Михайловский замок

История

Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.

Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)

Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.

Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)

Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.

Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)

К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.

На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)

Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.

С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)

Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.

В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь

Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.

Что можно посмотреть рядом с Михайловским замком

Этот район Санкт-Петербурга чрезвычайно богат достопримечательностями.

У Пантелеймоновского моста на набережной Фонтанки не забудьте посетить один из самых знаменитых неформальных памятников Петербурга –
Чижика-Пыжика.

В ближайших окрестностях находятся Летний сад,
в пешей доступности Храм Спаса на Крови,
кинотеатр «Родина» и
Итальянский дворик, Михайловский сад с его знаменитой решеткой.

В пяти минутах пешей прогулки площадь Искусств, где находятся Музей этнографии и Русский музей (Михайловский дворец), Михайловский театр, Подвал бродячей собаки, Большой зал Филармонии.

Через Марсово поле можно пройти к Мраморному дворцу, а оттуда по Миллионной улице к знаменитым эрмитажным Атлантам, Зимней канавке и Дворцовой площади.

Адрес: Садовая улица, 2

Общая информация

Есть версия, что проект замка создавал В. И. Баженов, талантливый зодчий, продумывая концепцию одного из самых сложносочиненных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге. Однако искусствоведы-западники утверждают, что смелая архитектурная идея принадлежит итальянцу Винченцо Бренна, создателю вычурных дворцов Павловска. Ведь Бренна и построил Михайловский замок.

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Его стиль – романтический классицизм – позаимствован от архитектуры западного Просвещения. Изначально романтический стиль называли противоположному стилю классицизма – критическому, концептуально разумному, в конце XVII – начале XIX вв. противостоявшему вычурности и «красивости» других стилей – таких, как рококо. Романтизм, внедренный в классицизм, создавал архитектурные произведения, не подлежащие копированию, о которых трудно сказать, чего в них больше – простоты и скромности или эстетства и вычурности.

Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, фаворитка Павла I, переселившаяся в замок вместе с ним. Есть иная версия, попахивающая вымыслом, о другой фаворитке, сероглазой и рыжеволосой, о которой император якобы говорил с любовью: «Дым и пламень!» Дымно-серая отделка замка превосходно оттенила нежный цвет его строгих крепостных стен.

Михайловский замок в Советское время

После революционных событий 1917 года здание было национализировано и с 1918 года в его залах разместились аудитории Ленинградского военно-инженерного училища.

С начала войны и до 1945 года в замке располагался госпиталь, и после войны военное училище продолжило образовательный процесс. В тоже время в здании размещалось множество различных советских учреждений с немыслимыми для воспроизведения названиями.

Начиная с 1988 года, арендаторы стали постепенно освобождать занимаемые площади и к 1994 году Михайловский замок перешел в распоряжение Государственного Русского музея. Был восстановлен первоначальный облик здания и частично сделана реставрация интерьеров по эскизам современников.

Елагин дворец

Это летний императорский дворец, находится на Елагинском острове в Спб. Второе название дворца — Елагиноостровский.

с 2016 года по апрель 2021 года велись реставрационные работы, был воссоздан кабинет Александра I. Также теперь воссозданы интерьеры домовой церкви Николая Чудотворца.

В Елагином дворце стали проводить выставки и экскурсии.

Как доехать

Адрес: ул. Елагин остров, 4.

На метро: станция «Старая Деревня» и «Крестовский остров».

Остановка «ЦПКиО / Липовая аллея»:

  • На автобусе: 93, 211, 216.
  • Трамваи: 21, 48.
  • Маршрутные такси: 93, 210, 305А, 405, 417, 425, 690.

Цена и режим работы

Кабинет Александра I:

Взрослые – 100 руб. Школьники, студенты очной формы обучения, пенсионеры – 50 руб

Обзорная экскурсия «Парадная анфилада Елагина дворца» Взрослые – 150 руб.

Школьники, студенты очной формы обучения, пенсионеры – 50 руб.

Режим работы:

Вт, чет, пят., суб. воск. с 10.00 до 18.00. Выходные дни понедельник и среда.

История создания замка

Указ о строительстве Инженерного замка в Санкт-Петербурге вышел в девяносто шестом году восемнадцатого века. Местом для него был выбран Летний дворец, в котором и родился император. Считается, что он всегда говорил о мечте умереть там, где появился на свет. Поэтому место под застройку было выбрано не случайно. К тому же Летний дворец был практически заброшен, его стены обветшали, а многие предметы вывезены в другие дворцы.

Многие современники Павла I писали о его мистических наклонностях. Считалось, что он обладал настоящим даром предвидения и даже имел отношение к Мальтийскому ордену. Как бы то ни было, но к строительству император подошел с большим энтузиазмом. Он самолично разработал архитектурный проект замка, в котором воплотил все свои идеи. Можно добавить, что изначально в нем прослеживались идеи масонства. А знаки этого тайного ордена и до сих пор явно читаются в разных местах замка. После создания первого проекта Павел I приступил к внесению правок, и в конечном итоге на его столе оказалось целых тринадцать проектов, выбрать из которых он не мог.

На помощь государю пришел архитектор Василий Баженов, соединивший все идеи в единый проект и сделавший на него смету. Руководить возведением своего детища император доверил Винченцо Бренна, которого самолично контролировал.

Интересно, что Инженерный замок – это второе название дворца. Изначально все знали его как Михайловский. Причем и здесь не обошлось без легенд. Согласно им, одному из солдат на посту ночью явился сам архангел Михаил и повелел пойти к государю и передать распоряжение о строительстве на месте Летнего дворца храма. Назвать его нужно было непременно Михайловским. На утро вояка отправился к императору и рассказал ему о своем сне. Удивительно, но Павел I был будто уже осведомлен обо всем. Поэтому в считанные дни отдал приказ о возведении замка и строительстве храма в честь святого Михаила.

В феврале девяносто седьмого года восемнадцатого столетия сам император принял участие в закладке фундамента. Кроме монет, которые было принято закладывать в основание новых сооружений, туда же положили несколько кирпичиков из обработанной яшмы. Ранее и позже такого никто и никогда не делал.

Как добраться и когда посещать

Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно. Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.

Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.

По стоимости посещение музея доступно практически всем. Цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.

Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.

Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!

В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.

Архитектура замка

Михайловский замок – самое выразительное архитектурное сооружение Павловской эпохи, ярко отразившее вкусы и мировоззрение последнего императора 18 века. Замок, как бы вырастающий из воды, по стилю относится к романтическому классицизму. Фасады дворца, украшенные статуями, не повторяют друг друга. Эта средневековая крепость, являющаяся абсолютно не характерным для российской архитектуры сооружением, окрашено так же в нехарактерный красно-оранжевый цвет.

Архитектура Михайловского замка была очень нехарактерной для города

Дорога к замку начиналась от основных парадных ворот у Манежной площади. Вдоль широкой дороги стояли императорские конюшни и манеж, а также трехэтажные караульные кордегардии, после которых уже шли укрепления непосредственно замка.

По трехчастному мосту, мимо караула, совершался въезд на непосредственно замковую территорию. Парадный фасад въездных Воскресенских ворот, находящихся с южной стороны замка, был украшен обелисками воинских доспехов. В нишах были установлены статуи Дианы и Аполлона, а также аллегорий Дня и Ночи. Этот въезд предназначался для императорского семейства и почетных иностранных гостей.

Южная парадная сторона Михайловского замка

Через въездные ворота западного фасада на территорию замка могли заходить жители Петербурга, желающие осмотреть различные произведения искусства. Этот въезд был более нарядным, с карнизом, декорированным лепниной, со статуями аллегорий Веры и Надежды. По центру западного фасада расположена церковь, снабженная типично петербургским шпилем. Эта небольшая церковь для императорской семьи была освящена в честь Св.Михаила Архангела. А на потолке ее можно увидеть масонское всевидящее око.

Западный фасад Михайловского замка с церковью Св.Михаила

После убийства Павла церковь была закрыта, но спустя двадцать лет службы в ней были восстановлены, хотя само помещение было перестроено в двухэтажное. Самыми известными прихожанами церкви являлись Ф.Достоевский и М.Мусорский, а композитор М.Глинка здесь даже венчался.

Свод храма Св.Михаила в Михайловском замке

На аттике находились скульптурные изображения Петра и Павла из мрамора (автор П.Трискорни). Сегодня они украшают лютеранскую Петропавловскую церковь на Невском проспекте.

Северная парковая сторона, смотрящая на Летний сад и украшенная мраморными Флорой и Геркулесом, имела широкую лестницу и колоннаду на открытой террасе.

Северный фасад Михайловского замка виден со стороны Летнего сада

Михайловский замок, возведенный в месте пересечения Мойки и Фонтанки, обрамленный по периметру рвами, заполненными водой, по своему архитектурному облику напоминает среднестатистическую европейскую крепость. 

Ее стены, замкнутые в квадрат закругленный по углам, окружают территорию внутреннего двора с восьмью углами. Три моста переброшены через ров от замка к центральной аллее с монументом Петру Первому. На всех мостах стояли часовые.

Неприступность Михайловского замка не защитила жизнь императора

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века

По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности. 

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

Обзор залов

Этажи и залы объединяет вестибюль, украшенный вензелями, фризами, барельефами с атрибутикой русского оружия. Все помещения архитектор сконцентрировал около внутренней лестницы. На первом этаже – личные покои Михаила Павловича, состоящие из шести скромных комнат без излишней роскоши. Квартиры придворных расположены здесь же.

Арсенал с коллекцией оружия и мундиров занимает одну из комнат князя. Роскошная комната в покоях хранит военное снаряжение и мундиры, головные уборы и ордена В коллекции Михаила Павловича три пушки, подаренные императором Николаем I, из которых стреляли при подавлении восстания на Сенатской площади.

Михаил Павлович – участник подавления восстания декабристов на Сенатской площади. Великий князь настоял на замене смертной казни каторгой Вильгельму Кюхельбекеру, поэту и другу Пушкина, которого обвиняли в том, что стрелял в Михаила Павловича.

На втором этаже – комнаты для проведения балов и приемов. В центре анфилады залов роскошно и оригинально отделан Белоколонный зал. Художественное оформление впечатляет. Разделенный на три части рядами колонн, он украшен барельефами и живописными панно со сценами из античных поэм.

Мебель и хрустальные люстры сделаны по эскизам Карла Росси. Отделка зала в бело-золотом цвете. Комнаты перекрыты системой зеркальных сводов, украшенных росписью.

Памятник Петру Первому

Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.

Памятник Петру Первому находится на центральной аллее

История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.

Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски

В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади, отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.

Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв. Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук». Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.

Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место

Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка, пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии, также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.

Фрагмент барельефа — спасение тонущего моряка

Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.

История Михайловского замка

Замок по образцу европейских был заложен в 1787 году для российского императора Павла I, причем несколько эскизов сделал он сам.

В строительстве принимали участие лучшие архитекторы того времени – Винченцо Бренна и Василий Баженов. Стиль – романтический классицизм.

Основной задачей было создать для императора, известного своей осторожностью, безопасную резиденцию, правильнее сказать – убежище. С четырех сторон замок окружала вода : реки Мойка и Фонтанка, а также два искусственных каналов

Попасть на остров можно было по одному из подвесных мостов, которые к тому же серьезно охранялись.

Как известно, повышенные меры безопасности не уберегли императора, именно в этом замке в ночь с 11 на 12 марта 1801 года он и был убит. Павел I вместе со своей семьей прожил здесь 40 дней.

Вскоре после полуночи 12 офицеров-заговорщиков ворвались в спальню императора. От Павла I потребовали отречься от престола, но он отказался. В результате «беседы» его ударили в висок золотой табакеркой и для надежности задушили шарфом. Роли участников и вдохновителей этого дворцового переворота историки обсуждают по сей день.

Тайны и легенды окружают Михайловский замок, делая его одним из самых романтичных мест Санкт-Петербурга. Кроме легенды о перчатке, о которой мы уже писали, есть легенда о предсказании Ксении Петербуржской, о том что Павел I проживёт столько лет, сколько букв содержит изречение на фасаде: «Дому Твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». 47 букв и 47 лет – предсказание исполнилось. Это измененная цитата из 92 псалма Давида, правильная должна была бы звучать так: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Смысл немного изменился, правда?

Более 100 лет официальной версией смерти Павла I была смерть от так называемого апоплексического удара.

Внешний вид и отделка фасадов

  • То ли замок, то ли крепость.
  • Отделка корпуса.
  • Фасады замка.
  • Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.

Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.

Павел I – мученик или самодур?

В историю России этот император вошел фактически под знаком вопроса. Период его правления был столь краток, что никто из современников даже не смог проникнуться грандиозными планами императора. Многие учебники дают о нем информацию, как о человеке недалекого ума, захлебывающемся от амбиций и претензионных идей. Довольно долго в обществе бытовало мнение, что останься император в живых, он привел бы к уничтожению России из-за планируемого союза с Наполеоном и симпатии к западному укладу жизни.

Однако позже историкам удалось найти ряд документов, которые в корне изменили представление о личности императора. Как оказалось, Павел I был очень образованным человеком, отлично разбиравшимся в архитектуре и искусстве. У него был свой взгляд на внешнюю и внутреннюю политику, причем император имел все шансы на то, чтобы договориться с Бонапартом и объединить армии обеих стран. За краткие четыре года своего правления император подписал большое количество реформаторских указов, которые должны были полностью изменить положение народа в России. Однако всем его идеям и мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. Кроме одной единственное – о строительстве собственного замка.

Инженерный замок (Михайловский) стал его настоящим детищем, продуманным и возведенным в самые короткие сроки. По роковому стечению обстоятельств именно это место и стало его последним жизненным пристанищем, ведь в стенах замка Павел I встретил свою страшную смерть. Считается, что его дух так и остался в Инженерном замке. Приведение императора до сих пор бродит в его стенах, пугая смотрителей музея и припозднившихся посетителей.

Возведение архитектурного исполина

Процесс строительства был запущен 26 февраля 1797 года в момент закладки первого камня в фундамент будущего сооружения. Император торопил со сроком сдачи объекта и работы велись «стахановскими» темпами.

На момент возведения архитектурного «монстра» были прекращены все значимые стройки по стране и лучшие специалисты перенаправлены на царский объект.

Баженов был не в состоянии выдерживать такую строительную гонку, и в дальнейшем руководил постройкой Винченцо Бренна — придворный архитектор императора.

Работы велись в буквальном смысле и день, и ночь при свете факелов, в любое время года и при любых погодных условиях. На строительной площадке одновременно находилось около 5 тысяч работников.

Для ускорения строительства стали перебрасывать с других строек готовые архитектурные компоненты. В ход пошли колонны и фризы из Царского Села, скульптуры из Академии художеств.

Даже с Исаакиевского собора сняли уже установленный фриз с библейской надписью. Это было немыслимым святотатством и есть легенда, что причиной гибели Павла I стал этот необдуманный приказ о снятии фриза со стен храма.

Строительство продолжалось, и по известному сценарию Таврический дворец остался без наборного паркета.

В спешке строительные работы велись с нарушением технологии и надлежащих нормативов. Фундамент, вырытый глубокой осенью, и зимняя кладка стен привели к неимоверной сырости и снижению уровня теплозащиты.

Однако император подгонял строительство и ценой невероятных усилий к ноябрю 1800 года удалось закончить возведение здания. В этом же месяце в день Архангела Михаила дворец был освящен, но отделка помещений продолжалась еще несколько месяцев.

В знаменательный день 1 февраля 1801 года император со всей семьей въехал в новую резиденцию.

Авторы Гайдпарка

  • Дмитрий Иванов

    Настоящий фашизм

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Российский ФБР заинтересовался причинами смерти афроамериканца Уильяма Джаннетта

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Идея неомонархизма

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    И все-таки какими разными были мы — студенты ЛИАПа. Мой друг Анатолий

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Сногшибательный лозунг

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Критика «Северного потока-2» грозит Латвии газовым кризисом

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В РФ отреагировали на желание Киева вытеснить Москву с газового рынка

    Читать полностью

  • Анатолий Ключников

    Преемственность поколений

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Для чего Вашингтону нужна Япония?

    Читать полностью

  • наталья гончарова

    Вы заметили, что эстрада наша как-то изменилась?

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Самозванцы

    Читать полностью

  • Nikol

    Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

    Читать полностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector