Михайловский манеж в санкт-петербурге

Канистры из-под бензина

О причинах пожара исследователи спорят до сих пор. Главный вопрос: случайным было возгорание или кто-то поджёг Манеж? С течением времени доводы в пользу первого варианта слабеют, а в пользу второго укрепляются. Лужков ещё до начала следствия уверенно заявил, что пламя было вызвано неисправностью проводки. Но в деревянных перекрытиях кровли никакой проводки не имелось. Рассматривалась версия о брошенной с улицы петарде. Но эксперты установили, что чердак здания не мог загореться ни от неё, ни от оставленного окурка — возгоранию предшествовал мощный выброс тепловой энергии, который можно создать только с помощью горючей жидкости. Помогавшие в разборе завалов московские диггеры рассказали о находке нескольких пустых канистр из-под бензина. О поджоге может говорить и тот факт, что огонь на чердаке распространялся слишком стремительно: в 21:00 охранники обошли здание и проверили верхние помещения — всё было в порядке, запах дыма отсутствовал. А уже в 21:15 крыша Манежа пылала, площадь возгорания составила около 500 квадратных метров. Притом что толстые, обработанные специальным составом доски поджечь чрезвычайно трудно. В итоге вопрос до сих пор остаётся открытым. Юрий Лужков, уволенный президентом Дмитрием Медведевым в 2010 году с поста мэра Москвы с формулировкой «в связи с утратой доверия», через несколько лет переехал на местожительство в Австрию. А главная выставочная площадка Москвы продолжает свою успешную работу — как в культурном, так и в коммерческом плане.

Метки: Александр I, эпоха Романовых, Москва, Тайны 20 века, пожар, преступление, здание, поджёг, История Москвы, манеж, 2004

Назад

Ансамбль[ | ]

Манежная площадь является одной из самых крупных и старых в Центральном административном округе Москвы. Она расположена рядом с Кремлем и Александровским садом, на неё выходят фасады зданий Манежа и Государственного исторического музея. В 1990-е годы на площади были восстановлены Воскресенские ворота и часовня Иверской иконы Божьей Матери. Около часовни находится основанный в 1997 году Музей археологии Москвы и здание отеля «Four Seasons Hotel Moscow» (бывшая гостиница «Москва»). От площади отходят улицы Моховая, Тверская, одноименная Манежная и улица Охотный Ряд.

Одной из основных скульптур Манежной площади является памятник Георгию Жукову, установленный в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне у входа в Исторический музей. В центре площади на поверхность выходит стеклянный купол подземного торгового комплекса «Охотный ряд», увенчанный скульптурой Георгия Победоносца. Между Манежной площадью и Александровским садом прорыт канал, вдоль которого установлены скульптуры Зураба Церетели.

Ансамбль Манежной площади дополняют фонтаны, построенные в 1996 году в честь 850-летия Москвы. Внутри «Гейзера» — центрального фонтана композиции — установлена скульптурная группа «Времена года», представленная в виде четырех коней. С 1996 года на площади у Воскресенских ворот расположен знак «Нулевой километр автодорог России», от которого ведется отсчет километража российских дорог.

Архитектура здания Манежа на Моховой

Здание Манежа представлено в виде одноэтажного строения площадью 6 с половиной тысяч квадратных метров. Длина боковых фасадов составляет порядка 180 метров.

Выполнена постройка в стиле классицизма. Торцевые фасадные плоскости украшают гладкие фронтоны, а также аркада, состоящая из семи арочных проемов.

Монументальность зданию Манежа на Моховой придает некая укрупненность его геометрических пропорций, сдержанная цветовая гамма плоскостей, а также мерная ритмика колонн и пилонов.

Рисунок боковых фасадов создается с помощью аркады окон, между которыми размещены особые тосканские колонны, и антаблементами с рельефными вставками.

Легкость в восприятии высокой двухскатной крыши обеспечивается за счет часто установленных слуховых окон.

Стоит отметить, что ранее к кровельным балкам изнутри крепился потолок, скрывавший оригинально исполненную решетку ажурной конструкции крыши.

Выставочный зал «Манеж»

Свое начало история возникновения выставочного зала берет в 1817 году. Здание строилось российским инженером Львом Карбонье по проекту А.А. Бетанкура. В 1824—1825 годах внешние фасады были оформлены в стилистике ампир Осипом Бове. Момент окончания строительства ознаменован пятилетним юбилеем победы в Отечественной войне. Манеж стал великолепным олицетворением памяти подвигу русского человека в 1812 году. По этой причине территория зала была приспособлена для военных учений и тренировок. Название дома для муштры звучало как «Экзерциргауз». Подобного здания в мире на тот момент не существовало. Своеобразная планировка позволяла сооружению держаться только за счет основных стен, без присутствия опор и колонн внутри. Известные «фермы Бетанкура» являлись частью архитектуры здания. Торжественное открытие происходило в присутствии Императорского Величества и сопровождалось парадом войск.

Начало 20 века изменило предназначение здания на новый лад. На тот момент облагородили автопарк для автомобилей членов правительства. Но ближе к семидесятым годам Манеж стал основной площадкой для проведения ярмарок, выставок и мероприятий. 1967 год дал зданию новое имя. Привычное всем название Центральный выставочный зал «Манеж» было получено зданием именно в тот период времени.

В 2004 году произошло возгорание в здании выставочного зала. Пожар нанес серьезные повреждения культурному достоянию столицы. Значительная его часть была бесследно уничтожена. Целый год лучшие реставраторы возвращали Манеж в первозданный вид по проекту архитектора П. Ю. Андреева. В 2005 году Манеж гостеприимно распахнул свои двери для посетителей после восстановления. Многие люди ждали это грандиозное событие. Первый вернисаж, организованный в стенах уже нового здания, был представлен выставкой известного художника Сергея Андрияки. Работы его учеников также присутствовали в экспозиции.

Современный Манеж обустроен в соответствии с новейшими технологиями. Мощная система проветривания путем установки кондиционеров, вентиляция и новейшая техника делают Манеж актуальным в наш век цифровых технологий. Система пожаротушения продумана до мелочей. Прошлый опыт подсказывает, что к этому вопросу нужно подходить с огромной ответственностью, что с успехом удалось осуществить высококвалифицированным мастерам. Чтобы сохранить прекрасный колорит здания от недисциплинированных личностей и во избежание конфликтных ситуаций, Манеж оснащен камерами круглосуточного видеонаблюдения. Реконструкция здания сделала его очень удобным для посещения людей. Эскалаторы, лифты, удобная подземная парковка, стеклянные ограждения привлекают современного жителя мегаполиса.

В Манеже постоянно проходят различные выставки, мероприятия, презентации на различные тематики. Для всех категорий москвичей и гостей столицы есть интересные предложения для посещения. Для самых маленьких детей в возрасте до 8 лет всегда работает детская игровая комната «Детский манеж». Взрослые могут спокойно погулять и ознакомиться с выставкой, пока их дети под присмотром опытных педагогов занимаются развивающими играми.

Цены на посещение выставочного зала вполне приемлемы. Всего за 400 рублей можно посмотреть все представленные экспозиции. А в каждое третье воскресенье месяца Манеж можно посетить совершенно бесплатно. Манеж работает до 22 часов. Этот факт очень радует, так это отличный шанс провести незабываемый вечер.

Культура – это часть человеческой жизни. Поэтому не стоит пренебрегать возможностью увидеть прекрасное.

Как добраться:

Строительство Конногвардейского Манежа

Во времена Петра I на месте современного Конногвардейского бульвара находился Галерный канал, по которому лес доставлялся на верфь Адмиралтейства. В начале XIX века казармы Лейб-гвардии конного полка переносят с окраины Петербурга в центр.

Для возвращавшейся с наполеоновских войн привилегированной гвардейской роты, которой покровительствовал сам император, рядом с Исаакиевским собором возводят целый комплекс: казармы для солдат и жилье для офицеров, полковой храм, а также помещение для выучки коней.

Архитектором Конногвардейского манежа стал Джакомо Кваренги, создавший в Петербурге немало прекрасных зданий. Площадку для верховой езды лейб-гвардейцев он строит в 1804-1807 гг, предусматривая, что неподалеку будут располагаться стойла. Кстати, они сохранились до наших дней на ул. Якубовича.

Кваренги пришлось решать непростую задачу: как вписать в узкое пространство бывшего канала здание с определенным функциональным назначением, при этом сохранить архитектурное и стилевое единство Исаакиевской площади?

Архитектор находит гениальный выход. Боковые фасады прямоугольного вытянутого здания оформляются просто, без излишеств, зато фасад, выходящий на площадь, декорируется в эффектном классическом стиле. Он украшается элегантным пропорциональным портиком, который венчает треугольный фронтон. На фронтоне располагались барельефы, выполненные по рисункам Кваренги, на них изображалась раздача призов после конных соревнований.

Образующий фасадный портик двойной ряд колонн подчеркивает основательность всего здания, выглядит торжественно и нарядно.

Внутренняя часть манежа представляла собой огромный зал для выучки коней и тренировок гвардейцев в верховой езде. Чтобы скакунов было удобнее заводить, ко входу пристроили пандусы.

Экзерциргауз, или просто Манеж

От военной муштры к свободе творчества. Как на смену военным парадам в Манеже пришли художественные выставки? Какой классик русской литературы осваивал в здании на Моховой велосипед? По какому случаю Никита Хрущев сказал знаменитую фразу: «Нашему народу такое не нужно?» Ответы на вопросы — в 10 фактах из истории московского Манежа.

Строительная площадка поневоле. Площадь, где торговали дровами, сеном и мхом. За что улица и получила название Моховая. Пожар 1812 года, полыхавший в Москве, уничтожил купеческие лавки. На месте пожарища Александр I повелел построить Экзерциргауз на две тысячи солдат — в Доме военных упражнений должен был поместиться целый пехотный полк. Пятую годовщину победы в Отечественной войне готовились отметить смотром войск. Для приема парада сводного гвардейского отряда героев и было построено здание в центре Москвы.

Августин де Бетанкур. Московский Манеж. Акварель. Около 1817

Манеж и Кремлевский сад. Литография, разукрашенная акварелью. 1825. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Максим Воробьев. Вид Манежа, Кутафьей башни и церкви Николы в Сапожках. Акварель. 1817

Инженер и зодчий Бетанкур. За разработку проекта взялся не просто архитектор, а инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи Августин де Бетанкур. Обрусевший испанец — автор знаменитого фонтана «Девушка с кувшином», что в Царском Селе. Бетанкур основал Институт инженеров путей сообщения, руководил строительством Нижегородской ярмарки, сконструировал кабестан — приспособление для подъема тяжестей, которое использовали при строительстве Исаакиевского собора. По проекту Бетанкура и был выстроен Манеж.

Без единой колонны. Маневры без помех — главная задача, поставленная архитектору. Под крышей должно было расположиться пространство площадью 6500 квадратных метров. Проект оказался беспрецедентным: ширина здания в 45 метров — без внутренних опор! 30 деревянных ферм опирались лишь на наружные стены. Для строительства выбрали лиственницу — один из самых прочных материалов. Утвержден проект был в начале лета 1817 года, а окончания строительства ждали уже в середине осени, к 1 октября. И строители успели в срок.

Подвесной потолок. Использовалось ноу-хау при строительстве Манежа — впервые в России. Деревянные балки потолка соединили сложной системой, которая регулировалась гайками. Приглядывала за чудом инженерной мысли воинская команда. Специалисты следили за исправностью стропил. Конструкция сохранилась по сей день, хотя почти сразу после постройки появились трещины, которые в 1819 году потребовали реконструкции кровли. Спустя несколько лет число стропил увеличили до 45, а архитектор Осип Бове, входивший в комиссию, добавил строению несколько деталей.

Манеж. Перспектива, разрез, план, фасад. Чертеж из альбома Августина де Бетанкура. 1819

Вид Манежа со стороны Воздвиженки. Литография Кристофа Хайцмана с рисунка Эдуарда Гертнера. Середина XIX в.

Стропильные фермы покрытия Московского Манежа. 1917

Реконструкции. Здание в стиле классицизма автор проекта Большого театра и Триумфальной арки украсил лепниной. Теперь фасады воспевали военную мощь России. Атрибуты римских легионеров были изготовлены по эскизам Бове. До двенадцати чугунных горельефов «Военные доспехи», что должны были разместиться в простенках, дело так и не дошло. В 1838 году к Манежу была пристроена ротонда с престолом разобранной на Троицкой площади церкви Николы в Сапожке. Но пристройку после революции снесли, чтобы проложить трамвайные пути по Манежной улице.

Классик в Манеже. «Москва». Так назывался клуб циклистов или велосипедистов, который в 1899 году организовал в Манеже карнавал. Здесь же обучали всех желающих новомодному увлечению — езде на велосипеде. Среди учеников был и писатель Лев Толстой. Классик овладевал искусством управления двухколесной машиной уже в преклонном возрасте — в 67 лет. «За это время начал учиться в манеже ездить на велосипеде. Очень странно, зачем меня тянет делать это», — писал Лев Николаевич в своем дневнике, с увлечением продолжая осваивать транспортное средство.

Денис Чернов. Московский Манеж. 2012. Фотография: dionisi.ru

Неизвестный художник. Вид на боковой фасад Манежа со стороны Александровского сада. Начало XIX в.

Александровский сад в 30–40 годы XIX века. Справа — здание Манежа. Репродукция. ГИМ

Дворец графа К. Г. Разумовского: архитектура

Вся архитектура Петербурга – удивительная красота, которую продумывали величайшие архитекторы веками. Множество особенностей делают здания такими прекрасными, какими они являются на самом деле. В число этих достоинств входит:

  • Продуманность дизайна;
  • Величие, которое граничит наравне с простотой объектов;
  • Гармоничность и вписываемость в общую обстановку;
  • Разнообразие стилей.

Удивительно, но дворец относится к тем немногим зданиям, архитектура которых сохранилась на долгие годы. Постройка в ходе переделок стала похода на усадьбы зарубежных царей. Она была очень красивой и величественной.

Декорации главного фасада акцентируют внимание на колонны в центре, которые построены над аркадой цокольного этажа. В дополнение использованы барельефы

Они четко прорисованы и дополняют фасад.

Садовый фасад изображен немного по-другому, но не менее чарующе: лепнина и колонны, боковые ризалиты, переплетение с мотивами главного здания. Чтобы отделить улицу и участок, была возведена каменная стена с центральными монументальными воротами.

Растрелли, который занимался проектированием деревянного фасада здания, было доверено строительство многих шедевров архитектуры Санкт-Петербурга. В это число входит дворец императрицы Анны Иоановны, манеж между Большой Морской улицей и Невским проспектом, Летний и Зимний дворец.

Он преодолел неприязнь последующих правительниц и вошел в доверие настолько, что поручена работа над расширением Петергофского дворца, постройкой Екатерининского дворца, Строгановский дворец и многие другие.

Валлен-Деламорт, который окончил работу над будущим университетом, прибыл из Франции. Он создавал проекты загородных домов, дворцов, церквей. Здание малого Эрмитажа – одна из наилучших работ француза, которая в будущем стала местом для отдыха с гостиными, галереями, оранжереями.

Окна дворца украшены лепкой и красиво обрамлены. Большое количество прислуги следило за всей красотой и поддерживало чистоту. В саду росли экзотические растения, охотно делился ими и радовал прохожих обилием ароматов.

Где находится ЦВЗ «Манеж»

Гостю, впервые приехавшему в город, не просто найти здание выставочного центра, хотя на экскурсионной карте Санкт-Петербурга Михайловский Манеж выделяется. Он расположен на небольшой Манежной площади, рядом со зданием Петербургского Благородного собрания, в стенах которого сегодня находится столичный Дом радио.

Недалеко можно увидеть еще несколько примечательных строений — Дом Кино, в котором часто проходят кинофестивали, старинные доходные дома, здания бывших конюшен Михайловского замка. В центре площади расположен Старо-Манежный сад — пейзажный садик, разбитый еще в 1838 году.

Адрес Михайловского Манежа в Санкт-Петербурге знают в основном те, кто участвует или посещает выставки. Выставочный центр находится на Манежной площади, д.6. Чтобы к нему попасть, необходимо выйти на станции метро «Гостиный дров». Если перейти Невский проспект и пройти 200 м вниз по улице Малой Садовой, то взгляду туриста откроется уютная Манежная площадь с расположенным посередине фонтаном и зеленым сквером.

Деятельность с 1977 года[ | ]

Центральный выставочный зал «Манеж». Основное направление деятельности «Манежа» — организация и проведение некоммерческих художественных выставок. Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки», «Озерки», «Арт-»)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения — инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж – дворец, являющейся составной частью комплекса «Государственный Эрмитаж». Зданию отведена роль связующего звена между Новым Эрмитажем, Зимним дворцом и Большим Эрмитажем.

Строительство Малого Эрмитажа продолжалось с 1764 по 1775 годы. Внутри дворца была размещена огромная оранжерея с редкими растениями, певчими птицами и некрупными животными. Оранжерея получила название «Зимний сад».

В центре зала находился стол с уникальным подъемным механизмом. С помощью механизма стол оказывался в кухне, где его сервировали и в накрытом виде отправляли к собравшимся в зале гостям.

Фасад Малого Эрмитажа украшен в традиционной для классицизма манере. Над верхним этажом размещен портик, поддерживаемый шестью коринфскими колоннами. На длинном балконе установлены две статуи – богини изобилия Помоны и богини цветов Флоры.

Малый Эрмитаж и Зимний дворец со стороны Миллионной улицы соединены проходом, под которым расположена полукруглая простая арка.

Императрице Екатерине II Малый Эрмитаж очень полюбился. Царица приходила во дворец на обеды и ужины, в одиночестве гуляла по оранжерее, играла с фрейлинами.

Главное богатство Малого Эрмитажа с момента его открытия – живопись и статуи, приобретенные на личные средства государыни. Именно эти коллекции стали основой современного музея.

В наше время Павильонный зал Малого Эрмитажа является частью главного музейного комплекса. Туристу сразу бросаются в глаза невероятной красоты часы в виде павлина. Это уникальное произведение искусства работы Д. Кокса купил для Екатерины II ее фаворит, князь Потемкин.

Интерьеры Павильонного зала поражают богатством и изяществом. При их оформлении использовались редкие породы мрамора и хрусталя, позолота, янтарь, цветное стекло. Мебель в Малом Эрмитаже инкрустирована дорогостоящими минералами: ониксом, лазуритом, перламутром.

Направо от Павильонного зала находится атриум с картинами прославленных голландских художников 16-17 вв. Знаменитый Благовещенский триптих Ж. Белльгамба – одна из самых известных в мире живописных работ.

В Малом Эрмитаже хранятся групповые портреты работы Д. Якобса – весьма необычное явление голландского искусства. Портреты художник писал не по заказу одного человека, а целой гильдии – стрелков, врачей, актеров. За пределами Нидерландов находится всего несколько групповых портретов кисти художников, большинство из этих работ представлены в Петербурге.

Интересное видео о Малом Эрмитаже:

Выставочные залы Манежа

Выставки в ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге проходят не случайно. Площадь комплекса составляет порядка 4,4 тыс.кв.м, а большое выставочное помещение имеет превосходное освещение. Естественный свет проникает через 54 больших окна, оканчивающихся полуциркульными закруглениями, и дополняется современной световой системой.

Здание Манежа в Санкт-Петербурге всегда интенсивно использовалось, в нем регулярно проводились выставки и ярмарки. В 1905 году в нем проходила выставка автомобилей, которую впервые логанизовало Императорское Автомобильное сообщество. Через 4 года в нем была проведена выставка изобретений, собравшая участников со всего мира, а к 300-летию Дома Романовых, в 1913 году прошли многочисленные выставки, приуроченные этому событию.

Украшение Манежа

Только в 1817 портик был окончательно оформлен: по обе стороны от входа поставили скульптурные изображения юношей, укрощающих коней.

Живописные статуи из лучшего каррарского мрамора были скопированы с римских образцов итальянским скульптором Трискорни специально для Манежа в СПб. Фигуры изображали мифологических персонажей Кастора и Полукса, неразлучных братьев, сыновей Зевса.

Но украшали фронтальную часть мраморные изваяния недолго. Уже в 1840 по требованию священников Исаакиевского собора фигуры обнаженных язычников были переставлены в тыл, к казарменным воротам.

Лишь спустя почти сто лет, в 1954, скульптурные композиции вернулись на место.

Советское время

Во время блокады Ленинграда манеж был поврежден. После ремонтно-восстановительных работ помещение отдали ленинградским художникам для проведения выставок.

В 1973 началась масштабная реконструкция внешнего и внутреннего убранства. Этим занимались реставраторы П. Архипова, М. Братчиков, А. Тульков, они постарались вернуть Манежу на Исаакиевской площади тот вид, который задумывал Д. Кваренги. Внутренняя просторная часть превратилась в экспозиционную территорию.

Зал торжественно открыли в 1977 г, приурочив событие к 60-летию революции. Первой стала выставка «Искусство принадлежит народу».

В 2000, а затем в 2001-2003 годах фасад и скульптуры Манежа снова реставрировали.

Примечания[ | ]

  1. 123Екатерина Шалыгина. Манежная площадь(неопр.) . Узнай Москву. Дата обращения 30 августа 2020.
  2. 123456 Манежная площадь(неопр.) . Городской портал Москвы. Дата обращения 30 августа 2020.
  3. Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки / Вострышев М. И. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-699-33874-0.
  4. 12 Манежная площадь(неопр.) . Культура.рф. Дата обращения 6 сентября 2020.
  5. Манежная площадь (неопр.) . Отдых и выходные в Москве. Дата обращения 6 сентября 2020.
  6. Манежная площадь в Москве (неопр.) . life-globe (8 февраля 2016). Дата обращения 6 сентября 2017.
  7. Манежная площадь (неопр.) . Тонкости туризма. Дата обращения 6 сентября 2020.
  8. Векслер, 2012, с. 18-21.
  9. Сытин, 1958, с. 170.
  10. Векслер, 2012, с. 22-27.
  11. Сытин, 1958, с. 171-172.
  12. Векслер, 2012, с. 22-29.
  13. Векслер, 2012, с. 32-33.
  14. Векслер, 2012, с. 50-51.
  15. Векслер, 2012, с. 52.
  16. Супруненко Ю. П. Москва подземная. Крона и корни великой тайны. — М., 2020. — ISBN 978-5-699-33874-0.
  17. Васькин, Гольштадт, 2009, с. 240-245.
  18. 12 Муравьёв, 2007, с. 277-278.
  19. Хранитель. Алексей Ильич Комеч и судьбы русской архитектуры / Самовер Н.. — М.: Искусство — XXI век, 2009. — ISBN 978-5-980-51-060-2.
  20. Ревзин Г. И. Охотный ряд открыт до самой глубины(неопр.) . Коммерсантъ (11 декабря 1997). Дата обращения 30 августа 2017.
  21. Торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади (неопр.) . Институт Мосинжпроект. Дата обращения 30 августа 2020.
  22. Самые массовые акции протеста в Москве c 1990 года. История вопроса (неопр.) . Коммерсант (10 декабря 2011). Дата обращения 30 августа 2017.
  23. 15 самых страшных московских терактов (неопр.) . Big Picture (10 июня 2013). Дата обращения 30 августа 2017.
  24. Разъяренные болельщики разгромили центр Москвы (неопр.) . newsru.com (9 июня 2002). Дата обращения 30 августа 2020.
  25. Беспорядки на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года (неопр.) . РИА Новости (11 декабря 2015). Дата обращения 30 августа 2017.
  26. Ридус. Участники провалившейся «Евроманежки»: мы к такому не готовы (рус.). Ридус. Дата обращения 22 марта 2020.
  27. Contra Magazin: Призывы к российскому «евромайдану» звучат из Вашингтона (неопр.) . ИноТВ. Дата обращения 22 марта 2020.
  28. Концерт Prodigy на Красной Площади (неопр.) . The Prodigy (27 сентября 1997). Дата обращения 30 августа 2017.
  29. Алена Скворцова. Пять бесплатных шоу, которые Москва не забудет никогда(неопр.) . 360°. Дата обращения 30 августа 2020.

Московский Манеж

Объект был возведен в 1817 году при императоре Александре I, в ознаменование пятой годовщины победы над французскими войсками в Отечественной войне. Место было выбрано на территории сгоревшей при пожаре 1812 года городской деревянной застройки, в частности — купеческих лавок. Комиссия по ликвидации последствий спланированного поджога, созданная в Москве в 1813 году, приняла решение не восстанавливать на пепелище прежние строения, а создать новый, единообразный архитектурный ансамбль в классическом стиле.

В течение нескольких лет Манеж использовался для строевой подготовки и военных парадов, но спустя шесть лет после внезапной кончины Александра I здание переформатировали. С 1831 года здесь начали организовывать различные выставки и народные гуляния на Рождество, Масленицу и Пасху. Вскоре дело дошло до балов и концертных программ. В архивных документах есть записи о том, что в 1867 году в Московском Манеже выступал оркестр с хоровым сопровождением из 500 человек. Мероприятие посетило около 12000 зрителей.

Концерт, Elena Argona Ivanova

В стенах здания во второй половине XIX века проводилось несколько грандиозных выставок, в том числе:

  • этнографическая;
  • политехническая;
  • антропологическая.

Кроме того, Манеж использовался для верховой езды, соревнований по конному и велосипедному спорту. В конце XIX столетия сюда сгоняли бунтующих студентов-революционеров, а в начале ХХ века здесь был открыт кинотеатр.

Пришедшие к власти большевики решили переоборудовать строение под казарму, но с ростом парка правительственных автомобилей пришлось рассмотреть вопрос об отселении военных в целях использования громадного помещения под гараж. Здесь вырыли смотровые ямы и установили эстакады.

Инсталляция на выставке Росатом в Манеже, Marina VR

Выставки в Манеже начали проводить с 1957 года. Через 10 лет, в 1967 году, комплексу присвоили официальный статус Центрального выставочного зала Москвы.

В результате грандиозного пожара, случившегося в 2004 году, от здания остались лишь массивные стены. Уникальная деревянная кровля и бо́льшая часть выставленных здесь художественных работ были уничтожены. На следующий день власти Москвы объявили о начале работы над проектом восстановления объекта. После реконструкции Центральный выставочный зал торжественно открыл свои двери в апреле 2005 года.

Из истории

Создание Манежа началось после пожара в 1812 году, тогда огонь, не утихавший неделю, уничтожил многие деревянные постройки столицы. Специальная комиссия решила, что на месте старых купеческих лавок в центре города будет возведен Манеж, а в начале 1817 года император Александр I издал указ о начале работ.

Строительство выполнялось под руководством инженера Льва Карбонье по проекту архитектора Августина Бетанкура, предложившего построить перекрытие по уникальной технологии: стропила имели специальную конструкцию и перекрывали пространство шириной почти в 45 метров без внутренних опор.

Ход строительства контролировал сам Александр I и поэтому работы велись активно. Через 8 месяцев, в ноябре 1817 года к пятилетию победы над Наполеоном, строение, предназначенное для военных учений, было построено. Здание для муштры — Экзерциргауз, было торжественно открыто в присутствии императора и сопровождалось военным парадом.

Замысел Бетанкура был воплощен: построенная площадка, предназначенная для военных учений, была просторна и как бы продолжала прилегающую площадь.

В 1825 году строение было украшено лепными деталями в стиле ампир архитектором Осипом Бове. Для предотвращения от порчи насекомыми и грызунами деревянных конструкций чердачные помещения были покрыты слоем махорки в 50 см.

Несмотря на то, что во время Отечественной войны в 1941–1945 годах всю махорку выкурили, в 70-х годах прошлого века все деревянные детали оставались в отличном состоянии.

Для военных целей здание использовалось недолго — через 15 лет, с 1831 года, в нем проходили выставки, концерты и народные гулянья.

Так, на концертах Николая Рубинштейна и Гектора Берлиоза собиралось до 12 тысяч человек, а на выставке, рассказывающей о быте народов России с помощью костюмов, одетых на манекены из папье-маше, побывал император Александр III, быстро покинувший мероприятие, обозвав экспонаты уродами.

После революции историческое здание превратили в автопарк правительственных машин, а во времена Никиты Хрущева с 1957 года помещение использовалось как выставочный центр.

Пожар в марте 2004 года нанес огромный ущерб зданию, большая часть памятника была уничтожена огнем. Работы по возрождению исторического здания проводились лучшими реставраторами России под руководством архитектора Павла Юрьевича Андреева. Через год, в апреле 2005 года, Манеж в Москве был открыт, первую экспозицию представили художник Сергей Андрияка и его ученики.

Билеты

Стоимость входа в Московский Манеж зависит от проводимых выставок или мероприятий, поэтому фиксированной не является. С перечнем категорий посетителей, имеющих право на льготы и свободный вход, можно ознакомиться на официальном сайте комплекса.

Бесплатное посещение выставок в Центральном Манеже возможно в третье воскресенье каждого месяца.

В рамках осмотра временных экспозиций можно воспользоваться услугами опытных экскурсоводов. Для участия необходима предварительная запись по телефону +7(499) 394-01-55. Группы по 5–20 человек. Стоимость от 50 рублей за одного человека.

Выставки в ЦВЗ Манеж

Расположение и проезд

Находится Манеж на одноименной площади, примыкая к Александровскому саду. Вдоль него проходит Моховая улица. Центральный вход смотрит на Манежную площадь и торговую галерею, находящуюся на нижних уровнях.

Адрес: Манежная площадь, дом 1.

Проезд на метро

Попасть в Манеж можно с нескольких станций метро. Проход к главному входу удобен от платформы “Охотный Ряд” Таганско-Краснопресненской линии, “Театральная” Замоскворецкой ветки и “Площадь Революции” Арбатско-Покровской линии. Далее пройти можно как по самой Манежной площади, осматривая, соседние достопримечательности, так и через подземную торговую галерею.

Дойти до центрального Выставочного зала не составит труда от метро “Александровский сад” Филевской линии. Здесь тоже находится большой пересадочный узел. К Манежу можно попасть перейдя со станции “Боровицкая”, “Библиотека имени Ленина”, “Арбатская”.

Проезд на автобусе

Через Манежную площадь идет большое количество наземного транспорта. В таблице ниже можно увидеть номера и маршруты автобусов.

Маршруты и остановки автобусов можно узнать на сайте .

Сегодня Манеж, действительно, является крупным выставочным центром, здесь проходят международные форумы. Расписание и график работы указаны на официальном сайте .

Также Центральный выставочный зал имеет свой филиал, находящийся рядом, в бывшем музее В. И. Ленина, называемый “Новый Манеж”.

Видео: Центральный Манеж

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector