Система образования в японии: особенности среднего и высшего образования

Курсы японского языка в России

Японские языковые школы — это способ не только получить опыт в общении с носителями языка, но и попрактиковаться с одногруппниками. На занятиях каждый из студентов улучшит устную и письменную речь. При этом не придётся менять место жительства и приспосабливаться к новым условиям, так как учеба происходит в России.

Mandarin School

Преподаватели познакомят учеников с грамматическими правилами Японского языка. Обучение будет полезно студентам, независимо от того, изучают они язык уже несколько лет или только начали практиковаться. Набор производится как в группы, так и на индивидуальные занятия.

Школа японского языка «Фудзи

«Фудзи» относится к японским традиционным языковым школам. В образовательной организации есть разные курсы:

  • обучение деловому японскому;
  • подготовка к экзаменам на начальный, средний или высший уровни;
  • развитие разговорных навыков с нуля.

Образование для иностранцев

Уровень образования в Японии очень высок, поэтому многие иностранцы хотят получить образование в этой стране. У иностранцев есть два выхода для получения образования:

  • Полноценное образование в университете (от 4 до 6 лет). Обучение стоит, в среднем, 6-9 тысяч долларов, но главный вопрос — это сдача экзаменов. Иностранцу придется потрудиться не только с японским языком, но и со вступительными экзаменами.
  • Краткосрочный (двухлетний) курс образования в ВУЗе. Тут все намного проще и дешевле — нужно знать хотя бы английский язык.

Для тех, кто хочет получить образование после вуза, необходимо апостилировать собственный диплом перед его подачей в Японию. Страна является участницей Гаагской конвенции, поэтому можно использовать не легализацию, а апостиль.

Для всех студентов, вне зависимости от страны, в вузах предоставляются равные возможности. Если человек способен отлично сдать все экзамены и оплатить обучение, не будет никаких препятствий в получении диплома в Японии.

Стоимость образования в Японии

Стоимость образования в Японии – одно из самых серьезных препятствий на пути к его получению. Государственные вузы, которые занимаются подготовкой высококвалифицированных специалистов (например, врачей), берут со студентов порядка 31 200 $ за шесть лет обучения. А вот учеба в частном вузе будет стоить едва ли не в 20 раз дороже – около 268 100 $. Поэтому местные студенты редко «заваливают» экзамены. Обучение обычно оплачивают родители, и дети не могут позволить себе нанести такой урон семейному бюджету.

Однако то, сколько стоит учеба в Японии, – не основная преграда. Не стоит забывать о косвенных расходах, которые не удастся покрыть, даже выиграв стипендию или грант. Иностранному студенту, в частности, придется раскошелиться на:

  • комнату в общежитии (до 40 $ в месяц);
  • на аренду квартиры (до 1 300 $ в месяц) – при отсутствии мест в общежитии;
  • продукты, предметы гигиены (до 715 $ в месяц);
  • проездные билеты;
  • учебники, тетради и прочие материалы для учебы и работы.

Гранты и стипендии иностранцам

Успешные студенты из числа приезжих из стран СНГ могут получать стипендии и гранты на обучение в Японии. Правда, воспользоваться подобными программами удается лишь 20% будущих бакалавров – они получают до 360 $ в месяц. Аспиранты могут выручить больше – до 800 $ в месяц, но даже эта сумма не покроет и половины расходов на обучение, в том числе косвенных.

Правда, приятные бонусы для успешных студентов не всегда выражаются в денежном эквиваленте. Многие колледжи и вузы предлагают гарантированное трудоустройство выпускников в Японии. Учитывая то, что в государстве принято устраиваться на работу раз и навсегда, заключив пожизненный контракт, это очень ценный бонус.

Система школьного образования в Японии

Как получают образование в Японии? Если российская система образования предполагает 9 или 11 лет непрерывного обучения, в Японии всё несколько иначе. Каждому ребёнку с детства внушают, что нужно хорошо учиться. В противном случае он не сможет найти приличную работу и устроиться в жизни.

Школьное образование в стране Восходящего Солнца включает три этапа:

  1. Начальная школа.
  2. Средняя школа.
  3. Старшая школа.

Специфика обязательного школьного образования в Японии заключается в том, что оно длится только девять лет: шесть лет в начальной школе и три года в средней. Старшая школа считается необязательной, однако 96% всех школьников её оканчивают.

Начальная школа в Японии

Начальная школа в Японии считается одним из самых сложных периодов в жизни. Это связано с большой нагрузкой, которая ложится на детей во время обучения.

Чтобы поступить в начальную школу, дети должны знать технику чтения хироганы и катаканы, а также владеть основами арифметики. В школе детей обучают японскому языку, каллиграфии, математике, общественным и естественно-научным дисциплинам, дают уроки музыки, рисования, домашнего хозяйства, физической культуре.

Особенность начальной школы — в ней не задают домашние задания. Они появляются только в средней и старшей школах и почти сразу становятся очень объёмными.

В конце начальной школы ученики сдают экзамен на знание 1006 иероглифов. Это значит, что нужно знать больше половины символов системы кандзи (всего их 1945).

В Японии используют сразу три японские азбуки: хирогану — слоговую систему для обозначения традиционных понятий и предлогов, катакану — для заимствованных слов, и кандзи — иероглифическую систему.

Средняя школа

После экзаменов в начальной школе, ученики переходят в среднюю. Здесь добавляются английский язык и предметы по выбору.

В системе начального и среднего образования в Японии нет единой утверждённой Министерством образования программы. Каждая школа определяет свой набор учебников для изучения.

Репетиторские школы

Со средней школы в расписании у детей часто появляются занятия в дополнительных школах мастерства Дзюку. Это особенность образовательной системы Японии, нигде в мире такого больше нет. В них дети занимаются с репетиторами, делают бесконечное количество тестов и упражнений. Считается, что без учёбы в Дзюку шансы поступить в престижный университет малы.

Репетиторские школы — совсем недешёвое удовольствие. Ежегодно их доход составляет более триллиона иен.

Неудивительно, что школьники считаются самыми занятыми людьми в Японии. В средней школе они первую половину дня проводят в классе, потом идут на кружки, потом в Дзюку, а ещё нужно успеть выполнить все домашние задания!

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Старшая школа

Образовательная система в Японии даёт возможность ученикам после средней продолжить обучение в старшей школе. Здесь школьники активно готовятся к поступлению и более глубоко осваивают специализацию. Их можно условно сравнить с нашими техникумами и колледжами.

Сколько стоит обучение в школе в Японии

Обучение в японской школе — недешёвое удовольствие. В год родители школьников отдают примерно 415 000 иен (298 000 рублей). Всё зависит от престижности учебного заведения. В частных сумма будет выше, чем в государственных. Плюс дополнительно оплачивается обучение в репетиторских школах Дзюка.

Урок в японской школе

Повышение квалификации

Окончив обучение в вузах, дипломники продолжают учиться в корпорациях, которые примут их на работу. В Японии существует так называемая «система пожизненного найма» — гарантия трудоустройства одного человека в одной компании на протяжении 55-60 лет. При этом работодатель очень тщательно рассматривает кандидатуру

Он обращает внимание на все: рейтинг выпустившего вуза, результаты тестирования, результаты степени общей подготовки и культуры, степень усвоения гуманитарных и технических знаний. Если все это устраивает, претендента приглашают пройти собеседование

При личной встрече будут оцениваться личные качества студента: готовность к компромиссам, коммуникабельность, обязательность, честолюбие, умение встроиться в систему имеющихся отношений и т.д.

Прием на работу осуществляется только 1 раз в год – в апреле! Счастливчику придется пройти обязательный краткий курс обучения до 4-х недель, в ходе которого его познакомят с компанией, производством, структурой, историей развития, традициями, концепцией.

По окончании вводного курса снова начинается учеба. Она может длиться от одного месяца до одного года. Как правило, обучение в основном состоит из практических занятий, которые проводятся разными подразделениями фирмы. Тут также будут читать курс лекций и проводить семинары по системе организации производства, сбыта, труда, специфике деятельности будущих управленцев. Но обычно практических занятий гораздо больше теоретических.

Как только работник минимально освоится с одной специальностью, его переводят на другое место, где заново начинается процесс обучения. Интересно то, что в Японии лучшим способом повышения квалификации работников является вот такая вот периодическая система рабочих мест в течение трудовой деятельности работника. Благодаря этому фирма может взрастить руководителя широкого профиля, который будет прекрасно знать все особенности работы многих подразделений организации.

Но, конечно, чтобы быть менеджером, придется получить и дополнительное академическое образование. Претендент на руководящую должность должен пройти курсы по управлению производством, обслуживанию, сбыту продукции, финансовой деятельности, управлению кадрами и международной торговли.

Все это кажется весьма сложным. Но вместе с тем не стоит забывать, что с таким образованием у вас будет гораздо больше перспектив в профессиональной деятельности. А если подготовка к поступлению в японские вузы вам явно мешает нормально учиться в отечественном университете или школе, не отчаивайтесь. Надежный товарищ в виде сервиса помощи студентам поможет решить любые проблемы в виде хвостов по контрольным, курсовым и т.д.

История

За китайскими иероглифами последовали конфуцианство и буддизм. В период Нара (710 — 794) в 7-м веке первая государственная школа была создана по образцу Королевства Тан в Китае. Были приглашены китайские и корейские учителя, которые преподавали религию, право, историю, китайскую литературу, музыку, математику и медицину. Школа была очень элитной.

В период Хэйан (782 — 1184) аристократия создала несколько частных школ, которые были приравнены к государственным. К концу 12-го века класс рыцарей (самураев) взял на себя политическое руководство и стал лидером в области образования. В бурные времена вплоть до периода Токугава (1603 — 1868) около 1600 года в Киото и Камакуре были буддийские храмы, которые были центрами обучения. Нет конкретных цифр о доле японского населения, которая умела читать и писать в этот период, но есть согласие, что только в период Токугава образование стало доступным для более широких слоев населения.

Учебный год в Японии начинается в апреле.

В 16 веке иезуит Франсиско Ксавье основал миссию в Японии. Иезуиты были очень активными учителями, но были запрещены в 17 веке, когда Япония закрыла свои границы для внешнего мира. В иезуитских школах они преподавали астрономию, географию, медицину и искусство.

Учебный год состоит из трёх триместров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.

В течение периода Токугава 18-го века, школы Terakoyas, частные учреждения, которые обучали детей, стали набирать простых людей, а не только детей элиты. Теракойя означает «храмовая школа», и школы были связаны с буддийскими храмами. Учение давалось монахами и воинами и происходило либо в буддийских храмах, либо в частных домах. Мальчики и девочки обучались индивидуально с 7 лет. Хотя конкретных цифр нет, считается, что около 50% мужчин и 20% женщин могли читать и считать к концу периода Токугава 19-го века.

После периода Токугава в 1868 году последовало восстановление Мэйдзи, и в этот период Япония работала над восстановлением общения с Западом и индустриализацией страны. В 1871 году делегация Ивакуры (которая среди прочего состояла из многих ведущих политических лидеров и олигархов Японии) отправилась в двухлетнее путешествие на Запад, чтобы приобрести новые знания, культуру, технологии и вооружение.

Самым молодым сотрудником делегации Ивакуры была Умеко Цуда, которая в возрасте 6 лет была с делегацией в США и Европе. Она решила остаться в Соединенных Штатах для получения образования и ​​не вернулась в Японию до совершеннолетия, где она основала школу для женщин, которая сегодня называется Университетом Цуда. Одна из целей делегации Ивакуры состояла в том, чтобы вернуть полученные знания в Японию, чтобы страна могла быть быстро модернизирована.

Именно во время Реставрации Мэйдзи в 1872 году было введено 4 года обязательного школьного образования, а также после периода Мэйдзи был введен предшественник школьной системы в Японии, какой мы ее знаем сегодня. Аринори Мори считается основателем этой школьной системы и стал первым министром образования Японии в 1880-х годах. В этом контексте следует упомянуть еще одного важного человека — Фукусава Ючи, которого отправили с первой делегацией после того, как страна открылась из изоляции в середине 1800-х годов. Фукусава был важным двигателем модернизации Японии. В 1870-х он опубликовал ряд текстов под названием «Gakumon no Susume — призыв к обучению». В этих текстах Фукузава акцентирует внимание на том, что хорошее образование было важно как для отдельных людей, так и для общества в целом. Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года

Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года

К второй мировой войне школьная система все больше характеризовалась национализмом и милитаризмом, и, конечно, школьные учебники были также окрашены идеологией, которая была центральной в то время в стране. С другой стороны, когда Япония поиграла во время Второй мировой войны, учебники были переписаны и национализм был удалён. Даже сегодня содержание школьных учебников является противоречивым, поскольку школьная система вновь стала централизованной, и школьные учебники должны быть утверждены государством, чтобы их можно было использовать в преподавании. В современных выпусках учебников была высказана критика по поводу того, что Япония движется в неправильном направлении и вновь прославляет историю, не давая конкретных и достаточно критических описаний того, что Япония сделала во время Второй мировой войны.

1980-е

Несмотря на замечательный успех системы образования после Второй мировой войны , проблемы оставались на протяжении 1980-х годов. Некоторые из этих трудностей, по мнению отечественных и зарубежных наблюдателей, включали жесткость, чрезмерную единообразие, отсутствие выбора, нежелательное влияние университетских экзаменов (入学 試 験, ньюгаку сикэн ) и чрезмерный акцент на формальном образовании. Также считалось, что образование несет ответственность за некоторые социальные проблемы, а также за общие академические, поведенческие и адаптационные проблемы некоторых учащихся. Также было большое беспокойство по поводу того, чтобы японское образование отвечало новым требованиям, вызванным международными вызовами меняющегося мира в двадцать первом веке.

Гибкость, креативность, интернационализация (国際 化, кокусаика ) , индивидуальность и разнообразие, таким образом, стали лозунгами знаменательного движения за реформу образования в Японии 1980-х годов, хотя они перекликались с темами, о которых говорилось ранее, особенно в 1970-х. Предложения и потенциальные изменения 1980-х были настолько значительными, что некоторые сравнивали их с изменениями в образовании, которые произошли, когда Япония открылась для Запада в девятнадцатом веке, и с изменениями оккупации.

Обеспокоенность движением за новые реформы была отражена в серии отчетов, выпущенных в период с 1985 по 1987 год Национальным советом по реформе образования , созданным премьер-министром Ясухиро Накасоне . В заключительном отчете обозначены основные акценты в связи с интернационализацией образования, новыми информационными технологиями и средствами массовой информации, а также акценты на индивидуальности, обучении на протяжении всей жизни и адаптации к социальным изменениям. Для изучения этих новых направлений совет предложил рассмотреть восемь конкретных предметов: проектирование образования для двадцать первого века; организация системы непрерывного обучения и уменьшение акцента на образовании людей; улучшение и диверсификация высшего образования; обогащение и разнообразие начального и среднего образования; повышение качества учителей; адаптация к интернационализации; адаптация к веку информации; и проведение обзора управления и финансирования образования. Эти предметы отражали как образовательные, так и социальные аспекты реформы в соответствии с японской точкой зрения на отношение образования к обществу. Даже когда продолжались дебаты по поводу реформы, правительство быстро приступило к осуществлению изменений в большинстве из этих восьми областей. Эти реформы продолжаются, и хотя большинство из них уже забыли о работе, проделанной советом по реформе в 1980-х годах, содержание многих изменений можно проследить до этого времени.

Учебный год

В цветущей стране, пожалуй, самый длинный учебный год в мире — 240 дней. Новый учебный год начинается в апреле и длиться три семестра. В середине каждого триместра средние и старшие учащиеся сдают обязательные экзамены. Каникулы у японцев летом, зимой и весной, всего 3 раза в год.

Вот как это все происходит:

Кстати, период каникул, зависит от школы и не во всех учебных заведениях, он абсолютно одинаков. В среднем, многие начинают отдыхать, с 26 декабря по 7 января. Но встречаются и такие, где выходных дней гораздо больше или наоборот меньше. Например, просматривая данные, о зимних каникулах 2015-2016 года, я заметила, что некоторые отдыхали только 10 дней — до 4 января (на о.Окинава в г.Наха), а где-то целых 27 деньков — до 20 числа (о.Хоккайдо в г.Саппоро и провинции Ивате г. Мориока). Очень возможно, что один из факторов, это влияние климатических и погодных условий.

Интересный момент. У японских школ нет номеров, как у нас. Им присваивают названия местности, где они расположены. Например, «Средняя школа Маруока», «Младшая госуд. школа Ёсино» в г.Осака и так далее.

Иммиграция для студентов

Хотите получить образование в японском вузе и таким образом закрепиться в стране? Сделать это сложно, но возможно. Чтобы получить ПМЖ и со временем претендовать на получение гражданства, желательно начать поиски работы, еще будучи студентом. Но помните: по японским законам человек, зачисленный в вуз, имеет право работать не более четырех часов в сутки.

Впрочем, совмещать учебу и работу в Японии очень сложно. Так что есть другой путь: получив диплом или выиграв сертификат, можно сразу же устроиться в какую-либо компанию стажером. При этом будет лучше, если вы уже являетесь высококвалифицированным специалистом и имеете опыт работы.

Право и обязанность учиться в школе

По японским законам люди, на попечении которых находится ребенок, обязаны позаботиться о том, чтобы с шести до пятнадцати лет их подопечный получал обязательное общее образование в рамках образовательной системы. Обязательное образование – необходимое условие для поддержания демократии и процветания демократического государства. По мере роста и взросления дети получают нужные знания, развивают не только тело, но и здоровый дух – все это необходимо для формирования зрелой, полноценной личности.

Первого апреля практически все без исключения японские дети, которым уже исполнилось шесть лет, идут в первый класс начальной школы. В начальной школе преподают основы общеобразовательных предметов, учеба в ней длится шесть лет. В возрасте тринадцати лет дети переходят в школу средней ступени и учатся там три года. Девять лет обучения в начальной школе и школе средней ступени являются в Японии обязательными. В государственных школах нет вступительных экзаменов, платить за учебу и учебники не надо – обязательное государственное образование в Японии бесплатное. На родителях или опекунах лежат следующие финансовые обязательства: покупка школьной формы, оплата школьного питания и внешкольных мероприятий (экскурсий, поездок и т. д.). С другой стороны, в частных школах с платным обучением больше уроков, рассчитанных на дальнейшую учёбу в старшей школе и университете, и для того, чтобы успешно пройти в них вступительный экзамен, могут потребоваться немалые средства на дополнительные занятия. Так как количество родителей, желающих, чтобы их дети получили частное образование, не уменьшается, известные частные школы, как средней ступени, так и начальные, зачастую требуют очень высокую плату за обучение.

Одна из примечательных особенностей обязательного школьного образования в Японии – почти стопроцентная вовлечённость детей в процесс обучения. 99,8% японских детей посещают обязательные предметы. Это больше, чем в Англии, Франции и Китае, где этот показатель достигает 99%.

Что же касается дошкольников, то японские дети идут в детские сады в возрасте трех лет. Но дошкольное образование не является обязательным, поэтому оно платное, и родители могут выбрать, отправлять им ребенка в сад или нет.

Для детей иностранцев, проживающих в Японии, школьное образование не является обязательным, но если ребенок-иностранец идет учиться в государственную школу, то он получает бесплатное образование, в том числе и бесплатные учебники, точно так же, как и его японские одноклассники.

Плюсы и минусы обучения в Японии

У каждого явления есть свои преимущества и недостатки. Подводя итоги, можно сказать, что учиться в Японии весьма заманчиво. Несмотря на все трудности, абитуриента не может не радовать, что:

  • в Японии высочайшее качество образования – именно в этой стране обучалось множество Нобелевских лауреатов, в основном по химии и физике;
  • японский диплом откроет перед выпускником двери практически любой крупной международной компании;
  • электронное обучение в Японии доступно даже для людей с ограниченными возможностями;
  • японские власти ежегодно выделяют около 130 млрд $ на научные исследования, так что инициативы не останутся без внимания.

Однако тем, кто не готов к физическим и эмоциональным перегрузкам, учиться в Японии будет очень сложно. Кроме того, как было сказано выше, получение образования требует значительных денежных затрат. Поэтому переезжать в Японию и поступать в вуз следует только в том случае, если вы хотите присоединиться к семье, уже живущей в этом государстве, или планируете строить карьеру в крупнейших компаниях.

Плюсы и минусы образования в Японии

Давайте подведём итог и посмотрим, какие есть плюсы и минусы у обучения в стране Восходящего Солнца

Плюсы учёбы в Японии

  1. Престижный диплом международного образца.
  2. Высокие возможности для трудоустройства.
  3. Сравнительно низкая стоимость обучения.
  4. Знакомство с совершенно удивительной культурой.
  5. Возможность остаться в стране после окончания университета.

Минусы учёбы в Японии

  1. Очень высокий конкурс для поступления в государственные вузы.
  2. Обучение часто только на японском языке.
  3. Мало англоязычных программ.
  4. Высокая интенсивность и сложность обучения.
  5. Высокая стоимость жизни.

Если вы мечтаете уехать учиться и жить в Японию, помните — всё возможно. Нужно быть активным, узнавать, какие есть варианты, пробовать и рисковать. И, конечно, учиться на отлично. А если нужна помощь в обучении и написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector