Греческий орнамент
Содержание:
- Как цвета помогали нашим предкам
- Ника Самофракийская
- Цвета в Древней Индии и Древнем Египте
- Какое значение имели цвета в эпоху Возрождения
- Деметра – богиня, оживляющая природу
- Иерархия богов Древней Греции
- Посейдон – повелитель морской стихии
- Происхождение рисунка и его значение
- Значение цветов в средневековье
- Богиня в наши дни
- Греческие боги
- Значение цвета в период зарождения христианства
- Какое значение цвета имеют в восточных культурах
- Меандр в современности
- Посейдон
- Изображение
- Чему покровительствовала богиня Ника?
- Храм Ники Аптерос
- Богиня Ника – миф
Как цвета помогали нашим предкам
Жители первобытных общин связывали абстрактное понятие цвета с естественными цветами знакомых объектов. Красное — кровь, огонь: зеленое — трава; синее — небо, вода; белое — снег и т. д. С годами вокруг человека становилось все больше рукотворных предметов.
Их он раскрашивал в соответствии со своим внутренним представлением о характерах цветов. Жизнь цвета в человеческом мире — область обширная и очень интересная. Попробуем затронуть ее в той мере, что будет необходима для раскрытия нашей темы.
Детство человечества и цвет
Вы думаете, что первобытные люди применяли широкую палитру цветов? Напрасно. Ученые заметили, что наиболее часто встречающиеся цвета наскальных рисунков — белый, черный и красный. Те же цвета выбирались и при исполнении важнейших ритуалов повседневной жизни.
Белый всегда нес в себе доброе начало. Этот ясный, «прозрачный» цвет естественным образом символизировал искренность и чистоту помыслов. Белый считался цветом жизни, мира, дружбы, счастья и развития.
Животные белого цвета приносились в жертву самым могущественным богам.
Белый всегда был рядом — он отпугивал злых духов, встречал человека при рождении и провожал в последний путь. Здесь уместно вспомнить и о том, что семенная жидкость и молоко матери, дающие жизнь, имеют белый цвет.
Кроме того, белый — цвет дня, того времени, когда злые духи теряют часть своей силы. Именно поэтому добрые магические свойства белого цвета почитались и широко использовались многими первобытными племенами.
Ника Самофракийская
Эта скульптура является еще одним изображением олимпийской богини, дошедшим до нас с древнейших времен. Ее осколки в количестве более 200 штук были привезены в Париж из Греции археологом Шарлем Шампуазо в 1863 году. Благодаря кропотливой работе и стараниям реставраторов из них возродилась великолепная статуя. Несмотря на то что богиня Ника оказалась лишена рук и головы, а также одного крыла (которое в итоге было сделано из гипса), она покорила всех ценителей искусства и вот уже на протяжении многих десятков лет является одним из ценнейших экспонатов Лувра.
Читайте далее:
Богиня победы в греческой мифологии
Богиня победы в греции
Богиня осени у греков
Богиня безумия у греков 3 буквы
Богиня души у греков
Цвета в Древней Индии и Древнем Египте
Любимые цвета в Индии
Индия — одна из стран, в которой обряды сегодня имеют такое же значение, как и многие тысячелетия назад. Основными цветами индийской свадьбы являются желтый, цвет верности, и красный. Дом, в котором проходит бракосочетание, украшают желтыми цветами.
Гости красят себе лбы желтой краской и осыпают друг друга желтым порошком. Невесту наряжают в ярко-красное сари, а одежду жениха расшивают золотом. В процессе церемонии жених наносит красную краску на лоб и волосы невесты, и только после этого молодые становятся мужем и женой.
Любимые цвета египетских богов
В Древнем Египте с особым почтением относились к солнечному свету, который виделся желтым, золотым или белым. Эти цвета считались божественными, в них облачались служители культа. Животные таких цветов, конечно, были священными.
Цветовые предпочтения древних египтян во многом связаны с Осирисом, богом мертвых, владыкой подземного царства. Легенда гласит, что некогда Осирис был божественным земным царем. Но происки брата-предателя привели его к смерти. Осирис обычно изображался с зеленоватым цветом кожи.
Для египтян это цвет земли и растений, необходимых для полноценной жизни. Красный также был священным в Египте, поскольку символизировал цвет крови, некогда пролитой Осирисом.
Школы и излагали небывалое знание. Языческие понятия уходили в прошлое, взамен возникали новые представления о мире и человеке.
В таких обстоятельствах, конечно же, многие былые цветовые символы утратили свое значение. Их место заняли новые, все еще с магической сущностью, но уже с естественнонаучной основой. Можно сказать, что античные философы приблизились к представлениям о цвете, которые приняты сегодня. Их теории о цвете сочетают в себе абстрактные символы, научные соображения и эстетические нормы того времени.
Немалое символическое значение имел и синий цвет, принадлежащий Ра, верховному богу солнца. Ведь Ра живет на небе, которое в большинстве случаев окрашено синим или оттенками синего. Черный же цвет у египтян, как и у многих других народов, имел негативное значение — смерть, грех, предательство, нечестивость.
Какое значение имели цвета в эпоху Возрождения
Как цвет становился популярным в жизни человека того времени
Прекрасное время! Период обращения к личности человека, стремления к развитию и нравственному совершенствованию. В этот период цвет становится куда более свободным. Его начинают применять явно, открыто, осознанно, творчески.
Цвет делается неотъемлемой частью науки и искусства. Постепенно он теряет свой мистический оттенок и становится предметом изучения и практического применения. Рождаются новые понятия и даже целые теории об использовании цветов и гармонии цветовых сочетаний.
Разодетые в наряды ярких цветов буржуа вызывают смех. Дворяне же постепенно приходят к тому, что «низменные» цвета Средневековья, серый и коричневый, иногда могут быть и весьма полезными. Куда практичнее отправляться в далекое путешествие в темном неброском одеянии, чем в светлых одеждах, которые дорожная пыль очень быстро превратит в серые тряпки.
При этом светские мероприятия устраиваются с большим изяществом. Наряды тщательно подбирают. Появляются известные и любимые всеми портные — те, которые владеют умением сочетать ткани разных цветов.
Наряды дам и кавалеров из высшего общества были самыми разнообразными по покрою и цвету. Большим спросом пользовались орнаменты из природных элементов — цветов, листьев, фруктов, птиц, животных. В рисунке фона также широко применялись растительные детали.
Праздничные платья имели насыщенные красивые тона. Наибольшей любовью пользовались голубой, изумрудный, золотистый, холодный красный. Траурные же платья были не только черными, но также фиолетовыми или коричневыми. Кстати, отношение к фиолетовому как к траурному, печальному сохраняется и по сей день.
Какие имена присваивали цветам в пятнадцатом веке
Забавно, что в XV веке и позже тонам и полутонам известных цветов начали давать новые милые имена. Они носили ассоциативный, а возможно, и иронический характер. Так, среди розовых оттенков можно было встретить «бедро испуганной нимфы», «расцарапанное лицо», «обычный окорок» и «веселую вдову».
Красно-оранжевый называли цветом «адского пламени». Светло-коричневый или рыжевато-желтый именовали «брюхом жирафа» или «жирафом в изгнании». Зеленовато-серый — «влюбленной жабой», темный фиолетово-синий — «аметистовой ночью», а красно-коричневый — «пьяной вишней». Примерно тогда же появилось и название любимого нами сегодня цвета морской волны.
Деметра – богиня, оживляющая природу
Деметра – сестра Зевса, дочь Крона и Реи. Одна из древнейших богинь, о чем свидетельствует перевод ее имени – «Мать-Земля». Известна под именами Мстительница, Жаркая, Земная, Подземная, Фесмофора («Законодательница»), Мать печали.
Богиня земледелия, покровительница зерновых культур, сельского хозяйства и всех, занимающихся возделыванием земли. Она заботилась не только о злаках, но и об улучшении жизни людей. Именно она научила греков земледелию, покровительствовала законодательству, государству и законным бракам, помогала тем народам, которые вели оседлый образ жизни. Но она могла быть и очень суровой к тем, кто ей не поклоняется.
Центр культа Деметры находился в городе Элевсин, затем почитание богини распространилось на всю Греции. В ее честь ежегодно устраивались Элевсинские мистерии, символизировавшие пробуждение природы после зимы.
Деметра изображалась в виде статной женщины с мягкими чертами лица в длинных свободных одеждах. Как богиня плодородия она носит венок из колосьев или корону из початков зерен. В руках богиня держит корзину, наполненную колосьями. Распространен сюжет, в котором Деметра держит в руках факел и быстро движется на колеснице, которую влекут драконы (символы плодородия). Деметра – мать Персефоны, жены Аида, Плутоса – божества изобилия и Филомела – изобретателя хлебопашества.
Зевс, Гера, Посейдон, Деметра олицетворяли для грека гармонию природных сил. Он поклонялся Зевсу и Гере – хранителям государства и семьи, Деметре, дающей богатый урожай, Посейдону, приносящему морские дары. В богах видели залог существования Космоса и людей, являющихся его частью.
Иерархия богов Древней Греции
ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ БОГОВ.
Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море). Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ БОГОВ.
Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Керы (Мщение), Эфир (Воздух); Апата (Обман).
ТИТАНЫ.
Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан.Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида.Дети титанов (второе поколение титанов): Астерия, Атлас, Гелиос (персонификация солнца), Лето, Менетий, Прометей, Селена, Эос (персонификация утренней зари), Эпиметей.
ОЛИМПИЙЦЫ.
• Аид — бог подземного царства мёртвых• Аполлон — бог искусств и врачевания• Арес— бог войны• Артемида — богиня охоты• Афина — богиня мудрости и войны• Афродита — богиня любви и красоты• Гера — богиня семейных уз• Гермес — бог торговли, посланник Зевса• Гестия — богиня домашнего очага• Гефест — бог кузнечного дела• Деметра — богиня плодородия• Дионис — бог виноделия• Зевс — бог неба и громаnull• Посейдон — бог морей
Боги и божества водной стихии.
• Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона• Лимнады — нимфы озёр и болот• Наяды — нимфы родников, источников и рек• Нереиды — морские нимфы• Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену• Океаниды — дочери Океана• Понт – бог внутреннего моря• Посейдон — бог морей• Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды• Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид• Тритоны – свита Посейдона и Амфитриты• Тритон – бог, вестник глубин
Боги и божества воздушной стихии.
• Эол — полубог, повелитель ветров• Борей — олицетворение северного бурного ветра• Зефир — западный сильный ветер, читался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)• Нот — южный ветер• Австр — восточный ветер• Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
Боги смерти и подземного мира.
• Аид — бог подземного царства мёртвых• Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры• Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейств• Керы — демоны смерти• Танатос — бог смерти• Гипнос — бог забвения, брат близнец Танатоса• Эринии — богини мести
• Каллиопа – муза эпической поэзии• Клио – муза истории в древнегреческой мифологии• Эрато – муза любовной поэзии• Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки• Мельпомена – муза трагедии• Полигимния – муза торжественных гимнов• Терпсихора – муза танца• Талия – муза комедии и лёгкой поэзии• Урания – муза астрономии
ГИГАНТЫ.
• Агрий• Алкионей• Гратион• Ипполит• Клитий• Мимант• Паллант• Полибут• Порфирион• Тоон• Эврит• Энкелад• Эфиальт
• Ника — богиня победы• Селена — богиня луны• Эрот — бог любви• Гименей — бог брака• Ирида — богиня радуги• Ата — богиня заблуждения, помрачения ума• Апата — богиня обмана• Фобос — божество страха, сын Ареса• Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса• Асклепий — бог врачевания• Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)• Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения• Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости• Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна
• Сатиры• Нимфы• Оры — три богини времён года и природного порядка
ЧУДОВИЩА.
• Василиски• Гарпии• Грифоны• Драконы• Единороги• Ехидна• Кентавры (Центавры)• Ламия• Лернейская гидра• Медуза• Минотавр• Немейский лев• Пегас• Пифон• Сатиры• Сирены• Стимфалийские птицы• Сфинкс• Сцилла (Скилла)• Тифон• Фениксы• Харибда• Химера• Цербер (Кербер)• Эмпуза (Эмпуса)
ГЕРОИ.
Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т. п.
• Ахилл• Геракл• Одиссей• Персей• Тесей• Ясон• Гектор
Читайте далее:
Символ войны в греции
Дерево символ греции
Какое дерево стало символом греции
Бог еды в древней греции
Символы греческих богов
Посейдон – повелитель морской стихии
Посейдон – брат Зевса и второй сын титана Крона и Реи. Греки дали ему прозвища: Гипиий (Конный), Пелагий (Морской), Эносихтон («Земли колебатель»). В борьбе с титанами Посейдон принял сторону Зевса, за что получил в награду власть над всеми водами. Дворец Посейдона находится в Эгейском море.
Многочисленные наводнения и землетрясения – следствия его гнева. Он известен нетерпимым характером, который греки старались задобрить жертвоприношениями и строительством многочисленных храмов. Особо почитался Посейдон жителями прибрежных городов, мореплавателями и купцами. У него просили счастливой дороги, попутного ветра и защиты от пиратов и разбойников.
В честь Посейдона один раз в два года греки устраивали Истмийские игры на Коринфском перешейке. Главным соревнованием были конные состязания. Тем самым греки чтили морского бога, который первым укротил коня.
В отличие от своего царственного брата морской бог похож на свою стихию. Подобно волнам он быстр и беспокоен в движениях, отличается диким видом и растрепанными волосами. В его свите многочисленные морские чудовища, океаниды, нереиды, готовые повиноваться ему по первому зову.
Узнать Посейдона среди других богов можно по трезубцу, коню и дельфину. Трезубец представляет собой гарпун для ловли акул и китов. Это изображение особенно почитали рыбаки. Дельфин же оказал Посейдону большую услугу, указав ему место, где пряталась нереида Амфитрита, в которую тот был влюблен. С тех пор в свите он занимает почетное место.
В браке с Посейдоном Амфитрита родила сына Тритона и дочерей Роду и Бесентикиму. Так же как и брат, Зевс, Посейдон не отличался верностью в браке. Он отец героя Тесея от Эрфы, дочери трезенского царя, гиганта Антея от Геи (Земли) и циклопа Полифема от нимфы Фоосы.
Происхождение рисунка и его значение
Сложено немало легенд и увлекательных историй о том, как возник меандр и что же он означает. Первые следы этого узора были обнаружены на глиняных черенках эпохи неолита. Ученые полагают, что в непрерывной ленте из прямых углов древние греки находили магический смысл жизни и сюжет о цикличности вселенной. Прямой угол в данном случае — символ мудрости и добродетели. Каждый, кто украшал подол своей одежды таким рисунком, хотел заявить о том, что ведет праведную жизнь.
Если же вспомнить историю меандра, то окажется, что свое интересное название он получил от реки Меандр (Большой Мендерес) в Малой Азии, потока с очень извилистым и непредсказуемым руслом. Составленный из непрерывной ломанной под прямыми углами линии, меандр может считаться достаточно жестким рисунком. В качестве орнамента меандр первоначально был популярен в древнегреческой, древнеримской, романской и византийской культурах, им украшали архитектурные объекты и предметы быта.
Согласно другой теории, меандр обозначает саму вечность — именно поэтому этот рисунок украсил следы зданий в легендарных Помпеях. Город, воскрес из пепла, как воскресает человек при смене поколений.
Совершенно иной взгляд высказали американские искусствоведы, заявившие о том, что меандр — ничто иное как изображение капкана для животных, которые расставляли греческие охотники. По своей конструкции он напоминал лабиринт, из которого невозможно выбраться, а значит мужчины обеспечивали себя беспроигрышной охотой.
Если внимательно изучить культуру Коринфа, то можно отметить, что этот греческий орнамент плотно связан с другими узорами: волнами, кругами и вполне возможно имеет сходное с ними происхождение. Возможно, при помощи такого орнамента древние греки хотели задобрить Олимпийских богов.
Более прозаичное и логическое объяснение появлению орнамента высказывают археологи, предполагая, что меандр символизирует реку с одноименным названием. Ее извилистые берега и резкие пороги напоминают прямоугольные элементы рисунка, а его цикличность — ни что иное как течение реки.
Значение цветов в средневековье
Позднее Средневековье отмечено Войной Алой и Белой розы. А вы знаете, при чем здесь розы? Оказывается, почти ни при чем. В 1455-1487 годах в Англии две ветви могущественной династии Плантагенетов, Ланкастеры и Йорки, начали борьбу за власть и корону.
Ланкастеры избрали для себя в качестве эмблемы красную розу, а Йорки — белую. Розы были лишь символами и носились в виде значков и нашивок. Известно, правда, что Йорки с давних пор уважали белую розу, знак Богородицы. Не исключено, что Ланкастеры выбрали свою эмблему в противовес эмблеме врагов.
В средневековье алхимики стремились найти, выделить, сотворить удивительный материал — философский камень. С помощью философского камня, по их представлению, неблагородные металлы можно превращать в благородные, совершенные (например, получать золото из свинца).
Безусловно, это лишь практическая сторона алхимии — науки, которая имеет весьма глубокие философские корни. Нас же интересует ее магическая сторона, тесно связанная с представлениями о цвете. Главными, важнейшими цветами считались, как и прежде, белый, черный и красный.
Черный символизировал начальную стадию превращения и первичную материю. Белый связывался с ртутью и означал просветление, преобразование, откровение. Красный же был приближен к конечной, «золотой» цели. Его ассоциировали со страданием и одновременно с возвышением, которые и приводят к получению камня.
Упражнение «золотое литье»
Ну, что же… Алхимики искали способ превращения металлов в золото. Женщины, да и мужчины тоже, стремились владеть золотыми драгоценностями. За золотые монеты шла борьба — от уличных боев до настоящих войн. А золотой цвет жил своей жизнью, излучая счастье, независящее от рыночных цен…
Попробуем и мы приобщиться к золотому сиянию счастья. Представьте себе слиток золота. Он лежит перед вами, излучает золотистую энергию, притягивает взгляд. Думайте об этом слитке не как о куске металла, а как о высокой субстанции…
Излучаемые лучи доходят до вас, обволакивают. Вам становится тепло, хорошо, очень хорошо. Вы чувствуете потребность быть счастливым и понимаете, что эта потребность вот-вот будет удовлетворена.
Теперь представьте, что золото начинает нагреваться. Вот оно уже плавится и очень скоро потечет. Вообразите образ своего счастья и приготовьте для расплавленного золота соответствующую форму. Когда золото станет жидким, вылейте его в форму.
Подождите, пока металл остынет. Во время ожидания вы почувствуете расслабление и огромную радость. Еще бы! Вот он перед вами — золотой образ вашего счастья… Зафиксировав его в своем сознании, возвращайтесь в обычное состояние.
Богиня в наши дни
По сей день сохранились упоминания и статуи богини Ники (фото вы можете увидеть в статье). Ее изображение часто присутствует на вымпелах и знаменах, а имя – в гимнах. Даже популярная фирма спортивной одежды Nike названа в ее часть. Сохранились и такие древнейшие скульптурные изображения, как Ника Самофракийская. В 1879 году статую перевезли в парижский художественный музей Лувр, где до сих пор она украшает лестницу Дару. Несмотря на то что останки рук и головы так и не нашли, на раскопках было обнаружено 23 фрагмента статуи. После долгих исследований установили, что это части пьедестала — корма корабля. Все они также хранятся в Лувре.
И сегодня эта скульптура богини победы Ники считается таинственной и загадочной. Множество легенд ходит вокруг ее истинной формы и подлинного создателя, чью работу даже современные критики окрестили гениальной. Кто-то считает, что правая рука Ники держала кубок, другие утверждают, что богиня трубила в рог, провозглашая победу Родоса, третьи же предпочитают думать, что обеих рук и вовсе не существовало. Было принято огромное множество попыток воссоздать подлинную форму скульптуры, но все они оказались провальными. Ибо богиня, несущая победу, теряла свой торжественный и легкий вид.
В самом сердце Акрополя находится храм богини Ники, который искусствоведы считают прекрасным и одновременно странным. Он отличается от всех построек Древней Греции, разрушая все строительные принципы того времени. Это храм, возведенный во славу Ники Бескрылой. Внутри святилища величественно стоит фигура богини Ники в одеянии воина. В руках она держит щит и меч, а голову покрывает золотой шлем.
Храм богини Ники пережил несколько реконструкций, поэтому в нем не хватает крыши и нескольких колонн. Однако эта древнейшая постройка по сей день остается одной из прекраснейших достопримечательностей Афин, которую видно со всех уголков города.
В скором времени небожительница стала иконой живописцев. За воодушевлением к ней обращались великие художники и творцы. Например, Эбботт Хендерсон Тайер. Очарованный образом Ники, он создал знаменитую картину-плагиат «Дева». Также в первой половине XIX века писателем Филлипом Томмазо Маринетти был издан «Манифест футуризма». Его создатель противопоставил механику и движение безжизненному лику. И звучит это так: «. ревущий мотор машины работает словно на картечи, – он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».
Греческие боги
Он вызывает неподдельный интерес, интригует и волнует. Он объединяет вымышленный и современный мир. О нем написано не мало книг и снято множество фильмов. Пантеон греческих богов — настоящая кладезь для изучения истории, нравов и быта Древней Греции. Какую функцию выполняли небожители на священной горе Олимп? Какой немыслимой силой и властью были наделены? Об этом и многом другом пойдет речь в нашей новой божественной статье!
Пантеон или попросту группа богов, принадлежащая к одной религии, насчитывала большое количество небожителей, каждый из которых выполнял отведенную роль и нес свою функцию. По своему облику и поведению боги и богини были похожи на обычных людей. Они испытывали те же эмоции и чувства, влюблялись и ссорились, гневались и миловали, обманывали и распускали сплетни. Но главным их отличием являлась бессмертность! Со временем история отношений между богами все сильнее порастала мифами. И это только приумножало интерес и восхищение к древней религии…
Представители младшего поколения небожителей в Древней Элладе считались главными богами. Когда-то они отняли право управления миром у старшего поколения (титанов), олицетворявших природные стихии и вселенские силы. Одержав победу над титанами младшие боги под руководством Зевса поселились на горе Олимп. Мы расскажем о 12 главных олимпийских богах и богинях, их помощниках и спутниках, которым поклонялись греки!
Царь богов и главное божество. Представитель бесконечного неба, повелитель молний и грома. Зевс обладал беспредельной властью как над людьми, так и над богами. Древние греки чтили и боялись громовержца, всячески задобряя его самыми лучшими пожертвованиями. О Зевсе младенцы узнавали еще в утробе, а все напасти относили к гневу величайшего и всемогущего.
Значение цвета в период зарождения христианства
Шли столетия, и божественный пантеон постепенно уступал свое место Богу Единому. Много было вопросов, споров, войн; новое мировоззрение и новая религия набирали все большую силу. Изменения происходили в самых разных областях знания, морали, философии.
Не избежали этого и представления о свете и цвете. Язычники практически отождествляли цвета с божествами. Христиане же стали рассматривать цвет как одну из ипостасей Бога, как одну из сущностей, Им сотворенных.
Новые цвета и символы
Появилось, конечно же, много новых цветовых символов. При этом цвета порой вызывали самые разные ассоциации.
Например, красный имел позитивное значение (кровь Христа) и по-прежнему считался царственным. И в то же время ему нередко приписывали траурный оттенок.
Желтый в раннем христианстве был цветом Святого Духа. Но довольно скоро начал приобретать негативный смысл — предательство, трусость, отступничество. Так, еретиков перед сожжением на кострах облачали в желтые одежды, а Каина и Иуду Искариота церковные художники рисовали с желтыми бородами.
Зеленый символизировал поверхность земли, покрытую растениями, и, соответственно, земной путь, пройденный Иисусом. При этом жадность и зависть также были зеленого цвета. Зеленым же был и недобрый глаз сатаны.
Серый и коричневый цвета, скорее всего, чисто ассоциативно означали бедность, убогость, болезни и не были любимы знатью.
Безусловно, позитивным остался лишь белый цвет, символизирующий чистоту, святость и родство с божественным светом.
Черный же, цвет мрака, воспринимался с некоторым страхом и в то же время с должным смирением, поскольку черное также сотворено Богом.
А Творец всегда знает, куда направить свет и какие области этого света лишить. Черный по-прежнему был цветом ухода от жизни, от мира. Он и по сей день остается цветом траура, а также монахов — людей, добровольно отказавшихся от жизни в миру.
Какое значение цвета имеют в восточных культурах
Триада «белый, черный, красный» имела большое значение и для жителей Востока. В Индии эти цвета соответственно интерпретировали как воду, землю и огонь или же как бытие, покой и активность. Красный повсеместно считался цветом военных действий.
В то же время в Китае его воспринимали как праздничный и радостный. Японцы красным «окрашивали» гнев и любовь, а народы Среднего Востока — порочные наклонности. Черный цвет имел двойственное значение — в зависимости от обстоятельств он нес в себе зло или радость.
Сине-зеленый и желтый цвета на Востоке
К основной бело-черно-красной триаде восточные культуры добавили еще два символически важных цвета — сине-зеленый и желтый. В китайской философии желтый отождествлялся с энергией ян, в то время как синий или черный — с энергией инь. Желтый цвет всегда считался атрибутом императорского дома и потому особо почитался.
Позитивное значение желтый имел также в Индии и Японии. Синий цвет в Китае означал мужество, силу и власть, а в Японии — низкие помыслы и измену. Зеленый же обладал положительной аурой в большинстве восточных культур. Для китайцев он означал молодость, для японцев — энергию и надежды на счастливое будущее.
Меандр в современности
Культура Древней Греции издавна вдохновляет лучших дизайнеров и модельеров на создание утонченных и изысканных моделей одежды или предметов быта. Сегодня в моде ювелирные украшения с черным меандром на золоте — такие кольца и серьги демонстрируют многие голливудские звезды. Греческим рисунком украшают стены при создании дизайнерского интерьера кухни или гостиной — спокойный, монотонный и в то же время очень интересный орнамент добавляет в атмосферу комнаты изящности и спокойствия.
Меандр можно встретить и на одежде — им украшают подолы платьев и воротнички, а в последнее время стали модны хлопчатобумажные сорочки-вышиванки с различными орнаментами, в числе которых есть и греческий.
Смелые дизайнеры интерьера предлагают даже ковры и шторы с крупным меандром, а модельеры удивляют количеством вариаций — двойной, тройной, перевернутый орнамент. Несмотря на столь глубинное значение, меандр чаще всего воспринимается как классический декоративный элемент. Возможно, он заслужил такую популярность благодаря простоте исполнения — его сможет нарисовать даже ребенок, а умелые мастерицы могут показать вам даже вязаный меандр. Греки всегда умели видеть красоту в простоте, самое время и нам научиться.
Посейдон
Брат Зевса, повелитель моря, рек, озер и океанов. Он олицетворял мужество, бурный нрав, вспыльчивый характер и неземную силу. Будучи покровителем мореплавателей он мог накликать голод, переворачивать и топить корабли и вершить судьбы рыбаков в открытых водах. Посейдон тесно связан с землетрясениями и извержениями вулканов.
Брат Посейдона и Зевса, которому подчинялся весь подземный мир, царство мертвых. Единственный кто не жил на Олимпе, но по праву считался олимпийским богом. Все умершие отправлялись к Аиду. Хоть люди и боялись даже произносить имя Аида, в древней мифологии он представлен холодным, непоколебимым и безразличным богом, чье решение должно беспрекословно выполняться. В его темное царство с демонами и тенями умерших, куда не проникают солнечные лучи, можно только войти. Обратной дороги нет.
Изображение
Богиню Нику всегда представляли в состоянии полета. Ее взгляд устремлен ввысь, а крылья широко расправлены. Это рождало чувство победы и уверенности у бойцов. Зачастую покровительница триумфа держала в руках орудие сражения, отобранное у врага, и оливковый венок. Позже ее стали изображать с посохом Гермеса. Считалось, что божества схожи, оба они являются посланниками богов и предвестниками судьбоносных событий. Также нередко лик божества визуализировали принимающим дары от победителей или парящим над их колесницей.
Самое знаменитое скульптурное изображение богини – изваяние Ники Самофракийской. До наших дней мраморный шедевр дошел, сохранившись частично, без головы и рук. Прекрасная и величественная фигура богини возвышалась на скалистом берегу острова Самофраки, омываемого морем. В ходе долгих изучений было установлено, что богиня Ника стояла на постаменте, напоминающем корму корабля, и трубила в рог, провозглашая торжественную победу. Большим почитателем богини, несущей на крыльях своих победу, был полководец Александр Македонский. Он посвящал ей каждое сражение, возводил храмы и не скупился на дары. Именно Македонский положил начало традиции награждать победителя оливковым венком во славу богини.
Чему покровительствовала богиня Ника?
С древних времен крылатая девушка покровительствовала воинам, богиня войны Ника считалась помощницей всех известных воителей. Когда она перешла на сторону Зевса, тот сделал ее своей постоянной спутницей, потому о победе над врагом молились древние греки той, кто ближе всех к Громовержцу. Ее называли предвестницей победы, астрологи считают, что она покровительствует Водолею, поэтому среди представителей этого знака много выдающихся деятелей.
А еще были уверены, что богиня Ника – покровительница:
- соревнований в спорте;
- состязаний музыкантов;
- религиозных церемоний, которые проводились, ради успешных достижений.
Храм Ники Аптерос
Одно из крупнейших сохранившихся до наших дней место поклонения этой богине располагается в афинском Акрополе. Оно имеет название “Храм Ники Аптерос”. Также иногда его именуют “Храм Ники-Афины”.
Сооружение располагается на крутой возвышенности с правой стороны от центрального входа (Пропилей). Здесь местные жители совершали поклонения богине в надежде, что она поспособствуют положительному исходу в продолжительной войне против спартанцев и их союзников (Пелопонесская война).
В отличие от самого Акрополя, в который можно было войти только через центральный вход, святилище крылатой богини было доступно. Этот храм был построен известным архитектором Древнего Рима по имени Калликрат в период между 427 и 424 годами до нашей эры. Прежде на этом месте находилось святилище Афины, которое было разрушено персами приблизительно в 480 году до нашей эры. Здание представляет собой амфипростиль – тип храма в Древней Греции, как на переднем, так и на заднем фасаде которого в один ряд расположены четыре колонны. Стилобат сооружения состоит из трех ступеней. Фризы украшают скульптурные рельефы, изображающие Зевса, Посейдона и Афину, а также сцены военных сражений. Оригиналы уцелевших фрагментов этих декораций на сегодняшний день хранятся в Британском музее, в греческом же храме можно лицезреть лишь копии.
Как и большая часть акропольских сооружений, храм Ники был возведен из пентеликонского мрамора. Через несколько лет после завершения его постройки здание было окружено парапетом для того, чтобы обезопасить людей от возможного падения с высокой скалы. Внутри храма располагалась статуя Ники. В одной руке она держала шлем (символ войны), а в другой – гранат (знак плодородия). В отличие от большинства принятых изображений, статуя не имела крыльев. Сделано это было специально – для того, чтобы победа никогда не покинула стен города. Собственно, поэтому сооружение и было названо храмом Ники Асперос, то есть бескрылой победы.
Богиня Ника – миф
История богини Ники, сохранившаяся до сегодня, гласит, что эта крылатая девушка решила поддержать Зевса в войне с титанами, длившейся много поколений, только с ее помощью Громовержцу удалось свергнуть властителя Кроноса. После воцарения на Олимпе Зевс никогда не расставался с Никой, всегда прислушиваясь к ее мнению. В текстах древности упоминается о дружбе предвестницы победы с Афиной Палладой, потому что росли они рядом и доверяли друг другу.
Богиня Ника – легенда о мужестве и умении одолевать врага даже в безвыходных ситуациях, символ победы сильнейших духом. Поэтому в ее честь была названа популярная российская кинопремия, первая церемония которой состоялась в 1987 году. Никой награда стала именоваться только со 2 церемонии. А известная фирма Nike создала слоган на основе этого имени, как символ успеха и передвижения такого же быстрого, как на крыльях победы.