Тайны лабиринта минотавра: тот ли дворец откопал артур эванс?
Содержание:
- Кносский дворец
- Древняя история Крита и мифы
- Как добраться до Кносского дворца
- Легендарный лабиринт
- Лабиринты древности, которые могли привести в отчаяние любого
- Миф о лабиринте Минотавра
- Каким образом Тесей расправился с Минотавром?
- Лассити
- Дворец или лабиринт?
- Минойская керамика
- Фрески Кносского дворца
- Древнегреческие мифы. Тесей и Ариадна
- Кносский дворец — лабиринт Минотавра
- Инженерные решения древних зодчих
Кносский дворец
Кносский дворец, прославившийся историей о лабиринте с Минотавром и нитью Ариадны, находится в 5 км от центра Ираклиона. До Кносского дворца можно добраться на городском автобусе или при желании дойти пешком. Стоимость посещения Кносского дворца составляет 15 евро, если не покупать комбинированный билет.
Кносский дворец является крупнейшим археологическим памятником
бронзового века на Крите. Первый дворец-храм в Кноссе был построен в
раннедворцовый период 2000—1700 годы до н. э.
История самого места Кносс значительно более глубокая, по
оценкам исследователей, сделанной на основе радиоуглеродного анализа, первые
поселения в Кноссе датируют временами неолита – 7000–6500 годы до н.э.
Около 1700 года до н.э. во времена своего расцвета Кносский дворец и окружающий его город имели население 100 000 человек. Территория всего дворца занимала 2 гектара земли.
Первые археологические раскопки Кносского дворца начались в 1878 году, но основной вклад в исследование Кносса внес английский археолог Артур Эванс, начавший раскопки в Кноссе в 1900 году. Он скупил земли, на которых стоял дворец, нанял специалистов и к 1905 году в целом комплекс Кносского дворца был раскопан.
Дворец был многоэтажным и имел сложный план, состоящий из сотен различных помещений, соединенных ходами и лестницами. Тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, ванные комнаты – все это было богато украшено росписями на стенах. Параллельно с раскопками Эванс провел воссоздание части дворца в «первоначальном виде», как он это представлял себе.
Восстановленная роспись на стенах Кносского дворца
Сейчас территория Кносского дворца является музеем – это обширная территория археологических раскопок с некоторыми восстановленными фрагментами дворца. Здесь можно увидеть остатки древней системы водопровода и канализации, фрески на стенах, пифосы – керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше, используемые для хранения зерна, вина или масла. По территории музея гуляют павлины, что создает еще более очаровывающее ощущение от посещения дворца.
Архитектурный элемент в виде рогов быка в Кноссе и вид на окрестности Пифосы – керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше
Согласно греческой мифологии, лабиринт, в котором скрывался
Минотавр, находился во дворце царя Миноса, то есть в Кносском дворце. О том, где
точно в Кноссе находился лабиринт неизвестно. Существую различные мнения на
этот счет, по одному из них лабиринт располагался в окрестностях Кносского
дворца, по-другому, что под лабиринтом понимался сам Кносский дворец или что
лабиринт был непосредственно во дворце.
Павлин на руинах Кносского дворца
Древняя история Крита и мифы
История острова Крит началась еще до рождения древнегреческих мифов, хотя именно в связи с ними он сейчас более всего славится. Миф о Минотавре и нити Ариадны широко известен во всем мире.
Согласно мифу, Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка — жил в критском лабиринте и был убит героем Тесеем. Единоутробная сестра Минотавра Ариадна дала своему возлюбленному Тесею клубок ниток, с помощью которого он сумел выбраться из лабиринта.
В древности Крит был центром минойской цивилизации,
процветавшей на острове приблизительно с 2700 по 1400 годы до н. э. и
считающейся древнейшей в Европе. Основными очагами культуры минойской
цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические
комплексы.
Сейчас на Крите можно увидеть раскопки нескольких дворцов
минойской культуры, самым известным и посещаемым из них является Кносский
дворец, находящийся на окраине Ираклиона. Кносский дворец был одним из культурных
и политических центров минойской цивилизации в 1900—1450 годах до н. э.
Восстановленный археологами фрагмент Кносского дворца
Минойская культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, в котором жил Минотавр, и мужа матери Минотавра – царицы Пасифаи, которая, согласно мифу, прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё инженером Дедалом.
Ни один из дворцов минойской цивилизации не имел защитных укреплений,
очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. Минойцы
строили во дворцах многоэтажные здания с водопроводом и канализацией,
вентиляцией и отоплением, пользовались ваннами и бассейнами.
О религии минойцев известно не много. Храмы в религиозной
традиции минойцев отсутствовали, религиозные обряды совершались на природе или
во дворце. Судя по находкам археологов, минойцы почитали мужскую и женскую силы.
Они олицетворяли мужскую силу в образе быка, а женскую рождающую силу в образе
Великой богини-матери.
Критская богиня-мать в различные периоды истории изображалась по-разному. В музее археологии Крита в Ираклионе можно увидеть множество различных статуэток критской богини-матери.
Критские статуэтки богинь с поднятыми руками и символами земли и неба в виде змей и птиц на голове, 1350-1250 год до н.э., музей археологии Крита
Самым известным её изображением является Богиня со змеями – это 2 женских статуэтки, которые были найдены в Кносском дворце и датированы 1600 годом до н.э. На этих статуэтках богиня в обтягивающем лифе, который оставляет грудь обнаженной, в юбке с длинными воланами, с раскинутыми в стороны руками, в которых она держит змей. Змеи обычно являются символами земли, их ассоциируют с обновлением жизни.
Богини со змеями были истолкованы как предшественницы греческой
богини Афины, которая также была связана со змеями.
2 статуэтки Богини со змеями из музея археологии Крита, у статуэтки слева змеи обвивают руки, у правой статуэтки змеи в руках
В начале I тысячелетия до н. э Крит был завоеван древнегреческими
племенами, но критская минойская культура от этого не пришла в упадок, а
получила новый этап в своем развитии, который историки называют смешанная
микенская культура. Влияние микенской культуры распространилось на материковую
Грецию, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья.
В эпоху классической античности – с IV века до н. э. по II
век н. э — древнегреческая мифология особенно выделила остров Крит, признав его
родиной отца всех богов и людей — Зевса.
Отец Зевса титан Кронос пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но его жене Рее удалось спасти самого младшего сына — Зевса. По критскому варианту мифа, она обманула супруга и втайне родила Зевса на Крите в пещере в горе Дикта. Зевс рос в Диктийских горах, нимфы выкормили его диким мёдом и козьим молоком.
Диктейская пещера, или как ее называют – пещера Зевса, является сейчас одной из популярных достопримечательностей Крита. В результате археологических раскопок в Диктейской пещере были найдены античные алтари, множество статуэток, посвящённых Зевсу, а также керамика от раннеминойской до позднеримской. Из этого был сделан вывод, что Зевсу тут служили непрерывно около 2000 лет. От Ираклиона до Диктейской пещеры около 60 км, туристические агентства организуют сюда экскурсии.
Как добраться до Кносского дворца
Наследие царя Миноса находится в 6-ти километрах от Ираклиона на холме Кефал. Для самостоятельного посещения достопримечательности туристы могут выбрать удобный маршрут из нескольких возможных вариантов.
Точный адрес: Φειδίου 8, Iraklio 714 09, Греция.
Как добраться от аэропорта Ираклиона Никос Казандзакис:
-
Вариант 1
Автомобиль:двигаться на юго-восток по трассе Е75, затем свернуть на Leof.Knosou. Расстояние — 7,1 км.
-
Вариант 2
Автобус:рейсом № 78 ехать 20 минут до центрального автовокзала.
Автобус:рейсом №2 доехать до конечной остановки. Время в пути — 20 мин.
Пешком:200 м.
Легендарный лабиринт
К всеобщему удивлению, Минос не осудил свою жену, ведь именно он был виноват в случившемся. Но и мириться с чудовищем он не собирался.
Вновь призванные на помощь Дедал и Икар построили сложнейший Кносский лабиринт, куда в последствии был заточен человек-бык, названный Минотавром.
Лабиринт Минотавра
Зная о его кровожадности, Минос отправлял людей в лабиринт для пропитания. Как правило, это были преступники, приговоренные к смертной казни.
Но у царя Крита был и родной сын – Андрогей. Однако долгой и счастливой жизни у юноши не сложилось, он был убит афинянами.
Желая отомстить за смерть наследника, Минос требовал ежегодной платы от афинян: семь девушек и семь юношей, которые отправлялись в лабиринт на съедение Минотавру.
Смельчак по имени Тесей
Несколько раз афинские юноши и девушки бесследно пропадали в лабиринте с ужасным монстром. И только Тесей, прибывший в очередной партии, смог победить Минотавра. Но как ему это удалось?
Ариадна, единоутробная сестра человека-быка, влюбилась в Тесея. Она понимала, что если не предпримет ничего для спасения молодого красавца, он будет обречен на смерть.
Способ спасения все же нашелся. Перед тем, как Тесей отправился в лабиринт, Ариадна подарила ему клубок нитей.
Умный парень догадался привязать один конец около входа. Более того, клубок был волшебным: коснувшись земли, он покатился сам собой, а Тесей следовал за ним, как за опытным проводником.
Клубок привел его в логово Минотавра, где тот мирно спал.
Как именно победил Тесей чудовище, не знает никто. Но существует несколько версий произошедшего.
- Первый источник утверждает, что Тесей убил Минотавра ударом кулака.
- Другие уверены, что он воспользовался мечом своего отца, Эгея.
- А третьи считают, что Минотавр был задушен.
Как бы там ни было, монстр был повержен. А волшебный клубок находчивой Ариадны помог Тесею и оставшимся в живых пленникам выбраться из лабиринта.
Царь Эгей
К сожалению, мифы с участием богов редко заканчиваются счастливым финалом.
Влюбленный Тесей, осознав, что не сможет жить без Ариадны, похитил ее и отправился к себе на родину.
В пути девушка утонула. Скорее всего, Посейдон поспособствовал этому, в качестве мести за убитого Минотавра.
Опечаленный Тесей впал в траур, забыв обо всем. Именно это послужило причиной других трагических событий.
После победы флаг на корабле необходимо было сменить на белый, чтобы народ Тесея видел приближающегося героя.
Однако гибель Ариадны не позволила ему этого сделать. Заметив черный флаг подплывающего корабля, который был символом плохих вестей, царь Эгей расценил это как весть о гибели сына, Тесея. Не вынеся потери, Эгей бросился в море, которое позднее было названо в его честь.
Рационалистическая версия легенды
Некоторые древние историки, занимавшиеся изучением мифов, описывали одну нестандартную, но очень интересную версию.
Ариадна и Тесей
В их трудах Минотавр, как чудовище с головой быка, является всего лишь аллегорией. На самом деле, он был человеком по имени Тавр.
Тавр являлся учителем Миноса, когда тот был совсем маленьким.
Легенды гласят, что Тавр был крайне жестоким человеком, а потому Минос решил учредить состязание, в ходе которого его учитель будет сражаться с присланными афинскими юношами.
Афины в то время действительно находились под властью Крита, и были обязаны платить дань людьми. Одолев 9 афинян, Тавр встретился с Тесеем, который смог одержать победу.
Образ Минотавра в культуре
Древнегреческие мифы часто ложатся в основу литературных произведений, а их колоритные персонажи являются источником вдохновения для многих авторов. Минотавр не стал исключением.
Кносский дворец-лабиринт царя Миноса Греция 1700 до н.э.
В литературе образ человека-быка можно найти:
- «Божественная комедия», Данте Алигьери
- «Дом Астерия», Хорхе Луис Борхес
- «Тезей», Мэри Рено
- «Лабиринт Минотавра», Роберт Шекли
- «Минотавр», Фридрих Дюрренматт
- «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре», Виктор Пелевин
Разумеется, подлинность легенды о Минотавре и Тесее не подтверждена.
К ней можно относиться и как к сказке, и как к аллегорическому рассказу, и как к поучительной истории.
Однако дворец Минотавра сохранился, хоть и в полуразрушенном виде, несмотря на почтенный возраст, равный 4 тыс. лет.
Главных героев изображали на полотнах картин, поверхностях ваз, в виде скульптур. Тесей и Ариадна, влюбленные и смелые, навсегда останутся в памяти людей, как спасители человечества от страшного чудовища с головой быка и телом человека.
https://youtube.com/watch?v=sQxRTngzGes
Лабиринты древности, которые могли привести в отчаяние любого
4 октября 2021 г. 14:43:00
Лабиринт Минотавра.
В древности считалось, что человек, вошедший в лабиринт, теряет волю, ориентацию и вообще может забрести в иной мир. Раньше в лабиринты часто отправляли провинившихся или неугодных людей. Из-за запутанных ходов человек тут же подвергался панике, которая нередко приводила его к безумию. Для более действенного устрашения, в лабиринтах разбрасывались кости, а на стенах рисовались изображения демонов.
Считается, что самый древний египетский лабиринт, построенный в 2300 году до н. э., располагался у озера Биркет-Карун в окрестностях Каира. Это было огромное здание площадью 70 тысяч квадратных метров, обнесенное стеной. Внутри него располагалось 1,5 тысячи наземных помещений и такое же количество – под землей (там были гробницы фараонов и крокодилов). Перед входом в лабиринт висела табличка с надписью: «Безумие или смерть — вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие».
Стоит ли говорить, что просто так перемещаться по сложной системе запутанных коридоров без риска остаться в них навсегда, было очень опасно. Только во время праздника прославления Себека (бога с головой крокодила) в лабиринт входили жрецы, приносившие ему жертвы.
Самым известным считается лабиринт на острове Крит. Его еще называют лабиринтом Минотавра. Легендарный скульптор Дедал стал автором этого творения. В 1380 году до н. э. лабиринт был разрушен.
В 1900 году английский археолог Артур Эванс, среди прочих находок, обнаружил в Оксфордском музее иероглифическое письмо, в котором говорилось о лабиринте. Археолог отправился на остров Крит и принялся за раскопки. Артуру Эвансу понадобилось 30 лет, чтобы справится с лабиринтом. Площадь Кносского лабиринта составила 22 тысячи квадратных метров. Высота над землей этого сооружения составляла не менее 5-6 этажей.
Согласно мифам, внутри лабиринта жил Минотавр – существо с телом человека и головой быка. Единственным косвенным подтверждением этой легенды стала фреска с изображением Минотавра в одном из залов. Там же археолог отыскал множество человеческих костей.
В Древнем Китае лабиринты можно было обнаружить при входе чуть ли не в каждый город и дом. Жители Поднебесной верили, что нечистая сила могла летать только по прямой, поэтому извилистый вход будет ей не по зубам.
На побережье Балтийского моря в Скандинавии можно отыскать более 600 лабиринтов, выложенных из камней. Они не такие запутанные, как лабиринты в Греции или Египте, но проходя по ним, местные рыбаки верили в удачный улов в предстоящей рыбалке.
На территории России также можно отыскать лабиринты. На Соловецких островах находятся так называемые «места силы». Внутри них не растет ничего, кроме мхов, а все высаженные деревья тут же погибают. Животные никогда не забредают на территорию лабиринтов.
Европейцы, начиная примерно c XV века, «переместили» лабиринты в христианскую плоскость. Они стали изображаться на напольной плитке католических храмов, символизируя собой извилистый путь наказания, которое должен был пройти на коленях раскаявшийся грешник.
К XVII веку запутанность лабиринта частично теряет свою сакральность и приобретает более развлекательный характер. В королевских парках начинают сажать растения таким образом, чтобы живая изгородь превращалась в лабиринт. Монархи забавлялись, наблюдая за тем, как их придворные бегают туда-сюда в поисках выхода.
Это они «Чародеев» ещё не смотрели…
Там целый Фарада потерялся…
Миф о лабиринте Минотавра
Чтобы раскрыть тайну и узнать, кто построил критский лабиринт для Минотавра и с какой целью, нужно рассказать о самом мифе.
Греческая достопримечательность повествует о правлении царя Миноса на острове Крит в тот период, когда необходимо было преподнести богу Посейдону священное животное — быка, в качестве жертвоприношения. Минос не захотел отдавать красивого белого быка, оставив его себе, а принес в жертву обычного быка, тем самым сильно разгневал бога. В ответ на это непослушание Посейдон придумал изощренное наказание и околдовал жену царя Пасифаю, внушив ей безумную страсть к священному белому быку. Под воздействием чар царица совершила акт прелюбодеяния с быком в изготовленной архитектором Дедалом деревянной корове, обтянутой шкурой. В последствии родила полубыка со специфическим строением, с человеческим телом и бычьей головой, которого назвали Минотавром.
Отвратительное совокупление породило страшное и свирепое чудовище. По приказу царя, чтобы скрыть позор жены, Дедалом был построен Кносский лабиринт, представляющий длинные запутанные коридоры подземелья, из стен которых невозможно было выйти. Минотавра поместили в подземный лабиринт, где он одновременно являлся заложником и охранником огромной постройки. Ходили поверья, что любому попавшему туда человеку обречено было заблудиться и остаться там навеки.
Для того чтобы прокормить Минотавра, ежегодно привозили преступников, а 7 юношей и 7 девушек поставляли каждые 7 лет. Количество «семь» с давних времен относится к магическому числу, и только таким образом можно было задобрить чудовище. Всем обреченным выкалывали глаза и запускали в лабиринт, где они бродили, не находя выхода, или были заживо съедены настигшим их чудовищем. Провинившихся перед правителем Крита за смерть сына Андрогея доставляли из Афин, правители которых не хотели войны, и подчиняясь, каждый год отправляли корабль под черным парусом.
Это интересно: во время раскопок лабиринта Миноса не обнаружены останки живых существ.
А кто же победил Минотавра в лабиринте? Героический освободитель Тесей – сын афинского царя Эгея появился в Афинах в то время, когда собирались третий раз отправлять ужасную дань царю Миносу. Он отправился на остров в качестве одного из обреченных юношей. Его целью было погубить кровожадного человека-людоеда. Юноша был решительно настроен покончить с традицией жертвоприношения, тем самым освободить людей от постоянного страха. Поклялся покончить с чудовищем, а белый парус на корабле по его возвращении будет тому свидетельством.
Тесей убил мечом в грудь спящего Минотавра в его логове. Википедия повествует о том, что выйти из лабиринта победителю и обреченным молодым людям помог клубок ниток, который дала ему дочь царя Миноса — Ариадна. Она влюбилась в молодого красивого юношу с героическим сердцем. Привязав конец нити к двери в лабиринт, Тесей опустил клубок по ходу своего движения. Наматывая нить в клубок, он легко дошел обратно до выхода.
Ликованием и смехом был наполнен остров от радости людей, которые были освобождены от страшного чудовища. Влюбленные Тесей и Ариадна решились бежать вместе в Афины, невзирая на угрозы Миноса. Но судьба была несправедлива к возлюбленным. Разгневанный Посейдон морской пучиной навсегда забрал девушку к себе во владычество.
Опечаленный гибелью любимой, Тесей забыл заменить черный флаг на белый по возвращению в Афины. Его отец Эгей, увидев издалека черный флаг, не смог вынести смерть сына и бросился вниз со скалы и погиб. С тех пор и появилось знаменитое Эгейское море. Трагическая легенда о Минотавре проникла в каждый ход лабиринта, чем и привлекательна для бесконечного потока туристов и путешественников.
Каким образом Тесей расправился с Минотавром?
Так вот, Тесей, которому предстояло отправиться к Минотавру, был настроен решительно — раз и навсегда покончить с чудовищной традицией жертвоприношения, необходимостью людей жить в постоянном страхе.
Успеху миссии способствовало одно обстоятельство. У критского царя была дочь Ариадна. Между ней и Тесеем завязались очень сильные чувства. Ариадна подарила своему возлюбленному волшебную путеводную нить, чтобы тот смог ориентироваться в лабиринте. За счет такого подарка миф о Минотавре закончился хорошо.
Тесей всё сделал так, как его научила Ариадна: привязал конец волшебной нити к входной двери и опустил на пол клубок. Следуя за ним по запутанному лабиринту, смелый воин нашел Минотавра спящим в логове. Воспользовавшись удобным моментом, задушил монстра голыми руками. Из лабиринта Тесея вывела всё та же нить, которую он всю дорогу наматывал в клубок.
Можно себе только представить радость и облегчение людей, которые узнали о том, что Минотавра уже нет. Победитель, видимо, чувствовал, что не сможет жить без возлюбленной. Поэтому, покидая остров, он похитил Ариадну. Судьба распорядилась по-своему, в пути морская пучина забрала девушку. Вероятно, это произошло не без участия Посейдона. Если бы не происки богов, то положительно для двоих влюбленных закончился бы миф о Минотавре. Краткое содержание позволяет понять, как сложилась судьба героев.
Тесей настолько сильно опечалился, что даже забыл произвести смену флага на корабле — условного знака, извещающего о победе. Чёрный флаг на подплывающем корабле царь Эгей расценил как гибель сына в поединке с критским монстром и бросился в морскую пучину. В память о трагически погибшем в котором утонул царь Афин, назвали Эгейским.
После того как Тесей задушил чудовище с головой быка, никто из смертных не решался войти в лабиринт. Так и завершился знаменитый миф о Минотавре.
Лассити
Как уже говорилось, Крит — горный остров. Как во всяких горах, здесь есть свои неповторимые красоты. Одна из таких достопримечательностей находится в округе Лассити, в горах Дикти.
Наш автобус повернул с главной трассы на юг и начал карабкаться по горной дороге все выше и выше. Двести, четыреста, шестьсот метров над морем… Дорога извивается, жмется к скалам; с одной стороны стена, с другой — пропасть. Тысяча метров. Если мерить по прямой, уехали мы совсем недалеко. Перевал: здесь мы начинаем снижаться. Правда, ненамного.
Здесь, на высоте девятисот метров над уровнем моря, лежит Ласситское плоскогорье — небольшая и плоская, как биллиардный стол, котловина. Горы обступили ее со всех сторон; по контрасту с ними кажется, что в этой котловине нет даже кочки. На самом деле земля распахана и изрыта узкими дренажными каналами. На плоскогорье ощутимо холоднее, чем на побережье. За счет высоты и естественной горной ограды здесь, в каких-то тридцати километрах от моря, царит континентальный климат: жаркие дни, холодные ночи, резко выраженные лето и зима. Снег не сходит до середины февраля. Оливковые деревья и виноград, которых множество и на южном, и на северном берегу Крита, здесь не живут.
Тем не менее, это богатый сельскохозяйственный край. Ласситское плоскогорье — главный поставщик овощей для всего острова. И кроме того, популярный туристский маршрут.
Нет, конечно, туристы знакомятся здесь не с новинками агротехники. Скорее наоборот, со «старинками». Их привлекают тысячи ветряных мельниц. Мельницы здесь ничего не мелют, это название условное. Они качают воду. Остатки таких же ветряков, построенных в седой древности, видны на перевале, правда, это массивные каменные постройки, а сейчас ставят легкие сварные конструкции. Но система крыльев точно та же: на длинные спицы крепятся матерчатые паруса — ветер пойман. Старый, надежный — и, должно быть, очень живописный прием. А на зиму, когда лежит снег, паруса снимают. К сожалению, нам не привелось своими глазами увидеть эти разноцветные паруса: снега уже не было, но сезон добычи воды еще не начался. Впечатлений, тем не менее, хватило.
Дворец или лабиринт?
Как бы то ни было, кносский дворец представляет собой уникальное сооружение, не имеющее аналогов в древнем мире. Построенный на холме, он имел такую конструкцию, что позволяла всем помещениям оставаться максимально освещенными: были предусмотрены большие окна и внутренние дворики, а кроме того, это здание было многоэтажным – достигавшим в разных частях четырех этажей. Комнаты были соединены коридорами разных размеров.
Тронный зал Кносса
Обнаруженный «тронный зал», по версии Эванса, содержал кресла для правителя Кносса и царицы, поздние же исследования позволяют предположить, что эта комната могла считаться местом явления божества – женского пола, поскольку минойская цивилизация развивалась в условиях матриархата.
Изображение лабриса на фреске из Кносса
Одним из знаков женского критского божества был лабрис, двусторонний топор – секира, символизирующий материнское начало. Его изображения встречаются на фресках Кносского дворца, найдены и сами лабрисы, порой высотой больше человеческого роста. Именно с этим словом связывают термин «лабиринт» — возможно, это название было дано зданию, где этот знак почитался как священный — дворцу Кносса.
Лабрисы из Кносского дворца
Есть версии, согласно которым Минотавр был скорее ритуальным персонажем, человек в маске быка принимал участие в неких таинствах в честь богинь критской культуры – а с течением времени на базе этих обычаев возникла легенда о чудовище.
Причины упадка и исчезновения минойской цивилизации пока окончательно не установлены – ранее считалось, что разрушение Кносского дворца и уход жителей были вызваны извержением вулкана на острове Санторин, но новейшие исследования этого не подтверждают. Как бы то ни было, начиная с XIV века до нашей эры Кносский дворец перестает быть центром минойской культуры, чтобы на ближайшие тысячелетия стать легендарным местом действия мифа о Тесее и Минотавре.
Тесей и Минотавр. Римская мозаика
Минойская керамика
Минойская керамика, как и все остальные предметы, оставшиеся от той далекой цивилизации, отличается оригинальностью. У критской керамики были своя эволюция и свой период спада.
Ранние геометрические узоры на первых вазах еще в III тыс. до н. э. к 2000 г. до н. э. сменяются различными цветочными и спиральными мотивами, которые наносились белой краской на черный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период (около 1700–1500 гг. до н. э.) внес существенные изменения, в том числе и в стиль росписи керамики, которая стала украшаться образами разнообразных морских обитателей: осьминогов и наутилусов, дельфинов и кораллов, выполняемых на светлом фоне темной краской.
Пифосы — сосуды для хранения продуктов — могут быть до 2 м в высоту
Сосуд в стиле Камарес с изображением осьминога
Начиная с 1450 г. до н. э. изображения на керамике подвергаются все большей стилизации и становятся грубее, что свидетельствует о начавшемся общем упадке этой яркой культуры.
Фрески Кносского дворца
Фрески, найденные при раскопках в Кносском дворце, имеют первостепенное значение, т.к. именно по ним учёные смогли определить внешний вид минойской расы, их вероисповедание, уклад жизни. Да, здесь были также найдены таблички с письменами, но они до сих пор не расшифрованы.
Первая фреска, которую вы увидите во дворце называется «Коридор процессий». На ней изображены мужчины и женщины, несущие подношения богине матери. Люди, изображенные на фреске, имеют черты среднеземноморской расы, о которой мы писали выше.
Фреска «Коридор процессий»
Небольшое количество фресок Кносского дворца можно найти в помещении, называемое Комната копий.
Минойские фрески указывают на наличие матриархата (главенство женщины в обществе и семье).
На следующей фреске изображены женщины — жрицы, а вся красная масса вокруг – это мужчины. Это явное проявление матриархального мировоззрения.
Фреска с изображением женщин жриц
На следующей фреске также изображены жрицы
Здесь большое внимание уделено деталям, прорисовки одежды, украшениям, лицам женщин
На данной фреске более детальная прорисовка жриц
В минойской культуре отсутствовало изображения насилия, убийства, кровопролития, эротики.
Главная фреска в комнате – Игра с быком. На фреске изображён бык и три человеческой фигуры. Это символ трёх упражнений, которые являлись частью игры с быком. Сначала необходимо было ухватиться за его рога. Затем совершить кувырок через спину животного и приземлиться с противоположной стороны. В чём смысл? А смысл в том, что данная игра с быком – это символическое изображение союза между богиней Матерью и божественным быком. Это ритуал воссоединения божеств минойцев, начало нового природного цикла, возрождение природы. Это был главный праздник для минойцев.
Фреска «Игра с быком»
Причём же здесь минотавр?
Миф о минотавре был придуман именно греками. Когда происходила ритуально-священная игра минойцев с быком, чужеземцев – греков, не пускали во дворец. Они могли только слышать вой быков, душераздирающие крики раненных атлетов, возгласы толпы. Благодаря грекам рождается легенда, что здесь в сердце лабиринта, некое чудовище с головой быка принимает человеческие жертвы, живьём поедая несчастных людей.
Ещё одна важная и самая таинственная фреска Кносского дворца – Принц с лилиями. Фреска является трёхмерной и выделяется своими большими размерами. К сожалению, до сих пор неизвестно, что на самом деле на ней изображено.
«Принц с лилиями»
Древнегреческие мифы. Тесей и Ариадна
Минотавр стал изощренным наказанием, посланным Посейдоном минойскому правителю за отказ принести в жертву богам прекрасное животное. Жена Миноса, прекрасная Пасифея, воспылала любовью к быку, который, согласно различным сказаниям, был послан на землю не то Посейдоном, не то самим Зевсом. Плодом их преступной страсти и стал кровожадный Минотавр.
Чудовище требовало регулярных человеческих жертв. Каждый семь лет на остров с лабиринтом Минотавра доставлялись по семь прекраснейших афинских юношей и девушек. По одной из версий, они становились добычей монстра, по другой – умирали естественной смертью от жажды и голода, в отчаяньи блуждая по лабиринту и не находя выхода.
Эта несправедливость длилась долгие годы, пока в лабиринт Минотавра в качестве одной из жертв не прибыл афинский герой Тесей, сумевший сразить кровожадное чудовище и освободить страну от кровожадного тирана. Осуществить этот подвиг ему помогла родная сестра Минотавра, подарив Тесею путеводную нить, которая помогла герою уверенно найти выход и покинуть лабиринт. Ее имя давно стало нарицательным и известно едва ли не более, чем само чудовище. Миф «Лабиринт Минотавра» сделал Ариадну покровительницей путников. Ее незримые нити всегда укажут верный путь и не дадут погаснуть надежде.
Кносский дворец — лабиринт Минотавра
Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра: чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!
Существовал ли лабиринт Минотавра в Кносском дворце на самом деле? Таким, каким мы ждём, нет, не существовал. Но взгляните ещё раз на план Кносского дворца. Многоярусное здание с огромным числом комнат, залов, пристроек, разнообразных помещений, с дворами, коридорами, причудливыми переходами, бесконечными лестницами и портиками, кладовыми и мастерскими… Окажись вы в его центре, скоро ли нашли бы выход, быстро ли сориентировались бы? Всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Именно из-за сложной структуры помещений Кносского дворца скорее всего и возник миф о Лабиринте. Минотавр же мог просто отражать могущество Крита и его доминирование в остальной Греции.
Однако, культ быка в минойской культуре, бесспорно, был. С удивительным постоянством образ быка встречается среди многочисленных фресок, скульптур, статуэток, рельефов. Вспомним ритуальный сосуд ритон в форме головы быка (на фото слева), рога «посвящения» на стенах Кносского дворца, множество фигурок быка из Археологического музея Крита. Вспомним и знаменитую фреску «Акробаты. Игры с быком» (на фото правее и ниже), фигурку акробата из слоновой кости. Фрески минойской эпохи не склонны изображать фантазийные сюжеты, они натуралистичны. Исследователи приходят к выводу, что игры с быком в минойской цивилизации действительно существовали. Если вы посмотрите на знаменитую фреску, вы оцените крайнюю степень опасности этих игр. Может быть, такие игры носили чисто спортивный характер, может быть, были связаны с религией и некими жертвоприношениями. Конечно, только молодые юноши и девушки могли заниматься такими вещами и, конечно, периодически они гибли! Может быть, это и легло в основу мифа о Минотавре, на растерзание которому регулярно отправлялись молодые юноши и девушки.
Инженерные решения древних зодчих
Сейчас Кносский дворец – самый знаменитый памятник Крита. Его изображения украшают путеводители по острову, местные открытки и сувениры. В нем сохранились потрясающие по красоте фрески, яркие и искусные, демонстрирующие не только изысканность, но и неуемную роскошь. На картинах древние мастера изображали девушек среди лилий, юношей, собиравших цветы и наполнявших ими вазы. Красота была возведена в культ. Благодаря фрескам можно даже сделать вывод о критской моде того времени. Четыре тысячелетия назад женщины носили длинные пестрые платья с завышенной талией и глубоким декольте, а также остроконечные шляпы. Волосы они стригли по моде: иногда так коротко, что их прически выглядят вполне актуальными и сегодня.
Дворец расположен на площади 2,5 гектара и имеет невероятно сложную и запутанную структуру. Он многоуровневый, изобилует массой помещений и коридоров, некоторые из которых заканчиваются тупиками или имеют кольцевую структуру: то есть в итоге выводят в те же комнаты, с которых начинался путь. Среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат легко заблудиться. Это дало повод Эвансу заявить о том, что он нашел мифологический лабиринт Минотавра.
Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС