Версальский дворец в париже

Особенные черты стиля

Французское интерпретация стиля барокко изначально была направлена на то, чтобы подчеркнуть блеск и величие французских монархов. В отличие от Итальянского и европейского в целом барокко во Франции сочетал различные классические элементы, соблюдался колоссальный порядок колонн, а вот вычурный декор в деталях – на фасадах и интерьерах, встречался редко. В основном мы можем его увидеть в архитектуре королевских дворцов, загородных резиденций. Отличительной особенностью можно назвать и прием слияния архитектуры дома или дворца с формальными садами, окружающими его. Реже стиль встречается при строительстве католических храмов и жилых домов.

Амбиции и воплощение идеи

Хочу заметить, что до появления Версаля самым богатым и величественным замком во Франции считался не Лувр, а Во-ле-виконт, принадлежавший министру финансов Фуке. Его владелец не стеснялся окружать себя невероятно красивыми и дорогими вещами, а потому построил собственный грандиозный “дом”.

Существует мнение, что Людовик XIV завидовал Фуке, из-за чего решил отобрать у Во-ле-Виконта звание самого роскошного дворца своей страны. Как? Конечно, построить собственную резиденцию, что затмила бы все прежние архитектурные достояния Франции.  Впрочем, и сам Фуке не был безгрешен, поскольку большая часть средств на строительство его дворца была взята из государственных средств.

Жан-Леон Жером «Прием Конде в Версале»

Строительство Версальского дворца требовало огромных затрат, но Людовик XIV мог себе это позволить. Если пересчитать на современные деньги, то Версаль обошёлся амбициозному королю в сумму, превышающую 300 миллиардов долларов.

Сложность представляла собой почва данной местности. Чтобы осушить болота и превратить их в цветущие парки и сады, на строительство гнали всех местных крестьян.

Портрет Людовика XIV, короля Франции и Наварры

Пересадка садов Версальского парка

Как правило, в многолетнем Версальском парке время от времени проводится пересадка растений (реплантация), и сады Версаля не является исключением из этого правила. В своей многовековой истории сады Версаля претерпели как минимум 5 существенных реплантаций, которые выполнялись как по эстетическим, так и по практическим соображениям.

Помимо этого, учитывая тот факт, что формализм садов XVII столетия вышел из моды, данная пересадка также имела цель установить в Версальских садах новый нестандартный и упрощенный стиль, который к тому же на много дешевле поддерживать.

Однако, достичь этой цели не удалось, поскольку топология садов была благоприятна для французского сада, но не для сада в английском стиле. Впоследствии, в 1860 году, большинство старых насаждений от реплантации монарха Людовика XVI были полностью вырублены и заменены.

После этого явно потребовалась существенная пересадка садов. Однако в связи с Франко-прусской войны, в результате которой были свергнуты Наполеон III и Парижская коммуна, пересадка садов парковой зоны так и не началась вплоть до 1883 года.

Самые недавние пересадки садов парка были вызваны двумя сильнейшими ураганами, которые пронеслись над Версалем в 1990 и в 1999 годах.

В рамках реплантации у музея и правительственных структур появилась возможность отреставрировать и перестроить некоторые боскеты, заброшенные во время правления Людовика XVI, например, Боскет Трёх Фонтанов, который реставрировали в 2004 году.

В марте 2011 года в садах Версальского парка были начаты работы по восстановлению южного ряда боскетов, находящихся на оси запад-восток (Боскет Королевы, Сад Короля и Зеркальный бассейн). Этот финальный проект, был окончен в марте 2012 года, завершив тем самым общую программу пересадки садов, пострадавших в последствии ураганов 1990-х годов.

Пересадка также необходима для сохранения ландшафтной симметрии садов в направлении с севера на юг.

По причине естественного цикла реплантации, можно с уверенностью утверждать, что в наше время в садах Версальского парка не осталось деревьев, датируемых эпохой правления короля Людовика XIV.

Версаль при Людовике XVI

При Людовике XVI жизнь двора в Версале продолжилась, но финансовые трудности все чаще стали отражаться на ней. Поддерживать дворец в хорошем состоянии стоило денег. К тому же, требовались работы по его реновации – там отсутствовали удобства, становившиеся привычными в ту эпоху (ванные комнаты, отопление). Королева Мария-Антуанетта вложила много средств в обустройство Малого Трианона, что было одной из причин ее непопулярности.

По восшествии на трон Людовик XVI хочет для себя комнату для отдыха. Выбор падает на библиотеку. Ее декор придумывается Анж-Жаком Габриэлем и выполняется скульптором Жюлем-Антуаном Руссо. Жан-Клод Кервэль делает большой стол из монолита дерева, куда Людовик выставляет севрские бисквиты. Два глобуса – земли и неба – дополняют декор в 1777 г.

Библиотека Людовика 16

1783 г. – создается Позолоченный кабинет. Эта комната была задумана для хранения коллекций Людовика XIV. При Людовике XV она служила комнатой для выставления королевского золотого сервиза, откуда одно из ее названий – «кабинет золотого сервиза». Затем ее присоединили к покоям дочери Людовика XV Аделаиды, и она стала музыкальным салоном, где Аделаида брала уроки арфы у Бомарше. Там для королевской семью играл Моцарт в 1763 г. При Людовике XVI комната снова становится выставочным залом. В 1788 г. он помещает туда своё собственное приобретение – кабинет бабочек.

Позолоченный кабинет

Зал, полный зеркал

Людовик XIV не только сделал Версаль своей постоянной резиденцией, но и решил перевести туда правительство. Чтобы разместить многочисленную свиту и чиновников, потребовалась очередная масштабная перестройка, которая началась в 1678 году. Лево к тому времени уже умер, и его сменил другой королевский архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Он спроектировал впечатляющую Зеркальную галерею (Galerie des Glares), построенную со стороны сада между ризалитами на месте бывшей смотровой площадки. Галерея выходит на сад семнадцатью высокими полукруглыми окнами, напротив которых на внутренней стене размещены зеркала, по форме и размерам соответствующие окнам.

Днем, когда в зеркалах отражался сад, галерея превращалась в арочный павильон, с двух сторон окруженный обширными цветниками, вечерами же зеркала множили огни освещавших галерею свечей, усиливая их яркость. На плафоне были представлены сюжеты, прославлявшие Короля-Солнце и его военные свершения. Это художественное оформление, завершенное в 1686 году, было выполнено по эскизам и под руководством известного живописца Шарля Лебрена.

По обе стороны галереи, на первом этаже ризалитов, спроектированных еще Лево, были устроены два роскошных зала — Зал Войны в апартаментах короля и Зал Мира в крыле, принадлежавшем королеве.

Ардуэн-Мансар спроектировал также два массивных крыла с внутренними дворами, расположенные перпендикулярно центральной оси всего сооружения. Южное крыло было завершено в 1684 году, но строительство северного из-за постоянно растущей стоимости проекта было приостановлено и возобновилось только в XIX веке. Архитектор перестроил два сооруженных Лево отдельно стоящих со стороны города павильона, разместив между ними просторный двор, который получил название двора Министров (Cour des Ministres).

Людовик XIV со своим двором переехал в Версаль б мая 1682 года, когда строительные работы были в разгаре и даже королевские покои еще оставались незаконченными. Несмотря на неудобства, связанные с жизнью на строительной площадке, король не изменил место постоянного пребывания, и версальский дворец оставался резиденцией французских правителей вплоть до революции 1789 года.

Последней реализованной частью проекта Ардуэн-Мансара стала Королевская часовня, задуманная архитектором как самостоятельное здание, соединяющееся с северным крылом дворца.

Версаль – торжество эстетизма, очаг культуры и искусства

Версальский дворец окружен роскошным парковым ансамблем, который уже несколько столетий восхищает умы и сердца всех, кто там оказывается. И это неудивительно, т.к. изначально дворцовый комплекс задумывался как шикарное место для увеселительных затей двадцатилетнего короля.

Гармоничные и совершенные парковые скульптуры, широкие променады и изящные аллеи, многочисленные фонтаны, извергавшие тонны воды служили великолепными декорациями для монарших развлечений. Иллюминации и фейерверки, спектакли и маскарады, балетные постановки и всевозможные дворцовые праздники – и это далеко не полный перечень королевский увеселительных мероприятий, проходивших в Версале чуть ли не ежедневно. По крайней мере, до тех пор, пока он официально не стал государственным центром.

Традиционными для Версаля были празднества в честь фавориток. Первым пример показал молодой Людовик XIV в 1664 г., учредивший для своей возлюбленной Луизы де Лавальер праздник под романтическим названием «Наслаждения очарованного острова». Легенды и слухи о веселом времяпрепровождении в Версале целое столетие будоражили Европу.

Людовик XIV был большим поклонником искусств. В наследство ему досталось 1500 картин, и за годы своего правления он увеличил их количество до 2300. Несколько частей Версальского дворца были специально обустроены под экспозицию предметов живописи, графики и скульптуры. Величественные интерьеры были украшены фресковыми ансамблями художника Шарля Лорена. В многочисленных галереях красовались портреты Людовика XIV кисти Бернини и Варена.

В 1797 г. в Версальском дворце открылся Музей искусств мастеров французской школы – в противовес Лувру, где хранились произведения зарубежных мастеров.

Любимая резиденция Людовика XIV

Когда в 1643 году умер его отец, Людовику XIV едва исполнилось четыре года, и он часто менял места пребывания. Официально главной королевской резиденцией попрежнему оставался Лувр, но юный король не любил Париж. Каждый год он вместе со своим двором выезжал на несколько месяцев из столицы и жил в замках Венсен, Фонтенбло, Сен-Жермен-ан-Ле.

Впервые он посетил Версаль лишь в 1651 году, и с тех пор это место стало для него любимой резиденцией. Вскоре король задумал перестроить его, чтобы иметь возможность проводить гам время вместе со всем двором за разнообразными развлечениями. Для реализации этого замысла он пригласил художников и архитекторов.

Здание спроектировал известный архитектор Луи Лево. Оформлением интерьеров занимались два художника — Шарль Эррар и Ноэль Куапель, перепланировка садов выпала на долю Андре Ленотра, в задачу которого входило также проектирование оранжереи. Работы были начаты в 1661 году, а три года спустя король уже смог пригласить гостей на первые дворцовые торжества, приуроченные к театральным постановкам, в том числе — пьес Мольера. В это время Людовик XIV принял решение о дальнейшей перестройке дворца. По проекту Лево, в 1668-1681 годах были возведены enveloppe -два массивных крыла, северное и южное, которые окружили и почти вобрали в себя дворец Людовика XIII. Крылья, расположенные параллельно центральной оси дворцово-паркового комплекса, были ориентированы в сторону въезда из города, и на образовавшемся между ними пространстве разместился так называемый Королевский двор (Cour Royal). Со стороны садового фасада, между ризалитами двух крыльев Лево поместил арочную анфиладу, над которой на верхнем ярусе устроил открытую террасу. Южное крыло предназначалось для апартаментов правителя, северное же служило королеве и ее фрейлинам.

Внешняя архитектура и внутренний дизайн особняка

С тех пор, как Версаль получил статус музея, ежегодно к нему стекаются миллионы туристов, желающих воочию увидеть величие, блеск и изобилие дворца, где заговоры и интриги были нормой жизни, из поколения в поколение совершенствовались коварные планы, плелись кулуарные сплетни и создавались тайны Версаля.

Внешняя архитектура Версаля

Оказавшись в окружении стен, которые помнят первый крик рожденных тут королей: Филиппа V, Людовиков XV, XVI и XVIII, Карла Х, ожидаешь, что вот-вот из-за угла появится один из венценосных сынов Франции в окружении придворных под шелест шелка и стук каблуков.

Столь огромная площадь некогда принадлежала монархам, а сегодня залы Версаля принимают любопытных посетителей. Чтобы ориентироваться на немалых площадях (67 тыс. кв. м), следует знать, что комплекс имеет несколько зон: Шато, Малый с Большим Трианоны, территория фермы Марии-Антуанетты и садово-парковая зона. Всего в дворцовых помещениях установлено 372 статуи, 67 лестниц и 25 тыс. окон.

Главное здание и основная достопримечательность всего комплекса, куда стремятся попасть все туристы – Шато. Миновав центральный вход, вы попадете на его внутренний двор, откуда можно направиться в парк или в сам дворец, где Зеркальный зал является его сердцем. По сути, это проход в 73 м и шириной 11 м, объединяющий оба крыла замка.

Зеркальная комната в Версале

Изюминка Зеркальной комнаты в 357-и зеркалах, расположенных напротив 17 окон. Отражение создает иллюзию, что сад обступает галерею с двух сторон, а вечером в них когда-то сверкали огнями тысячи свечей. Ее украшали фигурные торшеры, канделябры, вазы из серебра в бронзовой огранке, хрустальные люстры и живые апельсиновые деревья, а стены и потолок расписаны сценами из мифологии и истории, в которых разыграны великие драмы жизни двора. Причем в роли античного героя непременно изображался сам Людовик XIV.

Даже мебель тут была из чистого серебра (так задумал Лебрен), что говорит о первоначальном размахе, но в 1689 г., к сожалению, ее пришлось переплавить в монеты для поддержания армии.

Спальня короля Версаль

Также тут находятся королевские покои, в которых центральную часть занимает кровать, расположенная на пересечении трех магистралей, соединяющих Версальский дворец с Парижем.

Спальня королевы тоже находится в Шато, а внушительных размеров ложе с балдахином и другие предметы интерьера украшает позолота. Неподалеку предусмотрены и апартаменты принцесс.

Замысел Короля-Солнце

Юный Людовик XIV впервые оказался в замке в 1641 году, когда в Париже вспыхнула эпидемия оспы, а членов королевской семьи было решено отправить в Версаль

Наверное именно тогда будущий Король-Солнце обратил внимание на чудесные места и архитектурные возможности, которые мог раскрыть Версаль. Впрочем, реализовать замыслы (даже если те и возникли) молодой король смог лишь в 1661 году

Идея короля предполагала, что Версаль будет исполнять практичную функцию. В ту пору в Париже постоянно вспыхивали антиправительственные восстания. Находиться в столице членам королевской семьи было попросту опасно. А потому Людовик XIV решает перенести свою главную резиденцию из Лувра в Версаль.

Конечно, последний к тому моменту значительно разросся, однако по-прежнему не мог составить конкуренцию роскошным королевским обителям. Для перестройки Версаля Людовик пригласил лучших архитекторов и мастеров садово-паркового искусства. Некоторые из них уже имели опыт создания поистине роскошных резиденций.

Адам Франс ван дер Мейлен «Прибытие Людовика XIV в сопровождении его гвардейцев в старый Версальский дворец в 1669 году»

Известные люди

  • Филипп V Испании (1683–1746), король Испании
  • Шарль-Мишель де л’Эпе (1712–1789), филантропический педагог
  • Луи-Огюстен Рише (1740–1819), певец и композитор
  • Лазар Оче (1768–1797), генерал
  • Жорж Пфайффер (1835–1908), композитор и пианист
  • Леони Яне (1867–1950), актриса
  • Ив Брайер (1907–1990), художник
  • Элен Буше (1908–1934), пилот
  • Альберт Мальбуа (1915–2017), римско-католический епископ
  • Жан-Франсуа Лиотар (1924–1998), философ
  • Стефан Одран (1932–2018), актриса
  • Жоэль Мелин (1950 г.р.), политик
  • Марин Джахан (1959 г.р.), танцовщица
  • Бруно Подалидес (1961 г.р.), писатель, режиссер и актер
  • Мишель Гондри (1963 г.р.), режиссер фильмов и видеоклипов
  • Стефан Франке (1964–2011), франко-немецкий спортсмен
  • Жан-Бенуа Дункель (1965 г.р.), музыкант
  • Мабрук Эль Мехри (1976 г.р.), режиссер, сценарист и актер
  • Томас Марс (1977 г.р.), рок-музыкант

Описание постройки

Версальский дворец разделяется на множество зон, в каждой из которых есть свое богатство, красота и величие.

Зеркальная галерея

Знаменитый Версальский дворец — главное сооружение комплекса. Здесь жили королевские семьи Франции. Резиденция имеет более 700 комнат. Главные ворота выполнены из чистого золота и украшены символами королевского рода.

Во дворце расположился Тронный зал, там проходили важные государственные встречи послами и высокопоставленными персонами. В нём часто проводились балы и театральные постановки для королевских семей и их почетных гостей.

Визитной карточкой Версальского Дворца стала Зеркальная галерея. В ней проходили важные торжества для королевских семей. Праздновались бракосочетания, проводились роскошные балы. Зал имел впечатляющие размеры: ширина — 11 метров, длина — 73 метра, а высота потолков — 11 метров. Между рамами расположилось более 300 зеркал, отражающих сады и парк Версаля и королевского дворца.

На сводчатых потолках, расписанных Лебреном, изображены модели и подвиги короля, который провозгласил себя величайшим правителем мира.

Прекрасные сады

В королевские сады Версаля входят Большой и Малый парк. Участок занимает площадь более 100 гектаров. Тут происходит соединение природы с роскошью.

Главным ландшафтным архитектором был Леонтр. Множество фонтанов с изображением древнегреческих богов, превосходные аллеи, на окраинах которых расположены статуи. Прогуливаясь по садам Версальского дворца, начинаешь чувствовать себя настоящим аристократом XVIII века.

Малый и большой Трианон

Большой Трианон был уютным местом, где отдыхали короли вместе с семьями. Он значительно уступает главному дворцу своими размерами, однако роскошь его остаётся на высоте. В нем имеется более 30 комнат.

Большой Трианон был домом для всех почетных гостей правящей семьи. Среди них — Елизавета II и Петр I. А после французской революции его начали использовать как основную резиденцию правителей Франции.

Малый Трианон представляет собой небольшой особняк в два этажа. В нем жили главные фаворитки короля. Поэтому его часто называют девическим дворцом. Дизайн в нём выполнен с особой скромностью, в отличие от главных дворцов, но девичьи салоны и спальня королевы имели богатый дизайн.

В настоящее время дворец используется как музей Марии-Антуанетты, там сохранился весь ансамбль личная мебель и предметы быта королевы.

Ферма королевы

По приказу Марии-Антуанетты построена небольшая ферма вблизи ее поселения. Там жили 12 крестьянских семей, имелся скот и птица. Королева лично любила доить коз и коров, которых слуги украшали бантиками.

Версальский дворец

Большой Château de Versailles был построен во второй половине XVII в. по проекту архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена.

Вид на Версальский дворец из парка

Первое строение на месте нынешнего Мраморного двора Версальского дворца – небольшой охотничий домик Людовика XIII, сооружённый в 1623 г. После покупки версальского поместья у парижского архиепископа прилегающая к домику королевская территория существенно расширилась.

Мраморный двор Версальского дворца

Несколько лет Фронды в середине XVII в. побудили короля Людовика XIV инициировать превращение скромного охотничьего домика в великолепный королевский Дворец в стиле классицизма. Более основательной причиной современники называли зависть короля к увиденному им роскошному дворцу Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке. Арестовав министра, король тут же нанял его архитекторов и художника, упомянутых выше. Правда, официальной причиной ареста были финансовые злоупотребления Фуке.

Постройка версальского дворца велась в промежутках между войнами, в которых участвовал Людовик XIV. В результате во дворце появились 3,5 тысячи комнат и залов, занявших 6 га. На прилегающей территории в 800 га были осушены болота и основан красивый сад.

Король перенёс свою резиденцию из небезопасного Лувра, после чего Версальский дворец стал политическим центром Франции. В нём постоянно проживало шесть тысяч приближённых к королю дворян, причём покидавшие дворец лишались своих должностей и привилегий. Так король контролировал своих высокопоставленных подданных.

Масштабные проекты короля потребовали огромных затрат – физических и финансовых. Райскую жизнь для аристократов создавали 30 тысяч строителей, большую часть которых составляли вчерашние крестьяне. Истраченные за полвека строительства средства оцениваются в современные 260 миллиардов евро! Такая расточительность стала одной из причин падения французской монархии столетие спустя. Ещё через полтора века Версальский дворец, благодаря огромному туристическому потоку, станет серьёзным источником национального дохода.

Для сокращения огромных расходов при строительстве пришлось жертвовать функциональностью. Внешне роскошный дворец был малопригодным для жизни, особенно в холодное время года. Половина дворцовых каминов не работала, в дверях и окнах были зазоры, а залы насквозь продувались сквозняками. Во время прогулок короля по парку вода подавалась только в те фонтаны, мимо которых он проходил. Трудно поверить, но во дворце вообще не было туалетов. Король и королева пользовались передвижными кабинками, а придворные выполняли долг перед природой, где придётся. Возможно, поэтому придворных обязали обильно пользоваться духами.

В Шато находятся залы, салоны и спальни, потолок и стены которых украшены фресками, картинами, скульптурами, коврами, золочёной бронзой и тонированным стеклом. Названия салонов носят имена греческих богов. В качестве своего тронного зала «король-солнце» выбрал салон Аполлона (бога солнца). Здесь принимались иностранные делегации, а по вечерам устраивались танцы и представления.

Тронный зал

Самым известным помещением является Зеркальный зал (галерея) площадью 803 м2, занимающий существенную часть фасада, выходящего в сад. Он отражается в 357 зеркалах зала, расположенных напротив 17 окон, создавая иллюзию их наличия с обеих сторон. Кроме зеркал, в зале множество золочёных светильников, хрустальных люстр, ваз и торшеров. На потолке изображены 30 сюжетов, относящихся к первым 18 годам правления Людовика XIV.

Зеркальный зал

Зеркальная галерея вошла в историю франко-немецких отношений. Именно в ней разместился штаб армии, победившей во франко-прусской войне, и было провозглашено создание Германской империи. Но времена переменились: по окончании Первой мировой войны в Зеркальной галерее был подписан Версальский договор с побеждённой Германией.

В настоящее время в Зеркальном зале в высокий сезон воссоздаются средневековые балы.

Бал в Зеркальной галерее

Другие известные помещения – салоны Дианы и Войны, Оперный зал, спальни короля и королевы.

Многие европейские дворцы были сооружены под несомненным версальским влиянием. Речь, в частности, идёт о потсдамском Сан-Суси, венском Шёнбрунне, петергофских, гатчинских и других дворцах.

Описание Версаля

Специалисты утверждают, что замок Версаль являл собой место, где монархи, а с ними и королевский двор, отдыхали с большим размахом, плели интриги, заговоры и создавали многочисленные тайны Версаля. Традицию эту основал Людовик XIV – и она успешно была продолжена его потомками, а особых размахов достигла при Марии-Антуанетте, которая очень любила развлекаться с придворными и творить историю Франции, интригуя и создавая тайны Версаля.

Версальский дворец

Это основное здание, в котором обитало несколько поколений французских правителей. Официально попасть в замок можно было через парадный вход – чугунные решётчатые, украшенные золотом ворота с королевским гербом и короной. Перед основным фасадом замка, со стороны Зеркальной галереи, были установлены два одинаково вытянутых бассейна, облицованных гранитными плитами.

С правой стороны от входа была обустроена двухэтажная королевская капелла (второй ярус был предназначен для монарха и членов его семьи, внизу находились придворные). В северной части находились Большие апартаменты короля, состоящие из семи салонов, в южной – покои первых дам.

Одним из наиболее известных помещений является Зеркальная галерея, которая всегда играла в жизни дворца важную роль: здесь проводили значимые приёмы, для чего устанавливали серебряный трон, а также происходили балы и пышные празднества (например, королевское бракосочетание). Здесь же толпились придворные в ожидании короля, когда он направлялся в часовню – это был великолепный случай подать ему прошение.

Зеркальная галерея всегда выглядела примечательно: её семнадцать оконных проёмов, выполненных в форме арки, выходят в сад, между ними находятся огромные зеркала, визуально увеличивающие пространство (всего галерея насчитывает 357 зеркал). Потолок чрезвычайно высок, около 10,5 метра, а само помещение имеет 73 метр в длину и 11 в ширину. Поскольку многие зеркала установлены напротив окон, то создаётся впечатление, будто галерея по обе стороны имеет окна. Интересно, что до 1689 года мебель здесь была сделана из чистого серебра, но потом была переплавлена на монеты, которыми покрыли военные расходы.

Большой Трианон

Замок в классическом стиле, облицованный розовым мрамором. Монархи использовали для самых разнообразных целей: начиная от встреч с фаворитками и заканчивая охотой.

Малый Трианон

Дворец являет собой переход от стиля рококо к классицизму и был построен по инициативе одной из фавориток Людовика XV, маркизы де Помпадур. Правда, она умерла за несколько лет до окончания строительства, а потому в нём обитала другая фаворитка, графиня Дюбарри. Когда королём стал Людовик XVI, он передал замок Марии-Антуанетте, где она отдыхала от дворцовой жизни (даже король не имел права прийти сюда без её разрешения).

Через некоторое время рядом с этим дворцом королева построила небольшую деревню с домиками из соломенной крыши, ветряной мельницей – словом, так как она себе представляла жизнь крестьян.

Парк и сады

Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.

Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector