Система образования в китае

Основные аспекты высшего образования в России

Прежде чем говорить об образовательных показателях в России, необходимо понять, на чем основана структура высшего образования. Во-первых, это государственные образовательные стандарты, различные программы, которые должны соблюдаться для обеспечения качества образования. Во-вторых, это организации, осуществляющие образовательную деятельность и, конечно же, преподавательский состав (преподаватели, профессора) и другие моменты в структуре высшего образования.

После окончания средней школы совсем юные юноши и девушки делают ответственный шаг в своей жизни и поступают в университет. Мечта каждого абитуриента — поступить в престижный университет. При поступлении в университет студенты делятся на две группы: финансируемые государством и коммерческие, в зависимости от: Результаты ЕГЭ, выплаты по инвалидности, потеря кормильца или члена семьи, информация об участии в боевых действиях.

Бюджетная форма обучения дает студентам возможность учиться за государственный счет, получать стипендию и жить в общежитии средней школы, если это возможно.

Для студентов коммерческих факультетов оплата за обучение производится по семестрам.

При поступлении в университет студенты также могут выбрать очную или заочную форму обучения. У каждой формы исследования есть свои сторонники и противники.

Очная форма обучения имеет ряд преимуществ, например, считается, что те, кто регулярно посещает занятия, получают реальные знания. Кроме того, у студентов не возникает проблем с преподавателями, и они всегда могут обратиться к ним за поддержкой и помощью. Несомненно, очная форма обучения дает возможность построить крепкие дружеские отношения с однокурсниками.

Однако очная форма обучения имеет и свои недостатки. Например, из-за курсов у студентов нет возможности совмещать учебу и работу. Следующий недостаток — высокие требования к студентам. Некоторые студенты признаются, что не могут справиться с давлением и готовы покинуть университет. Одной из основных причин ухода от очной формы обучения является ценовая политика этой формы, которая в несколько раз выше, чем у заочной.

Заочная форма обучения предполагает самостоятельную работу, саморазвитие и анализ. Современные студенты часто выбирают такую форму обучения из-за стремления к независимости, ведь это отличный способ учиться и работать одновременно

Важно помнить, что форма дистанционного образования — это не просто отдых вперемешку с учебой, это постоянная работа над своим образованием, поиск новой информации и данных. Важно также отметить, что дистанционное обучение намного дешевле, чем очное

Конечно, у дистанционного обучения есть и отрицательные стороны. Во-первых, учиться очно или заочно — каждый решает сам. Однако самой распространенной проблемой при такой форме обучения является нехватка времени на учебу. Студенты так стремятся к самостоятельности, что совершенно забывают о своих обязанностях в университете.

С 2013 года разрешены следующие уровни высшего профессионального образования: Бакалавриат, специалитет и магистратура, а также подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура, ординатура — интернатура). Студент может поступить на программы бакалавриата и специалитета, если у него есть только основа среднего общего образования, аттестат об окончании общеобразовательной школы, гимназии или лицея. Если студент хочет продолжить обучение в высшем учебном заведении по программе магистратуры и подготовки высококвалифицированных кадров, он должен иметь свидетельство об окончании высшего учебного заведения.

Стипендия и гранты для иностранных студентов

Начиная с 1986 года, Министерство образования Китая утвердило внедрение новой системы стипендий и грантов для студентов университетов и колледжей. Особенность заключается в том, что стипендии в первую очередь предназначены для студентов, которые не в состоянии покрывать расходы на проживание. Главные факторы предоставления стипендии — хорошие показатели учёбы, соблюдение государственных законов Китая, дисциплинированность.

Финансовую помощь студентам оказывает китайский Промышленный и коммерческий банк. Учреждение выдаёт долгосрочные кредиты на образование под низкие проценты. Китайским правительством утверждены три категории студентов, которые имеют право на финансовую помощь в виде стипендий и долгосрочных кредитов:

  1. Лучшие учащиеся, которые достигли высоких результатов в учёбе.
  2. Учащиеся, осваивающие специализации в области образования, сельского хозяйства, лесного хозяйства, морского судоходства, спорта.
  3. Студенты, которые по завершении учёбы выразили желание работать в отдалённых приграничных районах Китая, а также в местах с тяжёлыми условиями труда.

Размер стипендии в китайских вузах может достигать $2000 в год. Бесплатное обучение, питание, проживание предоставляются студентам военных школ. Однако после завершения учёбы на выпускников таких вузов накладываются обязательства прохождения военной службы как минимум в течение 5 лет. Студенты, получившие сельскохозяйственные, промышленные, узкие специальности за счёт банковских кредитов, направляются после выпуска на работу и погашают задолженность вычетами из заработной платы.

Школьное образование в Китае

Особенности образования в Китае в том, что любое школьное и тем более вузовское обучение здесь платное.

Социологические опросы показывают, что на обучение в китайских семьях уходит около трети всего бюджета.

Школьное обучение состоит из двух ступеней.

Начальное образование в Китае получают с 6 до 12-13 лет в начальных школах.

Здесь ученики получают базовые знания по общеобразовательным предметам.

Много времени уделено патриотическому воспитанию, а также физическому.

Вообще, спорт в этой стране – часть национального культа.

С 4 класса начальной школы дети по 2 недели в учебном году проводят на работах в мастерских или на фермах, где их обучают основам ремёсел и сельско-хозяйственной деятельности.

Дисциплина в школах КНР очень строгая. За 12 пропущенных без уважительной причины занятий ученику грозит немедленное отчисление. Дети здесь не ходят из класса в класс – это делают учителя.

По окончании начальной школы ученики держат серьёзный экзамен. Тем, кто не прошёл испытание, дорога в школу высшей ступени будет закрыта, а с нею поступление в вуз и шанс получить престижную работу.

Средняя школа делится неполную и старшую.

На первой ступени дети учатся 4 года.

Для тех, кому удалось получить право заниматься в старших классах существует два возможных направления обучения.

Первое – это 2-х годичное обучение с перспективой поступления в профессионально-технические училища, второе -4-х годичное обучение с возможностью дальнейшего образования в вузе.

В профтехучилищах можно обучиться на специалистов сельского хозяйства, экономики, юриспруденции и др. Медицинское образование в Китае также можно получить в средне-специальных техникумах.

В школах КНР работает система всеобщего государственного экзамена. В вузы зачисляются ученики, получившие лучшие результаты. Россия позаимствовала именно у Китая практику ЕГЭ как способа объективной оценки знаний учащихся.

EduTech — основа технологической мощи

Для того, чтобы реализовать все разработанные программы технологического роста, правительству Китая недостаточно профинансировать развитие, необходима армия квалифицированных разработчиков, а они пока сконцентрированы в США и ЕС. Поэтому одновременно правительство Поднебесной серьезно инвестирует в развитие образования, в 2016 году оно приняло пятилетний план по модернизации китайской образовательной системы.

К 2020 году китайские власти собираются инвестировать только в EduTech-проекты около 30 миллиардов долларов. И сегодня сфера EduTech динамично растет именно благодаря восточным рынкам. Это подтверждают исследования — так, по данным iResearch, рынок онлайн-образования в Китае достиг в 2017 году 31,6 миллиарда долларов, а к 2022 году вырастет до 85,8 миллиарда.

По прогнозам консалтинговой компании IBIS Capital, к 2020 году мировой рынок образовательных технологий вырастет до 252 миллиардов долларов, причем доля Азиатско-Тихоокеанского региона достигнет 54%. Но дело не только в поддержке развития сферы EduTech на уровне государств. Население региона высокомотивировано и стремится к саморазвитию.

По мнению Айеши Ханны, основательницы сингапурской консалтинговой компании ADDO AI, консультирующей по вопросам, связанным с искусственным интеллектом, азиатские студенты больше интересуются высшим образованием онлайн, так как понимают, что оно дает им возможность «взобраться по лестнице социальной мобильности».

Ханна Айеши, основательница сингапурской консалтинговой компании ADDO AI

Отсутствие страха технологий и жажда знаний — важные факторы технологического бума на Востоке. Еще один триггер — бедность многих стран региона. EduTech особенно актуален для Индии и стран Юго-Восточной Азии, где онлайн-курсы становятся для многих людей единственной возможностью получить высшее образование.

Речь идет и о том, что такое образование намного дешевле, его можно получать одновременно с работой, а некоторых специальностей поблизости может просто не быть. Как отметила Айеши Ханна, если вам нужен курс по дизайну беспилотных автомобилей, то на платформе вроде Udacity «есть хороший шанс, что вы найдете какой-нибудь университет в мире, который будет настолько продвинутым, что будет давать такой курс».

Однако чтобы получить доступ к знаниям и образованию в западных университетах, жителям Азии необходим английский. И поэтому в регионе востребованы онлайн-приложения для изучения английского языка.

Александр Антонов, основатель образовательного онлайн-сервиса Puzzle English

Еще один фактор — традиционное для азиатского (в данном случае речь прежде всего о Восточной Азии) почтение к образованию, помноженное сейчас на невероятную по западным меркам конкуренцию миллионов учащихся за места в наиболее престижных местных университетах.

По данным компании EdSurge, азиатские домохозяйства в среднем тратят на образование детей 15% своего бюджета против 2% в США. Китайские, южнокорейские, японские старшеклассники учатся с раннего утра и до поздней ночи — и многие семьи нанимают для них репетиторов.

Так, по данным гонконгской федерации Youth Research Centre, 72% гонконгских старшеклассников занимались с частным репетитором (данные на 2012 год), для Тайваня этот показатель составлял 75% (2010 год), а для Южной Кореи — 71% (2011 год). Так что местные EduTech-компании активно идут именно в сферу дополнительного образования для школьников.

Эти факторы в сочетании с огромным рынком и бюджетными смартфонами, которые скоро будут в той же Индии у любого бедняка, убивают сомнения в том, что Юго-Восток скоро будет самым образованным регионом планеты. Это дополнительно подстегнет там технологический бум.

Выбор университета

Дипломы китайских вузов котируются в 64 государствах. Большинство учебных заведений имеет узкую специализацию. В числе лучших университетов:

  1. Университет Цинхуа (Пекин). Основан в 1911 году. В его структуре 16 институтов и 56 факультетов.
  2. Китайский народный университет (Пекин). Функционирует с 1937 года. Состоит из 23 институтов.
  3. Университет иностранных языков (Шанхай). Год основания 1949. Объединяет 20 факультетов и 5 исследовательских институтов.
  4. Университет иностранных языков (Далянь). Основан в 1964 году. Имеет 20 школ и факультетов, 21 исследовательский центр.
  5. Ляонинский университет (Шэньян). Работает с 1906 года. Состоит из 21 колледжа.
  6. Южнокитайский университет технологий (Гуанчжоу). Создан в 1952 году. В составе 23 факультета.
  7. Гонконгский университет (Гонконг). Год основания 1911. Объединяет 10 факультетов.
  8. Национальный тайваньский университет (Тайвань, Тайбэй). Существует с 1928 года. В состав входят 11 колледжей и 4 исследовательских центра.

Среди популярных вузов – Пекинский университет языка и культуры, Китайский океанологический университет, Пекинский педагогический университет и другие.

Ступени обучения

Как и у нас, обучение и воспитание детей начинается в Китае с посещения детского сада. Дети поступают туда в три года и завершают пребывание там в шесть лет. Детские сады бывают и государственные, и частные, развитие которых всемерно поощряется на государственном уровне.

Программа обоих видов дошкольных заведений, в основном, одинакова. Кратко отметим, что разница между ними в том, что в частных садах больше развивают эстетические и культурные навыки, в государственных же основной упор делается на подготовку к школе и развитие умения трудиться. Всего детских садов около ста пятидесяти тысяч. Большинство их них закрываются в шесть вечера, но есть и круглосуточные заведения.

Утро здесь начинается с того, что поднимают национальный флаг КНР. Таким образом китайцы с детства развивают у подрастающего поколения чувство патриотизма, так как невероятно гордятся своей страной. Каждая минутка в распорядке дня в детском саду расписана, ведь китайцы полагают, что если у тебя есть свободное время, то ты – бездельник.

С детства здесь тут прививаются определенные привычки, например, воспитатели строго следят, чтобы дети  перед едой и после посещения туалета мыли руки. Их привлекают к уборке посуды после трапезы

Большое внимание уделяется развитию трудолюбия. Малыши выращивают на участке овощи, а из полученного урожая учатся самостоятельно готовить доступные блюда

В целом, направление воспитания в садике таково, чтобы у ребёнка не возникло и мысли, что он в чём-то особенный. Условий для развития индивидуальности здесь не создаётся. Поведение малышей находится под неусыпным контролем, даже когда они играют. В этом заключаются и плюсы, и минусы образования.

Китайские семьи имеют чаще всего одного ребёнка, поэтому именно дома ему достаётся всё внимание и обожание взрослых, что, конечно, не может не сказаться на поведении

Однако в целом, усилиями и семьи, и работников дошкольного образования, маленькие китайцы послушны и воспитаны. Дисциплина – вот необходимое условие для слаженного функционирования государства, и основы её закладываются у этого народа в юном возрасте.

Затем следует начальная школа, перед которой нужно пройти тестирование. Здесь обучаются до двенадцати лет. Школьное образование для граждан Китая бесплатно в рамках обязательного девятилетнего.

Начальная школа предполагает пребывание в ней полный учебный день, и за день бывает шесть или семь уроков. В программе обучения множество предметов:

  • китайский язык,
  • этика,
  • трудовое обучение,
  • политическое образование,
  • химия,
  • география,
  • математика,
  • иностранный язык,
  • история,
  • музыка,
  • физика,
  • физвоспитание,
  • искусство,
  • биология и др.

Так как она чрезвычайно насыщенная, то до обеда в расписание ставят основные предметы, а после него – дополнительные. В процессе учёбы ребята конкурируют друг с другом за право считаться лучшим учеником. Распространена практика дополнительных занятий после уроков с репетитором, часто до позднего вечера и по нескольким предметам.

Дисциплина в школе также достаточно жёсткая. Стоит пропустить более десяти занятий без уважительной причины, и ребёнку грозит отчисление. Ученики выдерживают колоссальные нагрузки, но и способны добиваться отличных результатов во время учёбы и после неё.

Школьная программа находится под контролем государства. Учебный год длится с сентября до начала июля. Каникулы по продолжительности отличаются от таковых для россиян, особенно зимние.

Они длятся весь январь и захватывают несколько дней соседних с ним месяцев. Это связано с празднованием Чунь цзе – китайского Нового года. Но и на каникулах необходимо выполнять внушительное домашнее задание.

Завершив курс начального обучения, можно поступить без экзаменов в среднюю школу, относящуюся к жилищному микрорайону ученика. Здесь не принята кабинетная система, когда ученики в течение дня переходят из класса в класс. Напротив, за каждым классным коллективом закреплена своя аудитория.

Средняя школа бывает первой и второй ступени, которая платна. В школе первой ступени ребёнок учится ещё в течение трёх лет, после чего девятилетнее обязательное образование завершается. Те же дети, которые хотят учиться в институте или университете, должны сначала получить полное среднее образование в школе второй ступени.

Школы второй ступени бывают разной направленности: академической и профессионально-технической. Школы с академической направленностью готовят к поступлению в вузы, а с профессионально-технической – к работе в производственной сфере.

Система образования в Древнем Китае

Первые школы в Китае появились ещё в III тысячелетии до н. э. Они были двух типов:

  • Сян. Детей обучали пожилые члены общины. Подрастающее поколение узнавало от старших о богах, методах охоты, ремёслах и семейной жизни.
  • Сюй. Обучение военному делу, а также письму, счёту и основам морали.

Со временем система учебных заведений расширялась и усложнялась. Появилась целая сеть школ, созданных государством или частными лицами.  Долгое время получение образования в Китае было привилегией высших слоёв общества. Ситуация изменилась при Конфуции (551-479 г. до н. э.), который обучал не только представителей знати, но и бедняков. Конкретной образовательной программы не было. Дети начинали ходить в школу в семилетнем возрасте. Продолжительность обучения зависела от способностей ученика. Учебников в древнекитайской школе также не существовало. Считалось, что упрощение материала и использование игровых методов обучения приведут к упадку нравственности и образованности в обществе.

Все дети изучали историю, мораль, письмо, счёт и музыку. Выходцы из аристократических семей также постигали военное искусство. Обычно школы посещали только мальчики, но богатые родители старались дать образование и своим дочерям. Девочки также изучали общеобразовательные предметы, но вместо военного ремесла учились слагать стихи, танцевать и заниматься рукоделием.

Самой важной дисциплиной древнекитайской школы было письмо. Знание иероглифов открывало перед человеком самые престижные и высокооплачиваемые должности

Изучение иероглифической системы начиналось в школах и продолжалось в университетах (последние стали появляться в Китае ещё в I тысячелетии до н. э.).

В Китае всегда высоко ценили образование. Считалось, что только образованные и умные люди способны добиться процветания страны. Поэтому в Китае появилась специальная экзаменационная система для чиновников. Экзаменаторы должны были оценивать, насколько хорошо будущий чиновник знаком с конфуцианством, а также способности кандидата к рассуждению и аргументации своей точки зрения.

О бесплатном образовании в Китае

Система высшего образования в Китае допускает и образование на основе бесплатной. Чтобы попасть на это обучение в учебное заведение Китая студенту необходимо выиграть специальный грант (полный или с частичной оплатой) на подготовку магистра, бакалавра или доктора, либо грант для студента, изучающего китайский как специальность.

Если человек, претендующий на получение бесплатного образования, в совершенстве знает государственный язык, то он может пытаться достичь стипендии HSK.

Есть также грант «Великая стена», программы коротких языковых курсов для учителей китайского, мэрские и другие стипендии.

Русскому доступно бесплатное обучение в Китае по стипендии правительства КНР для аккредитованных заведений и стипендии университета.

Для получения стипендии от института Конфуция вам надо показать высокие результаты по изучению китайского и культуры в любом из таких институтов. В РФ их насчитывается порядка 20, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Иркутске и Казани.

Особенности высшего образования

В Поднебесной в настоящее время функционирует множество академий и государственных институтов. В некоторых высших учебных заведениях есть огромные студенческие городки. После завершения академии, практически все выпускники получают работу по распределению.

При желании получить китайский диплом о высшем образовании могут и иностранные граждане. Для этого необходимо перевести на китайский язык все документы об образовании, заверить их нотариально. Часть высших учебных заведений Поднебесной не требуют нотариальной заверки документов, довольствуются подписью на материалах проректора по международной работе, а также их заверкой гербовой печатью.

Процесс признания эквивалентными иностранных дипломов о высшем образовании (нострификация китайских и российских документов) осуществляется в автоматическом режиме. Этому способствует соглашение, которое было подписано в 1995 году. Согласно документу, граждане, которые получили образование в одной стране, имеют право на получение рабочего места по имеющейся специальности в другом государстве, где действует соглашение.

Если с той страной, в которой специалист получил диплом, не подписано соглашение, придется осуществлять легализация своих документов. Для этого в Китае созданы специальные экстерриториальные представительства государственной выдачи, кроме того, такую процедуру можно провести в Министерстве юстиции, МИДе.

Студенты из России могут получить в Поднебесной образование по 12 основным специальностям. В этой восточной стране к услугам россиян около пятисот вузов, обладающих правом принимать на обучение иностранных студентов.

Студенты из РФ могут изучать:

  • военное дело;
  • агрономию;
  • инженерию;
  • естественные науки;
  • историю;
  • менеджмент;
  • педагогику;
  • медицину;
  • философию;
  • юриспруденцию;
  • экономику;
  • математику.

Особой популярностью у иностранных студентов пользуется китайское юридическое образование. Обучение осуществляют на английском и китайском языке. Данные высшие учебные заведения имеют собственные центры языковой подготовки, которые предназначены для иностранных студентов. Чтобы стажироваться в таком центре, достаточно иметь минимальный уровень владения китайским языком.

За два года интенсивного образования, иностранные студенты в достаточной мере овладевают национальным языком Поднебесной, получают допуск к обучению выбранной дисциплин, связанных с понравившейся им специальностью.

Если студент демонстрирует отличный уровень подготовки по всем предметам, он получает право на дополнительную специальность. В этом случае в его дипломе указывают баллы по каждой специальности.

Бесплатное обучение в Китае

Правительство КНР и сами университеты активно стараются привлечь иностранных студентов. Для этого организуется множество стипендиальных программ или грантов. Воспользоваться ими могут студенты российских ВУЗов, показывающие хорошие успехи, а также другие категории лиц, действительно желающие учится и готовые это доказать.

Благодаря грантам, можно существенно снизить стоимость обучения. Для тех, кто покажет хорошие успехи в учебе, оно может и вовсе стать бесплатным. Наличие стипендиальных программ надо уточнять в выбранном ВУЗе до подачи документов.

В этом видео даются ответы на часто задаваемые вопросы о грантах на обучение в Китае:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector