Исаакиевский собор в городе санкт-петербург

В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер

Санкт-Петербург, 20 июля 2021 г.

19 июля 2021 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоялось богослужение — первое после ослабленния карантинных мер, введенных из-за пандемии коронавируса, сообщает Патриархия.ru.

Божественную литургию совершил ключарь собора протоиерей Алексий Исаев в сослужении секретаря управления Санкт-Петербургской епархии протоиерея Сергия Куксевича и клириков собора.

С 19 июля в соборе возобновляются ежедневные богослужения с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических предписаний, установленных Роспотребнадзором в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. В храме смогут присутствовать прихожане в масках, соблюдающие социальную дистанцию. На этот раз прихожане также были в масках, действовало ограничение по численности — не более 30 человек.

«Сегодня у нас долгожданный день — 111 дней не было богослужений и, по милости Божией, мы дожили до первого богослужения после карантина, — сказал в беседе с журналистами протоиерей Алексий Исаев. — В соборе проведены все противоэпидемические мероприятия, прихожанам розданы маски и перчатки, измеряется температура на входе. Храм живет богослужением, и мы счастливы, что теперь появилась возможность его совершать. Богослужения будут совершаться ежедневно, утром и вечером, будут проходить экскурсии для туристов, но при этом принимаются противоэпидемические меры… По милости Божией, мы надеемся, Господь устроит, что в полной мере возобновится и богослужебная, и экскурсионная, музейная деятельность».

* * *

Император Петр I особо чтил преподобного Исаакия Далматского — день рождения императора приходился на день памяти святого. Петр I задумал построить в новой столице, Санкт-Петербурге, храм преподобного Исаакия Далматского. Нынешний Исаакиевский собор — четвертый по счету. Строился по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, строительство длилось почти 40 лет и пришлось на царствование трех российских императоров: Александра I, Николая I и Александра II. Освящение собора состоялось в 1858 году при стечении множества народа в присутствии императорской семьи. C этого момента вплоть до революции Исаакиевский собор был главным храмом Российской империи и кафедральным собором Петербурга. В 1928 году храм был закрыт, через три года в нем устроили антирелигиозный музей. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника. Первое после долгого перерыва богослужение в Исаакиевском соборе было совершено в 1990 году. С осени 2015 года в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.

Как доехать до собора

Точный адрес Исаакиевского собора в Санкт Петербурге понадобится тем, кто будет добираться своим ходом или использовать навигатор. Храм размещен: г. Санкт Петербург, Исаакиевская площадь 4. Многие посетители задают вопрос о том, как добраться до Исаакиевского собора Санкт Петербурга. Большинство совмещает посещение собора с просмотром таких достопримечательностей как Медный всадник, Невский проспект и Дворцовая площадь. Если же Вы решите самостоятельно добраться до Исаакиевского собора то есть несколько способов:

  1. Станция метро «Адмиралтейская». Она располагается на перекрестке Кирпичного переулка и Малой Морской. Вам необходимо пройти 2 квартала налево по Малой Морской и Вы упретесь в Исаакиевскую площадь с собором.
  2. Такие станции как «Садовая», «Сенная», «Спасская» выходят на Сенную площадь. От нее Вам необходимо пройти по переулку Гривцова до набережной реки Мойка. Далее поверните налево. И уже через 100 м Вы достигните цели.

Лучшая статья для Вас, переходите: Благовещенский собор город Воронеж

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  1. Началась летопись этого храма с 1710 года, когда была построена небольшая деревянная церковь, названная в честь святого, в день которого родился Петр Первый, Исаакия. Именно здесь царь венчался со своей второй супругой.
  2. Со временем Исаакиевский собор стал каменным, причем история его создания насчитывает целых четыре храма на этом месте. В третий раз его перестраивали в XVIII веке, однако результат был неудовлетворительным – сооружение не вписывалось в общий ансамбль этой части Петербурга. Тогда был объявлен конкурс на лучший проект, в котором победил французский архитектор Монферран. Возведение величественного собора заняло четыре десятилетия, однако впечатляющий результат того стоил. Интересно, что предшественник Исаакиевского храма не был разобран полностью – от него сохранилась алтарная часть, пилоны, поддерживающие купол. Уже в ходе строительных работ проект постепенно менялся – Монферран учитывал замечания, которые высказывали другие зодчие.
  3. Освятили новое строение лишь в 1858 году, при этом присутствовала как императорская семья, так и духовенство. Пришло полюбоваться открытием нового храма и немало жителей Петербурга. Вскоре при соборе утвердили архитектора и инспектора, в чьи обязанности входила поддержка здания в надлежащем состоянии. Позже его передали Министерству внутренних дел. В связи с этим не раз поднимался вопрос о том, что собор имеет двойное подчинение, хотя нужно бы, чтобы он принадлежал Церкви. Этот спор продолжался до революции, после чего святыню национализировали, а позже передали верующим, на которых легли и расходы по содержанию строения.
  4. В довоенный период многие ценности были изъяты, однако архитектура храма не пострадала. В 1928 году строение передали в ведомство Главнауки, решив сделать одним из музеев.
  5. В период Великой Отечественной здесь хранились экспонаты из многих ленинградских музеев. Строение пострадало от бомбежек и взрывов, и на его стенах и колоннах до сих пор хранятся следы тех времен.
  6. В послевоенное время храм отреставрировали, снова вернув ему статус музея, устроили смотровую площадку в купольной части. В этот же период установили и маятник Фуко в центральной части Исаакиевского собора, который на сегодняшний день демонтирован. Богослужения возобновили в 1990.

Православный храм

Так как Исаакиевский собор является не только музеем, но и православным храмом, для женщин не лишним будет захватить платок, чтобы покрыть голову. Нарядов с декольте, а также коротких юбок или шорт стоит избегать. Оптимально будет надеть скромное платье средней или максимальной длины. Тем не менее, даже если вы придете в джинсах, вас пропустят, а если забыли свой головной убор, то его любезно предоставят бесплатно при входе в лавру, но все же с точки зрения гигиены оптимально иметь свой платок.

В храме проходят утренние и вечерние службы в 9.00 и 16.00, ежедневно, кроме среды. С более подробным расписанием можно ознакомиться здесь.

Святыни

Во время Великой Отечественной войны в подвалах хранили произведения искусства. Чтобы уберечь храм от разрушения, купол покрасили в серый цвет. Но артобстрелов избежать не удалось. На стенах и потолке можно было увидеть следы. Легенда гласит, что по самому куполу не стреляли, а просто использовали его как ориентир на местности.

Кроме росписи на куполе и стенах храм украшали и прочие святыни:

  • значительная часть мощей Андрея Первозванного и крест с животворящим древом Господним,
  • Нерукотворный образ Спасителя с золотой ризой и изображением тернового венка,
  • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы,
  • Корсунский лик Богоматери.

Лучшая статья для Вас, переходите: Cобор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

В 1948 году храму был присвоен музейный статус. С 1990 года было возрождено проведение служб по праздникам и воскресеньям. Эта традиция жива и по сегодняшний день.

Исаакиевский собор

Самое позднее строение эпохи классицизма, возводившееся четыре десятка лет, начиная с 1818 года, должно было принадлежать главному храму Российского государства. Собор Преподобного Исаакия Далматского не является первой святыней страны, но, определённо, может считаться одной из самых красивых, уникальных и грандиозных. Монолитные гранитные колонны, мраморная облицовка, рельефы фасадов и дверей, статуи на крыше – уже снаружи он поражает и восхищает величественной красотой.

Посещение внутренней части храма познакомит с историей его создания и самими создателями, интересными фактами и цифрами, характеризующими строение, неповторимой отделкой разноцветным натуральным камнем, внушительными масштабами и особенной атмосферой.

Прогулка по колоннаде, сопровождающаяся аудиоэкскурсией, откроет неповторимый вид с 43-метровой высоты. С конца апреля по октябрь посещение разрешено и в вечерние часы – любоваться прекрасной панорамой можно до половины одиннадцатого.

В 1990 году после долгого перерыва здесь впервые была совершена Божественная литургия. С 2005 храм является постоянно действующим. Православные богослужения проходят ежедневно, кроме среды, установленной выходным днём в музее.

Построено современное здание архитектором Огюстом Монферраном, оно является четвёртым вариантом Исаакиевского храма. Предыдущие церкви поочерёдно возводились примерно в одном районе, по разным причинам приходя в негодность и сменяя друг друга. В первой прошло венчание Петра I и Екатерины. Именно то место, которое занимает современный собор, впервые было выбрано для возведения его предыдущей версии.

Функционирование в качестве храма началось в 1928 году. Его первая выставка знакомила посетителей с историей строительства здания. В апреле 1931 музей стал именоваться Государственным антирелигиозным. Просуществовав в таком статусе шесть лет, он получил историко-художественное направление, а сама постройка была признана ценным памятником архитектуры.

В сороковые годы именно в Исаакиевском соборе хранили от разрушительной войны ценные экспонаты городских музеев и знаменитых дворцов – бывших загородных царских резиденций. Почти двадцать лет после её окончания шли восстановительные работы. Однако посетителей музей принял вновь ещё в 1948 году. В 1963 храм вошёл в комплекс Государственного музея истории Ленинграда.

В связи с особенной ценностью, с 1968 он был выделен в качестве отдельного музейного объекта, постепенно расширившегося до комплекса, включающего несколько петербургских архитектурных памятников.

Исаакиевский собор находится в окружении других архитектурных и скульптурных памятников города, а также просто в удивительно красивом месте недалеко от Невы.

Чтобы добраться до Исаакиевской площади, можно выбрать более длинную или сокращённую прогулку по историческому центру – от этого будет зависеть, какую из множества станций метро стоит предпочесть. Ближайшая из них – Адмиралтейская.

Интересные факты

Собор занимает почетное 2-ое место в перечне самых высоких православных церквей, уступая лидерство московскому храму Христа Спасителя.

Общие габариты базилики поражают воображение:

  • площадь – 4 тыс.кв.м
  • вес – 300 тыс. т
  • вместимость – 12 тыс. прихожан

Несколько раз в год в соборе отмечают престольные праздники в честь:

  • преподобного Исаакия Далматского – 4.04,12.06,16.08
  • благоверного князя Александра Невского – 1 и 6 .12, 5 и 17.06 (переходящая дата), 12.09
  • великомученицы Екатерины – 7.12

В послереволюционный период из церкви было конфисковано:

  • изделия из золота (45 кг)
  • утварь и украшения из серебра (2230 кг)
  • камни – самоцветы (800 шт.)

Деньги от продажи изъятых ценностей пошли в фонд помощи людям из голодающего Поволжья. Во время Великой Отечественной войны, купол Исаакия для маскировки покрыли зеленой краской. На западном барельефе, в роли царедворца, изображен архитектор О.Монферран. В его руках модель храма. Зодчий умер через месяц после завершения строительства. Он просил похоронить себя в храме. Однако по желанию вдовы, тело увезли в Париж.

Собор-музей

В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.

Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.

В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.

Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади — Александровской колонне.

В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства — флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.

История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.

С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.

Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.

Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.

С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.

Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.

История воздвижения

Начало истории его возникновения тянется еще в далекий 1710 год. Тогда была построена деревянная церковь на честь Исаака Далматского. День памяти данного святого припадает как раз на день рождения Петра Великого. В 1712 году в нем венчался Петр со своей второй женой Екатериной Алексеевной. Со временем была построена каменная церковь.

Третий храм закончили строить после 50-60 годов 18 века. Как только стройка закончилась, то сразу стало ясно, что он нарушал парадную застройку центра города. Именно тогда император Александр 1 издал указ о проведении конкурса о на лучший вариант перестройки данного храма. Спустя практически десятилетие был одобрен проект француза О. Монферрана. С того времени закипела работа.

Построение нового четвертого храма

Строительство продлилось около 40 лет. Оно забрало большое количество материалов и усилий. Результат, который получился в конце поразил всех и превзошел все ожидания. Квадратная форма собора подчеркивает его монументальность. При сооружении данного храма было использовано около 43 разновидностей минералов.

Лучшая статья для Вас, переходите: Соловецкий монастырь: история, как добраться, где находится

По всему периметру размещаются восьмиколонные портики с барельефами и статуями. Над громадой собора находится золоченный купол на барабане, который окружен колоннами из гранита. Купол вылит из метала, а вот на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.

Также среди отделочных камней использовали:

  • порфиру,
  • яшму,
  • мрамор,
  • гранит.

Над внутренним убранством храма работали известные архитекторы и художники. Среди них такие известные люди как:

  • Карл Брюллов,
  • Василий Шебуев,
  • Иван Витали,
  • Федор Бруни и многие прочие скульпторы и архитекторы.

По замыслу архитектора в соборе одновременно может находится около 7000 человек. Но в действительности численность может достигать 12000. Высота храма достигает 101,5 м. После революции храм разорили. Из него вынесли золото и серебро. В 1928 году проведение служб прекратилось и в данном помещении обосновался антирелигиозный собор в стране.

Где находится и как добраться

Расположен Исаакиевский собор по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, строение 4.

  • Телефон канцелярии 31-44-096;
  • экскурсионного отдела – 31-59-732;
  • референта – 31-54-361;
  • код – 812.

Как добраться:

  • На метро: доехав до станции Адмиралтейская, выйдите в город и пройдите два квартала по Малой Морской. От станций Спасская, Садовая, Сенная площадь можно выйти на площадь Сенную, откуда повернуть в переулок Гривцова. Дойдя до набережной Мойки, снова сверните налево, и через пару минут вы окажетесь у храма.
  • Доехать до собора можно и автобусами №27, 2, 22.
  • Сюда довезут троллейбусы №22 или 5.

Где находится и как добраться?

Золотой купол собора поднимается на высоту 101 м, хорошо виден из разных точек города и является ориентиром для туристов.

Исаакиевский собор расположен на одноимённой площади в Адмиралтейском округе, в зоне пешей доступности от памятника Петру I. Желающим полюбоваться красотами собора, удобнее всего доехать до станции метро «Адмиралтейская», а затем немного прогуляться пешком (примерно два квартала).

Можно доехать и до станций «Невский Проспект» или «Площадь Восстания», но они расположены дальше, поэтому придётся пересесть на автобусы 7, 24, 191 и доехать до остановки «Адмиралтейский проспект», а затем также продолжить путь пешком (благо оставшаяся часть маршрута пролегает по исторической части Санкт-Петербурга).

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  1. Началась летопись этого храма с 1710 года, когда была построена небольшая деревянная церковь, названная в честь святого, в день которого родился Петр Первый, Исаакия. Именно здесь царь венчался со своей второй супругой.
  2. Со временем Исаакиевский собор стал каменным, причем история его создания насчитывает целых четыре храма на этом месте. В третий раз его перестраивали в XVIII веке, однако результат был неудовлетворительным – сооружение не вписывалось в общий ансамбль этой части Петербурга. Тогда был объявлен конкурс на лучший проект, в котором победил французский архитектор Монферран. Возведение величественного собора заняло четыре десятилетия, однако впечатляющий результат того стоил. Интересно, что предшественник Исаакиевского храма не был разобран полностью – от него сохранилась алтарная часть, пилоны, поддерживающие купол. Уже в ходе строительных работ проект постепенно менялся – Монферран учитывал замечания, которые высказывали другие зодчие.
  3. Освятили новое строение лишь в 1858 году, при этом присутствовала как императорская семья, так и духовенство. Пришло полюбоваться открытием нового храма и немало жителей Петербурга. Вскоре при соборе утвердили архитектора и инспектора, в чьи обязанности входила поддержка здания в надлежащем состоянии. Позже его передали Министерству внутренних дел. В связи с этим не раз поднимался вопрос о том, что собор имеет двойное подчинение, хотя нужно бы, чтобы он принадлежал Церкви. Этот спор продолжался до революции, после чего святыню национализировали, а позже передали верующим, на которых легли и расходы по содержанию строения.
  4. В довоенный период многие ценности были изъяты, однако архитектура храма не пострадала. В 1928 году строение передали в ведомство Главнауки, решив сделать одним из музеев.
  5. В период Великой Отечественной здесь хранились экспонаты из многих ленинградских музеев. Строение пострадало от бомбежек и взрывов, и на его стенах и колоннах до сих пор хранятся следы тех времен.
  6. В послевоенное время храм отреставрировали, снова вернув ему статус музея, устроили смотровую площадку в купольной части. В этот же период установили и маятник Фуко в центральной части Исаакиевского собора, который на сегодняшний день демонтирован. Богослужения возобновили в 1990.

Святыни

Во время Великой Отечественной войны в подвалах хранили произведения искусства. Чтобы уберечь храм от разрушения, купол покрасили в серый цвет. Но артобстрелов избежать не удалось. На стенах и потолке можно было увидеть следы. Легенда гласит, что по самому куполу не стреляли, а просто использовали его как ориентир на местности.

Кроме росписи на куполе и стенах храм украшали и прочие святыни:

  • значительная часть мощей Андрея Первозванного и крест с животворящим древом Господним,
  • Нерукотворный образ Спасителя с золотой ризой и изображением тернового венка,
  • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы,
  • Корсунский лик Богоматери.

Лучшая статья для Вас, переходите: Cобор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

В 1948 году храму был присвоен музейный статус. С 1990 года было возрождено проведение служб по праздникам и воскресеньям. Эта традиция жива и по сегодняшний день.

Святыни

Во время Великой Отечественной войны в подвалах хранили произведения искусства. Чтобы уберечь храм от разрушения, купол покрасили в серый цвет. Но артобстрелов избежать не удалось. На стенах и потолке можно было увидеть следы. Легенда гласит, что по самому куполу не стреляли, а просто использовали его как ориентир на местности.

Кроме росписи на куполе и стенах храм украшали и прочие святыни:

  • значительная часть мощей Андрея Первозванного и крест с животворящим древом Господним,
  • Нерукотворный образ Спасителя с золотой ризой и изображением тернового венка,
  • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы,
  • Корсунский лик Богоматери.

Лучшая статья для Вас, переходите: Cобор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

В 1948 году храму был присвоен музейный статус. С 1990 года было возрождено проведение служб по праздникам и воскресеньям. Эта традиция жива и по сегодняшний день.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Храм выстроен в стиле классицизма, однако в его архитектуре наблюдаются и элементы других течений. Высота и ширина храма превышают сто метров, а наружный диаметр купола составляет почти 26 метров. Общее число колонн Исаакиевского собора – 112, причем их размеры различаются.

Знаете ли вы? На одном из портиков есть изображение архитектора храма.Собор является пятиглавым, причем все купола позолочены. Для этого использовали около ста килограмм драгоценного металла.

Главный купол Исаакиевского собора имеет три части – нижнюю, наружную и среднюю, а все его элементы выполнены из металла. Крест, установленный сверху, является греческим и сделан из золота. По углам главного строения установлены звонницы, в которых висят колокола, сделанные с добавлением серебра и меди в олово. При строительстве этого собора использовано более сорока минеральных пород, включая гранит, серый мрамор, малахит, порфир, яшму.

На портиках колонн изображены фигуры апостолов, над крышей есть изображения ангелов, а на всех фронтонах (они украшают каждую сторону здания) есть горельефы евангельской тематики. Портики украшают и строение снаружи, причем на каждом из них установлены горельефы и статуи

Посетители Исаакиевского собора отмечают и его пышное внутреннее убранство: для облицовки использовались редкие породы мрамора, а купола расписаны лучшими художниками своего времени.
Стоит подчеркнуть, что в храме есть как живописные, так и мозаичные картины (их больше шести десятков), а также огромное количество статуй, рельефов и скульптурных групп.
Привлекает внимание и голубь, покрытый серебром, который размещается на тросе под куполом и символизирует Дух Святой.
В соборе установлено три алтаря, которые облицованы мрамором. Колонны у главного алтаря покрыты малахитом

Возле каждого из них установлены скульптуры. Отдельно стоит упомянуть витраж Исаакиевского собора, который является одним из крупнейших в Европе. Он изображает воскресение Христа и выполнен из элементов более ста оттенков.

Колоннада Исаакиевского собора является частью комплекса. Высота ее составляет 43 метра, а подняться на нее можно исключительно пешком – наверх ведет винтовая лестница. Здесь размещена смотровая площадка.

История строительства

Собор св. Исаакия Далматского представляет собой эталон классического стиля в архитектуре. Его правильные формы и строгое убранство соответствуют духу Санкт-Петербурга.

Первая церковь

По распоряжению Петра I рядом с Адмиралтейством был выделен участок для небольшой церкви. Она предназначалась для работников верфи. Под храм решили переоборудовать чертежный сарай. Работами руководил архитектор из Голландии Герман ван Болес.

Одноэтажное здание увенчали шпилем и возвели небольшой купол над алтарным пространством. Богослужения в церкви начались в 1710 г. На службах часто присутствовал царь. Именно ему принадлежала идея дать имя храму в честь святого, в день памяти которого он родился. В 1712 г. в церкви провели венчание Петра I со второй супругой – Екатериной Алексеевной. Исаакий стал не только покровителем царской семьи, но и всего нового города.

По мере разрастания города, церковь уже не могла удовлетворить нужды прихожан. Корпус был маленьким и тесным, не вмещающим всех желающих. Потому решили построить новое здание на берегу Невы. Деревянный остов разобрали.

Вторая церковь

Камень в фундамент нового храма был торжественно заложен Петром I в августе 1717 г. В строительных работах принимало участие несколько архитекторов:

  • Г. Маттарнови
  • Н.Гербель
  • Г.Киавери
  • Я.Неупокоев
  • М. Земцов

План и художественное оформление корпуса соответствовал тенденциям «петровского барокко». В разрезе основание напоминало латинский вытянутый крест. Внутри церковь делилась на 3 нефа и имела боковые притворы. Общая протяженность здания составляла 60,5 м, а максимальное расширение – 32,4 м. Практически никакого декора внутреннего интерьера не предусматривалось. Окна застеклили, а крышу покрыли железом.

Внешний облик Исаакия отчасти имел сходство с Петропавловским собором. Идентичность двух зданий усиливало наличие изящной звонницы, увенчанной шпилем. Она была оборудована часами-курантами, привезенными из Европы. Исаакиевская колокольня поднималась на высоту 27,4 м. Длина шпиля -13 м. Верхушка заканчивалась флюгером – фигурка ангела с крестом в руках. Иконостас для церкви расписывали московские иконописцы из мастерской И.Зарудного.

В 30 –х гг. 18 в церковь дважды сильно пострадала от удара молний. Были проведены восстановительные работы. Однако вскоре стало ясно, что место, где стоит корпус сильно подтапливается. Фундамент стало размывать. Обследование, проведенное архитектором С. Чевакинским в 1760 г., констатировало необходимость демонтажа и переноса здания на другой участок.

Третий собор

Сенат распорядился назначить Савву Чевакинского главным проектировщиком нового сооружения. Но, составленный им план не был реализован. В разработке эскиза деятельное участие приняла императрица Екатерина II. Она подсказала идею вновь обустроить звонницу над базиликой. Закладка фундамента была произведена в 1868 г. В честь этого знаменательного события даже отчеканили специальную памятную медаль. По приказу Екатерины II, для строительства собора привозили шлифованный камень и гранит из Финляндии.

Собственный план обустройства Исаакиевской церкви предложил итальянский зодчий А. Ринальди. Он предусматривал воздвижение колокольни и 5 куполов, в верхней части сооружения. Для облицовки стен архитектор рекомендовал использовать мрамор. Смерть императрицы не позволила воплотить идею в жизнь. Преемником Ринальди был назначен В. Бренне. Дефицит финансирования вынудили его внести значительные изменения в первоначальный рисунок здания. Оно стало меньшего размера и имело всего один купол. Высота колокольни также была сокращена. Мрамор, заготовленный для отделки, отдали в Михайловский замок.

Храм Исаакия получился малогабаритным и недостаточно красивым. Буквально сразу же после освящения в мае 1802 г, возник вопрос о его переделке.

История постройки

Первое здание сооружали в 1706 г., государь Петр Первый желал, чтобы архитекторы выбрали подходящее место для новоявленной церкви в честь Исаакия Далматского. В результате комиссия решила начать возведение на Адмиралтейском лугу, финансированием занималась городская канцелярия. Постройкой руководил приглашенный из Голландии зодчий Г. ван Болес.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

План церкви был простым: один этаж, колокольня на крыше, небольшой купол с крестом. Богослужения здесь начались с 1710 г.

  • Первое здание собора разобрали, когда всем стало понятно, что собор мал для быстрорастущего города. Второй храм решили построить в 1717 г. на берегу реки Невы. Первый камень заложил лично Петр I, строительством заведовал знаменитый архитектор Г. Маттарнови. Последний скончался, успев возвести только фундамент. Далее, происходила череда назначений на должность главного архитектора, отделку закончили только в 1728 г.
  • Вторая Исаакиевская церковь имела в структуре три нефа (продолговатые помещения), боковые притворы, оснащенные пилястрами и капителями. На фасадах практически не наблюдалось декорированных фрагментов. Исследователи отмечали сходство с Петропавловским храмом. Вскоре стало ясно, что выбор места на берегу реки неудачен, фундамент оказался размыт водой. Было решено разобрать и вторую Исаакиевскую церковь.
  • Летом 1761 г. Сенат издал указ о возведении третьего по счёту собора. Екатерина II выразила большое желание создать величественный храм на основании мрамора и камня. Торжественная закладка произошла в 1768 г., проектирование занимался итальянский архитектор А. Ринальди. По его плану церковь оснащалась пятью куполами со сложными узорами, высокой колокольней, а её стены облицовывались дорогим мрамором. Однако строительство прекратилось после смерти императрицы, А. Ринальди отправился в родную Италию.
  • Новый архитектор В. Бренне, не имея достаточного финансирования, чтобы следовать изначальному плану, оказался заложником ситуации. Завершенная церковь имела несимметричные пропорции, также не хватило мрамора для облицовки верхнего яруса. Постройка вызывала насмешки, поэтому вскоре после освящения было решено совершить перестройку.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector