Кафедральный собор сошествия святого духа
Содержание:
- Приходите и любуйтесь: расписание работы и как добраться
- Архитектура Свято-Духова собора Минска
- История храма
- Кафедральный собор Сошествия Святого Духа (Кафедральны сабор Сашэсця Святога Духа)
- Архикафедральный костел в Минске
- Католический храм, ставший православной обителью
- Величие и простота храмов
- Сюрпризы современного Минска
- История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации
- Вековая история
- Русская Православная Церковь
- История
Приходите и любуйтесь: расписание работы и как добраться
Церковь Архангела Гавриила — Меньшикова башня открыта в будние дни с 12 до 17:30. Службы проходят по выходным дням. Расписание Богослужений: по субботам в 18, а в воскресенье в 10 часов утра.
Храм находится рядом с Чистыми прудами в Москве. Его адрес: Басманный район, Архангельский переулок, дом 15А, строение 9.
Несмотря на колоссальную высоту, внешнюю красоту и яркость, найти башню оказалось непросто. Сейчас ее окружает много домов из красного кирпича (о них я расскажу в следующей статье). Из-за них церковь, находящуюся во дворе, нелегко разглядеть, даже если подойти совсем близко.
Я шла сюда пешком от Сухаревской площади. Возле памятника Шухову (конструктору знаменитой башни на Шаболовке) на Сретенском бульваре разглядела высокий шпиль Меншиковой башни, над крышами современных домов. Далее мой путь лежал по Чистопрудному бульвару, а с него нужно было свернуть в Архангельский переулок.
А вот дальше нужно заглядывать в проемы между домами, чтобы не пропустить важную достопримечательность. И… храм Архангела Гавриила действительно стоит того, чтобы его всё-таки отыскать и рассмотреть.
Добираться до храма в честь Архангела Гавриила в Москве удобнее всего на метро. От станции Чистые пруды надо будет пройти пешком всего 200 метров. От станции метрополитена Тургеневская — 250 метров. Кроме того, доехать до храма можно на автобусе 122, 144 или на трамвае 3, 39.
Координаты Меншиковой башни на Чистых прудах в Москве: 55.76325, 37.63891.
На карте Вы можете определить точное местонахождение храма Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меньшикова башня) (нажимайте «+» или «-», чтобы приблизить или отдалить изображение).
Чтобы задержаться в Москве на несколько дней, можно легко снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом удобном месте города.
Например, вы можете остановиться в уютном бутик-отеле «Меншиков», который расположен непосредственно возле Башни Меншикова. И тогда из собственных окон сможете любоваться на красавицу-башню. Как вам идея проснуться утром вот с таким видом?
Я побывала в церкви Архангела Гавриила или Меншиковой башне 17 июля 2020 года. А рядом расположен храм мученика Феодора Стратилата (Подворье Антиохийского Патриархата).
Отсюда можно прогуляться до Сухаревской площади (примерно 1.5 километра), где сейчас находится Сухаревский сквер на месте расположения бывшей легендарной Сухаревой башни. А по дороге загляните в уникальный и древний храм Святителя Николая Мирликийского в Дербеневе. Ну а можно никуда не спешить и спокойно прогуляться вдоль Чистых Прудов, рассматривая исторические и современные здания, которых здесь немало.
На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.
Архитектура Свято-Духова собора Минска
Здание Свято-Духова собора в свое время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм.
Собор представляет собой трех-нефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролетами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром.
В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них — сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в XVII — начале XVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому архитектурному направлению свойственны «выразительная массивная пластика форм» и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчеркнуто строг, декор не отличается пышностью.
При перестройке собора использовали элементы Виленского барокко — стиля более легкого и пышного. Он стал популярным в середине XVIII века — особенно в среде гре-кокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли и на сугубо «католических» зодчих.
На территории Белоруссии сохранилось множество памятников сарматского и Виленского барокко. Среди них — Фарный костел в Новогрудке, костел бернардинок в Слониме, Софийский собор в Полоцке, Богородице-Рождественский собор в Глубоком, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах…
Свято-Духов собор состоит из основного храма и двух приделов — южного (во имя Кирилла и Мефодия) и северного (во имя великомученицы Варвары). Стены украшены множеством мозаик и витражей.
Саша Митрахович 07:57
История храма
Изначально храм строился как католический монастырь бернардинок. Год основания собора — 1633 год. В исторических документах окончание постройки указан 1642 год. В 1652 году закончили строить каменный монастырский комплекс.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа, Минск
Во времена русско-польской войны было много разрушений. А в 1741 году храм был разрушен сильным пожаром, вследствие чего было много реконструкций. Огромный ущерб нанес пожар в 1835 году, монахиням-бернардинкам не удалось восстановить его в первичное состояние. Сократилось число монахинь и церковь закрыли.
Длительное время в соборе не проходили богослужение, здание никому не принадлежало, но с 1860 года костел становится православным храмом и службы восстанавливаются. Решающую роль в восстановлении богослужений и капитальной реконструкции играет архиепископ Минский и Бобруйский (Туровский) Александр (Добрынин) (1868-1877). Именно по его ходатайству были выделены деньги для полного ремонта. После чего в храме был открыт мужской православный монастырь.
Осенью 1870 году было освящение престолов:
- первый — в честь Святого Духа,
- второй — в честь святых Кирилла и Мефодия.
Монахи из Свято-Троицкого монастыря г. Слуцка переехали в костел Святого Духа, привезя с собой всю библиотеку, ризницу и другое монастырское имущество. До 1918 церковь действовала, но при власти большевиков ее закрыли. Сначала был организован спортзал для пожарных, после — архив, и завершилось преобразование тюрьмой. Богослужения возобновились только во время ВОВ в 1942 году.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа (Кафедральны сабор Сашэсця Святога Духа)
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа возвышается в старинной части Минска — в Верхнем Городе. Главный храм Русской Православной церкви в белорусском экзархате отличается богатой и довольно запутанной хроникой.
В 1633–1642-х гг. храм возвели для нужд женского бернардинского католического монастыря. Спустя столетие оно сильно пострадало при пожаре 1741 года, после чего существенно перестроено. Сейчас с северо-восточной стороны к храму примыкает корпус в два этажа в виде буквы «П».
Согласно инвентарной описи за 1784 год, чуть в стороне от места, где стоит собор, ранее располагался православный Космодемьяновский мужской монастырь. В начале 17-го века польские власти передали его униатам.
В 1852-м году женский монастырь был упразднен из-за небольшого числа живших там монахинь, оставшиеся бернардинки переселились в Несвиж, а в 1864-м году строение конфисковали в наказание за причастность католиков к Январскому восстанию. В результате этого события собор перешел к православным.
В 1869-м году архиепископ Минский и Бобруйский Александр (Андрей Васильевич Добрынин в миру) ходатайствовал о дополнительной денежной помощи на починку собора и соседствующих с ним зданий для создания мужского православного монастыря. В итоге на эти нужды предоставили тринадцать тысяч рублей, значительная для того времени сумма. Часть денег потратили на восстановление храма и строений монастырского корпуса, а также чтобы обустроить иконостас.
Монастырь открыли в самом начале 1870-го года, его братией стали монахи, прибывшие из Свято-Троицкого монастыря в Слуцке, с собой они перевели значительную часть его достояния, в том числе свои ризницу, древнее евангелие и библиотеку.
Весной 1870-го года Синод предписал называть монастырь Свято-Духовным. В конце октября этого же года в честь Сошествия Святого Духа освятили главный престол, а через неделю был освящен правый боковой алтарь в честь св. братьев Кирилла и Мефодия.
С приходом советской власти собор закрыли. Богослужение возобновилось уже во время оккупации Белоруссии немцами. Храм подготовили к службе, и его освятил Филофей (Нарко), епископ Могилевский и Мстиславский.
После освобождения города власти СССР очень быстро распорядились закрыть Петропавловский собор — к тому моменту кафедральный православный храм Минска, в результате новым главным храмом Минской епархии стал Свято-Духовный собор.
В иконостасе этого храма имеются образцы иконописной школы Московской духовной академии, однако особенно важной святыней стала Минская икона Пресвятой Богородицы, которую внесли из закрытого после войны Петропавловского собора. Кроме этого в храме имеется рака, где хранятся нетленные останки святой благоверной Софии Слуцкой, княгини, покровительствовавшей монастырям православных в Великом княжестве Литовском
Архикафедральный костел в Минске
Костёл, которому с течением времени было предназначено стать главным храмом Минска, самой величественной базиликой города и главной его высотной доминантой, а позже занять почётное место среди католических храмов Беларуси, был возведён в 1710 г. как иезиутская резиденция. В 1773 г. Общество Иисуса было ликвидировано, и хотя на то время единственной территорией, где Орден иезуитов продолжал действовать, была Российская империя, в своё бывшее прибежище, когда Минск отошёл к России, монахам вернуться не посчастливилось. Зато сам храм с момента основания в 1798 г. Минской епархии меняет свой статус и реконструируется как кафедральный костёл Имени Пресвятой Девы Марии. За его апсидой был возведено трёхэтажное здание духовной консистории, в котором также жили отцы-прелаты и каноники. Затем, когда консисторию перевели в комплекс бывшего францисканского монастыря, тут разместился приходской дом.
В результате пожара в 1797 г. интерьер храма был значительно повреждён, однако уже к 1800 г., благодаря стараниям первого епископа Минской епархии Якуба Дедерко, был не только полностью обновлён, но и обогатился. Храм реконструировался также в 1853-54 гг. под руководством архитектора Казимира Хрщановича. Своды, стены храма, поверхности колонн, арок были полностью покрыты сюжетными и орнаментными фресками, в основном работы Казимира Антошевского. Стены были также украшены полотнами И. Олешкевича и Ш. Чаховича. Именно кисти последнего принадлежали образа св. Варвары и св. Иосифа в боковых алтарях, которые появились вместо снятых амвонов, оставшихся от иезуитских диспутов. Среди мастеров, чьи произведения украшали костёл, имена Якуба Бретцера, Игнатия Дарети, архитектора Франтишка Карава. С высоких хоров лилась музыка органов «на 24 голоса, превосходной архитектуры».
В 1869 г. Минская епархия была ликвидирована, и костёл Имени Пресвятой Девы Марии оказался в ранге приходских. В конце XIX в. Минский Мариинский приход насчитывал до 8000 прихожан, не считая ещё около 5000 верующих, которые пользовались филиальным костёлом в Анополи, Волчковичах, на Кальварийском кладбище в Минске, а также часовнями в Городище, Сеннице, Петровщине, Шабунях (теперь Пуховичский район), Прилуках и двумя часовнями Благотворительного общества в самом Минске.
В ноябре 1917 г. деятельность Минской епархии возобновилась, епископом был назначен о. Зигмунт Лозинский, который ещё в 1905 г. был настоятелем костёла Имени Пресвятой Девы Марии. Своеобразным символом возрождения стало появление над башней бывшего коллегиума отреставрированного барочного купола. Но уже в 1920 г. НКВД арестовал и выслал епископа Лозинского. В 1934 г. кафедральный костёл закрыли.
Во время войны костёл Имени Пресвятой Девы Марии недолгое время действовал, но в 1947 г. его снова закрыли. В 1951 г. на здании разобрали башни, ликвидировали убранство храма и превратили в спорткомплекс общества «Спартак». И уже в таком виде костёл был причислен к памятникам архитектуры республиканского значения.
Вместе с крахом советской системы наступил конец и вандализму. Уже в самом начале 1990-х гг. на третьем этаже, под самыми сводами, начали проходить первые богослужения. 15 декабря 1993 г. здание костёла полностью передали верующим, и 5 февраля 1994 г. четырёхметровый крест над храмом сообщил об этом всему городу. А летом начались сложные реставрационные работы. Над столицей Беларуси снова возвысились красивые барочные башни кафедрального собора. Снова над городом разлился перезвон костёльных колоколов как символ возрождения, очищения, надежды. Колоколов, как и раньше, четыре: самый большой – в честь Матери Божьей Будславской, средние – в честь св. Иоанна Павла II и Слуги Божьего епископа Зигмунта Лозинского, маленький – в честь Синода Беларуси. Они размещаются по одному в башенных ярусах.
Католический храм, ставший православной обителью
В 1633 году на том же самом месте построили новое здание, в котором находился монастырь для женщин, но уже католической веры. Спустя более чем 200 лет, этот католический храм стал снова православным во имя святых Кирилла и Мефодия. Во всех помещениях сделали необходимый ремонт, обустроили прекрасный иконостас.
В конце 1870 года здесь открылся мужской монастырь, освящённый чуть позже в честь Сошествия Святого Духа. В обители хранились редчайшие святыни: частичка мощей и икона святителя Никиты, уникальный раритет в виде портрета чудотворца Тихона Задонского, серебряные ковчежцы с хранившимися там частицами мощей многих святых.
На соборном престоле сберегалось старейшее Евангелие, которое сам лично переписал князь Слуцкий Юрий Олелько в 1582 году.
После произошедшей в России революции монастырь, как и многие другие, закрыли, проводить богослужения в нём запретили. Многие вещи из храма попросту без следа исчезли. В здании оборудовали спортивный зал, а потом архив.
Только в 1943 году возобновились церковные Службы. На деньги одного жителя города воссоздали многоярусный иконостас и привнесли иконы.
Величие и простота храмов
Многие церкви различных городов носят это имя. Теперь и в Минске будет чаще звучать имя Святой Елисаветы.
Началом возникновения монастыря стало Сестричество, действующее и сейчас, продолжающее оказывать благотворительную помощь в различных учреждениях, где люди нуждаются в помощи. Здесь проходят период восстановления люди, которые хотят исцелиться от тяги к алкоголю и других страстей, а также не нашедшие другого приюта.
Строительство храмового комплекса ещё не закончено. Пока на этой святой земле возвышаются 8 храмов:
1. В нижнем, открытом в честь почитаемого нами Николая Чудотворца, находится купель со святой водой для Крещения уже взрослых людей: баптистерий, искусно украшенный прекрасной мозаикой.
2. Верхний поражает своей красивой росписью и великолепием мозаичных украшений, возведён он во имя святой Елисаветы — покровительницы этого монастыря.
3. Обустроена и домовая церковь в честь чтимой блаженной Ксении Петербургской.
4. Церковь в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного воздвигнута на минском кладбище. В нём проводятся обряды для усопших.
5. Церковь в честь чудотворной иконы Божьей Матери под названием «Державная» была освящена 18 октября 2008 года. Здесь проводятся праздничные Богослужения, а также прекрасное Таинство Венчания.
Рядом расположено кафе, открытое монастырём: «Чудо-мельница». Там можно попробовать свежую выпечку, вкусный чай или кофе.
6. Храм в честь Царственных Страстотерпцев. Он ещё даже не освящён, так как построен совсем недавно.
7. Монастырское подворье располагается в деревне Лысая Гора. Там воздвигнут храм в честь животворящей иконы «Неупиваемая Чаша». Эта икона широко известна чудесами исцеления, которые получают люди страдающие алкогольной, наркозависимостью, тягой к курению и прочими пагубными страстями.
8. Храм в честь почитаемого святителя Нектария Эгинского — он только обустраивается. В прошлом году над ним был поставлен купол.
Есть тут и другие постройки, поменьше: трапезная, чудесно расписанная фресками, домики с кельями, ограда с башенками, для паломников оборудована гостиница, монастырские лавки.
Сёстры с любовью обустроили обширную территорию: клумбы с прекрасными цветами, вечнозелёные кустарники, лавочки для отдыха и размышлений, на оригинальной горке из камней еле слышно шумит фонтанчик.
Вся территория создает впечатление, что попал в сказку. Вокруг удивительные и необычные храмы с яркой отделкой, похожие скорее на царские палаты, чем на монастырский двор женского монастыря.
А вот неожиданная многоэтажная кормушка для птиц или еще для кого-то?
Сюрпризы современного Минска
Свято-Духов кафедральный собор находится на возвышении.
И когда поднимаешься по ступеням к центральному входу храма, он производит грандиозное впечатление свей красотой и величием.
Внутри церкви достаточно просторно. Но на большие праздники все желающие не могут поместиться в помещении. Поэтому при большом стечении прихожан Служба транслируется на улицу через динамики. Очень необычно!
Рядом с собором находится парк, где можно просто посидеть, полюбоваться окружающей красотой, послушать звон колоколов. Если получится, приходите к собору, когда стемнеет. Подсвеченный со всех сторон белый храм нереально красив! Зрелище просто завораживает!
История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации
Первое упоминание о православной церкви, Козьмодемьяновской, относится к началу XV в. Небольшой деревянный храм возвышался на одноименной горе и имел при себе духовное училище.
Находился он при монастыре, посвященном бессеребренникам Косме и Дамиану. Монашеская община на окраине города была хорошо укреплена и при необходимости могла держать оборону от неприятеля.
На фото изображение на стяге святых бессребренников Космы и Дамиана. Именно им был посвящен мужской монастырь с Козьмодемьяновской деревянной церковью, находящиеся на месте современного собора. Впервые они были упомянуты в XV в.
В начале XVII в. настал период польского владычества и засилия церковной унии. Монашеская обитель, наряду с несколькими десятками других храмов были насильно присвоены униатами. На фоне этого поднялась целая волна протестов недовольных горожан.
В свете описанных событий местные жители наотрез отказывались посещать конфискованные церкви. Как следствие, у римско-католической церковной власти не было средств на содержание бывших православных храмов.
Выходом стало передача отобранных сооружений католическим монашеским общинам.
Свято-Духов храм стал собственностью женского римско-католического ордена бернардинок.
В период сильных пожаров, свирепствовавших с 1633 по 1642 гг., деревянный монастырский комплекс Космо-Дамиановского монастыря был полностью уничтожен. На его землях орден бернардинок построил храм, здание которого сохранилось до наших дней.
Пожары были часты, разрушительны и оставляли после себя огромные разрушения. После очередного, вспыхнувшего в 1835 г., выгоревшим оказался внушительный участок города.
Пожар возник во время ярмарки и первым загорелся монастырь бернардинок. Пожарные команды бездействовали, позволив погибнуть в пламени центральной части города.
К этому моменту монашеский орден женщин-бернардинок в Минске был довольно немногочислен. Поэтому обитель восстанавливать не стали. Оставшихся монахинь просто перевезли в г. Несвиж., вместе с их имуществом. Здание осталось пустовать.
На старинном фото 1863 г. на фоне города возвышается каменное здание Свято-Духова храма, построенное монашеским орденом бернардинок. Позднее оно было передано православной церкви и дошло в почти неизменном виде до наших дней
В 1860 г. строение вернулось православной церкви и было приведено в порядок. В этот же год храм был освящен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В нем проводили богослужения для учеников Слуцкой духовной семинарии, переведенной в Минск.
Во второй половине XIX в. церковь Кирилла и Мефодия имела плачевный вид и требовала основательных ремонтных работ. И в 1869 г. архиепископ Александр (Добрынин) выхлопотал из казны немалую по тем временам сумму – 13 тыс. рублей.
Половина средств пошла на восстановление храма и нового иконостаса, а остальные – на прилегающую территорию. Все это должно было отойти вновь открытому мужскому православному монастырю.
За 1 год удалось восстановить церковь.
Работы были завершены в кратчайшие сроки. Уже в конце 1870 года главный престол православного храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а правый придел – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Из Слуцка перевели монахов древней Свято-Троицкой обители вместе с собственной библиотекой, ризницей и прочим имуществом. Среди прочего можно назвать такие святыни как: древнее Евангелие, икона святителя Никиты с частичкой мощей и кресты с мощами других святых.
Во время советской власти храм использовался как спортивный зал, архив и даже в качестве пересыльной тюрьмы для раскулаченных. Здание пришло в упадок
Во время советской власти монастырь закрыли. Церковная утварь по большей части была конфискована и утрачена бесследно. В храме устроили спортивный зал для команды пожарных. Затем в нем на некоторое время «поселился» архив.
В период раскулачивания часть здания использовалась в качестве пересыльной тюрьмы.
В годы Великой Отечественной войны службы в церкви возобновились, а также снова начал функционировать Свято-Духов мужской монастырь.
Несмотря на последующие трудности, службы продолжались и по окончанию военного времени. А затем приход дождался и капитального ремонта, после которого еще больше похорошел и заиграл новыми красками.
Во время Великой отечественной войны богослужения возобновились. А после окончания оккупации Свято-духов храм дождался ремонта и восстановления. Теперь она поражает своей красотой снаружи и изнутри
Вековая история
Земля, на которой стоит сегодня главный собор Беларуси, издревле считалась святым местом. Ещё до 17 века здесь располагался монастырь православных святых: Космы и Дамиана.
Эти два брата, жившие, по разным данным, в 3 или 4 веке занимались врачеванием и прославились чудесами исцеления людей. За свою помощь они не брали никакой платы, поэтому люди называли их бессребрениками.
Но своим добрым словом, бескорыстием и благожелательностью они многих привели к православию, чем и вызвали недовольство властей-язычников. Когда братьев пытками пытались заставить изменить православной вере и принести жертву идолам, они отказались. За это их обезглавили.
Русская Православная Церковь
Здание было собора построено в 1633-1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в город Несвиж. В 1860 году католический собор был обращен в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла.
В 1869 году по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина) из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок с целью открытия мужского православного монастыря. Монастырскую братию составили монахи древней Слуцкой Свято-Троицкой обители. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года.
В соборе хранилось множество святынь, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, а также четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей многих угодников Божиих.
В 1918 году монастырь был закрыт. Вскоре богослужения были прекращены и в Свято-Духовом храме. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло, а в храме сначала находился спортивный зал для пожарной команды, затем архив. Часть храма в конце 1920-х — начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму
В 1943 году после освящения собора, которое совершил исполняющий обязанности экзарха Белорусской митрополии архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Началось возрождение Свято-Духова мужского монастыря. Один из настоятелей собора того времени, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Следующий настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осужден на 25 лет заключения.
В 1945 году из закрытого Петро-Павловского собора в Свято-Духов храм была перенесена древняя святыня — Минский образ Божией Матери. В 1947 году над куполом собора был воздвигнут крест.
В 1991 году, накануне празднования Собора белорусских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время Первосвятительского визита в Беларусь совершил в соборе всенощное бдение. Во время своих последующих посещений Белорусского экзархата Святейший Патриарх Алексий неоднократно совершал в Свято-Духовом соборе праздничные богослужения.
12 декабря 1999 года в Свято-Духовом кафедральном соборе было совершено прославление 23-х новомучеников Минской епархии Белорусской Православной Церкви — священнослужителей, погибших в 1930–50-е годы за исповедание Православной веры.
В настоящее время настоятелем прихода является протоиерей Геннадий Дзичковский.
История
История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря. В 1852 году монастырь был переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.
В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.
Монастырь просуществовал до 1922 года. Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города — Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.
После открытия в 1942 году церковь больше не закрывалась. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в храм была перенесена чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы. В 1947 году над собором установили кресты. В первой половине 1950-х годов во внутренней части храма был проведён капитальный ремонт. В 1968 году в южной части собора установили престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а в северной части установили раку с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой; в криптовой части собора обустроили придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла (сегодня он действует как крестильная церковь). В 1961 года Свято-Духову храму был присвоен статус кафедрального собора Минской епархии.
Во времена «перестройки», в конце 80-х годов ХХ века протоиереем в храме служил кандидат богословский наук Евгений Грушецкий, который считался одним из лучших священников Минского кафедрального Свято-Духова собора. В 1988 году при его участии отмечалось 1000-летие Крещения Руси.
года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.