Берлин: музей пергамон

Содержание:

Ценные экспозиции Пергамона

Пергамский музей вмещает три основные экспозиции, которые демонстрируют греческое и римское античное искусство, коллекцию художественных предметов Передней Азии и экспонаты, представляющие исламское искусство. Это наиболее полное собрание артефактов древних цивилизаций в Европе, посещение которого сродни путешествию во времени.

Коллекция находок и архитектуры времен античности

Главный экспонат музея – это Пергамский алтарь, именно ради него было построено новое здание. Алтарь был найден на территории ранее существовавшего Пергамского царства, ныне месторасположение Турции.

Монументальное сооружение относится к 180-160 годам до нашей эры. Размеры алтаря впечатляют: на фризе длиной 120 метров, который служит фундаментом, и лестнице из мрамора, располагается верхняя площадка алтаря, поддерживаемая колоннами. Фриз представляет собой уникальный художественный объект, так как его украшают множественные горельефы. Они полномасштабно изображают войну между богами и гигантами.

Благодаря тщательному анализу фрагментов битвы учёные установили, что алтарь посвящён главному богу пантеона – Зевсу. Этот факт существенно повышает ценность и без того уникального сооружения. В настоящее время проводятся реставрационные работы, в связи с этим посещение Пергамского алтаря невозможно до 2021 года.

Другим монументальным экспонатом являются ворота Милетского рынка – превосходный образец античной римской архитектуры І века н. э. Клад легендарного города Трои также экспонируется здесь.

Экспозиция переднеазиатских предметов искусства

В этом отделе хранятся и демонстрируются более двух сотен предметов и монументов из Сирии, Анатолии и Месопотамии. Коллекция искусства Передней Азии славится воротами Иштар. Они имеют вид полукруглой арки громадных размеров, которая ограничена стенами по сторонам и ранее вела на Дорогу процессий.

Эти ворота были восьмыми во внутреннем городе северной части Вавилона. К большому удивлению историков, ворота великолепно сохранились для своего возраста. Они были возведены из кирпича, который покрывала глазурь нескольких цветов: голубого, белого, чёрного и жёлтого.

Часть вышеупомянутой Дороги процессий также представлена в качестве экспоната в Пергамском музее. Здесь же вы сможете увидеть остатки знаменитой Вавилонской башни и фрагменты тронного зала Навуходоносора II.

Коллекция предметов исламского искусства

Артефакты, принадлежащие к VII-XIX векам, в полной красе представляют особенности исламского искусства. В этой экспозиции демонстрируется ещё одно известнейшее монументальное сооружение – каменный рельефный фриз, который в VII веке украшал дворец Мшатта. Орнаментальный фриз длиной 33 метра и высотой 5 метров украшен остатками былых надвратных башен.

В этом отделе посетители также увидят сирийскую Алеппскую комнату, Михраб ( ниша, размещаемая в стене мечети) и невероятной красоты ковры ручной работы.

Музей Берггрюна

В районе Шарлоттенбург расположен ещё один интересный памятник искусства. Внушительная коллекция представленных в музее Берггрюна экспонатов относится к стилю классического модернизма и считается самой крупной в мире. Подарена коллекция была писателем и журналистом Х.Берргрюном и сегодня входит в состав культурного наследия Пруссии. Особо ценными экспонатами считаются картины, написанные гениальным П.Пикассо, которых здесь, между прочим, более сотни. Крупнейшая коллекция его произведений позволяет проследить, как изменялся стиль написания картин, как из простого шестнадцатилетнего паренька постепенно вырос профессионал, полотна которого до сих пор входят в число самых желанных как частных коллекционеров, так и экспозиций всего мира.

Не удастся пройти мимо картин ещё одного гения своего времени – немецкого представителя стиля «авангард» – Пауля Клее. В залах представлено около 60 его лучших работ. Но этими именами коллекция не ограничена. Помимо десятков известнейших картин художников-модернистов здесь частенько выставляются на всеобщее обозрение творения менее маститых художников. Музей работает ежедневно, кроме понедельника. Стоимость билета колеблется от 4 до 10 евро.

Планы

Комплексный план Музейного острова включает расширение Пергамского музея с подключением к Новому музею , Бодемузю , Старой национальной галерее и новому центру для посетителей, галерее Джеймса Саймона .

Архитектурный конкурс 2000 года выиграл Освальд Матиас Унгерс из Кельна . Пергамский музей будет реконструирован в соответствии с его планом, который вызывает споры и предлагает большие изменения в зданиях, не изменившихся с 1930 года. Нынешнее входное здание в Суде чести будет заменено четвертым крылом и подземным переходом ( Archäologische Promenade , археологическая прогулка) соединит четыре из пяти музеев.

С конца сентября 2014 года музей частично закрыт на реконструкцию. Зал с Пергамским алтарем останется закрытым для публики. Первоначально открытие было запланировано на 2019 год. В ноябре 2016 года выяснилось, что реконструкция не будет завершена до 2023 года, а предполагаемая стоимость проекта увеличится почти вдвое и составит 477 миллионов евро. Две насосные станции, построенные в земле во время первоначального строительства между 1910 и 1930 годами, были обнаружены, что привело к увеличению затрат и задержек. По крайней мере, 60 миллионов евро увеличенных затрат напрямую связаны с тем, что затраты на строительство выросли по сравнению с первоначальной оценкой 10 лет назад. Также было объявлено, что напротив Музейного острова, недалеко от Пергамского музея, будет построено временное выставочное пространство. В нем будет представлена панорама древнего города, выполненная берлинским художником Ядегаром Асиси , трехмерная реконструкция знаменитого пергамского алтаря, выполненная Институтом исследований компьютерной графики им. Фраунгофера, и части алтаря, включая . Временное здание планируется открыть весной 2018 года.

Мастера

Почти вся внешняя декоративная отделка цоколя и жертвенника Пергамского алтаря исполнялась мастерами классической архитектурной школы Древней Греции, а именно афинского Фидия. И только некоторые пергамские местные мастера выполняли работу в индивидуальном стиле (рисунок 3).

Несмотря на разницу техник исполнения, Большой и Малый фризы выглядят внушительно и целостно. До нас дошло упоминание имен мастеров ‒ Орест, Исигон, Стратоник, Менекрат, Антигон, Пиромах. Их подписи увенчали монумент. Однако выделить авторство каждого из фрагментов не удалось.

Отсутствует и точная информация о том, как производилась работа. С высокой вероятностью, эскиз создавался одним художником, поскольку даже мельчайшие детали согласованы между собой. Например, прически и одеяния богинь ни разу не повторяются при сохранении общей стилистике, а каждый фрагмент ‒ это отдельная уникальная история.

Рисунок 3. Точное имя создателя памятника неизвестно, так как алтарь строился несколько поколений

Из любопытных фактов: над горельефом пергамского алтаря и образами божеств работало несколько поколений. Об этом свидетельствует разница в начертании подписей. Это говорит о заслуженно высокой ценности скульптурного произведения.

Музей ГДР

Этот музей можно назвать музеем истории немецкого социализма, потому что его экспозиции полномасштабно иллюстрируют образ жизни демократической республики в течение 40 лет. Педантичные немцы не стали брезгливо отказываться от него после объединения с ФРГ, и в 2006 году по инициативе дальновидного политолога Канцельманна на берегу Шпрее открылся вышеназванный музей. Он оказался очень востребованным у восточных и западных немцев, как и у туристов из других стран. Музей существует только на средства, полученные от посещений и от продажи сувениров. Если учесть, что со дня открытия он сумел расшириться вдвое, то можно убедиться в большой популярности заведения.

Здесь скурпулёзно воссозданы все стороны жизни государства: семейный быт, культура, искусство, политика, промышленность, юриспруденция, мода, экономика, идеология. В экспозициях представлены предметы одежды, посуды, спиртные напитки, литература того периода, журналы, газеты – всё то, что окружало восточных немцев. В музее разрешается трогать экспонаты руками, открывать шкафчики, рассматривать содержимое. Даже можно посидеть за рулём уникального автомобильчика «Трабант» (Спутник), похожем на детскую игрушку. Такие авто производили на заводах Horch. Туристам предлагается огромное число сувениров.

Стоимость билетов: взр. – 6 евро, дет. – 4.ФС

Часы работы: ежедневно – 10.00-20.00, сб – до 22.00.

История музея

Первое здание Пергамского музея, построенное в 1897-1898 годах, торжественно распахнуло двери перед посетителями в 1901 году. Тогда в экспозиции музея были произведения древней архитектуры из Пергама, Приены и Магнесии. Однако, вскоре в здании были обнаружены значительные дефекты фундамента и к тому же новые монументальные находки при раскопках в Вавилоне, Ашшуре, Уруке и Египте не могли быть достойно представлены в небольших залах музея. Решение о сносе музея и постройке на его месте нового здания не заставило себя долго ждать. После сноса первого здания Пергамского музея все экспонаты были временно размещены в восточном зале Нового музея. В 1907 году архитектор Альфред Мессель приступает к проектированию нового здания Пергамского музея, по задумке автора это было монументальное сооружение, состоящее из трех корпусов в строгом неоклассическом стиле. Но Месселю не суждено было завершить проект, в 1909 году он умирает, а работы возглавляет его близкий друг Людвиг Хофман, который кроме всего прочего административным чиновником по вопросам строительства в городском совете Берлина. Дальнейшие мировые события – Первая Мировая война, революция в 1918 году и инфляция 1922-23 годов, — крайне негативно отразились на процессе строительных работ. Только лишь спустя почти двадцать лет, к 1930 году, музейное здание было завершено и три музея в его стенах открылись для посещений.

В годы Второй Мировой войны здание музея очень серьезно пострадало от воздушных налетов на Берлин. Для сохранения коллекций многие экспонаты перевезли в более безопасные места, а монументальные сооружения были укреплены. После капитуляции фашистской Германии очень большая часть музейных фондов была вывезена советскими офицерами в восточную часть Берлина, чтобы пополнить экспозиции планировавшегося Музея Победы имени Сталина. В 1958 году музейные экспонаты Пергамского музея вернулись в ГДР, но не полностью. Часть коллекций Пергамона до сих пор хранится в запасниках Эрмитажа и в Пушкинском музее в Москве.

На сегодняшний день Пергамский музей представляет собой собрание коллекций трех музеев. Античное собрание музея было собрано бранденбургскими курфюстами-коллекционерами классической древности. Часть коллекции экспонировалась еще в 1830 году в открывшемся берлинском Старом музее.

Где находится и как добраться

Можно сказать, что все дороги в Берлине ведут на Музейный остров. Туда легко добираться из любого района столицы:

  • поездами метро. (Линией U2 до ост. Märkisches Museum или по линии U6 ехать до ост. Friedrichstraße)
  • городским электропоездом. (Линии: S5, 7, 75 – выход на ст. Hackescher Markt; линии: S1, 2, 5, 7, 25, 75 – выход на ст. Friedrichstraße)
  • на трамваях №№ М1, М12 ехать до ост. Kupfergraben или №№ M4 – M6 и выходить на ост. Hackescher Markt
  • автобусами (Bus TXL Staatsoper) № 100 и № 200 до ост. Lustgarten Staatsoper или на автобусе № 147 до ост. Friedrichstraße
  • находясь возле Бранденбургских ворот, пешим ходом доберетесь до музеев за 20 минут

Музейный остров в Берлине. Пергамон

В Берлине мы прямиком отправились на Музейный остров, где намеревались посетить музей Пергамон. Давно я туда стремилась, ведь в этом музее собраны такие жемчужины древнего искусства, как ворота Иштар из Вавилона, ворота Милетского рынка и – самый знаменитый экспонат – Пергамский алтарь. Немецкие археологи много чего интересного привезли на родину из своих экспедиций.

Музей оказался потрясающим. Буквально на входе посетитель оказывался у подножия огромных ворот Иштар, отделанных глазурованной плиткой цвета кобальта. Рядом стоял черный длинный камень с высеченным на нем законом Хамурапи (копия). В следующем зале – огромные ворота из города Милет, отчасти напоминающие библиотеку Цельса в Эфесе. Еще в этом зале были мозаики, скульптуры и барельефы из Пергама.

Ворота Иштар

Прошлись Дорогой Процессий к воротам Иштар.

Ворота Милета

Пергамский алтарь нас сразил наповал. Немцы не пожалели музейного пространства и представили его во всей красе. Собственно, сам музей был построен именно для этой сенсационной находки.

Можно было взобраться по крутым ступеням на самый верх алтаря, туда, где когда-то древние греки приносили жертвы богам и где сохранились фрагменты мозаики – птицы на черном фоне. Фриз алтаря украшен скульптурами на тему битвы богов и титанов. Многие скульптуры сильно пострадали, но и сохранившиеся фрагменты впечатляют.

Пергамский алтарь

Барельеф Битва богов и титанов

После алтаря мы, честно говоря, уже готовы были покинуть музей, полагая, что лучше этого мы здесь ничего уже не увидим.

Но – остались, конечно, и нашли еще много всего интересного, сотворенного шумерами, ассирийцами, вавилонянами: диковинные животные в виде скульптур и барельефов, высеченные в камне письмена, фрагменты фигурной кирпичной кладки, изразцы.

На втором этаже представлено исламское искусство. В приглушенном свете мерцали великолепные михрабы, купола, покрытые изощренными узорами.

Михраб

И еще был один зал, который потряс нас, пожалуй, не меньше Пергамского алтаря. В просторном этом зале располагался фриз из Мшатты – лента из каменных блоков (высотой метров 8-10), сплошь покрытая вырезанными в камне узорами.

Обнаружили ее в иорданской пустыне немецкие археологи и тут же отписали кайзеру Вильгельму 2-му, дескать, тут такой шедевр, надо срочно выкупить. Кайзер послал султану письмо, а тот ответил, что с удовольствие подарит эту каменюку дорогому кайзеру, поскольку никаких священных текстов на ней нет и потому большой ценности она не представляет.

Мшатта

В общем, понравился нам этот музей чрезвычайно. Три чудесных музея мы посетили в эту поездку: Старую Пинакотеку в Мюнхене, Пергамон в Берлине и музей д’Орсе в Париже.

Вышли из Пергамона – солнце уже клонилось за крыши домов, но воздух еще был наполнен светом и бодрящей январской ясностью. Зашли в Новую вахту, в темной глубине которой стоит единственная скульптура – Пьета Кете Колвиц.

Скульптура Кете Колвиц «Пьета»

Сама Кете в войну потеряла сына, и тема оплакивания матерью погибшего сына все время присутствовала в ее творчестве.

Экспозиция

В Пергамском музее находятся собрания трёх музеев: Античного
собрания, Музея исламского искусства и Переднеазиатского музея. В
нём представленые различные экспонаты древней монументальной
архитектуры, самыми известными из которых являются:

  • Пергамский алтарь
  • Ворота Милетского рынка
  • Ворота Иштар и Дорога процессий
  • Фриз из Мшатты

Античное собрание

Шаблон:Main Античное
собрание возникло благодаря бранденбургским
курфюрстам-коллекционерам классической древности. Основание музея
Античного собрания ознаменовалось приобретением в 1698 г.
коллекции римского археолога. Часть коллекции античности стала
доступна для публики в 1830 г. с открытием в Берлине
Старого музея. Античное собрание значительно пополнилось
благодаря раскопкам, проводившимся в
Олимпии, Самосе, Пергаме, Милете,
Приене и Дидиме.

Pergamon Altar — Wugging Gavagai @ Flickr

С разделом Германии после Второй мировой войны разделённым
надвое оказалось и Античное собрание. Пергамский музей в ГДР
открылся вновь в 1959 г., а коллекция, оказавшаяся в Западном
Берлине, размещалась вплоть до 1995 г. в здании по проекту
архитектора Штюлера напротив замка Шарлоттенбург.

DSC00088 — joetric3 @ Flickr

В настоящее время ценности Античного собрания поделены между
двумя музеями — Пергамским и Старым. Экспозиция Пергамского
музея объединяет древнегреческие и древнеримские произведения
архитектуры, скульптуры, письменности, мозаики, украшений из
драгоценных металлов и изделий из бронзы. Визитной карточкой
Пергамского музея стал Пергамский алтарь, датируемый II в. до
н. э., на скульптурном фризе которого изображена драматическая
битва богов с гигантами, а также ворота Милетского рынка, которые
относят к эпохе Древнего Рима. Кроме этого всемирную известность
снискали «Берлинская богиня» из Кератеи периода расцвета
архаики и позднеархаическая «Богиня на троне» из
Тарента.

Переднеазиатский музей

В Переднеазиатском музее представлены экспонаты, обнаруженные на
археологических раскопках, проводившихся в ареале распространения
шумерской, вавилонской и ассирийской культур немецкими учёными, в
частности Немецким Восточным Обществом. Сюда относятся
монументальные памятники архитектуры, рельефы и предметы меньшего
размера, использовавшиеся в отправлении культа, быту и как
украшения.

Berlin — lbraverm @ Flickr

Особого внимания заслуживают вавилонские ворота Иштар, фрагмент
Дороги Процессий, которая к ним вела, и фасад тронного зала
Навуходоносора II.

DSC00087 — joetric3 @ Flickr

Aktuell: Ausstellungen & Museen

dpa

«Archiv der Flucht» erzählt Geschichten von Migration

Mit einem «Archiv der Flucht» fragt das Haus der Kulturen der Welt in Berlin nach Formen des Erinnerns in heutigen Einwanderungsgesellschaften.
mehr

dpa

Villa Aurora lockt «All the lonely people» in Ausstellung

Zum 25-jährigen Jubiläum der Villa Aurora hat die Künstlerresidenz gemeinsam mit dem verbundenen Thomas Mann House die Ausstellung «All the lonely people» im Berliner Silent Green Kulturquartier realisiert.
mehr

dpa

Preisverleihung an Berliner Künstlerin Ruth Wolf-Rehfeldt

Die Berliner Künstlerin Ruth Wolf-Rehfeldt erhält am Samstag den Gerhard-Altenbourg-Preis des Altenburger Lindenau-Museums.
mehr

Adresse, Öffnungszeiten und Kontakt

 Adresse

Am Kupfergraben 5
10178 Berlin

Telefon
Internetadresse
Öffnungszeiten
Dienstag, Mittwoch sowie Freitag bis Sonntag 10 bis 18 Uhr, Donnerstag 10 bis 20 Uhr
Barrierefrei
Rollstuhlgerechter Zugang über Plattformlift, Aufzug vorhanden. Während der Renovierungsarbeiten kann die Zugänglichkeit eingeschränkt sein. Infobuch in Brailleschrift vorhanden. Rollstühle können ausgeliehen werden. Mit Anmeldung werden Führungen in Gebärdensprache angeboten.
Eintritt
19 Euro, ermäßigt 9,50 Euro (Pergamonmuseum und Panorama)
Tickets

Nahverkehr

Bus

  • 0.3km

    Berlin, Staatsoper

    • 100
    • 300
    • N5
  • 0.4km

    Berlin, Lustgarten

    • 100
    • 300
    • N5

Tram

  • 0.1km

    Berlin, Georgenstr./Am Kupfergraben

    • 12
    • M1
  • 0.1km

    Berlin, Am Kupfergraben

    • 12
    • M1
  • 0.3km

    Berlin, Universitätsstr.

    • 12
    • M1
  • 0.4km

    Berlin, Monbijouplatz

    • M1
    • M5

In der Nähe

Cafés

  • Café im Bode-Museum
  • Café im Deutschen Historischen Museum
  • Allegretto Caffè im Neuen Museum

Das könnte Sie auch interessieren

Staatliche Museen zu Berlin, Foto: Johannes Laurentius

Knapp eine Million Menschen besichtigen die Antikensammlung im Pergamonmuseum jährlich.
mehr

dpa

Fotostrecke: Baustelle Pergamonmuseum

Im Rahmen des Masterplans Museumsinsel wird das Pergamonmuseum seit 2013 abschnittsweise saniert.
mehr

Asisi (Foto: Tom Schulze)

Pergamonmuseum. Das Panorama

Dauerausstellung

In dem neuen Pergamon-Panorama des Künstlers Yadegar Asisi sind Originalteile des Pergamonaltars sowie eine Videoinstallation zum Pergamonaltar zu besichtigen.
mehr

dpa

Museumsinsel Berlin-Mitte

Die Gebäude der Museumsinsel beherbergen die archäologischen Sammlungen und Kunst des 19. Jahrhunderts.
mehr

Tobias Droz/BerlinOnline

Museen in Mitte

Unbestritten das kulturelle Zentrum Berlins. Das Neue Museum mit der Büste der Nofretete, das Alte Museum, das Deutsche Historische Museum oder das Pergamonmuseum sind weltweit beachtete Kultureinrichtungen.
mehr

dpa

Die Staatlichen Museen zu Berlin präsentieren sich an fünf Standorten in der Stadt: Auf der Museumsinsel in Mitte, im Kulturforum in Tiergarten und in Charlottenburg, Dahlem und Köpenick.
mehr

Ворота Иштар

Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х годах в самом Пергамском музее из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айленда и Музее изящных искусств в Бостоне.

Туристу на заметку: главные достопримечательности столицы Германии

Германия богата музеямии, древними монументальными сооружениями и современными изыскамии архитектурной и художественной мысли. Она отличается особой атмосферой и объединением в неповторимом тандеме черт прошлого и современности.

Берлин как главная земля страны постоянно находится в центре внимания. Ежегодно сюда приезжают многомиллионные потоки туристов, чтобы познакомиться с немецкой культурой, традициями, достопримечательностями и национальной кухней.

Планируя поездку в Берлин, следует тщательно составить график посещения самых популярных мест. В список must see необходимо включить: Берлинский кафедральный собор, Бранденбургские ворота, Берлинскую стену, Шарлоттенбург. Стоит совершить прогулку по бывшей рыночной площади Александрплац, любуясь архитектурными ансамблями, а к вечеру насладиться спектаклем в Берлинской опере.

Составлять маршруты по Берлину удобно, так как комфортабельная система общественного транспорта позволяет быстро и просто добираться из одного конца города в другой.

Общая характеристика сооружения

Пергамский алтарь в архитектуре эллинизма занимает значимое место. В отличие от классических жертвенников, это был отдельный архитектурный комплекс. Изначально строение возвели на южном склоне горы акрополя немного ниже афинского святилища. Алтарь располагался ниже всех городских строений более чем на 25 метров и хорошо просматривался со всех сторон. Со ступеней строения можно было увидеть панораму: нижнюю часть города, святилище Деметры, храм Асклепия ‒ бога-врачевателя, змеиный посох которого ныне стал символом здравоохранения (рисунок 2).

Рисунок 2. Общее строение памятника

Описание назначения пергамского алтаря также не сохранилось. Но по аналогичным постройкам можно сделать вывод, что он возводился для ритуалов под открытым небом, ‒ в конструкции отсутствовала закрытая крыша.

Устройство пергамского алтаря схоже с классическими храмами Древней Греции:

  1. Строение имеет форму растянутой буквы «П». На верхнем ярусе в основании установлен жертвенник, а нижний ярус обнесен со всех сторон глухими стенами.
  2. Цоколь размерами 36,44 на 34,20 метров располагается пятиуровневом фундаменте.
  3. По всей длине цоколь обрамлен Большим фризом высотой 2,3 метра и продолжительностью 120 метров. Внутреннее пространство на верхнем ярусе у алтаря украшает Малый фриз высотой всего 1 метр.
  4. Ступени шириной 20 метров входят в серединную часть цоколя и ведут к площадке для жертвоприношений, на которой стоит сам алтарь высотой около 3-4 метров.
  5. Верхний ярус строения окружен классическим ионическим портиком, крыша украшена статуями олимпийских богов.
  6. Общая высота конструкции составляет 9-10 метров.

Музейный центр Берлин-Далем

Берлин может гордиться ещё одним музейным комплексом, открытым в бывшем поместье Далем, на юго-западе немецкой столицы, имеющего статус государственного заведения. 3 музея комплекса экспонируют предметы искусства и культуры Азии, Востока и Европы:

  • Музей азиатского искусства содержит богатейшие коллекции индийского искусства (20 тыс. раритетных экспонатов).Среди них есть настоящие шедевры, которых нет больше ни в одном музее мира. В 2006 году во вновь открытых залах выставлены потрясающе интересные экспонаты – изделия различных ремёсел и прикладного искусства многих стран Азии от древности до сегодняшних дней.
  • Этнологический музей, занимающий огромную площадь, даёт чёткое представление о жизни и быте народов разных национальностей: здесь с достоверной точностью оформлены жилые помещения представителей этнических групп с характерными деталями и антуражем. Всего в музее насчитывается почти миллион предметов прошлых эпох.
  • Музей европейских культур – центр, призванный через свои экспозиции продемонстрировать всё более тесное сближение искусства и культуры европейских стран. Идёт постоянный поиск экспонатов, проводятся различные выставки, научно-исследовательский поиск, в результате которых создаётся коллекция предметов, наглядно иллюстрирующих культурно-исторический процесс развития народов Европы.

Адрес: Lansstrasse 8.

Время работы: вт – пятн. с 10.00 до 18.00, сб – вск, с 11.00 до 18.00.

Характерные особенности стиля

Несмотря на качественное подражание стилистике греческих мастеров, Пергамский алтарь стал зеркальным отражением именно эллинистической архитектуры.

Если в классическом античном искусстве наблюдается благородное и статичное спокойствие фигур, то все герои пергамского горельефа энергичны, экспрессивны, динамичны. Даже при беглом взгляде на тысячи деталей, изгибы бровей, губ, рук, ног создается впечатление, что на мир обрушился катаклизм и, если его не преодолеть, то наступит конец всему. Точно передан спектр эмоций победивших и проигравших. Хтонические существа в отчаянье, божества напряжены и сосредоточены. Само устройство горельефа позволяет увидеть все детали, оттененные или осветленные благодаря перепаду плоскостей. Переход светотени усиливает ощущение напряжения от просмотра сюжета Большого фриза.

Также разница архитектуры периода эллинизма прослеживается в жестокости и грандиозности, с которой отображена битва олимпийцев и гигантов на Пергамском алтаре. Противостояние доведено до максимальной точки кипения, преисполненные праведным гневом олимпийцы направляют все силы на осуществление кары над жестокими демонами.

Более ранние скульптуры демонстрировали только предупреждения от богов без прямой физической расправы, ценные уроки, все герои изображались с умиротворенными, гармоничными лицами. Однако создатели не перебрали с жестокостью, и на горельефе отсутствуют слишком жестокие или вызывающие отвращение сцены.

Что такое Пергамский алтарь

Архитектура античности по праву заслужила звание самой детализированной, искусной и долговечной ‒ беломраморные изваяния даже спустя несколько тысяч лет не теряют своего величия. Построенный на территории современной Турции под влиянием культуры Греции, Пергамский алтарь является образцом мастерства эллинских скульпторов (рисунок 1).

Версии относительно предыстории создания сооружения разные:

  1. По первой версии, предшествующие созданию памятника события были связаны с победой пергамского правителя Аттала I в войне с галатами (они же галлы или кельты), совершившими набег на их царство. После блистательного отражения атаки и победы, Пергамия приняла решение больше не подчиняться Селевкидской империи. Тогда же был построен мемориальный памятник. Дата событий ‒ 228 год до н.э.
  2. По более популярной второй версии, сооружение возвели в честь войн и побед Пергамских царей и римлян над галлами. Дата событий ‒ с 184 по 166 год до н.э.
  3. Третья, самая «традиционная» версия гласит о посвящении памятника божествам Зевсу и Афине или «двенадцати олимпийцам» (основным древнегреческим богам).

Из-за отсутствия уточняющих надписей, принадлежность одного из величайших греческих памятников ‒ Пергамского Алтаря ‒ к определенным историческим событиям установить невозможно.

Об алтаре в самых ранних исторических памятках встречается мало упоминаний. Например, римский писатель Луций Ампелий внес строение в свой очерк «О чудесах мира». Вскользь упоминал о мемориале и греческий географ Павсаний. Об алтаре Зевса говорится в Библии, в Откровении Иоана: «…Ангелу Пергамской церкви напиши: ты живешь там, где престол сатаны» (Откр, гл. 2, стих. 12‒13). Также изображение алтаря сохранилось на римской монете.

Историки не могут ответить до конца на вопрос, почему настолько искусной работе было уделено настолько мало внимания в письменных памятниках античности. С высокой вероятностью, к эллинистической скульптуре римляне отнеслись холодно: она не возникла в классическую эпоху и не была создана в настоящих аттических мастерских.

Рисунок 1. Пергамский алтарь — один из самых ценных памятников античности

Дальнейшие события должны были навсегда уничтожить следы памятника, но каждый раз алтарь сохранялся. Мемориал пережил разрушения, погребения в земле, встройку в другие сооружения, уничтожение города арабами в 713 году н.э., крупное землетрясение в средневековое время, раскопки в XIX столетии, перевозку уцелевших фрагментов в Берлин, полную реставрацию, вывоз русскими из Берлина в Эрмитаж и последующее возвращение…

Ценность работы эллинов по достоинству оценили только в XIX-XX веках, противопоставив находку фризу из Парфенона и начав полную реставрацию. Тогда же началась активная борьба за права на находку. Важнейшие детали памятника и общую структуру удалось восстановить, однако целостные образцы письменности не сохранились.

Музей эротики

Этот частный музей открыла женщина – единственный в прошлом каскадёр Германии женского пола, бывший пилот Люфтваффе Беата Узе, оставшись без работы после краха гитлеровских войск. Рискованная дама решилась открыть первый в мире магазин эротических принадлежностей и добилась немалых успехов на этом поприще, за что была награждена в 1989 году федеральным крестом за вклад в дело сексуального просвещения. Из одного секс-шопа выросла огромная империя заведений эротической направленности: спецмагазины, кинотеатры для взрослых, торговая интернет-сеть. Музей занимает 4 этажа, на которых расположены секс-шоп, 3 кинозала для взрослых с индивидуальными видеокабинками, экстравагантные экспонаты (более 5000). Среди них картины, панели, гобелены откровенно эротического содержания, предметы посуды с рисунками сексуальной тематики, всевозможные эротические атрибуты. Ставя цель просвещения и обучения, музей разместил диорамы с наглядным объяснением разновидностей сексуального влечения.

Адрес: Joachimstaler St. 4

Открыт: понедельник-суббота, с 9 утра до 12 ночи, воскр. – с 11.00 до 00.00.

Цена билета: от 18 лет – 9 евро, парный – 16.

Что посмотреть в Пергамоне

Три главных экспоната, представляющие нам древнюю монументальную архитектуру (честно говоря, ни в одном музее мира ничего подобного не видела!) в Пергамском музее:

  • Пергамский алтарь
  • Ворота Иштар
  • Ворота Милетского рынка

Пергамский алтарь, или алтарь Зевса

Алтарь, посвященный Зевсу, был построен во II веке до н.э. на территории нынешнего турецкого города Бергама. Строительство алтаря велось при царе Эвмене II в первой половине II века до нашей эры на холме Пергамского замка, в Пергамоне создана его реконструкция с оригинальными фризами, под этот монументальный памятник был возведен отдельный зал (с его проектирования и началось строительство музея). Масштаб, конечно, впечатляет: ширина алтаря 35,64 метра, глубина — 33,40 метра. Лестница, ведущая к алтарю по ширине 20 метров.

В основаниях алтаря — горельефы. С одной стороны — мифический основатель Пергама Телепос (сын Геракла), с другой — битва гигантов против греческих богов.

Аксакал среди гигантов, Алкионей и Афина:

Ворота Иштар

Вавилонские Ворота Иштар, часть улицы, по которой шли процессии к воротам и фасад тронного зала Навуходоносора II являются особыми достопримечательностями. Ворота Иштар — памятник архитектуры, который относят к 605-562 гг. до н.э. Сейчас на месте древнего Вавилона находится центральный Ирак. Масштабные раскопки были начаты немецкими археологами в конце XIX века.

Сами ворота украшены животными: быками (символ бога Адада) и мифическими сиррушами (символ бога Мардука).

Все эти архитектурные объекты с изображениями, символизирующими вавилонских богов, создавались из глазурованного кирпича.

Лев (а точнее, львы), символ богини Иштар, украшает улицу процессий, ведущую к воротам. Таким образом в экспозиции музея реконструирован довольно большой участок Вавилона, дающий представление о размахе замысла Навуходоносора II, осознававшего, насколько ему удалось потрясти всех, въезжавших в город по этой дороге:

Каждые 10-15 лет на глазурованных поверхностях появляются признаки гниения.

Ворота Милетского рынка

Ворота Милетского рынка — памятник архитектуры II века нашей эры. Древний город Милет находился на побережье Эгейского моря, на территории современной Турции.

Особенностью стиля Милетских ворот является сочетание архитектурных элементов, свойственных и грекам, и римлянам: арки и пропилон с колоннами. Ворота были частью южной агоры Милета. Предположительно, этажи были заполненными скульптурами, увы, не дошедшими до наших дней.

Помимо этих огромных и вызывающих всеобщий интерес экспонатов в Пергамском музее можно увидеть экспонаты с раскопок шумерской, вавилонской и ассирийской цивилизаций: рельефы, культовые, ювелирные изделия и предметы быта.

В настоящее время в музее проходит реконструкция, которая должна закончиться к 2023 году, но экспозиция частично открыта: можно увидеть все шедевры, за исключением Пергамского алтаря, именно в том зале сейчас проходят работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector