Успенская церковь в суздале: история, архитектура, фото собора
Содержание:
- Приходская паломническая поездка в Суздаль. 10 апреля 2021 г.
- Спасо-Евфимиев мужской монастырь
- Достопримечательности Суздальского кремля
- История Собора Рождества Богородицы в Суздале
- Строительство Собора Рождества Богородицы в Суздали
- Свято-Васильевский мужской монастырь (Суздаль)
- Достопримечательности Суздаля
- Музей «Щурово городище»
- Кремль: встреча веков и стилей зодчества
- Соборная колокольня
- Знаменская и Ризоположенская церкви
Приходская паломническая поездка в Суздаль. 10 апреля 2021 г.
При слове «Суздаль» в моем воображении возникает что-то исконно русское — леденцово-пряничное, со вкусом медовухи и запахом солений, побрякивающее колокольцами лошадиных упряжек и с нескончаемой вереницей куполов церквей, гармонично вплетающихся в пейзажи нашей средней полосы.
Да, собственно, так и есть. И убедиться в этом могла вся наша многочисленная (45 чел) группа прихожан храма Фёдора Ушакова и примкнувших к ним — родных, друзей и знакомых…
Небо подарило нам в этот день не только воплощение насыщенной программы, но и изумительную погоду, приветственный перезвон колоколов и даже весьма неожиданный песенный подарок в Спасо-Евфимиевом монастыре. «О, Всепетая…. » святителя Николая Сербского унеслась вместе с голосами певчих и нашими душами под высокие своды Спасо-Преображенского собора с великолепной акустикой и богатой росписью 16 века. Пожалуй, это было лучшее песнопение в моей жизни…
Поездка ставила перед нами весьма сложную задачу — посмотреть Суздаль за один день. Кто бывал здесь, скажет — это не возможно, ведь в городе 45 церквей, несколько монастырей, Кремль. И все же нам удалось сделать почти невозможное — максимально значимое и красивое было охвачено, а особо резвым и бесстрашным покорилась даже смотровая площадка 72 метровой Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря — самой высокой точки города, с которой можно было обозреть весь город с высоты птичьего полёта…
Было интересно отследить сверху уже пройденный нами путь — от Суздальского Кремля с монументально величественным собором 13 века, с росписями разных эпох; мимо 6 церквей различных архитектурных стилей, расположенных вдоль дороги; по площади и торговым рядам с изделиями народных промыслов, заготовками грибов и ягод; мимо вереницы конных экипажей к тому, что ещё предстояло посетить — два значимых для Суздаля монастыря — Покровского и Спасо-Евфимиева .
В первом — белокаменном, в котором нашли вечный покой сосланные в разное время именитые представительницы знатных фамилий, нас ждала постная трапеза в русской бревенчатой избе, добавляя национального колорита и обращая наш взор в прошлое. Второй монастырь — Спасо-Евфимиев по красоте, значимости и масштабности представленных музейных экспозиций посоперничает с Суздальским Кремлём, да и многими монастырями Руси.
Окруженный величественными крепостными стенами, он хранит в себе много тайн, раскрывают которые, унося нас в былое, различные тематические выставки.
На такое место по сути надо потратить целый день, но и за час мы успели многое. Насладившись поистине ангельским песнопением и перезвоном колоколов на внушительной звоннице, все разошлись в разные стороны.
Меня привлекла экспозиция икон, церковной утвари, украшений, шитья, исполненных в русских традиционных художественных стилях.
Честно говоря, я была потрясена великолепием коллекции и вспомнила музей икон в Екатерининском монастыре на горе Синай в нашу поездку в Египет.
Поразило обилие образов Владимирской иконы Божией Матери и редкий Корсунский образ, который по легенде был подарен князю Владимиру при крещении — не знак ли это нам — какую икону поместить в иконостас нового строящегося храма…
Церквей в городе неимоверное количество, пересчитывая увиденные по памяти, я все время сбивалась со счета — 10…15… 20, но посмотрели мы вблизи или вдали более половины в городе — 26. Поклонились мы и мощам почитаемых суздальских святых — Ефросиньи, Софии, Евфимия, первых епископов Суздаля…
Последней жемчужиной нашей поездки были церкви на выезде из Суздаля — в Михалях
Я обратила на них внимание ещё при составлении программы. Построенные в разных веках и стилях в тихом уединенном месте, восстановленные за каких-то 17 лет — они являют собой яркий пример разнообразия русского церковного зодчества и возможностей трудов человеческих во Славу Божию
Неожиданно на встречу к нам вышла хранительница этого удивительного места и провела мини-экскурсию по храму Архангела Михаила 17 века, а до храма 1904 года постройки в честь Александра Невского дошли самые стойкие, оценив псевдорусский стиль из красного кирпича с элементами мозаики и изразцов во всем его великолепии — в лучах заходящего солнца на фоне зелени сосен…
Домой мы возвращались насыщенные кислородом и впечатлениями от пешей прогулки через весь город и отягощенные сувенирами и местными вкусностями…
Наталья Стрелкова,
Фото Наталья Стрелкова, Елена Соболева
Спасо-Евфимиев мужской монастырь
Статья: Спасо-Евфимиева мужская обитель — монастырь-крепость
Спасо-Евфимиев монастырь с высоты птичьего полёта
Христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович, и произошло это в середине XIV века. Монастырь стоит на высоком левобережье Каменки, откуда древний Суздаль открывается как на ладони. Названа эта обитель в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия, почитаемого всеми суздальцами святого. Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве, и поэтому ЮНЕСКО внесло эту обитель в список Всемирного наследия.
Первоначально монастырь выполнял функции крепости, призванной защищать город от врагов. А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители. С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор, где отбывали наказание православные священники и противники советской власти.
Вид на постройки Спасо-Евфимиева монастыря
Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году в обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, плененный в битве за Сталинград. После войны монастырь отдали под воспитательно-трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников. В конце 1960-годов монастырские памятники отреставрировали и открыли здесь музей.
Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор возвели в XVI веке, и его архитектура традиционна для белокаменного суздальского зодчества. Много путешественников приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные фрески, сохранившиеся в этом соборе с XVII века. Их авторами являются знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Местом паломничества стал также мраморный склеп, установленный над местом захоронения князя Дмитрия Пожарского.
Вид на Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря
К архитектурным памятникам монастыря, помимо главного собора, относят также Благовещенскую надвратную церковь, трапезную церковь Успения и Никольский храм. Гости монастыря ежедневно могут слышать мелодичный колокольный перезвон, который раз в час звонари устраивают на высокой колокольне. Кроме храмов, туристы имеют возможности посетить старый тюремный корпус, где со времен Екатерины II до середины прошлого века содержались заключенные.
Монастырь находится на пл. Ленина. Музеи на его территории открыты для гостей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.
Достопримечательности Суздальского кремля
Главные туристические объекты в историческом ядре города расположены в кремле и на территории, ограниченной земляными валами.
Богородице-Рождественский собор
Главный храм старинного города, находится на территории кремля. Собор строили с 1222 по 1225 год, после сожжения города татарами в 1445 году его верхняя часть была утрачена. В 1528 году была достроена верхняя часть. Внутри обнаружены фрески 1233 года, сохранилась роспись стен XV и XVII веков, уникальные златые врата XIII века. Собор был усыпальницей князей и верховного духовенства. Храм действующий, службы в нем ведутся, доступ платный.
Деревянная Никольская церковь
Деревянный храм XVIII века был перевезен в Суздаль из Владимирской глубинки, села Глотово. Его установили в западной части кремля. В 1960 году все было разобрано подетально, отреставрировано и собрано на новом месте. Основу постройки составляет рубленая клеть на высоком подклете, обнесенная открытой галереей. Также имеется трапезная и граненая алтарная часть. Является обособленной частью музея под открытым небом и одним из символов города.
Успенская церковь
Первоначально каменный храм возвели в конце XVII века, позже, в 1719 году его перестроили. Этот облик сохранился и по наши дни: красные каменные стены с белым декором, главный купол покрыт барабаном с небольшой главкой. Архитектурный стиль относят к нарышкинскому барокко, нехарактерному для Суздаля. Храм открыт для посещения, можно поклониться мощам Святителя Арсения Элассонского. Находится на Кремлевской улице.
Архиерейские палаты
Одна из главных частей кремля, состоит из нескольких построек: трапезная, домовая церковь, жилые палаты, постройки хозяйственного назначения. С одной стороны палаты огорожены белой стеной с воротами, с другой – земляными валами. Первые здания строились в XV веке, окончательный вид они приобрели в XVII – XVIII веках. Все строения соединяются лестницами и переходами, богато украшенными галереями и даже потайными ходами.
Христорождественская и Никольская церкви
Зимняя Христорождественская и летняя Никольская церкви находятся у кремлевского вала, на юго-востоке. Обе постройки относятся к XVIII веку. Церковь Рождества построена из кирпича, основной объем вполнен по типу жилого дома. В храме располагается иконописная мастерская, можно посетить экскурсию, попробовать написать фрагмент фрески. Летняя Никольская церковь деревянная, нарядно украшена резьбой. Оба храма стали фоном к сценам в фильме «Женитьба Бальзаминова».
Пожарная каланча
Одно из самых заметных украшений старинного города – пожарная каланча, которая находится при пожарной части и до сих пор выполняет свое прямое назначение. Построили ее в 1890 году, тогда пожарная дружина располагалась в старых конюшнях. В 2004 году пожарная охрана получила здание, построенное в точности по проектам вековой давности. Весь архитектурный ансамбль удачно вписывается в панораму Суздаля.
Земляные валы Суздальского кремля
Одни из первых укреплений кремля, были созданы еще в XI веке, при Владимире Мономахе. Сохранились практически все валы, кроме северной стороны, которую размыло водами реки Каменки. Как показали исследования, в основе положены конструкции из дерева, а сам вал из глины. Общая протяженность укреплений 1,5 км. Если подняться наверх, открывается хороший обзор на реку и кремль. Сегодня это хороший маршрут для обзорной прогулки.
История Собора Рождества Богородицы в Суздале
Согласно исследованиям археологов, начало истории собора датируется 1101 г, когда началось его строительство по приказу князя Владимира Мономаха. В то время собор назывался Успенским. На тот момент это было первое и единственное каменное здание в Суздале. Для его возведения использовался материал под названием плинфа – плоский тонкий обожженный кирпич. Для фундамента применялись скрепленные цемянкой (раствор из крошки кирпича) булыжники.
Здание Успенского собора просуществовало недолго. Спустя всего 47 лет Юрий Долгорукий приказал разобрать его и возвести на этом же месте новое, из бута. Но из-за ошибок в строительстве храм вскоре начал рушиться. И в 1222 г Успенский собор был повторно разобран. Вместо него князь Георгий Всеволодович воздвиг более современный Собор Рождества Богородицы. Это было трехкупольное белоснежное здание с искусно украшенным фасадом. Новый храм полностью соответствовал модным веяниям в архитектуре того времени и задумывался как главный в городе. Поэтому при строительстве были предусмотрены хоры для князя и его приближенных.
В 1230 г лучшие мастера из Ростова и Суздали начали расписывать внутренние помещения. Примерно в это же время были установлены Золотые ворота, украшенные фигурами грифонов, львов и древнерусскими письменами. Их великолепие поражает до сих пор. Большая часть фресок до наших дней, к сожалению, не дошла. Вполне вероятно, что немалую роль в этом сыграло нашествие татаро-монголов.
Собор Рождества Богородицы – это не только храм, но и усыпальница правителей Суздали. До сих пор сохранились могилы сыновей Юрия Долгорукого, представителей знатных российских родов: Вельских, Шуйских и других.
Здание, возведенное под руководством Георгия Всеволодовича, простояло дольше остальных: до сильного пожара в 1445 г. Государству, замученному набегами, было не до восстановления храма. Таким образом, собор был забыт на долгие десятилетия. В первой половине XVI в о нем вспомнили вновь. В результате реконструкции собор стал пятиглавым, таким, как сейчас.
На этом история храма не заканчивается. В XVII в поблизости возвели искусно расписанный в середине придел св. Федора и Иоанна и колокольню. На протяжении двух следующих столетий были построены паперть и еще три придела. Это время можно считать периодом расцвета собора.
Когда к власти пришли большевики, богослужения в храме прекратились.
Строительство Собора Рождества Богородицы в Суздали
В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня — пористого известняка — был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. Центральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания.
Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи под 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.
В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата — уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров. При реставрации собора в 1938г. под руководством А.Д.Варганова и И.А.Столетова на стенах южной апсиды были обнаружены орнаменты времен Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года.
Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого — Иван и Святослав.
В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.
В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.
Свято-Васильевский мужской монастырь (Суздаль)
Свято-Васильевский мужской монастырь в городе Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. При обители имеется гостиница.
Монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Его основные постройки — Васильевский собор (1662—1669), Сретенская трапезная церковь (кон. XVII века), ограда (некоторые части её относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами (XVII века).
Адрес:
601293, Россия, Владимирская обл. г.Суздаль, ул. Васильевская 32-б.
Телефон:
+7(49231) 2-18-00
Богослужения совершаются ежедневно в храме Василия Великого.
Достопримечательности Суздаля
Суздаль — это город-музей, здесь словно остановилось время еще в XIX веке. Отсутствие железной дороги лишило город технического развития и индустриализации. Здесь нет высотных зданий, кроме церквей и колоколен. В Суздале легко почувствовать атмосферу древнерусского города, поэтому здесь снято огромное количество кинофильмов, в том числе «Андрей Рублев» (1966 г.) Андрея Тарковского. Суздаль побывал в роли Москвы, Ярославля, Архангельска и других городов.
Наличие на небольшой территории огромного количества хорошо сохранившихся исторических зданий способствовало созданию в 1923 году Суздальского краеведческого музея. В 1958 году был создан Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ), объединивший музеи Владимира, Боголюбова и Суздаля, а впоследствии и других (Кидекша, Гусь-Хрустальный, Муромцево).
Музейщики провели масштабную реставрацию исторических архитектурных памятников Суздаля в 1960-70-х годах, был создан Музей деревянного зодчества. За успешные реставрационные работы музей получил признание и награды, в том числе международные. Огромный вклад в изучение и восстановления Суздаля сделал Алексей Дмитриевич Варганов (1905-1977) — искусствовед, архитектор-реставратор, один из основоположников Владимирской школы реставрации и первый директор объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В честь Варганова названа улица в Суздале, он стал первым почетным гражданином города.
Сейчас из пяти суздальских монастырских ансамблей музею принадлежит только один — Спасо-Евфимиевский монастырь, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, именно поэтому он пока не перешел в собственность Русской православной церкви. Остальные монастыри переданы РПЦ, в каждом из них восстановлена монашеская деятельность. В 2019 году по запросу РПЦ ей были переданы Приказная изба в Покровском монастыре, где размещалась музейная экспозиция об истории монастыря и Ризоположенский храм.
Достопримечательности Суздаля привлекают огромное количество туристов. В праздничные и выходные дни город переполнен туристами. Здесь находится большое количество отелей и гостевых домов на любой вкус, а также кафе и сувенирных магазинов. Как во многих популярных туристических городах, в Суздале цены на все неоправданно завышены.
Музей «Щурово городище»
Музей «Щурово городище».
1
Хотите не просто взглянуть на старину, а буквально окунуться в жизнь давно прошедших веков? Тогда отправляйтесь в «Щурово Городище», который смело можно назвать музеем «живой» истории. Этот музейный комплекс под открытым небом представляет собой реконструированное поселение древних славян IX-XI веков. Основой для его создания послужили декорации к фильму «Царь», который Павел Лунгин снимал в этих местах в 2008 году.
На территории музея вы увидите жилые деревянные избы и всевозможные хозяйственные постройки – глинобитную печь, амбары, кузницу и т.д. Но главное достоинство «Щурова Городища» заключается не в этом, а в возможности поучаствовать в различных тематических интерактивных программах, позволяющих окунуться в быт наших предков, узнать об их традициях и культуре.
Где еще вы сможете в одном месте покататься верхом на лошадях, научиться стрелять из лука, испытать свои силы в искусстве владения мечом и копьем, самостоятельно испечь хлеб в старорусской печи, попробовать себя в работе с глиной? Да даже как вскопать грядку, многие жители мегаполисов уже успели забыть! Нет лучшего способа отвлечься от ежедневной рутины, чем примерить на себя роль крестьянина X века!
Для маленьких посетителей «Городища» предусмотрена возможность пообщаться с козлятами, кроликами и другими домашними животными. В летнее время гости музея смогут попробовать настоящую сметану и парное молоко, свежие яйца и натуральный творог, а также отведать национальные блюда, приготовленные по старинным рецептам.
Посещение «Щурова городища», благодаря царящей в нем атмосфере, считается отличным вариантов семейного отдыха. Здесь каждый найдет занятие по душе, а значит, каждый запомнит этот день надолго.
Адрес: Щурово Городище, улица Коровники, Суздаль, Владимирская область, Россия.
Кремль: встреча веков и стилей зодчества
Суздаль выстроен на берегах реки Каменки, притока Нерли. Он старше Москвы: первое письменное упоминание о нем относится к 999 году. Хотя официально годом основания все же считается 1024 год, когда запись о нем появляется в летописях. В августе 2018 года город Суздаль отметит свой 994-й день рождения.
Исторический центр Суздаля – всего девять квадратных километров. Можно исходить его пешком вдоль и поперек. И на каждом шагу встретятся музеи, древние монастырские стены и церкви, архитектурные памятники и внезапно открывающиеся виды – как подарок города лично тебе.
Начать прогулку стоит с Кремля. Когда-то Кремль был мощной крепостью, с кольцом земляных валов, на которых возвышались бревенчатые стены и башни. Он был построен в XI—XII вв. Внутри Кремля помещались городской собор, жилища князя и епископа. А еще там жила дружина князя, княжья свита и ближайшее окружение епископа.
Деревянные постройки Кремля сгорели во время пожара в 1719 году. От кремлевского комплекса укреплений остались земляные рвы и валы, поросшие травой, по которым сейчас гуляют туристы и на которых сидят подростки с мольбертами, поскольку виды оттуда открываются потрясающие! Но главный интерес представляют ансамбль архиерейского двора с собором Рождества Богородицы и церкви, относящиеся к комплексу Кремля.
Каменные Архиерейские палаты внутри Кремля начинали строиться в XV веке, а потом многократно перестраивались вплоть до XVIII века. Сейчас они выглядят как целый комплекс построек. Приковывает взгляд собор Рождества Богородицы – древнейшее здание Суздаля. Собор этот уникален тем, что, многократно перестроенный, он совмещает нижнюю часть, построенную в XIII веке, с верхней XVI века, причем внутри сохранились росписи разных столетий.
Каменные Успенская, Никольская и Христорождественская церкви завершают исторически сохранившийся архитектурный ансамбль Кремля. Еще один небольшой храм, стоящий на территории Кремля – деревянный Никольский (1766 г.) – был перенесен сюда в 1961 году из села Глотово Юрьев-Польского района, как образец деревянного зодчества.
Успенская же церковь построена в редком в здешних местах архитектурном стиле московского барокко. Раньше она была деревянной, но после пожара в XVII веке была восстановлена в камне, а в XVIII в верхней своей части перестроена, поэтому ее низ и верх имеют очертания, характерные для разных эпох.
Никольская церковь также построена взамен своей сгоревшей предшественницы в 1720—1739 годах. Это одноглавый храм с колокольней и соединяющей их трапезной. Гладкие стены основного объема-четверика просто и изящно украшены резными узорами. Это так называемая «летняя» церковь, имеющая парную «зимнюю»: маленькую церковь Рождества Христова (1775 год). Та и вовсе имеет самую скромную форму, напоминающую прямоугольный сруб с двускатной кровлей. Никольская и Христорождественская церковь вместе фигурируют в качестве декораций в популярном некогда фильме «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли.
Соборная колокольня
К югу от Рождественского собора находится его колокольня, которая соответствует по размерам самому храму. Ее возвели по указу епископа Серапиона в XII веке. Колокольня Рождественского собора в Суздале имеет большой восьмерик с массивными широкими арками звонницы. Ее венчает шатровый купол с тремя рядами слуховых окон различной формы.
Под шатровым куполом создана полица (кровельный элемент над карнизом), которая являлась отличительным архитектурным элементом подобных строений XVII века. В конце XVII столетия на колокольню Рождественского собора в Суздале были установлены часы с боем, которые звонили каждый час, а также каждую четверть часа. Они сохранились до настоящего времени и после ремонта и реставрации продолжают работать.
На втором ярусе были созданы два престола. В конце XVII века митрополит Илларион распорядился расширить собор. Была пристроена алтарная часть, которую присоединили к галерее и архиерейским палатам. С северной стороны строение было окружено обходной галереей, а с восточной было возведено крыльцо (паперть), которое венчал восьмигранный шатер. В начале XVIII века произошел большой пожар, из-за которого переходы и сама галерея были полностью разрушены. Лишь спустя 250 лет, в 70-е годы XX столетия, их восстановили.
Знаменская и Ризоположенская церкви
Знаменская церковь (слева), колокольня и Ризоположенская церковь (справа). Фото: Павел Сухов, 2014 год.
Знаменская церковь построена в 1749 году. Это большой одноглавый кубической формы храм, имеющий, как у гражданских строений, большие регулярно расположенные окна и четырехскатную кровлю. Когда по плану регулярной застройки он оказался на восточной стороне улицы Пинаихи, то парадный вход в храм был сделан с западной стороны через притвор с широкими перспективными порталами в приделе. Этот портал хорошо просматривается с крыльца, о котором следует сказать особо. Вероятно, над большим крыльцом с массивными гранеными столбами прежде находилась колокольня, как у церкви Иоанна Предтечи, что стоит «в валах» Суздальского кремля. Колокольня, имеющая барочные формы, построена в XVIII веке. Сейчас Знаменская церковь в Суздале это один из действующих храмов города.
Рядом с колокольней Знаменской церкви находится Ризоположенская церковь. Храм построен в 1777 году. Это небольшой зимний храм, тесно связанный с образцами старой суздальской архитектуры так называемого корабельного типа постройки. Отличительной чертой этого храма является то, что каждый фасад четверика завершается фронтоном. Фронтоны переходят в сферическую ребристую кровлю с небольшой луковичной главкой на тонком длинном барабане. Таких завершений нет у других суздальских посадских церквей, оно напоминает завершения трапезных церквей Архиерейских палат Суздальского кремля и Васильевского монастыря. С 1972 года в Ризоположенской церкви находится экскурсионное бюро Владимиро-Суздальского музея-заповедника.