Кносский дворец

Как добраться до Кносского дворца на острове Крит

Дворцовый комплекс находится сравнительно недалеко от Ираклиона — в 5,5 километрах, поэтому добраться до него можно хоть пешком. Но это на крайний случай.

Оптимальный вариант — заказать экскурсию в Кносский дворец с частным гидом. Очень удобно: забирают от отеля, довозят на машине, все рассказывают и показывают, затем отвозят обратно до нужного места.

Второй вариант — для самостоятельных во всех смыслах путешественников. Из центра Ираклиона (центральный автовокзал остановка «Bus to Knossos» или остановка у гостиницы Astoria), с завидной периодичностью отправляется синий автобус № 2 (синие автобусы городские, тогда как междугородние — зеленые). Билет в один конец — 1,7 евро, покупать в кассе или в автомате. Нужная остановка — конечная. Время в пути — 20 минут.

Если начинать маршрут от аэропорта «Никос Казандзакис», то для начала придется сесть на автобус № 78 и доехать до автовокзала, поездка займет около 20 минут. Если общественный транспорт не интересен, то можно воспользоваться трансфером, услугами такси (например Crete Taxi Service) или арендовать машину у специальных стоек в зале отправления.

Подробную информацию читайте в нашей статье.

Маршрут из аэропорта Ираклиона до Кносского дворца — Google Maps

Интересные факты

Артур Эванс вел раскопки на собственные средства, в результате чего его семья чуть было не разорилась. Кроме того, для археолога он был слишком порывист: вместо медленной расчистки приказал рабочим срыть все, по его мнению, неинтересные слои. Из-за этого решения почти ничего не известно о памятнике после его второго разрушения.

Эвансу не хватало достоверных данных. Но это его не печалило: он попросту сочинял недостающие архитектурные детали. Одних ученых это возмущало, другие относились к таким действиям с пониманием. Кроме того, ученый мастерски восстановил уникальные минойские фрески. Греки ценят работу, проведенную англичанином: на территории раскопа стоит памятник самоотверженному архитектору.

Некоторые современные архитекторы считают Кносс старинным небоскребом, причем весьма комфортабельным: здание имело несколько этажей, вентиляцию, канализацию, водопровод и освещение. Мифический Минотавр, обитавший в лабиринте, был перенесен Данте в Божественную комедию: полузверь-получеловек стал судьей и палачом в адском круге. И популярность Минотавра с тех пор не стала меньше.

Минойцы создали более развитую цивилизацию, чем греки: города последних были колониями Крита. Основными соперниками островного государства были Египет и Месопотамия. Такой вывод сделали ученые, изучив артефакты на раскопе Кносса. Комплекс является музеем и одновременно центром изучения: раскопки на территории периодически возобновляются: возможно, поздние находки ответят на многочисленные вопросы ученых.

Сенсационная находка

В 1878 году критский коллекционер древних артефактов Минос Калокеринос обратил внимание на холм и начал раскопки. Он обнаружил древние складские помещения — часть дворцового комплекса

Однако в те годы Крит оккупировали турки, и серьезно изучить находку Калокериноса просто не дали. Генрих Шлиман собирался продолжить дело Миноса: ему было известно о развалинах древнего сооружения на острове из писем Калокериноса. Но и в этот раз археологическим планам не суждено было сбыться из-за скандала, связанного с попытками вывезти золото, минуя власти.

В 1894 году на Крит прибыл сэр Артур Джон Эванс. Этому любителю древностей не давала покоя Минойская цивилизация: именно ему приписывают удивительные находки в пещере Дикта. Мистер Эванс выкупил участок земли как раз в районе Кносса, и в 1900 году приступил к раскопкам. Английскому археологу везло, как никогда: каждый день приносил какие-нибудь да открытия. У Эванса, и без того обладающего профессиональным чутьем, проснулся нюх «охотника». Он подгонял рабочих, носился по руинам, высматривая что-нибудь интересненькое. Раскопки велись невероятно быстро даже для сегодняшних дней.

Что удалось найти Эвансу и его команде?

  • Статую Богини плодородия;
  • Фреску «Принц с лилиями»;
  • Фреску «Парижанка»;
  • Статуэтку «Игрок с быками».

Среди прочих артефактов были обнаружены сосуды и чаши из бронзы, вазы из камня, игральные доски. Все это сокровище хранится в Археологическом музее Ираклиона. Эвансу также принадлежат знаменитые линейные письма, которые до сих пор не расшифрованы и остаются загадкой для ученых.

На самом деле весь Кносский дворец опутан тайнами и легендами. Сэр Джон Эванс принял непростое решение восстановить храм, но так, как ОН его видел. Его действия подвергались резкой критике. Тем не менее, благодаря настойчивости археолога тогда, каждый из нас сейчас имеет возможность прикоснуться к прошлому и перенестись на тысячи лет назад, в Минойскую эру.

Краткое описание

Совсем недалеко от современного города Ираклиона, раскинувшегося на легендарном острове Крит, находятся развалины самого известного и популярного среди туристов памятника древнегреческой архитектуры Кносского дворца.

Несмотря на неумолимый ход времени, многочисленные землетрясения, грабежи и войны, стараниями археологов на свет появились руины гигантского здания, которое довольно часто упоминается в мифах и легендах. Раскопки Кносского дворца и реставрационные работы начались еще на заре ХХ века, руководил ими известнейший в те времена археолог Артур Эванс.

Именно благодаря этому человеку, современные путешественники могут увидеть место, где при помощи нити Ариадны, великий греческий герой и правитель Афин Тесей, смог победить Минотавра и не затеряться в огромнейшем лабиринте.

Версии гибели дворца

Известно несколько версий окончательной гибели постройки:

  1. В 1450 году до н.э. на острове бушевал пожар, который и стал причиной гибели Кносса.
  2. По документам, в это же время Крит захватили Микены: город-государство в материковой части Греции. Известно, что захватчики были безжалостны, они разрушали все, что попадалось под горячую руку. Но конкретных фактов об их правлении не существует.
  3. В 1000 году до н.э. микенцев вытеснили римляне (римская Греция). Они начали строить на острове по своим канонам. Но подробно об этом периоде известно еще меньше.
  4. В период с 1450 по 1380 годы до н.э. город и дворец захватили ахейцы: это стало реальным из-за того, что микенская цивилизация пришла в упадок. В это время дворец еще существовал и активно использовался новыми владельцами. А после 1380 года до н.э. ахейцы бросили постройку и ушли из города.

Ученым еще предстоит сделать окончательный вывод о трагедии, постигшей уникальную постройку.

Creta Maris Beach Resort

Крит

6 открытых бассейнов, 1 крытый бассейн с подогревом, 5 детских бассейнов

9,1
Превосходнона основании 409 отзывов

Забронировано сегодня 10 раз

Показать цены

Blue Palace, a Luxury Collection Resort and Spa, Crete

Крит

Современный спа-центр, пейзажные бассейны и 2 теннисных корта

9,3
Превосходнона основании 627 отзывов

Забронировано сегодня 7 раз

Показать цены

Domes Noruz Chania, Autograph Collection — Adults Only

Крит

Спа-центр и 2 бассейна с видом на лазурное море

9,3
Превосходнона основании 189 отзывов

Забронировано сегодня 8 раз

Показать цены

История

Кносский дворец — величественный город времен Минойской эпохи — является самой известной исторической достопримечательностью на острове Крит и находится в 5км к югу от Ираклиона. Первый Кносский дворец был уничтожен землетрясением в 1900 гг до н.э. и примерно в 1700 гг до н.э на его месте был возведен новый более мощный и усовершенствованный город. Однако и он был частично разрушен между 1500 и 1450 гг до н.э.,и по прошествии 50 лет он окончательно сгорел. Комплекс состоял из внутренних кварталов, общественных приемных, храмов, мастерских, сокровищниц и кладовых, объединенных центральным внутренним двором. Раскопки дворца начал Минос Калокеринос в 1878 году, а с 1900 до 1930-х годов его дело продолжил сэр Артур Эванс (1851-1941), бесспорно восстановивший большую его часть.Он был так вдохновлен этой работой, что потратил 35 лет и 250 000 фунтов из собственного капитала для осуществления раскопок и реконструкции дворца.Несмотря на противоречивость в экспертных кругах, его реконструкции помогают сегодняшним посетителям визуализировать то, как дворец мог бы выглядеть в те времена во всех его ярких красках. Первое сокровище, которое было обнаружено в холме с плоской вершиной под названием Кефала, было фреской с изображением минойского человека, а затем был найден Тронный зал. Археологический мир был ошеломлен тем, что такая развитая цивилизация того времени существовала в Европе одновременно с великими фараонами Египта. Высокотехнологичное общество минойцев также раскрывается такими деталями, как современная дренажная система и отопление помещений, а также способ размещения залов, складов и колодцев.

Реставрация дворца

Эванс был в восторге от своего открытия, и решил во что бы то ни стало реставрировать дворец и найденную в нем живопись. Частью на свои деньги, частью при поддержке Фонда исследования Крита археолог отреставрировал древнюю постройку. Со своей находкой он обращался вольно: полагают, что некоторые известные фрески он полностью написал сам, часть статуэток собрал едва ли не из произвольно набранных фрагментов. Да и насколько облик отреставрированного дворца совпадает с тем, как здание выглядело тысячелетия назад — большой вопрос.

Восстановленные руины Кносского дворца. (Pinterest)

Однако Эванс потратил на свой проект большие деньги и, без сомнения, внес огромный вклад в изучение минойской цивилизации. Позже он занялся исследованием критского письма. Именно Эванс выделил три формы древней письменности — иероглифику, линейное письмо, А и Б.

Кносс или лабиринт?

Это сегодня лабиринт — путаные хаотичные галереи, которые созданы, чтобы сбивать с толку всех в них входящих. Но изначально древние греки называли лабиринтом… сам Кносский дворец, и это неслучайно. Вероятно, планировка дворца со множеством комнат и напоминала лабиринт, поэтому многие исследователи полагают, что именно это и дало основание для создания легенды о Минотавре и Тесее.

Суть этого мифа в том, что сын афинского царя Тесей услышал о кровавой дани, которую требовал царь Крита Минос за то, что афиняне убили его любимого сына. Он требовал, чтобы из Афин на Крит каждый год доставляли семь юношей и семь невинных девушек на съедение Минотавру. Тесей добровольно зачислился в юноши для ежегодного пожертвования и убил Минотавра. Но перед тем как вместе с остальными жертвами отправиться на Крит на корабле с черными парусами, Тесей дает своему отцу Эгею обещание: если ему удастся убить Минотавра, он на обратном пути сменит черные паруса на белые — это будет знаком, что Тесей остался жив. Однако судьба распорядилась по-своему. Дочь царя Миноса Ариадна влюбилась в Тесея, как только он ступил на берег, и согласилась помочь ему одолеть Минотавра.

Ариадна дала Тесею клубок шелковых нитей, с помощью которого он смог найти дорогу из лабиринта обратно. Вдвоем с Ариадной они отправились обратно в Афины, но, сделав остановку на острове Наксос, Тесей по приказу бога Диониса оставил там девушку. Расстроенный Тесей забыл об обещании заменить черные паруса на белые. Эгей, увидев их, бросился в море со скалы. Это море назвали Эгейским.

Происхождение слова «лабиринт»

У этого слова необычное происхождение. Древнегреческое слово «лабиринтос», возможно, происходит от того же корня, что и древнегреческое «лабра» — улица, переулок, ущелье. Другая версия — происхождение от слова «лабрис» — так назывался церемониальный топорик с двумя лезвиями, который в древности использовался на Крите и изображения которого можно повстречать в Кноссе и сегодня.

Во всяком случае, в античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом Кносса и с Минотавром.

История сооружения

Дворец построили в древнем Кноссе (Knossos) — одном из главных городов в период минойской цивилизации. Надписи с его названием обнаружены на римских монетах. Монументальное сооружение было самым крупным в то время. По размеру и великолепию оно превосходило дворец Агамемнона в Микенах. Некоторые считают постройку в Кноссе бывшим обиталищем мифологического чудовища Минотавра. План здания с внушительным количеством комнат и закоулков заставляет в это поверить.

Из найденных рукописей известно, что дворец возводили два раза. Впервые его построили в стародворцовый период около 2000 года до н. э. Сооружение простояло 300 лет и было разрушено землетрясением. С 1700 года до н. э. начинается новодворцовый период, в который здание и было восстановлено. В то время население Кносса составляло более 90 тыс. человек. Заново отстроенный памятник выступал культурным и административным центром города.

Дворец не имел укреплений и защиты. Это могло говорить о том, что местные жители не боялись нападений народов из других городов или стран, хотя Кносс находился на пересечении морских торговых путей и мог подвергаться набегам пиратов.

https://youtube.com/watch?v=JCtG7daOJaY

В период 1630−1500 гг. до н. э. на острове Тира (Фира) произошло извержение вулкана. Оно повлекло за собой землетрясение и цунами, которые уничтожили многие города и Кносский дворец на Крите. Археологические исследования помогли узнать, что люди снова восстановили здание. Оно простояло около века, а в 1450 году до н. э. случился ужасный пожар, полностью разрушивший античный памятник.

Кносский дворец – история

По мнению историков, огромный храм в городе Кноссе был возведен еще за две тысячи лет до наступления нашей эры. Археологические раскопки показывают, что на его месте ранее существовало поселение древних людей. К слову, храм, построенный благодаря огромным усилиям, просуществовал лишь около трехсот лет.

Причиной его разрушения стало сильнейшее землетрясение, которое кроме «раннего» Кносского дворца стерло с острова практически все строения. Сразу после природного катаклизма древние греки вновь взялись за работу и построили новый, просто таки гигантский дворец, руины которого и были обнаружены Артуром Эвансом в начале ХХ – го века.

Строительство нового дворца пришлось на расцвет города Кносса и минойской цивилизации. Минойская цивилизация, пожалуй, является одной из самых загадочных и малоизученных. Даже в наше время ученые не могут достоверно сказать, что означает само слово «минос». Некоторые говорят, что это «царский трон» и «власть» на Крите, а другие, высказываются, что это имя человека, правившего городом Кноссом во времена его расцвета, и построившего Кносский дворец. Увы, город Кносс и его роскошный дворец были вновь разрушены очередным землетрясением, которое, скорее всего, стало причиной цунами, накрывшего весь Крит. Детальное изучение развалин Кносского дворца позволило сделать вывод, что главной причиной гибели города стал пожар, распространившийся на все здания. Интересно то, что причина возникновения пожара неизвестна.

Более вероятной считается версия, согласно которой жители Кносса сами спалили родной город или знали о приближающемся бедствии. В пользу этой версии, которая и встречается в современных учебниках истории, говорит то, что во время раскопок на территории древнего Кносса не найдено скелетов людей и домашних животных. Горожане наверняка знали о пожаре и заблаговременно перебрались на побережье. Некоторые историки, опираясь на найденные в Палестине артефакты, сходные по форме с артефактами, обнаруженными на Крите, делают довольно смелое заявление: первыми жителями, населявшими Кносс, были Атланты. Эта версия довольно спорная, хотя само строительство огромного дворца, возраст которого примерно такой же, как и у египетских пирамид, говорит в пользу нее. Скорее всего, эта загадка истории в ближайшее время не будет разгадана, лишь с появлением новых технологий, позволяющих более подробно изучать морские глубины и то, что скрыто под многовековыми наслоениями, историки наконец-то дадут утвердительные ответы на вопросы: «Существовала ли Атлантида?» и «Где жили древние Атланты?».

Внутреннее убранство

Фрески Кносского дворца, древнейшие настенные росписи, неповторимые по красоте, имеющие историческую и художественную ценность, расположены отдельно от полуразрушенных дворцовых помещений. Большинство изображений были реставрированы художниками из команды английского археолога Артура Джона Эванса, который занялся раскопками Кносского дворца в 1900 году. Работы продолжались до 1931 года.

Некоторые фрески получили название, например, изображение молодой женщины с прической жрицы, стали называть «Парижанка». В ее облике действительно есть что-то от французской моды начала 20-го века. Однако в каталогах она значится как «Минойская леди».

Город Ираклион (Heraklion)

Ираклион Венецианская крепость

Ираклион (Heraklion) – столица Крита и пятый по величине город Греции. Во время второй мировой войны Ираклион сильно пострадал от бомбардировок, но был восстановлен. Старый город обнесен венецианскими стенами, попасть внутрь можно через городские ворота. В центре на площади Венизелу стоит красивый венецианский фонтан Морозини со львами.


Атмосферная прогулка по Ираклиону

Архитектурное и гастрономическое достояние критской культуры

AnnaПодробнее

Другие достопримечательности Ираклиона: Базилика Св. Марка, Лоджия, Церковь Св. Тита, Арсенал. В старом порту находится Венецианская крепость. Археологический музей Ираклиона – один из самых известных в мире, в нем экспонируются находки из Кносского дворца, Фестский диск.

Археологический музей Ираклиона: входной билет и аудиогид

Любители шоппинга приезжают в Ираклион походить по магазинам. Во многих местах (аэропорт, порт, рестораны, отели) можно взять бесплатную карту города с достопримечательностями и полезной информацией.

По теме: С Крита на Санторини на пароме 2021

Как попасть в Кносский дворец

Город Кносс находится в 20-ти минутах езды от Ираклиона, и туда ходит городской автобус № 2.

Остановка автобуса расположена около городского автовокзала. При выходе с автовокзала нужно повернуть направо и через 50 м будет остановка автобусов, следующих в Кносс. Если сомневаетесь, спросите у местных «Кноссос», вам махнут рукой в нужном направлении.

Остановка автобуса № 2 на схеме

Около остановки стоит киоск, в котором продаются билеты. Билет из Ираклиона до Кносса стоит 1.5 евро. Купите сразу туда и обратно. Можно купить у водителя, билет в таком случае будет стоить 2.40 евро.

Автобус делает несколько остановок  в Ираклионе. Кносский дворец —  конечная.

Народу туда едет много, так что сразу понятно, куда идти от остановки.

Для тех, кто едет до Кносса на арендованной машине, около музея есть бесплатная парковка.

Легенды и мифы

Это чудесное место порождает замечательные мифы:

  1. Сам Минос – сын Зевса и похищенной богом Европы. Но Зевс приказал правителю Крита Астерию жениться на Европе и стать отцом ее детей. Именно поэтому Минос стал законным правителем острова, обласканным богами.
  2. Посейдон подарил Миносу белого быка, который имел чудесную стать. Но морской царь поставил условие: животное следует принести в жертву. Однако Минос не смог расстаться с быком, а в жертву принес другое животное. Обман раскрылся: Посейдон сделал так, что жена земного царя отдалась белому быку. От противоестественной страсти родился урод: голову он имел бычью, а тело – человечье. К тому же, чудовище было злое и агрессивное: сразу после рождения он чуть не проглотил кормилицу. Минотавра (вместе с матерью) заточили в лабиринт, откуда не было выхода. А придумал и построил запутанное здание Дедал. Любой, кто входил в пещеры, поедался чудовищем.
  3. Но желающих стать кормом для Минотавра в Кноссе не было. Поэтому после победы над Афинами Минос приказал раз в 10 лет отправлять в лабиринт 7 афинских девушек и 7 афинских юношей. Жертва приносилась дважды. А в третий раз в число юношей попал Тесей. Он победил Минотавра, а выйти из лабиринта смог по путеводной нити Ариадны.

Как умер Минос, легенды не рассказывают. Но и после смерти он продолжал распоряжаться судьбами людей в царстве Аида.

Кносский дворец

Кносский дворец, прославившийся историей о лабиринте с Минотавром и нитью Ариадны, находится в 5 км от центра Ираклиона. До Кносского дворца можно добраться на городском автобусе или при желании дойти пешком. Стоимость посещения Кносского дворца составляет 15 евро, если не покупать комбинированный билет.

Кносский дворец является крупнейшим археологическим памятником
бронзового века на Крите. Первый дворец-храм в Кноссе был построен в
раннедворцовый период 2000—1700 годы до н. э.

История самого места Кносс значительно более глубокая, по
оценкам исследователей, сделанной на основе радиоуглеродного анализа, первые
поселения в Кноссе датируют временами неолита – 7000–6500 годы до н.э.

Около 1700 года до н.э. во времена своего расцвета Кносский дворец и окружающий его город имели население 100 000 человек. Территория всего дворца занимала 2 гектара земли.

Первые археологические раскопки Кносского дворца начались в 1878 году, но основной вклад в исследование Кносса внес английский археолог Артур Эванс, начавший раскопки в Кноссе в 1900 году. Он скупил земли, на которых стоял дворец, нанял специалистов и к 1905 году в целом комплекс Кносского дворца был раскопан.

Дворец был многоэтажным и имел сложный план, состоящий из сотен различных помещений, соединенных ходами и лестницами. Тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, ванные комнаты – все это было богато украшено росписями на стенах. Параллельно с раскопками Эванс провел воссоздание части дворца в «первоначальном виде», как он это представлял себе.

Восстановленная роспись на стенах Кносского дворца

Сейчас территория Кносского дворца является музеем – это обширная территория археологических раскопок с некоторыми восстановленными фрагментами дворца. Здесь можно увидеть остатки древней системы водопровода и канализации, фрески на стенах, пифосы – керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше, используемые для хранения зерна, вина или масла. По территории музея гуляют павлины, что создает еще более очаровывающее ощущение от посещения дворца.

Архитектурный элемент в виде рогов быка в Кноссе и вид на окрестности Пифосы – керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше

Согласно греческой мифологии, лабиринт, в котором скрывался
Минотавр, находился во дворце царя Миноса, то есть в Кносском дворце. О том, где
точно в Кноссе находился лабиринт неизвестно. Существую различные мнения на
этот счет, по одному из них лабиринт располагался в окрестностях Кносского
дворца, по-другому, что под лабиринтом понимался сам Кносский дворец или что
лабиринт был непосредственно во дворце.

Павлин на руинах Кносского дворца

Архитектурные особенности Кносского дворца

Кносский дворец являлся самым большим из всех дворцов на Крите: его ширина равнялась 130 м, а длина – 180, также было несколько этажей и более тысячи помещений разных размеров. Все комнаты, перемежающиеся коридорами и лестницами, расположены хаотично, дворец не имеет четкой структуры.Состоял Кносский дворец из множества построек, расположенных по периметру квадратного двора (50х50 м), вымощенного камнем. Дворец служил не только местом жительства для царя и его семьи, но и вмещал тронный зал, залы для приемов, комнаты для проведения религиозных обрядов, мастерские и другие подсобные помещения.Во дворце было использовано большое количество колонн, которые несли больше практическую функцию – поддерживали потолки. В отличие от колонн в древнеегипетских и древнеперсидских постройках, выполненных в форме растений и с большим изяществом, колонны Крита довольно просты и незатейливы.

Лестницы дворца играли двойную роль: они не только соединяли между собой помещения и этажи, но и имели специальные желоба для подачи воды и трубы для канализации.Еще одной особенностью Кносского дворца является полное отсутствие окон, а для вентиляции и естественного освещения использовались прорубленные в крыше квадратные отверстия. Причем, на каждом этаже эти отверстия располагались строго друг над другом, что позволяло освещать даже нижние этажи.

Главным, и, пожалуй, единственным украшением Кносского дворца были настенные росписи, покрывавшие стены почти всех помещений. Все фрески были искусно исполнены и детально проработаны: узоры, изображения растений и животных, людей в полный рост (в движении), портреты. В основном преобладала черно–красная цветовая палитра, реже встречались голубой, бирюзовый и желтый тона. Стены тронного зала украшали росписи с мифическими грифонами среди лилий. Много фресок посвящено ритуальным играм со священными критскими быками.

Древняя история Крита и мифы

История острова Крит началась еще до рождения древнегреческих мифов, хотя именно в связи с ними он сейчас более всего славится. Миф о Минотавре и нити Ариадны широко известен во всем мире.

Согласно мифу, Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка – жил в критском лабиринте и был убит героем Тесеем. Единоутробная сестра Минотавра Ариадна дала своему возлюбленному Тесею клубок ниток, с помощью которого он сумел выбраться из лабиринта.

В древности Крит был центром минойской цивилизации,
процветавшей на острове приблизительно с 2700 по 1400 годы до н. э. и
считающейся древнейшей в Европе. Основными очагами культуры минойской
цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические
комплексы.

Сейчас на Крите можно увидеть раскопки нескольких дворцов
минойской культуры, самым известным и посещаемым из них является Кносский
дворец, находящийся на окраине Ираклиона. Кносский дворец был одним из культурных
и политических центров минойской цивилизации в 1900—1450 годах до н. э.

Восстановленный археологами фрагмент Кносского дворца

Минойская культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, в котором жил Минотавр, и мужа матери Минотавра – царицы Пасифаи, которая, согласно мифу, прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё инженером Дедалом.

Ни один из дворцов минойской цивилизации не имел защитных укреплений,
очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. Минойцы
строили во дворцах многоэтажные здания с водопроводом и канализацией,
вентиляцией и отоплением, пользовались ваннами и бассейнами.

О религии минойцев известно не много. Храмы в религиозной
традиции минойцев отсутствовали, религиозные обряды совершались на природе или
во дворце. Судя по находкам археологов, минойцы почитали мужскую и женскую силы.
Они олицетворяли мужскую силу в образе быка, а женскую рождающую силу в образе
Великой богини-матери.

Критская богиня-мать в различные периоды истории изображалась по-разному. В музее археологии Крита в Ираклионе можно увидеть множество различных статуэток критской богини-матери.

Критские статуэтки богинь с поднятыми руками и символами земли и неба в виде змей и птиц на голове, 1350-1250 год до н.э., музей археологии Крита

Самым известным её изображением является Богиня со змеями – это 2 женских статуэтки, которые были найдены в Кносском дворце и датированы 1600 годом до н.э. На этих статуэтках богиня в обтягивающем лифе, который оставляет грудь обнаженной, в юбке с длинными воланами, с раскинутыми в стороны руками, в которых она держит змей. Змеи обычно являются символами земли, их ассоциируют с обновлением жизни.

Богини со змеями были истолкованы как предшественницы греческой
богини Афины, которая также была связана со змеями.

2 статуэтки Богини со змеями из музея археологии Крита, у статуэтки слева змеи обвивают руки, у правой статуэтки змеи в руках

В начале I тысячелетия до н. э Крит был завоеван древнегреческими
племенами, но критская минойская культура от этого не пришла в упадок, а
получила новый этап в своем развитии, который историки называют смешанная
микенская культура. Влияние микенской культуры распространилось на материковую
Грецию, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья.

В эпоху классической античности – с IV века до н. э. по II
век н. э – древнегреческая мифология особенно выделила остров Крит, признав его
родиной отца всех богов и людей — Зевса.

Отец Зевса титан Кронос пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но его жене Рее удалось спасти самого младшего сына — Зевса. По критскому варианту мифа, она обманула супруга и втайне родила Зевса на Крите в пещере в горе Дикта. Зевс рос в Диктийских горах, нимфы выкормили его диким мёдом и козьим молоком.

Диктейская пещера, или как ее называют – пещера Зевса, является сейчас одной из популярных достопримечательностей Крита. В результате археологических раскопок в Диктейской пещере были найдены античные алтари, множество статуэток, посвящённых Зевсу, а также керамика от раннеминойской до позднеримской. Из этого был сделан вывод, что Зевсу тут служили непрерывно около 2000 лет. От Ираклиона до Диктейской пещеры около 60 км, туристические агентства организуют сюда экскурсии.

Архитектурные особенности

Учитывая, что крито-микенская цивилизация была одной из древнейших на земле, ее гибель стала настоящей трагедией с точки зрения изучения культурного наследия и технических достижений человечества. То же справедливо и по отношению к Кносскому дворцу — вернее, к тому, что под ним подразумевается. Скорее всего, это было нечто вроде «города в городе» — по аналогии с Римом и папским Ватиканом: почти 24 тыс. м2 застройки, около 1300 помещений, включая погреба и склады с запасами на случай войны, и даже собственный водопровод с канализацией и прочими прелестями цивилизованной жизни на тот момент.

Доподлинно известно, что местные архитекторы не владели методом симметрии при строительстве: это хорошо видно по расположению помещений. Часть их вырублена в скальном массиве, часть — построена из кирпичей, еще часть несет в себе явные следы применения древесины. Кроме того, удивляет нестандартная технология изготовления колонн — они, в отличие от традиционной греческой архитектуры, расширяются не к основанию, а к верхней своей части.

Огромный комплекс достраивался практически постоянно и хаотично — с чем это связано, неизвестно. На сегодняшний день археологами и реставраторами частично восстановлены около 20 локаций, включая центральный двор, святилище, склад провизии и тронный зал.

Архитектура

Начнем с того, что термин «дворец» — некорректен. Кносский дворец Миноса был не только резиденцией царствующей семьи, но и небольшим городом-в-городе, наподобие Ватикана или Запретного города в Пекине.

Отличительной чертой является тот факт, что весь этот город был одним огромным зданием, располагавшимся на площади в 6 акров (примерно 24 тысячи квадратных метров).

Во дворце было более тысячи комнат, соединенных коридорами, а также множество специализированных построек, наподобие театра, храма и даже горшечной мастерской.

В огромных хранилищах дворца были запасы на случай осады, кроме того, прямо во дворце располагались свои мельницы, а также виноградники и винодельни, что позволяло при необходимости поддерживать определенную автономию.

Кроме прочего, стоит отметить, что во дворце была вполне рабочая канализация, а также несколько источников воды.

Что же касается архитектуры декоративной, то здесь интересным моментом являются колонны – минойские колонны в корне отличаются от греческих.

В отличие от материковых версий, которые обычно были белого цвета и сужались к вершине, минойские колонны выкрашены в красный и наоборот, расширяются к верхней части.

Настоящей загадкой стал Малый тронный зал Кносского дворца (Большой до наших дней не дошел).

Это небольшая тронная комната, скорее всего, построенная в период Микенской оккупации Крита, расписана прекрасными фресками и обладает отличным от других комнат стилем, в котором чувствуется влияние уже материковой Греции.

Однако, что наиболее поразило археологов, так это белый трон у северной стены комнаты. До сих пор неизвестно, кому именно он принадлежал, ведь царский трон был расположен в другой части дворца.

Возможно, отсюда правила царица, либо же трон был оставлен пустым как место правления какого-либо бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector