Смог в китае: причины, особенности, последствия
Содержание:
- Как власти Китая решают проблему смога
- Откуда в Китае появляется смог
- Выдохнуть и не вдыхать
- Изменение температуры вызывает не только пожары
- (2) Визуализированные результаты и анализ данных о качестве воздуха в Пекине, Тяньцзине, Хэбэе, Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне в 2018 г.
- Как измерить величину смога
- Уровень смертности от загрязнения воздуха в Китае может продолжать расти
- Кто покупает воздух в бутылке
- Последствия смога для здоровья жителей Китая
- Может ли чистый воздух стать роскошью для богатых
- Есть ли у нас право на чистый воздух
- Что вызвало крупнейшие пожары в регионе
- (1) Результаты визуализации и анализ данных о качестве воздуха в Пекине в 2018 г.
- Как оценивать качество воздуха по этой карте?
- Экономика ущерба
- Хорошее топливо и плохие автомобили в России
- Осторожно, дети!
- Карта Aqicn.org
Как власти Китая решают проблему смога
Для китайских властей борьба за чистоту воздуха становится одной из важнейших задач. Наиболее сложная ситуация сложилась в Пекине, поэтому здесь планируется уже в ближайшие годы избавиться от 300 тысяч машин старого образца.
Для этого разрабатываются новые экологические стандарты, ужесточается контроль за качеством топлива, а китайцам настойчиво предлагают переходить на общественный транспорт и современные автомобили. В настоящее время в одни дни недели разрешено выезжать на дороги автомобилям с четными номерами, в другие – с нечетными.
В столице установлен также самый большой в мире наружный очиститель воздуха: смог входит в верхнюю часть башни, а снизу выходит чистый воздух. Подобными, но более компактными очистителями оснащены многие школы и детские сады.
По закону предприятия облагаются штрафом до 500 тысяч юаней (свыше 73 500 долларов) за отказ остановить производство во время сильного смога. При повторном нарушении штраф удваивается и верхнего предела у выплат нет.
Помимо этого, до 2021 года Китай вложит 2,5 трлн юаней (около 400 млрд долларов) в возобновляемые источники энергии, что позволит отказаться от 600 млн тонн угля в энергетике и немного сократить вредные выбросы.
Откуда в Китае появляется смог
Существует несколько причин такого явления, как грязный воздух в Китае. Главные из них связаны с работой промышленных предприятий, транспорта, использованием угля в энергетике.
Огромное количество автомобилей, работающих на дизельном топливе и низкосортном бензине также влияет на атмосферу. Когда на улицах столицы, например, ввели ограничение на использование 11 млн машин, загрязнение воздуха в Пекине снизилось почти на 10 %.
Однако главная проблема – отсутствие собственного газа и использование дешевого китайского угля. Уровень его потребления в энергетике страны составляет 60 %, хотя в развитых странах этот показатель равен 25 %. Но именно уголь позволяет удешевить производство, так что испорченная экология остается побочным продуктом китайского экономического прорыва.
Выдохнуть и не вдыхать
Население Земли могло бы жить почти на два года дольше, если бы дышало более чистым воздухом. Такая усредненная оценка содержится в докладе, подготовленном специалистами Института энергетической политики исследовательского Чикагского университета, который опубликовал результаты работы аналитиков на своем сайте.
Согласно выводам экспертов, основная причина загрязнения воздуха, которая крадет у людей годы жизни, — это использование традиционных ископаемых видов топлива, таких как нефть, природный газ и каменный уголь. Наиболее ощутим вред, который наносится в результате этих процессов при попадании в воздушную среду мелкодисперсных твердых частиц, в странах Азии.
Воздух_2
Смог над площадью Тяньаньмэнь в Пекине
Фото: REUTERS/Thomas Peter
«Антилидером» на уровне отдельно взятых районов эксперты признали север Индии — там продолжительность жизни из-за загрязнения воздуха снижается на 8–11 лет. В целом по второй крупнейшей по населению стране мира концентрация твердых частиц в воздухе с концах 1990-х увеличилась на 69% — в результате средняя продолжительность жизни индийца сократилась на 4,3 года при том, что 20 лет назад этот показатель составлял 2,2 года. Для соседних Непала (королевство возглавило общий список) и Бангладеш этот показатель в среднем составляет 4,4 и 4,2 года, соответственно. В Китае из-за твердых частиц в воздухе жизнь укорачивается в среднем почти на три года.
В России по подсчетам специалистов дела с загрязнением воздуха обстоят не так плохо по сравнению с другими развивающимися экономиками планеты. Эксперты подсчитали, что из-за вредных примесей в воздухе средняя продолжительность жизни россиян сокращается на полгода. Сложнее всего обстановка в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Новосибирске.
Воздух_3
Мемориал Виктории в Калькутте во время смога
Фото: Global Look Press/Debajyoti Chakraborty
Впрочем, проблема качества воздуха в мегаполисах носит не региональный, а общемировой характер. «Если вы когда-либо бывали в городе со смогом — будь то Нью-Йорк, Лос-Анджелес или Пекин, то, вероятно, ощущали последствия загрязнения воздуха, хотя, возможно, и не знали их причину. Микроскопические частицы веществ, содержащиеся в воздухе, буквально делают его более плотным, раздражая легкие, — отмечает The Daily Mail. — В результате сердцу приходится работать активнее, что приводит к одышке даже после прохождения небольшого расстояния, а в особенно тяжелые дни — к кашлю и хрипам в груди».
В целом для Соединенных Штатов сокращение продолжительности жизни из-за плохого воздуха сейчас оценивается в 0,1 года. По мнению специалистов, еще около 40 лет назад в США, переживших поствоенный индустриальный бум, ситуация была значительно хуже, однако выправить ее помогла реализация мер, направленных на улучшение качества воздуха. Тем не менее и сейчас около трети американцев живут в районах, где воздух не может считаться чистым.
Изменение температуры вызывает не только пожары
Изменение климата влияет на только на рост засух по всему миру, оно также усиливает другие природные катаклизмы — ураганы, интенсивность которых только возрастает. В отличие от запада США, где люди страдают от лесных пожаров, на штаты Алабама и Флорида в районе Мексиканского залива 16 сентября обрушился ураган Салли, который вызвал ливневые дожди, что привело к наводнениям. В районе Пенсаколы (штат Флорида) выпало около 60 см осадков — затопило автомобильные дороги, без света остались около полумиллиона человек.
По мнению ученых, лесные пожары в Калифорнии и ураган на побережье Мексиканского залива имеют одну причину — изменение климата, которое усиливает природные стихийные бедствия. Специалисты говорят, что климатические изменения повышают влажность ураганов, так как при нагреве атмосфера способна удерживать больше воды. Хоть более теплая атмосфера в целом может замедлить распространения штормов, но при этом они несут еще более сильные дожди и ветер.
Нынешний год стал рекордным не только для запада США. В целом по планете период с января по апрель стал аномально жарким для 8,8% поверхности Земли. Так, Россия пережила самую теплую зиму в своей истории. Средние температуры в приарктических районах были выше на 6°С. Ученые ожидают, что 2020 год станет вторым самым жарким за весь период метеонаблюдений после 2016 года.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
(2) Визуализированные результаты и анализ данных о качестве воздуха в Пекине, Тяньцзине, Хэбэе, Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне в 2018 г.
2.1 2018 Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй Шанхай-Гуанчжоу-Шэньчжэнь Годовая диаграмма AQI
Анализ: мы можем четко видеть среднегодовое значение AQI для каждого города в Пекине, Тяньцзине, Хэбэе, Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне в 2018 году. Качество воздуха в северных и южных городах четко различается. По величине AQI региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй «считается одним из лучших». Среди них Шицзячжуан получил «лавр». Шицзячжуан был почти ниже «отлично» в 2018 году; Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь были более оптимистичными и стабильными, Шанхай и Гуанчжоу были примерно такими же (за исключением мая и июня), а Шэньчжэнь был самым оптимистичным. Среднемесячный показатель AQI был ниже 60. Категории годового индекса качества воздуха почти «отличные», что резко контрастирует с Шицзячжуаном.
2.2 2018 Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй Шанхай-Гуанчжоу-Шэньчжэнь График годового тренда PM2.5
Анализ: Мы можем ясно видеть, что годовая тенденция PM2,5 в Пекине-Тяньцзине-Хэбэе и Шанхае-Гуанчжоу-Шэньчжэне в 2018 году в основном такая же, как и в AQI. Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй по-прежнему остается «заметным».
2.4 2018 Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй Шанхай-Гуанчжоу-Шэньчжэнь карта качества воздуха в городе
Анализ: мы можем четко видеть расположение каждого города в Пекине-Тяньцзине-Хэбэе, Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне на карте, а также их широту и долготу (первые два данных представляют широту и долготу, а третьи данные — максимальные среднемесячные PM2,5 для каждого города в 2018 году. значение). Согласно цветному картированию, загрязнение PM2,5 в регионе Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй более серьезное, а качество воздуха в Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне относительно хорошее.
Как измерить величину смога
Внешне дымный туман легко виден невооруженным взглядом, поэтому обнаружить его может каждый. Но как измерить загрязнение? Существует так называемый индекс качества воздуха (ИКВ), который может составлять от 0 до 500 единиц. Высокие показатели свидетельствуют о высоком уровне загрязненности воздуха.
Индекс качества воздуха в Китае характеризуется негативными показателями. Практически весь восток и юг страны отмечены на карте значками-показаниями от 151 до 200 единиц, что значит нездоровый воздух: люди в этих регионах сталкиваются с его негативными последствиями для своего здоровья.
Уровень от 201 до 300 значит крайне вредный для населения воздух. Существуют также отдельные районы на севере, где уровень загрязнения превышает 300 единиц и считается опасным.
Существуют разнообразные измерители качества атмосферы, учитывающие содержание углекислого газа, выбросов вредных веществ. Их показания транслируются онлайн на специальных сайтах в реальном времени. В Китае появились также приложения для смартфонов, которые постоянно транслируют сведения о качестве воздуха.
Уровень смертности от загрязнения воздуха в Китае может продолжать расти
Ученые из Health Effects Institute (HEI) обнаружили, что в 2015 году насчитывалось примерно 4,2 миллиона случаев смерти от загрязнения воздуха в 195 различных стран. Из них половина смертей произошла в Китае и Индии. Только в одном Китае в 2015 году примерно 25% смертей связаны с сильным загрязнением воздуха (1,1 миллиона случаев смерти).
В 2016 году в Париже Международное энергетическое агентство (МЭА) выпустило отчет, что по предварительным оценкам, смертность в Китае, связанная с загрязнением воздуха, будет продолжать расти. В докладе говорится, что загрязнение воздуха в Китае еще более усугубится в будущем, и они ожидают, что уровень смертности, связанный с загрязнением воздуха в Китае будет увеличиваться, даже несмотря на усилия стран на уменьшение загрязнения окружающей среды.
Совершенно ясно, что, если Китай заинтересован в решении этой серьезной проблемы, ему необходимо принять более жесткие меры в отношение очищения воздуха. Бесчисленные научные исследования показали, что загрязнение воздуха в Китае (и во всем мире) является растущей проблемой, которая оказывает существенные, негативные последствия для здоровья. Что-то должно быть сделано, прежде чем станет слишком поздно.
Кто покупает воздух в бутылке
Бизнес по продаже бутилированного воздуха начался в шутку. В начале 2015 года два канадца наполнили пластиковый пакет воздухом, сфотографировали его и выставили на продажу на eBay за 99 канадских центов. Когда пакет с воздухом кто-то благополучно купил, парни повторили коммерческий эксперимент
Необычный лот привлек внимание, и пользователи eBay бросились делать ставки, в результате чего пакет с воздухом ушел уже за 168 канадских долларов (130 долларов США)
Вдохновившись успехом своих первых экспериментов, спустя некоторое время они создали компанию Vitality Air, которая стала продавать кислород и воздух в баллонах. На их сайте можно увидеть, что под идею создания бренда подведена целая маркетингово-медицинская база. Компания уже сейчас продает в Китае 10 тысяч канистр в месяц (25 долларов за 8 литров) и надеется довести это число до 40 тысяч.
В отличие от брендов бутилированной воды, которые пропагандируют воду в бутылке как залог счастливой и здоровой жизни в принципе, вне зависимости от рода занятий и возраста, Vitality Air делает ставку на незаменимость чистого бутилированного воздуха для вполне конкретных (хотя и покрывающих всех и каждого) категорий потребителей: для беременных женщин, работающих мужчин, пожилых людей, детей, спортсменов, студентов.
В мае 2017 года швейцарец Моритц Крехенман основал компанию Swissbreeze. Если по названию не сразу понятно, чем именно занимается фирма (то ли устраивает прогулки на яхте, то ли производит вентиляторы), то при первом же взгляде на главную страницу ее сайта (где есть кнопка переключения на китайскую версию), все вопросы отпадают: Swissbreeze также торгует сжатым воздухом. Отличие этой компании лишь в том, что воздух в галлонах — швейцарский. Моритц регулярно проверяет данные национального экологического ведомства и в зависимости от прогноза чистоты воздуха может осуществлять его забор в районе Люцерна, Санкт-Морица или Интерлакена. За раз он может забирать по 70 000 л воздуха. Очистка и сжатие происходят на месте, а закачивание в канистры — уже на производстве. Закрепившись на рынках Китая, Индии и Южной Кореи, предприниматель планирует продавать воздух профессиональным спортсменам.
Последствия смога для здоровья жителей Китая
Смог очень коварен. По данным журнала The Economist, от смога в стране умирают более полутора миллионов человек ежегодно, что составляет 17 % всех смертей.
В стране растет заболеваемость раком легких, и это прежде всего последствия нарушенной экологии. По статистике, в начале XXI столетия на 100 000 населения приходилось 49 случаев таких заболеваний у мужчин и 30 – среди женщин. А уже во втором десятилетии XXI века эти показатели составили 75 случаев у мужчин, 46 – среди женщин.
Помимо этого, по мнению британских ученых, качество воздуха в Шанхае, Пекине, других крупных городах приводит к тому, что у младенцев все чаще фиксируется снижение веса при рождении. А самый трагический случай – рак легких у 8-летнего ребенка – показывает, что загрязнение воздуха не щадит никого.
Может ли чистый воздух стать роскошью для богатых
В ноябре прошлого года датчики качества воздуха в Нью-Дели зафиксировали 40-кратное превышение предела по загрязнению воздуха. Жители быстро подхватили емкое сравнение города с газовой камерой, озвученное главным министром (избираемый глава правительства местного уровня) города.
На первый взгляд может показаться, что низкое качество воздуха — мощнейший инструмент социального равенства, ведь от загрязнения воздуха никуда не деться, и от него страдают все без исключения. Однако это не так. Сегрегация по признаку доступа к чистому воздуху пронизывает все аспекты жизни и все слои населения. Речь уже не идет только о том, что кто-то может позволить себе установить дома один или несколько кондиционеров или приобрести автомобиль с кондиционером.
Водораздел между населением, способным позволить себе чистый воздух, и населением, вынужденным дышать тем, что есть, проявляется еще в школе. В недавней статье на The New Yorker рассказывалось об одной частной школе в Нью-Дели, в которой учатся дети из богатых индийских семей и дети экспатов. Одно из уникальных преимуществ этой школы — промышленные фильтры для очистки воздуха. Система очистки воздуха в здании настолько мощная, что качество воздуха в школе — чуть ли не самое высокое в городе.
Есть ли у нас право на чистый воздух
«Каждый человек имеет право жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, и обязан как индивидуально, так и совместно с другими охранять и улучшать окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений», — говорится в Орхусской конвенции Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Для того чтобы дышать чистым воздухом, население должно быть защищено надежным, обязательным и понятным законодательством в этой сфере. Эти стандарты должны опираться на научное обоснование вреда, который вызывает загрязненный воздух.
Что вызвало крупнейшие пожары в регионе
Назвать какую-либо одну причину сильнейших для штата пожаров ученые не берутся. Они говорят о сочетании климатических и природных факторов. Непосредственно виновниками пожаров в Калифорнии этого года стали сухие грозы. По данным Департамента лесного хозяйства и противопожарной защиты Калифорнии, с 15 по 30 августа на территории штата насчитали свыше 14 тыс. ударов молний, что привело к быстрому воспламенению сухостоя. Без засухи в штате этим летом такого масштаба катастрофа вряд ли могла случиться. Одни из крупнейших пожаров 2012 и 2018 годов также совпали с засушливыми условиями.
Фото: David McNew / Getty Images
В Калифорнии установилась аномально жаркая погода, 16 августа в Долине Смерти метеорологи зафиксировали рекордную температуру — 54,4°С, что приблизилось уже к мировому рекорду (самая высокая температура в Западном полушарии — 56,7°С — была зафиксирована там же более 100 лет назад). В феврале в Северной Калифорнии резко сократилось количество дождей, что повысило вероятность возникновения пожара.
Четверть всего штата Колорадо, который, как и Калифорния находится на западе США, с октября 2019 года страдает от засухи, 24% которой классифицируется как экстремальная или исключительная. Согласно Специальному докладу по климатологии, причиной увеличения количества пожаров в США с 1984 по 2011 года, особенно на западе страны, стало изменение температуры воздуха и влажности почвы.
Осложняет тушение не только отсутствие дождей и высокая температура, но и сильный ветер, который распространяет огонь со скоростью около 24 км/ч, это вызывает огненные торнадо. В округе Баллс-Каньон и городе Аламида власти объявили эвакуацию жителей.
Фото: Justin Sullivan / Getty Images
Еще одной причиной лесных пожаров в Калифорнии называют человеческий фактор, который чаще всего становится причиной многих мелких пожаров. Среди жителей штата все популярнее становится селиться ближе к лесам и подальше от города, что повышает уровень пожароопасности. Так, леса часто начинают гореть от обрушения линий электропередач. В 2018 году один из пожаров и вовсе начался из-за лопнувшего колеса, искры от которого переросли в пламя
Неосторожное обращение с огнем входит в топ причин лесных пожаров, например, запуск фейерверков
(1) Результаты визуализации и анализ данных о качестве воздуха в Пекине в 2018 г.
1.1 График годовых тенденций AQI в Пекине за 2018 год
Анализ: мы можем четко видеть максимальные и минимальные значения Пекинского AQI в 2018 году, среднегодовое значение и значения AQI, отмеченные отдельными датами. 85,5 — это среднегодовое значение AQI. Из таблицы уровня индекса качества воздуха AQI мы можем видеть, что общее качество воздуха в Пекине в 2018 году находилось на низком-среднем уровне из категории «хорошее», что по-прежнему очень близко к умеренному загрязнению.
1.2 Среднемесячный график AQI Пекина в 2018 г.
Анализ: мы можем четко видеть максимальный и минимальный среднемесячный AQI в Пекине в 2018 году, а также среднемесячный AQI. Среднемесячное значение AQI в марте было самым высоким, а качество воздуха было наихудшим, что находилось на уровне «светового загрязнения»; среднемесячное значение AQI в сентябре было самым низким, а качество воздуха было наилучшим, то есть на «хорошем» уровне.
1.3 График AQI за квартал 2018 г.
Анализ: мы можем четко видеть максимальный и минимальный AQI и медианное значение каждого квартала в Пекине в 2018 году. Чем длиннее вертикальная длина прямоугольной диаграммы, тем нестабильнее этот набор данных и выше волатильность. Средняя разница в первом, втором и четвертом кварталах не очень велика, но есть очевидные колебания в первом, втором и четвертом кварталах. Качество иногда становится очень низким.
1.4 Календарный график индекса PM2.5 Пекина на 2018 год
Анализ: мы можем четко видеть дневное значение PM2,5 в Пекине в 2018 году и количество дней в различных интервалах PM2,5 (годовых или ежемесячных). Среднесуточный национальный вторичный стандарт PM2,5 составляет 75. Из распределения цветового контраста на календарной диаграмме индекса можно видеть, что световое загрязнение в основном составляет почти 40%. Среди них март оказался наиболее пострадавшим районом, а ситуация в ноябре не была оптимистичной; качество воздуха в январе, августе и сентябре было лучшим.
Как оценивать качество воздуха по этой карте?
Шкала показателей к этой карте приводится на сайте .
В соответствии с этим сайтом, зелёным цветом окрашены значения от 0 до 50 — это означает хорошее качество воздуха. Жёлтым цветом окрашены значения от 51 до 100, это считается умеренным уровнем загрязнения. Значения от 101 до 150 окрашены оранжевым цветом, и для людей, чувствительных к качеству воздуха, находиться в такой местности будет вредно.
Далее следуют наиболее серьёзные значения. Красный цвет — это уровень загрязнения в пределах от 151 до 200. Данный тип в таблице цветов описывается как «нездоровый». Значения от 201 до 300 имеют пурпурный цвет и обозначаются как «очень нездоровый». А наиболее загрязнённые места (от 300 до 500 по шкале airnow.gov) помечены тёмно-бордовым цветом, они считаются опасными для здоровья.
Экономика ущерба
По оценке Всемирного банка, глобальный экономический ущерб в результате смерти или причинения вреда здоровью в результате загрязнения атмосферы оценивается в астрономическую сумму — $5 трлн. Для того чтобы бороться с ужасающими социально-экономическими последствиями, необходимо закрывать загрязняющие окружающую среду предприятия и способствовать переходу на более экологически чистые виды транспорта, говорят в ВБ.
Как отмечает глава управления ВОЗ по общественному здравоохранению и защите окружающей среды Мария Нейра, с учетом огромного количества доказательств вреда, который наносится загрязненным воздухом, любой политик, который не старается бороться с этой проблемой, будет осужден будущими поколениями. «Мы все знаем, что загрязнение наносит крупный ущерб, и знаем, что этого можно избежать, — подчеркивает она. — Сейчас нужен коллективный ответ, и он должен быть радикальным и неотложным».
Воздух_4
Установки для сжигания газа на нефтеперерабатывающем заводе в китайском Ланьчжоу
Фото: Global Look Press/Chinafotopress
С тем, что ответственность за здоровье населения несут правительства и политики, трудно поспорить. Однако вряд ли они смогут спокойной отнестись к закрытию предприятий, даже наносящих вред экологии и здоровью людей. Ликвидация компаний почти неминуемо приводит к потере рабочих мест, что для занимающих выборные должности чиновников чревато утратой электоральной поддержки.
Сам бизнес, впрочем, старается демонстрировать социальную ответственность, в том числе в части охраны здоровья населения. Так, в прошлом году инвестиции российских компаний в эту сферу выросли на 10% и достигли 153 млрд рублей, свидетельствует подготовленный Минприроды доклад. Основные вложения в охрану окружающей среды — в обрабатывающей промышленности (55 млрд рублей) и в сфере добычи полезных ископаемых (47 млрд рублей).
Хорошее топливо и плохие автомобили в России
Основные причины загрязнения воздуха в российских городах — выбросы автотранспорта и промышленное производство. Первая причина особенно актуальна в крупных городах: в Москве 93 %, а в Санкт-Петербурге 86 % загрязнений вызвано именно автомобильным транспортом.
При этом в городах с промышленными предприятиями в черте города или вблизи окраин это соотношение выглядит совсем иначе. Например, в Красноярске расположены алюминиевый и цементный заводы, три крупных ТЭЦ и угольные котельные, поэтому в 2015 году 34 % выбросов приходилось на автомобильный транспорт, 31 % — на алюминиевый завод «Русала» и 23 % — на три угольные ТЭЦ Сибирской генерирующей компании (СГК). А в таких городах, как Норильск (который в 2006 году вошел в десятку самых загрязненных городов на планете, опередив в этом списке даже Чернобыль) почти 100 % загрязнений приходится на промышленность.
Проблема быстро растущего автомобильного парка (особенно в крупных городах) усугубляется низким качеством большинства машин. Более 30 % легковых автомобилей в России не соответствует даже самому старому экологическому стандарту Евро-2 1995 года. С грузовым транспортом всё еще более запущено: 65 % средне- и крупнотоннажных автомобилей не соответствуют нормам Евро-2, а модели, удовлетворяющие требованиям Евро-5, составляют всего 3,5 % автопарка.
Стандарты «Евро» регулируют содержание вредных веществ в выхлопных газах, а вот регулирующие качество топлива стандарты в России свои. По российскому техническому регламенту топливо подразделяется на классы — от второго до пятого (К2–К5), которые полностью соответствуют международным. Более того, начиная с 1 июня 2017 года на территории России запрещены продажи топлива ниже класса К5. Топливо более низкой категории больше не производится: « Россия догнала и перегнала Европу», — говорит Александр Романов, вице-президент «Роснефти» по нефтепереработке.
Пытаясь решить проблему загрязнения воздуха, власти городов, как правило, ограничивают въезд грузового транспорта в черту города (или на одну из кольцевых дорог, как в случае Москвы), вводят зоны платной парковки в центре, что отбивает у автомобилистов желание вовсе туда заезжать, и обновляют автобусный парк. Пример Мурманска показал, что закупка новых автобусов не только радует пассажиров, но и существенно снижает экологическую нагрузку на город.
За рубежом для поддержания экологии города используют мультимодальность — совмещение нескольких видов транспорта, в особенности велотранспорт. На днях швейцарцы абсолютным большинством проголосовали за внесение в Конституцию страны требования к центральному правительству гарантировать доступность велосипедной инфраструктуры и ее расширение. Конечно, кантоны, расположенные в долинах, показали большее желание передвигаться на велосипедах по сравнению с обитателями гор — но масштаб решения всё же впечатляет. Ответить на закономерные вопросы россиян о том, как предполагается передвигаться на велосипедах в дождь и снег — по крайней мере, частично — могут ответить жители Голландии, где осадки выпадают в среднем 190 дней в году.
Осторожно, дети!
Еще одной группой риска специалисты считают детей и подростков. По оценкам ВОЗ, ежедневно порядка 93% (1,8 млрд) детей на планете дышат загрязненным воздухом. Организация зафиксировала в 2016 году 600 тыс. случаев смерти детей от последствий поражения нижних дыхательных путей, вызванных загрязненным воздухом.
Кроме того, по данным подготовленного ВОЗ доклада, «беременные женщины, подвергающиеся воздействию загрязненного воздуха, с большей вероятностью рожают преждевременно или имеют детей с низкой массой тела», загрязнение воздуха может также тормозить неврологическое и когнитивное развитие ребенка и «запускать механизмы развития астмы и рака».
Воздух_6
Врач осматривает ребенка в одной из больниц Пекина
Фото: Global Look Press/Luo Xiaoguang
Для того чтобы выправить ситуацию, ВОЗ рекомендует правительствам принимать меры, предполагающие, в частности, уменьшение зависимости от ископаемых видов топлива. Также необходимы инвестиции в повышение энергоэффективности и оптимизацию процессов утилизации отходов — так удастся сократить количество сжигаемого мусора и снизить объемы выделяющихся в атмосферу вредных веществ. «Исключительное использование чистых технологий и видов топлива для приготовления пищи, обогрева и освещения жилищ может способствовать значительному улучшению качества воздуха в жилищах и в окружающем сообществе», — уверены эксперты.
Карта Aqicn.org
Интерактивная карта на сайте предлагает в реальном времени увидеть, насколько сильно отличается качество воздуха в Китае по сравнению с развитыми районами мира, в частности территориями США и Европы. Нажав на флаг соответствующей страны, можно выбрать удобный для вас язык.
Правда, когда раскрыта мировая карта, сайт начинает сильно тормозить. Но можно посмотреть качество воздуха в отдельных городах. При этом всё работает быстро.
На карте видно, что в Пекине, где проживает более 21 млн человек, преобладают отметки с «нездоровыми» (151—200 AQI) показателями качества воздуха. А в некоторых районах Пекина воздушное загрязнение достигает «очень нездорового» уровня (201—300 AQI). Однако показатели меняются со временем в зависимости от направления и скорости ветра, а также других факторов.
В другом крупном мегаполисе — Шанхае, где проживает больше 18 млн человек, — отметки загрязнения обычно держаться на уровне «очень нездорового» и «нездорового» значения.
В Гонконге и Гуанчжоу (на юге Китая) ситуация с воздухом лучше, тамошние показатели периодически опускаются с «нездорового» до «хорошего» уровня.
Впрочем, плохое качество воздуха ненамного варьируется в восточной и центральной частях Китая, т.к. эти районы имеют самую высокую плотность населения в городах, а значит фабрик и заводов.