Какая вера у египтян: язычество, христианство или ислам?
Содержание:
Что такое авраамические религии?
Иудаизм, христианство и ислам — главные мировые религии. Важнейшие факторы, которые объединяют их, — это Священное Писание (точнее Тора) и вера в богооткровенность своего учения.
Значение понятия
Авраамическими они называются потому, что народы, у которых они возникли, происходят от Авраама. Во всех трех религиях он почитается как праотец, но только в иудаизме — как основатель. Надо отметить, что не все представители ислама согласны с таким наименованием.
Авраамические и дхармические религии
Дхармические религии (буддизм, джайнизм, сикхизм, индуизм) в основном находят свое начало в Индии. Дхармическими они называются потому, что их объединяет вера в дхарму. Говоря простым языком, дхарма — это совокупность учений, которые помогают понять устройство жизни, вселенной, духовного мира. Их цель — совершенствование путем исполнения предлагаемых законов.
Общие черты дхармических и авраамических вероисповеданий сводятся к тому, что и те, и другие предлагают своим последователям некую концепцию, содержащую свод правил, которые помогут им достичь духовного совершенства.
Что касается их учения и философии, то отличия достаточно серьезные.
Дхармические религии исповедуют учения о множестве богов (кроме буддизма, где идея существование Бога отвергается).
Понятие о божественности у них отличается. В монотеистических учениях Богом называется только творец вселенной, а в дхармических это понятие искажено и расплывчато. Источники учения у них абсолютно разные: у одних основа — это божественное откровение, у других — философские воззрения их учителя или учителей .
Религия Египта
Ислам Ислам, самая молодая из трех мировых религий, был основан купцом Абу аль-Касимом Мухаммедом ибн Абд Аллахом ибн Абд аль-Мутталибом ибн Хашимом, родившимся в 570 г. в Мекке (сегодня Саудовская Аравия). Пророк Мухаммед был призван укрепить в арабах веру в единого бога (Аллаха).
Факты и персонажи из Библии проливают свет на миссию Мухаммеда и на связи мусульманства с христианством и иудаизмом. Откровение пришло к Мухаммеду через архангела Джебраила (Гавриила). Моисей, Иисус и Мария считаются в исламе священными фигурами истории религии. Поскольку христиане и иудеи не признали в Мухаммеде истинного пророка, он сделал ислам самостоятельной религией, которая, однако, признает христианское и иудаистское вероучения как своих предшественников.
В основных вопросах учение ислама отличается от христианского. Так, оно отрицает существование первородного греха, божественное происхождение Иисуса, его смерть на кресте, так как бог, по убеждению мусульман, существует вечно, то есть не может быть ни порожденным, ни порождающим. Слово «ислам» часто переводят как «все от бога» или «все в воле божьей». Но этим суть учения не исчерпывается. Вера опирается на «пять столпов»: исповедание веры посредством произнесения формулы «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; молитву (намаз) — пять раз ежедневно верующие молятся, обратясь лицом в сторону Мекки; раздачу милостыни нуждающимся; пост в течение месяца рамадана; паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин, если он располагает финансовыми и физическими возможностями, должен предпринять хотя бы один раз в жизни. К сожалению, для верующих исполнение этой мусульманской заповеди затруднено в связи с тем, что город Мекка не может принять всех желающих.
Шестым столпом веры дилетанты часто называют джихад, что в неточном переводе означает священную войну. Собственно, война здесь ни при чем — в основе этого понятия лежит стремление к тому, чтобы быть или стать лучшим, более преданным богу человеком. Миссионерство не относится к обязательным задачам ислама.
Главная священная книга мусульман Коран (по-арабски — «чтение, декламация») в своих 114 сурах (главах) повествует о божественном откровении, ниспосланном Мухаммеду. Коран дополняет Хадис, кратко излагающий высказывания и поступки пророка. Хадис состоит из двух частей: в первой перечисляются имена людей, передававших Хадис из поколения в поколение, начиная с того человека, который лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. Отобранные известными теологами IX-Х вв. и признанные ими подлинными отдельные фрагменты Хадиса составляют сунну, «священное предание» мусульман. В Египте живут приверженцы двух основных направлений ислама — сунниты и шииты. Большинство населения относится к суннитам. Шииты в религиозном и политическом смысле более радикально настроены, чем сунниты, но их число в Египте невелико. Ислам оказывает на семью и общество неизмеримо большее влияние, чем христианство. Основу светского законодательства в Египте образует свод норм мусульманского права — шариат, который, однако, действует в смягченной форме. Так, в Египте отказались от таких строгих наказаний, как, например, отрубание руки за воровство. Делаются попытки сблизить шариат и современное законодательство.
Коптские христиане Арабское слово «купт», европеизированное — «копт», происходит от греческого «эгиптос». Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. Местом зарождения христианства в Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Копты придерживались мнения, что Иисусу Христу присуща только одна природа — божественная, а не две — божественная и человеческая. После того как Халкидонский Вселенский Собор в 451 г. осудил монофизитство как ошибочное учение, коптская церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.
Во главе коптской церкви стоит патриарх, в настоящее время Шенуда III, резиденция которого находится в Александрии. Копты прилежно молятся и постятся (отказываются от мяса и молочных продуктов). Их литургия близка к православной традиции.
Мумификация
Мумификацию можно назвать важным моментом погребального культа. Анатомирование тела сопровождалось жрецами, которые имели сан должного уровня. Самые простые мумии, которые обрабатывались консервирующими средствами и многослойно обертывались материалом, обозначены истоком династического периода.
Определенные успехи появились к V династии. Благодаря нужному разрезу в теле покойного убирали его органы кроме сердца, а опустошенность наполняли благовониями и материалом изо льна, раскладывая мумию в довольно вытянутом положении.
Данный процесс преобразился во времена Нового царства, извлекая мозг благодаря сделанному отверстию в черепе покойного, пропитывая ткань специальными веществами, которые предохраняли от тления. Огромное процветание искусства мумификации приходится на время XXI и XXII династий. В тот период через рассеченную кожу вкладывали песок с глиной, придавая некую оживленность телу.
После этого покойника украшали красной охрой, раскрашивая его щёки и губы в алый цвет, помещая искусственные глаза. Его тело сильно затягивали сложно узорчатым и разноцветным материалом, засовывая в древесный антропоморфной конфигурации саркофаг. К сожалению, мумии Нижнего Египта оказались утраченными. Но в Верхнем Египте огромная численность мумий осталась в отличном состоянии, а еще и мумии самых важных фараонов.
Существует очень мало информации о религии додинастического периода. В тот момент письменности не было, поэтому выяснить все важные нюансы просто невозможно. Основная информация извлекается из сегодняшней этнографии и африканистики, которая позволяет понять, каким именно было мышление в Древнем Египте. Поэтому сравнительный метод можно назвать правомерным.
Особенности древнеегипетской религии
Каждый народ в период своего становления фантазировал себе богов, объясняя при этом непонятное. Древние египтяне превзошли в этом всех. Пантеон их богов обширен и многообразен. Одних люди боялись и старались задобрить, другие — были благосклонны и доброжелательны.
Пантеон богов
Мифология сохранила до наших дней имена многочисленных богов, в которых искренне верили древние египтяне. Каждый небожитель олицетворял собой конкретное событие, явление или катаклизм, имел оригинальную, символичную внешность, обладал особыми магическими способностями.
Человек с древности обожествлял солнце, ведь оно дарило свет, тепло и урожай. В древнем Египте богом солнца был Амон Ра. Он благоволил людям, относился к ним дружелюбно, по отечески заботился.
Осирис считался первым царем Египта, которого предал его собственный брат Сет. У Осириса было много назначений. Он покровительствовал сельскому хозяйству, флоре, фауне. По преданиям Осирис научил египтян всему: возделывать землю, перерабатывать урожай, заниматься различными ремеслами, лечить болезни. Кроме того, он был властелином загробного мира и проводил суд над умершими.
Для зла также нужен был свой бог. На него можно было списать все беды и несчастья. Таким повелителем страданий стал брат Осириса Сет. Чтобы умаслить капризных и переменчивых кумиров, египтяне возводили прекрасные храмы, создавали всевозможные культы. Делали богатые подношения, приносили жертвы.
Связь с искусством
Религия и искусство были неразрывно связаны друг с другом. Художники, скульпторы, архитекторы должны были работать в жестких рамках правил. Мастера искусства украшали рисунками храмы и ритуальную посуду, создавали прекрасные божественные статуи.
Главной задачей являлось оформление ухода человека в загробный мир. Стены гробницы расписывались сценами из жизни усопшего, создавался саркофаг с изображением его владельца. Это могли себе позволить представители элиты, поэтому их изображали молодыми, красивыми, высокими, изъяны тщательно скрывались. Благодаря похоронным канонам до наших дней дошли прекрасные образцы древнеегипетского искусства.
Понятие души
Все в Египте верили, что человек это:
- тело — сах;
- тень — шунт;
- имя — рен;
- привидение — ах;
- проявление сущности — ба;
- душа — ка.
Ка являлась бессмертной частью человека. После смерти для нее в гробнице устанавливали специальный гроб, чтобы душа, приходя из загробного мира за подношениями, могла остановиться здесь.
Человек умирает, когда ба выходит из тела. Когда ба возвращается, происходит воскресение. Именно поэтому египтяне бальзамировали умерших. Для подстраховки (на случай истления мумии или ее повреждения) изготавливали статую покойного, чтобы ба было, куда вернуться.
Обожествление фараонов
Власть в древнем Египте считалась божественной. Правящего фараона почитали в специальном культе. Ему поклонялись, строили в его честь храмы, где проводили посвященные ему обряды и молитвы. Считалось, что после смерти фараон становится богом, как Осирис.
Самая эффектная дань уважения к фараону выражается в помпезном обряде погребения. К нему владыка начинал готовиться сразу после воцарения. Строились гигантские пирамиды, в которые помещались золотые саркофаги. Здесь собирали различные вещи, которые могут понадобиться правителю в том мире: одежды, украшения, посуда, свитки. В итоге гробницы превращались в настоящие сокровищницы, некоторые из которых позже действительно становились разграбленными охотниками за кладами.
Отношение к смерти и загробному миру
У египтян было не принято боятся смерти. Конец воспринимался как новое начало. Люди верили в вечную жизнь после смерти. Когда мертвое тело начинали готовить к погребению, душа должна была отправиться в опасное путешествие и добраться до суда Осириса. Если после суда душа не была съедена чудовищем Аматом, то она возвращалась в свое уже подготовленное тело и имела право возродиться в мире мертвых.
Обряд мумификации и захоронения
Для богатых и бедных ритуал захоронения был разным. Обычному человеку просто копали яму, клали туда немного личных вещей, оружие, тело и просто закапывали. У богатых все было иначе. Знать строила себе богатые усыпальницы, обеспечивалась всем необходимым: к чему привыкли при жизни. Нанимали мастеров бальзамирования.
Первое, что делал бальзамировщик — извлекал органы покойного и помещал их в специальные сосуды. Затем натирал тело специальными солями и сушил около 70 суток. Затем оборачивал тело тонким льном, вкладывая между тканью амулеты, и отдавал семье. Те готовили для него саркофаг и относили в гробницу.
Культ погребального значения
Культ египетских умерших возникает, благодаря мыслям, которые привели к необходимости сохранять тело для дальнейшей жизни, поэтому был практической необходимостью. Само древнеегипетское искусство образовалось благодаря религиозным представлениям, при этом убеждение о человеческом существовании после смерти живет в месте погребения и приводит к мумификации, консервируя тело человека.
Бог анатомирования Анубис стал главным мастером мумификации. Огромное количество составляющих за исключением ритуалов и обрядов вмещает в себя погребальный культ, а место погребения человека имеет огромное значение, ведь вся знать погребалась в гробницах и пирамидах, а простые люди — в песках Сахары.
Отдых на популярных курортах Египта
|
|||
|
|||
|
Отели всех курортов |
|
|
История религии
В древности в Египте было принято многобожество. Главными богами считались Ра, Осирис, Исида. Древние египтяне признавали потусторонний мир и верили в страшный суд, на котором будет взвешиваться их сердце — хорошие и плохие дела, совершённые в течение земной жизни. От назначенной участи зависела величина земельного надела и привилегии в загробной жизни. Душа в представлении египтян наделялась бессмертием. В могилах обитала сущность Ка, нарушать покой которой воспрещалось. На папирусы и стены гробниц царственных особ наносились тексты молитв. Позже они были объединены египтологами в сборник — «Книгу мёртвых». Древние писания удалось прочитать после расшифровки значений иероглифов французским учёным Жаном-Франсуа Шампольоном.
Первым реформатором стал фараон Эхнатон, выступивший за отмену многочисленных культов и поклонение одному Богу Солнца — Ра. Во времена правления фараона разрушались храмы с местами для жертвоприношений и проведения языческих праздников.
Иудаизм, как и другие монотеистические религии, зародился на берегах Нила. Моисей, служивший при дворе фараона, впоследствии совершил поход в Землю Обетованную, ведя людей из египетского рабства через пустыню 40 лет (должно было сформироваться новое поколение свободных людей).
451 год до н.э. — официальная дата принятия Египтом христианства. Коптская религия, берущая начало от раннего Евангелия Марка, пришла из Римской империи. В настоящее время в стране проживает около 10% коптов-христиан. В Каире, Александрии и других городах страны сохранились древние святыни. Одна из них — Висячая церковь в столице. Её название обусловлено конструктивными особенностями: всё здание удерживают две центральные балки. Храм знаменит тем, что в нём укрывались Дева Мария с маленьким Иисусом, бежавшие от преследований царя Ирода. Церковь претерпела несколько реконструкций, однако сохранила старинное обличие.
В 640 г. началось арабское завоевание Египта. Большая часть населения приняла ислам, провозглашённый позднее официальной государственной религией. В Каире расположен главный на Востоке университет по изучению ислама — Аль-Азхар. В центре столицы доступны для обзора сохранившиеся в первоначальном виде старейшие мечети: Мухаммеда Али, Аль-Хакима, Сиди Эль Хуссейн, Голубая мечеть.
В Египте на протяжении многих веков представители разных религий существуют мирно. В 2017 году новый президент Египта Абдель Фаттах Сиси поздравил коптскую церковь с праздником Рождества. Копты — православные христиане. Крещение, Пасха и другие религиозные праздники у них совпадают с календарём Русской православной церкви.
«Религия Древнего Египта»
Религия Древнего Египта — это целостная система, практически неизменная на протяжении тысячелетий. Прежде всего для нее характерен политеизм, пантеон состоял из двух тысяч богов. Это были местные и общие боги. Как правило многие боги были «прикреплены» к «своим» городам. Но иерархия богов могла меняться в зависимости от усиления тех или иных городских центров. Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Со-тис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). С развитием царского культа происходит изменение основных форм религии. Древние боги природы превращаются в государственных богов — покровителей государственной власти. Так, бог умирающей и воскресающей природы Озирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта, и изображается в виде фараона со знаками царской власти.
В период Древнего Царства солнечный бог Ра — бог солнца и демиург мира — был главным богом.
Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона — своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным. Потому что оно «умирало» каждый вечер, странствовало под землей и «заново рождалось» каждое утро. Такой путь проделывал и гарант существования мира на земле — фараон. Это создавало свод жизненных правил для народа и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных
Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку
Другие боги египетского пантеона олицетворяли явления и отношения мироздания. Нут — богиня неба — утром рождала солнце — Ра, вечером глотала его. Зооморфные божества: Апис — бык, Бает — кошка, крокодил — Себек, Тефнут — львица, Анубис — шакал, были пережитками племенного тотемизма. Отношения богов между собой запечатлены в системе мифов, которые затем в вариациях были заимствованы греками, иудеями и другими народами.
В религии Древнего Египта особую роль играл заупокойный культ. Загробная жизнь считалась более ценной, чем земная. Условием вечной жизни после смерти была сохранность мертвого тела. Для этого умершие проходили обряд мумифицирования, длившийся около двух месяцев. Следующим условием обретения вечной жизни было соблюдение правил поведения, при выполнении которых человек попадал в счастливую страну мертвых. Не лгать, не завидовать, не причинять зла и прочее — это был первый моральный кодекс.
В период Древнего и Среднего царств фараонов хоронили в пирамидах.
Первоначальной версией этого сооружения были мастабы — прямоугольные каменные постройки. Потом ступенчатые пирамиды — как бы несколько мастаб, поставленных одна на другую. Например, пирамида Джосера, построенная архитектором Имхотепом. И только потом классические четырехсторонние пирамиды (например, пирамида Хеопса и другие пирамиды в Гизе). Но и их, несмотря на технические ухищрения, угрозу проклятий и т. д., вскрывали и грабили. Поэтому в период Нового царства перешли к захоронениям фараонов и членов их семей в тайных пещерах в так называемой Долине царей в Луксоре.
Египетские религиозные храмы были не только культовыми центрами, но и местами сосредоточения социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Гигантские размеры храмов воплощали несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и самой души.
Таблица «Религия Древнего Египта»
Божества Египта (нажмите на картинку, чтобы увеличить)
Это конспект по теме «Религия Древнего Египта». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Культура Древнего Египта
- Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.
Взаимоотношения РПЦ с египетскими властями
Подворье Русской Православной Церкви в Каире расположено в храме великомученика. Дмитрия Солунского на окраине египетской столицы. Собор построили в 1925 году стараниями русских эмигрантов, осевших жить в стране в квартале с преимущественно греческим населением.
После того, как этот район заселили арабы-мусульмане, прихожане перестали ходить в храм. Он фактически закрылся, так как богослужение в нем проходило несколько раз в год.
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Патриарх Алексий II. Стараниями Алексия II был возращен РПЦ и отремонтирован собор во имя великомученика Димитрия Солунского в Каире. Фото: upload.wikimedia.org
После того, как СССР распался, и произошло примирение РПЦЗ и РПЦ, храм передали в ведение Русской Православной Церкви. Произошло это благодаря усилиям патриарха Алексия II.
Он находился в полуразрушенном состоянии и долго ремонтировался. Торжественное открытие подворья и освящение храма состоялось 10 ноября 2000 года.
В настоящее время созданы все условия для духовного окормления россиян, проживающих в Египте и туристов из России. Иерархи РПЦ и египетские власти находятся в прямом и открытом диалоге.