Музей фаберже в санкт-петербурге

Содержание:

Самые известные экспонаты музея Фаберже

Это четыре императорских пасхальных яйца, входившие в число тех пятидесяти, которые были созданы в разные годы для царской семьи:

  • яйцо «Курочка» — первое из всей коллекции императорских яиц, приобретенное царем Александром III для супруги;
  • яйцо «Ренессанс», изготовленное в виде шкатулки из агата в оправе из золота;
  • яйцо «Бутон розы», заказанное императором Николаем II в качестве пасхального дара супруге;
  • яйцо «Коронационное» — последнее из изготовленных мастерами ювелирной фирмы Фаберже пятидесяти императорских пасхальных яиц.

Эти яйца ценны не только как предметы ювелирного искусства. Они стали уникальными историческими артефактами, свидетельствами значительных событий в истории нашей страны.

Кроме них, в собранную музеем коллекцию Фаберже вошли многочисленные предметы культа, интерьера, изделия из серебра и галантерея. Они дают представления обо всех направлениях, по которым создавали свои шедевры мастера фирмы.

Как добраться до музея Фаберже

Музей расположен неподалеку от пересечения Невского проспекта с набережной реки Фонтанки.

Ближайшая станция метро — «Гостиный двор». От нее — семь минут пешей прогулки по Невскому до Аничкова моста, затем нужно, не переходя на другой берег, повернуть налево и пройти еще пару шагов до входа во дворец.

От станции «Маяковская» и «Площадь Восстания» идти пешком примерно 15 минут.

Схема линий метро Санкт-Петербурга

Также неподалеку располагается остановка автобусов и троллейбусов (схема маршрутов электротранспорта Санкт-Петербурга).

Альтернатива общественному транспорту — такси. У уличных таксистов цены, как правило, необоснованно завышенные, поэтому лучше заказывать машину через мобильные приложения, такие как Яндекс. Такси, Maxim и Uber.

Путь от станции «Гостиный двор» до музея Фаберже

Видео

Некоторые из самых важных пасхальных яиц на выставке

  • Воскресенское Яйцо (1890). Сделанная из горного хрусталя, она изображает Иисуса, выходящего из гробницы. Предполагается, что это был потерянный сюрприз яйца эпохи Возрождения.
  • Яйцо Воскресения Христова

Яйцо «Ренессанс»

Яйцо — Бутон Розы (1895). Неоклассический стиль, он открывается, как конфета. Украшен символами любви и узами брака.

Императорское Коронационное Яйцо (1897). Изготовлен из золота с желтой полупрозрачной эмалью. В нем хранится тайна коронационной кареты Николая II и его супруги.

Яйцо «Ландыши» (1898). В стиле модерн с любимыми цветами Александры Федоровны. Он увенчан миниатюрными портретами императора и двух его старших дочерей.

Кельх Куриных Яиц (1900). По заказу миллиардера Александра Кельча для его жены Барбары. Рубиново-золотая эмаль с полосой сверкающих бриллиантов. Главный сюрприз-красивая курица.

Яйцо герцогини Мальборо (1902). Он один из самых больших. Вдохновлен часами Людовика XVI с вращающимся циферблатом. Он был заказан американцем.

Кстати, следует отметить, что в Баден-Бадене (Германия) находится еще один музей Фаберже. Он был официально открыт в 2009 году российским коллекционером произведений искусства Александром Ивановым, но в нем есть только одно Императорское пасхальное яйцо — Карельское Березовое яйцо, а остальная коллекция не так велика и не так известна, как та, что находится в Санкт-Петербурге.

Коллекция

Коллекция представляет крупнейшее в мире собрание работ фирмы Фаберже, основанной в 1842 году. Более 4 тысяч единиц хранения относятся ко всем направлениям известной на весь мир фирмы: ювелирные украшения, пасхальные шедевры, иконы, памятные вещи, фарфор, сувениры, столовое серебро.

Многие из произведений искусства принадлежали императорской фамилии и европейским монархическим дворам. Самые ценные предметы в коллекции — девять пасхальных яиц, подаренных в своё время императорам Александру III и Николаю II. Всего было создано 71 яиц, из которых 54 являются императорскими. Подробнее о шедеврах коллекции.

Помимо работ Фаберже представлены украшения выдающихся русских ювелиров — Овчинникова, Хлебникова и других.

Юлия

Выставочные залы дворца Шувалова

Шуваловский дворец — один из красивейших петербургских дворцов. Прежде чем в его стенах разместился музей, была проведена масштабная многолетняя реставрация здания — первая за всю его 200-летнюю историю. Площадь дворца — приблизительно 4 700 квадратных метров.

Каждая экскурсия по музею начинается с роскошной парадной лестницы, построенной в первой половине XIX века. С боков её окружает галерея с нишами для демонстрации скульптур, а сверху возведен богато украшенный лепниной купол.

Юлия

Вся коллекция размещается в 10 залах на втором этаже:

  • Рыцарский зал — это кубки, посуда, шкатулки и другие предметы из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний. Стены зала обрамляет барельеф, изображающий рыцарский поединок.
  • Красная гостиная — второй выставочный зал. Хранит в себе лучшие образцы русского художественного серебра XVIII — начала XX веков, изготовленные ювелирами Фаберже и других мастерских.
  • Синяя гостиная — главный выставочный зал музея, где выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. Каждый из экспонатов — это подлинный шедевр ювелирного дела со своей историей.
  • Золотая гостиная — бывшая столовая, а ныне хранилище императорских подарков. Основа экспозиции — сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портретами русских императоров.

Юлия

  • Аванзал — это собрание ювелирных украшений, аксессуаров и предметов быта. Особенность коллекции заключается в утраченной технологии мастеров Фаберже — покрытии эмалью-гильоше с богатейшей цветовой палитрой.
  • Белая и Голубая гостиные — здесь представлены эмалированные изделия, выпущенные ювелирной фирмой Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.
  • Выставочный зал — бывший домашний музей Шуваловых. Сегодня здесь размещаются резные каменные изделия XIX–XX веков и полотна русских художников XIX века, включая работы Ивана Айвазовского и Василия Поленова.
  • Готический зал — он же кабинет графа Шувалова. Здесь бережно хранится наследие русских иконописцев — иконы XVI–XX веков, обрамленные в серебряные оклады лучшими ювелирами столицы.
  • Верхняя буфетная — обитель живописи русских и французских художников-импрессионистов конца XIX — начала XX веков. Среди экспонатов также присутствуют фарфоровые изделия, в том числе дворцовая ваза с росписью Ф. И. Красовского.

Пасхальное яйцо «Ренессанс»

Пасхальное яйцо «Ренессанс» в 1894 году Александр III подарил своей супруге Марии Фёдоровне. Это было последнее пасхальное яйцо, подаренное им — в этом же году император скончался.

Яйцо изготовлено в виде шкатулки из прозрачного голубовато-молочного агата. Основание овальной формы выполнено из золота. Шкатулка украшена вкраплениями рубинов и алмазов, на верхней половине из бриллиантов выложена дата создания. Ручки шкатулки сделаны в виде золотых скульптурных львиных голов с кольцами в зубах.

Сюрприз этого яйца считается утерянным. Впрочем, многие исследователи полагают, что им могло быть Пасхальное яйцо «Воскресение Христово».

Режим работы Музея Фаберже в 2021 году

Музей открыт для посетителей. Если Вы хотите посетить музей с экскурсией, рекомендуем заранее купить билеты на , поскольку посетители допускаются только по сеансам, группами по 5 человек, а спрос большой.

Осмотреть экспозиции можно с экскурсией или самостоятельно:

  • Ежедневно с 10:00 до 20:45
  • Касса открыта с 9:30 до 20:15
  • Мы рекомендуем осмотреть экспозицию самостоятельно, но обязательно взять аудиогид в прокат (можно использовать вдвоем). С аудиогидом осмотр экспозиции станет намного интереснее и познавательнее. Вы сможете сами прослушать интересный фрагмент или пропустить скучный, остановиться у привлекательного экспоната или подождать пока пройдет толпа. Также, в отличие от экскурсии, продолжительность посещения может быть больше часа.

Интересные факты

Особняк Нарышкиных-Шуваловых, возведенный в 1790 году, за более чем 200-летнюю историю ни разу не реставрировался. Первая комплексная реставрация помогла воссоздать исторический облик здания, сейчас это один из красивейших образцов архитектуры того времени в Северной столице.

В ходе проведения работ при тщательной расчистке Готического зала под многочисленными позднейшими наслоениями краски была найдена настенная темперная живопись. Она была отреставрирована и в настоящий момент стала самостоятельным украшением экспозиции дворца.

Были воссозданы многие скульптуры, элементы отделки, камины, а также двери и окна, изготовленные из дерева ценных пород.

Происхождение яиц Фаберже

На Пасху в России существует многовековая традиция раскрашивать яйца вручную и приносить их в церковь для освящения, а затем дарить друзьям или близким.

В высших слоях Петербургского общества сложился обычай дарить пасхальные подарки, украшенные драгоценностями. Именно так императору Александру III пришла в голову идея поручить создание специального пасхального яйца в качестве сюрприза для императрицы. И вот в 1885 году было создано первое Императорское пасхальное яйцо.

Это первое яйцо было совершенно белым снаружи, как яйцо курицы, но внутри оно содержало золотой желток.

Императрице так понравился этот подарок, что ее муж решил поручить Фаберже каждый год делать новое яйцо, но только с одним условием: чтобы внутри яйца был сюрприз.

Эти яйца были посвящены важным событиям в жизни и царствовании семьи Романовых. Они были настолько сложны в изготовлении, что их изготовление могло занять 1 год с командой высококвалифицированных мастеров, которые должны были хранить содержимое яиц как самый большой секрет.

Александр III каждый год дарил своей жене императрице Марии Федоровне по яйцу. Когда Александр III умер, традиция была продолжена с 1895 года его сыном Николаем II, который каждый год дарил яйцо своей жене, императрице Александре Федоровне, и своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Традиция императорских яиц закончилась в 1917 году с русской революцией и убийством всей семьи Романовых.

После Русской революции большевики национализировали Дом Фаберже, и семья Фаберже бежала в Швейцарию, где Петр Карл Фаберже умер в 1920 году. Дворцы были разграблены, а их сокровища перевезены в Кремлевскую Оружейную палату по приказу Владимира Ленина.

В попытке заработать больше иностранной валюты Иосиф Сталин продал многие яйца в 1927 году. Начиная со времен Второй мировой войны, они стали выставляться на аукционы в разных местах за пределами Советского Союза.

История создания музей Фаберже

Музей Фаберже находится в самом атмосферном дворце из всех, которые я посетила. Возможно, потому, что музеем, причём частным, он стал не так давно, около 6 лет.

В послереволюционные годы здание использовали под нужды советского народа, а до этого дворец был самым настоящим домом, где жили семьи, вели свой быт, принимали гостей, радовались, смеялись, страдали, растили детей — всё, как в обычном доме, стены которого впитывают в себя все страсти.

И всё же, Шуваловский дворец на Фонтанке, 21 — не просто дом. Стоит лишь распахнуть дверь — будто попадаешь внутрь произведения искусства, которое захватывает дыхание и отпускает лишь тогда, когда вновь оказываешься за порогом великолепия.

Гостей встречает удивительная по красоте парадная мраморная лестница.

Музей Фаберже, парадная лестница

Сложно поверить (но легко представить), что раньше на её месте был сквозной проход, по которому ездили кареты. В каждой детали дворца ощущается торжественность, достоинство богатых, родовитых семей. Шуваловский дворец стал своеобразной драгоценной шкатулкой для уникальных, известных всему миру драгоценностей.

Сам Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге, здесь же он стал модным ювелиром, изделия которого обязана была иметь каждая девушка, дорожившая общественным мнением. Вскоре местного гения заметил император и сделал первый заказ — пасхальное яйцо в подарок своей жене. Ювелир не подвёл ожидания императорских особ, и пасхальные яйца стали ежегодным заказом. Император доверял творчеству мастера настолько, что единственным условием для нового подарка была его уникальность, непохожесть на предыдущие.

Всего Карлом Фаберже было изготовлено 50 яиц, из которых сохранилось 42. Восемь исчезли в революционные годы.

Первое яйцо — Курочка — было сделано из золота, которое покрывала матовая эмаль, напоминающая натуральную яичную скорлупу.

Первое яйцо, сделанное Карлом Фаберже — Курочка

Последующие яйца были уже намного сложнее по технологии, в них всегда прятался какой-то сюрприз, обсуждение которого было обязательной темой в женских гостиных. Яйцо изготавливалось целый год, и это неудивительно, особенно, когда изделия стали делать механическими.

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования»

В 1911 году исполнилось 15 лет со дня царствования императора Николая II. К этой дате он преподнес своей супруге пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Это единственное яйцо с изображением портретов, а также повествовательных исторических картинок с изображением событий, важных для Николая II и его супруги.

Среди них: коронование в Успенском соборе Кремля, открытие музея Императора Александра III (Русского музея) в Санкт-Петербурге, торжественный прием членов Первой государственной Думы в Зимнем дворце, открытие памятника Петру I в Риге и другие значимые события.

Музей Фаберже и интерьеры Шуваловского дворца

Посетив музей Фаберже, можно не только прикоснуться к уникальной коллекции, но также и прогуляться по отреставрированным помещениям бывшего Шуваловского дворца, интерьеры которого впечатляют уже сами по себе.

Парадная лестница

Парадная лестница была выстроена в 1840-х годах Николаем Ефимовичем Ефимовым на месте главного проезда и окаймлена галереей для демонстрации скульптуры. Позднее архитектор Рудольф Богданович Бернгард возвел над лестницей роскошный декорированный лепниной купол.

Рыцарский зал

В зале представлена военная тема в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая объединяет акварели Карла Карловича Пиратского и Петра Ивановича Балашова, с изделиями фарфора и предметами из серебра.

Рыцарский зал получил название по фризу с изображением средневекового рыцарского турнира.

Красная гостиная

Красная гостиная отведена под коллекцию русского художественного серебра 18 — начала 20 веков. В отдельных витринах представлены выдающиеся произведения лучших столичных фирм (К. Фаберже, П. Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых, Тигельштейна), носивших высокое звание Поставщиков Высочайшего Двора.

Синяя гостиная

В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. Именно эти изделия, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир.

Золотая гостиная

В зале представлены царские подарки, objets de fantaisie фирмы Фаберже и презентационные коробки.

Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей.

Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров.

Аванзал

В Аванзале представлена коллекция предметов быта состоятельных людей, демонстрирующая богатую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения — в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже.

Белая и Голубая гостиные

В залах представлен русский фарфор 19 века. Белая гостиная открывает тему русского эмальерного искусства предметами из мастерских Павла Овчинникова.

Выставочный зал

В Выставочном зале, который при первых Шуваловых назывался «Большим кабинетом» и в котором находился домашний музей, сегодня экспонируются камнерезные изделия фирмы Фаберже и живописные полотна русских мастеров 19 столетия.

Готический зал

В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон 16-20 веков, большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.

Верхняя буфетная

В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца 19 — начала 20 вков, имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом.

Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста — Константина Коровина.

В зале также представлены образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.

Бежевый зал

В Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.

Шедевры коллекции – украшение музея

Шикарно отреставрированные залы дворца Шуваловых – достойное обрамление уникальной ювелирной коллекции работ фирмы Фаберже, которая здесь хранится.

Новый музей за свою непродолжительную историю приумножил экспонаты. В экспозиции – не только знаменитые яйца, но и ювелирные украшения, столовое серебро и предметы интерьера.

Здесь выставлены картины, рамки с редчайшими фото и драгоценная галантерея, памятные вещи и иконы, фарфор и сувениры. В коллекции представлены украшения русских ювелиров Овчинникова и Хлебникова: на фирме мастера трудилось много талантливых ювелиров.

Выставочные залы дворца Шувалова

В залах дворца воссоздана первозданная отделка: лепнина, обитые шелком стены, камины и зеркала, вазы и канделябры. Здесь же, во дворце, выстроен вестибюль с парадной лестницей, окруженной нишами с боков для демонстрации скульптур.

По ней посетители музея поднимаются на второй этаж в 10 демонстрационных залов:

  1. Рыцарский зал украшен барельефами, изображающими рыцарские поединки. Здесь – кубки и посуда, шкатулки из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний.
  2. Красная гостиная хранит в себе образцы русского художественного серебра, изготовленные ювелирами мастерской Фаберже и другими русскими мастерами.
  3. В Синей гостиной выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. За творческую жизнь ювелир создал 71 яйцо: каждое из них поражает продуманностью деталей и оригинальностью задумок. Над каждым шедевром ювелиры работали год.
  4. Золотая гостиная – хранилище императорских подарков: сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портреты русских императоров
  5. Аванзал – собрание ювелирных украшений, аксессуаров и предметов быта, покрытых эмалью-гиольше с богатейшей цветной палитрой, секрет производства которой утерян.
  6. Белая и Голубая гостиные, в которых представлены эмалированные изделия ювелирной фирмы Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.
  7. Выставочный зал – бывший домашний музей Шуваловых, демонстрирует резные каменные изделия XIX-XX веков и полотна русских художников XIX века.
  8. Верхняя буфетная хранит живопись русских и французских художников-импрессионистов XIX-XX веков. Здесь же – фарфоровые изделия и дворцовые вазы с росписью художника Красовского.
  9. Готический зал – кабинет графа Шувалова, хранит наследие русских иконописцев: иконы XVI –XX веков, обрамленные ювелирами столицы с серебряные оклады.
  10. Бежевый зал посвящен русской эмали, коллекция – из предметов Ф.Ю. Рюкертона, главного поставщика эмалей для фирмы Фаберже.

Картины в музее

Любители живописи в частном музее наслаждаются полотнами мастеров:

  • В. Поленова;
  • К. Маковского;
  • И. Айвазовского;
  • В. Аммона;
  • А. Харламова;
  • П. О. Ренуара;
  • К. Коровина;
  • Анри Мартена;
  • Г. Семирадского;
  • К. Брюллова;
  • Луи Вальта;
  • К. Горбатова.

Ювелирные яйца музея «Фаберже»

На витринах дворца-музея – 15 драгоценных яичек-сюрпризов, 11 – императорские:

  • Ренессанс;
  • Курочка;
  • Бутон розы;
  • Коронационное;
  • Ландыши;
  • Петушок;
  • Лавровое дерево;
  • 15-я годовщина царствования;
  • Орден Святого Георгия;
  • Воскресение;
  • Весенние цветы;
  • Курочка Кельха;
  • Шантеклер;
  • Скандинавское;
  • Яйцо герцогини Мальборо.

Что посмотреть в Музее Фаберже

Касса находится слева, когда вы входите. Вы должны оставить свои рюкзаки и пальто у входа. Меры безопасности более чем оправданы, учитывая высокую ценность экспонатов.

Поднявшись по парадной лестнице, вы попадете на верхний этаж, где находится музейная коллекция.

Из 4000 экспонатов, хранящихся в музее, около 1500 принадлежат дому Фаберже, что делает Музей Фаберже домом для самой прекрасной коллекции работ Фаберже в мире. Наиболее заметными среди этих 1500 штук являются 9 имперских и 6 не имперских яиц.

Всю коллекцию можно увидеть в 10 выставочных залах, расположенных на верхнем этаже. Некоторые номера имеют названия цветов и поражают своими оттенками: красный, синий, золотой или белый и синий.

Красная комната посвящена русскому серебру, золотая-главным образом царским дарам, в то время как другие помещения посвящены фарфору, эмали, посуде и даже живописи, каменным скульптурам, портсигарам или русским иконам.

Но «жемчужина в короне» — это, без сомнения, Голубая комната, та самая, где выставлены императорские пасхальные яйца, особенно подарки царей их женам и императрицам или их матери Марии и Александре Федоровнам, каждая со своей историей, именем и особенностями.

Цена билета в музей Фаберже

  • Вход стоит 450 рублей. Бесплатный вход с помощью St. Petersburg CityPass.
  • Предоставляются аудиогиды (250 рублей), а также экскурсии с гидом на английском или русском языках.
  • После посещения вы можете перекусить на Невском проспекте, где есть множество ресторанов изысканной кухни или фастфуда. Здесь найдется что-то на любой вкус и кошелек.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 1 923 times, 1 visits today)

Основание музея

Создание музея связано с историей приобретения в 2004 году коллекции из девяти пасхальных яиц, которой владел американский миллиардер Малкольм Форбс. Этот коллекционер долгие годы собирал по крупицам произведения искусства, созданные фирмой Фаберже. Однако после его смерти наследники приняли решения продать по отдельности все экспонаты. Российский бизнесмен Виктор Вексельберг принял решение: вернуть коллекцию на родину и не дать ей распылиться по частным собраниям. Он провел успешные переговоры, в результате которых в составе единого лота девять яиц возвратились в Россию, откуда были ранее вывезены в разное время.

После обретения пасхальных яиц было принято судьбоносное решение об основании музея. Для этого дворец на углу набережной Фонтанки и Итальянской улицы был передан в аренду культурно-историческому фонду Вексельберга «Связь времен» сроком на 50 лет. Только на масштабную реставрацию здания было потрачено более миллиарда рублей, причем все это — средства частных инвесторов. Работы шли семь лет, и в 2013 году музей был официально открыт. Позднее в аренду был также передан и дворцовый флигель, расположенный рядом, там будет размещена дополнительная экспозиция музейных ценностей.

В дальнейшем коллекцию музея пополнили многочисленные произведения искусства. Их авторами стали те российские и иностранные художники и ювелиры, которые жили в тот же исторический период. Также в числе приобретений — уникальные русские иконы.

Сейчас экспонаты выставляются в одиннадцати залах. Выставки постоянные и подразделены по залам. Так, иконы можно посмотреть в Готическом зале, а картины русских художников конца XIX — начала XX века — в Выставочном.

Самые интересные произведения

Некоторые из яиц носили чисто религиозный характер, но Фаберже предпочитал семейные мотивы. В 1890 году тогдашний 22-летний цесаревич Николай Александрович, впоследствии царь Николай II, отправился в учебную поездку вокруг света на крейсере «Азов». В ознаменование этого события Фаберже сделал из темно-зеленой яшмы яйцо, внутри которого оказалась верная миниатюра этого корабля. После смерти отца его сын Николай II продолжил традицию дарить яйца Фаберже. Однако количество яиц увеличилось вдвое. Ежегодно он дарил драгоценное яйцо не только жене Александре по прозвищу Алекс, но и своей матери Марии Федоровне.

Одним из самых красивых и ценных образцов было Императорское яйцо для коронации, которое было оценено в 20 миллионов долларов. Яйцо было создано по случаю коронации Николая II. Внутри была точная копия экипажа, в котором Николай и Александра ехали в день коронации. Карета сделана из золота, окна – из хрусталя, дверь открывается, колеса вращаются. Подробная и точная миниатюра полностью функциональна. Когда реставраторы ремонтировали саму карету, они именно по этой миниатюре выясняли, как выглядят части, которые не сохранились. Вот такая детальная работа.

Еще одно удивительное изделие – яйцо, которое было создано к пятнадцатилетию коронации Святого Николая. Фактически это такой небольшой семейный «фотоальбом», в котором , помимо портретов императорской семьи, в миниатюрных рамках запечатлены важнейшие события его правления.

Фонд «Связь времен» и музей Фаберже

Торжественное открытие первого в России негосударственного музея состоялось в ноябре 2013 года. Создатель музея – культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный российским миллиардером Виктором Вексельбергом. Цель фонда – возвращение на родину утраченных в XX веке художественных ценностей.

Ювелир Его Императорского величества Карл Фаберже

Карл Густав Фаберже (1846-1920) – знаменитый российский ювелир, уроженец Санкт-Петербурга с франко-немецкими корнями. Основал ювелирное дело отец Густав, но прославил фамилию сын, обучившись мастерству в Германии и продолжив дело отца.

Карл Фаберже, носивший звание ювелира Его Императорского Величества, Мастера Парижской гильдии ювелиров и кавалера Ордена Почетного легиона, прославился как автор серии пасхальных императорских изделий – драгоценных яиц.

Первое ювелирное яйцо «Курочка» он создал для Александра III, который преподнес необычный дар на Пасху супруге, урождённой датской принцессе Дагмар. Выполненный по примеру вещицы датского двора, хорошо знакомого императрице, подарок напомнил Марии Федоровне о далекой родине и так понравился, что Фаберже удостоился звания придворного ювелира дома Романовых.

Вслед за первым яйцом пошли новые заказы: традиция пасхальных подарков укрепилась в семействе императора, ее члены преподносили ювелирные шедевры друг другу. По заказу императоров в мастерской Фаберже изготовили 52 пасхальных яйца.

После революции Карл Фаберже покинул Россию и спасался с семьей в Европе. Большую часть своей драгоценной коллекции он оставил в России швейцарскому послу, который в августе 1918 года вернулся на родину. Посол объявил о пропаже редчайших экспонатов, отрицая свою причастность к событию.

В 1920 году Карл Фаберже умер в Швейцарии, его сыновья основали ювелирную фирму в Париже, но с 1937 года бренд не принадлежит Фаберже. В 2007 году права на него купил южноафриканский бизнесмен Б. Гилбертсон.

Наследие Фаберже – дома

Постепенно ценные изделия ювелира появились на аукционах. Американский мультимиллионер и газетный магнат Малькольм Фобс обзавелся частной коллекцией из 220 предметов, в том числе ювелирными пасхальными яйцами Фаберже.

В 2004 году Виктор Вексельберг приобрел коллекцию Карла Фаберже у потомков Фобса и создал фонд, для того чтобы скупить шедевры русского ювелирного искусства на аукционах в разных точках земного шара. Работа продолжалась 10 лет.

В это же время велась сложнейшая реставрация в арендованном в 2006 году для нужд музея дворце Шуваловых – бывшем Доме дружбы с народами зарубежных стран. Здесь Вексельберг и сотрудники фонда обустроили экспозицию.

Красивейшее петербургское здание, построенное в конце XVIII века, принадлежало титулованным владельцам: Воронцовым, Нарышкиным и Шуваловым. Здесь гремели праздники и пышные балы. Дворец площадью 4700 квадратных метров хранит 1000 экспонатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector