Мосты в стамбуле через босфор: история, высота и длина, где расположены, сколько их и как добраться?

Вечерние и ночные круизы по Босфору

Огни величественного Стамбула и отражения султанских дворцов в воде ждут вас во время романтичных ночных прогулок. Купите экскурсионный тур, не выходя из отеля, вас заберут от порога гостиницы и доставят на комфортабельное морское судно.

4. Вечерняя прогулка по Босфору на теплоходе с ужином

Круиз на яхте начнётся в 19:00 и продлиться 5 часов. Увлекательная «Вечерняя прогулка по Босфору на теплоходе с ужином» включает осмотр европейской и азиатской частей Стамбула, а также развлекательную программу с национальными танцами.

Посмотреть на достопримечательности с воды, да при этом ещё вкусно покушать и полюбоваться шоу — не ради таких ли моментов мы путешествуем?

В оплату 26 € с гостя входит обильная трапеза в турецком стиле.

5. Ночной круиз по Босфору на теплоходе

Интересный 3-часовой «Ночной круиз по Босфору на теплоходе» организуется ежедневно в 19:30. Вас ждёт романтичная прогулка с осмотром достопримечательностей, шоу-программа и вкусный ужин.

Увидеть ночной Стамбул во всей красе вы сможете во время романтической прогулки на теплоходе.

Оплата за ночную экскурсию — 45 € с путешественника.

6. По вечернему Босфору: круиз и шоу-программа «Турецкая ночь»

В 19:15 каждый день начинается прогулка «По вечернему Босфору: круиз и шоу-программа Турецкая ночь».

Шикарные панорамы дворцов, вилл, отелей и мостов в яркой подсветке.

За 4 часа вы увидите богатство Стамбула в ночной подсветке, оцените развлечения и богатое угощение с алкогольными напитками. Оплата за тур — 40 € с человека.

Отзыв Гюльмиры Саттаровой из Татарстана о прогулке на яхте по вечернему Босфору:

«В начале 2021-го съездила с другом в Стамбул. Нас встретила солнечная погода и приветливые улыбки местных. Подумала, а не прокатиться ли на вечернем кораблике? Отличная была идея, меня всегда впечатляет турецкий сервис и вкуснейшая кухня. И на этот раз они меня не разочаровали».

Экскурсии

Как уже говорилось выше, водные прогулки по Босфору, — излюбленное развлечение туристов. Ведь таким образом вы увидите большинство из наиболее примечательных мест легендарного Константинополя. И при этом не придется ходить — знай, крути головой под захлебывающийся, потому что восторженный, рассказ гида. На русском языке, разумеется, — прочие в среде отечественных туристов востребованы значительно меньше — progulka-po-bosforu-s-gidom.

Развлечение стоит от 25-30 € за человека в сезон, которому сегодня относятся уже и апрель с маем. И заметно дешевле поздней осенью и зимой. Естественно, прогулки индивидуального формата и на катере — дороже!

Имеются и иные, также любопытные варианты. К примеру, весьма популярны вечерние круизы на теплоходе — после заката город освещен буквально сказочным образом. Главным образом не познавательные, а развлекательно-питательные — под фольклорные представления местных артистов гостей прямо на борту угостят ужином — turetskaya-noch-na-bosfore.

Эстетов заинтересуют индивидуальные экскурсии на корабликах. Не прекращающиеся и в холодное время года. Сидишь себе на отапливаемой нижней палубе, попиваешь чаек с крендельками, слушаешь рассказ…

Кстати — о не самых известных достопримечательностях великого восточного города. Например, о районах Джихангир и Канлыджа, и летних дворцах оттоманских правителей. О крепости Румелихисар, до чьих серых зубчатых стен, веками охранявших спокойствие турецкой империи, добирается далеко не каждый первый иностранный путешественник!

Напомним вам и о Принцевых островах — не какой-то там улице, целом архипелаге запретившем движение транспорта на бензиновой или дизельной тяге. К которым по Босфору, а потом и Мраморному морю регулярно ходят кораблики.

И деревушке с труднозапоминаемым названием Анадолукавагы, что севернее мегаполиса — ведь туда тоже можно добраться водным путем. Чтобы посмотреть и пропитаться аурой прошлого, милыми деревянными домами, время которых — кажется — ушло безвозвратно. А еще — насладиться блюдами из свежайшей, только что выловленной рыбы. Сидя на набережной, которую столь доверительно и нежно гладит волна…

dik, Eurotraveler.ru

Как и где купить круизы

Круизы по Босфору предлагают в Стамбуле повсеместно в турагентствах. В стоимость входит доставка от отеля до пристани, сам круиз, и пожеланию доставка обратно в отель. Обычно за такую экскурсию просят от 20 евро.

Но гораздо выгодее можно купить круизы самостоятельно непосредственно на пристани, откуда они отправляются. Чаще всего это пристань Эминёню (Eminönü) в одноименном районе рядом с историческим кварталом Султанахмет. Здесь можно купить билеты на государственный паром и на коммерческие паромы в кассах напрямую минуя посредников. Цены по сравнению с предложениями турагентств ниже в разы. Также туры можно купить на пристанях Ускюдар (Üsküdar) Кабаташ (Kabatas), Бешикташ (Besitkas), куда заходят некоторые круизные паромы, о чем смотрите выше в описании разных туров.

Добраться до пристани Эминёню очень легко, это важный транспортный узел. Рядом находится остановка Eminönü трамвая Т1, а также станция Sirkeci городской электрички Мармарай. От улицы Истикляль можно пешком дойти до фуникулера F2, спуститься по нему до нижней станции, а дальше пешком через мост. Также сюда идет огромное количество автобусов из разных районов города. См. подробнее про транспорт Стамбула и на чем перемещаться здесь…

Но будьте внимательны, поскольку уже на подходе к пристаням вас будут «атаковать» всевозможные посредники и зазывали. Некоторые из них просто спекулянты, а некоторые на самом деле зазывалы из касс. Даже если вы согласитесь на предложение зазывал, деньги лучше отдавать не им в руки, а в кассу. Оплата для всех круизов только наличными или пластиковой картой, транспортные карты Istanbulkart не принимаются.

Еще один неплохой вариант – купить круиз по Босфору через Интернет. Это могут быть индивидуальные или групповые туры на русском языке как на государственных, так и на частных паромах, ночные круизы и т.д. Есть очень насыщенные программы с питанием, дегустацией вина, развлекательной программой и т.д. Вариантов много, можете подобрать их онлайн на одном из этих проверенных сайтов:

  • Экскурсии от туроператора TezTour (на русском языке)
  • Экскурсии от Sputnik8 (на русском языке)
  • Экскурсии и билеты на развлечения и транспорт от GetYourGuide (на русском и английском языках)
  • Экскурсии от Tripster (на русском языке)

Найти экскурсии онлайн (с отзывами)

Посещение с детьми

Девичья башня

Туристам в любом возрасте будет интересно устроить путешествие по Босфору.

  • Самым юным путешественникам будет интересно посмотреть на морской порт, а более взрослых деток привлекут живописные пейзажи, архитектурные строения и проплывающие корабли.
  • Если заказывать готовый тур по Босфору, то местные гиды очень увлекательно рассказывают истории, которые понравятся даже детям. Сегодня пролив является не только исторически значимой достопримечательностью, но и является целой вереницей научных достижений. Речь идет о подвесных конструкциях для проезда транспорта, также подводных туннелях.
  • Также детей в более осознанном возрасте удивляет тот факт, что в зимний сезон пролив не покрывается льдом. Это связано с противоточными течениями.
  • Морское путешествие позволит малышам узнать много чего интересного о профессии моряка. По Босфору курсируют различные корабли, начиная от пассажирских, и заканчивая военным флотом.

Босфор

  • Время работы: круглосуточно.
  • Стоимость посещения: часовой тур по Босфору обойдётся в 5 $, туры с программой и экскурсиями начинаются от 20—30 $. Гулять по набережной — бесплатно и бесценно.

История: пролив между Европой и Малой Азией, который соединяет Чёрное и Мраморное моря. При всей своей романтичности — важная транспортная магистраль. Согласно популярной легенде, Босфор получил своё название благодаря дочери древнейшего греческого царя.

Она была возлюбленной Зевса, который превратил её в корову, чтобы избежать гнева своей законной супруги. Девушка прыгнула в синие воды в надежде на спасение, а пролив назвали в её честь Босфором, что в переводе с греческого означает «коровий брод».

Пролив Босфор соединяет Чёрное и Мраморное моря.

Почему стоит посетить: потому что Босфор — душа и сердце города! Вода как будто имеет своё настроение и в зависимости от него меняет цвет от холодного, насыщенного синего до голубовато-изумрудного. Течение Босфора называют «чёртовым» из-за его стремительности. А чайки! Их полёт восхищает и даёт ощущение настоящей свободы! Возьми тур по Босфору или просто прокатись на общественном пароме в любом направлении, изящно попивая турецкий чай из того самого инстаграмного стаканчика.

Как добраться: большинство туров стартует с пристани Eminönü. Самые классные набережные для прогулки — в районах Sultanahmet, Kadıköy и Üsküdar.

Переходы

Босфорский мост , первый мост через пролив Босфор, завершен в 1973 году.

Мост Фатих Султан Мехмет , второй переход, построенный в 1988 году, вид со стороны Румельского замка на Босфоре.

Мост Явуза Султана Селима , третий и последний переход, состоялся в сентябре 2016 года. Мост был открыт 26 августа 2016 года.

Морской

Воды Босфора ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным лицам.

По проливу также проходят значительные международные торговые перевозки грузовыми судами и танкерами . Между его северными границами в Румели Фенери и Анадолу Фенери и его южными границами в Ахыркапы Фенери и Кадыкёй Инджибурну Фенери есть многочисленные опасные точки для крупномасштабного морского судоходства, которые требуют резких поворотов и управления визуальными препятствиями. Известно, что участок между мысом Кандилли и Ашияном требует изменения курса на 45 градусов в месте, где течение может достигать 7-8 узлов (3,6-4,1 м / с). Южнее, у Еникёй , необходимое изменение курса — 80 градусов. Смешивать эти сложные изменения в траектории, задние и передние смотровые линии на Кандилли и Yeniköy также полностью заблокированы до и во время курса изменения, что делает его невозможным для судов , приближающиеся со стороны противоположной видеть вокруг этих изгибов. Риски, связанные с географическим положением, еще больше увеличиваются из-за интенсивного паромного сообщения через пролив, связывающий европейскую и азиатскую части города. Таким образом, на этом критическом морском пути присутствуют все опасности и препятствия, характерные для узких водных путей.

В 2011 году правительство Турции обсуждало создание крупномасштабного проекта канала длиной примерно 80 километров (50 миль), который проходит с севера на юг через западные окраины провинции Стамбул в качестве второго водного пути между Черным морем и Мраморным морем, с целью снижения риска. в проливе Босфор. Этот проект Kanal İstanbul в настоящее время продолжает обсуждаться.

Земля

Два подвесных моста и вантовый мост пересекают Босфор. Первый из них, Мост мучеников 15 июля , имеет длину 1074 м (3524 фута) и был завершен в 1973 году. Второй мост , названный Мост Фатих Султан Мехмет (Босфор II) , имеет длину 1090 м (3576 футов) и был завершен. в 1988 году примерно в 5 км к северу от первого моста. Первый мост через Босфор является частью автомагистрали O1 , а мост Фатиха Султана Мехмета — частью трансъевропейской автомагистрали . Третий мост , мост Султана Селима Явуза , имеет длину 2164 м (7100 футов) и был завершен в 2016 году. Он расположен недалеко от северной оконечности Босфора, между деревнями Гарипче на европейской стороне и Пойразкой на азиатской стороне, поскольку часть «Северной Мраморной автомагистрали», интегрированная с существующей прибрежной магистралью Черного моря и позволяющая транзитным транспортным средствам обходить городское движение.

Имя Дата открытия Дизайн Общая длина Ширина Рост Самый длинный промежуток Оформление ниже Переулки
15 июля Мост мучеников 30 октября 1973 г. Подвесной мост 1,560 м (5,118 футов) 33,4 м (110 футов) 165 м (541 футов) 1,074 м (3,524 футов) 64 м (210 футов) 6 полос автострады O1
Мост Фатих Султан Мехмет 1988 г. Подвесной мост 1510 м (4950 футов) 39 м (128 футов) 105 м (344 футов) 1090 м (3580 футов) 64 м (210 футов) 8 полос автострады O2
Мост Султана Селима Явуза 26 августа 2016 г. Гибридный вантовый, подвесной мост 2164 м (7100 футов) 58,4 м (192 футов) 322 м (1056 футов) 1408 м (4619 футов) 8 полос автомагистрали O7 и 1 двухпутная железная дорога

Подводная лодка

Проект Мармарай , включающий подводный железнодорожный туннель длиной 13,7 км (8,5 миль) , был открыт 29 октября 2013 года. Примерно 1400 м (4593 фута) туннеля проходит под проливом на глубине около 55 м (180 футов).

Подводный водопроводный туннель длиной 5 551 м (18 212 футов), названный Босфорским водным туннелем , был построен в 2012 году для перекачки воды из ручья Мелен в провинции Дюздже (к востоку от пролива Босфор, в северо-западной Анатолии ) в Европейская сторона Стамбула, расстояние 185 км (115 миль).

Евразия Туннель является 5,4 км (3,4 мили) подводных шоссе туннеля, пересекая пролив Босфора для движения транспортных средств, между Казлычешмом и Göztepe . Строительство началось в феврале 2011 года и было открыто 20 декабря 2016 года.

До 4 подводных волоконно-оптических линий ( MedNautilus и, возможно, другие) подходят к Стамбулу, идя из Средиземного моря через Дарданеллы.

Красивая легенда

В настоящее время максимальная ширина пролива равна 3,7 км., самое узкое место — 0,7 км. Протяжённость Босфорского пролива составляет почти 30 км.

Дело в том, что Гера, законная супруга Зевса жестоко расправлялась со своими соперницами. Чтобы спрятать Ио от преследования Геры, Зевс превратил её в белую корову. Но мстительную супругу Зевса провести было не так просто. Она поняла, что в образе коровы заколдована девушка и напустила на неё кровожадных слепней. Спасаясь от укусов, Ио добежала до воды, переправилась через пролив и укрылась в месте, где сегодня находится азиатская часть Стамбула, в районе Кадыкёя. Эта история кончилась счастливым концом — Зевс и Ио вновь встретились в Египте и провели там чудесные дни.

В 6 веке до н.э. Персидский царь Дарий отдал распоряжение соорудить переправу через Босфор, которая предназначалась для его воинов. Сотни судов связали корабельными канатами и получился понтонный мост. Но он быстро пришёл в негодность. Поэтому веками через Босфор переправлялись на судоходном транспорте. В ХХ веке были возведены сразу два моста, а в начале XXI века ещё один. Эти события ознаменовали новую эру в развитии инфраструктуры Стамбула.

Полезные ссылки

Горящие туры ищите на сервисах Travelata и Level.Travel — они найдут лучшие предложения среди разных туроператоров. Хотите сэкономить?

Поиск лучших цен на перелеты — AviaSales

Экскурсии, свадьбы и фотосессии в Доминикане — Два Банана

Поиск и сравнение цен на отели — RoomGuru

Есть рыбу на Галатском мосту

О знаменитой стамбульской булке с рыбой балык экмек ходят легенды. Не мудрено: Стамбул раскинулся по берегам пролива Босфор между двух морей, и рыбы тут предостаточно. Центром рыбной культуры в городе стал Галатский мост, связывающий Старый город с Новым. Здесь, на мосту, волны Босфора соединяются с заливом Золотой рог, и с восхода до заката рыбаки закидывают удочки. В поиске рыбных деликатесов туристы направляются именно на Галатский мост. Зазывалы приглашают гостей города отведать популярное рыбное блюдо, только вот цены в местных ресторанах порой в десятки раз превышают средние по городу, а качество еды отнюдь не лучшее.

Фото: Scott D. Haddow / flickr.com

Чтобы попробовать стамбульские деликатесы из рыбы, отправляйся на улицу Fermeneciler. Изумительный балык экмек в лаваше готовят в Kuzine Karaköy — около 11 лир (~ 130 рублей). Ещё одно излюбленное местными рыбное место — Akın Balık: ужин с ракы (турецкой водкой), закусками и горячим на двоих — 300 лир (~ 3500 рублей).

Экскурсии по проливу Босфор

Существует несколько вариантов прогулки по проливу Босфор:

  • Городской общественный транспорт. Один из самых распространенных способов прогулки по проливу. Расписание можно посмотреть около кассы. Проезд, как правило, равен стоимости проезда на любом другом общественном транспорте Стамбула.
  • Прогулочные коммерческие паромы. Таковых паромов, проводящие прогулки по проливу, здесь великое множество, и у каждого свое расписание. Прогулка длится в течение полутора часов, чтобы насладиться морскими пейзажами Стамбула. Большим преимуществом таких паромов являются их регулярные рейсы, поэтому попасть на них можно практически в любое время в течение дня.
  • Небольшие частные лодки. Те туристы, кто хочет индивидуальную прогулку по Босфору, могут выбрать себе лодку с личным «водителем». Цена прогулки будет зависеть от времени экскурсии.
  • Индивидуальные экскурсии с гидом. Один из самых лучших вариантов прогулки, поскольку гид в ходе экскурсии рассказывает много интересного об истории пролива, о его прошлом и настоящем, также показывает самые известные достопримечательности и советует лучшие рестораны и кафе, где можно вкусно поесть.

Какой вид экскурсии выбрать — решать лишь туристу. Каждый вариант имеет свои особенности и разную стоимость.

olgazav59

Как добраться

Туристы могут подъехать к Босфорскому мосту с двух сторон в зависимости от того, где они находятся.

Со стороны знаменитой мечети:

  1. До остановки «Ortaköy» на автобусах № 22, 22B, 22RE, 25E, 40, 40T и 42T. Транспорт останавливается прямо возле моста.
  2. До остановки «Zübeyde Hanım Kız. Mes. Lis» на автобусах № 30D, 57UL, DT1, DT2 и U1. Вам придётся пройти по улице Портакал в противоположную от перекрёстка сторону, после чего свернуть направо на улицу Ахмет Танер Киштали. Она выведет вас на шоссе Муаллима Наджи. Повернув налево и пройдя около 150 м, вы увидите главный мост Стамбула.

Виктор Башкир

Со стороны дворца Бейлербей:

  1. До остановки «Tünel» на автобусах № 15, 15B, 15 °C, 15E, 15H, 15K, 15KÇ, 15M, 15N, 15P, 15R, 15S, 15T, 15U, 15Y и 15Z. Выйдя из транспорта, пройдите к кольцу и поверните направо. Придерживайтесь улицы Абдуллахага до тех пор, пока впереди не покажется шоссе, ведущее к мосту.
  2. До остановки «Abdullahağa Caddesi» на тех же автобусах. Путь длиннее, но удобнее. Достаточно придерживаться одноимённой улицы, идущей по прямой. Расстояние до моста составляет 290 м.

Помимо общественного транспорта, можно воспользоваться услугами такси. В городе действуют следующие службы: Deniz Taksi, Istanbul Taxi, Memorial Taxi, Sefaköy Merkez Taksi и пр. На путь из центральных районов Стамбула уйдёт не более 20 минут (в час пик — немного больше).

Путешественникам на частном транспорте проще всего придерживаться улиц, идущих параллельно набережной. Ориентирами служат мечеть и дворец, которые находятся на противоположных берегах.

Видео: Босфорский мост в Стамбуле при съёмке с дрона

Имя

Название канала происходит от древнегреческого Βόσπορος ( Bósporos ), которое было народно этимологизировано как βοὸς πόρος , то есть «пролив крупного рогатого скота» (или «Ox-ford»), от родительного падежа boûs «бык, крупный рогатый скот» + poros «проход», что означает «проход для скота» или «проход для коров». Это ссылка на мифологический сюжет о Ио , который был преобразован в корову, а затем был осужден бродить по Земле , пока она не пересекла Босфор, где она встретилась с Titan Прометее , который утешал ее с информацией , что она будет восстановлена в человеческий облик от Зевса и стать прародительницей величайшего из героев, Геракла (Геркулеса).

Место, где Ио якобы сошёл на берег, находилось недалеко от (современный Ускудар ) и было названо Боус «Корова». Это же место было также известно как Дамалис ( Δάμαλις ), поскольку именно здесь афинский генерал Харес установил памятник своей жене Дамалис, в том числе колоссальную статую коровы (название переводится как «телка»).

Английское написание с -ph- , Bosfor не имеет оправдания в древнегреческом названии, и словари предпочитают написание с -p-, но -ph- встречается как вариант в средневековой латыни (как Bosfor , а иногда и Bosforus , Bosferus ), и в средневековом греческом иногда как Βόσφορος , что дает начало французским формам Босфор , испанским Босфоро и русским Босфор . Греческий ученый 12 — го века Иоанн Цец называет Damaliten Bosporon (после Damalis ), но он также сообщает , что в популярном использовании пролива был известен как Prosphorion в течение его дня, название самой древней северной гавани из Константинополя .

Исторически Босфор был также известен как «Константинопольский пролив» или Фракийский Босфор, чтобы отличать его от Киммерийского Босфора в Крыму . Они выражены в « Истории Геродота » , 4.83; как Босфор Фракийский , Босфор Фракийский и Βόσπορος Θρᾴκιος ( Bósporos Thráikios ), соответственно. Другие названия, по которым пролив упоминается Геродотом, включают Халкидонский Босфор ( Bosporus Chalcedoniae , Βοσπορος της ΧαλκηδονιηςBosporos tes Khalkedonies ], Геродот 4.87) или Мизийский Босфор ( Bosporus Mysius ).

Этот термин в конечном итоге стал использоваться как нарицательное βόσπορος , означающее «пролив», а также ранее применялся к Геллеспонту в классическом греческом языке Эсхилом и Софоклом .

Достопримечательности в проливе

Если говорить о значении пролива, то вряд ли найдется тот, кто скажет о том, что место не ценно для человека. Тут много интересных мостов, отелей, а также достопримечательностей, на которые стоит обязательно посмотреть. Каждый день, по его вводом отправляются в путь до 150 судов, а есть тут еще и небольшие корабли, и совсем маленькие лодки. Незаменим он и для военно-промышленного комплекса. По нему передвигаются военные корабли, подводные лодки, авианосцы, участвующие не только в учениях, но и в морском движении в проливе.

Девичья башня в Стамбуле

Обратите внимание! на территории пролива достаточно неустойчивая погода, которая сопровождается появлением туманов, ураганных ветров. Именно поэтому, каждый корабль сопровождается буксировочным судном, на случай появления чрезвычайной ситуации

Но, несмотря на это, не было такого туриста в Турции, который бы прибыл в Стамбул и не отправился в морскую прогулку по территории Босфора.

Официальная карта, предлагает своим гостям отправиться в путешествие по интересным местам. Обязательно стоит посетить следующие достопримечательности:

  • Девичья башня – расположена на островке. Именно в этом месте пролив соединяется с Мраморным морем;
  • Дворец Топкапы, Дворец Долмабахче входят в дворцовые комплексы. Они расположены у морской глади. Кроме того, именно тут располагаются великолепные отели. Особой популярностью пользуются Four Seasons at the Bosphorus;
  • Крепость Анадолу Хисары расположена в том месте, где произошло достаточно сильное сужение водяной глади;
  • Конечно, бухта Золотой Рог – именно тут появился известный всем Константинополь, который в древности называли Новым Римом.

Учитывая, что речь все же идет о водном просторе, нельзя не отметить мосты, соединяющие один берег с другим. Рядом с Галатским мостом есть прекрасное кафе, где готовятся блюда из рыбы, выловленной прямо в проливе (барабулька и хамса). Тут прекрасный кофе, поэтому обязательно стоит посетить и это кафе.

Крепость Анадолу Хисары

Обратите внимание! несмотря на расположение кафе, стоимость предлагаемых блюд достаточно приемлемая, поэтому можно отведать большую часть блюд, указанных в меню

История

Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877—1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.

Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)

Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии, поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий.

Персидский царь Дарий I Великий, пытаясь подчинить скифов, переправился через Босфор, а затем двинулся к реке Дунай. Его армия пересекла пролив по наплавному мосту, построенному из лодок. Много лет спустя, во время вторжения Ксеркса I в Грецию, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) был построен аналогичный лодочный мост.

Османская эпоха (1453—1922)

29 мая 1453 года Османская империя завоевала Константинополь после продолжительной осады, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары (1393) и Румелихисары (1451), готовясь не только к основной битве, но и к установлению долгосрочного контроля над Босфором и проходящим через него водными путями. Вместе с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году считается одним из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавших переход к ренессансу и эпохе открытий.

В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером».

Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 года между Россией, Соединенным Королевством, Францией, Австрией и Пруссией, «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны.

После Первой мировой войны Севрский договор 1920 года демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций.

Турецкая Республиканская эра (1923—настоящее время)

В соответствии с Лозаннским договором (1923) проливы возвращались Турции, однако всем иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. В дальнейшем режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года. По ней Турция сохраняет за собой право ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими.

Турция сохраняла нейтралитет во время Второй мировой войны до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. Это, а также требования Сталина о возвращении турецких провинций Карс, Артвин и Ардахан Советскому Союзу (потерянные Турцией в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, и возвращённые Карским договором в 1921 году) были соображениями в решении Турции отказаться от нейтралитета во внешних делах. Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но не участвовала в наступательных действиях.

В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути.

История пролива Дарданеллы

В V столетии до н. э. территория пролива была ареной греко-персидских войн. В то время Персидский царь Ксеркс I дал указание построить мост через Дарданеллы, чтобы переправиться войсками для вторжения в Грецию.

Было построено два моста из связанных между собой морских судов: первый мост состоял из 360 кораблей, второй из 314. Благодаря этому, войска Персии прошли с боями по Европе.

В 334 году до нашего летоисчисления пролив был использован войсками Александра Македонского. Они совершили удачную переправу. После чего полководец начал свой исторический поход на Азию.

В конце XVII столетия часть территории побережья Азовского и Черного морей отошла к Российской империи. Использование проливов стало ключевым вопросом международного уровня. Обладание ими – это давнишняя мечта России. Проливы Босфор и Дарданеллы открывали возможность господства над самыми важными морскими коммуникациями.

В 1841 году в Лондоне было подписано соглашение. В нем говорилось, что проход по проливу Дарданеллы военным кораблям в мирное время будет закрыт. В 1936 году в городе Монтре (Швейцария) при участии черноморских стран был заключен договор, в котором отмечено, что проливы (Дарданеллы и Босфор) получают статус «отрытого моря» для кораблей всех стран.

Основное положение Конвенции заключается в том, что за Республикой Турция сохраняется право на закрытие проливов во время любых боевых действий в Евразии. С 2017 года в Турции начались подготовительные работы по возведению подвесного моста через пролив Дарданеллы.

Легенда

С Босфорским мостом косвенно связано древнегреческое предание. Оно повествует о красавице Ио, в которую влюбился громовержец Зевс. Желая скрыть факт измены от супруги, бог обратил девушку в белую корову. Гера разгадала обман и попросила Зевса преподнести животное ей в дар. С тех пор за Ио неусыпно наблюдал великан Аргус, но вскоре был убит союзником громовержца. Гера не успокоилась и в качестве наказания наслала на Ио кровожадного овода.

Насекомое жалило бедную красавицу без перерыва. В попытках спастись бегством она скиталась по многим странам и даже переплыла пролив, названный впоследствии Босфорским (в переводе с древнегреческого «коровий брод»).

Если сопоставить мифологию и географию, можно предположить, что это могло случиться в 6 км от моста, в проекции стамбульского района Кадыкёй. Среди его достопримечательностей — статуя быка, именуемая Бога Хейкели. Она стала символом района и популярным у жителей Стамбула местом встречи.

Панорама моста с территории дворца Бейлербей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector