Тынский храм в праге: описание, история, достопримечательности, интересные факты и отзывы

История [ править ]

В XI веке на этой территории располагалась романская церковь, построенная там для иностранных купцов, приезжавших в соседний Тынский двор. Позже он был заменен раннеготической церковью Девы Марии перед Тыном в 1256 году. Строительство нынешней церкви началось в 14 веке в стиле поздней готики под влиянием Матиаса Аррасского, а затем Петера Парлера . К началу 15 века строительство было практически завершено; отсутствовали только башни, фронтон и крыша. Церковь находилась под контролем гуситов на протяжении двух веков, в том числе Иоанна Рокиканского., будущий архиепископ Праги, ставший наместником церкви в 1427 году. Строительство было завершено в 1450-х годах, а фронтальная и северная башня были завершены вскоре после этого во время правления Георгия Подебрадского (1453–1471). Его скульптура была помещена на фронтоне под огромной золотой чашей , символом гуситов. Южная башня была построена только в 1511 году под руководством архитектора Матея Рейсека .

Интерьер церкви

После проигранной битвы у Белой горы (1620 г.) началась эра жесткой рекафолизации (часть Контрреформации ). Следовательно, скульптуры «царя еретиков» Георгия из Подебрад и чаша были удалены в 1626 году и заменены скульптурой Девы Марии с гигантским нимбом, образованным путем плавления чаши. В 1679 году в церковь ударила молния, и последующий пожар сильно повредил старый свод , который позже был заменен более низким сводом в стиле барокко .

Ремонтные работы, проводившиеся в 1876–1895 годах, позже были отменены во время обширных работ по внешнему ремонту в 1973–1995 годах. Ремонт интерьера продолжается.

Архитектурный комплекс «Пражская Лорета»

За короткий период времени пражская Лоретанская капелла стала важным паломническим центром для католиков всего региона. Вскоре для их защиты от непогоды вокруг капеллы построили клуатр (крытая обходная галерея квадратной формы), внешняя сторона которого представляет собой аркаду. Затем постепенно по периметру клуатра возвели шесть капелл, а в 1722–1738 годах воздвигли Костёл Рождества Господня.

Современный архитектурный облик комплекса Пражская Лорета полностью сформировался в середине XVIII века, когда известные мастера Кристоф Динценхофер и его сын Килиан Игнац перестроили западную часть клуатра в парадный фасад в стиле позднего барокко. Они создали три декоративных фронтона и аттик, украсив его рядом скульптур (Дева Мария, архангел Гавриил, св. Христофор, св. Анна и евангелисты). Парадный вход обрамляют скульптуры Антонина Падуанского и Франциска Ассизского, на балконе установлены фигуры св. Иосифа и Иоанна Крестителя. Угловые капеллы оформлены скульптурными изображениями св. Феликса из Канталиче перед Мадонной (слева) и святого Яна Непомуцкого с ангелочками (справа). Перед фасадом находится терраса, огороженная перилами с 19 статуями и 9 скульптурными группами ангелочков, несущих картуши с рельефами, на которых запечатлены сцены из жизни Девы Марии.

В наше время на территории комплекса Пражской Лореты находятся:

  • Лоретанская капелла;
  • экспозиция «Лоретанская сокровищница»;
  • Костёл Рождества Господня;
  • Капелла св. Анны;
  • Капелла св. Креста;
  • Капелла св. Иосифа;
  • Капелла св. Антония Падуанского;
  • Капелла св. Франциска Ассизского;
  • Капелла Девы Марии Скорбящей;
  • фонтан «Вознесение Девы Марии»;
  • фонтан «Воскресение Христа».

План-схема

Колокольня Пражской Лореты является самой большой по числу колоколов исторической церковной колокольней в Европе. Уникальную группу из 30 колоколов, отлитых по специальному заказу в Амстердаме, и куранты создал в 1694 году часовщик Петр Нойманн. Впервые их перезвон жители Праги услышали в праздник Девы Марии, отмечавшийся 15 августа 1695 года. В настоящее время 27 колоколов используются в карильоне (механический музыкальный инструмент), который каждый час (с 9 до 18 часов) исполняет мелодию «Славим тебя тысячу раз» в честь Девы Марии.

Второй по значимости достопримечательностью Пражской Лореты считается Лоретанская сокровищница — богатая коллекция произведений искусства религиозной тематики, литургических предметов и церковной утвари. Главной ценностью сокровищницы является алмазная дарохранительница (сосуд, в котором хранятся Святые Дары), известная как «Пражское солнце». Шедевр из золота и серебра весом 12 кг и высотой 90 см украшен 6222 бриллиантами. Подробнее читайте в нашей статье.

Капелла Девы Марии Скорбящей известна необычной женской скульптурой с бородой, которая изображает святую мученицу по имени Староста. Согласно легенде, будучи молодой девушкой она воспротивилась воле отца выйти замуж за языческого короля Сицилии. Всю ночь накануне свадьбы Староста провела в молитвах к Господу, прося совета или небесной помощи. И вот, под утро у неё неожиданно выросли усы и борода. Запланированный брак расстроился, а разгневанный отец в ярости приказал распять дочь. С тех пор Староста считается покровительницей девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Кстати, похожая легенда существует и про святую Вильгефортис.

Города рядом с Прагой

Обычно туристы едут в Чехию, чтобы познакомиться не только со столицей, но и съездить в другие города, так как расстояния преодолеваются за пару часов. Рядом с Прагой можно посетить разнообразные поселения с необычными достопримечательностями и уникальной атмосферой. На прогулки по каждому из них можно выделить один день, чтобы увидеть самые знаменитые места.

Жуткая Кутна-Гора

Многие едут в город Кутна-Гора в 70 км от Праги. В средние века здесь добывали серебро, этим страницам в истории города посвящен музей серебра Градек и серебряная шахта. Главная достопримечательность города — «Костница», или костел Всех Святых в районе Седлец. Его внутреннее убранство оформлено из человеческих костей. Рядом находится кладбище, на котором многие хотели быть похоронены из-за привезенной сюда земли с Голгофы. Со временем мест стало не хватать, и наиболее старые останки переносили для хранения в усыпальницу костела. Считается, что первыми необычными элементами стали пирамиды, сложенные из костей в XVI в. полуслепым монахом. Большая часть декора создана в XIX в. резчиком Ф. Ринтой для Шварценбергов, которые приобрели костел, переставший принадлежать монастырю. Из костей выполнены родовой герб семьи, колонны, огромная люстра, крест, обелиски, потолочные гирлянды и многое другое. Для создания более жуткой атмосферы проводятся вечерние экскурсии.

В Кутна-Горе можно также посетить объект ЮНЕСКО — собор святой Варвары, про который говорят, что по величественности он уступает только собору святого Вита в Пражском граде. В округе Кутна-Горы находится средневековый замок Жлебы с парком, в котором обитают белые олени.

Подробно: достопримечательности Кутна-Горы

Костница в Кутна-ГореФото: Anna Gorelova

Очаровательный Чешский Крумлов

Рядом с Прагой (2,5–3 часа езды) находится город Чешский Крумлов. Многие туристы стремятся съездить сюда, отдыхая в Праге. Крумловский замок и исторический центр занесены в список культурного наследия ЮНЕСКО. В комплексе на площади 11 га можно осмотреть множество построек. Под землей находятся Вацлавские подвалы, а над городом возвышается замковая башня. Осмотр удобно осуществлять по внутренним дворам, соединяющим здания комплекса. Передохнуть можно в большом парке, для посещения также рекомендуется театр замка Крумлов, ставший музеем.

По городку приятно гулять, осматривая маленькие домики с черепичными крышами и плутать в узких улочках. Вечерняя прогулка будет очень романтичной. Не доезжая 25 км до Чески-Крумлова, можно остановиться в городке Ческе-Будеёвице с пивным заводом фирмы «Будвайзер».

Подробно: достопримечательности Чески-Крумлова

Чешский КрумловФото: Иван Кучин

Курортные Карловы Вары

Лечебный курорт и красивый город Карловы Вары — одно из популярных направлений для поездок из Праги (2 часа в пути). Здесь отдыхали и поправляли здоровье многие знаменитости и правители разных стран. Помимо сохранившихся курортных зданий и отелей, стоит посетить места с термальными источниками — например, красивую Мельничную колоннаду в неоренессансном стиле. В городе можно зайти в музей и магазин фирменного стекольного завода «Мозер», подняться на смотровую на башне Диана и посетить храмы, в том числе православную црековь апостолов Петра и Павла.

В окрестностях Карловых Вар (15 км) находится замок Локет. В XV в. из королевской резиденции он превратился в частное владение и со временем стал приходить в упадок, некоторое время здесь была тюрьма. Впоследствии в замке открылся музей со средневековыми предметами быта, особую известность он получил как одно из мест съемок фильма «Казино «Рояль».

Подробно: достопримечательности Карловых Вар

Карловы ВарыФото: Anna Gorelova

Пивной Пльзень

1–1,5 часа езды нужно потратить на дорогу в Пльзень западнее Праги. Город называют столицей чешского пивоварения. Поэтому сюда едут, в первую очередь, чтобы посетить музей пивоварни «Plzeňský Prazdroj». В программу экскурсии обязательно входит дегустация знаменитых пенных напитков. В Пльзене есть и другие интересные достопримечательности, которые стоит увидеть до посещения пивзавода. Это одна из самых больших чешских средневековых площадей Náměstí Republiky, собор святого Варфоломея с самой высокой в регионе башней (103 м) и смотровой площадкой, самая большая в Чехии и 3 по размерам в мире Большая синагога (закрыта на реконструкцию), Сад медитаций с Памятником жертвам зла (тоталитарных режимов), историческое подземелье времен Средневековья и многое другое. По пути сюда находится замок Карлштейн.

Подробно: достопримечательности Пльзеня

Музей пивоварни «Plzeňský Prazdroj»Фото: Владимир Олейник

Музыка в католическом костеле

Посетители храма не обязательно относятся к числу верующих христиан, многие приходят на территорию костела, чтобы слушать настоящий орган в Москве. А сколько всего органов? В общей сложности в столице находится 35 действующих духовых органов, 4 из которых – церковные.

Так, сходить на концерт органной музыки в Москве можно в зал имени Чайковского или в Дом Музыки, концертный зал «Зарядье», Московскую консерваторию, Большой театр и т.д. Мест, где послушать орган, довольно много, но кафедральный собор на Малой Грузинской улице – религиозное заведение, где такая услуга предоставляется бесплатно.

Для тех, кого интересует органная музыка в Москве, костел гостеприимно распахивает свои двери на время богослужений. В здании расположен лучший орган компании Kuhn из Швеции.

Музыкальный инструмент состоит из 4 мануалов, 74 регистров, 5,5 тыс. труб, его строительство датировано 1950-ми годами. Ранее инструмент украшал органный зал в Базеле. В 2005 году был перевезен в столицу в качестве подарка от базельского собора BaselMunster в Швейцарии.

Сейчас он считается четвертым по своим размерам в России. Пение традиционно осуществляется с этим органом. Также здесь находится и электронный орган, но его используют крайне редко.

Считается, что самый большой орган в Москве расположен именно в Доме Музыки. «Глаттер-Гёц и Клайс» был изготовлен именно для Светлановского зала. Одно время он даже занимал почетное первое место в России по количеству регистров.

Внутреннее убранство Тынского храма

Из внутреннего убранства костела можно выделить готическую оловянную купель 1414 года, являющуюся самой старой в Праге, две готические лавочки и каменную готическую кафедру. Также здесь лежит балдахин, сделанный в готическом стиле мастером Матей Рейсеком в 1493 году. Главный алтарь созданный в 1649 году является образцом раннебарочной архитектуры. Над ним висят картины Карла Шкреты. В общей сложности в Тынском храме находятся 19 алтарей, на одном из которых находится скульптура «Тынская Мадонна».

Орган в этой церкви является самым старым в Праге. Он был построен Гансом Генрихом Мундтом из Германии и его помощниками в 1673 году. В 2000 году орган был отреставрирован в немецком Бонне и возвращен в Тынский храм. 

В Тынском храме сохранилось около 60 надгробий. Среди наиболее известных, надгробие датского придворного астролога Тихона де Браге, служившего при Рудольфе II (1601г.). Также здесь находится надгробие Вацлава Берка из Дубе являющееся одним из самых успешных портретных надгробий эпохи Ренессанса. На нем необычайно подробно изображены мужчины в доспехах. Многие надгробия были повреждены в результате хождения по ним, т.к. в старину это не рассматривалось как неуважение, а многие даже верили, что это помогает при зубной боли. 

С 1973 года Тынский храм подвергся комплексной реконструкции. Со времен немецкой оккупации, звонница в Северной башне пустовала. Новый бронзовый колокол весом 960 кг, производства фирмы Manousek, был помещен в неё только на Пасху 1992 года. !9 февраля 2008 года сюда были помещены еще 3 колокола. Тынский храм является национальным памятником культуры. 

История [ править ]

В XI веке на этой территории располагалась романская церковь, построенная там для иностранных купцов, приезжавших в соседний Тынский двор. Позже он был заменен раннеготической церковью Девы Марии перед Тыном в 1256 году. Строительство нынешней церкви началось в 14 веке в стиле поздней готики под влиянием Матиаса Аррасского, а затем Петера Парлера . К началу 15 века строительство было практически завершено; отсутствовали только башни, фронтон и крыша. Церковь находилась под контролем гуситов на протяжении двух веков, в том числе Иоанна Рокиканского., будущий архиепископ Праги, ставший наместником церкви в 1427 году. Строительство было завершено в 1450-х годах, а фронтальная и северная башня были завершены вскоре после этого во время правления Георгия Подебрадского (1453–1471). Его скульптура была помещена на фронтоне под огромной золотой чашей , символом гуситов. Южная башня была построена только в 1511 году под руководством архитектора Матея Рейсека .

Интерьер церкви

После проигранной битвы у Белой горы (1620 г.) началась эра жесткой рекафолизации (часть Контрреформации ). Следовательно, скульптуры «царя еретиков» Георгия из Подебрад и чаша были удалены в 1626 году и заменены скульптурой Девы Марии с гигантским нимбом, образованным путем плавления чаши. В 1679 году в церковь ударила молния, и последующий пожар сильно повредил старый свод , который позже был заменен более низким сводом в стиле барокко .

Ремонтные работы, проводившиеся в 1876–1895 годах, позже были отменены во время обширных работ по внешнему ремонту в 1973–1995 годах. Ремонт интерьера продолжается.

Завершение строительства

Благодаря смерти Ладислава королем Богемии (а позже – и всей Чехии) стал Йиржи из Подебрад – сторонник гуситов. При нем строительство продолжилось – именно в этот период появились первая, северная, башня, а также фронтон центрального нефа. Храм стал духовным центром пражских гуситов, фронтон был украшен изображением «короля гуситов», над которым поместили большую позолоченную чашу – символ Реформации и причастия в одном сосуде.

Чаша та была настолько большой, что, согласно легенде, в ней обосновались аисты

Они кормили своих птенцов лягушками, и в один прекрасный день одна из них свалилась на голову кому-то слишком важному. Этот человек стал объектом насмешек, а чашу якобы сняли

Легенда интересная, но исчезновение гуситского символа связано с поражением гуситов в битве у Белой Горы (1620), после чего Тынский храм в Праге достался католикам, а точнее, иезуитам. Те избавились от вражеской символики, заменив изображение короля на фигуру Богоматери. А ее сияющий ореол сделали из переплавленной чаши.

Но это все уже детали. По сути, законченный вид храм обрел в 1511 году, когда была построена вторая, южная, башня. В последующие столетия, конечно, не обходилось без пожаров и других неприятностей, которые сказывались на отдельных элементах внешнего вида и интерьера. То, что мы видим сейчас – результат нескольких реставраций и обновлений.

Это интересно: Карлов мост — разъясняем со всех сторон

Эпопея с крышей собора

Основные заслуги в возведении приписывают Матье Аррасскому и Петру Парлержу, известнейшим архитекторам своего времени. Аррасский спроектировал и собор Св. Вита, однако после его смерти достраивать тот храм пригласили Парлержа, который заодно уж занялся и Тынским храмом.

К началу XV столетия храму Девы Марии не хватало только башен, крыши да фронтона. Но потом строительство сильно замедлилось – из-за гуситских войн было немного не до того, хотя одну башню все же построить удалось. Но наибольшие проблемы возникли с крышей.

Ее взялись строить уже после окончания всех волнений, однако, как оказалось, еще не все было кончено. Вскоре после того, как к собору подвезли бревна для крыши, был пойман Ян Рогач – последний лидер радикальных гуситов. Вместе с ним попали в плен 52 его соратника. Всех привезли на Староместскую площадь, чтобы казнить, а для сооружения виселицы взяли те самые бревна, предназначавшиеся для крыши. Как видно, строительство собора на было приоритетным.

Подходящий случай построить-таки крышу подвернулся только спустя два десятилетия. Король Ладислав Постум собирался жениться на французской принцессе Магдалене, и для свадьбы собирались возвести деревянные трибуны. Но Ладислав умер, не дождавшись бракосочетания, и материал для трибун пустили на кровлю Тынского храма. Нет худа без добра.

Меблировка [ править ]

Готика править

Слева — каменный балдакин 1493 года работы Матея Рейсека.

В интерьере сохранилась подлинная средневековая обстановка:

  • Каменный балдакин 1493 года, вероятно, из мастерской Матея Рейсека, который первоначально покрывал гробницу епископа Августина Лучано из Мирандолы . План балдакина — квадрат. Он состоит из четырех каменных полихромных опор среднего размера, которые заканчиваются так называемой аркой ogee . Эти арки дополнены угловыми декоративными башенками и украшены готическим орнаментом. Статуи размещены на каждой опоре примерно во второй трети. Подставки, несущие архитрав, завершаются навершиями. С восточной стороны балдакин украшен картинами Карела Шкрета .
  • Алтарь с изображением крещения Христа в центре был изготовлен мастером из Дунайской области.
  • Баптистерий 1414 года (самый старый и самый большой в Праге)
  • Каменная кафедра в нефе
  • Две очень ценные работы так называемого Тынского мастера Голгофы 15 века: Тынская Мадонна и скульптура на Голгофе в конце северного прохода.

    Органы Яна Дж. Мундта

Барокко править

Мебель церкви в основном в стиле барокко . Мебель в стиле барокко, сделанная резьбой ранних барокко алтарей, является глазом ловить, а также ценные трубы органа по Яну Дж Мундту от 1670-1673 , который является одним из трех старейших сохранившихся органов труб в Праге. С 1691 года музыковед Томаш Балтазар Яновка в течение 50 лет работал органистом. Также очень ценен главный алтарь 1649 года с титульной росписью Успения Пресвятой Богородицы. Картина была написана одним из выдающихся чешских художников эпохи барокко Карелом Шкретой , автором нескольких других боковых алтарных полотен. В церкви можно найти работы других мастеров барокко: скульпторов Яна Йиржи Бендла иИгнац Франтишек Вайс (алтарные скульптуры), Ян Хайдельбергер (скульптура святого Франциска де Поля в северном нефе), художники М. Штрассер (Обретение Святого Креста, перенесено из главного алтаря), Ян Йиржи Хайнш (картина Св. Иосиф в северном проходе, алтарь фамильного древа Иессея), Михаил Вацлав Хальбакс (картина Святых Криспина и Криспиниана), Петр Брандл (Прибытие святого Вацлава в Рейхстаг). От периодов Возрождения и барокко сохранилась исключительно интересная коллекция резных надгробий и эпитафий , в том числе надгробие астронома 1601 года.Тихо Браге , расположенный у первой южной колонны нефа .

Фото Тынского храма

Обзорное фото храма, видите, правая башня шире, чем левая?

По легенде так построили специально, но на самом деле просто знаний архитекторов было недостаточно, чтобы построить одинаково. А ошибку потом объяснили тем, что «так и было задумано».

Фронтон между башнями:

Вход в храм прямо через это кафе:

Увы, с другой стороны храм был закрыт:

Прямо в здании храма с другой стороны — ресторан:

Высокий забор – не пробраться! Поражает такое близкое соседство исторического памятника архитектуры и современных отелей:

Но нам все же удалось немного посмотреть на собор изнутри. Особенно поразил древний орган, ниже будет его фото. Он самый старый в Праге – создан в 1673 году. В свое время проходил реставрацию в Бонне, и возвращен в чешскую столицу в 2000 году.

Вдали виден орган:

Как добраться

Храм расположен по адресу: Staromestske namesti, Praha 1 (Староместская площадь, Прага 1). Удобнее всего доехать до него не подземном транспорте, выход на станции «Staromestska» («Староместская»), по зленной линии А. Выйдя из метро, до храма можно добраться пешком, преодолев всего полкилометра. Купола башен станут ориентиром для всех желающих найти костёл.

По городу до площади идут трамваи: 2,6,14,17,18, 22, 23, 41, 53, 57, 59, ночью 93, автобусы 194, 207. Из любой точки города до храма можно доехать на такси, нужно просто сказать водителю: «Староместска намести», по-чешски название звучит так: «Храм Матки Боже пред Тинэм».

Общая информация

Комплекс имеет
важную культурную и историческую ценность для Чехии. В нем можно обнаружить 60
захоронений известных деятелей Республики. Самые известные – могилы культового
астронома и астролога Тихо Браге и епископа Луциана.

Храм Девы Марии пред Тыном — фото: Severnфото: Edmundo_de_ABQфото: MMMMOKЦентральный вход. фото: Familie-O

Что
посмотреть в самом храме

Внешний вид храма
великолепно гармонирует с его внутренним содержимым. В интерьере четко виден
стиль барокко. Центральная реликвия – самый старый орган Праги (1673 год). Интересен
и алтарь, созданный в XVII веке чешским живописцем Карелом Шкретой. Всего в залах
храма находится 19 алтарей, каждый в уникальном оформлении.

Туристам очень
нравятся большие картины на стенах от художника Ярослава Чермака, массивная
каменная кафедра в готическом стиле, купель XV века, украшенная скульптурами апостолов.

В 2000 году ученые
обнаружили в храме редкую фреску с изображением Св. Иеронима со львом.
Ориентировочная дата ее создания – XIV век.

Внутри Тынского
храма разрешено делать фото.

Алтарь фото: Martina

Часы
работы

Храм открыт для
посещения со вторника по субботу с 10:00 до 17:00 (13:00-15:00 – перерыв).

В воскресенье
приходите с 10:00 до 12:00.

Понедельник –
выходной.

Вход свободный. По
традиции принято оставлять небольшое пожертвование. Рядом с входными дверями
стоят соответствующие урны.

Как
добраться

Тынский храм находится в центре Староместской площади. Добраться сюда легче всего на одном из трамваев — №8, 14 или 91. Выход на остановке Dlouhá třída.

Легенды
храма

С чешским храмом
Девы Марии перед Тыном связано десятки красивых легенд.

Одно из захоронений
в церкви принадлежит 10-летнему мальчику. Втайне от своего злобного отца он
ходил на проповеди и принял крещение. Когда родитель об этом узнал, то приказ
мучить и убить сына. Могилу мальчика через несколько лет вскрыли и удивились, в
каком хорошем состоянии сохранилось его тело. Ребенка перезахоронили с
почестями и увековечили как мученика.

Если присмотреться
ко многим могильным плитам храма, можно увидеть, что они повреждены. Это не
потому что им много лет. У чехов существует древний обычай наступать на могилу
великого человека, чтобы избавиться от болезней.

Для строительства кровли церкви взяли дерево, предназначенное для виселицы проповедника и реформатора Яна Гуса и 50 его товарищей. Доподлинно неизвестно, почему именно этот материал стал основой для кровли храма. Известный чешский музыкант Карел Готт записал в Храме Девы Марии перед Тыном осенью 1969 года лучший свой альбом – «Рождество в золотой Праге». Альбом продавался миллионными тиражами в странах Европы. Сам певец отметил, что успеха удалось достичь благодаря уникальной атмосфере в стенах церкви.

Для чего был нужен храм

Этот храм стал особенным местом единения всего израильского народа, всех 12 колен (родов) Израиля. Он стал тем местом, где можно было, как бы мы сейчас сказали, соборно приносить жертвы Богу.

Каковы же были те основные духовные доминанты, вокруг которых выстраивался весь храмовый комплекс?

Скиния

Центральным местом храма в сакральном смысле была Святая святых, где находилась скиния Завета, та, с которой иудеи сорок лет путешествовали по пустыни после бегства из Египта. В этой скинии (греч. — шатер, палатка) находились скрижали (каменные плиты) Завета с десятью заповедями, которые Господь даровал Моисею на горе Синай. В Библии указано, что в особые моменты истории иудейского народа над скинией таинственно пребывала Слава Божия, которая являлась в виде облака — символа особого присутствия Господа. И вот именно эта скиния затем была перенесена в построенный храм Соломона.

Соломон царь, праведный, пророк. Купол пресбитерия. Центральный неф.; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в

Только первосвященник имел право входить во Святая святых — один раз в год, в праздник Йом-Киппур (один из самых важных в году: в этот день все иудеи соблюдают особенно строгий пост и молятся о прощении своих грехов). Это была комната кубической формы (10x10x10 метров), где не было окон и которая ничем не освещалась. Именно в этом месте Господь являлся первосвященнику для изъявления Своей воли израильскому народу.

Сама скиния Завета стояла над местом, где лежал краеугольный камень — по преданию именно с него Господь начал творение мира. В настоящий момент здесь находится Купол над Скалой, одна из современных святынь ислама.

Рядом со Святая святых находилось самое большое храмовое помещение — зал (Хейхал). В этом месте, где совершались основные храмовые службы, находился жертвенник, на котором воскуряли фимиам, столы предложения и золотая менора Моисея (семисвечник).

За этим центральным и самым важным местом начинался притвор (Улам) — в восточной части храма, который символически отделял сакральное от профанного, то есть святое от мирского.

После притвора начинался внешний двор и целый ряд вспомогательных помещений, обустроенных для различных храмовых нужд.

История Базилики святого Георгия

В 973–976 годах Млада, сестра князя Болеслава II, совершила дипломатическую поездку в Рим, где приняла христианское имя Мария, получила согласие Папы Римского на учреждение пражского епископства и благословение на создание в чешских землях первого монастыря. По возвращению в Прагу при Базилике святого Георгия Млада основала женский Монастырь святого Георгия для Ордена святого Бенедикта. Вскоре монастырь и базилика переросли в единый архитектурный комплекс, в дальнейшем их история будет неразрывно связана.

В 1142 году базилика сильно пострадала от пожара (следствие осады Праги Конрадом II Зноемским), однако уже в 1145–1151 годах под руководством аббатисы Берты была полностью восстановлена (поэтому Берта почитается на равне с Младой). В конце XII века пристроили две башни. Более узкую северную башню назвали Евой, более широкую южную — Адамом. В конце XIV века создали , в XVII веке западный фасад перестроили в стиле барокко, а в начале XVIII века справа от главного входа пристроили .

План-схема базилики и монастыря

Экстерьер базилики

Фасад Базилики украшают статуи князя Вратислава I и княжны Млады, а также рельеф святого Георгия, убивающего змея. Над порталом Капеллы святого Яна Непомуцкого расположены статуи святого и двух ангелов. Со стороны Йиржской улицы находится старый (южный) ренессансный портал, тимпан которого также украшен рельефом святого Георгия.

фотогалерея #1 — экстерьер

Внутреннее пространство базилики

Внутреннее пространство базилики представляет собой типичный образец романского стиля XII века и считается её главной ценностью, поскольку в Праге почти не сохранилось романских достопримечательностей. В центре можно увидеть надгробия князей Пржемысловичей: справа деревянный расписной саркофаг князя Вратислава I, слева — надгробие князя Болеслава II. За ними находится двойная полукруглая лестница начала XVIII века, ведущая к алтарной (восточной) части. Так как базилика не является действующей церковью, то сам алтарь отсутствует. На его месте можно увидеть современный рельеф святого Георгия, убивающего змея. Свод апсиды сохранил фрагменты романской росписи.

Под алтарной частью базилики находится Крипта XII века с крестовым сводом, где хоронили аббатис Монастыря святого Георгия. Вход в крипту украшен колоннами и кованной решёткой. Здесь хранится одна из главных реликвий — святоиржский рельеф XIII века. В центре рельефа на троне восседает Дева Мария с ангелами. С обеих сторон её окружают коленопреклонённые Млада и Берта. По бокам изображены король Отакар I и его сестра аббатиса Агнесса.


Ванитас

В Крипте находится статуя, известная как Ванитас. Она представляет собой труп красивой девушки, облепленый змеями, ящерицами и лягушками. Ванитас — аллегория мирской суеты. Легенда гласит, что статуя изображает прекрасную девушку Бригитту, убитую своим возлюбленным из ревности. Сразу после смерти выяснилось, что её оклеветали и убийца, будучи скульптором, успел выполнить перед казнью свою последнюю работу. Он создал статую такой, каким нашли спрятанный труп девушки в зарослях. Ванитас — напоминание о смерти, символ раскаяния, а также предупреждение всем влюблённым о хрупкости любви и жестокости слепой ревности. По другой версии, автором статуи является итальянский каменотёс Спинетти. Он воздвиг статую как покаяние за насилие, совершённое им в костёле (пытался убить свою любовницу).

Капелла святой Людмилы создана в конце XIV века в готическом стиле и посвящена , которая сыграла важную роль в процессе христианизации чешских земель. Капелла украшена росписью на тему жизни святой мученицы, также здесь находится надгробие Людмилы, созданное мастерской Парлержа.

Капелла святого Яна Непомуцкого — главная художественная достопримечательность Базилики святого Георгия. Возведена в 1718–1722 годах в качестве отдельной пристройки справа от главного (западного) портала и посвящена викарию пражского архиепископства. Интерьер капеллы полностью выполнен в стиле барокко, что на фоне романского интерьера базилики и готической Капеллы святой Людмилы позволяет сравнить разные эпохи развития христианской архитектуры.

Богослужения в храме

Расписание служб в костеле на Малой Грузинской представлено на сайте – мессы проводятся ежедневно на разных языках, включая русский, польский, латинский, английский. Расписание богослужений, популярное у русскоязычного населения:

  • воскресенье – в 10:00, 17:30, 20:00 служба на русском языке, в 10:30 – на латинском, в 11:45 – для детей;
  • понедельник-пятница – в 07:45 и 19:00;
  • суббота – 07:45 и 18:00.

В храме проводятся службы для католиков византийского обряда по пятницам, субботам и воскресеньям, а также для армяно-католического прихода по воскресеньям и пятницам. У костела Девы Марии работает свой канал на YouTube, где ведется онлайн трансляция богослужений.

Войти на территорию храма можно с 7 до 22 часов. Внутрь костела можно попасть с 7 до 20:30.

Ну и, конечно же, стоит здесь оказаться в вечернее время, когда стемнеет. Римско-католический собор Непорочного Зачатия подсвечивается оранжевыми огнями, и с такой ночной подсветкой смотрится по-особенному торжественно и восхитительно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector