Трудовая миграция

Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу

Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.

Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.

Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:

  1. Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
  2. Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.

Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.

Ключевые термины и характеристики современной миграции рабочей силы

Процесс миграции человеческих ресурсов подразумевает перемещение индивидуума из страны, в которой он родился, на территорию иного государства. В том случае, если человек переселяется для более выгодного трудоустройства, говорят о трудовой миграции или миграции рабочей силы. Субъектами ее являются и жители страны, переезжающие в другой регион, и иностранцы, которые могут трудоустраиваться как легально, так и нелегально.

Различают такие виды миграции рабочей силы:

  • сезонная – выполнение мигрантом сезонных работ в другом государстве (например, сейчас популярна сезонная работа в Польше по биометрическому паспорту);
  • безвозвратная – выезд за рубеж на постоянное место жительства;
  • временно-постоянная – выполнение профессиональной деятельности на территории принимающей страны в течение ограниченного срока (работа по контракту или реализация проекта);
  • маятниковая – ежедневное пересечение границы другого государства и возвращение обратно по работе;
  • нелегальная – незаконное трудоустройство в другой стране;
  • «утечка мозгов» – массовая односторонняя миграция специалистов высокой квалификации (ученых, инженеров).

Страну, которая принимает жителя иного государства и предоставляет ему рабочее место, принято называть реципиентом. Иммиграция рабочей силы – это процесс въезда иностранных граждан для трудоустройства. Страна, которая поставляет рабочую силу, – это донор. Соответственно, трудоспособные граждане, выезжающие из страны-донора, являются эмигрантами. Частные подробности терминологии по этому вопросу описаны в материале «Что такое иммиграция и эмиграция».

На сегодня миграция рабочей силы характеризуется:

  • ростом нелегального трудоустройства,
  • усилением материальных мотивов;
  • увеличением научно-технических кадров в качестве субъектов миграции;
  • возрастанием сезонных мигрантов;
  • увеличением миграции трудовых ресурсов внутри стран.

Современные трудовые мигранты – это молодежь 20–25 лет, особенно из постсоциалистических стран, которая активно ищет для себя лучшие варианты трудоустройства за рубежом в различных сферах (в основном в Германии, Польше).

Трудовая миграция граждан Украины и СНГ

Граждане бывшего Советского Союза стремятся до сих пор эмигрировать в страны Европы, несмотря на все попытки властей увеличить МРОТ, улучшить финансовое положение населения. Но зарплаты на аналогичной работе в странах ЕС намного выше, чем на родине, что провоцирует большую часть молодого трудоспособного населения выезжать за границу.

Множество россиян, белорусов, казахов, украинцев и других граждан из постсоветского пространства за пару месяцев зарабатывают в Европе и Америке сумму, за которую у себя на родине они должны были работать полгода, год, а то и больше.

Заграничных работодателей больше всего интересуют люди, готовые работать в тех направлениях экономики, где нет собственных специалистов или куда местные не идут из-за небольшой зарплаты. Для каждой страны это свои специальности. Но в основном чаще всего требуется обслуживающий персонал, преподаватели, программисты.

Легальное трудоустройство предоставляет возможность эмигрантам получать зарплату не ниже установленного тарифа для местных жителей. Помимо этого эмигрант получает медицинскую страховку, социальный пакет, а иногда даже бесплатное питание и жилье. При возникновении вопросов, связанных с несправедливостью работодателя, работник может обратиться в управление по охране труда.

Для легального трудоустройства необходимо иметь рабочую визу, которая выдается после заключения трудового договора. С ней регистрируются в службе по делам иностранца по месту своей работы и можно трудиться.

Большинство мигрантов из СНГ занимают места инженеров-строителей, врачей. Востребованы и рабочие специальности (охранники, железнодорожники, строители). Конечно, следует ориентироваться и на заработные платы. Самый большой заработок в Великобритании и Скандинавии, но там очень неохотно принимают мигрантов.

Прилично можно заработать в Германии, Нидерландах и Франции (в среднем показатель зарплаты составляет 2200 евро в месяц). В дальнейшем она будет расти.

Очень мало платят в Литве и Болгарии (в среднем 300-450 евро). В Польше, Словакии, Латвии за труд простого рабочего платят около 500 евро, людям с высшим образованием 800-1200 евро (в зависимости от профессии).

Что касается Украины, то здесь та же самая динамика. В стране не хватает рабочих строительных специальностей из-за низких зарплат. Строительные украинские фирмы предлагают зарплату в 12 000 гривен, в то время как в Польше за точно такую же работу предлагают уже 20 000 гривен (стартовая зарплата). За более престижные специальности зарплаты еще выше. Соответственно, молодые люди даже со средним образованием предпочитают мигрировать, чтобы получать в разы больше, чем у себя на родине.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.

Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.

Справка! Отдельной категорией следует выделить вахтовый метод работы, широко распространенный в России для привлечения рабочей силы в районы со сложными климатическими условиями.

Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).

Разные виды классификации

Традиционное деление рабочей миграции предусматривает выделение внутренней и внешней миграции. Первый вид предусматривает пересечение границ в пределах одной страны между административными районами и населенными пунктами. Второй вид – это выезд за государственные границы страны. В свою очередь, внешняя миграция бывает межконтинентальной и внутриконтинентальной.

Другие классификации:

  • По времени нахождения на новом месте жительства или труда: постоянная и временная, которая бывает краткосрочной (до 3 месяцев) и долгосрочной (от 3 месяцев до 1 года).
  • В свою очередь, краткосрочную миграцию делят на регулярную и нерегулярную. Регулярная – это маятниковые, приграничные и вахтовые перемещения населения. Нерегулярные – сезонные и челночные мигранты.
  • По воли субъекта перемещения: добровольная и вынужденная.
  • По причинам: социально-экономическая, социокультурная, экологическая, природно-климатическая, жилищно-бытовая, политическая.
  • По законности и легитимности: легальная и нелегальная.
  • От степени госрегулирования: нерегулируемая и регулируемая (государство принимает активное участие в формах миграции и ее стимулировании).
  • По структурным признакам: возраст, пол, этническая и национальная принадлежность, образование, квалификация, время переезда, место рождения, гражданство.
  • По уровню квалификации: перемещения квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы.
  • По экономической целесообразности: выгодная для страны или работника.
  • По характеру перемещения мигрантов: организованная и стихийная.
  • По типу нанимателя: юридическое или физическое лицо.
  • По главным центрам миграции: регион Западной Европы; США, нефтедобывающие страны Персидского залива.

Часто экономисты и исследователи рынка труда рассматривают все или большинство признаков перемещения населения комплексно, что помогает создать более полную картину миграционных процессов и структуры субъектов, которые переезжают.

Экономические эффекты трудовой миграции. Государственное регулирование трудовой миграции

Основная идея теоретических моделей анализа трудовой миграции на мировом рынке труда заключается в том, что международное перемещение трудовых ресурсов как одного из факторов производства оказывает влияние на темпы экономического роста. Причинами миграции в основном являются межстрановые различия в уровне оплаты труда.

Экономические эффекты международной миграции заключаются в следующем:

  • эмиграция положительно сказывается на экономике трудоизбыточных стран (сокращается безработица);
  • эмиграция положительно воздействует на платежный баланс страны (переводы из-за рубежа, налоги на фирмы по трудоустройству за рубежом, инвестиции эмигрантов в экономику своей страны);
  • иммиграция привносит динамизм в экономическое развитие стран;
  • иммигранты заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения;
  • иммигранты часто заняты в секторах экономики, производящих неторгуемые товары.

Распределение экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину.

Эмиграция высококвалифицированных работников приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.

Государственное регулирование миграции трудовых ресурсов призвано защищать интересы трудящихся мигрантов, национальных работников, а также обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран-экспортеров и импортеров трудовых мигрантов.

Государственная миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную, имеющие различные цели и методы регулирования.

Эмиграционная политика содержит прямые и косвенные методы регулирования.

Прямые методы направлены на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков и включают:

  • требования (ограничительные и поощрительные) к субъектам трудовой миграции;
  • ограничение выдачи загранпаспортов;
  • введение эмиграционных квот;
  • установление обязательных сроков работы в стране после завершения образования за государственный счет.

Косвенные методы призваны создать благоприятный эмиграционный климат. К ним относятся:

  • льготы для эмигрантов на банковские услуги, продажа необлагаемых ценных бумаг;
  • таможенные льготы для реэмигрантов;
  • эмиграционные программы (стимулирование реэмиграции, экономическая помощь странам массовой эмиграции).

Государственная иммиграционная политика призвана ограничить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

Различают три основных типа иммиграционной политики:

  1. ограничение пребывания иммигрантов в стране;
  2. разрешение проживания без предельного срока с правом въезда членов семьи;
  3. разрешение постоянного проживания иммигрантов с правом получения гражданства.

Инструментами иммиграционной политики являются:

  1. требования к качеству трудовых ресурсов (образование, знание языка, квалификация, стаж работы по специальности);
  2. возрастной ценз;
  3. ограничения по состоянию здоровья;
  4. ограничения личностного характера;
  5. квотирование импорта трудовых ресурсов;
  6. финансовые ограничения (оплата трудоустройства и т. д.);
  7. временные ограничения (разрешение на временную работу выдается на определенный срок — от полугода до пяти лет);
  8. национально-географические приоритеты;
  9. санкции в отношении незаконных мигрантов;
  10. программы репатриации (выплата за досрочный выезд из страны, обеспечение адаптации на родине, помощь странам массовой эмиграции).

На международном уровне созданы организации, упорядочивающие процессы миграции — Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (МОМ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН, Система постоянного наблюдения за миграцией при Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР).

Миграция трудовых ресурсов на мировом рынке труда обеспечивает их перераспределение в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран. Миграция ведет к чрезмерному росту крупных городов, демографическому старению населения в странах эмиграции.

Совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перемещения.

Признаки трудовой миграции

Выделяют признаки трудовой миграции на основе существующих норм международного законодательства:

  • Перемещение мигрантов осуществляется внутри страны (внутренняя трудовая миграция) и за ее пределами (внешняя трудовая миграция).
  • Порядок регистрации прибывающих мигрантов происходит согласно правилам принимающего государства.
  • Определенные сроки нахождения на территории страны, поэтому трудовой мигрант не находится на постоянном месте жительства.
  • Выбор места новой занятости, исходя из квалификации, причин, целей.
  • Законное оформление трудовых отношений между работником и нанимателем.

Таким образом, указанные признаки не включают нелегальную миграцию, поскольку трудовые мигранты должны становиться на учет в органах, отвечающих за прием иностранцев, а также соблюдать законы принимающей страны, оформлять соответствующие документы.

Службы и организации, регулирующие процесс

Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та

Международные

Основную  роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.

Важно! Страны, являющиеся участниками МОТ, которые ратифицировали данную конвенцию, обязаны строить свое национальное законодательство в данной области с учетом ее положений.

Государственные

Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.

Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.

Основные разновидности трудовой миграции

  1. На постоянной основе.

Когда речь идет о трудовой миграции постоянного характера, речь идет о переселенцах, направляющихся в принимающее государство с целью закрепиться там на постоянной основе. Причем не имеет значения, собираются трудовые мигранты получать гражданство, или же будут довольствоваться только видом на жительство и разрешением на работу. Некоторые страны широко известны своими жесткими законами получения гражданства, так что приобретение паспорта не всегда является обязательным пунктом в трудовой миграции на постоянной основе.

  1. Временно-постоянный вид миграции.

Международная трудовая миграция может носить и такой характер. Все дело заключается в особенностях законодательства. Когда срок трудовой миграции ограничивается от одного года до шести лет, подобная международная трудовая миграция называется временно-постоянной.

  1. Сезонный вид.

Данный вид трудовой миграции является одним из наиболее распространенных в мире. Существует множество видов занятости, которые носят сезонный характер:

  • Сельское хозяйство;
  • Рыбная ловля;
  • Некоторые виды строительства;
  • Сферы услуг.

В таких случаях целесообразно привлекать сезонных рабочих. Сезонная форма трудовой миграции достаточно распространена и в России – рабочих приглашают по заранее составленным трудовым договорам, или же нанимают людей из уже прибывших мигрантов.

  1. Приграничный вид.

Некоторым мигрантам приходится ежедневно пересекать государственную границу для того, чтобы прибыть на рабочее место. Подобная форма трудовой миграции стала причиной регулирования большого количества законов, упрощающих перемещения из страны в страну.

  1. Так называемое явление «утечки мозгов».

Последствия трудовой миграции такого рода становятся причиной постепенного упадка государств-доноров, из которых мигранты переезжают в более развитые страны. Не так много стран являются подобными донорами – наиболее известными считаются Индия, Египет, Пакистан и Россия. Россия и другие страны СНГ заслуживают особого внимания, так как пик «утечки мозгов» пришелся именно на распад СССР. Высококлассные специалисты, получившие высшее образование и обладающие хорошим опытом работы, не могли найти достойную работу в перестроечной России. Именно этот факт стал основной причиной трудовой миграции известных ученых и специалистов востребованных профессий.

Международная миграция трудовых ресурсов обусловлена явным преимуществом некоторых стран перед большинством неразвитых государств. Если первые волны трудовой миграции были вызваны насильственным путем (например, перевозка рабов из Африки в США), то с отменой рабства развивающимся капиталистическим странам пришлось другим путем компенсировать нехватку рабочей силы.

Регулирование вопроса не заняло много времени – понадобилось только упростить правила пересечения границы. Разумеется, в этом случае наблюдается именно внешняя трудовая миграция. Внешняя трудовая миграция подразумевает пересечение границы, в то время как внутренняя может ограничиваться только лишь перемещением внутри государства.

Причины миграций

Самая распространенная причина – экономическая, то есть переезд в районы, где предлагается работа или более высокий заработок. Данный вид характерен для России.

Политические миграции обусловлены насильственной сменой власти, военными действиями, высылкой из страны оппозиционеров. Масштаб данного вида миграций может быть непредсказуем. Так, в 2020 году в Германию мигрировало около 1 млн беженцев из стран Африки и Ближнего Востока.

Паломничество – это пример религиозных поездок к святыням разных конфессий.

Рис. 2. Паломники на горе Арафат, окрестности Мекки.

Целью семейных миграций является воссоединение семей – детей и родителей, супругов.

Природные и промышленные катастрофы вызывают миграции групп населения из опасной местности в районы, предложенные властями или выбранные самостоятельно.

Современная ситуация

С 1990-х по настоящее время в России наблюдается «западный дрейф» — переезд жителей Сибири и Дальнего востока в европейскую часть страны, а также массовый отток жителей из северных регионов.

После распада СССР произошёл более чем двукратный спад внутренней мобильности населения России. В 2000-е годы меняли место жительства внутри страны около 2 млн человек или 1,4 % населения в год против 3,3 % в 1989 году.

Этот спад является следствием ряда причин, среди которых самое важное значение имеет изменившаяся после крушения СССР практика обеспечения населения жильём. В настоящее время регионами, притягивающими наибольшее число мигрантов, являются крупные экономические центры с диверсифицированными рынками труда, обеспечивающими относительно высокий уровень заработной платы

Кроме того, крупные центры привлекают людей более развитой инфраструктурой и более высоким уровнем жизни. Напротив, регионы со сложной ситуацией на рынке труда, низкой оплатой труда и уровнем жизни, низким рейтингом инвестиционной привлекательности являются донорами, активно отдающими своё население

В настоящее время регионами, притягивающими наибольшее число мигрантов, являются крупные экономические центры с диверсифицированными рынками труда, обеспечивающими относительно высокий уровень заработной платы. Кроме того, крупные центры привлекают людей более развитой инфраструктурой и более высоким уровнем жизни. Напротив, регионы со сложной ситуацией на рынке труда, низкой оплатой труда и уровнем жизни, низким рейтингом инвестиционной привлекательности являются донорами, активно отдающими своё население.

Регионами — лидерами по привлечению внутренних мигрантов являются такие крупные центры как Москва, Санкт-Петербург, а также Краснодарский край.

Внутренняя миграция по Федеральным округам за 2009−2013 годах
Регион прибытия Центральный Северо-Западный Южный Уральский Дальневосточный Северо-Кавказский Сибирский Приволжский Итого прибыло / выбыло Население ФО на 01.01.2014
Центральный 44,997 67,581 57,643 61,130 69,680 87,312 195,207 583,550 38,819,874
Северо-Западный −44,997 6,873 24,698 30,547 24,525 37,370 39,951 118,967 13,800,658
Южный −67,581 −6,873 26,723 36,033 40,549 46,790 23,651 99,292 13,963,874
Уральский −57,643 −24,698 −26,723 5,108 27,045 21,626 24,017 −31,268 12,234,224
Дальневосточный −61,130 −30,547 −36,033 −5,108 −341 −16,501 −11,485 −161,145 6,226,640
Северо-Кавказский −69,680 −24,525 −40,549 −27,045 341 −3,068 −4,995 −169,521 9,590,085
Сибирский −87,312 −37,370 −46,790 −21,626 16,501 3,068 −10,195 −183,724 19,292,740
Приволжский −195,207 −39,951 −23,651 −24,017 11,485 4,995 10,195 −256,151 29,738,836
Итого выбыло −583,550 −118,967 −99,292 31,268 161,145 169,521 183,724 256,151

Данные Госкомстата за 2009−2013 годы свидетельствуют о том, что наибольший отток населения произошёл из Приволжского ФО, что во многом обусловлено близостью Центрального ФО (в первую очередь Москвы и Московской области), которые привлекли большую часть мигрантов из Приволжского ФО. В субъектах РФ, входящих в состав федеральных округов, миграция тоже носит неравномерный характер, в частности, из четырнадцати регионов Приволжского федерального округа миграционный прирост в 2009 году сохранила только Республика Татарстан (2,2 тыс. чел.).

Дальневосточный ФО не является лидером по абсолютным показателям миграции населения в другие регионы, но с учётом малой общей численности населения, этот округ является абсолютным лидером по доле населения мигрировавшего в другие ФО, за 5 лет (с 2009 по 2013 годы) из этого округа уехало около 2,6 % общей численности населения. Это единственный федеральный округ, где почти все субъекты, входящие в него, имеют отрицательное миграционное сальдо. Больше всего убывает население в Республике Саха (Якутии), Магаданской области и Чукотском автономном округе, которые потеряли почти половину своего постоянного населения, а также в Камчатской и Сахалинской областях. Таким образом, здесь, как ни в одном другом округе России, миграция выступает мощным фактором сокращения общей численности населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector