Гиюр для мужчин и женщин

Как принять иудаизм женщине

Чтобы принять иудаизм, находясь в Израиле, необходимо найти учителя, который будет подсказывать, что делать, и учить основам иудаизма. Его можно найти через местную синагогу, просто попросив о номер телефона или адрес. Можно зайти на сайты гиюра в Израиле и оставить там заявку. Ниже представлены несколько выриантов таких курсов для русских, проживающих на территории Израиля:

  • http://gonativ.org;
  • https://ru.ami4u.org;
  • http://www.machanaim.org и другие.

Как только учитель будет найден, начнется усиленная подготовка к гиюру. В зависимости от продолжительности учёбы (до 1 года), количество занятий в неделю может быть разным. Одно занятие составляет 3 ч. Учёба бесплатная, все необходимые материалы и книги выдаются также бесплатно

Учитель обучает основам иудаизма, акцентируя особое внимание на пункты, которые особенно важны для сдачи экзамена:

  • религийные праздники, шабаты;
  • молитвы;
  • заповеди;
  • основные иудейские книги, Тора.

Кроме того, женщины должны уметь правильно одеваться: одежда должна быть скромной, никакие вульгарные стили неприемлимы для гиюра. Волосы замужних дам должны быть всегда спрятаны (по этой причине иудейки носят парики или бреют голову).

Особое внимание слабый пол уделяет изучению кашрута – ряда религийных правил, связанных с пищей. Параллельно с учёбой и посещением синагоги необходимо внедриться в еврейскую религиозную семью

Найти семью, желающую помочь, довольно тяжело, поэтому к решению этого вопроса следует подходить заблаговременно. Семью нужно искать в интернете, через знакомых или попросить помощи на курсах. Семью посещают в каждый шабат

Параллельно с учёбой и посещением синагоги необходимо внедриться в еврейскую религиозную семью. Найти семью, желающую помочь, довольно тяжело, поэтому к решению этого вопроса следует подходить заблаговременно. Семью нужно искать в интернете, через знакомых или попросить помощи на курсах. Семью посещают в каждый шабат.

После долгой и интенсивной подготовки наступает время экзамена. Он проходит в суде. Комиссия задаёт самые разные вопросы в религиозной тематике. Также спрашивают о новом выбранном имени. Имя нужно выбирать из Торы или Танаха, но не по принципу „красиво звучит“, а по совсем другому принципу. Изучив книги, необходимо выбрать женского персонажа, наиболее близкого по внутреннему настрою, идеала и устремлениям к собственным. И, соответственно, взять его имя.

После успешного прохождения экзамена женщина проходит обряд окунания в микву и официально считается принятой в еврейскую веру.

Реформистский иудаизм | Религии мира | Иудаизм кратко

Реформистский иудаизм — движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии в двадцатые годы XIX века, откуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы.

Возникло на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение прогрессивного иудаизма — это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности.

Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением; его сторонники уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности.

Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более 1.7 миллиона приверженцев, проживающих на 5 континентах, в 36 странах.

Молодежные групповые и летние лагеря

Знак входа в лагерь Свиг в Саратога, Калифорния.

NFTY существует для того, чтобы дополнять и поддерживать реформаторские молодежные группы на уровне синагог. К организации присоединились около 750 местных молодежных групп, в состав которых входит более 8 500 молодых людей.

URJ Camp & Israel Programs — крупнейшая еврейская система кемпингов в мире, включающая 15 летних лагерей по всей Северной Америке, в том числе специализированные лагеря в области науки и технологий, искусства и спорта, а также программы для молодежи с особыми потребностями. Многие из лагерей уже давно предоставляют ученикам старших классов возможность поехать в Израиль летом через NFTY в Израиле. Союз предлагает различные израильские программы для семинаристов и студентов. Включая молодежный съезд раз в два года.

Авторы Гайдпарка

  • Дмитрий Иванов

    Настоящий фашизм

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Российский ФБР заинтересовался причинами смерти афроамериканца Уильяма Джаннетта

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Идея неомонархизма

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    И все-таки какими разными были мы — студенты ЛИАПа. Мой друг Анатолий

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Сногшибательный лозунг

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Критика «Северного потока-2» грозит Латвии газовым кризисом

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В РФ отреагировали на желание Киева вытеснить Москву с газового рынка

    Читать полностью

  • Анатолий Ключников

    Преемственность поколений

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Для чего Вашингтону нужна Япония?

    Читать полностью

  • наталья гончарова

    Вы заметили, что эстрада наша как-то изменилась?

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Самозванцы

    Читать полностью

  • Nikol

    Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

    Читать полностью

Реконструктивистский иудаизм

Реконструктивистский иудаизм является ответвлением консервативного иудаизма. Это по большей части произведение одного человека, Мордехая Каплана, который видел иудаизм как эволюционирующую религиозную цивилизацию. Каплан начинал как ортодоксальный раввин, став консервативным непосредственно до основания реконструктивизма. Реконструктивистский иудаизм более положительно относится к традиции и принятию решений общиной, чем реформистский иудаизм, хотя и существует значительная свобода в вопросах поведения и верований.

В 1922-м году Каплан провёл бат-мицву для девочек, среди которых была его собственная дочь Юдит, и после этого данная церемония вошла в еврейский мейнстрим. Хотя в 19-м веке и были одиночные примеры проведения бат-мицвы, именно Каплан сделал этот обряд нормой для широкого еврейского сообщества. Ранее нормой было проведение обряда только для мальчиков. (Бар- и бат-мицва — это обряды вступления в совершеннолетие, первый проводится для мальчиков в 13 лет, второй — для девочек в 12 или 13 лет. Во время этих церемоний мальчик или девочка публично берут на себя обязанность жить по-еврейски и принимать участие в жизни еврейской общины.)

Это движение также сыграло важную роль в продвижении хавуры, или малых групп, объединяющих евреев-единомышленников. Хавурот (множ. число) часто функционируют как альтернатива более устоявшимся еврейским институтам. Их члены встречаются в Шаббат и праздники, проводя обряды, связанные с циклом жизни по еврейскому календарю и/или для обучения и молитвы.

На 2013-й год только 1% американских евреев причисляли себя к реконструктивистскому иудаизму . Тем не менее, с их установлением обряда бат-мицвы и содействием движению хавура, реконструктивистский иудаизм сыграл свою довольно значимую роль.

Что такое гиюр

Если обратиться к Википедии,мы найдем следующее определение слову «гиюр»: обращение нееврея в иудаизм,а также связанный с этим обряд. Непросвещенные читатели могут задаться вопросом: как неевреи типа меня в принципе могут жить в Израиле,если закон страны позволяет приезжать сюда на ПМЖ только лицам еврейской национальности(вопрос о рабочих визах опустим).

Объяснение простое: по закону Израиля «О возвращении» евреем считается человек,родившийся от матери-еврейки или принявший иудаизм,и он не принадлежит к другой религии. И если первая часть — «родившийся от матери-еврейки» — на практике означает,что достаточно хотя бы одной прабабушки-еврейки в семье,чтобы репатриироваться в Израиль,в религиозном плане эта фраза интерпретируется буквально: национальность передается только по матери. А поскольку Израиль — страна религиозная,этот факт влияет на многие аспекты жизни.

Граждане Израиля,которые являются неевреями с религиозной точки зрения,не могут жениться в стране(при этом брак,заключенный за границей,страна признает), быть похороненными на одном кладбище с евреями,а иногда даже быть принятыми на работу,хотя это бывает крайне редко. Кроме того,это влияет и на статус будущих детей. Родственников не выбирают,но религию выбрать можно,решило еврейское сообщество,и позволило желающим пройти обряд посвящения в евреи. Гиюр можно проходить не только в Израиле,но и в других странах мира,в том числе в России,Беларуси и Украине. Главное,чтобы судьи,которые будут выносить решение по вашему случаю,были «аккредитованы» главным раввинатом Израиля. Судом называется экзамен,в ходе которого три рава проверяют истинность ваших намерений стать евреем и действительность соблюдения еврейских заповедей. Но об этом ниже.

Вера и практика

Реформистский иудаизм , также известный как либеральный или прогрессивный иудаизм, включает несколько основных постулатов, включая веру в теистического , личного Бога ; непрерывное откровение с той точки зрения, что Священные Писания были написаны людьми, вдохновленными Богом. Движение за реформы поддерживает автономию человека в формировании своих собственных еврейских верований и в том, чтобы быть окончательным арбитром в своих собственных духовных практиках. В то же время реформистский иудаизм делает упор на еврейском образовании, чтобы лучше понять традицию и сделать осознанный выбор. Движение за реформы также поощряет своих членов к участию в синагоге и общественной еврейской жизни. Реформистский иудаизм проводит различие между моральными и этическими императивами иудаизма и традиционными ритуальными требованиями и практиками, которые, по его мнению, могут быть изменены или обновлены, чтобы лучше выполнять высшую функцию иудаизма. Другой центральный постулат реформистского иудаизма — это вера в то, что универсальная миссия евреев — распространять послание Бога, быть светом для народов. Реформистский иудаизм предвидит грядущую Мессианскую Эру мира, но без пришествия отдельного Мессии или восстановления Третьего Храма и жертвенного культа в Иерусалиме. Реформистский иудаизм отвергает идею телесного воскресения мертвых в конце дней, утверждая, самое большее, бессмертие души.

В свою «классическую» эпоху, примерно между гражданской войной и 1930-ми годами, американская реформа отвергла многие церемониальные аспекты иудаизма и авторитет традиционной юриспруденции ( галахи ), отдавая предпочтение более рационалистическому, универсалистскому взгляду на религиозную жизнь. «Новая реформа», начиная с Колумбийской декларации принципов 1937 года и далее, стремилась вновь включить такие элементы и подчеркнуть еврейский партикуляризм, хотя по-прежнему подчинялась личной автономии

Одновременно с этим деноминация уделяла приоритетное внимание инклюзивности и диверсификации. Это стало особенно ярко выражено после принятия политики «большого шатра иудаизма» в 1970-х годах

Снова в моду вошли старые ритуальные предметы, а также обряды, такие как омовение . Литургия, когда-то сокращенная и содержавшая много английского, была восстановлена ​​на иврите и традиционных формулах, хотя и не по теологическим соображениям. В отличие от «Классического», «Новая Реформа» отказалась от стремления приравнять религиозное выражение к действительной вере. Обряды конфирмации, на которых проверялись молодые люди, чтобы доказать, что знание веры, когда-то повсеместное, были в основном заменены бар-мицвой и бат-мицвой , но многие подростки все еще проходят конфирмацию (часто на празднике недель ) в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Уникальным аспектом Реформы была интерпретация старой раввинской концепции Тиккун Олам (Восстановление мира); он стал призывом к участию в различных инициативах, направленных на достижение социальной справедливости и других прогрессивных программах, таких как Движение за гражданские права , равенство женщин и права геев.

Другой ключевой аспект американской реформы, который она разделяет с родственными движениями в WUPJ, — это ее подход к еврейской идентичности. Межконфессиональные браки, когда-то являвшиеся табу — CCAR наказывали любое участие своего духовенства в подобных церемониях постановлениями, принятыми в 1909, 1947 и 1962 годах, — стали более распространенными к концу 20 века. В 1979 году URJ принял политику охвата смешанных браков и их супругов в надежде, что последние обратятся в другую веру. В 1983 году он признал иудаизм, основанный на отцовском происхождении, подтвердив, что потомки одного еврейского родителя (отца или матери) будут приняты как наследники его статуса, если они продемонстрируют свою близость к вере. Дети еврейской матери, которая не примет иудаизма, не должны были считаться евреями. Эти меры сделали Реформу наиболее гостеприимной для нееврейских семей среди основных американских конфессий: в 2006 году 17% семей, состоящих из членов синагоги, имели обращенного супруга, а 26% — необращенного супруга. Эта политика также вызвала большую напряженность в отношениях с более традиционными движениями. Ортодоксы и консерваторы отвергли законность реформистского обращения еще до этого, хотя среди последних большая склонность раввинов CCAR выполнять процесс в соответствии с галахическими стандартами позволила одобрить многие из них. Патрилинейное происхождение привело к тому, что растущий процент реформистских избирателей считался нееврейскими двумя другими конфессиями.

Жизнь после прохождения обряда

Параллельно гер должен придерживаться обычаев общины, которая стала источником его веры. Это касается и чтения молитв, которые он может совершать наравне с другими евреями. Есть и другие особенности:

  • при заключении брака у евреев принято заключать брачные контракты (ктуба), в которых геры называются особым именем: бен Авраам-ави и гийорта да для мужчин и женщин соответственно;
  • особый уклад касается даже посуды, которой иудей пользовался до обряда: так как он мог употреблять некошерную пищу, посуду следует перестать использовать;
  • каждый гер обязан любить других геров и евреев в рамках заповеди о любви к ближнему, какие -либо притеснения в их отношении запрещаются.

Ветвь ортодоксального иудаизма

До конца 18-го века существовал только один вид иудаизма. То, что сейчас называется “ортодоксальным” иудаизмом, было нормой и не нуждалось в выделении в качестве отдельного направления, пока не начали развиваться менее традиционные разновидности иудаизма.

Ортодоксальный иудаизм делает акцент на жизни согласно Торе (Закону Моисея), как это авторитетно интерпретируется раввинистической традицией. Согласно ортодоксальному иудаизму, Моисей не только получил Письменный Закон (текст Торы, которую можно найти в Еврейской Библии) на Синае, но и Устный Закон (её правильную интерпретацию). Устный Закон носит такое название, потому что считается, что он передавался из уст в уста, вначале от Моисея и потом к каждому поколению, пока он наконец не стал записываться, начиная с примерно 2-го века нашей эры в виде Мишны.

Далее Мишна получила развитие и интерпретацию в Гемаре; Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. На самом деле есть два Талмуда: Иерусалимский Талмуд или Ерушалми и Вавилонский Талмуд или Бавли. Вавилонский Талмуд считается более авторитетным, и он широко доступен в 18-ти томах в английском издании.

Сам Талмуд был позднее прокомментирован поколениями более поздних раввинов, в результате чего был создан еврейский религиозный закон (под названием галаха), который является обязательным для отдельного человека и для общества. Галаха детализирует еврейское поведение в широком спектре сфер жизни, как религиозных (как правильно соблюдать Шаббат и праздники, например), так и гражданских (как решать вопросы гражданского права).

Особенное положение раввинистической традиции в ортодоксальном иудаизме понятна, потому что изучение Талмуда занимает центральное место в еврейском ортодоксальном иудаизме. Маленькие дети начинают учёбу с Библии, но серьёзные ученики быстро переходят к изучению Талмуда и более поздних комментаторов.

Два течения в ортодоксальном иудаизме

Сегодня есть два основных течения в ортодоксальном иудаизме. Современная ортодоксия выступает за приглашение и принятие широкой публики. Её последователи являются частью современного общества, в то же время соблюдая галахические постановления. Светские науки считаются такими же важными, как и религиозные.

Второе течение очень часто называют ультра-ортодоксией, хотя многие его последователи считают этот термин нежелательным, предпочитая слово хареди, что на иврите значит “трепещущий” (как употреблено в Слове Божьем), или фрум, что в переводе с идиш означает “набожный” или “благочестивый”. В отличие от современного ортодоксального иудаизма, евреи-харедим предпочитают более изолированную жизнь, ограничивая число контактов со светской культурой за пределами их общества.

Хотя многие из них заняты в бизнесе и среди их клиентов есть и светское население, харедим обычно не смотрят светские фильмы и не читают светские книги. Образование раздельное для мальчиков и девочек. Одежда отличительная; например, в отдельных группах мужчины носят чёрные костюмы с белыми рубашками. Женщины всегда одеты в соответствии с традиционными стандартами скромности. Основной язык в повседневной жизни — идиш.

Хасидизм

Подвидом хареди-иудаизма является хасидизм, последователи которого называются хасидами (хасидим). Хасидизм разделяется на множество династических сект, каждая из которых названа в честь европейского города её происхождения: любавический хасидизм, например, возник в городе Любавичи в России, близ современной Беларуси. Каждой сектой управляет её ребе, человек, считающийся уникальным духовным авторитетом и каналом к Богу для своих последователей, которые часто ищут его благословения и совета.

Вторым отличием является то, что хасидское мышление включает в себя каббалу, часто называемую “еврейским мистицизмом”. В том виде каббалы, которой следует хасидизм (т.н. Лурианская каббала по имени её создателя, Ицхака Лурии), Бог имманентный, Он присутствует внутри каждого Своего творения. В каббалистическом мировоззрении, Бог существует в десяти сфирот или имманациях и “сжал” Себя, чтобы сотворить мир. В тот момент Божьи искры были в “сосудах”, которые разбились, пролив эти искры света на творение и принеся в мир зло. Теперь, как утверждают каббалисты, мы должны искать эти искры, исполняя мицвот или заповеди. Из понятия имманации Бога также исходит идея о том, что мы должны поклоняться Богу в радости (часто выражаемой в танце и пении) и находить духовность в ежедневных делах.

Согласно еврейскому обзору в 2013 году, в Соединённых Штатах 10% американских евреев называют себя ортодоксами . В Европе же, напротив, ортодоксальные евреи остаются наибольшей по численности группой .

Чем синагога отличается от храма

Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамиче­скими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и слу­жил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.

Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напо­минающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на спе­циальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогаль­ном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и жен­щины.

Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Неболь­шие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптими­стичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»

Кто такие геры

Гер и гиерет – официальные названия мужчин и женщин, прошедших процесс обращения из неевреев в иудеев. Причём это касается только тех, кто прошли гиюр по всем правилам Галахи (еврейского закона)

Не все гиюры одинаково признаются действительными в стране – это важно учесть перед выбором той или иной его разновидности

Например, существует реформистский (прогрессивный) и консервативный гиюр, имеющие в своей основе совсем другие представления, отличающиеся от подлинного. Представители этих течений считают, что заветы Торы – простая формальность и могут изменяться с течением времени. Поэтому в Израиле признается только ортодоксальный гиюр, проходящий по всем правилам. Главный Раввинат признает только его, несмотря на то, что реформисты и консерваторы проводят те же ритуалы.

Также считается недействительным фиктивный гиюр, который проводится по причинам, отличающимся от главной – желания проникнуться верой иудаизма. Фиктивный гиюры распространены среди неевреев, желающих создать семью с евреем и совершить иммиграцию в Израиль. Без соответствующего обучения и сдачи экзамена это невозможно. Такого понятия, как „ускоренный гиюр,  не существует. Конечно, можно попытаться сдать экзамен без обучения, но навряд ли эта попытка увенчается успехом – чтобы выучить молитвы на иврите, проштудировать всю необходимую литературу, понять её, нужно проникнуться верой иудеев и иметь о ней ясное представление. Кроме того, судьи на экзамене смогут легко определить, будет ли в будущей семье соблюдаться религиозный образ жизни: по поведению, манере одеваться и ряду других факторов. Поэтому особого смысла просить о гиюр без соответствующей подготовки – нет.

Таким образом, чтобы стать гером, нужно пройти обращение в иудаизм в соответствии с правильным, ортодоксальным гиюром.

А если человек хочет пройти «гиюр» в Израиле?

Для этого он должен быть либо гражданином, либо иметь временный вид на жительство (виза Алеф-5) минимум два года. В таких случаях он может обратиться в раввинат и записаться на курсы «гиюра».

В Армии Обороны Израиля также есть своя система прохождения «гиюра» для солдат срочной службы – не являющихся галахическими евреями (евреями по матери).

Следует отметить, что по иудейским законам «гиюр» может провести любой раввин. Поэтому в Израиле можно найти немало неформальных рамок для прохождения «гиюра», куда принимают всех желающих. Такие «гиюры» обычно не признаются ни раввинатом, ни МВД Израиля. Причем, в такой ситуации бывает проще убедить раввинат в «кошерности» такого «гиюра», чем МВД, которое в таких случаях занимает непоколебимую принципиальную позицию. Только виртуозные адвокаты, специалисты по иммиграционному праву, имеют шансы добиться признания такого «гиюра».

Спектр иудаизма

Иудаизм состоит из нескольких “ветвей”, также называемых деноминациями или течениями, которые занимают целый спектр — от традиционного религиозного до либерального. Тем не менее, евреи — это народ, а не религия; еврейство и иудаизм — это не всегда одно и то же. В то время, как иудаизм “должен быть” религией, которую практикуют евреи, есть евреи, которые “выбирают” какие-то элементы иудаизма, подходящие им лично, в то время как другие вообще не практикуют иудаизм. Некоторые из них приняли другие религии, такие как буддизм. Ветви иудаизма, в том виде, в котором они известны сегодня, покрывают довольно большой процент веры еврейского народа.

Полвека назад иудаизм можно было описать как состоящий из трёх основных направлений, и большинство евреев причисляли себя к одному из них: ортодоксальный (традиционный), реформистский (либеральный, в Европе известный также как прогрессивный) и консервативный (нечто среднее между двумя предыдущими ветвями, также известен за пределами Северной Америки как масортим). Есть также некоторые небольшие ответвления, такие, как реконструктивистский иудаизм, но по большому счёту американские евреи попадают в одну из ветвей “большой тройки”.

Хотя большая тройка всё ещё в значительной степени сохраняется, спектр иудаизма сегодня шире. Например, некоторые могут назвать себя “консервадоксами” (объединяющими консервативный и ортодоксальный иудаизм). И хотя я никогда не слышал этот термин, тот реформистский Темпль, в который я ходил с детства в Бруклине, поразил меня тем, что он был более “реформативным” (соединяя реформизм и консерватизм), чем исходно реформистский.

Верования и практика

Стоит также отметить, что хотя каждая ветвь иудаизма имеет своё более-менее “официальное” понимание еврейской веры, простое посещение определённой синагоги не обязательно означает, что человек верит в официальные её доктрины (или хотя бы понимает их).

Ортодоксальный иудаизм, например, “официально” учит, что Бог реален, но вы можете найти некоторых агностиков и даже атеистов, посещающих ортодоксальные синагоги. Многие не считают это противоречием, потому что иудаизм делает акцент на том, как жить, а не на том, во что верить. Потому, хотя религиозные верования, с которыми выросли евреи, и могут изменяться или уходить на задний план, многие предпочитают сохранять ценности и образ жизни. Есть ортодоксальные способы ежедневного поведения и образа жизни, такие как кашрут или соблюдения Шаббата согласно ортодоксальной галахе (еврейскому закону), но нет никаких доктринальных требований, кроме признания того, что Бог Един (о чём говорит молитва “Шма”, Втор. 6:4). Хотя и правда то, что большинство ортодоксальных евреев, например, верят в будущего Мессию, а большинство реформистов нет, нельзя сказать, что это верно для каждого отдельно взятого человека.

В отличие от предыдущих поколений, многие евреи сегодня не связаны с синагогой в принципе. Многие формулируют свою собственную версию иудаизма и не вписываются ни в одну из “официальных” версий этих направлений.

Вместе с тем, следующий обзор трёх основных ветвей всё ещё является актуальным кратким руководством по иудаизму.

Позиция Торы о гиюре

Тора признает исключительность еврейского народа. Считается, что евреи выполняют особую задачу – служат проводником провидения и присутствия, возглашают славу Всевышнему и хвалят имя Его. Тора признает, что и неевреи (гои) созданы по образу божиему. Евреи уважают задачу гоев в мире, но и гои должны уважать уникальность и особое предназначение народа Исраэля. Считается, что бог наделил евреев особыми качествами и свойствами – правом учить человечество вере, демонстрируя другим народам монотеизм.

Влияние Израиля эффективно, когда он выделяет себя из числа других народов, не ассимилируясь и не изменяя своим качествам. Этот принцип еще с библейских времен реализуется на примере Авраама, который обращался ко всем народам, но при этом сохранял дистанцию и запрещал своему потомству заключать браки с представителями другого народа. Наоборот, он благословлял все семьи земли, прививая другие народы к древу еврейства через гиюр. С тех пор признается только ортодоксальный гиюр для женщин и мужчин, другие течения считаются негалахическими.

Учения Авраама распространялись также и через других персонажей ­– Ишмаэля и Эсава, которые соединялись с другими народами и в результате проповедей создали иудаизм и христианство соответственно. Созданные на основе Танахи, они являются способом донесения божиих заповедей до неевреев.

Чего нельзя делать в субботу

Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии расска­зывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать суббот­ний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».

Ветвь реформистского иудаизма

Реформистский иудаизм — это продукт современности. Просвещение 18-го века в Европе принесло, среди прочего, переворот традиционных религиозных убеждений. Путём к истине стал считаться разум, а не откровение. В этом новом климате реформистский иудаизм родился в 19-м веке в Германии. Многие “современные” евреи отбросили авторитет и галахи, и Библии, хотя последняя почитается из-за этики пророков и рассматривается как имеющая историческую ценность.

Евреи-реформисты склонны рассматривать многие традиционные еврейские верования и соблюдения обрядов как устаревшие или просто суеверия, хотя некоторые из верований были адаптированы к более современному мышлению. Например, идея Мессии как отдельной личности, лидера, избранного Богом, была заменена понятием мессианской эры, достижимой человеческими усилиями. Будущее воскресение мёртвых было также отвергнуто и заменено идеей о том, что человек продолжает жить в своих достижениях и/или потомках. Синагогальное служение было пересмотрено, и молитвы, посчитавшиеся неуместными в современную эпоху, были отменены. Талмуд и раввинистические традиции всё ещё обладают историческим интересом и могут содержать некоторую мудрость, но больше не рассматриваются как источник обязательных правил и постановлений, согласно которым необходимо жить.

Немецкие евреи, а также прочие западноевропейские евреи пытались ассимилироваться в обществе, полагая, что это обеспечит им доступ к равным правам. Их национальностью было «англичанин», «француз» или «немец», а иудаизм был их религией. Потому служение в синагоге проводилось уже не на иврите, а на местном языке, различные обычаи были заимствованы из христианских церковных служений, включая даже собрание в воскресенье вместо еврейского Шаббата.

Реформистский иудаизм распространился по Западной Европе и в Северной Америке (в Восточной Европе, где Просвещение не имело аналогичных масштабов, евреи остались либо традиционными, либо полностью заменили иудаизм другой идеологией, например, социализмом). Мораль была гораздо важнее церемонии, и это означает, что для реформистских евреев библейский акцент делается на книгах Пророков с их постоянным призывом к правосудию и справедливости, а не на Торе, которая больше фокусируется на обрядах и религиозных обязанностях, и в том числе на морали. Этот акцент на морали также привёл реформистский иудаизм к большему взаимодействию с нееврейским обществом и участию в социальной сфере.

Первоначально реформистский иудаизм отвергал идею сионизма, веря в то, что евреи должны чувствовать себя дома, будучи гражданами любой страны, в какой бы они не оказались. Этот взгляд претерпел радикальные изменения, особенно в 20-м веке, вследствие погромов в Российской Империи и Холокоста. Американский реформистский иудаизм после этого стал горячо сионистским.

С развитием реформистского иудаизма он становился все менее радикальным. В последнее время наблюдается восстановление многих аспектов традиций, но скорее как следствие национальной идентичности или личного выбора, чем религиозных требований. Реформистские евреи, как правило, принимают все аспекты иудаизма, которые они находят удобными для себя; человек имеет право жить согласно своим собственным убеждениям. В результате, повседневный образ жизни реформистских евреев может практически не отличаться от образа жизни неевреев.

В Европе реформистский иудаизм часто проходит под названием “либеральный иудаизм” или “прогрессивный иудаизм”, а в Венгрии его называют “неологическим иудаизмом”. Но сердцем реформистского иудаизма остаётся Северная Америка.

В 2013-ом году 35% американских евреев идентифицировали себя как реформистские . Хотя подобной статистики по Европе нет, в 2010-ом году в Европе было 150 реформистских (либеральных, прогрессивных) общин, из них 80 — в Великобритании .

Сколько заповедей должны соблюдать иудеи

Всем известно о существовании так называемого Декалога — десяти биб­лейских заповедей (Исх. 19:10–25). На самом деле иудаизм предъявляет к своим последователям куда более жесткие требования — иудеи должны соблюдать 613 заповедей. Согласно традиции, 365 носят запретительный характер (по числу дней в году), оставшиеся 248 (по числу органов челове­ческого тела) — предписательный. От неевреев с точки зрения иудаизма требуется всего ничего — соблюдение семи заповедей потомков Ноя (к ко­торым, очевидно, относится все человечество). Вот они: запрет идолопоклон­ства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также требование установ­ления справедливой законодательной системы. Великий еврейский мудрец Маймонид, живший в XII веке, утверждал, что соблюдающие эти законы неевреи войдут в Царство Небесное наряду с евреями. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector