Михайловский (инженерный) замок
Содержание:
- Как добраться до Михайловского замка
- Судьба замка после смерти императора
- Почему Михайловский замок называют Инженерным?
- Тайна Михайловского замка
- История
- Строительство замка
- История Михайловского замка
- История создания замка
- Памятник Петру Первому
- Легенды и тени замка
- Михайловский дворец и великая княгиня
- Павел I – мученик или самодур?
- Два императора
Как добраться до Михайловского замка
Замок-музей находится среди исторической застройки Петербурга, в месте пересечения двух рек — Мойки и Фонтанки. Одним из фасадов он выходит на Марсово поле и Летний сад. Это оживленное туристическое место, окруженное набережными и зелеными парками, сюда легко попасть с Невского проспекта, от Петропавловской крепости или Эрмитажа. Ближайшие к замку станции метро — Гостиный двор и Невский проспект, также рядом есть остановка трамвая №3.
Точный адрес: Садовая улица, 2, Санкт-Петербург, Россия.
Как добраться от аэропорта Пулково:
Как добраться от Московского вокзала:
-
Вариант 1
Автобус:маршрутами № 3, 22, 24, 27 ехать с площади Восстания у вокзала до Гостиного двора, в пути 5 минут.
Пешком:по Невскому и ул. Садовой пройти 800 м.
-
Вариант 2
Пешком:через набережную Фонтанки расстояние 2,3 км.
Судьба замка после смерти императора
Павел I не долго был хозяином своего замка. В его стенах он прожил всего лишь сорок дней и был зверски убит в ночь с одиннадцатого на двенадцатое марта. Императора не спасли глубокие рвы, толстые стены, охрана и даже тайный ход, имевшийся в его покоях. Почему-то в ночь убийства дверь к потайному ходу была заперта.
Многие считают, что Павел I знал о своей смерти. Перед этим к нему явился дух Петра I, его прадеда, и повелел уезжать из замка. А в день убийства император увидел свое отражение в зеркале со сломанной шеей. Однако все это не заставило его покинуть Михайловский замок, и он смело шел навстречу своей судьбе.
Сразу же после кончины Павла I замок опустел. Его жители в спешке выезжали из своих покоев. За последующие годы никто из императоров так и не смог вернуть жизнь в это место. Все обходили его стороной, веря в роковое предназначение замка.
За несколько лет из него были вывезены все ценности, а постепенно он лишился и части обшивки стен. Как когда-то делал для строительства своего замка Павел I, его потомки без стеснения разбирали величественное сооружение, чтобы украсить свои дворцы.
Через восемнадцать лет после смерти императора замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда пошло его второе название, которое сегодня используется довольно часто. Для нужд студентов строение было почти полностью перепланировано: рвы засыпали землей, многие залы перекрасили, в комнатах установили перегородки. Замок уже мало напоминал то величественное сооружение, которое создал Павел I.
Почему Михайловский замок называют Инженерным?
Оба названия – Михайловский и Инженерный – в равной степени используются для определения замка, хотя официальное название сейчас – Михайловский.
Никто из семьи Романовых после убийства не захотел жить в замке, постепенно из него вывезли в другие резиденции все ценности. Само помещение предоставляли разным учреждениям.
В феврале 1823 года замок отдали под Главное Инженерное училище, сменил название и замок. На кондукторском отделении 3 года готовили инженерных прапорщиков со средним образованием, а на двухгодичном – офицеров (это было высшее образование).
Здесь учились Ф.М. Достоевский, И.М. Сеченов, Д.В. Григорович и др.
Н.С. Лесков описал это училище в рассказе «Привидение в Инженерном замке».
После Октябрьской революции деятельность училища была восстановлена уже под другим названием. Название и назначение училища менялись, но зданием по-прежнему пользовались военные инженеры. В 1960 году было решено перевести училище в Калининград.
Во время Великой Отечественной войны в замке устроили госпиталь, а после, вплоть до 1991 года здесь размещались сразу несколько учреждений, включая архив.
После перестройки Михайловский дворец отдали Русскому музею, которому он принадлежит до сих пор.
Тайна Михайловского замка
С размещением в замке Инженерного училища здание стало обрастать мистическими легендами. Впечатлительные курсанты породили множество слухов о якобы имеющемся в замке привидении императора Павла I. Вслед за этими россказнями в народе тоже начались пересуды о таинственных видениях по ночам. Многие жители стали «видеть» зажженные свечи в окнах замка, а самые «наблюдательные» даже видели привидения.
Проверить эти утверждения не представляется пока возможным, потому что все чертежи подземелий уничтожены архитектором В. Бренна, когда он уезжал в 1801 году из России.
Надо сказать, что какая-то доля правды в мистических легендах наверняка есть. Иначе чем объяснить тот факт, что в советское время даже была создана комиссия по изучению аномальных явлений, происходящих в замке и беспокоивших советских сотрудников размещенных там ведомств. Однако результаты работы и выводы этой комиссии до сих пор засекречены.
История
Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.
Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)
Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.
Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)
Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.
Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)
К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.
На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)
Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.
С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)
Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.
В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь
Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.
Строительство замка
Михайловский замок был построен Бартоломео Растрелли для императора Павла І в период с 1797 по 1801 годы. В его проектировании принимали участие архитекторы Василий Иванович Баженов и Винченцо Бренна. Замок был построен в удивительные по тем временам сроки – четыре года. Для обеспечения такой скорости строительства 6000 рабочих вынуждены были трудиться круглосуточно и без выходных.
Для максимально быстрого выполнения работ на строительство замка были переброшены строительные материалы, предназначавшиеся для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. Согласно проекту замок должен был являть собой неприступную крепость, а завершался сей бастион подъемный мостом. У стен замка протекали воды Мойки и Фонтанки. Назван замок был в честь святого архангела Михаила.
Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I в 1796 году:
Замок возвели на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, спроектированного архитектором Растрелли. Именно здесь 1 октября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича, и тут в 1762 году она была провозглашена императрицей.
Первый камень был заложен 9 марта 1797 года. Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках у Бренны также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.
Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Интерьеры замка украсили картины крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова, А. Е. Мартынова, Г. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона.
21 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.
История Михайловского замка
Замок по образцу европейских был заложен в 1787 году для российского императора Павла I, причем несколько эскизов сделал он сам.
В строительстве принимали участие лучшие архитекторы того времени – Винченцо Бренна и Василий Баженов. Стиль – романтический классицизм.
Основной задачей было создать для императора, известного своей осторожностью, безопасную резиденцию, правильнее сказать – убежище. С четырех сторон замок окружала вода : реки Мойка и Фонтанка, а также два искусственных каналов
Попасть на остров можно было по одному из подвесных мостов, которые к тому же серьезно охранялись.
Как известно, повышенные меры безопасности не уберегли императора, именно в этом замке в ночь с 11 на 12 марта 1801 года он и был убит. Павел I вместе со своей семьей прожил здесь 40 дней.
Вскоре после полуночи 12 офицеров-заговорщиков ворвались в спальню императора. От Павла I потребовали отречься от престола, но он отказался. В результате «беседы» его ударили в висок золотой табакеркой и для надежности задушили шарфом. Роли участников и вдохновителей этого дворцового переворота историки обсуждают по сей день.
Тайны и легенды окружают Михайловский замок, делая его одним из самых романтичных мест Санкт-Петербурга. Кроме легенды о перчатке, о которой мы уже писали, есть легенда о предсказании Ксении Петербуржской, о том что Павел I проживёт столько лет, сколько букв содержит изречение на фасаде: «Дому Твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». 47 букв и 47 лет – предсказание исполнилось. Это измененная цитата из 92 псалма Давида, правильная должна была бы звучать так: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Смысл немного изменился, правда?
Более 100 лет официальной версией смерти Павла I была смерть от так называемого апоплексического удара.
История создания замка
Указ о строительстве Инженерного замка в Санкт-Петербурге вышел в девяносто шестом году восемнадцатого века. Местом для него был выбран Летний дворец, в котором и родился император. Считается, что он всегда говорил о мечте умереть там, где появился на свет. Поэтому место под застройку было выбрано не случайно. К тому же Летний дворец был практически заброшен, его стены обветшали, а многие предметы вывезены в другие дворцы.
Многие современники Павла I писали о его мистических наклонностях. Считалось, что он обладал настоящим даром предвидения и даже имел отношение к Мальтийскому ордену. Как бы то ни было, но к строительству император подошел с большим энтузиазмом. Он самолично разработал архитектурный проект замка, в котором воплотил все свои идеи. Можно добавить, что изначально в нем прослеживались идеи масонства. А знаки этого тайного ордена и до сих пор явно читаются в разных местах замка. После создания первого проекта Павел I приступил к внесению правок, и в конечном итоге на его столе оказалось целых тринадцать проектов, выбрать из которых он не мог.
На помощь государю пришел архитектор Василий Баженов, соединивший все идеи в единый проект и сделавший на него смету. Руководить возведением своего детища император доверил Винченцо Бренна, которого самолично контролировал.
Интересно, что Инженерный замок – это второе название дворца. Изначально все знали его как Михайловский. Причем и здесь не обошлось без легенд. Согласно им, одному из солдат на посту ночью явился сам архангел Михаил и повелел пойти к государю и передать распоряжение о строительстве на месте Летнего дворца храма. Назвать его нужно было непременно Михайловским. На утро вояка отправился к императору и рассказал ему о своем сне. Удивительно, но Павел I был будто уже осведомлен обо всем. Поэтому в считанные дни отдал приказ о возведении замка и строительстве храма в честь святого Михаила.
В феврале девяносто седьмого года восемнадцатого столетия сам император принял участие в закладке фундамента. Кроме монет, которые было принято закладывать в основание новых сооружений, туда же положили несколько кирпичиков из обработанной яшмы. Ранее и позже такого никто и никогда не делал.
Памятник Петру Первому
Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.
Памятник Петру Первому находится на центральной аллее
История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.
Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски
В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади, отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.
Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв. Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук». Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.
Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место
Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка, пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии, также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.
Фрагмент барельефа — спасение тонущего моряка
Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.
Легенды и тени замка
- Трагедия и дворцовый переворот.
- Призрак Михайловского замка.
- Дальнейшая история Инженерного замка.
У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя. В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.
Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии. Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.
Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.
Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию. Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой. Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.
Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.
В 1820-е годы недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.
Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.
В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.
Обо всем этом посетителям расскажут на экскурсии, когда они придут в Михайловский замок.
Михайловский дворец и великая княгиня
Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века
По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности.
Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.
Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.
Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.
Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.
Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».
К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.
Павел I – мученик или самодур?
В историю России этот император вошел фактически под знаком вопроса. Период его правления был столь краток, что никто из современников даже не смог проникнуться грандиозными планами императора. Многие учебники дают о нем информацию, как о человеке недалекого ума, захлебывающемся от амбиций и претензионных идей. Довольно долго в обществе бытовало мнение, что останься император в живых, он привел бы к уничтожению России из-за планируемого союза с Наполеоном и симпатии к западному укладу жизни.
Однако позже историкам удалось найти ряд документов, которые в корне изменили представление о личности императора. Как оказалось, Павел I был очень образованным человеком, отлично разбиравшимся в архитектуре и искусстве. У него был свой взгляд на внешнюю и внутреннюю политику, причем император имел все шансы на то, чтобы договориться с Бонапартом и объединить армии обеих стран. За краткие четыре года своего правления император подписал большое количество реформаторских указов, которые должны были полностью изменить положение народа в России. Однако всем его идеям и мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. Кроме одной единственное – о строительстве собственного замка.
Инженерный замок (Михайловский) стал его настоящим детищем, продуманным и возведенным в самые короткие сроки. По роковому стечению обстоятельств именно это место и стало его последним жизненным пристанищем, ведь в стенах замка Павел I встретил свою страшную смерть. Считается, что его дух так и остался в Инженерном замке. Приведение императора до сих пор бродит в его стенах, пугая смотрителей музея и припозднившихся посетителей.
Два императора
В настоящее время Михайловский замок в Петербурге считается одной из самых интересных достопримечательностей. Он поражает и четырьмя фасадами, каждый из которых отделан по-особенному, и нетрадиционным для Петербурга оранжевым цветом.
Наряду с необычной архитектурой, внимание туристов привлекают скульптуры двух императоров, расположенные рядом с дворцом. Перед парадным входом на украшенном бронзовыми барельефами постаменте высится конная статуя Петра I в одеянии римских императоров
Этот памятник по модели Бартоломео Карло Растрелли был установлен еще при жизни Павла I. И надпись на постаменте гласит: «Правнук — прадеду».
Второй памятник самому Павлу — во внутреннем дворике. Он установлен в 2003 г., его авторами являются скульптор В.Э. Горев и архитектор В.И. Наливайко. Сидящий на троне Павел в императорской короне со скипетром и державой высокомерно взирает на проходящих мимо туристов.