Замок святого ангела

Пленницы замка Сант-Анджело

Как ни удивительно, но среди заключенных в Кастель Сант-Анджело были женщины. И какие!

Надо заметить, что Возрождение было эпохой мужчин и женщин, чей внутренний мир часто отличался полярностью. Это было время людей, «обуреваемых страстями, чьи пышно расцветшие грехи временами заставляли вспыхивать их рвущееся через край благочестие».

Знаменитая красавица Катерина Сфорца, Тигрица из Форли. Яростная и неукротимая мстительница, ослепленная болью от потери любимого мужчины. Мудрая и справедливая правительница Имолы и Форли. Заботливая и ласковая мать, сделавшая тот самый легендарный и бесстыдный жест, который прославил ее на века. Храбрая воительница, что в течение многих дней успешно противостояла осаде французской армии, во главе которой стоял Чезаре Борджиа.

Катерина была взята в плен и заключена в Замок Святого Ангела. Обладая необычайной силой духа, она, находясь в маленькой и неудобной камере темницы, осмелилась противостоять понтифику. Проницательность ей подсказывала: стоит только отказаться от прав на свои территории, как с ней может приключиться необъяснимая болезнь желудка или каким-то чудом ее тело окажется в Тибре.

Опасаясь яда, Тигрица ела мало и каждую ночь задавалась вопросом, не задушат ли ее сегодня во сне. Не скоро — только через год — в июне 1501 года эта сильная женщина была выпущена на свободу из застенков замка Святого Ангела. Перенеся столько лишений, она сильно сдала и все-таки подписала документ, где отказывалась ото всех претензий на территории Имолы и Форли. Свои недолгие последние годы Катерина Сфорца посвятила детям, исследованиям в алхимии и занятиям по изготовлению косметических средств.

Есть еще одна женская судьба, роковым образом связанная с Кастель Сант-Анджело. Эту юную девушку с ангельской внешностью звали Беатриче, она была дочерью графа Франческо Ченчи, одного из самых богатых людей Рима. Несмотря на то, что Ченчи древний патрицианский род, глава семейства был человеком крайне недостойным. Жестокий, распутный и жадный, несколько раз он попадал в тюрьму, но каждый раз, уплатив огромные штрафы, получал прощение Климента VIII.

…Проклятый дом, полный боли и страданий! Все в нем подвергались жестокому обращению: мачеха, младшие братья и сама Беатриче. Напрасно бедная девушка писала Папе Римскому, надеясь на его помощь. А потом этот монстр, которого язык не поворачивается назвать отцом, стал насиловать бедняжку. Теперь ее жизнь стала настоящим адом. И тогда Беатриче задумала преступление, а все домочадцы согласились стать в нем соучастниками.

Вскоре мучитель был убит. По плану отцеубийство хотели выдать за несчастный случай, но не получилось. Началось следствие, и членов семьи заключили в тюрьму Кастель Сант-Анджело. Пошли допросы, унижения и пытки

Судьи не желали принимать во внимание никаких смягчающих обстоятельств и всем обвиняемым вынесли смертный приговор

Горожане требовали помиловать несчастную, которая много претерпела от отцовской жестокости. Люди вспоминали, как ее отец сам откупался от преступлений. Но утром 11 сентября 1599 года палач обезглавил молодую девушку на мосту перед Замком Святого Ангела.

Похоже, в этом безжалостном процессе папские власти руководствовались исключительно соображениями наживы, поскольку на кону стояло огромное состояние семьи. После казни всех Ченчи конфискованное богатство перешло в руки племянника папы Климента VIII. Увы, понтифики тех времен вовсе не были образцами чистоты и святости.

А печальная история Беатриче Ченчи, превратившись в очередную легенду бурного прошлого Рима, стала вдохновлять поколения художников, музыкантов, писателей и кинематографистов.

Биография крепости: от гробницы до музея за пару тысячелетий

Усыпальница императора

Император Адриан — личность уважаемая в истории и значимая для Рима. Искусный дипломат, хороший администратор, воин, эстет и творческий человек — положительных качеств в нем хоть отбавляй. Одно плохо — завидовал император славе своего предшественника Августа. Чтобы хоть как-то преодолеть это нехорошее чувство, Адриан приказал строить для себя мавзолей, который превзошел бы своим великолепием гробницу Августа.

Гробницу строили по образцу захоронений этрусских царей: каменный цилиндр на квадратном основании, купол в виде холма, усаженного кипарисами, на вершине сам правитель в виде бога Солнца Гелиоса, управляющий квадригой коней. Получилось шикарно. Чтобы римляне не испытывали никаких проблем с посещением места упокоения своего правителя, был построен мост, соединяющий два берега Тибра рядом с гробницей. Результатов своих стараний император не увидел, но потомки точно исполнили завещание императора. Усыпальница была настолько величественна и красива, что ее стали использовать как место упокоения и других римских правителей, потеснив урну с прахом основателя. Но название гробницы осталось неизменным — Мавзолей Адриана.

Чудо, убежище пап, тюрьма для еретиков

После того, как диковатые варвары разрушили империю, а население великого города сократилось в сто раз (от миллиона до десяти тысяч!), в мавзолее уже никого не хоронили и редко кто заходил сюда. Все изменила чума.

В 590 году эпидемия моровой язвы не пощадила даже папу. Новоизбранный понтифик Григорий, который позже получит прозвище Великий, не стал дожидаться церемонии коронации, отправился в крестный ход вокруг Рима с иконой Богородицы в руках. Три дня толпа римлян шла за своим первосвященником, громко молясь об избавлении от страшной эпидемии. Когда силы стали оставлять папу, он увидел над мавзолеем Адриана Ангела. Посланец Божий вложил меч в ножны и исчез. Видение было истолковано, как весть об избавлении от чумы. Эпидемия закончилась в несколько дней.

С тех пор мавзолей стали называть Замком Святого Ангела, из языческой гробницы он превратился в место паломничества и папское убежище. На крыше крепости установили скульптуру Ангела в память о чудесном видении.

Средневековая история замка изобилует кровавыми и жестокими схватками местной знати, попытками штурмовать цитадель прославились многие европейские монархи, но проникнуть в крепость не удавалось никому. Многие папы пережидали здесь долгие осады, не испытывая никаких лишений и трудностей.

Когда королевские амбиции поутихли, а местная знать присмирела и больше не рисковала ссориться с папой, здесь появились залы для пиров и прочих увеселений римских епископов. Особенно отличился папа Борджиа, его развратные оргии не были секретом ни для кого, несмотря на толстые и неприступные стены замка.

Средние века превратили Замок Святого Ангела в хранилище папской казны (эту функцию замок сохранил до наших дней!). Залы уставленные огромными сундуками, полными золота и драгоценностей, куда заходить имели право исключительно понтифики с доверенными лицами, хранили казну Церкви.

Постепенно подземелье замка «заселили» теми, кто имел наглость усомниться в истинности Веры, безгрешности пап, устройстве мира — еретиками. Начинается тюремная история замка. Среди известных заключенных были: Галилео Галилей, Джордано Бруно, граф Калиостро, Бенвенутто Челлини. Последний «сидел» по откровенно уголовному делу, его обвинили в краже драгоценностей. Челлини же стал единственным узником замка, которому удалось бежать из этой тюрьмы для важных преступников. Далеко он не убежал, но сам факт впечатляет! Во время второй «отсидки» Челлини от скуки выцарапал на стене своей камеры рисунок «Христос Воскресший» — сегодня это один из самых ценных экспонатов музея.

От казармы до музея за сто лет

С началом эпохи промышленности и социальных революций, замок Святого Ангела перестал быть тюрьмой. Ватикан неохотно уступал укрепление светским властям, но вынужден был оставить себе только малую часть здания. В остальных помещениях разместился римский гарнизон. Солдаты, конюшни, штаб и командование — эти «насельники» пребывали здесь около ста лет. В конце XIX века замок был реконструирован и с наступлением XX века здесь открыли для посещения первую оружейную выставку, выросшую со временем в Национальный музей.

Как появилась Адрианова башня

Сколько? Сколько еще осталось… Император Адриан поднял голову от пергамента. Он бы уже не молод, но все еще строен и по-прежнему очень красив. Большую часть своего правления он провел за пределами Рима, посещая одну за другой все провинции, исколесив всю свою огромную империю. Крепкий и здоровый, он предпочитал передвигаться пешком, подошвы его сандалий ступали по камням холодной Британии и песку жаркого Египта. Да, Египет… И проклятый маг!

Это он предсказал Адриану, что император будет жить долго, если найдется человек, который добровольно примет смерть ради него. Чудовищная жертва! И ее принес отчаянно, без памяти любимый Антиной… Утонул в водах Нила, чтобы продлить его дни! Египетский город Каноп, ты стал для Адриана роковым: ибо с тех пор грызет императора непреходящая печаль, не дает покоя…

Закоренелый язычник, который в неспокойной провинции Иудее наряду с евреями яростно преследовал христиан, в минуту тоски, он написал чарующее стихотворение:

Императора мучили невеселые мысли: Траян, предшественник Адриана, нашел последний приют в собственной мемориальной колонне, а усыпальница, построенная на Марсовом поле Октавианом Августом, уже переполнена урнами с прахом. Да, пора было отправляться в Рим и приступать к строительству своего последнего дома, вечного прибежища для души — мавзолея…

Знаменитые узники Замка Святого Ангела

Сменявшие друг друга понтифики использовали, также, и подвалы своей резиденции, которые стали местом последнего пристанища для особых преступников. В разные годы узниками замка были:

Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;

Бенвенуто Челлини – итальянский художник, скульптор и ювелир, один из участников осады крепости 1527 года. Через несколько лет, сблизившись с верхушкой Ватикана, он получил высокую должность управляющего при монетном дворе папы, однако вскоре был обвинен в воровстве и брошен в застенки крепости. Доскональное знание всей структуры замка Сант Анджело, расположения коридоров и помещений помогло Челлини осуществить побег – единственный за всю историю;

Беатриче Ченчи – молодая девушка, ставшая жертвой гнусных интриг. Обвиненная вместе с мачехой и братом в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего юную Беатриче, она была казнена через отсечение головы в 1599 году. Отказ папы смягчить приговор рассматривался современниками как желание заполучить огромное состояние семейства Ченчи в пользу Святого престола, которое по закону переходило в собственность церкви при отсутствии прямых наследников;

Джордано Бруно – астроном и философ, проведший в заточении долгие шесть лет. Церковь требовала отречься от его метафизических воззрений и исследований в области реальности бытия, однако так и не дождалась покаяния. Святая инквизиция, обвинив Джордано в ереси, приговорила его к сожжению на костре. Знаменитые слова – «Я умираю мучеником добровольно!», сказанные им перед казнью в феврале 1600 года, на все времена засвидетельствовали непреклонность убеждений ученого;

Джузеппе Бальзамо – известный как граф Калиостро. Знаменитый мошенник и авантюрист был арестован в ночь на года и заключен в замок. Выдвигаемые против него особо тяжкие обвинения – богохульство и масонство, предусматривали Святой инквизицией смертную казнь. Обратившись с покаянием к Папе Пию VI, граф был «помилован» и переведен в крепость Сан Лео, расположенную в тосканской провинции Эмилья-Романия. Там он и провел в заключении остаток своих дней.

Одними из последних узников Замка Святого Ангела в середине XIX века были патриоты всеобщего национального движения Рисорджименто, боровшиеся против австрийского господства и за объединение государства, которые требовали присоединения Рима к Итальянскому Королевству. Летом 1871 года, после того как Рим был провозглашен столицей, Папа Пий IX заявил, что он стал вечным пленником итальянского государства. Новая власть упразднила папскую тюрьму, отдав Замок Святого Ангела под юрисдикцию военного министерства, устроившего в нем военную тюрьму и казармы.

Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;

Замок Святого Ангела в Средневековье

Совсем неудивительно, что после явления ангела еще в 590 году, для папы и для многочисленных верующих, замок стал не только частью оборонительного кольца Рима, но и местом паломничества. Практически сразу же внутри здания стали происходить изменения: в мрачной усыпальнице стали появляться роскошные комнаты, отделанные мрамором и позолотой. В них временно проживали, а подчас, и скрывались во время длительных осад, папы. В 1527 году войска под предводительством Карла V в течение долгого времени пытались взять неприступную крепость, в которой скрывался папа римский Клемент VII. Оборону держали его гвардейцы, состоявшие преимущественно из швейцарцев. Защищал папу величайший скульптор и ювелир, «видевший в огне саламандру», Бенвенуто Челлини. Именно благодаря его автобиографии этот эпизод довольно хорошо описан в современных учебниках истории и путеводителях по Риму. Челлини утверждал, что именно он и положил конец осаде замка: ювелир выстрелил из аркебузы и убил главнокомандующего ландскнехтской армии. Правда это, или же вымысел, никто из современных историков точно утверждать не берется.

В те времена, как папы Римские с роскошного балкона любовались огромными толпами верующих, желающих прикоснуться к святыне, в подвалах замка стали строить… тюремные камеры. В них сажали «особо опасных преступников», подвергавших веру сомнениям или же участвовавших в сговорах с целью свергнуть того или иного папу. К слову, Бенвенуто Челлини уже в 1537 году обвинили в том, что он похитил папскую тиару и «вернули» в Замок Святого Ангела, правда, уже в качестве арестанта. Он был единственным человеком, который смог сбежать с этой тюрьмы. Правда, скрываться после побега он не умел: уже вскоре его вернули в камеру. Он не погиб в застенках, как многие узники и не был заживо замурован в стену. Вскоре Челлини выпустили. На стене его камеры любой турист сегодня сможет увидеть выцарапанный рисунок гения, который назван «Иисус Воскресший».

Кто только не сидел в тюрьме, расположенной на первом этаже и в подземельях замка: Галилей Галилео, Джордано Бруно, Помпонио Лето – лишь малая часть известнейших и, к счастью, незабытых в наше время, ученых, художников и поэтов. В 1789 году, во времена инквизиции, в Замке Святого Ангела побывал и граф Калиостро. Историки с уверенностью говорят, что самыми последними узниками тюрьмы в замке стали люди, боровшиеся уже в 19-м веке против временного правительства. После них камеры Замка Святого Ангела опустели. Однако сколько еще не найдено останков, замурованных заживо людей в замке, на крышу которого спустился сам ангел, не может подсчитать никто.

Когда и при каких обстоятельствах был построен замок Святого Ангела

Здание, которое мы сегодня знаем как замок Святого Ангела, изначально никакого отношения к ангелам и папской власти не имело. Оно было построено во II веке н.э. в качестве роскошной усыпальницы для императора Адриана, его семьи и последующих преемников. В период между 139-217 гг. н.э. в мавзолее хранился прах императоров, последним из которых стал Каракалла. 

Адриан большую часть жизни провел в военных походах и путешествиях по империи, поэтому хотел оставить после себя нечто грандиозное именно в Риме. Здание мавзолея Адриана, украшенное статуями животных и людей и насыпным садом, состояло из квадратного основания, на котором были установлены две колоннады разного размера и формы. Сужающуюся к верху конструкцию венчала статуя императора Адриана в виде бога солнца Гелиоса, управляющего золотой квадригой (двухколёсной колесницей с четырьмя запряжёнными конями). 

Это было второе подобное строение в Риме после мавзолея первого императора Октавиана Августа. На момент постройки оно являлось самым высоким в Вечном городе.

Десять статуй ангелов на мосту

Ангелы созданы под руководством скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Их фигуры и позы описывают Страстей Христовых. Лица ангелов то кажутся умиротворёнными верой в воскресение Спасителя, то удерживающими рыдания из-за сострадания к нему.

Руке Бернини принадлежат два ангела: держащий табличку с надписью Inri и тот, в чьих руках находится терновый венец. Исполнение остальных скульптур художник поручил своим единомышленникам, стилю и мастерству которых он мог полностью довериться. В 1670 году скульптуры, выполненные непосредственно Бернини, по причине их высокой художественной ценности заменили на копии, созданные его учениками. Сейчас подлинники украшают интерьер церкви Сан-Андреа-делле-Фратте, находящейся в нескольких шагах от площади Испании.

Все фигуры ангелов стоят ногами на мраморных облаках, хотя из-за угла зрения и высоких пьедесталов пешеходам они скорее кажутся парящими в небе. Под каждой скульптурой в назидание проходящим мимо высечена надпись на латинском языке.

  • Первый ангел, высеченный скульптором Антонио Раджи, приподнимает колонну, к которой был привязан Христос для бичевания во время допроса у Понтия Пилата. Надпись под статуей гласит: «Престол мой на колонне» (Tronus menus in columna).
  • Второй ангел — произведение Ладзаро Морелли — печально смотрит на кнуты, напоминающих о ранах Спасителя. Надпись гласит: «Я готов к кнуту» (In flagella paratus sum).

Третий ангел, руки Паоло Нальдини, держит терновый венец — символ суетной людской жизни. Под скульптурой высечена надпись: «В моё страдание вонзён шип» (In aerumna mea dum configitur spina).

Четвертый ангел, выполненный скульптором Козимо Фанчелли, рассматривает лик Христа, кровью отпечатавшийся на плате Вероники. Надпись: «Посмотри на лик Христа твоего» (Respice faciem Christi tui).

Пятый ангел, высеченный Паоло Нальдини, держит одеяние Христа и игральные кости. Надпись гласит: «На моем одеянии гадали о будущем» (Super vestem meam miserunt sortem).

Шестой ангел, руки Джироламо Лученти, демонстрирует верующим гвозди, которые пронзили ладони и ступни Христа. Надпись: «Обратят взгляд на меня, которого распяли» (Aspiciant ad me quem confixerunt).

Седьмой ангел — скульптура Эрколе Феррата, держит крест, символ распятия Христа и веры в Него. Надпись гласит: «Его правление — на плечах его» (Cuius principatus super humerum eius).

Восьмой ангел держит в руках табличку с надписью Inri, воздав глаза к небу. Надпись гласит: «Царствует Бог с Древа» (Regnavit a ligno deus).

Девятый ангел, выполненный Антонио Джоржетти, с выражением боли смотрит на губку, прикрепленную на конец трости. Надпись гласит: «Мне давали пить уксус» (Potaverunt me aceto).

Десятый и последний ангел был высечен Доменико Джули, он обращает свой печальный взгляд на острие копья, приподнимая его, чтобы напомнить об ударе, пронзившем грудь Христа. Надпись: «Ты, поразивший сердце моё» (Vulnerasti cor meum). Тем самым он напоминает паломнику о горе, которое, согрешив, причиняет человек Спасителю.

Стоимость билетов в замок Святого Ангела. Как купить билеты в замок Святого Ангела онлайн

Сегодня замок Святого Ангела не несет оборонительных функций и не служит убежищем пап. Теперь это национальный музей, который может посетить любой желающий. Музей замка Святого Ангела включен в туристическую карту Roma Pass.

Время работы музея замка Святого Ангела: каждый день с 9.00 до 19.30.

Стоимость билетов в кассе:

  • Взрослый – 14 евро
  • Льготный (для граждан ЕС 18-25 лет) – 7 евро
  • Детский (до 18 лет) –

Первое воскресенье каждого месяца – бесплатный вход для всех.

В музее действует сеть Wi-Fi и собственное бесплатное приложение с маршрутом прогулки по замку.

По билету в замок Святого Ангела можно также посетить Палаццо Венеция (Piazza di S. Marco, 49). 

Билеты в замок Святого Ангела можно купить онлайн на официальном сайте tosc.it (также здесь можно купить, например, билеты в галерею Боргезе). Особого смысла покупать билеты заранее нет, так как в билетные кассы замка редко выстраивается большая очередь. Но если вы едете в высокий сезон или просто не хотите терять время, то покупка заранее будет оправдана.

Стоимость билетов при покупке онлайн (к обычной стоимости билетов прибавляется сервисный сбор):

  • Взрослый – 15 евро
  • Льготный (для граждан ЕС 18-25 лет) – 7,5 евро
  • Детский (до 18 лет) – 1 евро

9. Что можно увидеть в замке Святого Ангела

Обязательно посетите замок Святого Ангела – военную крепость и сокровищницу римских пап, чтобы получить представление о том, как и чем жил Рим в Средние века и эпоху Возрождения.

В замке сохранился спиралеобразный пандус (часть оригинального мавзолея), который ведет к залу, где хранились урны с погребальным прахом императоров и членов их семей. Замысел был в том, чтобы посетитель не сразу видел драгоценные урны с прахом правителей, а медленно поднимался к ним. Технически это подъем в гору, но по ощущению – спуск в подземелье, спуск в царство мертвых.

Зал урн в замке Святого Ангела

В открытом внутреннем дворике находится еще одна статуя ангела – изготовленная из мрамора, авторства Рафаэлло да Монтелупо. Ранее она украшала вершину замка и позже была заменена на бронзовую (работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта), которую мы видим сегодня.

Дворик Ангела

В музее замка Святого Ангела представлены коллекции оружия и военного обмундирования 15-20 веков, выставлены статуи, картины и керамика, в основном эпохи Возрождения. 

Самое интересное прячется в комнатах замка (Библиотека, Сокровищница, Зал Колонн и т.д.), которыми пользовались понтифики. Здесь можно полюбоваться картинами эпохи Возрождения и фресками.   

Вид на собор Святого Петра из комнат замка Святого АнгелаСокровищница замка Святого Ангела

На вершине крепости находится большая панорамная терраса, с которой открывается красивый вид на собор Святого Петра и левый берег Тибра. Также можно вблизи рассмотреть бронзовую статую архангела Михаила, созданную фламандским скульптором Петером Антоном фон Вершаффельтом.

Смотровая площадка замка Святого Ангела

10. Замок Святого Ангела в популярной культуре

Замок Святого Ангела в силу своего узнаваемого образа часто используется в качестве фона для событий в кино, литературе и даже музыкальных произведениях. 

Самые известные упоминания замка Святого Ангела: 

  • место трагического финала оперы «Тоска» Джакомо Пуччини
  • фильм и книга «Ангелы и демоны» Дэна Брауна
  • фильм «Ешь, молись, люби» с Джулией Робертс в главной роли
  • компьютерная игра Assassin’s Creed: Brotherhood, где игрок видит замок таким, каким он был в начале XVI века

Необычная экскурсия в Риме «Вечный город и магия кино» – это возможность исследовать Вечный город с точки зрения любимых фильмов. Вы увидите как раскрученные достопримечательности, служившие декорациями к различным фильмам, так и секретные и малоизвестные места. Побываете в кафе, в котором любил выпить чашечку кофе сам Федерико Феллини. И приоткроте завесу тайны над секретом la dolce vita.  

Описание

Замок Святого Ангела представляет собой высокое цилиндрическое здание, которое на протяжении своей истории не только примеряло разные роли, но и изменялось и перестраивалось.

Современный замок — это в первую очередь музей. Он разделяется на 5 этажей и несколько секций: мавзолей Адриана — старейшая часть, собственно замковая часть и папские апартаменты. 

В замке св. Ангела вы можете прикоснуться к Античности, полюбоваться фресками эпохи Ренессанса и посмотреть коллекции оружия.

Схема мавзолея Адриана

Пояснения к схеме:

  1. Atrio romano — Римский атриум
  2. Rampa diametrale — Спиральная лестница
  3. Rampa Elicoidale — Винтовая лестница
  4. Sala delle Urne — Зар Урн
  5. Аmbulacro — гульбище (терраса по периметру)

Мавзолей Адриана

Старейшая часть данного сооружения. В этих старинных помещениях сохранилась древняя отделка, а стены буквально «дышат» историей. В римском атриуме воссозданы исторические реконструкции мавзолея. Раньше там была установлена гигантская статуя императора. Пройдя по спиральной лестнице можно попасть в сердце мавзолея — Зал Урны.

Замковая часть

Пояснения к схеме:

  1. Rampa diametrale — Спиральная лестница
  2. Giretto scoperto — части периметра стен, замыкающие круг замка
  3. Giretto coperto — части периметра стен, замыкающие круг замка
  4. Bastione di San Luca — Бастион Сан-Лука
  5. Bastione di San Matteo — Бастион Сан-Маттео
  6. Bastione di San Marco — Бастион св. Марка
  7. Pasetto di Borgo — Пассетто Борго (укрепленный коридор)
  8. Marcia ronda — Зубчатая ​​дорожка по периметру
  9. Bastione di San Giovanni — Бастион Сан-Джованни

Укреплённый коридор, соединяющий Ватикан и замок

Замковая часть даёт нам понять, что это в первую очередь хорошо укрепленный форпост. Занимая чрезвычайно выгодное стратегическое положение, мавзолей был вскоре переоборудован в замок. При этом он не только защищал Ватикан, но и контролировал всю северную часть Рима. Здесь можно проследить как замок перестраивался и изменялся, превращаясь в мощное укрепление. Подходы к замку защищают четыре бастиона, а укреплённый коридор соединяет его с Ватиканом, при осаде которого Папа мог укрыться за мощными стенами данной крепости. Что случилось однажды.

Папские апартаменты

Пояснения к схеме:

  1. Sala del Perseo — Зал Персея
  2. Sala della Biblioteca — Библиотека
  3. Sala del Tesoro — Комната сокровищ
  4. Comdoio pompeiano — Зал в помпейском стиле
  5. Loggia di Giulio II — Лоджия Юлия II
  6. Cortile dell’Angelo — Двор Ангела
  7. Capella di Leone X — Капелла Льва X
  8. Sala dell’Apollo — Зал Аполлона
  9. Stufetta di Clemente VII — Ванная комната Клемента VII
  10. Sala di Amore e Psiche — Зал Амура и Психеи
  11. Cortile del Teatro — Двор Театра
  12. Sala Paolina — Зал Паолина

Папские апартаменты

Замок Святого Ангела также выполнял функцию укрепленной папской резиденции. В этой части можно полюбоваться на роскошные залы понтификов, расписанные фресками эпохи Ренессанса и Возрождения.

История появления

В своем первоначальном виде Замок был возведен в период заката Римской империи, во втором веке н.э. Его назначением было служить погребальным мавзолеем для императора Адриана и его семьи.

Появление Замка совпало с наступлением сложных времен для Рима. Очень скоро империи не стало, сам Вечный Город несколько раз подвергался захвату и разграблению. Фортоподобная форма строения, а также его нахождение на берегу реки, способствовали закреплению оборонительной функции. В конце VI века в довершении всех бед в городе свирепствовала чума. Потерявшие всякую надежду люди увидели Ангела, садящегося на вершину Замка. Легенда гласит, что болезнь отступила, а благодарные жители Рима назвали здание в честь спасшего их Ангела.

Расцвет замка пришелся на эпоху Возрождения. Были реконструированы старые помещения, надстроены новые, некоторые – были перепрофилированы, например, в камеры для обвиняемых и осужденных. К этому же времени относится оформление внутренних интерьеров, которые мы может наблюдать и сегодня.

Почему мавзолей Адриана превратили в крепость

В 270 г. н.э. император Марк Аврелий, озабоченный угрозой вторжения готов, инициировал строительство оборонительных сооружений. Позже они получат название Аврелианской стены, которая опоясала Рим вторым защитным периметром (более древняя Сервиева стена уже не справлялась со своими задачами).

Фрагмент Аврелианских стен, возведенных императором Аврелианом в 271 – 275 годы (можно увидеть в районе Тестаччо)

В состав стены был включен и мавзолей Адриана, который из-за своих размеров и стратегического положения стал играть роль крепости. Именно благодаря этому языческая постройка сохранилась до наших дней, не разобранная на камни, как это случилось с другими античными зданиями. Хотя все же то, что мы видим сегодня, гораздо скромнее с точки зрения внешнего вида – ни травертина, ни мрамора, ни статуй, ни лишнего декора, как было при императорах. Все, что не служило напрямую в оборонительных целях, было утрачено за века или попросту разграблено в лихие Средние века.

В наши дни замок напоминает слоеный пирог. Нижняя часть, основание – это то, что осталось от мавзолея Адриана, а верхняя – надстройки и добавления различных пап, которые приспособили его под свои нужды.

Чем примечателен Замок Святого Ангела

Сегодня Castel Sant’Angelo доступен для желающих в качестве достопримечательности. Он разделена на 6 функциональных уровней:

  • дворик Святого Ангела;
  • апартаменты папы Бонифация XI;
  • внутренний дворик (былое место казни);
  • небольшая часовенка (ее осужденные посещали перед казнью для совершения последней молитвы);
  • римский атриум в виде арки, ведущей к усыпальнице Адриана;
  • спиральный спуск, следующий непосредственно к самому мавзолею Рима.

В замке за коридором находится зал, где прежде хранился прах императора и членов его семьи. Присутствуют в замке тюремные помещения и различные кладовые, созданные в XVI в. для хранения продуктов и зерна. В замке имеются отдельные помещения, использовавшиеся прежде под хранение масла, которое, в свою очередь, служило в качестве универсального средства, применяемого во время осады.

Castel Sant’Angelo дополняет уютный Дворик Ангела. В зале папы Климента III расположен изящный камин, а также дверь, оригинально украшенная резьбой. В зале Суда в качестве украшений служат пушки, сохранившиеся до наших дней со времен средневековья, а также ядра к ним. Здесь же, на стенах находится часть фрески с изображением на ней ангела. В зале Аполлона при замке прежде проводились светские приемы.

В числе других мест и помещений замка обозначим капеллу св. Косьмы и Дамиана, зал Климента VII. Кроме того, здесь можно увидеть дворик Александра VI, оснащенный колодцем, а также часовню и дворик Льва X. Но и это далеко не все. Например, в числе интересных мест при замке находится симпатично оформленная купальня, созданная архитектором, живописцем и декоратором Джованни да Удине при Клименте VII.

Галерея Castel Sant’Angelo

Замок Святого Ангела располагает также галереей. В свое время по ней совершалось паломническое шествие с целью последующей встречи с папой. Здесь находятся комнаты папы Пия IV и лоджия Юлия II, с которой открывается великолепный вид на мост Элио и на город. Перечисленные достопримечательности при замке реализованы благодаря усилиям мастера Джулиано да Сангалло, флоринтийского инженера и архитектора.

В замке находится обширная коллекция военного обмундирования и оружия, датированная XV-XX в. В противоположной от лоджии Юлия стороне (в сторону via Flaminia) располагается лоджия Павла III. Частью наиболее роскошных и богатых в своему убранстве апартаментов замка Павла III стал зал Паолины. В качестве воплощения былой мифологии выступил зал Персея, соответствующим образом украшенный мотивами, взятыми из одноименной легенды. Тема мифологии прослеживается также в зале Амура и Психеи.

Castel Sant’Angelo, как уже было отмечено, располагает и сокровищницей. Она имеет вид округлой комнаты, содержавшей в себе в XV-XVI в. богатства понтификата. В замке имеется и библиотека, заложенная при Павле III. Богатство украшения можно заметить и в залах Гирлянд и Адрианео, для чего были использованы роскошные фрески, датированные XVI в. Есть здесь и тройные комнаты, называются они Cagliostra. Апартаменты в замке в свое время использовались самим графом Калиостро. Коридор Помпеано, расположенный между залом Аполлона и библиотекой, украшен великолепной потолочной росписью. Разумеется, Castel Sant’Angelo располагает помещением смотрителя. Его комната появилась в замке в XVIII в.

Замок Святого Ангела изнутри

Castel Sant’Angelo располагает также круглым и колонным залами. Появились здесь они в XIV в. Для украшения используются мраморные колонны, их в свое время заказал папа Бенедикт XIV. На данный момент эти помещения замке Рима используются в качестве места для хранения знамен пехоты. Пройдя круглый зал, можно оказаться на Террасе Ангела, вид на Рим, отсюда открывающийся, просто шикарный.

Заключенный в Замке Аристотель Фиораванти

Известно имя еще одного заключенного, чья судьба изменилась после попадания в тюрьму, — Аристотель Фиораванти. Он являлся известным итальянским инженером, но был обвинен по ложному доносу в подделке золотых монет, в результате чего был заточен в замок Ангела на 9 месяцев.

Доказать свою невиновность ему не удалось. Отсидев положенный срок, он вышел на свободу, но был лишен прав и привилегий, когда-то данных ему. После выхода на свободу, Аристотель принимает решение уехать в Москву, где он становится проектировщиком Успенского собора.

Также он принимал участие в военных походах Ивана III. Спустя много лет, Фиораванти все-таки решил вернуться на родину, но опять попал в тюрьму. И лишь после изъявления желания служить отчизне верой и правдой, его отпустили.

Мавзолей в роли бастиона

Вспомнил о мавзолее Адриана император Аврелиан в конце III века нашей эры. В эти времена участились набеги врагов, поэтому приходилось искать новые решения для укрепления города. И одним из таких решений стало превращение гробницы в бастион. Специально для этих целей были возведены укрепленные стены.

Но даже это не спасло Рим, и в 410 году армия вестготского короля Алариха I захватила город. Римские войска отстаивали его как могли: в ход шли даже скульптуры, которые бросали во врагов, когда метательное оружие иссякло. Но вестготы оказались сильнее, а в знак взятия Рима их правитель отдал мавзолей в распоряжение своих воинов. Как результат, отсюда унесли все ценное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector