Костел святых симеона и елены в минске

Содержание:

Росица. Костел Святой Троицы

Строгий и величественный костел в Росице — яркий представитель неороманского стиля в Беларуси. Строился он в начале XX века на средства местной шляхты и прихожан. Первоначально храм венчали шатровые башни, однако они были снесены в межвоенный период: советские власти посчитали их удобной мишенью для «вражеской Польши». 

Во Вторую мировую войну костел стал свидетелем масштабной трагедии: в 1943 году, во время карательной операции «Зимнее волшебство», фашисты устроили здесь сортировочный пункт. Кого-то отправили в концлагеря, кого-то сожгли в хатах и конюшне. Всего за время «Освейской трагедии» в Росице погибло 1528 человек. В том числе ксендзы Юрий Кашира и Антоний Лещевич, которые были сожжены вместе со своими прихожанами (по другим данным, Антоний был застрелян). Католическая церковь причислила росицких ксендзов к лику блаженных. Сегодня в Росице в память о тех страшных событиях установлен мемориал. 

Пинск. Костел Успения Пресвятой Девы Марии

Как и упоминавшиеся выше храмы в Будславе и Гродно, костел Успения Девы Марии в Пинске входит в число малых базилик Беларуси. Его деревянный предшественник появился в конце XIV века как часть монастыря францисканцев, свой современный облик храм приобрел в 1730 году. К тому времени был значительно перестроен не только костел, но и весь монастырский комплекс.

На сегодняшний день костел вместе с отдельно стоящей колокольней и бывшими жилыми корпусами составляют один из крупнейших дошедших до нас барочных ансамблей Беларуси. Внутри храма сохранились орган XIX века и «Пинская Мадонна» — картина кисти Альфреда Ромера, художника, расписывавшего костел в Камаях.

Минск. Костел Святого Симеона и Святой Елены

Самый известный костел Минска был возведен в начале XX века по инициативе общественного деятеля Эдварда Войниловича. Еще на этапе строительства меценат настоял, чтобы по завершении храм был освящен в честь его рано умерших детей: сына Симеона и дочери Елены. По легенде, Елена увидела костел во сне, а проснувшись, набросала эскиз здания. Позже, руководствуясь рисунком девушки, известный польский архитектор Томаш Пояздерский создал проект уникального неороманского костела с элементами неоготики.

Сегодня вокруг костела сложилась парадоксальная ситуация. С 2013 года храм принадлежит КУП «Мінская спадчына», но передан в безвозмездное пользование парафии святых Симеона и Елены. Безвозмездное пользование звучит обнадеживающе, но на деле не освобождает костел от земельного налога, налога на недвижимость, расходов на амортизацию. На сегодняшний день долг парафии перед предприятием исчисляется десятками тысяч долларов. Верующие не раз обращались в инстанции с просьбой передать костел в собственность религиозной общины, но пока безрезультатно.  

Случаи удивительного спасения

Строительство храма обошлось Эдварду Войниловичу в 300 тысяч рублей, сегодня это почти 12 миллионов долларов. Эти деньги он заработал сам — своими руками и своим умом. Успешная учёба и работа привели его на должность представителя Минской губернии в России.

Эдвард Войнилович, строитель Красного костёла в Минске Приехав по работе в Петербург, побывав на заседании Госсовета, он получил от Столыпина предложение — стать вице-министром сельского хозяйства. «Минский Бисмарк» — так назвал Столыпин Войниловича.

Чтобы не только самому подумать, но и посоветоваться с женой, Эдвард уезжает домой. Но дома, в родных стенах решает отказаться от высокой должности. Решив лично сообщить Столыпину о своём решении, Войнилович опять возвращается в Петербург.

Немного задержавшись в дороге, он прибывает на место и узнаёт о покушении на Столыпина, в котором погибли и ожидающие его приёма люди. А он ведь тоже мог бы быть там и ожидать аудиенции! Так судьба уберегла его в первый раз.

Похожий случай удивительного спасения произошёл в 1918 году, когда в имение, где жила семья Войниловичей ворвались бандиты и стали крушить всё подряд.

Они ломали мебель, сожгли огромную библиотеку с ценными, редчайшими книгами и, самое главное, уничтожили весь семейный архив, который начинался ещё с 16 века. Сам Эдвард с женой — полуодетые и испуганные — успели скрыться в саду и переждали нападение там.

Индура. Костел Пресвятой Троицы

Каменный костел в Индуре существовал уже в XIX веке. Однако в начале XX века храм значительно реконструировали в стиле эклектики, придав ему черты необарокко и неоклассицизма. 

История индурского костела во многом уникальна: храм оставался действующим и во время Второй мировой войны, и в советский период. Даже отсутствие ксендза в какой-то момент не привело к закрытию: с 1978 года и по 1984 год службы здесь проводились по большим праздникам силами приезжих священников.

В одном из боковых алтарей храма находится чудотворная икона Матери Божьей Индурской, которая датируется XVII веком. С XIX века сохранился барочный орган.

Гервяты. Троицкий костел

Красота — понятие субъективное. Но это не мешает костелу в Гервятах неофициально считаться самым красивым в Беларуси. При знакомстве с неоготическим сооружением сложно не восхититься и не «залипнуть» на минутку-другую, восхищаясь симметрией и выверенностью форм. Жители Гервят еще до начала строительства явно догадывались, что храму суждено очаровывать не одно поколение белорусов, и ответственно подошли к вопросу. Для возведения костела в деревне специально построили кирпичный завод, а черепицу для крыши заказали в Германии. Средства на новый храм собирали всем миром — не остались в стороне и представители рода Домейко, тогдашние владельцы Гервят. Масштабное строительство завершилось к 1903 году. Уже в наше время силами ксендза Леонида Нестюка вокруг костела был разбит роскошный ландшафтный парк с фигурами апостолов и редкими декоративными растениями.

Рассказываем о храмах в Гервятах, Солах, Островце, Сморгони, Михалишках. Все костелы можно посетить за один день. Смотрим!

Концерты и культурные мероприятия

Эдвард Войнилович с самого начала хотел, чтобы задуманное им строение выполняло не только религиозную функцию, но и эстетическую и просветительскую. В итоге здание Красного костела сейчас считается одним из главных символов Минска, а в самом храме, помимо религиозных, проходят ещё и культурные мероприятия.

Регулярно здесь проводятся концерты органной музыки, выставки и экскурсии, связанные с жизнью купца Войниловича и с религиозной тематикой. Также в большом зале воспроизводит религиозные сюжеты театр «Священный огонь», исполняет песни хор «Голос души».

Панорама внутри Красного костела в Минске — Google Maps

Все католические праздники отмечаются с красотой и размахом. Например, незадолго до Рождества храм обильно украшают, что делает его вид еще более впечатляющим. На видном месте горят свечи: сколько стоит свечей, столько недель осталось до Рождества.

Гродно. Собор Святого Франциска Ксаверия

Одна из трех малых базилик Беларуси изначально строилась как здание иезуитского коллегиума. Однако, вскоре его перепрофилировали для проведения служб: на торжественной церемонии по освящению костела в честь Франциска Ксаверия в 1705 году присутствовали король Август II и царь Петр I — в то время Речь Посполитая и Россия были союзниками в Северной войне. Символично, что за несколько десятилетий до, в 1660-е годы, московские войска сожгли гродненскую ратушу. В пожаре уцелели ратушные часы — позже их разместили на одной из башен костела. Они и ныне украшают собор и считаются старейшими в Восточной Европе. Еще немного о «рекордных показателях» гродненского храма: роскошный резной алтарь XVII века — один из самых высоких барочных алтарей Cтарого Света, его высота достигает 21 метра.

Если вы еще не бывали в Гродно, то это обязательно стоит исправить. Рассказываем, чем вас удивит самый европейский город Беларуси.

Ивенец. Костел Святого Михаила Архангела

Местные жители называют барочный храм Святого Михаила «белым» — в противовес «красному», более молодому неоготическому костелу Святого Алексея, расположенного неподалеку. Белый костел в Ивенце был построен в 40-е годы XVIII века при действующем монастыре францисканцев. За свою долгую историю он испытал множество пертурбаций, характерных для католической архитектуры западной Беларуси. Был передан Православной церкви после восстания Кастуся Калиновского, возвращен католикам «за польскім часам», отдан под хозяйственные нужды при Советах. Печальная участь постигла двух монахов местной францисканской общины во время Великой Отечественной войны: Иосиф Ахиллес Пухала и Герман Стэмпень были казнены фашистскими захватчиками. Позже их причислили к лику 108 блаженных польских мучеников.

8. Несвиж. Фарный костел (Божьего Тела)

Несвижский Фарный костел считается первым памятником раннего барокко в Восточной Европе. Начало его возведения приходится на 1584 год: к тому времени владелец Несвижа Николай Радзивилл Сиротка окончательно порвал с протестантизмом и всячески поддерживал орден иезуитов. Однако первая попытка строительства не увенчалась успехом: практически готовое здание не впечатлило Николая и было разобрано. Все изменилось, когда за дело взялся приглашенный князем итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Тот ответственно подошел к вопросу и спроектировал храм, опираясь на достижения мастеров Италии: прототипом костела считается знаменитый храм Иль Джезу в Риме.

Крипта костела веками служила усыпальницей знатного рода. Последнее захоронение датируется 2000-м годом — сюда привезли урну с прахом Антония Радзивилла, умершего в Лондоне.

Дворец в Несвиже был впервые снят с самолета в 1927 году. Спустя 93 года мы решили повторить 5 найденных фотоснимков и были удивлены — отличий практически не найти!

«Красный» костел в Минске

Это место считается одним из самых часто посещаемых достопримечательностей Минска среди туристов. Находясь в непосредственной близости к Дому Правительства, святыня является самым главным пристанищем для всех белорусских католиков.

История возникновения храма Святых Симеона и Елены в Минске

Появление на белорусской земле Красного костела связано с существованием древнейшего шляхетского рода Войниловичей

Эдвард Войнилович, по заказу которого и началось строительство храма, воспитывал двоих детей и был важной политической фигурой. Однако на долю Эдварда и его супруги Олимпии выпали ужасные лишения – сначала погибает их сын Симон в двенадцатилетнем возрасте, а потом, не дожив несколько дней до своего девятнадцатилетия, уходит из жизни любимая дочь Елена

К тому времени Эдвард и его семья унаследовали все богатство своего рода, однако тратить деньги было особо некуда и не на кого. В итоге, после смерти детей Эдвард вместе с женой пожертвовали все свои средства на возведение храма. Однако у них было одно условие – костел должен был быть возведен по их плану. Так, спустя некоторое время жители столицы увидели специально разработанный проект архитекторов, приглашенных специально из Польши, Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Строительство храма продолжилось 4 года и обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (сейчас это примерно 12 млн долларов). Ноябрьским днем 1910 года ксендз Витольд Чачот осветил храм, а уже в декабре месяце этого же года в костеле стали проводиться службы. К моменту открытия храм украшало три массивных колокола: «Эдвард» (назван в честь Эдварда Войниловича и весил около 530 кг), «Симон» (назван в честь умершего сына Войниловичей и весил около 310 кг) и «Михаил» (назван в честь покровителя столичного Архиепископства).

«Красный» костел в Минске и новейшая история Беларуси

Однако с приходом советской власти костел Симеона и Елены разграбили, правда, это не помешало продолжать богослужения в храме еще на протяжении двадцати лет. В 1932 году «красное» здание храма отдали Государственному польскому театру БССР, а через 5 лет костел стал принадлежать киностудии «Советская Беларусь». Позже, в 1975 году храм отдали Дому кино: самая высокая башня была переоборудована под музей кинематографии, при этом главную комнату разделили на два больших помещения, вместимостью до 250 человек.

Только в конце 20 века, в 1990 году, храм снова вернули католикам. С 1996 года возле костела начинают устанавливать скульптуры и памятники. Сначала вход в святыню украсил бюст Святого Михаила, который символизирует победу небесных войск над представителями темных сил. В 2000 году возле здания костела установили еще одну композицию «Колокол Нагасаки» — памятник — напоминание обо всех жертвах ядерных взрывов.

Десять лет назад в красном костеле произошло перезахоронение останков основателя храма – знаменитого Эдварда Войниловича. Несмотря на то, что за свою вековую историю храм служил в качестве обители для верующих совсем немного лет, сейчас Костел Святого Симеона и Елены считается одной из главных католический и религиозных достопримечательностей Минска. Сама постройка считается воплощением неоготического стиля с яркими деталями модерна и является визитной карточкой столицы Беларуси.

Архитектура

Проект костёла святого Симеона и святой Елены был доверен польскому архитектору Томашу Пояздерскому. Войнилович был очарован одной из его предыдущих работ, и в срочном порядке доставил его в Минск. Из Польши пришлось везти не только архитектора, но и материал для строительства — тот самый красный кирпич.

Костел представляет собой смешение стилей, что характерно для архитектуры рубежа XIX—XX вв. Смесь неоготики и модерна дала на выходе актуальный в те годы неороманский стиль. Здание построено как базилика с тремя башнями и пятью нефами.

Юра Лепеса

Трансепт — часть строения, которая делает его крестообразным — выстроен довольно внушительного размера. Фасады и торцы трансепта украшены круглыми окнами в виде цветов под треугольными фронтонами. Крыши — двускатные и четырехскатные.

Основное внимание притягивает прямоугольная четырехъярусная башня-колокольня 50 метров в высоту, возвышающаяся в юго-восточной части сооружения. По бокам алтарной части — еще две 36-метровые башни

С точки зрения классической композиции, это необычное решение: обычно малые башни украшают собой главный фасад, но не в этом случае.

Ещё одним необычным решением стала центральная апсида в форме полуцилиндра. Изначально на её месте было 3 других апсиды, поменьше, но в советские годы здание видоизменили, подстроили под формат академии киноискусств.

Ramón Patrique

Алтарь, ограждения, двери, белые скульптуры детей выполнил скульптор Зигмунд Отто. Уже в девяностых годах у храма появилась 4,5-метровая скульптура архангела Михаила, побеждающего змея, её автор — Игорь Голубев. Живопись на сводах и стенах и идеи для оконных витражей создавал художник Франциск Бруздович.

В 1909 году на главную башню костела были подняты 3 массивных колокола, каждый со своим именем: Михаил, Эдвард и Симеон. Во время реконструкции храма в 2017 году их спускали на землю, и прохожие смогли увидеть их вблизи.

Лучай. Костел Святого Тадеуша

«Описывать бесцельно, смотреть!». В свое время немецкий археолог Людвиг Борхардт так написал о найденном бюсте царицы Нефертити. Костел в Лучае вызывает точно такую же словесную реакцию: едва ли эпитеты вроде «великолепный», «превосходный», «впечатляющий» в полной мере могут передать красоту и масштаб сооружения. 

История костела связана с монахами-иезуитами: некогда род Огинских предоставил ордену землю и средства для строительства храма. Костел был освящен в 1776 году в честь Святого Тадеуша — небесного покровителя Тадеуша Огинского.

Изначально храм строился в стиле барокко, со всеми обязательными элементами вроде пышных интерьеров. Позже костел приобрел черты классицизма. Такое сочетание стилей придает ему особый шарм и делает уникальным с точки зрения архитектуры.

Лепнину во внутреннем убранстве храма заменяют фрески в технике гризайль. Этот вид живописи позволяет сымитировать барельефы, скульптуры и другие объемные элементы.

Хватает у костела и других фишек: установленная здесь скульптура папы Бенедикта XVI считается первым памятником этому понтифику в мире.

Слободка. Костел Промысла Божьего

Белоснежный костел в Слободке не всегда был таковым: строился он в 1901 – 1903 годах в лучших краснокирпичных традициях, а оштукатурен был значительно позже. Считается, что храм задумывался в неороманском стиле, но с использованием отдельных элементов неоготики: например, витражей и окон-роз.

Внутреннее убранство храма является полной противоположностью его внешнему оформлению. Яркие фрески на библейские сюжеты, мозаики — не ожидаешь увидеть такое буйство красок после однотонных экстерьеров. 

Отдельного внимания заслуживают двери костела: изящные железные оковки с растительными орнаментами считаются одним из лучших примеров кузнечного мастерства в Беларуси.

Убранство собора и реликвии

Отреставрированный Красный костел в Минске интересен не только прихожанам. Здесь можно полюбоваться витражами и росписью, познакомиться с новыми для себя духовными и эстетическими ценностями.

Стоит обратить внимание на копию Туринской плащаницы, находящуюся здесь, а также на памятник при входе в храм: Архангел Михаил, поражающий крылатого змея. Стиль архитектуры храма – неоготика или неороманский

Не избежал проект костела виляния стиля модерн, популярного в начале 20 века. Три башни Красного костела имеют разную высоту, самая высокая – 50 м, две другие – по 36 м. Возле храма – небольшой дом священника, построенный одновременно с собором

Стиль архитектуры храма – неоготика или неороманский. Не избежал проект костела виляния стиля модерн, популярного в начале 20 века. Три башни Красного костела имеют разную высоту, самая высокая – 50 м, две другие – по 36 м. Возле храма – небольшой дом священника, построенный одновременно с собором.

Еще одна реликвия – генеалогическое древо Войниловичей, созданное в 1905 году польским скульптором. Она хранится в историческом музее в Минске. Очевидно, что заказчик переживал утрату детей как настоящую трагедию: прекратилось развитие династии, прославившейся в веках. Род Войниловичей происходил от Войнилы – героя Грюнвальдской битвы (1410 год).

Вековая история

Земля, на которой стоит сегодня главный собор Беларуси, издревле считалась святым местом. Ещё до 17 века здесь располагался монастырь православных святых: Космы и Дамиана.

Эти два брата, жившие, по разным данным, в 3 или 4 веке занимались врачеванием и прославились чудесами исцеления людей. За свою помощь они не брали никакой платы, поэтому люди называли их бессребрениками.

Но своим добрым словом, бескорыстием и благожелательностью они многих привели к православию, чем и вызвали недовольство властей-язычников. Когда братьев пытками пытались заставить изменить православной вере и принести жертву идолам, они отказались. За это их обезглавили.

История строительства

Начал строиться в 1905 г. на средства дворянина-минчанина Эдварда Войниловича. Его двое детей умерли совсем рано (Елена прожила 19 лет, Симон – 12 лет). Для любящего отца это была большая трагедия. В их честь он решил построить костел на средства, которые должны были достаться детям в наследство. Внутри костела Святого Симеона и Святой Елены в Минске установлен бюст его создателя, и захоронены его останки. Строительство было закончено в 1908 г., а начал свою работу храм в 1910 г., с момента его освящения.

Эдвард Войнилович

Цвет кирпича был выбран не случайно – Елена, дочь Войниловича, перед своей смертью рассказывала о красной церкви, которую видела в своих снах, зарисовывала ее, и просила, чтобы такая церковь была построена на самом деле. Этот образ Красного костела минский меценат и воплотил в жизнь.

Храм является памятником архитектуры. Располагается в самом центре Минска, неподалеку от Дома правительства, на главной площади Независимости. Архитектурный стиль костела можно назвать неороманским, либо неоготикой с элементами модерна.

Красный костел в Минске в годы войны

Храм функционировал до 1923 г., когда революционные идеи государственного строя прекратили его работу, конфисковав все культовые ценности. Было время, когда в этих стенах действовал польский театр, киностудия, Дом кино и Музей кино.

Во время Великой Отечественной войны, когда Минск оккупировали немецкие войска, костел Святых Елены и Симеона ненадолго возобновлял свои функции. Когда война закончилась, шел разговор об уничтожении архитектурного памятника, но, к счастью, эти планы не претворились в жизнь.

Советская эпоха несколько видоизменила его стены – кое-что пристраивалось, исправлялись изображения на стенах, витражах, предметы интерьера.

10. Гнезно. Костел Святого Михаила Архангела

Каменный готико-ренессансный костел с элементами оборонительного зодчества был построен в Гнезно в 1524 году. До этого здесь находился деревянный храм, еще раньше — языческое капище. Вскоре после строительства костел стал кальвинистским сбором. Бытует мнение, что владевший тогда Гнезно Иероним Ходкевич обратился в протестантизм не по зову сердца, а в пику жене Анне Шемет, ярой католичке.

Костельная крипта долгое время использовалась для захоронения владельцев Гнезно. Однако в начале XX века вход в усыпальницу был замурован. В межвоенный период храм ждала масштабная реконструкция. Сегодня костел, успевший в советское время побывать складом, возвращен верующим. При посещении не пожалейте времени, чтобы заглянуть внутрь: здесь можно увидеть современную копию «Сикстинской мадонны» кисти волковысского художника.

Новогрудок. Фарный костел Преображения Господня

Главный костел первой столицы Великого княжества Литовского расположен рядом с Замковой горой, что очень удобно для фотолюбителей: стоя на возвышенности, можно сделать десятки панорамных снимков здания.

Принято считать, что костел был построен по личному распоряжению князя Витовта в 1395 году. Спустя 27 лет в новогрудском храме король Ягайло венчался с Софией Гольшанской, своей четвертой женой — об этом событии напоминает мемориальная плита. В начале XVIII века здание было значительно перестроено согласно канонам популярного тогда сарматского барокко. В стенах отстроенного костела в 1799 году крестили поэта Адама Мицкевича.

Во время фашистской оккупации в Новогрудке были казнены 11 монахинь, организовавших в городе подпольную школу с обучением на польском языке. В 1990-е годы останки убитых были перезахоронены в каплице костела. Позже Иоанн Павел II причислил новогрудских мучениц к лику блаженных.

История

Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».

В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.

В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.

В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.

В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.

Германовичи. Костел Преображения Господня

Строительство костела в 1770 году начал Юзеф Гильзен, владелец Германович. Но завершить не успел.

Храм достраивал Игнатий Ширин – его роду Германовичи отошли по наследству от Гильзенов. В 1787 году перед верующими предстал костел в стиле позднего барокко с элементами классицизма: прямоугольный неф с полукруглой апсидой, широкими боковыми ризницами и двумя четырехъярусными башнями.

Святыня пережила восстания и две войны, но не устояла перед советской властью – в 1948 году здесь сделали склад. Верующим ее вернули в 1988 году, крест освятили в 1992-м. Массивные барочные алтари полностью сохранить не удалось, но можно увидеть на стенах остатки полихромной росписи и декоративную композицию над входом.

Богослужения и другие мероприятия

После революции, начиная с 1923 года, был период, когда Красный костел Минска использовался в самых разных (не культовых) целях. Сохранность здания обеспечивали организации, связанные с культурной жизнью белорусской столицы. Здесь до Великой отечественной войны размещался Государственный польский театр, а также киностудия. Позднее – музей истории кино, Дом кино.

В годы оккупации храм был действующим в течение небольшого периода. А в 90-е годы двадцатого века он опять стал местом богослужений католической церкви. Служба ведется на нескольких языках: белорусском, польском, литовском, латинском.

Церковные службы и культурная миссия

В настоящее время проводятся мероприятия, привлекающие внимание не только верующих людей, но и светских поклонников классического искусства. Праздники, спектакли, выставки, общественные события проходят регулярно в соборе и на территории, прилегающей к нему

Концерты органной музыки – важная часть расписания Красного костела в Минске.

Программа экскурсий исторической достопримечательности включает в себя ряд интересных тем:

  • «Копия Туринской плащаницы»;
  • «Реликвии Папы Святого Иоанна Павла II»;
  • «Старинные книги Библиотеки имени Адама Мицкевича»;
  • «Картины художников Беларуси».

Костел Святых Симеона и Елены открыт ежедневно, в течение дня здесь идет церковная служба. Начало ее – в 7 утра. В воскресенье и четверг последняя служба начинается в 21 час, в остальные дни – в 19 часов. Подробное расписание служб в Красном костеле в будни и праздники есть на официальном сайте

Для решения различных вопросов, связанных с религиозными обрядами, прихожане обращаются в канцелярию, которая работает с 8 до 20 часов.

История

История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря. В 1852 году монастырь был переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.

Монастырь просуществовал до 1922 года. Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города — Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.

После открытия в 1942 году церковь больше не закрывалась. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в храм была перенесена чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы. В 1947 году над собором установили кресты. В первой половине 1950-х годов во внутренней части храма был проведён капитальный ремонт. В 1968 году в южной части собора установили престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а в северной части установили раку с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой; в криптовой части собора обустроили придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла (сегодня он действует как крестильная церковь). В 1961 года Свято-Духову храму был присвоен статус кафедрального собора Минской епархии.

Во времена «перестройки», в конце 80-х годов ХХ века протоиереем в храме служил кандидат богословский наук Евгений Грушецкий, который считался одним из лучших священников Минского кафедрального Свято-Духова собора. В 1988 году при его участии отмечалось 1000-летие Крещения Руси.

года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector