Музей прадо
Содержание:
Что посмотреть
В запасниках музея Прадо хранится самая обширная коллекция полотен Босха, Гойи, Мурильо, Эль Греко. В залах картины классифицированы по историческим периодам, начиная от эпохи Возрождения до 17-го века. Общее собрание насчитывает более 4 000 шедевров.
Сектор фламандского искусства
Фламандская живопись оказалась в галерее Прадо не случайно — долгие годы земли Бельгии находились под испанской короной. Для творчества художников-примитивистов отведен нулевой этаж. Центральный экспонат выставки — триптих Босха «Воз сена». Основной сюжет разворачивается вокруг огромной повозки с сеном, где восседает император, а представители других сословий пытаются ухватить как можно больше сухой соломы. По мнению некоторых искусствоведов, триптих — иллюстрация фольклорной мудрости: «Мир — это стог сена».
Как доехать до музея?
До музея Прадо можно доехать, как на маршрутке или метро, так и на арендованной машине. Если вы решили отдать предпочтение городской маршрутке, то нужно сесть на автобус №10, 27, 34 или 45, который останавливается на станции «Музей дель Прадо», расположенной прямо у входа в музей. Что касается метрополитена, то в этом случае нужно на красной ветке сесть в поезд на станции «Банко де Испания», или же на голубой ветке, на станции «Atocha».
Если вы взяли в аренду автомобиль, из аэропорта следует выехать на улицу Испанидад, но по развилкам никуда не съезжать, а добраться до автострады Эсте. Далее нужно проехать здание Национального антропологического музея, до станции метро «Atocha», от которой необходимо пару метров пройти пешком. Дорога займет не более получаса.
Музей Тиссена-Борнемисы
- Режим работы: пн. — 12:00—16:00, со вт. по вс. — 10:00—19:00.
- Стоимость: полный билет стоит 13 € (≈ 930 руб.), льготный — 9 € (≈ 640 руб.). По понедельникам вход бесплатный.
Музей Тиссена-Борнемисы — третий после Прадо и Центра искусств королевы Софии по важности. Вместе они составляют «Золотой треугольник искусств» Мадрида
В Музее Тиссена-Борнемисы собраны работы импрессионистов, экспрессионистов, а также европейские и американские полотна второй половины XX века. Ещё здесь можно посмотреть итальянских примитивистов, английских, немецких и голландских художников.
Музей Тиссена-Борнемисы — третий после Прадо и Центра искусств королевы Софии по важности. Фото: Enrique Palacio Sansegundo/Shutterstock (справа), Page Light Studios/Shutterstock (слева)
Ссылки [ править ]
- The Art Newspaper , Марк ч 31,2021
- , The Art Newspaper , 2014. Проверено 15 июля 2014 г.
- Barrigós, Конча (21 марта 2017). . 20 минут . Проверено 1 апреля 2017 года .
- . Национальный музей Прадо . Проверено 15 ноября 2012 года .См. Также Museo del Prado, Catálogo de las pinturas , 1996, Ministerio de Educación y Cultura, Madrid, No ISBN, где перечислено около 7800 картин. Многие работы были переданы в Museo Reina Sofia и другие музеи на протяжении многих лет; другие взяты в аренду или хранятся. На новых дисплеях см.
- «The Art Newspaper», 31 марта 2021 г.
- . Випеало . Проверено 13 ноября 2020 .
- Алан Райдинг (1 августа 1990 г.). . Нью-Йорк Таймс . NYTimes.com . Проверено 15 ноября 2012 года .
- Алан Райдинг (1 мая 1995 г.). . Нью-Йорк Таймс . NYTimes.com . Проверено 15 ноября 2012 года .
- ^ Аль Гудман (19 ноября 1998 г.). . Нью-Йорк Таймс . NYTimes.com . Проверено 15 ноября 2012 года .
- . Национальный музей Прадо . Проверено 15 ноября 2012 года .
- Ханна МакГиверн (25 ноября 2016 г.), 27 ноября 2016 г. в газете Wayback Machine The Art Newspaper .
- ^ Рафаэль Миндер (25 ноября 2016 г.), New York Times .
- (на испанском языке). Национальный музей Прадо . Проверено 15 ноября 2012 года .
- . ABC . Проверено 13 ноября 2020 .
- . Национальный музей Прадо . Проверено 15 ноября 2012 года .
- ^ Майкл Киммельман (21 ноября 1993 г.). . Нью-Йорк Таймс . NYTimes.com . Проверено 15 ноября 2012 года .
- Дейл Фукс (24 декабря 2004 г.). . Нью-Йорк Таймс . NYTimes.com . Проверено 15 ноября 2012 года .
- Тремлетт, Giles (14 января 2009). . Хранитель . Лондон: Guardian News & Media Limited . Проверено 5 марта 2019 .
- . Google.com . Архивировано из 17 -го января 2009 года . Проверено 24 января 2009 года .
- . Проверено 21 февраля 2021 года .
Экспозиции
Коллекция музея весьма обширна (свыше 8,5 тысяч картин и 700 скульптур) и по праву может гордиться наличием всемирно известных произведений искусства, созданных в разные века испанскими и европейскими творцами. Первоначальные основы музейного собрания формировались исходя из вкусов и предпочтений испанских монархов 16-17 века, поэтому некоторые периоды искусства представлены в экспозициях менее ярко, чем другие. Основные коллекции музея в наше время упорядочены по 7 тематическим разделам.
Испанские мастера по 17 век
В данном разделе находится свыше 2 тысяч картин, охватывающих период от 12 до конца 17 века. Здесь можно увидеть, как романские росписи часовни Мадеруэло, так и работы ведущих испанских живописцев эпохи Возрождения: Хуана де Фландеса, Луиса де Моралеса, Эль Греко, Рибера, Мурильо, Переда и прочих. Отдельного внимания заслуживает экспозиция работ Веласкеса, ведь Прадо принадлежит почти половина всех его картин, которые известны на сегодняшний день. Помимо этого в разделе представлены образцы основных жанров художественного искусства в стране той эпохи, от религиозной живописи до натюрморта или придворной портретной живописи.
Итальянские и французские мастера по 17 век
В этом разделе представлены картины, которые в основном созданы в период 1400-1699 годов. Выставочные залы итальянского искусства пестрят именами выдающихся художников: Тинторетто, Рафаэль, Веронезе, Фра Анджелико, Боттичелли, Караваджо. Коллекция французского искусства менее обширна из-за особенностей политической обстановки между Францией и Испанией в 16-17 веках, но также заслуживает внимания из-за наличия прекрасных работ Николя Пуссена, Жоржа де ля Тура, Антуана Ватто, Франсуа Буше, Клода Верне и других.
Фламандские мастера и северные школы
Одна из крупнейших мировых коллекций фламандской живописи была собрана королями Испании из династии Габсбургов, когда старые Нидерланды находились под их властью. Свыше 1 тысячи картин представлены в экспозициях данного раздела, среди которых можно увидеть обширную коллекцию работ Босха, полотна Питера Брейгеля Старшего, Ван Дейка, Ганса Мемлинга, Ван дер Вейдена, Рембрандта и многих других. Рубенса, любимого художника испанского короля Филиппа IV, нередко называют «Королем музея», ведь в Прадо хранится 90 картин этого прославленного живописца.
Живопись 18 века и творчество Гойя
Данный раздел, насчитывающий около 1 тысячи картин, составляют европейские мастера из Испании, Италии, Франции, Германии и Англии. Небольшое количество картин представляет в выставках и другие страны, такие как Америка, Польша, Россия и прочее. Ключевой фигурой испанского искусства 18 века является Франсиско Гойя, творчество которого освещено в экспозициях музея Прадо очень полно и разносторонне, от гобеленовых досок для Королевской мануфактуры до собрания картин, рисунков и личных писем.
Живопись 19 века
Данный раздел является одновременно и самым обширным по количеству картин, и самым малоизвестным, поскольку до 2007 года основная часть коллекции выставлялась сначала в Музее современного искусства, а затем в здании Касон дель Буэн Ретиро. В 2009 году наиболее выдающиеся полотна этой коллекции были помещены в экспозиции в здании Вильянуэва. Здесь можно увидеть картины позднего периода Гойя, собрание работ Хоакина Сорольи, Аурелиано де Беруэте и других.
Рисунки, гравюры и фотография
Раздел сформирован из огромного числа экспонатов: свыше 9 тысяч рисунков, около 6 тысяч гравюр и 10 тысяч фотографий, собранных различными музеями и частными коллекционерами в 19-20 веках. Экспозиции упорядочены по нескольким подразделам в зависимости от страны происхождения, художественного стиля и других аспектов.
Скульптура и декоративно-прикладное искусство
Коллекцию скульптур музея Прадо составляют свыше 900 произведений разных эпох, начиная от греко-римского периода и заканчивая 19 веком. Древние скульптуры, особенно римского происхождения, в свое время приобретались испанскими королями для украшения загородных поместий и резиденций. Яркими образцами искусства древнеримского периода является скульптурная группа «Орест и Пилад», а также скульптура Апофеоз Клавдия. Эпоха Возрождения представлена в экспозициях работами Джамболоньи, Бандинелли, Помпео Леони. В коллекцию декоративного искусства включены разнообразные предметы: гобелены, ювелирные изделия, мебель, столовое серебро, керамика, фаянс, фарфор, доспехи, веера и многое другое.
История и современность
Годом основания музея считается 1819, однако, история создания коллекции начинается намного раньше.
В Испании коллекции произведений традиционно занимались монархи, поэтому и направления искусства определялись личным вкусом королей. Первым королем, которому удалось не только собрать, но и сохранить уникальную коллекцию живописи стал король Карлос I, правящий страной в первой половине XVI века. Любимым художником этого правителя был Тициан, поэтому он отдавал предпочтение работам именно этого мастера.
Наследником Карлоса I стал Филипп II, который продолжен дело своего отца, собирая лучшие образцы предметов искусства, не только на территории Испании, но и на завоеванных землях. Именно во времена активных испанских завоеваний коллекция, которая со временем стала основой собранная музея Прадо, пополнилась произведениями мастеров итальянской и нидерландской живописи.
При Филиппе II приобретались не только картины религиозного содержания, но и жанровые произведения искусства, портреты. Коллекция была выставлена в загородной резиденции монархов, но видеть ее могли, разумеется, только избранные.
Филипп III, сменивший на троне Филиппа II, не интересовался искусством, поэтому коллекция за время его правления не пополнялась. А вот следующий наследник короны Филипп IV был истинным ценителем живописи и страстным коллекционером. Представители посольства во времена правления Филиппа IV были обязаны отслеживать появление на художественном рынке новинок и приобретать самое лучшее для королевской коллекции.
После того, как в начале XVIII века королевский трон в Испании заняла династия Бурбонов, направление отбора полотен для монаршей коллекции изменилось, так король Карл III приобретал, в основном, произведения французских и немецких художников.
Сама идея превратить частную коллекцию королевского дома в публичное собрание родилась к концу XVIII века, но осуществить ее удалось только спустя много лет. Здание для музея было решено строить в парке Прадо, что и определило название будущего музея.
Архитектором де Вильянуэва был разработан проект и начато строительство здания, однако, во времена нашествия наполеоновских войск сильно пострадало и само здание, и собрание картин (часть произведений была попросту украдена и вывезена).
Истинная история Прадо, как публичного заведения, начинается в 1819, в ноябре этого года открылся национальный музей Прадо в Мадриде, собрание которого насчитывало тогда 311 живописных полотен.
В создании публичного музея большое участие проявила первая супруга короля Фернанда VII – Исабель, а затем, после ее кончины, за дело взялась новая супруга – Мария. Королева Мария была саксонской принцессой, поэтому она очень хотела, чтобы музей на ее родине ничем не уступал галерее, созданной ее отцом в Дрездене.
Сегодня коллекция национального музея содержит более 7500 живописных полотен, большое количество предметов прикладного и ювелирного искусства, исторических документов.
Постоянная выставка музея насчитывает более 1300 разнообразных экспонатов, остальная часть коллекции хранится в запасниках, а часть «путешествует» по миру, выставляясь в музеях разных стран.
Постоянное пополнение коллекции привело к тому, что был поставлен вопрос о расширении и реконструкции здания музея. В 2007 году появились пристройки, которые идеально гармонируют с исторической частью, создавая единый ансамбль.
Улица Гран-Виа
- Режим работы: круглосуточно.
- Стоимость: бесплатно.
Улица Гран-Виа неофициально считается главной в Мадриде. Вдоль неё тянутся бутики, кафе, рестораны, шумные бары, кинотеатры и жилые дома, которые заслуживают не меньшего внимания, чем королевские дворцы и резиденции герцогов. Гран-Виа расположилась между станциями метро «Площадь Испании» и «Банк Испании».
Если захочешь почувствовать себя богемой, загляни в бар «Чикоте» — один из старейших в городе. Здесь любили проводить время Хемингуэй, Пикассо, Дали, Синатра и другие знаменитости.
Атмосфера бара практически не изменилась с тех времён, поэтому это место считается баром-музеем. Коктейли стоят по 10 € (≈ 700 руб.), а в обеденные часы можно заказать сет за 24 € (≈ 1700 руб.), включающий мясо, картофель и салат. Любители сладкого могут полакомиться шоколадным тортом, тирамису или тёплым яблочным пирогом за 6 € (≈ 430 руб.).
Улица Гран-Виа неофициально считается главной в Мадриде.
La Colección
- Miguel Falomir
- Director del Museo Nacional del Prado
Bienvenidos al Museo del Prado, una institución casi bicentenaria cuyo origen y poderosa singularidad debe mucho a los gustos de los monarcas de los siglos XVI y XVII. El coleccionismo entonces difería del actual. Sin pretensiones enciclopédicas, aspiraba a reunir cuantas obras fuera posible de los artistas predilectos. Ello explica que del Prado se haya dicho que es un museo de pintores, no de pinturas, pues los artistas representados suelen estarlo de forma superlativa, pudiendo preciarse de poseer los mayores conjuntos de El Bosco, Tiziano, El Greco, Rubens, Velázquez o Goya, a veces con más de un centenar obras. Este tipo de coleccionismo, visceralmente pasional, generaba también lagunas, y explica que unos períodos estén peor representados que otros, a veces porque entonces no interesaban, como sucedía con los “primitivos” italianos, otras por circunstancias históricas, como ocurrió con la pintura holandesa del Seiscientos.
El primer pintor coleccionado por los monarcas españoles, y el pilar sobre el que se erigió la colección real, fue Tiziano. La elección tuvo consecuencias decisivas para el coleccionismo regio e incluso para la propia evolución de la pintura española. Al decantarse por el campeón del color en detrimento de los pintores florentinos y romanos que defendían la primacía del “disegno”, los monarcas optaron por una pintura que primaba sus aspectos más emotivos y sensuales. A Tiziano siguieron otros venecianos (Veronese, Tintoretto) y aquellos artistas que asumieron su legado, como los flamencos Pedro Pablo Rubens y Anton Van Dyck, y la influencia de unos y otros fue decisiva para la eclosión de la pintura española en el siglo XVII, con Velázquez a la cabeza. Esta fue la viga maestra de la antigua colección real, pero no fue la única. Otros pintores y escuelas fueron incorporados desde el siglo XVI. Felipe II gustó de la pintura flamenca del XV –lo que explica nuestras colecciones de van der Weyden, Memling y, sobre todo, el Bosco- y aún más decisivo fue Felipe IV, quien no sólo encargó obras a ya citados Rubens, Velázquez y Van Dyck, también al español activo en Nápoles José de Ribera, a los franceses Nicolás Poussin y Claudio de Lorena, y a pintores italianos que contribuyeron a decorar sus múltiples residencias. Procuró además paliar lagunas existentes, agregando a la colección artistas italianos del Renacimiento italiano no veneciano como Rafael, Parmigianino o Correggio. A su muerte la colección real española era la mejor de Europa y el modelo a imitar.
Con el advenimiento de la dinastía Borbón llegaron los pintores franceses, dando inicio a un siglo, el XVIII, dominado por artistas foráneos. A los franceses les sucedieron los italianos y, en el tercer cuarto de la centuria, Madrid fue escenario de una de las rivalidades artísticas más fascinantes de Europa, cuando Carlos III empleó a dos artífices antagónicos en sus formas de entender y practicar la pintura: el veneciano Giovanni Battista Tiepolo, brillante epígono de la gran tradición, y el bohemio formado en Roma Anton Raphael Mengs, heraldo del neoclasicismo. Sólo a finales del siglo, con Goya, vuelve un pintor español a dominar el escenario cortesano.
El Prado y sus colecciones son reflejo de la historia de España, cuyo menguante papel internacional en el siglo XIX mermó su atractivo para artistas foráneos. Son ahora los españoles quienes se educan y trabajan fuera: en Roma a principios de la centuria, y desde mediados en París, convertida en capital mundial del arte. De ello, del fervor nacionalista que recorrió el siglo, y que nuestros pintores plasmaron en lienzos que celebraban sus gentes, paisajes e historia,y de la desamortización de los bienes eclesiásticos que, vía Museo de la Trinidad, contribuyeron decisivamente a acrecentar los fondos procedentes de la Corona, dan fe nuestras colecciones, que se cierran en 1881, año de nacimiento de Picasso. Y unas colecciones que, aunque mayoritariamente pictóricas, comprenden asimismo excepcionales testimonios escultóricos, de artes decorativas y de obras sobre papel, de la Antigüedad al siglo XIX.
Desde su creación en 1819 el Museo del Prado ha sido un decisivo actor del progreso de la historia del arte. Ha sido determinante en la recuperación de los primitivos españoles y de figuras emblemáticas como El Greco, en el encumbramiento de Velázquez a la cúspide del Parnaso pictórico español, y sus salas han servido de inspiración a algunos de los pintores más vanguardistas de los últimos 150 años. Tal es el acervo que mostramos orgullosos a nuestros visitantes.
Как добраться до музея Прадо
Галерея расположена на самой культурной улице Мадрида — бульваре Искусств. Район от вокзала Аточа до площади Сибелес отмечен на всех туристических картах города в качестве достопримечательности, обязательной к посещению.
Точный адрес: Calle de Ruiz de Alarcón, 23, 28014 Madrid, Испания.
Как добраться от аэропорта Мадрида:
-
Вариант 1
Метро:спуститься на станцию Курская, проехать 1 остановку до Площади Революции (синяя ветка). Время в пути — 53 мин.
Пешком:770 м.
-
Вариант 2
Автомобиль:ехать на север по площади Курского Вокзала через набережную Москворецкая. Время в пути — 38 мин. Расстояние — 5,2 км.
-
Вариант 3
Автобус:маршрутом М3 проехать 7 остановок от пл. Цезаря Куникова. Время в пути — 48 мин. Выйти на пл. Театральная.
Пешком:1950 м.
Как добраться от ж/д вокзала Atocha Cercanias:
-
Вариант 1
Пешком:идти на северо-запад в сторону Tunel de Atocha, затем свернуть на Plaza del Emperador Carlos V и выйти на Paseo del Prado. Расстояние — 800 м.
-
Вариант 2
Автомобиль:направляться на юго-восток по ул. Альфонсо XII, затем свернуть на ул. Альберто Бош. Расстояние — 1,1 км.
Что посмотреть
В запасниках музея Прадо хранится самая обширная коллекция полотен Босха, Гойи, Мурильо, Эль Греко. В залах картины классифицированы по историческим периодам, начиная от эпохи Возрождения до 17-го века. Общее собрание насчитывает более 4 000 шедевров.
Сектор фламандского искусства
Фламандская живопись оказалась в галерее Прадо не случайно — долгие годы земли Бельгии находились под испанской короной. Для творчества художников-примитивистов отведен нулевой этаж. Центральный экспонат выставки — триптих Босха «Воз сена». Основной сюжет разворачивается вокруг огромной повозки с сеном, где восседает император, а представители других сословий пытаются ухватить как можно больше сухой соломы. По мнению некоторых искусствоведов, триптих — иллюстрация фольклорной мудрости: «Мир — это стог сена».
Collection
- Miguel Falomir
- Museo del Prado’s director
Welcome to the Museo del Prado, an institution dating back almost 200 years and one whose origins and unique nature are largely due to the collecting tastes of Spain’s 16th- and 17th-century monarchs. Collecting at that period differed from the present day. Rather than aiming at comprehensiveness, collectors aimed to assemble as many works as possible by their favourite artists. This explains why the Prado has been described as a museum of painters not of paintings, given that its artists are represented in a superlative manner with, for example, the largest holdings of Bosch, Titian, El Greco, Rubens, Velázquez and Goya, some numbering more than 100 works. This type of instinctive collecting also resulted in gaps and explains why some periods are less well represented than others, either because they were not of interest, for example the Italian Primitives, or for historical reasons, as with 17th-century Dutch painting.
The first painter collected by the Spanish monarchy and the founding pillar of the Royal Collection is Titian. This choice had decisive consequences for royal collecting and for the very evolution of Spanish painting. By opting for the great champion of colour over the Florentine and Roman painters who upheld the primacy of disegno, the Spanish monarchs focussed on a type of painting which emphasised the most emotional and sensual aspects. Titian was followed by other Venetians (Veronese, Tintoretto) and by artists who took up their legacy, including the Flemish painters Peter Paul Rubens and Anthony van Dyck. Their influence was crucial for the flowering of Spanish painting in the 17th century, led by Velazquez. This school is the lynchpin of the old Royal Collection but it is not the only one, and other painters and schools were added from the 16th century onwards. Philip II admired 15th-century Flemish painting, hence the presence of works by Van der Weyden, Memling and above all Bosch, while still more important was Philip IV, who not only commissioned works from Rubens, Velázquez and Van Dyck but also from José de Ribera, a Spaniard active in Rome, from the French artists Nicolas Poussin and Claude Lorrain, and from the Italian painters who worked on the decoration of his numerous residences. Philip also attempted to fill gaps in the collection, acquiring works by non-Venetian Italian Renaissance painters such as Raphael, Parmigianino and Correggio. On his death the Spanish Royal Collection was the greatest in Europe and the example to be emulated.
The arrival of the Bourbons at the start of the 18th century led to the employment of French painters, initiating a new century dominated by non-Spanish artists. The French were followed by the Italians, and in the third quarter of the century Madrid was the setting for one of the most fascinating artistic rivalries in Europe when Charles III employed two artists with totally opposing ways of understanding and practising painting: the Venetian Giovanni Battista Tiepolo, a brilliant descendent of the great tradition of art, and the Bohemian trained in Rome, Anton Rafael Mengs, the herald of Neo-classicism. It was only with Goya at the end of the century that a Spanish painter once again dominated the court scene.
The Prado and its collections reflect the history of Spain, whose waning role on the international stage in the 19th century reduced its appeal for foreign artists. Spanish artists now trained and worked abroad: in Rome at the beginning of the century, and from the mid-century onwards in Paris, the new world capital of art. The nationalistic fervour that characterised the entire century, reflected by Spanish artists in canvases celebrating the country’s peoples, landscapes and history, and the Disentailment of ecclesiastical possessions which, when they entered the Prado from the Museo de la Trinidad, significantly enriched the original holdings from the Royal Collection, are all reflected in the Museum’s collections, which terminate in 1881, the year of Picasso’s birth. Furthermore, while primarily oriented towards painting, these collections also include outstanding examples of sculpture, the decorative arts and works on paper, from antiquity to the 19th century.
Since its foundation in 1819, the Museo del Prado has played a key role in the evolution of art history. It has been crucial for the rediscovery of the Spanish Primitives and emblematic figures such as El Greco, and for positioning Velázquez as the greatest figure in the Spanish pictorial Parnassus, while its galleries have inspired some of the most avant-garde painters of the past 150 years. We are proud to show visitors this great artistic patrimony.
«Менины»
«Менины» принадлежат перу Диего Веласкеса, камергера и придворного живописца испанского короля Филиппа IV. Картина была закончена в 1656 году. Она известна во всём мире благодаря своей необычной перспективе: здесь реальность переплетается с иллюзией.
Действие происходит в мастерской Веласкеса — сам художник выглядывает из-за мольберта в левой части картины. Он трудится над портретом Филиппа IV с женой Марианной, которые присутствуют словно «за кадром» — их отражения можно увидеть в зеркале на заднем плане.
Центром картины является дочь Филиппа и Марианны — инфанта Маргарита. Маленькая девочка окружена фрейлинами — менинами, отсюда и название произведения. Композицию завершает мужчина в дверном проёме, один из личных придворных королевы.
История создания
Предпосылки к созданию в Мадриде музея появились еще в 17 веке, когда многие именитые художники и королевские министры ходатайствовали перед испанскими монархами о создании заведения, где можно было бы размещать частные коллекции изобразительного искусства. В 1757 году Фердинанд VI с подачи своей супруги Барбары Браганса решил создать художественный музей, но спустя год королева скончалась, а сам Фердинанд впал в такое отчаяние, что пережил жену всего лишь на год. Его преемник Карл III также желал видеть в Мадриде музей, но не художественный, а посвященный естественным наукам. Для этого в 1775 году он поручил архитектору Хуану де Вильянуэва создать подходящее здание (нынешний музей Прадо), но дожить до завершения строительства королю так и не довелось.
Его сын и наследник Карл IV в почти завершенном дворце подумывал устроить пинакотеку, как желал его дядя Фердинанд VI, но тут случилось вторжение наполеоновских войск, и правителем Испании стал брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Огрехи правления короля-узурпатора оставим на его совести, а вот к зарождению будущего музея Прадо он имел вполне прямое отношение – в 1809 году по его указу был учрежден Музей Жозефино. В здании Паласио Буэнависта стали размещать художественные коллекции, что в какой-то мере поспособствовало защите произведений испанского искусства от разграбления наполеоновскими войсками. После завершения французской оккупации новым королем Испании стал Фердинанд VII при котором в 1819 году в Прадо наконец был открыт Королевский музей живописи, правда, доступный к публичным посещениям только по средам с 9 до 14 часов. Первая выставка занимала всего три зала и насчитывала чуть более 300 полотен, хотя в фондах музея, основой которых была внушительная королевская коллекция, уже тогда находилось свыше 1,5 тысячи произведений искусства.
В дальнейшем коллекция музея продолжалась расширяться самыми разными путями. Так, например, в годы Первой карлистской войны в Прадо были направлены собрания из различных дворцов в окрестностях Мадрида, в число которых входили и предметы искусства из Эскориала. После свержения с престола в 1868 году королевы Изабеллы II коллекции Королевского музея живописи подверглись национализации. В 1872 году в фонды музея были добавлены коллекции упраздненного музея Тринидад, в котором несколько десятилетий хранились сокровища и произведения искусства, изъятые у монастырей во время так называемой конфискации Мендисабаля в 1830-40-х годах. После слияния коллекций учреждение получило название Музей живописи и скульптуры, и только в мае 1920 года оно было переименовано в Национальный музей Прадо.
К этому моменту фонды музея существенно увеличились за счет новых приобретений и частных пожертвований, в связи с чем здание музея уже перенесло несколько преобразований в начале 20 века, за которыми последовали новые перестройки в 1920-30-х годах. В 1936 году директором музея Прадо был избран Пабло Пикассо, известность и авторитет которого помогли спасти основную часть коллекции музея в годы Гражданской войны, когда экспонаты удалось тайно эвакуировать в Женеву. В послевоенные годы музей вновь перенес ряд расширений, а также со временем получил в распоряжение два отдельно стоящих здания: Касон дель Буэн Ретиро и Салон де Рейнос. Туристический бум, начавшийся в конце 20 века, породил новые изменения в облике музея, который за последние десятилетия был существенно модернизирован и обрел несколько новых выставочных пространств.
История
Музейная коллекция Прадо формировалась постепенно. В течение нескольких столетий испанская монархия собирала работы выдающихся художников для частных выставок. Идею объединения разобщенных сокровищ под единым знаком государственной короны предложил Карл V. Монарх организовал первую выставку для избранных — насладиться картинами и скульптурами могла только светская публика и знать. Выставочные залы организовали в загородной усадьбе Эль Пардо. Когда коллекция пополнилась религиозной живописью, картины расположили в Эскориале, а вход сделали свободным для всех желающих.
Главные экспозиции музея
Испанская живопись 1100−1910 годов. Выставка начинается на нулевом этаже, где представлены средневековые фрески и картины эпохи Возрождения. В работах Эль Греко, Рибера, Мурильо и других можно отследить все основные тенденции развития живописи в Испании. Тут хранится удивительное количество шедевров — например, более 130 работ художника Франциско Гойи. Основная коллекция художников золотого века распределена по 14-ти комнатам на первом этаже музея. Работы размещены в хронологическом порядке, при этом подчеркивается их связь с другими национальными традициями: фламандцами, венецианцами и французскими кавараджистами.
«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», Франциско Гойя / Фото: mbell1975
Итальянская и французская живопись 1300−1800 годов. Основные картины попали в музей из испанской королевской коллекции, поэтому здесь немного работ, созданных до 1500 года — тогда коллекционирование предметов искусства еще не вошло в моду. Среди ранних произведений можно увидеть картины Боттичелли, Мантенья и Фра Анджелико. Зато во времена Филиппа III в королевскую коллекцию попали работы Караваджо, Тициана, Тинторетто и других гениальных творцов, которым теперь посвящены залы на первом этаже. Картины Рафаэля выставлены в отдельной экспозиции на нулевом этаже.
Вторая картина из серии «Новелла о Настаджо дельи Онести», Боттичелли / Фото: Peter
Фламандская живопись и северные школы. Фламандская живопись — школа изобразительного искусства, развившаяся в XV−XVII веках на территории современной Голландии. В XV веке этот стиль очаровал всю Европу из-за реалистичной прорисовки деталей и глянцевого блеска, который достигался за счет особой масляной краски. С конца XV века Испания и бывшие Нидерланды находились под правлением династии Габсбургов, поэтому в музее Прадо собрана лучшая и самая большая в мире коллекция работ фламандцев. На нулевом этаже выставлена большая коллекция голландских примитивистов, а на первом находятся работы Иеронима Босха, известного в Испании, как Эль Боско, Питера Брейгеля Старшего, Рубенса, Джордана и Ван Дейка.
«Коронование терновым венцом», Ван Дейк / Фото: es.wikipedia.org
Немецкая живопись 1450−1800 годов. Небольшая коллекция живописи, включающая картины, написанные с XVI по XVIII века. Отдельный зал на нулевом этаже посвящен работам Лукаса Кранаха, Бальдунга Грина и Альбрехта Дюрера.
Автопортрет, Альбрехт Дюрер / Фото: es.wikipedia.org
Английская живопись 1750−1800 годов. В музее Прадо собрана удивительная коллекция портретов XVIII и XIX веков — эпохи культурного расцвета Британии. На первом этаже находится экспозиция картин Гейнсборо, Рейнольдса и Лоуренса.
«Помпейская сцена», Лоуренс Альма-Тадема / Фото: ru.wikipedia.org
Скульптура. В Прадо находятся более 220 классических скульптур, привезенных из Италии. На их примере можно вживую увидеть, как эволюционировало искусство со времен Древней Греции до XIX века.
Фото: Verónica Bautista
Рисунки и эстампы. В музее находится более четырех тысяч рисунков, 500 из которых выполнены Франциском Гойя — это самая большая в мире коллекция произведений художника. Рисунки и гравюры, в основном, демонстрируются на временных выставках.
Фото: Alex Segre
Декоративное искусство. Здесь собраны множество живых памятников эпохи: выдающаяся коллекция столов и досок из флорентийского камня, множество инструментов из горного хрусталя, а также более 1300 медалей и около 1000 разнообразных монет. Среди других необычных экспонатов тут выставлены фламандские гобелены, керамика Талавера, фарфор из Буэн-Ретиро и старинная мебель. Фишка коллекции — драгоценности Филиппа V, унаследованные им от отца. Выставка «Сокровища дофина» проходит на нулевом этаже.
Фото: Galayos