Культура, обычаи и традиции чукчей

Верования и обряды

Христианизация практически не затронула чукчей. В начале двадцатого века православными числились около 1,5 тыс. чукчей. Была распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывали действию злых духов (келет), охотящихся за человеческими душами и телами и пожирающих их. Среди животных особенно почитались белый медведь, кит, морж. Каждая семья имела набор священных предметов: связку амулетов, бубен, прибор для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло; огонь, добытый таким способом, считался священным, мог передаваться только среди родственников по мужской линии. Умерших сжигали на костре или оставляли в тундре, перед этим одевали в погребальную одежду, обычно из белых шкур. Стариками, а также в случаях тяжёлой болезни, горя, обиды и т.д. часто предпочиталась добровольная смерть от руки родственника; считалось, что она обеспечивает лучшую посмертную участь. Был развит шаманизм. Шаманы имитировали голоса животных, сопровождали свои действия игрой на бубнах, пением или речитативом, плясками. Особенно почитались шаманы-мужчины, уподоблявшиеся женщинам, и наоборот. Особого костюма шаманы не имели.

Традиционные праздники были связаны с хозяйств, циклами: у «оленных» чукчей — с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда. Праздники приморских чукчей близки к эскимосским. Весной праздник байдары по случаю первого выхода в море. Летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей. Осенью — жертвоприношение морю, поздней осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой. Праздники сопровождались танцами с бубном, пантомимой, жертвоприношениями. У «оленных» чукчей в жертву приносили оленей, мясо, фигурки из жира, снега, дерева и др., У приморских — собак.

Фольклор чукчей включает космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и североамериканских индейцев: сюжет о Вороне — трикстере и демиурге и др.

Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), бубен (ярар) и др. — делались из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуальных танцев, были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы. Характерен танец пичьэйнен (букв. «горлом петь»), сопровождавшийся горловым пением и выкриками танцующих.

История

Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV—III тыс. до н. э.[источник не указан 642 дня] Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца XVII — начала XVIII веков. С русскими чукчи столкнулись впервые ещё в XVII столетии на реке Алазее.

В 1644 году казак Михаил Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал . Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от Колымы, после кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Северного Ледовитого океана к Берингову морю. С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила с российской по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края.

В 1771 году, после ряда военных кампаний, в том числе неудачной кампании Шестакова 1730 года и разгрома отряда Д. И. Павлуцкого в битве на реке Орловой в 1747 году, Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был упразднён по приказу правительства и затем сожжён, а команда его переведена в Нижнеколымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения. В 1775 году на речке Ангарке, притоке Большого Анюя, была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами.

С 1848 года ярмарка перенесена в Анюйскую крепость (около 250 км от Нижнеколымска, на берегу Малого Анюя). До первой половины XIX века, когда европейские товары доставлялись на территорию чукчей единственным сухопутным путём через Якутск, Анюйская ярмарка имела обороты на сотни тысяч рублей. На продажу чукчами привозились не только обыденные продукты их собственного добывания (одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус, шкуры белых медведей), но и самые дорогие меха — бобров, куниц, черных лисиц, голубых песцов, которые так называемые «носовые» чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.

С появлением американских китоловов в водах Берингова пролива и Ледовитого океана, равно как с доставлением товаров на Гижигу судами добровольного флота (в 1880-х годах), наиболее крупные обороты Анюйской ярмарки прекратились, и к концу XIX века она стала обслуживать лишь потребности местного колымского торга, имея оборотов не выше 25 тыс. руб.

XX век

После установления советской власти в чукотских населённых пунктах появились школы, больницы, культурные учреждения; была создана письменность для чукотского языка.

С коряками

Войны с коряками носили грабительский характер; чукчей интересовали оленьи стада. Корякские женщины в таких случаях держали наготове нож – если чукчи начинали одолевать их мужей, они убивали детей, а затем – себя.

Жизнь в рабстве у чукчей была настолько невыносимой, что ей предпочитали смерть. С 1725 по 1773 год казачья канцелярия в Анадырском остроге зафиксировала 50 набегов чукчей на коряков. В ходе этих набегов было угнано 240 тыс. оленей и в плен к чукчам попало несколько сот детей и женщин. Александр Константинович Нефедкин в книге «Военное дело чукчей» пишет, что в 1742 году Сенат был вынужден издать указ: казакам предписывалось насильно отселить «немирных чукочь» в Якутию, а тех, кто будет сопротивляться, «искоренить».

Занятия чукчей

Незадолго до появления русских чукчи смогли освоить оленеводство, что в дальнейшем стало источником торговли. Но вы спросите: как же народ известных оленеводов жил прежде? Всё просто – с давних времён традиционным занятием людей на Чукотке была охота на оленей. Совсем иным был промысел приморских чукчей. Они жили за счёт ловли морского зверя: тюленей, нерп, моржей и китов.

Такая деятельность требовала серьёзной подготовки и немалых физических сил. Кроме того, у чукчей существовали особые приёмы охоты. К примеру, на тюленей люди нападали на берегу, когда звери отдыхали на солнце. Подражая движениям зверя, чукчи сами выдавали себя за тюленей, после чего атаковали выбранное животное.

Олени чукчей / Jimmy Nelson / jimmynelson.com

Сумки

В быту им всегда находится применение. Используются в основном как:

  • хранилище для мяса;
  • переноска утвари;
  • емкость, куда собирают коренья;
  • вместилище для материалов и инструментов для рукоделия.

Чукотские сумки различаются по формам и размерам. Так, для хранения рыбы и мяса они большие, делаются из жесткой лахтачьей шкуры. Носятся через плечо. А вот небольшие экземпляры цепляют к поясу (в них с древности хранили порох).

Сумки у народа принято украшать. Маленькие покрывают орнаментами из кожи – светлой на темном фоне. Мастерицы любят вырезать различные геометрические фигуры (треугольники, круги, квадраты, полосы и др.), которые нашивают в специальном ритме, с определенным смыслом. Помимо этого, активно используют бисер и ленты.

Кстати, на различных ярмарках малочисленных народов Севера часто мастерицы предлагают не только купить одну из своих украшенных сумок, но и показывают, как можно декорировать изделие самостоятельно, объясняя смысл узора.

Происхождение народа

Антропологи выделяют чукчей и ряд соседних народностей (ительменов, эскимосов, алеутов) в отдельную арктическую расу. Несмотря на то, что некоторые приморские чукчи живут в тесном соседстве с эскимосами, общих черт у них значительно больше с коряками или ительменами.

Однако изучение каждого из этих народов показало заметные различия между арктическими и континентальными представителями монголоидной расы. Именно поэтому чукчей и их соседей можно смело отделять от прочих племён.

Сами чукчи не всегда называют себя этим привычным словом. Их самоназвание — оравэтԓьат, что переводится как “люди”. Однако русские землепроходцы прошлых веков, услышав слово “чаучу”, назвали им весь народ.

Оно же в переводе с местного языка значит “богатый оленями”. На мой взгляд, это тоже вполне красноречиво описывает чукчей. Правда, охотники побережья называют себя иначе — анкальын (от “анкы” — “море”).

Чукчи-женщины и их дети

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Флора и фауна Чукотки

Полуостров Чукотка полностью находится в пределах тундровой природной зоны. Однако не стоит думать, что здешняя растительность скудная и однообразная. На полуострове насчитывается около 900 видов растений, свыше 400 видов мхов и лишайников.

Лесов на Чукотке очень мало. Изредка встречаются массивы из низкорослой березы и даурской лиственницы. Для этого полуострова типична тундровая растительность с ольхой, осоками, брусникой, голубикой и прочими кустарничками. Своеобразным флористическим символом Чукотки можно считать мхи и лишайники, которые растут здесь повсеместно.

Фауна полуострова тоже достаточно разнообразна. Типичные животные Чукотки – это северный олень, длиннохвостый суслик, копытный лемминг, заяц-беляк, волк, соболь, рысь, горностай, песец. В горных районах обитают снежные бараны, а также овцебыки – уникальные и единственные представители своего рода.

Стоит упомянуть и об орнитофауне Чукотки. На побережье встречаются чайки, кайры, чистики, кулики, гагары и даже лебеди. В водах морей обитает большое количество рыбы и креветок. Иногда к берегам Чукотки подплывают киты.

«Под российское владение покорять»

В XVIII веке государство обратило внимание на восточные территории. Понятно было, что там не все так гладко, как хотелось бы

Тихоокеанское побережье осваивалось все увереннее, а за спиной оставались непокорные чукчи. Было принято решение мятежников «под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить». Сенат отправляет на Чукотку военный отряд в 400 человек.

Во главе экспедиции назначили якутского казачьего начальника Василия Шестакова, а над войском старшим стал драгунский капитан Дмитрий Павлуцкий. По дороге командиры рассорились, и Шестаков с отрядом в 20 казаков и сотней коряков отправился на помощь корякам, на которых напали чукчи. В бою Шестаков был убит, а Павлуцкий начал наказывать чукчей. Десять месяцев продолжалась усмирительная экспедиция, за это время была уничтожена десятая часть чукотского населения. Попытки объединиться не помогли чукчам. Численное превосходство не спасало от огнестрельного оружия. В чукотском фольклоре память о карателе сохраняется до сих пор, где его называют «жестоким убийцей». А вот юкагиры слагали о нем легенды, где он был героем, «великим витязем и шаманом». В целом эта война была проиграна чукчами, но они не сдались и продолжили набеги и нападения. В далеком Петербурге пришли к выводу, что только жестокость решит все проблемы. В 1742 году было принято постановление уничтожить всех «немирных чукоч». В результате только усилилось партизанское противостояние. Сам Павлуцкий продолжил службу на Камчатке, потом в Якутске, а затем вновь на Анадыре. В 1747 году он погиб в бою: попал в засаду, когда преследовал угнавших стадо оленей чукчей. Чукчи о предсмертном бое Павлуцкого сочинили множество легенд, в которых рассказывается, что он мужественно дрался, но расправа была крайне жестокой.

Костюм чукчи

Зимняя национальная одежда чукчей

Одежду чукчи шьют из шкур пыжиков — молодых северных оленей. Причем зимняя одежда двухслойная: внутренний слой — мехом к телу, внешний — мехом наружу.

Мужская одежда состоит из двойных рубашки и штанов, чулок, сапог и шапки-капора.

Женская зимняя одежда также двухслойная. В отличие от мужчин представительницы слабого пола носят своеобразный меховой комбинезон с широкими рукавами и разрезом на груди.

Летняя одежда чукчей

Летом чукчи одевают свободные одежды из оленьей замши или ткани, украшенные национальной вышивкой.

Одежда младенца представляет собой комбинезон с наглухо зашитыми краями рукавов и штанин. На его задней стороне, там где у ребенка находится попа, есть специальный разрез, через который подкладываются чистые и вытаскиваются грязные «пеленки».  Почему слово «пеленки» мы взяли в кавычки? Потому что они мало похожи на привычные нам пеленки — это мох с оленьей шерстью. Это, скорее, памперс по-чукотски.

Национальная женская прическа — косы, украшенные пуговицами и бусами.

Обувь

Унты

Слово в переводе с эвенкийского так и значит – «обувь». Для изготовления используют шкурки с ног зайцев или оленей. Для подошвы также применяют шкуру парнокопытного, внутри сапоги покрывают мехом. В редких случаях обувь делают высокой (у женщин до колен, у мужчин – до голени). Чтобы было удобнее, вставляется внутренняя стелька из войлока (если получается достать материал). Изделие дополнительно украшают вышивкой или бисером.

А вы знали, что летчики Первой мировой войны носили унты из овчины? Военные любили эти сапоги, так как они позволяли держать ноги в тепле даже на самой экстремальной высоте при открытой кабине самолета!

Маклаки

Очень похожи на описанную выше национальную обувь чукчей, только эту носят чаще обитатели американского континента. В высоту изделие доходит лишь до голени. Маклаки шьются из оленьего меха. Нередко снаружи прикрепляют кисти или помпоны из лисьего или кроличьего меха, украшают вышивками.

В восточной части Аляски и в Гренландии используют технику обрамления обуви хрящами различных животных. Это позволяет охотнику бесшумно преследовать свою жертву, так как походка становится мягкой и незаметной.

Культурная история

Ламинарные доспехи из закаленной кожи с наплечниками подкреплены деревом, носили чукчу и сибирский юпик люди

Примерное распределение чукотских родов в конце XIX века.

Большинство чукчей проживает в Чукотском автономном округе , но некоторые также проживают в соседней Республике Саха на западе, Магаданской области на юго-западе и Корякском автономном округе на юге. Некоторые чукчи проживают также в других частях России, а также в Европе и Северной Америке . Общее количество чукчей в мире немногим превышает 16 тысяч.

Чукчи традиционно делятся на приморских чукчей , которые селились дома на побережье и жили в основном за счет охоты на морских млекопитающих , и оленеводческих чукчей , которые жили кочевниками во внутренней тундре , сезонно мигрируя со своими стадами северных оленей . Русское название «чукчи» происходит от чукотского слова Chauchu («богатый оленями»), которое использовалось «оленеводческими чукчами» для отличия от «приморских чукчей», называемых анкаллит («морские люди»). Их имя для представителя чукотской этнической группы в целом — Луораветлан (буквально «настоящий человек»).

В чукотской религии каждому объекту, как одушевленному, так и неодушевленному, приписан дух. Этот дух может быть как вредным, так и доброжелательным. Некоторые чукотские мифы раскрывают дуалистическую космологию .

После распада Советского Союза совхозы были реорганизованы и номинально приватизированы. Этот процесс был в конечном итоге разрушительным для сельской экономики Чукотки. Регион до сих пор полностью не восстановился. Многие сельские чукчи, как и русские в селах Чукотки, выжили в последние годы только благодаря прямой гуманитарной помощи. Некоторые чукчи получили высшее образование, став поэтами, писателями, политиками, учителями и врачами.

Праздники

Как и у всех народностей, у чукчей имеются национальные торжества. Для европейского человека они покажутся странными и даже диковатыми, но ведь все мы со своими причудами.

Праздник скат байдары

Его празднуют прибережные представители народа. Байдара – это вместительная лодка, в которой легко усядется тридцать человек. Остов изделия выполнен из дерева и китовых ребер. Затем его обтягивают тюленей кожей. Лодка – незаменимая вещь в быту для чукчей. Ее отсутствие означает недостаток провианта в семье.

По этой причине к байдаре относятся с особым уважением и почетом. Перед стартом охотничьего сезона мужское население подготавливает оружие, а женское варит блюдо на основе оленьего жира. Затем шаман проводит специальный ритуал, лодку относят на берег.

После этого морских духов кормят блюдом, которое приготовили девушки. Обряд полностью повторяют на следующий день и после этого открывается сезон охоты.

Праздник кита

Его отмечают чукчи, проживающие на побережье, для которых морские жители – это не только еда, но и цель во время охоты. Суть празднества – вымолить прощение у Хозяина морей за убийство китов, тюленей. Ритуал проводят в конце летнего сезона.

Накануне убивают кита и притаскивают его к берегу, где собираются все жители поселения. Охотники срезают с гиганта полоски кожи и раздают мальчишкам. Затем снимают мясо, а кости вновь опускают в морские глубины. Существовало поверье, что подобные действия помогут животному воскреснуть.

Праздник оленя

Его отмечают чукчи, специализирующиеся на разведении этого животного. Второе название мероприятия – «праздник сброшенных рогов». Он проходит его в мае, когда рождаются молодые оленята. После родов самки сбрасывают рога, а люди их подбирают.

В погоне за будущим

Можем ли мы наверстать упущенное? На первый взгляд — легко. Чукчи были неолитической культурой и отстали от переднего края цивилизации как минимум на 3000 лет. Мы задержались всего на несколько десятков. Сущие пустяки.

К сожалению, не всё так просто. Прогресс не просто идёт очень быстро, но ещё и непрерывно ускоряется. По расчётам Рея Курцвейла (одного из наиболее уважаемых футурологов современности) темпы технологического прогресса ускоряются в два раза каждые десять лет. Эти же идеи до Курцвейла высказывали Энгельс, Вернадский и многие другие.

Даже если не принимать в расчёт возможность наступления технологической сингулярности, которая прямо следует из описанной ими закономерности, на практике чем дальше, тем сильнее будет ощущаться каждый потерянный год и тем сложнее нам будет ликвидировать разрыв.

Я не знаю, сколько ещё лет мы можем позволить себе заниматься ерундой — искать «скрепы», бороться с «иностранными агентами», гробить остатки науки и пилить бюджет в шарашках типа Сколково с нано-результатом. Год, два, десять?

А потом мир вокруг нас незаметно, но необратимо изменится. С небес к нам иногда будут спускаться могучие белые колдуны в огненных колесницах, чтобы обменять свои шайтан-айфоны на наши балалайки, матрёшки и бочки с чёрной жижей. Шаманы из телевизора будут петь песни о великих победах славных предков, а лицо Бессмертного Вождя с каждым годом всё больше и больше будет походить на натянутый бубен.

А ещё лет через сто мальчишки на Марсе и Ганимеде будут рассказывать друг другу анекдоты про тупых русских — племя диких кочевых нефтяников с планеты Земля. Обидно, однако..

Жилище

Чукчи живут в жилищах, называемых ярангами. Это шатер больших размеров, неправильной многоугольной формы. Покрывают ярангу полотнищами из шкур оленей таким образом, чтобы мех был снаружи. Свод жилища опирается на 3 шеста, которые расположены в центре. К покрову и столбам шалаша привязывают камни, что обеспечивает устойчивость напору ветра. С пола ярангу наглухо заделывают. Внутри шалаша посередине расположено огнище, которое окружено санями, загруженными различными принадлежностями для хозяйства. В яранге чукчи живут, едят и пьют, спят. Такое жилище хорошо прогревается, поэтому обитатели ходят в нем раздетыми. Отапливают чукчи свое жилье жировой лампой из глины, дерева или камня, где и готовят пищу. У приморских чукчей яранга отличается от жилья оленеводов тем, что в ней нет дымового отверстия.

Брак эскимосов

Эскимоска с малышом

Выйдет ли девушка замуж — от нее не зависит, даже если есть взаимная любовь с потенциальным мужем. На ее брак должны дать согласие не только родители, но и братья, если таковые имеются. Если семья решит, что девушка должна жить с ними, значит, она останется старой девой. Если родители подобрали для своей дочери подходящего, по их мнению, жениха, а девушка не хочет выходить за него замуж — жених имеет право забрать ее себе насильно.

Свадеб эскимосы не играют. Девушка просто собирает свои вещи и переходит жить в дом мужа. Молодая жена не должна проявлять свой нрав, она во всем обязана слушаться мужа и его родителей.

Основное предназначение замужней женщины — рожать здоровых детей. Если она не может родить, то ее муж имеет право привести себе другую жену, которая родит ему. Бесплодная супруга также останется в его доме, но будет выполнять роль прислуги.

Если молодая женщина родит ребенка вне брака, взять ее замуж может лишь вдовец.

Если женатый мужчина уходил в мир иной, вдова не получала наследство — она забирала все то, с чем пришла когда-то в дом к мужу, и все. Наследство же делилось между детьми умершего, если таковые были. Если нет — все оставалось в семье мужчины.

Жилища и одежда чукчей

Чукчи живут в ярангах. Это огромные шатры многоугольной формы. Опорой служат 3 шеста, на которые опирается свод яранга. Деревянный каркас покрывают оленьими шкурами, сшитыми в 2 полотна. Края шкур соединяются ремнями. Как покров, так и столбы укрепляются камнями и другими тяжелыми предметами. Благодаря этому яранге не страшны даже сильные порывы ветра. Шалаши обогреваются жировыми лампами. Внутри жилища очень тепло, чукчи в ярангах ходят раздетыми. Они там готовят пищу, едят, спят.

Одежду чукчи шьют из подросшего осеннего олененка. Мужчины зимой носят кафтан, меховую рубаху, двойные меховые штаны, невысокие сапоги. Женщины носят меховые комбинезоны, штаны. Летом люди одевают либо выношенную зимнюю одежду, либо наряды из оленьей замши.

Одежда

Вся одежда чукотского народа шьется из кожи и шкуры оленей, а также морских млекопитающих (например, тюленей). Благодаря материалу она получается теплой и прочной. Кроме того, обувь и некоторая верхняя одежда делается из шкуры морского животного – нерпы

Для чукчей важно одеваться тепло и удобно. Ведь основными занятиями выступают оленеводство, охота

Преследуя зверя, мужчины часами идут за добычей и нередко вынуждены ночевать на открытом воздухе.

Кухлянка

Национальный костюм чукчи обязательно составляет куртка из оленьей шкуры. Зимой одежду носят в два слоя: мехом внутрь и наружу, а летом только в один. Воротник широкий, через него продевается веревка из сухожилий, благодаря которой он затягивается. Запястья кухлянки специально делают уже, чтобы рука беспрепятственно проходила под полу одежды. Для большего комфорта, низ и воротник отделывают мехом собаки, росомахи или песца.

Еще у куртки специальный пояс – он прекрасно закрепляет ножи и другую амуницию.

Удивительным фактом является то, что кухлянку можно носить и в сорокаградусный мороз на голое тело! Охотники в тундре остаются ночевать в куртке на свежем воздухе. Она заменяет теплый спальный мешок.

Камлейка

Причиной появления этого одеяния послужило то, что меховая одежда в сырую и снежную погоду намокает и теряет свои согревающие качества. Поэтому стали шить камлейку – своеобразный дождевик. Внешне похожа на рубаху с капюшоном.

Эту традиционную накидку надевают на верхнюю одежду. Куртку издревле делали из горловой ткани и кишок таких морских обитателей, как сивуч, морж, нерпа.

Штаны меховые

Летом и пока позволяет температура, чукотские мужчины носят штаны из шкуры тюленя, иногда – из оленьей кожи. Под них зачастую надевают другие, например, из бараньего меха.

Зимой же одежда гораздо теплее. До августа охотники убивают годовалого оленя. Его шкуру используют в пошиве самых теплых чукотских штанов.
Еще один элемент зимнего гардероба – чулки. Их надевают под низ. Делаются также из кусков оленьего меха (берут с бедер животного).

Женщины носят теплый комбинезон с широким воротом и рукавами, продолжающийся до колен. В зимнее время он двойной, летом – одинарный.

Одежда и «памперсы» по-чукотски

Традиционные символы и орнамент до сих пор часто появляется в одежде чукчей. Надо сказать, что традиционный наряд не слишком изменился со временем. Для зимней одежды используются оленьи шкуры, а женский вариант наряда – это меховой комбинезон, поверх которого надевают тёплую дублёнку. Летом наиболее популярным материалом выступает лёгкая замша оленя.

Интересно, что даже у новорождённых детей есть свой вариант национальной одежды. Это своего рода комбинезон, что зашит со всех сторон. Разрез есть только сзади, чтобы матери могли заменить так называемые чукотские «памперсы». Сделаны они из моха с шерстью оленя, что обеспечивает и мягкость, и антибактериальный эффект.

Чукотские девушки в национальной одежде

Древний народ Чукотки

Чукчи являются коренным народом своих земель. Доказательством этому служат не только находки археологов, но и физиологические особенности представителей арктической группы этносов.

В книге исследователей Т. И. Алексеевой и В. П. Алексеева «Антропологические исследования на Чукотке» указывается следующее:

Чукчи Анадыря, 1906 год / Paul Niedieck

Кроме того, на автохтонность чукчей указывают и местные предания. Практически все народы этого края верят в своё “воронье” происхождение (у них существуют легенды о прародителе Вороне). За пределами региона подобной культуры нет.

Как предполагают историки, первые поселенцы появились на Чукотке в IV-III веках до нашей эры. Однако свидетельств о жизни чукчей в последующие столетия практически нет из-за отсутствия письменности. Без сомнения, они развивали свою культуру, слагали легенды об удивительных местах, где жили, почитали предков и священных духов, которым оставляли дары.

Нередки были и противостояния с соседними племенами в борьбе за территорию. Любой разрастающийся народ нуждался в новых землях, а потому часто происходили стычки между разными арктическими племенами.

Для большинства из нас история чукчей начинается с XVII века, когда на их земли приходят русские. С появлением казаков и промышленников, что осваивали новые регионы, полностью меняется не только уклад жизни чукчей, но и принципы их взаимоотношений с соседями.

Теперь к источникам выживания добавляется ещё и торговля. Укрепление экономических связей сближает народы чукчей и эскимосов. Часть кочевого населения переходит к оседлости, занимаясь морским зверобойным промыслом. Интересно, что подобные перемены нашли отражение даже в языке.

Например, в речи чукчей практически все слова, связанные с охотой на морского зверя, имеют эскимосское происхождение. Сказки и предания эскимосов об оленеводческом быте прочно вошли в культуру чукчей. Сегодня даже сложно отделить, где фольклор одних племён, где — других.

Охотники на моржей на Чукотском полуострове / Виктор Загуменнов

Воевали с эскимосами

Чукчи всегда были умелыми воинами. Представьте себе, сколько храбрости необходимо, чтобы выходить в океан на лодке и нападать на моржей? Впрочем, не только животные становились жертвами представителей этого народа. Они часто совершали грабительские походы на эскимосов, перебираясь в соседнюю Северную Америку через Берингов пролив на своих лодках, сделанных из древесины и моржовых шкур.

Из военных походов умелые воины привозили не только награбленное добро, но и рабов, отдавая предпочтение молодым женщинам.

Интересно, что в 1947 году чукчи в очередной раз решили пойти войной на эскимосов, тогда лишь чудом удалось избежать международного конфликта между СССР и США, ведь представители обоих народов официально являлись гражданами двух супердержав.

Одежда эскимосов

Эскимос зимой, одежда

У эскимосов теплая одежда не делится на мужскую и женскую. Они носят кухлянку — штаны и куртку с капюшоном, рукавицы, кожаную обувь или меховые унты. Одежда эскимосов имеет много общего с одеждой чукчей и основным материалом для ее изготовления является шкура оленей и других животных. Ранее, кроме этого, эскимосы вместо шкур животных использовали шкурки птиц с перьями (перьями внутрь).

Камлейка эскимоса

А еще у инуитов в ходу своеобразные непромокаемые «дождевики» (камлейка), изготавливаемые из кишок крупных млекопитающих. Но сейчас, конечно же, эскимосы кишкам предпочитают ткани.

Эскимосы очень любят украшать свои одежды мехом пушных животных, вышивкой и бисером.

Конечно же, как и другие люди, эскимосы стараются украсить себя. И кроме колец, бус и прочего-прочего им всегда очень нравилась татуировка. Они раскрашивали свои лица, причем, у женщин рисунки были более замысловатыми.

Тату эскимосок

Кроме того, ранее инуиты верили, что татуировка не только способна сделать жизнь женщины более легкой в мире живых, но и после смерти она помогает попасть умершей в загробный мир радости (нечто похожее на наш рай), а не в мир грусти и печали.

У эскимосов нет «вертикали власти». Все люди в поселении равны, и все возникающие проблемы решаются сообща. Эскимосы — малая народность, проживающая в тяжелых условиях на ограниченной территории, возможно, именно это научило их не не тратить силы на то, что не может пригодиться в жизни. В частности, инуиты стараются обходиться без скандалов. Более того, в их языке нет ругательных слов, по крайней мере, раньше не было.

Если в поселении совершалось преступление, родственники потерпевшего имели право отомстить преступнику (вплоть до убийства). Думаю, сейчас такое не водится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector