Российская федерация — история становления

Содержание:

Правление В.В. Путина

Владимиру Путину досталась страна с огромным количеством проблем, но все их он сумел преодолеть. Ключевые проблемы, которые требовали безотлагательного вмешательства:

  • Падение экономики. Достаточно быстро удалось ее остановить и перевести в стадию роста.
  • Недоверие к власти. Население было доведено до отчаяния ужасными условиями жизни.
  • Социальные гарантии и обязательства. Зарплаты, пенсии, пособия – практически со всем были перебои.
  • Война. Новый виток чеченского конфликта вносил существенные проблемы в управление страной.
  • Расширение НАТО на Восток.

По всем основным вопросам Путин сумел реформировать страну, направив ее в созидательное и положительное русло. Наилучшим показателем эффективности является поддержка населения, которая у президента всегда является крайне высокой.

Основные события этого периода:

  • Укрепление власти
  • Решение чеченской проблемы
  • Рост экономического благосостояния страны
  • Увеличение президентского срока
  • Избрание на 4 года президентом России Дмитрия Медведева
  • Конфликт 08 08 08 (8 августа 2008 года).

Новый ФГОС 2020

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих? 

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

                                                      Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Дошкольное образование

Это процесс обучения и воспитания детей возраста от 2 месяцев до 7 лет. Оно осуществляется дошкольными образовательными организациями, широко известными как детские сады. По данным статистики, в 2018 году на территории Российской Федерации действовало 47,8 тысяч дошкольных учреждений. Налицо тенденция сокращения количества детских садов, в 2014 году их было 51 тысяча.

Иная картина с количеством воспитанников. Здесь имеет место рост с 6813,6 тысяч в 2014 до 7582,4 тысяч в 2018 году. За прошедшие годы также несколько возрос процент охвата детей от 1 года до 6 лет дошкольным образованием — с 64,6% в 2014 до 67,2 в 2018.

Если в 2014 году на 1 тыс. детей вышеуказанного возраста приходилось 612 мест в детских садах, то в 2018 639. Тем самым, проблема обеспечения каждого ребёнка местом в детском саду в нашей стране далеко не решена. Особенно остро вопрос дошкольного образования стоит на селе. Там охват им детей соответствующей возрастной категории на 2018 год составлял 50,9%.

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись. 

<<Форма демодоступа>>

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения. 

Даты истории России – 17 век

Начало Событие Окончание
1603 Смутное время на Руси 1613
1606 Восстание Ивана Болотникова 10 октября 1607
1610 Семибоярщина 1613
26 октября 1612 Освобождение Москвы от польских интервентов, в результате ополчения  
1613 Земский Собор избрал на царствование Романовых  
1632 Смоленская война 1634
1648 Соляной бунт в Москве  
1653 Патриарх Никон проводит церковную реформу. Фактически начался церковный раскол 1656
8 января 1654 Украина была присоединена к России  
1654 Война между Россией и Польшей 1667
25 июля 1662 Медный бунт в Москве  
1666 Восстание Василия Уса  
1667 Восстание (крестьянская война) Степана Разина 1671
1689 Царевна Софья была сослана в монастырь  
1697 Великое посольство царя Петра 1 к Европу 1698

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания. 

Образование Российской Федерации

Раздел ОГЭ по истории: 3.2.1 Образование Российской Федерации как суверенного государства.

Российская Федерация (РСФСР) была крупнейшей республикой в составе СССР, однако до 1990 года какой-либо существенной самостоятельностью не обладала.

12 июня 1990 г. — принятие Верховным Советом РСФСР декларации о суверенитете. Основные положения декларации:

  • Полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР.
  • Верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР —*• действие актов СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается на всей территории.
  • Полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах.
  • РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, который устанавливается союзным договором и основанным на нём законодательством

День принятия Декларации о суверенитете РСФСР стал общероссийским праздником. В настоящее время 12 июня отмечают как День России.

17 марта 1991 г. был проведён всероссийский референдум, по итогам которого большинство населения РФ высказалось за сохранение СССР, а также был введён пост Президента РСФСР.

После поражения ГКЧП в августовском путче, Президент РСФСР Б.Н. Ельцин издал ряд указов, переподчиняющих себе находящиеся на территории России союзные органы исполнительной власти, союзную армию, милицию, КГБ СССР. Ельцин переподчиняет себе, то есть переводит под юрисдикцию России множество союзных отраслей, министерств и ведомств.

Исполнительно-распорядительные органы Советов — исполкомы стали упраздняться, вместо них стали создаваться администрации. Председателей исполкомов заменили главами администраций. Усиливалась исполнительная ветвь власти. До конца 1991 года новая система власти была введена во всех регионах РСФСР.

1 октября 1991 г. был представлен проект — «Стратегия России в переходный период» (известный ещё как «Меморандум Бурбулиса»). Его главной мыслью было превращение РСФСР в независимое государство, которое станет на международной арене единственным наследником Советского Союза.

8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Белоруссии объявили о невозможности создания конфедеративного Союза Суверенных Государств и о прекращении существования СССР; было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ).

12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежское соглашение.

25 декабря 1991 г. Горбачев подписал указ о сложении с себя полномочий Президента СССР и над Кремлём произошла символическая смена флага СССР на российский триколор.

25 декабря 1991 г.— переименование РСФСР в Российскую Федерацию (РФ, Россия). Главная внутриполитическая задача российского руководства: оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада РФ.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР (образованный Законом СССР, но не предусмотренный Конституцией СССР), принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. После прекращения существования СССР 26 декабря 1991 Российская Федерация стала независимым государством и была признана международным сообществом как государство-правопреемник СССР.

31 марта 1992 г.— подписание в Москве Федеративного договора о разграничении полномочий между федеральными органами и органами власти суверенных республик в составе РФ:

  • подтверждение территориальной целостности РФ;
  • провозглашение договорного принципа установления отношений между Федеральным центром и субъектами РФ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным, которое в дальнейшем привело к политическому кризису в сентябре — октябре 1993 года.

Конспект урока по истории «Образование Российской Федерации». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Устройство

Административно-территориальное деление

Российская Федерация является федерацией и делится на субъекты (в отличие от США «государственных земель» нет). Всего субъектов 83, их количество сокращается за счет объединений (было 89). После присоединения Крыма субъектов стало 85 (Республика Крым и город федерального значения Севастополь). Всего выделяют шесть типов субъектов: республика, область, край, город федерального значения, автономная область, автономный округ. По состоянию на 2020 год, всего насчитывается: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

Столица — Москва.

Управление

Смешанная (или — президентско-парламентская) республика. Оценки государственного строя разнятся, наиболее адекватной представляется «демократия с элементами авторитаризма», как в президентской республике США. Глава государства — президент (на 2015 г — Владимир Владимирович Путин. Высший законодательный орган — «Федеральное Собрание». Двухпалатный парламент (верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума). Есть разделение властей на три классические ветви. Председатель правительства (в разговорной речи — премьер-министр) — Дмитрий Анатольевич Медведев).

Официальный язык — русский.

Население

По состоянию на 1 января года по данным Федеральной службы государственной статистики население составляет 146 748 590 человек. Женщин несколько больше, чем мужчин. Около 81 % населения — русские. Среди других более 180 национальностей — численностью более 1 млн: татары (ок. 4 % — 5,3 млн), украинцы и башкиры (неск. более 1 % — соотв. 1,9 и 1,6 млн), а также чуваши, чеченцы и армяне (ок. 1 % — 1,4, 1,4, 1,1 млн).

Религии: христианство (православие, протестантизм, католицизм), ислам, буддизм, иудаизм, другие.

На 2017 год 94% взрослого населения России получило как минимум полное среднее образование, тогда как, например, в целом в странах «Большой двадцатки» этот показатель составляет порядка 60%. Среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в России самая высокая доля населения с высшим профессиональным образованием (53%). Согласно признанным данным, по качеству начального образования страна находится в числе мировых лидеров, по качеству среднего — на уровне не лучших, но все же развитых стран. А вот с высшим ситуация много хуже: качество отстает, хотя формально число студентов на душу населения одно из самых высоких.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

События сентября-октября 1993

До октября 1993 года история Российской Федерации демонстрировала двоевластие: президент РСФСР (Ельцин) с одной стороны и Верховный совет с другой стороны. 21 сентября Ельцин издает указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Это была попытка привести Россию к действующему виду Конституции, но проблема в том, что это напрямую нарушало Конституцию, действующую тогда! Формально Ельцин нарушил закон. Это вылилось в то, что Верховный совет в ночь на 23 сентября 1993 года признает действия Ельцина государственным переворотом и снимает его с должности президента. В ответ вводятся войска в столицу, здание Верховного совета штурмуется 3-4 октября, и Ельцин забирает власть в свои руки.

По всем законам и нормам того времени это был вооруженный переворот, который едва не вылился в гражданскую войну (вернее вылился в нее, но только в одном регионе – на Кавказе).

12 декабря 1993 принимается новая Конституция. По ней Россия становится президентской республикой, тем самым все элементы СССР были упразднены.

Основные события этого времени:

  • Декларация «О государственном суверенитете».
  • Распад СССР и образование СНГ.
  • «Шоковая терапия»
  • Становление авторитарной демократии Ельцина

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Другие грядущие изменения

Шахматы в начальной школе

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.

Второй иностранный язык

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится. 

ЕГЭ по иностранному языку

В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения. 

ЕГЭ по истории

Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.

Модернизация

В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

Количество школ

Статистика ежегодно даёт ответ на вопрос – сколько школ в России? Для современной России характерно снижение числа школ. Особенно обвально оно происходило с 2000 года (68804) до 2010 года (50793). Но и сейчас эта тенденция, к сожалению, продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149. А сведения за 2018 дали уже всего 41349. Причём надо помнить, что в вышеуказанные числа входят данные о числе:

  • Начальных школ.
  • Средних и неполных средних общеобразовательных школ.
  • Частных школ.

Сокращение школ сейчас идёт под лозунгом оптимизации. Главными её жертвами стали малокомплектные сельские школы. Правда бывает и так, что школа не закрывается, а просто становится филиалом соседней более крупной школы. Но такая ситуация более характерна для городов.

Официальные показатели

Статистическая информация о ситуации в области образования отслеживается специалистами Росстата, Министерством просвещения, Министерством науки и высшего образования. Ежегодно статистиками отдельно подсчитывается:

  • Количество организаций дошкольного образования и воспитанников в них.
  • Общее число школ и обучающихся в них.
  • Количество организаций начального и среднего профобразования и их студентов.
  • Число организаций, реализующих программы дополнительного образования.
  • Общее количество вузов и студентов в них.
  • Количество аспирантов и докторантов.

Для более полной картины, сведения по вышеуказанным категориям нужно рассматривать отдельно.

Школы в допетровской России

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране. 

<<Форма демодоступа>>

Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»: 

  • грамматику,
  • диалектику,
  • риторику,
  • церковное пение,
  • землемерие,
  • географию,
  • звёздознание.

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.

Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил

Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования. 

Количество школьников

По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.

Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:

  • экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
  • вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.

В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.

Армия

Немецкий политолог, эксперт по России Ханс-Хеннинг Шредер в 2015 году отмечает: «Российская армия еще слаба. С 2008 года ее начали реформировать. При оккупации Крыма можно было увидеть, что уже появились боеспособные подразделения, но это не относится ко всей российской армии». Благодаря ядерным силам Россия является равнозначной США мировой державе, отмечает эксперт, а неядерные силы только начинают готовиться к так называемым «конфликтам низкой интенсивности».

По мнению бывшего заместителя главкома ВМФ адмирала В. Кравченко (2013), у России недостаточно современных военных кораблей, а техническое состояние существующих, по его словам, не позволит вести военные действия.

Годы основания городов России

В этом списке представлены годы первого упоминания городов России или же их основания. Годы взяты из страниц городов в Википедии и для дальнейшего удобства они расставлены на одной странице, как на ладони. Также для удобства все города представлены по алфавиту.

Годы основания городов России интересуют достаточно немалый круг людей. И вот они перед вами!

В списке участвуют: столицы регионов России, исторические города России, известные города России. По поводу исторических городов также спешу сообщить, что их большая часть учитывается по первым упоминаниям из литературных произведений, однако точная дата у таких городов остаётся неизвестной…

Абакан – 1931 г. Азов – 1067 г. Анадырь – 1889 г. Арзамас – 1552 г. Архангельск – 1584 г. Астрахань – 1334 г. Барнаул – 1730 г. Белгород – 1596 г. Белозерск – 862 г. Биробиджан – 1915 г. Благовещенск – 1653 г. Брянск – 985 г. Великий Новгород – 859 г. Великий Устюг – 1147 г. Верхотурье – 1597 г. Владивосток – 1860 г. Владикавказ – 1784 г. Владимир – 990 г. Волгоград – 1579 г. Вологда – 1147 г. Вольск – 1690 г. Воронеж – 1586 г. Выборг – 1293 г. Вязьма – 1239 г. Галич – 1159 г. Горно-Алтайск – 1824 г. Гороховец – 1168 г. Грозный – 1818 г. Дербент – IV тысячелетие до н.э. Дмитров – 1154 г. Екатеринбург – 1723 г. Елабуга – 1007 г. Елец – 1146 г. Енисейск – 1619 г. Зарайск – 1146 г. Иваново – 1561 г. Ижевск – 1760 г. Изборск – 862 г. Иркутск – 1661 г. Йошкар-Ола – 1584 г. Казань – 1005 г. Калининград – 1255 г. Калуга – 1371 г. Каргополь – 1146 г. Касимов – 1152 г. Кемерово – 1918 г. Кинешма – 1429 г. Киров – 1181 г. Коломна – 1177 г. Кострома – 1152 г. Крапивна – 1389 г. Краснодар – 1793 г. Красноярск – 1628 г. Курган – 1679 г. Курск – 1032 г. Кызыл – 1914 г. Кяхта – 1727 г. Липецк – 1703 г. Магадан – 1929 г. Махачкала – 1844 г. Майкоп – 1825 г. Москва – 1147 г. Мурманск – 1916 г. Муром – 862 г. Набережные Челны – 1626 г. Назрань – 1781 г. Нальчик – 1724 г. Нарьян-Мар – 1931 г. Нижний Новгород – 1221 г. Новгород – см. Великий Новгород Новосибирск – 1893 г. Омск – 1716 г. Оренбург – 1735 г. Орёл – 1566 г. Осташков – 1371 г. Пенза – 1663 г. Пермь – 1723 г. Петрозаводск – 1703 г. Петропавловск-Камчатский – 1740 г. Плёс – 1410 г. Псков – 903 г. Ростов Великий – 862 г. Ростов-на-Дону – 1749 г. Русса – см. Старая Русса Рязань – 1095 г. Самара – 1586 г. Санкт-Петербург – 1703 г. Саранск – 1641 г. Саратов – 1590 г. Смоленск – 863 г. Сольвычегодск – 1492 г. Ставрополь – 1777 г. Старая Ладога – 753 г. Старая Русса – 1167 г. Старочеркасская – 1593 г. Суздаль – 999 г. Сыктывкар – 1586 г. Таганрог – 1698 г. Тамбов – 1636 г. Тверь – 1135 г. Тольятти – 1737 г. Томск – 1604 г. Торжок – 1138 г. Торопец – 1074 г. Тотьма – 1137 г. Тула – 1146 г. Тутаев – 1419 г. Тюмень – 1586 г. Углич – 937 г. Улан-Удэ – 1666 г. Ульяновск – 1648 г. Устюг – см. Великий Устюг Уфа – 1574 г. Хабаровск – 1858 г. Чебоксары – 1469 г. Челябинск – 1736 г. Чистополь – 1781 г. Чита – 1653 г. Черкесск – 1825 г. Шуя – 1539 г. Элиста – 1865 г. Южно-Сахалинск – 1882 г. Якутск – 1632 г. Ярославль – 1010 г.

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. 
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. 
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей. 

Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.

Правление Б.Н. Ельцина

Этот этап российской истории можно охарактеризовать одним словом – КРИЗИС. Причем это был кризис повсеместный: экономический, политический, социальный, геополитический и так далее. Во всех областях жизнедеятельности государства был упадок.

Это привело к кризису власти 1996-1999 годов, в результате которого Борис Ельцин 31 декабря 1999 года добровольно покидает пост президента РФ, назначая своего преемника – Владимира Путина. На тот момент стояла реальная проблема сохранения целостности государства, и новому президенту нужно было ее решать.

Основные события этого времени:

  • Создание новой экономической и политической системы
  • Появление олигархов
  • Чеченская война
  • Дефолт 1998 года

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector