Доменико трезини: 7 зданий легендарного архитектора петербурга

В Летнем саду запрещается

  1. Ездить на велосипедах, самокатах и прочих транспортных средствах (не допускаются даже детские трехколесные велосипедики с ручкой, при входе есть бесплатная парковка для них на глазах у охраны, так что есть шанс, что велосипед сохранится.)
  2. Ходить по газонам
  3. Наносить ущерб деревьям, кустарникам, цветникам и декоративным элементам сада
  4. Проводить массовые спортивные мероприятия
  5. Распивать спиртные напитки
  6. Осуществлять несанкционированную торговлю частным лицам
  7. Осуществлять профессиональную фото и видео съемку. ( имеется в виду штатив, с зеркальным фотоаппаратом я ходила, мне и слова никто не сказал).

Летний дворец Петра I в Летнем саду: как добраться, история, фото

В северо-восточной части знаменитого петербургского Летнего сада находится небольшой, но примечательный Летний дворец Петра I. Здание, практически являясь ровесником города, сегодня находится в отличной сохранности, а в летнее время любой желающий может посетить отличную экскурсию по интерьерам, созданным для самого известного российского правителя.

Летний дворец Петра I в Летнем саду

На стенах располагаются портреты сподвижников Петра

Как добраться на метро

Дворец находится в туристическом сердце Петербурга — на территории Летнего сада. Ближайшие станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». Время в пути от них — около 20 минут.

Перейти к карте

Александр Данилович Меншиков

Бюро-кабинет

Голландскую плитку можно увидеть также и в оформлении Меншиковского дворца на Васильевском острове

Обратите внимание, что экскурсии во дворец проводятся только в строго определённое время, группами по 15 человек. Уточнить расписание можно на официальном сайте Русского музея, к которому относится дворец

Стоимость взрослого билета — 500 рублей (лето 2021 г.). Оплатить посещение можно только наличными: стоит это учитывать, так как банкоматов рядом с дворцом нет.

Спальня

Кабинет

Ветровой прибор

Немного истории

Дворец по проекту знаменитого Доменико Трезини строился с 1710 по 1712 год. Ещё с 1703 года на этом месте располагался летний домик Петра. В оформлении фасадов дворца в «голландском манире» принимало участие несколько мастеров, в том числе известный представитель раннего барокко, немецкий архитектор Андреас Шлютер.

Изразцовая печь

Столовая

Нижняя поварня

Существует легенда о том, что дворец был построен на Адмиралтейской стороне Санкт-Петербурга для того, чтобы мотивировать горожан селиться вокруг. Эта часть города развивалась весьма неохотно: на противоположной Петроградской стороне располагался порт, торговая площадь, гостиный двор, да и первое жилище Петра, его небольшой домик, было возведёно именно там.

Уже с 1704 года возникла необходимость заселения Адмиралтейского острова: здесь просто-напросто не хватало рабочих рук. Офицеры и чиновники переселялись сюда под страхом «лишения живота». Увы, нам не дано узнать, действительно ли возведение дворца повлияло на активность заселения левого берега Невы, но началось оно именно со времени окончания постройки дворца.

Из окон открывается вид на Летний сад

Тронный зал

Верхняя гардеробная

После смерти императора здание не приходит в упадок: ещё во времена правления его дочери Елизаветы Летний дворец стал использоваться для проживания в нём крупных чиновников. Стоит отметить, что здесь сохранился и уникальный выставочный экспонат: ветровой прибор, заказанный Петром ещё при его жизни.

Спальня Екатерины

Детская

Зелёный кабинет

Дворец, как и многие здания города, пострадал во время Великой Отечественной войны, его реставрация началась в 1946 году. Примечательно, что в военное время Летний дворец и Домик Петра на Петроградской стороне на какое-то время открывались для посещения: это был своеобразный символ того, что Ленинград не сломлен под натиском врага, город всё ещё жив.

Ещё с 20-х годов XX века Летний дворец был открыт как музей, правда, выставки, проводимые здесь, не были связаны с его историей. Но уже в 30-х в музее появляются различные вещи Петра, предметы интерьера его времени. В 2004 году здание перешло в ведение Государственного Русского музея.

Верхняя поварня

Главный вход

Фасад дворца

Летний дворец — отличное место для того, чтобы насладиться прекрасными старинными интерьерами и узнать больше об истории Санкт-Петербурга. В пешей доступности от него находятся самые известные городские достопримечательности — Петропавловская крепость и Стрелка Васильевского острова.

Если кратко, в целом:

  • дворец с интересной исторической экспозицией;
  • удобное расположение в центре Санкт-Петербурга;
  • экскурсии проводятся только в строго определённое время, лучше планировать посещение заранее.

Основные экспозиции музея летний домик Петра I в СПб

Как отмечалось ранее, музей можно разделить на три зоны. Основная зона это там где расположен домик Петра, вторая зона это тамбур где располагается лодка верейка и следующий тамбур это информационные стенды. Этот тамбур с информационными стендами расположен с правой стороны при входе и  повествует о северной войне, о начале строительства города и еще один стенд рассказывает о строительстве защитных каменных галерей или павильонов — так называемых футляров над Домиком Петра I.

Информационные стенды

Центральную часть музея занимает сам домик Петра первого. Для осмотра по его периметру оставлено по полтора — два метра для прохода. На следующем фото видно на дальнем плане порожек это вход в музей или выход из музея, смотря где Вы находитесь. А с левой стороны идут колонны, там и расположены информационные стенды.

Домик Петра 1

Для осмотра домика Петра Первого необходимо просто идти вокруг него и заглядывать в окна, так как во внутрь заходить нельзя. И если заглянем в это большое окно на переднем плане, то увидим большую комнату.

Большая комната

Это самая большая комната домика Петра I, площадь её составляет 23,5 м2. Она была рабочим кабинетом Императора Петра Первого. В комнате минимальный набор мебели, однако если заглянуть с другого окна то можно увидеть рядом со столом кресло из грушевого дерева, сделанное самим Петром. А так же курительную трубку принадлежавшую Петру 1.

Кресло Петра

Если двигать дальше то попадаем на другу сторону дома, где так же имеется своё окно, рядом с которым весит табличка. За этим окном находиться спальня размером 6,72 м2. Пока не перешли к спальне, можно на фото увидеть с левой стороны колонны, за которыми и расположена лодка верейка Петра I.

Заглянув в окно, можно увидеть не большое помещение, где расположен мундир, трость и отливка руки Петра. Сделана она была при жизни Петра в 1707 году, при визите Петром чугунолитейных заводов в Липецке.

Вид спальни внутри

А так же современный и высоко технологичный, по тем временам, умывальник. Кровать, где спал Пётр не сохранилась и в комнате стоит ещё сундук, но не попал в кадр. Следующая комната это столовая. В столовой воссоздана обстановка XVIII века.

Площадь столовой составляет 17 м2. В центре стоит большой дубовый стол работы русских мастеров, накрытый на голландский манер легкой скатертью поверх тяжелой бархатной. Вокруг стола — стулья, сделанные по английским образцам.

Столовая комната в домике Петра

На столе — медная и оловянная посуда, изготовленная в русских мастерских, щипцы из олова и цветных металлов для колки орехов, медный подсвечник на две свечи и образцы бокалов с первого стекольного завода России.

На столе медная и оловянная посуда

Хочется вернуться к четырехвесельной лодке-верейки. По преданию, лодку смастерил сам царь Петр. Ее длина около 8 метров, а ширина 1,5 метра. В центре имеется круглое отверстие для установки паруса. Название «верейка» происходит от английского слова wherry: так называли небольшие узкие лодки, традиционно использовавшиеся в Англии для перевозки пассажиров, отличавшиеся легкой постройкой и хорошей скоростью хода на веслах и под парусами. Лодку в музей установили после создания футляра и специальной пристройки при нём.

Если выйти из музея, то можно прогулять вокруг здания музея. Территория не большая, практически отсутствуют насаждения, дорожка посыпана мраморной крошкой.

Здание-футляр музеяНе большая территория без насаждений

Из внутреннего двора музея Домик Пера 1 можно выйти в садик, где установлен памятник Петру через красивые ворота, однако когда они бывают открыты не известно, может Вам повезёт.

Красивые ворота в сад

После осмотра музея домика Перта I в Санкт Петербурге обязательно необходимо выйти на набережную реки Нева.

Домик в Вологде

Помимо постройки в Санкт-Петербурге, в Вологде также был возведен дом для императора. Домик Петра I (Вологда) представляет собой одноэтажное здание, выложенное из камня. В его интерьере можно увидеть сводчатые потолки и голландскую печь с изразцами, относящимся к XVII веку.

Петр I останавливался пять раз в этом доме по приезду в Вологду. Впервые император приехал сюда в 1692 году и поселился в скромном доме рядом с церковью Федора Стратилата. Впоследствии место его остановки было заброшено, однако в честь 200-летия с дня рождения Петра I домик приобрело местное дворянство и постепенно реставрировало его.

Домик состоял из двух комнат, под которыми находился погребок. Считается, что это строение принадлежало кому-то из подданных Голландии, о чем свидетельствует каменная табличка, вмонтированная в стену, на которой изображен голландский герб.

Дом был возведен в середине XVII века и не являлся типичным сооружением того времени для этих мест. В наши дни летний домик Петра I в Вологде является памятником архитектуры и музеем-заповедником, который также известен как «Петровский домик».

«Золотые хоромы» Екатерины

В 1703 году император основывает новый город – Санкт-Петербург, а уже спустя 9 лет начинается строительство небольшого дома для императрицы Екатерины Алексеевны, супруги монарха. Он располагался на южном берегу Мойки и представлял собой небольшой дом с башенкой, которая завершалась золоченым шпилем. Строение получило название «Золотые хоромы». Впоследствии эта местность получила название Царицын Луг и стала частью Летнего Сада – большой царской усадьбы. На её территории для императрицы выращивались экзотические фрукты: ананасы и бананы.

Спустя несколько лет после постройки было принято решение возвести грандиозный дворец, который бы венчал четырехгранный купол, однако замысел реализован не был.

Летний сад

Летний сад – один из самых красивых парков города. Его обычно считают ровесником города, так как Пётр упоминает о нём в своих указах от марта-апреля 1704 года. Первый план Летнего сада набросал сам Пётр, повидавший ещё во времена своего заграничного путешествия с великим посольством знаменитые сады Голландии и немецких княжеств. Первоначально, в 1704-1705 годах, разбивкой царского сада занимался русский архитектор Иван Матвеевич Угрюмов, а руководил работами сам Пётр.

Самое примечательное в Летнем саду – это «Лабиринт Эзоповых басен», каждая из 60 скульптур которого – иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями. У входа в лабиринт – статуя Эзопа, баснями которого так восхищался сам Пётр, что приказал делать «Эзоповы фонтаны». В Летнем саду эту затею осуществил архитектор М.Г. Земцов. К сожалению, катастрофическое наводнение 1777 года повредило сад. Деревья были вырваны с корнем, фонтаны разрушены.

Вход в Летний сад

Парк был реконструирован при Екатерине Великой. Императрица предпочла свободный стиль ландшафтного парка. В таком виде этот зелёный уголок города и сохранился до наших дней. На протяжении долгого времени в парк пускали только представителей дворянства. Во времена Николая I он был открыт для всей «прилично одетой публики». Введённые ограничения действовали вплоть до революции. Несмотря на это, Летний сад был популярен у петербуржцев всех сословий.

Среди романтиков, которых привлекал Летний сад, были и А. Пушкин, и Н. Гоголь, и П. Чайковский, и украинский поэт Т. Шевченко. А писатель И.А. Гончаров даже сделал Летний сад местом встречи Обломова и Ольги, героев романа «Обломов». Влюблённые парочки облюбовали сад с начала XIX века. Ежегодно летом в саду устраивали смотрины купеческих невест, собиравшие толпы любопытных. По обеим сторонам аллей выстраивались шеренгами купчихи с дочерями, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась в пух и прах разодеть своё чадо.

Скульптура «Амур и Психея»

Прогулка по Летнему саду

С мая по сентябрь Летний сад открыт ежедневно с 10.00 до 21.30, а с октября по март – с 10.00 до заката. В апреле парк закрывают, чтобы просохла земля. Зимой, когда статуи укрыты в ящики, предохраняющие их от мороза, плата за вход ниже, а популярное времяпрепровождение посетителей – строительство снежных скульптур. Летний сад со всех сторон окружён водой. С одной стороны Нева, с другой стороны Мойка, с третьей – Фонтанка, с четвёртой – Лебяжий канал.

Так Летний сад оказался «вставленным» в великолепную, живую и трепетную, поблёскивающую под лучами солнца водяную раму. Лучше всего подходить к нему со стороны набережной Невы, через ворота в высокой литой железной ограде, выполненной в 1770-1784 годах Юрием Фельтеном. К работам в Летнем саду привлекались лучшие архитекторы: А. Шлютер, Ж.Б. Леблон, М.Г. Земцов, Л.И. Шарлемань.

Прогулка по Летнему саду

Фонтаны Леблона не сохранились до наших дней, но в северной половине парка до сих пор стоит более восьмидесяти барочных скульптур (первоначально их было более двухсот). Одна из самых замечательных статуй, «Амур и Психея», находится у Лебяжьей канавки. Композиция изображает момент, когда Психея со светильником в руках склонилась над спящим Амуром. Еле уловимое движение пронизывает обе фигуры.

В парке много аллегорических и мифологических фигур, а также бюстов, изображающих королей, римских императоров, великих полководцев, государственных мужей древности. Здесь есть польский король Ян Собеский и Юлий Цезарь, римский император Траян и Александр Македонский… В центре сада стоит памятник писателю Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844 годы). Подобно Эзопу, Крылов сочинял аллегорические басни про животных, высмеивая недостатки людей. Многие персонажи Крылова изображены на пьедестале этого памятника.

Летний дворец Петра I

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. 

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. 

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

Интерьер

Наружные стены дома были расписаны «под кирпич», а двери и наличники украшала декоративная роспись. Оконные и дверные наличники внутри здания были украшены «травным» орнаментом и исполнены масляными красками. На черном фоне крашеного дерева переплетались розы, шиповник, мята перечная, васильки, гвоздики…

Необычным домик делали трехстворчатые окна со свинцовым переплетом и лунным стеклом. При попадании солнечного слета, такое стекло переливалось всеми цветами радуги. Шестигранная рубка бревен и планировка самого домика также отличались от традиционных русских срубов. Внутренние двери Домика были корабельными. Они были сняты с захваченных Петром І шведских кораблей.

История создания

Летний дворец изначально возводился именно как императорская резиденция, появившись на карте Санкт-Петербурга едва ли не с самим основанием города. Главные заботы по его внешнему виду и оформлению легли на плечи именитого мастера своего дела – Доменико Трезини, по чьему проекту и был впоследствии возведён небольшой двухэтажный особняк в ритме барокко. Стоит отметить, что, несмотря на то что формально архитектором является всё же Трезини, первый план будущего особняка разрабатывался лично монархом, а лишь затем эти чертежи корректировались и несколько перерабатывались в творческой манере. Расположение резиденции также выбирал лично Петр Великий – между Фонтанкой и Невой.

Некоторые находят оформление несколько скудным – его стены украшают всего двадцать восемь барельефов, которые, как и следовало ожидать, оказались очередной вариацией на тему увековечения победы над шведами в блистательной для России Северной войне, а планировка комнат одинакова для обоих этажей, но эта простота здания с лихвой окупается сложностью лаконичности устройства Летнего сада, который задумывался как подражание Версальскому. Примечательно, что подражание вышло более чем полным – и сегодня Летний сад продолжает считаться одним из наиболее утончённых образцов ландшафтного искусства.

Внутренне устройство дворца

Дворец был рассчитан на пребывание гостей исключительно в теплое время года, поэтому в него заезжали в мае и оставались вплоть до октября. Всего во дворце располагалось 14 комнат, 2 поварни, 2 коридора. Служебные коридоры предназначались для обслуги. С этим коридором сообщались: а) Гардеробная; б) Денщицкая (1-й этаж); Фрейлинская (2-ой этаж); в) поварни, туалеты, топочные отверстия печей; г) служебная винтовая лестница, скрытая за дубовой резной конструкцией, напоминающей шкаф. Наружная дверь из коридора выходила на фасадную невскую галерею.Летний дворец был расположен таким образом, что его стены омывались с трех сторон водой: с севера – Нева, с востока – Фонтанка, а с юга, перед входом, располагался гаванец. Углом восточного и северного фасадов дворец «врезался» в поток вод Невы, создавая впечатление движущегося корабля. Подходившие ко дворцу лодки и ялики швартовались у фасадов дворца словно у бортов корабля, чему служат доказательством причальные кольца, расположенные на южном и восточном фасадах здания.Благодаря местоположению дворца, в нем была устроена проточно-промывочная канализация. Она соединяла 6 туалетов с помощью деревянных коробов, заменяющих современные трубы.Нижняя поварня была обустроена очагом, разделочными столами, кладовыми, а главное – мойкой с проточной водой. Об этом, в условиях того времени, можно было только мечтать. Вода подавалась от фонтанной системы летнего сада. Ее закачивали насосы в чугунный бак, расположенный на чердаке.Надо отметить, что в петровские времена дуб массово использовался для нужд флота и не разрешалось его брать для строительства домов. Однако интерьер дома изобиловал изделиями из дуба, за исключением двух комнат – зеленого кабинета и личного кабинета Петра І, который был отделан ореховым деревом. Смежные с кабинетом комнаты – столовая и спальня царя. На филенке двери, ведущей в спальню, изображены голгофы (предположительно работы самого Петра І). В кабинете находится уникальный ветровой прибор – это три диска, заключенные в резную рамку: верхний был часами со стрелками (часовой, минутной и секундной), нижние диски «ветровые указы», были соединены с флюгером на крыше и показывал направление и силу ветра.Прекрасно сохранена отделкам Зеленого кабинета второго этажа. Он стал образцом интерьера в духе французской моды: стены украшены декоративными росписями, зеркала, десюдепорты.Фасад дворца выполнен в виде триумфа и позволяет считать его первым памятником побед России в Северной войне.

Судьба дворца в XVIII-XX столетиях

В своей резиденции венценосное семейство проживало до кончины самодержца в 1725 году, после чего в нем в недолгое время царствования Екатерины I собирался на заседания Верховный тайный совет, временно являвшийся фактической высшей властью в империи.

О последующей судьбе постепенно забытой царской резиденции сохранилось не очень много сведений. Известно:

  • что в 1728 году в здании проводились ремонтные работы,
  • а с 1740 года в нем жили прачки и белошвейки царского двора.
  • Начиная с 1750-х годов во дворце в летний период проживали петербуржские сановники (например, князь Михаил Голицын, граф Михаил Милорадович, князь Александр Горчаков, князь Алексей Лобанов-Ростовский и другие вельможи),
  • а в XIX столетии он некоторое время даже стоял заброшенный, что спасло здание не только от перестроек, но и от полного уничтожения.

После всех перипетий начала минувшего столетия бывшая великая империя превратилась в рабоче-крестьянскую республику, но именно благодаря новой власти, хоть и не жалующей монархию, Летний дворец в 1925 году как памятник истории был взят под охрану государства и передан в ведение Русского музея, а уже в 1934 году ему был присвоен статус самостоятельного историко-бытового музея, в котором открылись экспозиции эпохи Петра Великого.

В годы Великой Отечественной войны множество экспонатов было вывезено, а сам дворец, хоть и был выкрашен специальной камуфляжной краской, сильно пострадал от артобстрелов, но уже в 1947 году его отреставрировали и вновь открыли для посетителей. Ремонтно-реставрационные работы проводились и в 1960-х годах, в результате чего были воссозданы интерьеры, произведения живописи, мебель и предметы быта начала XVIII столетия, а также токарные станки Петра I.

В настоящее время Летний дворец в Санкт-Петербурге является филиалом Государственного Русского музея с постоянно действующими экспозициями, в которых представлены коллекции фарфора, стекла, живописи, шпалер, скульптур и предметов обихода эпохи великого реформатора — Петра I.

жизнь-спб.рф

Домик Петра I в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото

26 мая 1703 года в месте, указанном Петром I, на современной Петровской набережной был возведён небольшой деревянный домик — Первоначальный дворец. Также его именовали Красными хоромами. Домик Петра является первым зданием в городе, и, как видно из названия, предназначался он для проживания царя.

Домик Петра I в Санкт-Петербурге

Вокруг домика выстроена защитная галерея

Наверное, многие туристы, проходя по набережной или по Троицкому мосту, обращали внимание на здание, стоящее в глубине сада. Но не все знают, что сам домик Петра — это не та кирпичная постройка, которую хорошо видно с улицы

Историческое здание находится внутри этой защитной каменной галереи.

Как добраться на метро

До домика Петра очень легко добраться общественным транспортом — в десяти минутах от него расположена станция метро «Горьковская». Это синяя ветка метрополитена. Стоимость взрослого входного билета в музей — 250 рублей. На кассе принимают банковские карты.

Перейти к карте

Кабинет

Обстановка здесь очень простая

Посещение музея не займёт у вас много времени, поэтому вполне можно совместить экскурсию с посещением близлежащих достопримечательностей — музеев Петропавловской крепости или знаменитого крейсера «Аврора».

Немного истории

Домик Петра был построен всего за три дня — с 24 по 26 мая 1703 года. Неудивительно, ведь это самый маленький из известных дворцов: его размер составляет 12,7 × 5,7 метров.

Осмотреть комнаты домика можно только через окна. Благо, они очень большие

Бюст Петра I

Ещё при жизни Петра, в 1723 году вокруг домика была возведена защитная галерея. Причём идея сохранения здания принадлежала самому императору. Архитектором галереи являлся знаменитый Доменико Трезини, автор проектов здания Двенадцати коллегий и Петропавловского собора. С течением времени галерея обновлялась и расширялась, так при Александре III у неё появилось две пристройки.

Спальня

Лодка-верейка

В XIX веке вокруг домика разбит небольшой сад, в котором был установлен бюст Петра. А в 30-х годах XX века домик стал музеем. Сегодня он входит в состав Русского музея Санкт-Петербурга.

Что посмотреть

Внутри каменной постройки расположен совсем небольшой деревянный домик. На его окнах установлены решётки, через которые посетители могут разглядеть строгую обстановку жилища. Внутрь попасть нельзя. Всего в домике четыре помещения — сени, спальня, кабинет и столовая. В общем, минимальный набор комнат для проживания и работы.

Столовая

Информационные стенды

В одной из галерейных пристроек располагаются информационные стенды с историей домика и фактами об основании Санкт-Петербурга. Во второй пристройке находится лодка-верейка, построенная Петром I.

Как я слышал, у посетителей возникает вопрос, как же обогревалось жилище царя, если на крыше нет трубы? В конце лета 1703 года Петр уезжает из Петербурга, а ко времени его возвращения на Дворцовой набережной уже был возведён тёплый Зимний дворец. По всей видимости, отопления домика и не требовалось.

Вид на каменную галерею

Ещё один бюст царя

С южной стороны от домика находится сад, в котором можно спокойно отдохнуть или спрятаться от солнечных лучей — в нём достаточно много зелени. Кстати, по особым случаям деревья здесь сажали члены императорской семьи. Плюсом этого небольшого сада является то, что вход в него со стороны набережной закрыт, и посетителей здесь обычно совсем немного.

Декоративные элементы ограды

Вид на домик из сада

Продолжить же знакомство с бытом первого российского императора я рекомендую в Летнем дворце Петра I. Он находится на другой стороне Невы, на территории Летнего сада.

Если кратко, в целом:

  • небольшая, но интересная историческая экспозиция;
  • удобное расположение;
  • после посещения можно отдохнуть в уютном саду.

Фото и описание

Летний дворец Петра I находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. Сад заложила большая группа садовых мастеров и архитекторов в первые годы основания города. У Петра I была мечта – разбить сад в версальском стиле. Поначалу в своем доме он лишь отдыхал и следил за работой, а потом здесь жил с семьей в летнее время.

После того, как Мойка была соединена с Невой Лебяжьим каналом, образовался маленький остров. В его северной области в 1710-1714 годах был возведен Летний дворец, являвшийся одним из первых каменных дворцов в Петербурге. Автором проекта выступил архитектор Д. Трезини. Внутренняя обстановка создана под руководством немецкого архитектора и скульптора А. Шлютера. Предание повествует о том, что царь поручил возвести дом так, чтобы здание символизировало новую политику страны. Тогда Трезини расположил здание дворца так, что 6 из его 12 окон смотрели на запад, а другие 6 – строго на восток. Свое решение архитектор объяснил следующим образом: «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку».

В царской резиденции была построена I система канализации Петербурга. Вода попадала в дом с помощью насосов, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с 3-ёх сторон был окружен водой, движущей силой системы выступало течение Фонтанки. В 1777 году случилось наводнение, и маленькая бухта Гаванец перед домом была засыпана. Канализационная система перестала действовать.

В вестибюле дворца на Петра I один из раскольников совершил покушение.

В 1925 году Летний дворец был передан Русскому музею, а с 1934 года здесь была организована работа Историко-бытового музея. В 1960-х годах была проведена научная реставрация музея. Руководителем выступил архитектор А.Э. Гессен. В ходе работ удалось воссоздать многие первоначальные элементы Летнего дворца.

После кончины Петра I и Екатерины I в их доме практически никто не жил. Одно время здесь организовывались заседания Верховного Тайного совета, а позже во дворец на отдых приезжали императорские придворные.

Архитектурный стиль здания – барокко. Это выражается в четких пропорциях и многочисленных окнах, барельефах и лепном фризе под кровлей. Облик здания – строгий. Крыша – высокая, четырехскатная. Водостоки сделаны в виде крылатых драконов. Фасады декорированы фризом из 29 барельефов, которые разделяют этажи.

Каждый этаж здания оборудован 7-ю небольшими жилыми комнатами. Большие залы отсутствуют. Отделка вестибюля выполнена в виде резных дубовых панелей, которые расчленяют пилястры ионического ордера. Скульптором Н. Пино было выполнено барельефное изображение Минервы.

На I этаже находились царские покои, на II – его супруги Екатерины и детей. В приёмной император принимал устные и письменные жалобы и просьбы. Около приёмной располагался карцер для провинившихся. Из приёмной можно было пройти в большую комнату, называемую ассамблеей. На I этаже также располагались поварня со столовой и спальня, гардеробная и комната для дежурного ямщика. Здесь же находились токарня и станок, на котором Петр Великий любил работать.

На II этаже здания, кроме гардеробной, поварни и комнаты для фрейлин, находятся тронная, детская, спальня и комната для танцев. Особенного внимания заслуживает Зеленый кабинет, который украшен живописными вставками, позолотой и лепкой. Поварня и кабинет императора декорированы редкостными голландскими изразцами, камины – лепными барельефами. Плафоны кабинета живописно расписаны мастером Г. Гзелем.

В оформлении комнат принимали участие русские художники И.Заварзин, А.Захаров и Ф.Матвеев. В гостиных сохранилась атмосфера, которая царила и в прежние времена. Также здесь можно увидеть редкие портреты, полотна, изображающие морские суда и сражения, и пейзажи. Раритетом музея является ветровой прибор, привезенный из Дрездена. В движение его приводит установленный на крыше флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца.

В Летнем дворце Петра I до сих пор сохранилась уютная семейная атмосфера.

Здание Двенадцати коллегий

В 1733 году Трезини построил еще одно легендарное здание, назначение которого — государственная служба. В здании Двенадцати коллегий, все части которого оформлены как отдельный дом, в течение ста лет работали коллежские чиновники.

По одной из легенд, при императоре Павле I чиновников, которые не успевали выполнить дневной план работ, отказывались перевозить на другой берег Невы, поэтому им приходилось ночевать прямо на работе (вот бы и сейчас так!). После замены коллегий на министерства здание передали Педагогическому институту. С 1835 года и по сегодня в нем работает Санкт-Петербургский государственный университет.

Адрес: Университетская набережная, 7/9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector