Статуи острова пасхи

Флора и фауна острова Пасхи

Сегодня растительность Рапа-Нуи небогата: около 30 разновидностей растений завезено сюда с других островов и материков. Лесные массивы и распространенные прежде эндемические растения были уничтожены и вырублены для хозяйственных нужд.

Что же тут росло прежде? В общем-то, растений было немало:

  • невысокое деревце торомиро, использовавшееся для изготовления табличек с пиктограммами, строительства домов и для производства дротиков;
  • тутовое дерево махуте, подходящее для выработки одежды белого цвета (тапы);
  • растение ти, из корней которого делали сахар и краски для тату;
  • древесина макои, пригодная для резьбы.

На склонах кратера растет калифорнийская осока, которую используют для постройки жилищ. В последние годы на острове стали расти эвкалипты, бананы, сахарный тростник.

Островитяне многие годы занимались ловлей разнообразных морских обитателей: черепах, крабов, тюленей. Вымерла обитавшая здесь раньше природная серая полинезийская крыса, употреблявшаяся жителями в пищу. Ее заменила крыса, завезенная на остров европейскими кораблями, которая оказалась переносчицей инфекции.

Прежде здесь разводили и домашних кур. И до сих пор в прибрежных скалах Пасхи гнездится большое количество морских и наземных пернатых.

Кто построил истуканов острова Пасхи?

Со времени открытия острова, ученые со всего мира выдвигают гипотезы о том, как могли местные жители без современных технологий построить статуи и как они транспортировали такие массивные каменные блоки от каменоломни (она находится в 7 км от места расположения статуй). Ведь население острова даже во времена своего расцвета не превышало 4000 человек.

Всего на острове 887 монолитные статуи. Высота моаи колеблется от 4-х до 20-и метров, некоторые из них размещены на постаментах из камня, самые огромные – погружены в почву возле вулкана Рано Рараку. На некоторых статуях присутствует «головной убор» – каменные шапки. Самый огромный из истуканов острова Пасхи высотой 21,6 м, его вес, по оценкам специалистов, около 160 тонн.

Чуть меньше половины статуй (394 шт.) так и остались в каменоломне. Некоторые из них лежат там не завершенные до конца, часть установлена на площадке на склонах кратера. Все эти статуи не вырубили до конца, как будто что-то помешало это сделать. Они так и находятся там, в ожидании своей транспортировки.

Недавно археологи ошеломили мировую общественность, раскопав одну из статуй. Оказалось, что каждая статуя имеет «тело», которое спрятано под землей. На «туловищах» истуканов острова Пасхи обнаружили неизвестные петроглифы, значение которых до сих пор неизвестно.

Многие исследователи, узнав об открытии, предположили, что статуи были засыпаны до уровня шеи в следствие мощного цунами, которое ударило по острову еще во времена Великого потопа. Вода принесла с собой разрушения и грязь, которые в последствии и спрятали тела моаи вглубь почвы.

Но кто же построил эти статуи? Несомненным доказательством того, что это сделала высокоразвитая цивилизация, являются платформы, на которых стоят статуи. А точнее – непонятный метод их изготовления. Они построены по принципу полигональной кладки, когда огромные массивные блоки каменных пород идеально подгоняются друг под друга и укладываются без применения какого-либо связующего вещества (раствор, цемент и т.п.). Такую кладку можно наблюдать в комплексе пирамид в Гизе (Египет), древних сооружения Перу и Боливии и других мегалитических сооружениях, которые с каждым годом все чаще открывают в самых разных точках планеты.

Местные легенды рассказывают о том, что статуи передвигались силой «маны» — мыслями людей, которые их строили. Древнейшие архитекторы, согласно сказаниям, использовали какой-то камень Те Пито Кура, который позволял им концентрировать свою энергию и передвигать огромные предметы по воздуху.

Во время раскопок на острове Пасхи, известный норвежский антрополог Т. Хейердал в 1987 году откопал на глубине нескольких метров массивную стену из камней-мегалитов. Он удивился, так как технология изготовления этих блоков была идентична с той, которую он видел в комплексе Мачу-Пикчу и древнем Баальбеке.

Исследователь из США, Дж. Чечрвард, высказал предположение о том, что строители этих монументов использовали настолько продвинутые технологии, что они в десятки и сотни раз превосходили современные. Он предположил, что истуканы острова Пасхи перемещались в готовом виде благодаря использованию антигравитации. Это позволяло цивилизации, которая по оценкам современных историков, исчезла больше 20 000 лет назад, создавать такие массивные сооружения и с легкостью перемещать огромные объекты.

Также, вызывает интерес, что никто из современных специалистов области лингвистики и дешифровки так и не смог приоткрыть тайну значения иероглифической письменности на закопанных в землю телах истуканов острова Пасхи. Быть может более детальное изучение этих петроглифов даст ответ на вопрос – почему исчезла такая высокоразвитая цивилизация и что с ней случилось?

Туризм

С того самого момента, когда туризм стал развиваться сумасшедшими темпами, когда популярность этого вида активного отдыха и проведения времени завоевала огромную популярность среди любителей экзотики и просто любопытных граждан, остров Пасхи стал настоящим местом ажиотажа. Посмотреть на удивительные статуи из камня приезжают тысячи желающих со всех уголков мира. Каждая статуя уникальна и отличается своеобразным украшением, формами и размерами. Многие из них имеют причудливой формы головные уборы. Кстати, головные уборы отличаются по цвету. И, как удалось выяснить, изготавливались в другом месте.

Водруженные на специальные постаменты, эти молчаливые творения рук человека вызывают искреннее восхищение у каждого, кому посчастливилось увидеть их собственными глазами. Они словно всматриваются своими «мертвыми глазами» вглубь острова или в синюю даль океана. Если бы они умели говорить, сколько интересного смогли бы поведать о жизни их создателей? Сколько тайн можно было бы постичь, не мучаясь в многочисленных догадках?

Самым популярным местом для посещения считается платформа Тонгарики. На каменном основании разместились сразу 15 статуй разного размера. Статуи сохранили на себе немало следов гражданских войн и других разрушительных событий, которым подвергался остров. Есть информация о том, что в 1960-м году на остров обрушилось чудовищное цунами, которое отбросило каменные изваяния вглубь острова на 100 метров. Жителям удалось воссоздать платформу своими силами.

Отыскать платформу не составит труда. Она расположена в непосредственной близости от вулкана Рано Рараку, который и стал их месторождением. Сфотографироваться среди гигантских Моаи – святой долг каждого туриста, посетившего чилийский остров. По утверждению «бывалых фотоохотников», лучшее время для проведения фотоссесий – закат и рассвет. В лучах солнца каменные исполины предстают в иной, необычной красе.

Один только вид этих каменных исполинов вызывает трепет и уважение перед их создателями, заставляет задуматься о своей жизни и об истинном месте во Вселенной. Исполины острова Пасхи являются одними из самых загадочных творений, тайну которых нам всем только предстоит познать. Они пришли к нам из каменоломни вулкана и несут в себе до сих пор непознанную загадку тысяч веков.

Художественный стиль выполнения статуй

Стиль, в котором выполнены статуи можно разделить на 4 различных вида.

В 1 виде присутствует только четырёхгранная или сплюснутая голова без туловища. Изготовлена из желтоватого вулканического туфа. К статуям данного типа можно отнести Рано Рараку.

Ко 2 виду статуй можно отнести непропорциональные фигуры в виде высоких столбов прямоугольной формы. Основным материалом для монументов служила красная пемза. Ученые смогли отыскать лишь одного законченного представителя данного вида на острове. Есть еще два, но незавершенных.

3 вид – это самая реалистичная статуя с изображением человека на коленях, возможно произносящего молитву, сделанная из вулканического туфа. Ее смогли отыскать в древнем карьере.

4 вид представляет собой множество крупных скульптур с изображением туловища. Они сделаны из прочного базальта темного цвета, из красной пемзы, из вулканического туфа и муджиерита. Особенностью фигур данного вида является округлый и немного зауженный фундамент. Это говорит о том, что они не могли устанавливаться на возвышении, поэтому фигуры прикапывали в почву. 3 представителя данного вида статуй вывезли в музеи в Лондоне, Данидин и Брюссель.

Географическое расположение и островные особенности

Остров Пасхи, территориально относящийся к Чили, – самое отдаленное от суши место на планете. Он вулканического происхождения. Его координаты: 27°07′ ю.ш. 109°21′ з.д.

Остальная поверхность острова представляет собой плато, перемежающееся холмами. Здешняя местность сформирована вулканическими породами, которые образуют затейливую обрывистую линию побережья и множество подводных пещер. Пресную воду получают из озер на месте бывших вулканов.

До ближайшего обитаемого берега на западе

Чтобы добраться из этой восточной точки Океании до ближайшего западного берега (острова Питкэрн) надо проплыть 2075 км, а до Таити – 4000 км. А самое доступное расстояние до южноамериканского побережья Чили на востоке находится в 3703 км. Площадь Рапа-Нуи, как называют его местные жители, составляет примерно 163 кв. км.

Сегодня на острове постоянно проживает 7750 человек, из них 40% коренных обитателей — полинезийцы, остальные — латиноамериканцы (чилийцы). Они говорят на рапануйском языке и принадлежат к католической церкви.

Знаменитый кругосветный путешественник Тур Хейердал был уверен, что местные островитяне произошли от южноамериканских индейцев. Хотя эта версия у исследователей не единственная.

Загадки и тайны острова Рапа-Нуи

Остров Пасхи в 1995 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По одной из версий здесь существовала древняя цивилизация, исчезнувшая в результате антропогенной катастрофы. Наивысшего подъема она достигла XVI-XVII вв., когда число жителей составляло около 10 тысяч человек.

Древняя культура полинезийцев, датируемая пятым веком, сохранилась и в виде исполинских каменных статуй – моаи. Они и есть — хранители этой цивилизации. Ее представителей называли еще «длинноухими» за их обычай непомерно вытягивать мочки ушей.Позднее на острове появились и представители культуры «короткоухих», последователей так называемых птицепоклонников.

В результате соперничества и внезапно возникшей здесь агрессии между людьми, вызванной, как уже отмечалось выше, по одним предположениям — голодом, по другим — перенаселением, древняя культуру аборигенов была искоренена почти полностью.

Осталась лишь фрагментарная информация о былом величии населявшей эти места цивилизации, а также — ряд молчаливых, угрюмых истуканов остова Пасхи…

Птицы в культуре островитян

Среди петроглифов (наскальных рисунков) чаще всего встречаются изображения птиц, особенно рисунки птицы-фрегата и даже человека с головой этого представителя пернатых. Человек-птица считается основным персонажем средневекового рапануйского культа Тангата-Ману.

Один из посвященных ему обрядов состоит в поисках первого яйца темной крачки. Предполагается, что именно этот обряд и предотвратил полное исчезновение островитян, так как позволил выбирать самого сильного и ловкого члена племени, которого, в итоге, люди назначили правителем и готовы были подчиниться, таким образом, островным законам общежития.

Ежегодно в конце января на острове проводится также народный праздник Тапати-Рапа-Нуи. На шумном фестивале музыки и танцев выбирают королеву острова. Претендентка на этот почетный титул, помимо собственной привлекательности, должна выткать еще и самый длинный холст, а ее родственники — наловить больше всех рыбы.

Каменные изваяния

Свою известность остров Пасхи получил прежде всего благодаря древним, загадочным статуям из камня вулканического происхождения, в которых, как верят туземцы, находится сверхъестественная сила их предков. Своеобразные идолы —  это еще одна тайна острова Пасхи.

Истуканы острова Пасхи изготавливали на протяжении трёх столетий – с 1200 по 1500 гг. (есть более ранняя дата – четвёртый век, но этой версии придерживаются немногие), после этого их производство резко прекратилось. Исследователи говорят, что всё выглядит так, словно люди столетиями развивали своё мастерство, поставив на конвейер производство и перевозку Моаи из камня – и внезапно в одно мгновение всё бросили и ушли, оставив заготовки изваяний, орудии труда, которые до сих пор можно обнаружить в найденных мастерских, и кинув готовые Моаи валяться вдоль дорог, по которым их спускали на побережье.

Истуканы острова Пасхи имеют высоту около 20 метров и представляют собой человеческую голову (на некоторых «одета» шапка из красного камня) с торсом. При этом смотрят Моаи вглубь острова.

Вопрос о том, каким образом изваяния появились здесь, возник сразу же, как только Джеймс Кук и его команда посетили острова Пасхи и впервые увидели на побережье огромные Моаи из камня, а рядом с ними – туземцев, которые не имели ни инструментов, ни даже собственного жилища и одежды.

Стоит заметить, что эта загадка неразгаданная и поныне, а про то, как они возникли, существует несколько версий.

  1. Огромные статуи острова Пасхи создали представители древних цивилизаций. Если придерживаться теории, что остров Рапа-Нуи – это или остатки Лемурии, или Атлантиды, то вряд ли кого удивит тот факт, что древние мастера, которые находились на чрезвычайно высоком уровне развития, имели возможность создавать шедевры такого уровня.
  2. Инопланетяне. Есть люди, которые придерживаются этой версии, при этом она была даже упомянута в фильме Эриха Деникена «Воспоминания о будущем».
  3. Статуи создали местные обитатели. В кратере одного из вулканов исследователи обнаружили следы мастерской, в которой с помощью каменных топоров и зубил высекали Моаи. На подтверждение этой версии всемирно известный исследователь Тур Хейердал в середине 20 века провел эксперимент – уговорил местных жителей сделать статую. Буквально за пару дней им удалось высечь небольшую фигуру из камня, чрезвычайно напоминающую древнюю скульптуру. После этого они транспортировали её на побережье, раскачивая верёвками и попеременно продвигая вперёд сначала одно, затем – второе плечо.

https://youtube.com/watch?v=I9oySqj0ZIk

Полностью загадку статуй путешественнику разгадать не удалось, поскольку этот метод годился только для небольших изваяний, а как передвигали Моаи весом в 50 тонн, так и осталось тайной. Также он не смог понять, каким образом на колоссы одевали шапки, каждая из которых весила около двух тонн.

Археологическая экспедиция

Окончательный ответ на вопрос, откуда взялись статуи на острове Пасхи, был получен благодаря археологической экспедиции под руководством Тура Хейердала. Участникам проекта предстояло разгадать загадку того, как создавались моаи, а также транспортировались древними предками рапануйцев.

Хейердал обратился к группе живущих на острове людей с просьбой воспроизвести все этапы изготовления статуй. Группа под руководством Педро Атана успешно справилась с поставленной задачей. Рапануйцы изготовили моаи в каменоломне, после чего без какой-либо техники переместили статую весом в 12 тонн к месту установки. Вытесывалось изделие при помощи каменных молотков. Транспортировка истукана выполнялась большим количеством людей. При этом ее волочили в положении лежа.

Установка статуи осуществлялась местными при помощи приспособления из камней и 3 бревен. Последние использовались в качестве рычагов. Ответ на вопрос, почему ранее аборигены ничего не рассказывали исследователям, пытавшимся разгадать тайну истуканов, удивил всех. Как сказал Педро Атана, они “ничего не рассказывали потому, что их никто не спрашивал”.

Участники эксперимента, прожившие всю свою жизнь на острове, также поведали европейцам, что изготовлением моаи на острове уже давно никто не занимается. Откуда тогда знания и умения? Тайна “производства и транспортировки” статуй передается от поколения к поколению. Вот и ответ на вопрос, откуда на острове Пасхи взялись статуи: на протяжении веков они вытесывались местными жителями и устанавливались на предварительно подготовленные платформы.

Небольшое грустное отступление

Феноменальный остров Пасхи, представляющий собой маленький кусочек суши (всего 165 м²), во времена возведения загадочных исполинов был в 3-4 раза больше прежнего. Некоторая его часть, подобно Атлантиде, скрылась под водой. В тихую, солнечную погоду участки затопленной суши просматриваются сквозь толщу воды. Существует даже такая невероятная версия: таинственный остров Пасхи — крохотная уцелевшая часть прародительницы человечества, мифического материка Лемурия (Lemuria), затонувшего около 4 млн. лет назад.

А еще остров-жемчужина, расположенный в Океании вдали от цивилизации, наталкивает на определенные мысли и выводы. История острова Пасхи является миниатюрной копией истории нашего времени. Она способна преподать наглядный урок нам, жителям планеты Земля. Все мы, в сущности, являемся жителями о-ва, плавающего в бескрайнем океане.

На крохотном кусочке суши, каковым является остров Пасхи, хорошо прослеживаются последствия варварского отношения к природе, безжалостной вырубки лесов. Жители, продолжая свои чудовищные действия, вероятно, молились своим богам, чтобы те восполняли нанесенный ущерб их земле. Чтобы дальше продолжать надругательство над нею.

Что могли сделать боги? Только одно – вразумить человека, который срубал последнее дерево. Человек понимал, что это дерево – последнее, тем не менее, он его срубил. В этом самая страшная трагедия современности…

Описание статуй Моаи

В данный момент на острове найдено около 900 статуй. Все они сделаны в одном художественном стиле десятки веков назад.

Как говорилось ранее, основным материалом для монументов служил вулканический туф. Лишь некоторые статуи изготовлены из различных пород камня: трахит, пемзы, базальта, муджиерита.

Размеры истуканов чаще всего 3-5 метров в высоту и площадь основания 1,6 м2. Реже встречаются высокие монументы – в пределах 10-12 метров.

Многие преувеличивают вес статуй потому, что обычно для подсчета массы берутся тяжелые базальтовые породы, а не другие более легкие, такие как туф, пемза, муджиерит.

Обычный вес монументов — менее 5 т. Не более 40 статуй весят больше 10 тонн.

El Gigante считается самой крупной и тяжелой статуей. Ее размер около 21 м и вес и около 160 тонн. Она установлена на заброшенной каменоломне на востоке острова.

Отличительной особенностью истуканов является вытянутая форма лица у фигур. Это делалось для того, чтобы увеличить в высоте размер статуи. Многие утверждают, что это лицо европейца, но физиогномические исследования показали абсолютное сходство с лицами полинезийцев.

Как добраться

Добраться до острова Пасхи можно двумя способами: на самолете или на водном судне. Выбирая авиацию, будьте готовы к пересадкам, ведь рейсы совершаются только из двух мест. Направление обслуживает чилийский оператор LATAM Chile, организующий рейсы из воздушной гавани Сантьяго и перуанского аэропорта Лимы «Хорхе Чавес».

Прогулка до острова Пасхи на яхте или корабле — очень дорогое удовольствие. Круизные лайнеры иногда включают остров в свой маршрут, но цены на билеты также высоки.

Фото статуй моаи на плато Аху Акиви, DK1974

По прибытию заказать экскурсию к статуям моаи можно через отельных гидов или местных туроператоров. Туризм на острове Пасхи — основной источник доходов у населения, поэтому проблем с поиском проводника не возникнет. Самостоятельные путешественники могут дойти до моаи пешком, доехать на такси, велосипеде, мопеде, квадроцикле или машине. Весь транспорт сдается в аренду.

Расстояние до самого популярного Аху Тонгарики от аэропорта Матавери составляет примерно 20 км. На машине их получится преодолеть за 30–40 минут:

Аху Акиви, Аху Тахаи и ряд других площадок располагаются гораздо ближе, в радиусе 10 км от Анга-Роа.

Статуи острова Пасхи: видео

Аху Тонгарики — крупнейший церемониальный центр

Тонгарики (Ahu Tongariki) расположен на юге острова Пасхи, около вулкана Пойке и Рано Рараку, где вырезали знаменитые статуи. Он был центром клана Хоту Ити — одного из двух великих кланов восточного сектора острова.

Здесь, по легенде, произошла битва между «длинноухими» и «короткоухими». Первые доминировали на острове, строили статуи, писали таблички ронго-ронго и держали в подчинении народ “короткоухих”. Длинноухими их прозвали из-за удлиненных мочек ушей. Ученые расходятся во мнении, были ли это разные народности или просто разные кланы. Устное предание гласит, что однажды короткоухие восстали против угнетателей и развязали кровопролитную войну.

Платформа Тонгарики — крупнейшая на острове Пасхи. Это самый важный мегалитический памятник во всей Полинезии. Он представляет собой 15 священных моаи, которые были созданы более 500 лет назад.

Их ожидала та же участь, что и остальные скульптуры острова — островитяне сбили гигантские статуи с платформ во время войны. Европейские мореплаватели отметили в летописях, что статуи уже были повалены на землю в 18 веке. Тонгарики продолжали использовать как кладбище до обращения населения в католицизм во второй половине 19-го века.

В отличии от других аху, все статуи Тонгарики разные. Здесь есть и высокие и низкие, и толстые и худые фигуры. Амбиции правителей росли с годами, а с ними и высота и мастерство исполнения статуй. Раньше все моаи носили на голове красные шляпы, но восстановить удалось только одну из них. Остальные сильно пострадали от цунами.


Красные пукао с голов статуй

Позади платформы валяются остатки голов и тел других статуй. На протяжении 700 лет статуи возводили на постамент и сбрасывали, заменяя новыми. По меньшей мере 30 моаи были частью Тонгарики на разных этапах строительства.


Головы поверженных истуканов

На площади перед платформой лежит слепой моаи, разломленный пополам. Глаза статуям вырезали в последний момент, перед установкой на платформу. Значит, эта статуя никогда не поднималась на аху — возможно, она сломалась при перевозке.


Брошенная статуя

Другой одинокий истукан стоит в отдалении от платформы, и смотрит в противоположную от нее сторону. Это путешествующий моаи, который в 1982 году побывал в Японии, а в 1986 году участвовал в эксперименте Тура Хейердала по перемещению статуй вручную группой людей.


Одинокий истукан Тонгарики

23 мая 1960 года произошло одно из крупнейших в истории землетрясений силой 9,5 балла по шкале Рихтера. Эпицентр находился в чилийском городе Вальдивия в 3700 км к востоку от острова.

Землетрясение вызвало волну. Через 6 часов цунами достигло острова Пасхи, непосредственно направляясь на Тонгарики. 10-метровая волна проникла на 500 метров вглубь, достигнув основания вулкана, но не затронула запад острова. Она продолжила свой путь на Гавайи, полностью разрушив город Хило и остановилась только на берегу Японии и Новой Зеландии.

Вся территория была покрыта валунами и остатками статуй, смешанными с человеческими костями и черепами из могил, которые находились под платформами. Через несколько месяцев после трагедии на острове начались восстановительные работы. Моаи были признаны культурным наследием, и их начали поднимать обратно на постаменты при помощи кранов. На остров устремились археологи.

История создания[править | править код]


Позднейшие статуи Среднего периода

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовали огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о вожде клана Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестерыми его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

В 1955—1956 годах путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Одним из основных в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению статуй моаи. В итоге тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее своё название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.

По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана, лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня». Туземцы — участники эксперимента — сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986 году совместно с Туром Хейердалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении. Антропологи повторили эксперимент в 2012 году, сняв его на видео.

Существует гипотеза, согласно которой древние полинезийцы воздвигали моаи, поскольку верили, что те помогают сохранить плодородие земли. В публикации 2019 года, содержавшей результаты анализа почв вокруг двух скальных монолитов у подножия вулкана Рано Рараку, из которых были вырублены большинство моаи, указывается, что эти почвы, наиболее плодородные на острове, несут следы сельскохозяйственного культивирования. По словам одной из авторов исследования, плодородию способствовало постоянное насыщение почв частицами пород из каменоломен Рано Рараку.

Акварельный рисунок, сделанный Пьером Лоти и посвящённый мисс Саре Бернхардт. Рисунок имеет надпись «Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра: островитяне наблюдают за моим приплытием». На острове изображены моаи, черепа, уа (рапануйские дубины), а также сами рапануйцы

Аху Тахаи

Тахаи (Ahu Tahai) — одно из древнейших поселений на острове. Самые ранние находки датируются 700 г. н.э. Оно находится около современного города Анга Роа.

Поселения строились в основном на побережье — таким образом древние обитатели острова могли контролировать доступ к морю. В Тахаи у людей был регулярный запас пресной воды из подземных источников, и возможность рыбачить. Они приспособили окружающую среду к своим потребностям: выровняли землю и заполнили площадку тысячами кубометров земли и камня. Каменные стены между церемониальными платформами Ваи Ури и Тахаи прерываются рампой для спуска на воду рыболовных судов.


Рампа для спуска лодок в воду

В Тахаи находятся три платформы со статуями. На языке рапануи эти платформы называются аху. Они были отреставрированы Уильямом Маллоем в 1970 году.

Аху Вай Ури (Ahu Vai Uri) датируется 1200 г. н.э. На ней установлены пять моаи, а шестой лежит лицом вниз в нескольких метрах южнее.


Ahu Vai Uri

Аху Тахаи (Ahu Tahai) — самый старый постамент комплекса. На нем стоит одинокий моаи высотой около 4,5 метров. Этот упитанный гигант с широкой шеей больше всех пострадал от эрозии, но его лицо все еще выражает величие и гордость предков.

  • Ahu Ko Te Riku
  • Ahu Tahai

Аху Ко Те Рику (Ahu Ko Te Riku) — последняя платформа комплекса. Над ней возвышается единственная (восстановленная) статуя с глазами на острове. Именно так выглядели скульптуры в годы расцвета цивилизации рапа-нуи.

Голову великана украшает пукао — цилиндрический кусок красной базальтовой пемзы. Он представляет собой шляпу или волосы, собранные в пучок. Немногие моаи сохранили свои первоначальные шляпы: статуи Аху Нау на пляже Анакена, и второй моаи справа на Аху Тонгарики.

Краткое описание

Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили. Ближайшие соседи — жители острова Питкэрн — проживают за 2000 км отсюда.

Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды — дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.

В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй. Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки — из сверкающих кусочков вулканического стекла.

Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.

Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.

В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты.

Почему такое название

По какой причине “забытый Богом” клочок суши, затерянный где-то в океане, назвали островом Пасхи? Кажется, логика отсутствует. Но объяснение есть.

В 1722 году 5 апреля три голландских корабля под командованием Якоба Роггевена подошли к острову и бросили якорь у восточного берега. По календарю это был первый день Пасхи. К голландцам подплыли туземцы. Лодки рапануйцев представляли собой “жалкое подобие” плавсредств, которые сильно протекали. Гребцам приходилось постоянно вычерпывать воду. Запустелый же вид самого острова навел на капитана мысль о “крайней нужде и бесплодии”. Интерес у европейцев вызывало одно: откуда взялись статуи на острове Пасхи, которые стояли вдоль берега на каменных платформах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector