Мариинский театр: ожидания и реальность
Содержание:
Площадки
Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:
- Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
- Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
- Владивостоке – 1 (приморская)
Основное здание Мариинского театра
Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.
Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:
- Э. Фрачиоли
- А. Головин
Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.
Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:
- ширина – 30 м
- глубина – 20 м
- высота – 24-25 м
Вторая сцена
Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:
- вместимость зала – 2 тыс.чел
- площадь – 80 тыс.кв.м
- этажей – 7
Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.
Концертный зал (третья сцена)
Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.
Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:
- архитектор К.Фабр (Франция)
- инженер Тойота (Япония)
Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:
- объем -1,3 тыс. куб.м
- вместимость – 1110 мест
- длина – 52 м
- ширина – 24 м
- высота – 14 м
В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.
Приморская сцена
Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.
Корпус имеет 2 зала:
- Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
- Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.
В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.
Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания
Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.
Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:
- ширина – 14 м
- высота – 12 м
Северо-Осетинская государственная филармония
С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.
Фестивали
Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.
Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.
Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:
- балетный «Мариинский»
- оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
- современной музыки «Новые горизонты»
Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица»
Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают:
- фестиваль детских музыкальных театров-студий
- школы искусств в гостях у театра
- детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT»
Краткое описание
Монументальное здание впечатляет своей красотой. Построенное в неоклассическом стиле оно имеет многофигурный силуэт. Его парадное крыльцо нельзя назвать императорским, а парадная лестница не ведет в царскую ложу. Весь акцент архитектор сосредоточил на зрительском зале.
Зрительный зал по праву считается одним из самых красивых в мире. Необычен цвет его оформления. Если традиционно зал императорского театра оформлялся красным цветом с золотом, то в Мариинском использовался цвет морской волны — голубые стены, дополненные синим бархатом и кресла в этом же тоне.
Интересен занавес, созданный еще в 1914 году по рисункам выдающегося художника Александра Головина. В технике изготовления он соединил живопись и аппликацию, а рисунок занавеса повторяет узор платья императрицы Марии Александровны, имя которой театр и получил.
Люстра является визитной карточкой Мариинского театра. Она была создана в 1860 году и состоит из 23000 хрустальных подвесок и 230 лампочек. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и заменить перегоревшие лампочки.
Обратите внимание на плафон с изображением двенадцати нимф в окружении амуров и двенадцати медальонов с портретами драматургов. Поясним, что первоначально театр предполагалось использовать для постановки самых разных спектаклей, в том числе и драматических
Именно поэтому внутри мы видим портреты Фонвизина и Островского, Гоголя и других русских драматургов XVIII–XIX века
Поясним, что первоначально театр предполагалось использовать для постановки самых разных спектаклей, в том числе и драматических. Именно поэтому внутри мы видим портреты Фонвизина и Островского, Гоголя и других русских драматургов XVIII–XIX века.
Зал рассчитан на 1625 мест, глубина сцены — 22 метра, ширина — 18 метров, высота — 25 метров.
Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.
История возникновения
В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.
В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.
Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.
В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.
В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».
На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.
Архитектура и стиль театра
Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.
Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.
Внутреннее обустройство главного здания
Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.
Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.
Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.
Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.
Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.
Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам
Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.
Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.
[править] Причины возникновения
В ночь на 26 января 1859 г. здание Театра-Цирка в Петербурге сгорело; остался лишь остов здания. Петербург лишился одной из своих сцен. Большой Каменный театр, к этому времени неоднократно перестраивавшийся (в 1811 году произошел крупный пожар и здание было восстановлено, а в 1836 году архитектор А. К. Кавос провел новую реконструкцию; были и последующие реконструкции), уже не справлялся со всеми требованиями времени. Правда, с 1832 года Александринский театр, а с 1833 года Михайловский театр, да и другие сценические площадки Петербурга, — давали и оперы, и балеты, и драмы. Но и этого столице не хватало.
После утраты в пожаре Театра-Цирка тут же было принято решение строить на этом месте новое театральное здание императорской труппы.
Новое здание должно было отвечать всем необходимым современным условиям — сцена, гримерные и декораторские мастерские, зрительный зал, ложи — в том числе императорская… Всё требовало новаторских решений.
Строил новый театр архитектор Альберто Кавос.
14(27) сентября 1859 года вышло высочайшее постановление — император Александр II «высочайше повелел перестраиваемый театр-цирк именовать Мариинским», по имени жены Александра II императрицы Марии Александровны.
Что будет дальше?
В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.
Новая Мариинка. 2013 год.
Мариинский театр сегодня
Хотя эта ложа официально не называлась «Царской ложей», именно в ней император и его семья всегда сидели, посещая спектакли в театре.
Под руководством Юрия Темирканова , главного дирижера с 1976 по 1988 год, Оперная труппа продолжала ставить новаторские постановки как современных, так и классических русских опер. Работая отдельно от балетной труппы театра, с 1988 года обе труппы находятся под художественным руководством Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя всего театра.
Оперная труппа вступила в новую эру художественного совершенства и творчества. С 1993 года влияние Гергиева на оперу было огромным. Во-первых, он реорганизовал деятельность компании и установил связи со многими крупнейшими оперными театрами мира, включая Королевский оперный театр, Ковент-Гарден , Метрополитен-опера , Оперу Бастилии , Ла Скала , Ла Фениче , Израильскую оперу , Вашингтонскую национальную оперу. и Опера Сан-Франциско . Сегодня оперная труппа регулярно гастролирует по большинству этих городов.
Гергиев проявил новаторство и в русской опере: в 1989 году прошел Всероссийский фестиваль Мусоргского, на котором были представлены все оперные произведения композитора. Точно так же многие оперы Прокофьева были представлены с конца 1990-х годов. Оперы нерусских композиторов стали исполняться на их родных языках, что помогло оперной труппе приобщиться к мировым тенденциям. Ежегодный международный фестиваль « Звезды белых ночей » в Санкт-Петербурге, начатый Гергиевым в 1993 году, также сделал Мариинский район культурной картой мира. В том же году, отдавая дань уважения имперским истокам Мариинского театра, была поставлена
пьеса Верди « Форза дель судьбы» , премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге в 1862 году, с оригинальными декорациями, костюмами и декорациями. С тех пор для «Фестиваля белых ночей» стало характерно представлять премьеры предстоящего сезона компании в этот волшебный период, когда с приближением летнего солнцестояния темнота практически исчезает.
В настоящее время компания вносит в свой список 22 сопрано (из которых, возможно, наиболее известна Анна Нетребко ); 13 меццо-сопрано (с Ольгой Бородиной, знакомой американской и европейской публике); 23 тенора; восемь баритонов; и 14 басов. Во главе с Гергиевым есть руководитель администрации сцены, режиссер, постановщики и ассистенты, а также 14 концертмейстеров.
Концертный зал Мариинского театра
Соседний Концертный зал Мариинского театра, спроектированный французским архитектором Ксавье Фабром, открылся весной 2007 года. Он рассчитан на 1100 зрителей.
[править] Главные дирижёры театра
Как уже было сказано, своя собственная труппа появилась в Мариинском театре только после революции 1917 года, до того он входил в структуру императорских театров, и артисты императорской труппы работали в помещениях разных театров, входящих в общую императорскую структуру.
А вот оркестры в каждом театре были свои, это же продолжилось и в советские годы.
В разные годы оркестр Мариинского театра возглавляли (в скобках даны годы деятельности в занимаемой должности):
- Константин Николаевич Лядов (1860―1869)
- Эдуард Францевич Направник (1869―1916)
- Эмиль Альбертович Купер (1919―1924)
- Владимир Александрович Дранишников (1925―1936)
- Арий Моисеевич Пазовский (1936―1943)
- Борис Эммануилович Хайкин (1943―1953)
- Сергей Витальевич Ельцин (1953―1961)
- Александр Игнатьевич Климов (1961―1967)
- Константин Арсеньевич Симеонов (1967―1975)
- Виктор Андреевич Федотов (1975―1976)
- Юрий Хатуевич Темирканов (1976―1988)
- Валерий Абисалович Гергиев (с 1988)
Схема концертного зала Мариинского театра. Уникальная акустика
К строительству концертного зала были привлечены профессиональные группы инженеров-сценографов с мировым именем — фирма SCENE из Франции, а также специалисты по возведению несущих конструкций SETEC-Batiment. Главной задачей было в очень узкое пространство вместить зал, соблюсти все условия и сделать площадку лучшим мировым образцом. Проектировщики предложили весьма необычную форму, которую примет концертный зал, Мариинский театр до этого не знал ничего подобного. Было скрещено две формы — продолговатая, прямоугольная (стиль showbox). Зал планировался из ступенчатых террас, которые будут размещены вокруг сцены. Уникальным при строительстве можно назвать все: и форму зала, и используемые материалы, и методы возведения, и рабочие механизмы. На схеме, представленной на фото ниже, видно, что зал имеет форму колыбели.
Мариинка-3 (это еще одно название концертного зала) не сравнима ни с одной российской площадкой. Подобных залов во всем мире наберется десяток. Акустическую систему создавал мировой признанный гений Ясухиса Тойота. Этим профессионалом устанавливалась акустика в концертных залах Токио, Лос-Анджелеса, Копенгагена.
Театр имени императрицы
На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.
Мариинский театр в XIX веке
Первый театральный сезон уже по традиции открылся оперой «Жизнь за царя». Следующие полвека отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского. На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина, Леонид Собинов и Федор Шаляпин. Последний вознес роль оперного певца в спектакле до невиданных ранее высот. Шаляпин добился успеха и народной любви благодаря природному дарованию и феноменальному трудолюбию. Его называют создателем «русского исполнительского стиля», представляющего собой сочетание невероятных вокальных данных и таланта драматического артиста
В создании образа Федор Иванович уделял внимание каждой мелочи, не забывая о мимике, жестах и подборе эффектных костюмов. После Октябрьской революции он в течение двух лет (1918-1920) возглавлял театр, поддерживая коллег в тяжелое время
Ф.М. Шаляпин в образе Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. 1900-е гг.
Балетную труппу Мариинского театра в 1869 году возглавил талантливый М.И. Петипа. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям. В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день. В 1886 году на месте Большого Каменного театра возвели здание Санкт-Петербургской консерватории, а спектакли, до этого времени продолжавшие идти на его сцене, перенесли в Мариинку.
Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.
Во второй половине XIX века Мариинский театр неоднократно подвергался реконструкции. В 1885 году главный архитектор Петербургских Императорских театров Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции. Главный фасад театра обрел более монументальные формы, стал его «визитной карточкой». Еще одним знаковым местом в Мариинке является зал под самой крышей. Именно там в 1908 году произошла ссора известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, приведшая к дуэли. А ведь все начиналось весьма мирно: деятели искусства, среди которых также были Иннокентий Анненский, Александр Блок и Федор Шаляпин, пришли позировать для общего портрета. Из-за разразившегося конфликта завершить работу так и не удалось.
В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.
Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон.
«Раймонда»: два лика
«Раймонда» – балет непростой. В нем много слоев. Буквальный пересказ сюжета не дает ничего, лишь вскроет несообразности балетного «средневекового» колорита. Зато метафорический подход срабатывает.
Это, как и «Спящая красавица», символ пробуждения души в ожидании любви. А все прочее – венгерские рыцари и буйные сарацины, графиня из Прованса и трубадуры – надлежащая театральная рамка и повод для разнообразия танцев.
Стилизация средневековья в музыке и хореографии минимальна, большей частью ее вообще нет. Но есть, начиная с увертюры, неоромантическое томление в теме выбора.
Мария Хорева и Мария Ильюшкина – открытие последних лет, балерины высокого класса и почти ровесницы, их негласное творческое соперничество многим навевает воспоминания о временах, не столь уж и давних, когда любители балета не знали, куда в Мариинке бежать, на Ульяну Лопаткину или на Диану Вишневу. Впрочем, эстетическая разница между примами была столь велика, что балетоманы выбирали то, что им ближе.
Самые мудрые не входили ни в какие партии, но стремились понять, как преображается балетная партия в трактовке интроверта или экстраверта.
В нынешнем случае речь скорее может идти о двух подходах к образу Раймонды – она или решительная и сильная духом, делающая выбор сразу, или нежный цветок, колеблющийся и распускающийся сообразно обстоятельствам. Хоревой ближе первый подход, Ильюшкиной – второй. При этом техника первой Марии уверенней и отчетливее, но она уже давно танцует Раймонду. Вторая Мария только что вошла в балет, и некоторая «размазанность» отдельных па – видимо, признак волнения в дебюте. Хотя…
Мария Хорева. Фото – Александр Нефф
Хорева вносит в партию нестандартную смесь подростковой решительности и лирической шаловливости: ее четко очерченный танец основан на определенности психологических и пластических мотивов, и рельефный отталкивающий жест рукой у лица, отвергающий любовные атаки шейха, недвусмысленно означает «нет». Что и вызывает дальнейшие события (похищение и прочее). Ильюшкина же словно «гасит» графику академической выучки в поэтической «дымке»: ее жесты исподволь наполнены трепетом и маревом, поэтому непонимание женского отказа шейхом в ее случае более мотивировано. Ведь она завлекает неведомо для себя.
В общем, Хорева – как бы Раймонда-Одиллия, а Ильюшкина – Раймонда-Одетта. При этом туры в обе стороны, плавная легкость и умение взмахнуть ногой так, что мало не покажется, у обеих прекрасны. Как и сочетание венгерского танца с классическим в последней картине.
Мария Ильюшкина. Фото – Наташа Разина
И тут мы возвращаемся к идее «Раймонды». К ее средневековому посылу.
Я бы так сказала: сравнение выступлений Хоревой и Ильюшкиной в таком, казалось бы, насквозь условном жанре псевдоисторического балета, претерпевшего к тому же множество редакций (в Мариинке идет версия Константина Сергеева, тоже ставшая классической) позволяет подумать о феномене куртуазности не меньше, чем ее «аутентичная» стилизация в каких-нибудь реконструкциях средневековых церемоний. Такова уж природа классического балетного спектакля, построенного на культе женского образа и преклонении перед балериной.
Кстати, о преклонении. Партнеры обеих Раймонд (маститый Владимир Шкляров и дебютант Никита Корнеев) весьма в этом преуспели. Учитывая, что собственно танца этим рыцарям без страха и упрека в «Раймонде» дано мало.
На этом, поскольку в мою задачу не входит анализ исполнения «Раймонды» труппой Мариинского театра, я закончу. Скажу только, что артисты хорошо выдерживают и ярко подают заложенный в хореографии баланс между танцем и жестом, между танцами на каблуках и на пуантах, между строгостью классики и относительной свободой характерного танца.
В памяти останутся «пророческие» танцы сна Раймонды, Сарацинский танец и Панадерос, Мазурка и Венгерский, и некоторые вариации финального Гран па.