем, а сбежавший правитель был сожжен заживо в амбаре, в котором он хотел спрятаться от преследователей.

Наследником престола стал Феодосий Великий. Сразу после восхождения на трон он приказал освободить Святого Исаакия из темницы и принял его во дворце со всеми почестями. После участия во Втором Вселенском Соборе Святой хотел отправиться в свою келью и продолжить пустынножительство, но его ученики упросили его не делать этого и остаться в Константинополе.

Интересно! Иногда Исаакий сам посещал тех людей, которые из-за слабого здоровья не могли прийти к нему сами. Неоднократно монарх Феодосий приглашал праведника к себе во дворец, где встречал его с неизменными почестями.

Для Святого построили уединенную келью, чтобы он мог проводить достаточно времени в молитве, полностью посвящая себя общению с Богом. Несмотря на то, что келья Святого располагалась за чертой города, туда постоянно приходило много людей. Простые жители Константинополя ежедневно приходили к Святому за советами и наставлениями, и Святой Исаакий не отказывал никому.


Главным делом жизни Исаакия Далматского было служение Господу

Вскоре на том месте, где изначально была построена келья монаха, был возведен монастырь. В нем Исаакий Далматский и прожил до самой смерти. Святой предчувствовал скорое приближение смерти, поэтому заранее выбрал преемника из числа своих учеников. Сразу после этого Святой тихо отошел к Господу.

Феодосий Великий был сильно огорчен смертью подвижника и приказал похоронить Исаакия Далматского в кафедральном соборе Константинополя с большими почестями. Однако ученики Исаакия и простые иноки монастыря знали, что предстоятель был скромным человеком, не желавшим пышных торжеств. Они упросили правителя похоронить Святого в церкви, расположенной недалеко от монастыря, в котором жил праведник. Так Исаакий Далматский был похоронен в алтаре храма святого Стефана.

Собор сегодня

В 1948 году храму был присвоен музейный статус. Лишь в 1963 году закончилась реставрация Исаакиевского собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а памятник Фуко, свидетельствующий о том, что Земля вращается, сняли.

Как уже упоминалось, в 1990 году в храме была совершена первая, после долгого перерыва, Божественная литургия Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В 2005 году между музеем-памятником “Исаакиевский собор” и Санкт-Петербургской Епархией было подписано соглашение о совместной деятельности. Сейчас службы в храме проводятся каждое воскресенье и в праздничные дни, а также концерты и экскурсии для детей и взрослых.

Колонны и купол

Первое, чем привлекает Исаакиевский собор — гранитные колонны. На нижнем ярусе установили 48 штук (по 12 на портик): каждая весит 114 тонн и имеет высоту 17 метров. Колонны ставили на основание с помощью специально выстроенных лесов. И никак не закрепили — они держатся только силой тяготения. Большая часть колонн ставилась до возведения стен. Поскольку технологий, позволяющих их ставить после, тогда не существовало.

Гигантские цилиндры выбили из карельского гранита в каменоломне под Выборгом. И затем на баржах доставляли в Санкт-Петербург

На верхнем ярусе собора установлено 24 гранитные колонн существенно меньшего веса: «всего» по 64 тонны!

Сегодня для посещения доступна лишь одна колоннада  — ее высота 42 метра. Некогда посетители поднимались и выше — винтовую лестницу на открытую анфиладу можно увидеть.

Купол Исаакиевского собора, видимый из множества мест Старого города Санкт-Петербурга, позолотили лишь раз. И с тех пор он не требовал подновления. Причина кроется в технологии — покрытие осуществлялось амальгамированием, то есть растворением золота в ртути и затем выпариванием последней. Способ стоил жизни нескольким десяткам позолотчиков. Их не спасли даже стеклянные шары, надевавшиеся на голову.

Вся позолота внутри собора выполнялось куда более безопасным методом гальванопластики

Другие статьи из рубрики «Место жительства — Петербург»

14 мая 2014
Лампочка Яблочкова
Весной 1879 года, 135 лет тому назад, впервые улицы Петербурга были освещены новым, необычным «белым ярким, но не режущим глаз, а мягким светом»… Наступила новая эра — эра электрического освещения. Фонари инженера Павла Николаевича Яблочкова были поставлены на площади у Александринского театра.

9 апреля 2013
За цельностью – к звездам
Обсуждать архитектуру 1960–80‑х — неблагодарное, на первый взгляд, занятие. Внедрение типовых методов строительства, начавшееся в 1955 году, изменило Советскую Россию до неузнаваемости. Вслед за индустриализацией наша страна в кратчайший (по меркам истории) срок пережила форсированную урбанизацию: в период с 1950 по 1990 годы …

8 сентября 2016
Покой им только снится

Митрофаниевский некрополь — большой массив исторических захоронений в центре Петербурга, до революции здесь были погребены сотни тысяч человек. Но покоя останкам лежащих здесь людей нет до сих пор: в советские годы могилы сровняли с землей, территорию пустили в хозяйственный оборот, а в современной истории …

18 июля 2014
Сергиев Петербург
Петербургские храмы преподобного Сергия — какие? Как поживают сегодня? Об этом наш рассказ.

6 июня 2016
Экскурсия длиной в 48 лет

В Ленинграде в 1968 году случилась маленькая революция. Несколько преподавателей Дворца пионеров организовали конкурс для школьников, который послужил толчком к возрождению традиций «старорежимного» краеведения. Среди педагогов-пионеров был и Владимир Аксельрод, ныне заслуженный работник культуры …

Восточная сторона

Надпись на фризе: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век». На фронтоне барельеф «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Это работа скульптора Лемера. Воспроизведен сюжет, когда Исаакий, осмелившийся преградить дорогу грозному императору, предрекает тому близкую погибель. Стражники цепями сковывают святого, чтобы бросить его в темницу.

Угол фронтона украшает фигура апостола Иакова — самого решительного из учеников Христа, за что и был первым предан мученической смерти. В другом конце апостол Симон, держащий в руках пилу, ставшую символом мучений, выпавших на долю апостолов. На вершине евангелист Лука с тельцом – символом святости завета.

С трех сторон фронтоны украшены дверьми, выполненными скульптором Витали из дуба и бронзы. На каждой из них изображены сюжеты из жизни Христа и фигуры святых. 

Сложности при строительстве

Особую сложность представляла собой установка 48 монолитных гранитных колонн, весом по 114 тонн каждая. Монферран решил проблему неординарно: он приказал установить колонны еще до строительства стен. В 1822 году на глазах царской семьи и изумленной публики была поднята первая колонна. Лишь спустя 8 лет была установлена последняя колонна, и тогда началось возведение стен.

В конце строительства на собор был поднят огромный сферический купол. Его позолота продержалась без обновления больше полутора веков. Дело в том, что при золочении использовали так называемый огневой метод: на медные листы наносили сплав золота и ртути, а затем нагревали листы и выпаривали ртуть.

До революции Исаакий находился в подчинении Министерства двора

Таким образом золото надолго закреплялось на меди. Но ядовитые пары ртути отравляли рабочих — в общей сложности при позолоте купола погибли около 60 человек.

Убранство Исаакиевского собора. (pinterest.com)

Все четыре варианта Исаакиевского собора строились на деньги, выделяемые из казны. До революции храм был государственной собственностью и находился в подчинении Министерства императорского двора. Расходы были немалые — на одну только позолоту купола ушло больше 100 килограммов золота.

Архитектурные особенности

Храм построен в традициях позднего классицизма и увенчан строгим пятиглавием. Большой купол имеет восьмиугольную форму. Фасады здания украшают выразительные портики коринфского ордера.

Исаакий знаменит не только безупречными классическими формами, которыми с удовольствием любуются жители города и туристы. Это самая высокая из всех построек, которые стоят на главных площадях города – Адмиралтейской, Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской. Высота здания с куполом 101,5 м. Собор достигает длины 111,3 м и ширины 97,6 м.

Вокруг храмового комплекса установлено 112 монументальных колонн из монолитного гранита, материал для которых добыли под Выборгом. На некоторых из них можно увидеть выбоины от разрывов снарядов, оставшиеся со времен войны.

Архитектурно-художественный декор

Сохраняя традиции классицизма, ведущий архитектор решил вопрос касательно архитектурно-художественного убранства здания несколько по-своему. В итоге, Исаакиевский собор – замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.

В девятнадцатом веке для украшения зданий широко использовалась скульптура, и Исаакий не стал исключением. Грамотное расположение скульптурных композиций сглаживает переходы от одних частей сооружения к другим, усиливая при этом впечатление от отдельных элементов. 

Устройство собора стандартно для православных церквей восемнадцатого столетия: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство делится на три нефа с помощью внушительных пилонов. Высота центральной части составляет шестьдесят девять метров, крайних – двадцать восемь метров.

В иконостасе сделаны три арки. Центральная украшена двумя лазуритовыми колоннами, через нее осуществляется вход в главный алтарь святого Исаакия Далматского. Алтарное окно украшено одним крупнейших европейских витражей: его площадь составляет двадцать восемь квадратных метров. Он создан немецким мастером Айнмиллером, и характеризуется тщательным подбором цветов, их яркостью и глубиной.

Витражи крайне редко используются в православных сооружениях, однако в данном случае они не только отлично вписываются в окружающую обстановку, но придают ей особенно торжественный вид. Боковые арки ведут в приделы с малыми иконостасами святого Александра Невского и святой Екатерины.

Богато украшен и барабан центрального купола: золоченые скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов. Свет из многочисленных окон отражается от позолоченных скульптур, и в сочетании с богатой живописью они производят на посетителя потрясающий эффект.

К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов – он расписал плафон площадью восемьсот шестнадцать квадратных метров. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным – это придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. Нижний край плафона оформлен таким образом, чтобы смягчить переход от строгих архитектурных форм к пышным и торжественным художественным изображениям.

Под самим куполом парит запечатленный в скульптуре голубь, символизирующий собой Святой Дух

Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по три тонны каждая – они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия

В целом собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.

О чем молчат стены

Купол собора, или плафон, площадью 816 квадратных метров, по большей части, расписан знаменитым Карлом Брюлловым. Эскиз Богоматери в окружении святых, серия “Страсти Христовы” были закончены живописцем к 1848 году. Он почти расписал огромный купол, когда сырость и холод подорвали здоровье. Взяв освобождение от работ, художник уехал в Италию на лечение.

Дело Брюллова заканчивал товарищ по академии Петр Басин. По мнению искусствоведов, роспись Брюллова доминирует в декоративном ансамбле собора. Она лучше других перенесла Великую Отечественную войну и сырость. Утрата составила лишь 15 % верхнего слоя. И была восстановлена за три месяца — после войны.

Петр Басин — чиновник, променявший карьеру на рисовальные курсы и ставший академиком. Очень плотно был вовлечен в роспись храма. Создал не менее 40 религиозных картин. Ключевые – “Нагорная проповедь” над южными дверями и “Несение креста” в центральном аттике; роспись приделов Александра Невского и Екатерины Великой.

Позже “Несение креста”, “Тайную вечерю” Семена Живаго над главным иконостасом, иконы первого яруса, созданные Неффом, росписи парусов главного купола и пилонов заменили на панно из мозаики по эскизам художников. Этот способ сохранил их от уничтожения.

Изначально для росписи аттика, сводов, куполов использовали технологию французов Арсе — Тенора. Писали маслом по штукатурке, загрунтованной оригинальным раствором: воск, масло, свинцовая окись. Грунт накладывали горячим, затирали, покрывали белилами на масле. Техника не оправдала себя. Не прошло и 15 лет, как краска стала отслаиваться и потребовалась реставрация.

Практическая информация

Адрес: СПб, Исаакиевская площадь, 4

Время работы собора: 10.30 — 18, по средам он закрыт. Колоннада работает ежедневно с 10 до 22.30 с 1 мая по 30 сентября. В остальное время — с 10 до 18, и каждую третью среду месяца она закрыта.

В период «Белых ночей» на колоннаду Исаакиевского собора поднимаются и ночью:с 22.30 до 4.30 утра (1 июня — 20 августа).

Цены на билеты смотрим на официальном сайте: .

Кстати! Имейте в виду что в ведении музея  находятся еще три питерских церкви: Смольный собор, Храм Спаса-на-Крови и Сампсониевский собор на Выборгской стороне.

Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская».

Eurotraveler.ru

Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора

Самая высокая смотровая площадка в Петербурге, но подниматься приходится пешком. Стоит ли оно того и насколько это тяжело? Я скажу свое мнение, по поводу того — стоит ли подниматься. 

В Санкт-Петербурге был запрет на строительство зданий выше Эрмитажа, поэтому он весь построен примерно одного уровня и каких-то ярких доминант в нем нет.

Поэтому, когда вы смотрите на него с высоты, то перед вами просто плотная череда одинаковых крыш и где-то вдалеке видны торчащие одинокие купола. 

Здесь нет вида, от которого захватывает дух, или хотя бы можно было хорошо рассмотреть какую-то старинную архитектуру.

Но при этом разочарованы вы не будете. Поэтому все просто — хотите подниматься — вперед, не хотите — не много потеряете.

Добавлю, что я еще раз приезжал специально ночью, посмотреть огни с обзорной площадки и вид мне не понравился совсем. Днем лучше.

все фото без обработки, просто снимал в движениивот в такую дверь нужно протиснутьсяРаньше чаши в руках ангелов зажигали в ночное время

Проект Исаакиевского собора

Александр I стремился сохранить существовавший третий собор и всего лишь перестроить его, в то время как все архитекторы предлагали построить новый. Тридцатилетний француз Огюст Монферран, прибывший в Россию в 1816 г. по приглашению императора, учел высочайшие требования и сумел использовать алтарную часть, а также южную и северную стены предыдущего храма при проектировании нового.

Император был очень доволен и 20 февраля 1818 г. утвердил проект, повелев немедленно приступать к работам, на которые только в тот же год было потрачено 500 тысяч рублей (весь собор обошелся казне в 23 миллиона рублей серебром). О торжественном акте начала строительства столь значимого здания, вероятно, забыли, поскольку он произошел только через год — 26 июня 1819 г. Более того, в закладном камне, установленном на сваи, речь шла не о закладке, а всего лишь об обновлении заложенного еще при Екатерине I собора. «Обновление» затянулось ни много ни мало на сорок лет.

Однако уже в октябре 1820 г. проект подвергся жесточайшей критике. Опасения оппонентов вызывала прочность фундамента и безопасность возведения купола на разновозрастных стенах, которые при осадке давали неравномерный крен. После тщательной проверки сам Монферран признал справедливость замечаний и подготовил новый проект. До 1825 г. строительство было приостановлено.

Интерьер

Интерьер роскошен: мрамор и порфир, позолота, сложнейшие мозаичные картины. Большинство из которых потребовало скрупулезной работы мастеров в течение нескольких лет!

В отверстии в центральной части купола парит голубь, символ Святого Духа. В атеистическое советское время вместо голубя подвесили маятник Фуко, служивший наглядным доказательством вращения Земли. Сегодня он демонстрируется в одном из боковых приделов

Значительная часть фресок, покрывавших стены, со временем заменили мозаичными панно. Сделали это из-за ужасающей сырости, которую просто не выдерживала живопись на штукатурке.

Алтарную часть Исаакиевского собора украшают красивейшие малахитовые колонны высотой 9.5 метра и диаметром — 1 метр. Они кажутся цельными, хотя на самом деле сделаны из бронзового листа и снаружи оклеены тонкими (толщина 2.5 мм) пластинами малахита.

Купол расписывал знаменитый живописец Карл Брюллов (его эпический «Последний день Помпеи» можно увидеть в Русском музее). Подорвавший на этой кропотливой работе здоровье.

Дело в том, что работать художнику приходилось на большой высоте, в холоде и сырости, на постоянных сквозняках. Так он застудил легкие. И даже санаторный отпуск в Италии не помог —  Карл Брюллов умер в 1851 году, не дожив до освящения собора.

В годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор служил хранилищем для произведений искусства, доставленных из императорских дворцов в пригородах. Здание не отапливалось, в результате чего фрески на стенах буквально разложились — их восстановление затем заняло годы.

Сам собор не получил ни одного прямого попадания, несмотря на свою высоту и видимость далеко за пределами Санкт-Петербурга. Осколки, правда, повредили несколько колонн. Вы можете увидеть военные «шрамы» на восточном фасаде здания.

Первые церкви Петербурга

Первый храм в честь святого Исаакия Долматского заложили в Петербурге еще при Петре, в 1707 году. Покровителя выбрали не случайно — здание начали строить в день рождения царя, который совпал с днем чествования святого. Церковь возвели деревянную, одноэтажную, но с небольшой колокольней. В 1712 в ней венчались Петр I и Екатерина Алексеевна. Долго церквушка не простояла — Петербург стремительно рос, и здание стало мало.

Первая Исаакиевская церковь. (pinterest.com)

В 1717 заложили первый камень в основание новой церкви. Создание проекта было поручено немецкому архитектору Маттарнови. Новое здание очень напоминало Петропавловский собор — та же форма, та же архитектура, та же колокольня с курантами. Шпиль украшал флюгель с позолоченным ангелом, держащим в руках крест.

Вторая церковь в честь святого Исаакия напоминала Петропавловский собор

Но церковь ждала незавидная судьба. В нее дважды ударяла молния, а после восстановления выяснили, что место строительства (современный остров Новая Голландия) было выбрано неудачно. Вода из Невы и «Адмиралтейского дома» подмывала фундамент — здание вот-вот должно было обрушиться. Старую церковь решили разобрать, а новую возвести где-нибудь подальше от воды.

Наружное убранство

Здание справедливо называют «музеем цветного камня». Для его декорирования задействовано 43 вида горных пород и минералов. Среди них:

  • гранит
  • мрамор
  • яшма
  • порфир
  • малахит
  • ляпис-лазурит

Фундамент и цоколь состоит из гранитных плит, которые вырезали в каменоломнях на территории Финляндии. Из таких же плит выложены ступени лестницы и платформы для колонн. По периметру здания обустроены портики. В них установлено 48 массивных столбов.

Верхнюю часть каждого портика украшает горельефное изображение:

  • «Воскресение Христа» (север)
  • «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» (восток)
  • «Поклонение волхвов» (юг)
  • «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия» (запад)

Сюжеты взяты из библейской истории и жизнеописания святого Исаакия Далматского. Автор эскизов – К.П. Витали.

Колоннадное пространство разделено на 3 части. Боковые своды имеют прямоугольную форму потолка, а центральный – круглую. Они декорированы розетками из меди, скульптурными изображениями ангелочков и цветов. В пространстве портиков установлены изваяния 12 апостолов. На полу рисунок из чередующихся в шахматном порядке плит серого и красного гранита, а также белого мрамора.

Вдоль фронтонов вырезаны надписи:

  • «Господи, силою твоею возвеселится царь» – на севере
  • «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся вовеки» – на востоке
  • «Храм Мой храм молитвы наречется» – на юге
  • «Царю царствующих» – на западе

В пространстве портиков установлены изваяния 12 апостолов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector