Евротоннель, великобритания

Чрезвычайные ситуации

Система безопасности Евротоннеля в реальных чрезвычайных ситуациях была испытана восемь раз.

18 ноября 1996 года

В тоннеле впервые произошёл пожар — загорелся челночный поезд, везущий грузовики. 34 человека из горящего поезда, в основном водители машин, были эвакуированы в служебный тоннель прибывшей французской службой спасения. Восьмерых пострадавших вывезли из тоннеля на машинах скорой помощи. Остальные были эвакуированы с помощью другого поезда, следовавшего в противоположном направлении. Пожарная команда тушила огонь несколько часов, борясь с низким давлением воды в системе пожаротушения, сильным сквозняком в вентиляции и высокой температурой.

200 метров тоннеля были серьёзно повреждены, ещё 200 метров были повреждены частично. Некоторые участки тоннеля были прожжены на 50 мм (толщина бетонного кольца, охватывающего тоннель, равна 450 мм). Последние вагоны и локомотив поезда были полностью выведены из строя.

Все пострадавшие впоследствии полностью выздоровели. Жертв не было, в основном благодаря конструкции тоннеля и слаженной работе служб безопасности Франции и Великобритании.

Евротоннель был вновь открыт три дня спустя — 21 ноября, однако работал лишь один тоннель и только для грузовых поездов: правила безопасности запрещали пассажирские перевозки во время экстренных ситуаций. Они были возобновлены только 4 декабря. Полностью Евротоннель стал работать с 7 января 1997 года.

10 октября 2001 года

Один из поездов неожиданно остановился посреди тоннеля. Возникла паника среди пассажиров, многие оказались подвержены приступам клаустрофобии. Люди провели под землёй около пяти часов, пока их не эвакуировали через служебный тоннель.

21 августа 2006 года

Загорелся один из грузовиков, перевозимых челночным поездом. Движение по тоннелю было приостановлено на несколько часов.

11 сентября 2008 года

Произошёл пожар на французском участке тоннеля — в одном из вагонов грузового состава, следовавшего из Великобритании во Францию. Состав перевозил грузовые автомобили. В нём находились 32 человека: в основном водители, сопровождавшие свои машины. Все люди были эвакуированы. В результате пожара были госпитализированы 14 человек, которые отравились угарным газом или получили лёгкие ранения при эвакуации. Тоннель продолжал гореть всю ночь и даже утром. В Великобритании в графстве Кент образовались огромные пробки, поскольку полицейские перекрыли дороги, чтобы транспортные средства не подъезжали близко ко входам в тоннель.

После этой аварии движение в тоннеле в полном объёме было восстановлено лишь 23 февраля 2009 года.

18 декабря 2009 года

Из-за отказа системы энергоснабжения тоннеля в результате резкого перепада температуры и снегопада на севере Франции пять поездов встали в тоннеле.

Поломки произошли из-за того, что поезда не были готовы к эксплуатации в зимних условиях, у них были недостаточно защищены токопроводящие линии и подвагонное пространство. В Eurostar отметили, что все поезда ежегодно проходят техобслуживание с учётом холодной погоды, однако принимаемых мер оказалось недостаточно.

7 января 2010 года

Пассажирский поезд «Евростар» с 260 пассажирами, следовавший из Брюсселя в Лондон, застрял в тоннеле под Ла-Маншем на два часа. К поезду были направлены бригады специалистов, а также вспомогательный локомотив, взявший неисправный поезд на буксир. Представители компании «Евротоннель» заявили, что причиной поломки состава стал снег. Он попал в отсеки с электрооборудованием поезда, а после въезда в тоннель растаял.

27 марта 2014 года

Движение поездов через тоннель было прервано из-за пожара в здании, находящемся рядом с въездом в тоннель с британской стороны. Четыре состава «Евростар» были возвращены в пункты отправления в Лондон, Париж и Брюссель. Причиной инцидента стал удар молнии. Пострадавших нет.

17 января 2015 года

Движение поездов было остановлено из-за грузовика, загоревшегося в тоннеле недалеко от въезда в него со стороны Франции. Все составы, вышедшие на линию, из-за задымления были возвращены на вокзалы. Пострадавших нет.

Это был четвёртый с начала эксплуатации Евротоннеля случай, когда его закрывали из-за загоревшихся на платформе поезда грузовиков.

Города

Что касается населения, то пролив Ла-Манш более густо населён на английском берегу, чем на французском. Самым крупным является английский город Портсмут с населением 422 тыс. человек. Затем идёт Саутгемптон с населением 304 тыс. человек. Далее следуют Плимут с населением 259 тыс. человек, Брайтон с населением 156 тыс.

человек, Торбей (130 тыс. человек) и другие города с меньшим населением.

На французском побережье самым большим является город Гавр. Его население составляет 248 тыс. жителей. Далее идёт Кале со 105 тыс. жителей, Булонь-сюр-Мер с 93 тыс. жителей и другие более мелкие города.

По грузоперевозкам Английский канал является самым оживлённым морским путём в мире. В сутки через него проходят 500 судов. При этом корабли, идущие в сторону Северного моря, двигаются вдоль французского побережья, а спешащие в Атлантику, придерживаются английских берегов.

Такое разделение связано с целой серией столкновений, которые были характерны для начала 70-х годов прошлого столетия. Именно после этого и было создано двустороннее движение с зоной разделения посередине.

Тоннели

В строительстве и на транспорте тоннель это подземный или подводный путепровод, см. рис. Также, возможно, ход или проезд, проложенный сквозь существующее сооружение (тоннели пирамиды Хеопса, и др.). Кабельный или канализационный коллектор и потерна (смотровая галерея в плотине ГЭС или другом большом рукотворном массиве) это тоже тоннели с «о».

Железнодорожный тоннель

На производстве и в энергетике тоннелями называют другие сооружения и устройства. На поз. 1 рис. ниже хорошо видны три деривационных тоннеля и деривационный канал Баксанской ГЭС в Кабарде. То есть, деривационный тоннель это водовод, а такой же канал – водосброс. Деривационные тоннели плотинных ГЭС часто называют деривационными каналами или ходами, так как они скрыты в теле дамбы; водосброс на ней – просто водосброс, безо всяких «дериваций».

Примеры производственных тоннелей

На поз. 2 – цементный завод. И тут бросаются в глаза наклонные тоннели, закрывающие транспортёры сыпучих пылящих и/или вредных и опасных веществ. Самые транспортёры могут быть какими угодно – ленточными, шнековыми, ковшовыми и др. – но тоннель вокруг них это тоннель. Синоним в данном случае – закрытый подъёмник (податчик).

Шнековый податчики (транспортёры) зерноуборочных комбайнов (вверху на поз. 3) и протравочных машин для подготовки семенного материала (там же внизу) также монтируются в тоннелях. В первом случае – во избежание потерь урожая. Во втором – по правилам техники безопасности, чтобы обработанные пестицидами семена выходили наружу просохшими и не источали в воздух ядовитых испарений. С этой целью в туннели агротехнических протравливателей нередко вдувают нагретый воздух противотоком ходу подачи (сверху вниз, от устья к истоку тоннеля).

Едва ли не каждом заводском цеху найдётся тоннель усадочный (вверху на поз. 4), холодильный (заморозочный, внизу там же), отпускной (для термоотпуска после закалки), покрасочный, сушильный, и др. В них во всех детали или сырье проходят процедуры обработки, передвигаясь от истока (горла) к устью. Синоним – туннельные агрегаты соотв. назначения. Да, да, через «у», см. ниже.

Тоннель есть и в каждом из нас. И не только в нас, но и во всех четвероногих млекопитающих (за исключением некоторых примитивных сумчатых и землероек). Вы, вероятно, уже догадались, что этот тоннель не пищеварительный тракт. Гляньте на рис. справа: это кортиев тоннель, важная часть кортиева органа – части внутреннего уха, непосредственно воспринимающей звуковые колебания. Точный медицинский термин и, пожалуй, единственный тоннель, на грамматике которого можно «погореть»: студент-медик, назвавший кортиев тоннель туннелем, рискует «жбаном» и пересдачей.

Строение кортиева органа

Есть среди тоннелей и такие, о которых психически более-менее здоровому человеку лучше и не знать. Это тоннели (кольца и обоймы) для извращённого пирсинга. Почему извращённого? См. рис. (слабонервным не смотреть!). И не только извращённого, но и губительного для здоровья: ушные раковины – средоточие активных точек (кто знаком с акупунктурой, поймёт, о чём речь), а что такое открытые всем ветрам, микробам и вирусам слизистые оболочки, объяснять не надо. Любители тоннельного пирсинга (здесь «тоннельный» пишется через «о») живут плохо и мало. Порой так мало, что не успевают полностью пожать лавры на ютубе, в блогах и соцсетях.

Способы строительства[править]

Проходческий щит

Закрытыеправить

Закрытые способы строительства тоннелей применяются как для строительства тоннелей глубокого (>20 м), так и мелкого залегания. В зависимости от того, в какой породе располагается тоннель, выбирают ту или иную технологию строительства. К закрытым способам относят:

  • Щитовой — при помощи щита проводится разработка грунта на полное сечение, а затем сооружение обделки тоннеля.
  • Способ сплошного забоя — грунт разрабатывается в забое на полное сечение, а затем с помощью временных креплений возводится обделка тоннеля.
  • Горный — грунт разрабатывается по частям, а далее по частям с помощью временных креплений возводится обделка.

Открытыеправить

Применяются, как правило, для возведения тоннелей мелкого залегания. По сравнению с закрытыми способами, открытые способы отличаются относительной дешевизной строительства, но при использовании требуют обязательного перекладывания дорог и коммуникаций, находящихся над тоннелем. К открытым способам относят

  • Котлованный способ — Разрывается котлован на полную ширину тоннеля до уровня его подошвы. Стены котлована либо оставляют под углом естественного откоса грунта, либо укрепляют в вертикальном положении. Обделку сооружают в котловане, который затем засыпают грунтом. Данный способ применялся при строительстве метро в Берлине и поэтому иногда называется «берлинским».
  • Траншейный способ — Котлован разрывается по частям, стены возводят методом «стены в грунте». Таким способом часто строят пешеходные тоннели.
  • Щитовой способ — Для возведения используется прямоугольный щит, аналогичный тому, что используется при закрытом способе. С его помощью возводят обделку тоннеля.

При сооружении тоннелей в сложных инженерных условиях используют различные специальные методы (дренаж, замораживание грунтов, кессонный способ с применением сжатого воздуха и пр.).

История возникновения

Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем возникла в конце XVIII — начале XIX века в регионе Нор — Па-де-Кале .

По проекту тоннель должен был соединять два города: Кале с французской стороны и Фолкстон с английской (этот путь не является самым коротким из возможных). Рыть предполагалось в легко податливом меловом геологическом слое, поэтому тоннель должен был пролегать глубже, чем планировалось, примерно на 50 метров ниже дна пролива, причём южная часть должна пролегать глубже, чем северная. Из-за этого французам сначала пришлось строить шахту диаметром 50 м и глубиной 60 м, чтобы достичь песчаника.

Строительство

Эти машины во время работы одновременно укрепляли стены бетонными сегментами, образующими охватывающие ствол тоннеля полутораметровые кольца. На установку каждого кольца требовалось в среднем 50 минут. Британские машины в среднем в неделю прорывали около 150 метров, тогда как французские — 110 вследствие различной конструкции машин и условий для бурения.

Для точной состыковки строящихся частей тоннеля использовалась лазерная система позиционирования . Благодаря этой системе обе стороны встретились в намеченной точке 1 декабря 1990 года на глубине 40 метров от дна пролива. Погрешность составила 0,358 метра по горизонтали и 0,058 метра по вертикали. Всего британской стороной проделано 84 км тоннеля, а французской — 69 км. Последние метры тоннеля британские и французские бурильщики проделали вручную — с помощью кирок и лопат. После этого главные тоннели соединились и британские проходческие щиты были отведены в подземные депо, а французские — демонтированы и убраны из тоннеля.

Чтобы направлять машины, оператор смотрел в экраны компьютеров и видеомониторы . Перед началом тоннельных работ спутниковые обсерватории помогали рассчитать во всех подробностях точный путь. Тонкими сверлами зондировали образцы известковой глины, показывающие, в каком направлении двигаться более чем на 150 метров. Лазерный луч, направляемый на светочувствительную точку комбайна, помогал водителю выбирать правильное направление.

В 6-8 км от берега проходческие комбайны строили под Ла-Маншем переходы, по которым, когда нужно, поезда можно было бы перевести из одного тоннеля в другой. Через каждые 375 метров бригады проходчиков, оснащенные малогабаритной техникой, прокладывали переходы, чтобы соединить главные тоннели со служебными.

В арке над служебным тоннелем провели каналы снижения давления, которые соединили два главных тоннеля.

Проект был завершён за 7 лет силами 13 тыс. рабочих и инженеров.

Система безопасности

Евротоннель состоит из трёх тоннелей — двух основных, имеющих рельсовый путь для поездов, следующих на север и юг, и одного небольшого служебного тоннеля. Служебный тоннель через каждые 375 метров имеет проходы, объединяющие его с основными. Он разработан для доступа к основным тоннелям обслуживающего персонала и аварийной эвакуации людей в случае опасности.

Каждые 250 метров оба основных тоннеля соединяются между собой особой системой вентиляции, расположенной сверху служебного тоннеля. Эта система воздушных шлюзов позволяет свести на нет поршневой эффект , образуемый движущимися поездами, распределяя воздушные потоки в соседний тоннель.

Все три тоннеля имеют две развязки, позволяющие поездам беспрепятственно перемещаться между тоннелями.

Транспортная система

Для Евротоннеля построена линия TGV LGV Nord Europe
, благодаря чему из Парижа в Лондон можно добраться за 2 часа 15 минут.

Сам тоннель поезда компании Eurostar преодолевают за 20 минут, а Shuttle — за 35 минут.

На линии Евротоннеля действует четыре типа поездов:

  • высокоскоростные пассажирские поезда TGV Eurostar , действующие между лондонской железнодорожной станцией Сент-Панкрас , парижским Северным вокзалом (Gare du Nord
    ) и станцией Midi/Zuid в Брюсселе с остановками в Ашфорде , Кале и Лилле .
  • пассажирские челночные поезда Eurotunnel Shuttle
    , перевозящие автобусы , легковые автомобили и фургоны между Сангаттом и Фолкстоном . Благодаря особой системе погрузки весь процесс въезда автомобиля в вагон занимает не более восьми минут, при этом пассажиры остаются внутри своих машин.
  • грузовые поезда Eurotunnel Shuttle
    с открытыми вагонами, в которых перевозят грузовики, при этом сами водители едут в отдельном вагоне.
  • грузовые поезда. Эти поезда могут перевозить различные грузы и контейнеры между континентальной Европой и Великобританией.

Евротоннель требует от Франции и Британии 9,7 миллиона евро компенсации

Один мигрант погиб в попытке пересечь Ла-Манш

Фото Reuters

Незаконно попасть из Франции в Великобританию с начала года пытались более 37 тыс. мигрантов. Об этом говорится в заявлении компании «Eurotunnel» (Евротоннель), опубликованном сегодня. Все нелегалы были переданы в руки правоохранительных органов, передает Интерфакс со ссылкой на документ. В руководстве компании уже призвали Францию и Великобританию принять необходимые меры для сокращения подобных случаев проникновения в Евротоннель.

Накануне более 2 тыс. нелегальных мигрантов штурмовали Евротоннель во французском порту Кале. Это стало самой масштабной попыткой пересечь Ла-Манш.

«Le Figaro» пишет, что вторжение мигрантов в Евротоннель привело к смерти одного из них. В ночь с понедельника на вторник 2200 нелегальных иммигрантов пытались перейти Ла-Манш в Кале. Источник в полиции рассказал, что тело мигранта было обнаружено утром. Уроженец Судана попал под грузовик. Погибший стал девятым с начала июня.

Вторжение в Евротоннель началось около 22 часов в понедельник и закончилось около 6 утра вторника. Полицейский из Кале сообщил, что обычно перейти Ла-Манш пытаются 500 или 800 человек, «но это вторжение было неслыханным». Во время вторжения 15 мигрантов получили травмы, преимущественно переломы, и были доставлены в больницу в Кале, пишет «Le Figaro».

«Le Monde» также пишет о гибели мигранта в массовой попытке перейти на другую сторону Евротоннеля. Издание отмечает, что почти 3 тыс. мигрантов находятся в Кале в надежде попасть в Великобританию. Погибшему суданского происхождения было 25-30 лет, его сбил грузовик. Переходы мигрантов из Франции в Великобританию по Ла-Маншу происходят ежедневно в течение уже нескольких недель. Порт Кале был заблокирован бастующими моряками и июня, тогда же были усилены меры безопасности портов, что побудило мигрантов искать альтернативные пути, чтобы попасть в Великобританию.

Французское издание пишет, что премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон «очень обеспокоен» последними попытками вторжения в Евротоннель. По его словам, Великобритания работает в тесном сотрудничестве с французскими властями. В частности, обе стороны хотят укрепить сотрудничество между службами безопасности и разведки, чтобы разрушить сеть нелегальной миграции.

Тем временем Евротоннель требует компенсации в размере 9,7 млн. евро от французских и британских властей. Средства должны покрыть расходы компании и убытки, связанные с притоком мигрантов с начала года. Сегодня Евротоннель сообщил, что вложил значительные средства в заборы, освещение, камеры, инфракрасные барьеры и увеличение в два раза штата персонала.

На прошлой неделе на крыше одного из поездов в Евротоннеле было обнаружено тело мигранта. Группа нелегалов пыталась попасть на территорию Великобритании, зацепившись за вагоны товарного состава. Один из мигрантов сорвался в тоннеле. Другой инцидент произошел в июне, тогда нелегал погиб в тоннеле, пытаясь забраться на движущийся поезд.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Самые длинные тоннели[править]

«Готард» 57 км

Готардский базовый тоннель (Gotthard) — крупнейший строящийся тоннель за всю историю Европы, запланированная протяжённость — 57 км (включая служебные и пешеходные ходы — 157 км), что сделает его самым длинным железнодорожным тоннелем в мире. Проект планируется завершить в 2015 г.

«Сейкан» (en) 53,9 км

Самым длинным на сегодня является японский тоннель «Сейкан», соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо. Тоннель открыт для движения 13 марта 1988 года.

Лердальский тоннель в Норвегии — самый длинный автомобильный, имеет протяжённость 24,5 километра. Открыт в 2000 году.

«Евротоннель» 49,94 км

«Евротоннель»

  • Евротоннель, проложенный под Ла-Маншем между Фолкстоуном (графство Кент, Великобритания) и Кале (Франция). Несмотря на то что этот тоннель уступает по общей протяжённости туннелю Сейкан, его подводный участок (около 39 км) на 14,7 км длиннее подводного участка железнодорожного туннеля Сейкан. Тоннель под Ла-Маншем официально открыт в г.
  • Самым длинным сухопутным тоннелем является Лёчберг на линии Берн — Милан, который находится в Швейцарии. Его длина 34 километра. Он соединяет район Берна и Интерлакена с районом Брига и Церматта.

Тоннель английского канала (ла-Манш)

седьмые
Eurotunnel технически состоит из трех туннелей — двух основных, с железнодорожной линией для поездов, идущих на север и юг, и одного небольшого туннеля.

Официальный туннель, каждый 375 метров, имеет переходы, которые сочетают его с основными.

Он предназначен для доступа к основным туннелям обслуживающего персонала и эвакуации людей в чрезвычайных ситуациях в случае опасности.

восьмых
Дорожный транспорт пересекает тоннель перед туннелем в поезде вагонов специального поезда.

В то же время водители и пассажиры легковых автомобилей, перевозимых Eurotunnel Shuttle, не покидают свои транспортные средства.

Процесс загрузки автомобиля в автомобиль занимает до восьми минут.

Строительство тоннеля под английским каналом, 1993 год.

девятую
В течение двадцати лет работы Eurotunnel произошло семь крупных инцидентов, которые привели к прерыванию нормальной работы туннеля в течение нескольких-нескольких месяцев.

Большинство инцидентов были вызваны пожарами, но благодаря профессиональным действиям выживших жертвы бежали.

десятые
Около 10 миллиардов фунтов стерлингов были потрачены на строительство Евротуннеля, а затраты на планирование строительства превысили 80 процентов.

По мнению экспертов, период возмещения проекта может превышать 1000 лет.

источник

Трансатлантический тоннель
— существующий в виде концептуальных проектов тоннель, который должен проходить под Атлантическим океаном между Северной Америкой и Европой и предназначен для какой-либо из разновидностей общественного транспорта (в большинстве предложений это поезда со скоростью движения от 500 до 8000 км/ч (недоступная ссылка с 27-11-2017 ).

В настоящее время существуют лишь концептуальные проекты. Работы по созданию такого тоннеля сейчас не ведутся, в ближайшем будущем не планируются.

Последствия

Вдоль 50-метровой длины туннеля обычная толщина обделки туннеля 40 сантиметров была уменьшена до средней глубины 17 сантиметров, а самая тонкая часть составила 2 сантиметра

Меловой мергель не показал никаких признаков разрушения или разрушения, но в качестве меры предосторожности были установлены своды шахт. На участке длиной 240 метров (70 метров в сторону Великобритании, 170 метров в сторону Франции) повреждение бетона распространялось еще на первый набор арматурных стержней

Поверхностные повреждения поверхности бетонных сегментов были очевидны на протяжении следующих 190 метров туннеля. В непосредственной близости от пожара были разрушены службы, в том числе высоковольтные кабели, низковольтные кабели, средства связи, системы освещения, тяговые и распределительные коробки на протяжении 800 метров. Пришлось заменить 500 метров пути, 800 метров воздушной линии, 800 метров холодильной трубы и сигнальное оборудование на протяженности 1500 метров. Четыре эвакуационных переходных прохода и пять каналов сброса давления пришлось переоборудовать с новыми дверями и амортизаторами. Повреждение произошло в интервале 3. Обслуживание через туннель возобновлено с использованием однопутного пути, работающего в параллельном интервале 4. При поэтапном повторном открытии движение грузовых поездов было восстановлено 29 ноября 1996 года, за ним последовали услуги Eurostar 4 декабря и автобусы для туристов. 10 декабря для автомобилей и 6 января 1997 г. для автобусов. Договоренность о ремонте была достигнута к 24 января 1997 года. Строительные работы по ремонту стены туннеля были выполнены французским подрядчиком Freyssinet за 60 дней. За этим последовала замена пути, воздушной линии и сигнализации на Евротоннель, и, завершившись менее чем за месяц, туннель был полностью открыт 15 мая 1997 года.

Повреждения поезда были сосредоточены в задней половине. Передний локомотив, грузовой вагон и передние грабли (включая грузовик, перевозящий опасные грузы) получили незначительные повреждения от жары и дыма: все они были повторно использованы после тщательной очистки и мелкого ремонта. Задние грабли получили серьезные термические повреждения: одиннадцать вагонов и задний локомотив были утилизированы, как и большинство перевозимых грузовиков.

Грамматика

Слово «тоннель» (или «туннель») – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения. Состоит из одного лишь корня. Постановка ударения и разделение переносами тон-не́ль. Падежные формы:

  • Именительный: тонне́ль; тунне́ль (ед. ч.); тонне́ли; тунне́ли (мн. ч.).
  • Родительный: тонне́ля; тунне́ля (ед. ч.); тонне́лей; тунне́лей (мн. ч.).
  • Дательный: тонне́лю; тунне́лю (ед. ч.); тонне́лям; тунне́лям (мн. ч.).
  • Винительный: тонне́ль; тунне́ль (ед. ч.); тонне́ль; тунне́ль (мн. ч.).
  • Творительный: тонне́лем; тунне́лем (ед. ч.); тонне́лями; тунне́лями (мн. ч.).
  • Предложный: тонне́ле; тунне́ле (ед. ч.); тонне́лях; тунне́лях (мн. ч.).

Исходная форма «тоннель» происходит от романского «tonne» – бочка; «tonnel» –незакупоренная бочка, бочонок, кадушка. Романский язык это поздняя площадная (разговорная) латынь, сильно разбавленная «варварскими» словами и грамматическими конструкциями. Именно романский язык послужил основой основных западноевропейских языков, кроме греческого, в то время как высокая (литературная и официальная) латынь дожила до сих пор в специальной терминологии. Столь непохожие друг на друга фламандский (верхнеголладский) и тосканский вышли из одной колыбели – романской.

Форма же «туннель» есть калька (буквальный перенос) с английского «tunnel». Английский – международный язык современности, так что формально обе формы равнозначны (простите за невольный каламбур).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector