Новоафонский монастырь

Музей Абхазского царства

История абхазской государственности уходит своими корнями во времена глубокой древности, когда крупные родовые общины объединялись в племена, известные в античных письменных источниках под названием
апсилы, абазги, саниги, зихи. 

Для освещения многосторонних (светского и религиозного) аспектов исторического развития Анакопии – Нового Афона и абхазской государственности, в наиболее посещаемом месте города, у храма св. ап. Симона Кананита, в 2010 году был организован музей Абхазского Царства.

 В экспозиции музея представлены палеонтологические, археологические и этнографические предметы и материалы, показывающие историю абхазской государственности, исторические реконструкции военного и охотничьего снаряжения, макет абхазской усадьбы, дореволюционные виды Анакопии – Нового Афона, выдающиеся личности и типажи абхазов.

 Предметы, представленные в витринах, из найденных в окрестностях Анакопии, свидетельствуют о том, что на протяжении тысячелетий здесь не прерывалась жизнедеятельность человека, осуществлялся торговый обмен со странами Малой Азии, Причерноморья и далекого Востока.

 К сожалению, черпать сведения об Абхазии того времени приходится из косвенных и зачастую обрывочных фраз, упоминающих абхазских царей в контексте мировых исторических событий.

 Объединение древних абхазских родовых общин совпадало с интересами ослабевающей Римской империи, заинтересованной в сильных союзниках у своих дальних рубежей. Именно поэтому римские власти поддерживали абхазских царей, которые в свою очередь несли воинскую повинность перед римлянами.
 Самые ранние сведения об абхазских царях датируются I-II вв., и черпаются из римских летописей.

История

Присутствие Российской империи оставило заметный отпечаток на Грузии: это и поселения духоборов, молокан, староверов, курорт Абастумани и русские земли в Манглиси.

Новоафонский монастырь тоже является одним из таких следов.

Неовизантийский храм основан на месте зверски замученного апостола Симона Кананита.

Как гласит предание, сторонники Христа покидали Иерусалим из-за гонений в 44 году нашей эры со стороны иудейского правителя Ирода Агриппа.

Апостолы кинули жребий, чтобы определить, в какое место отправятся. Деве Марии выпала область Иверия, принадлежащая нынешней Грузии.

Накануне отъезда Богородица увидела сон, где ангел убеждает её остаться в Иерусалиме, чтобы предстать перед Всевышним. Поверив в сон, вместе неё в путь направились последователи Христа. Сама Мария напутствовала смельчаков в отважный путь.

Так апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный были отправлены для распространения христианской деятельности в Иверии.

По одному из толкований дорога не была столь благополучной. На месте современного Нового Афона Симон Кананит был зверски убит противниками христианства.

Строительство

История храма началась в 1874 году, когда абхазским монахам были переданы в дар деньги из государственной казны. Император Александра II таким образом преподнес пожертвование монахам Пантелеймоновского монастыря. Так появилась идея строительства крупнейшего в Российской империи монастыря на Кавказе.

Старое фото монастыря

В монастырский ансамбль входят сразу несколько объектов: 6 храмов, колокольня высотой 50 метров, трапезная монахов, расписанная фресками.

Архитектором проекта выступил Никонов Николай Никитич, известный тогда по творениям в городах Российской империи

Внимание монастыря приковывает не только снаружи, но и изнутри. Над росписью стен трудились мастера русского народного промысла, фрески делались волжскими мастерами

Первое освящение храма произошло через 14 лет после заложения его основы. Церемонию посетил Александр III и его супруга.

В 1888 году была построена небольшая часовня для приветствия царской семьи. Также был отлит большой колокол, венчавший одну из построек монастырского комплекса. Аллею из посаженных в честь приезда императора кипарисов теперь называют «царской».

Александр на церемонии преподнес в дар благозвучные часы, которые по сей день выполняют свою роль на колокольне.

Монастырь внутри:

С этого момента Новоафонский монастырь приобрел известность по всей Российской империи. Он стал безусловным религиозным центром, а в Москве и Петербурге существовали его филиалы. В них монахи учили детей правописанию и чтению.

Опустение и возрождение

Во время революционной России Новоафонский монастырь перестал действовать из-за гонений монахов за христианскую деятельность.

В советское время на горе Афон существовала турбаза и местный этнографический музей, а помещения храма использовали под склады продовольствия. В середине столетия территорию монастыря задействовали под больницу.

Восстановление работы храма и церковной службы произошло в 1994 году. Монахи наладили быт, восстановили постройки, отремонтировали основной купол монастыря. На площади храма открылись православная семинария. Часть мероприятий по восстановлению комплекса на горе Афон всё еще продолжается, несмотря на постоянный поток туристов и паломников в храм.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Что еще нужно для того, чтобы комфортно и не оскорбляя чувства верующих, прикоснуться к историческому прошлому христианской Абхазии? Обязательно следует соблюдать правила посещения Новоафонского монастыря. Мужчинам недопустимо заходить в обитель в шортах, а женщинам надо непременно покрывать голову, плечи и надевать длиннополую одежду.
В рамках экскурсии можно увидеть не только сам мужской скит, но и пещеры Новоафонского монастыря, а также тропу грешников. Так называется дорога в Новоафонский монастырь. Согласно легенде, тот человек, который пройдёт её от начала до конца, смиренно опустившись на колени, получит отпущение всех грехов.

Видео Абхазия. Новоафонский монастырь

A.R.O. blag. Видео из открытого источника https://www.youtube.com/watch?v=ZC63YE82Y5k. Не для коммерческого использования.

Что привезти из Новоафонского монастыря? Проходя по тропе грешников, можно встретить предприимчивых абхазов, у которых приобрести сухофрукты, мед и даже чачу – один из гастрономических символов страны. Также незабываемым получится фото внутри монастыря: к примеру, свод Пантелеимоновского собора очень высок, а стены расписаны прекрасными фресками, поэтому снимки не оставят равнодушными никого.
Перед посещением обязательно узнайте график работы Новоафонского монастыря и смело отправляйтесь осматривать одну из самых знаковых святынь Абхазии!

Абхазия. Новоафонский монастырь на карте.

Координаты: 43.088063, 40.820555

Приглашаем посетить эту достопримечательность в нашем туре:

  • Майские праздники в Абхазии

  • Новый Год в Абхазии

  • Треккинг в Абхазии

Строительство монастыря

1875 г. ознаменовался судьбоносным решением Александра II предоставить 327 десятин земли для возведения новой обители. Кроме этого, монахам передавались генуэзские башни и развалины средневекового храма Симона Кананита. Братия также получила право на рыбную ловлю в местной реке – Псырцхе. Перед русскими монахами стояла непростая задача – подготовить площадку для воздвижения новой обители. Это потребовало колоссальных усилий. Иеромонаху Иерону – талантливому архитектору и будущему настоятелю Новоафонского монастыря – и монахам, прибывшим в конце 1875 г. вместе с ним, удалось проделать большую работу за короткий срок:

  • вырубить кустарники и свалить деревья;
  • разровнять освободившуюся территорию и срезать часть горы;
  • разбить гигантские валуны;
  • вывезти с территории ненужную горную породу.

Строительство проходило в непростых условиях. Высота, на которой воздвигался монастырь, пугала своей величиной – 75 м. Никаких подъездных путей тогда здесь не существовало. Несмотря на препятствия, строительство велось быстрыми для того времени темпами:

  • октябрь 1876 г. – церемония освящения Покровского храма;
  • 1877–1878 гг. – приостановка строительных работ из-за русско-турецкой войны; возведенные здания разрушены неприятелем;
  • 1879 г. – восстановление Покровского храма; на это ушло всего лишь четыре месяца;
  • 8 декабря 1879 г. – утверждение Александром II устава Новоафонского монастыря;
  • 1882 г. – завершение восстановления храма Симона Кананита;
  • 1888 г. – начало возведения соборного храма; на торжественном мероприятии по этому случаю присутствовали Александр III и его супруга; царь подарил монастырю музыкальные куранты для звонницы;
  • март 1889 г. – завершение основного строительства;
  • июль 1889 г. – обитель получает чудотворную икону Богородицы «Избавительницы»;
  • 28 сентября 1900 г. – церемония торжественного освящения главного престола Пантелеимоновского храма; на мероприятии присутствовало более 20 тыс. паломников.

Абхазия в январе. Новый Афон

История Нового Афона, как и история самой Абхазии, уходит корнями в далекое прошлое. Уже III-м веке н. э. Анакопия (древнее название города) была крупным торговым городом с высоким уровнем жизни. В VIII веке с образованием Абхазского царства Анакопия стала первой его столицей. Город за свою историю носил разные названия: Трахея, Никопсия, Псырцха. В 1875 году монахи — выходцы из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне основали в городе мужской монастырь, который дал месту новое название — Новый Афон.

Строительство монастыря длилось 15 лет. В строительство и украшение комплекса вложился лично русский царь Александр III. Уже в 1890-х годах Новый Афон превратился в крупнейший религиозный центр на черноморском побережье Кавказа. Однако в Советское время монастырь постигла печальная участь. В 1924-м году советская власть закрыла его за антиреволюционную пропаганду. Монастырь снова заработал лишь в 1994-м.

В XXI-м веке эта святыня стала символом церковной смуты. Несколько лет назад от друзей семьи, проживающих в Абхазии, я услышала странную и непонятную для меня новость: Новый Афон захватили раскольники. Услышала, удивилась и забыла. И вспомнила, лишь когда увидела знакомого православного священника, читающего службу не перед алтарем, а в уголке храма. Как выяснилось, для православных открыли лишь левое крыло.

Церковный конфликт в XXI-м веке кажется мне очень странным, тем не менее от имеет место быть и тянется с 2011-го года, когда в стенах Ново-Афонского монастыря была основана секта с претензионным нащванием «Священная митрополия Абхазии», в которую вошли, в основном, националистически настроенные абхазы.

От монастыря мы идем в сторону Иверской горы, любуясь по дорге видами.

На вершине горы находятся руины Анакопийской крепости, которая была главным оборонительным сооружением Абхазии вплоть до XI-го века. Остатки крепости хорошо видны с дороги, но к сожалению, не с той точки, с которой я фотографировала. На гору можно подняться, и это было бы очень интересно, но пришлось отложить подъем на другой раз — с нами был ребенок, для которого дорога вверх могла бы оказаться тяжелой.

Поэтому мы выбрали другой путь и направились в ущелье реки Псырцха — ещё одно легенданое место.

Согласно преданию в этих местах жил и проповедовал один из ближайших соратников Иисуса Христа — апостол Симон Кананит. В Евангелиях упоминания о Симоне Кананите крайне скудны. Его имя упоминается лишь в перечислении двенадцати учеников Христа. Однако в православном мире последним пристанищем апостола считается Абхазия, а сам он стал национальным абхазским святым.

Предание гласит, что после смерти и воскресения Иисуса Христа его ученики бросили жребий, чтобы определить, кому куда идти проповедовать. Симону Кананиту и Андрею Первозванному выпало идти в земли Кавказа. Так апостол Андрей Первозванный тоже прошел по земле абхазской, но вскоре ушел проповедовать дальше на север. А Симон Кананит отсался жить в гроте близ города Трахеи (так в те времена назывался Новый Афон) на берегу реки Псырцха. Там же он принял мученическую смерть за веру — был заживо распилен пилой.

На месте казни апостола в VI веке была построена церковь, которая на момент нашего путешествия оказалась закрыта, по всей видимости на реставрацию.

Места удивительно крас ивые даже зимой. По дороге в сторону грота проходим сначала мимо заброшенной железнодородной станции. Вон она виднеется на фото. Но не зная, что это за красивое строение, и не поймешь.

Анакопийская крепость

За эти два дня во мне укрепилось мнение: чтобы любоваться красотами Абхазии, нужно быть фанатом активного отдыха. Мне нравится ходить пешком, но живу я в в равнинной местности. А тут сплошные подъемы и спуски! Пожалуй, впервые в жизни, я испытал себя на прочность в экстремальных для моего организма нагрузках. Кстати, мои дочери с легкостью переносили все тяготы тяжкого пути. Сразу после посещения пещеры мы отправились вверх, полюбоваться видом с вершины Иверской горы, где находятся руины Анакопийской крепости.

Это такие достопримечательности Нового Афона, которые обязательно нужно посетить. Нам подсказали заранее, что к месту парковки автомобилей можно добраться на такси. Мы воспользовались частным извозом и через 5 минут за 150 руб. начали 1,5 км восхождение по извилистому маршруту. Покрытие тропы было разным. Где-то частично заасфальтированное, некоторые участки покрыты каменными плитами. А часть пути засыпано некрупной галькой. Учитывая это обстоятельство, следует подумать об обуви: легкой и прочной.

Древние развалины

Не буду описывать весь путь, который изобиловал крутыми поворотами и представлял собой змейку. В одном месте мы сбились с проложенного маршрута и испытали всю прелесть «бездорожья» на крутом и опасном склоне.

Остатки бастиона Анакопийской крепости

Но все окончилось благополучно и минут через 40 мы были на вершине горы. Её украшают развалины древней крепости, старейшей достопримечательности Нового Афона. Народу, идущего вверх и спускавшегося вниз по тропе, было немного. Время было вечернее, и основная масса туристов уже покинула эти места. Мы тоже хотели спуститься вниз до темноты. Не буду описывать этапы постройки Анакопийской крепости — этого грандиозного каменного сооружения! Лишь подчеркну — человеческого ручного труда здесь затрачено немерено.

Панорама с вершины Анакопийской крепости

С вершины открывается потрясающий вид на черноморское побережье и Новый Афон. В ясную погоду даже видна столица Абхазии, город Сухум. Но и сами развалины древней крепости производят впечатление. Кроме того, здесь же можно утолить жажду в источнике, зачерпнуть из которого позволяет ворот с кружкой. Считается, что эта вода священная, поэтому нужно взять ее с собой. Мы об этом знали, поэтому заранее запаслись тарой. Кстати, вход на гору платный — 100 руб. с человека.

Вид на Новоафонский монастырь со сторожевой башни

Особо красивая панорама открывается с дозорной четырехэтажной башни! Подняться на неё можно по удобным, но довольно крутым деревянным лестницам. Это была наивысшая точка нашего подъема в этот день.

Встреча с паломниками из Воронежа

Новый Афон со смотровой площадки сторожевой башни

С верхней площадки башни Анакопийской крепости дочери сделали много снимков. Радовало большое количество туристов из России, представлявших различные регионы. Я пообщался не только с двумя женщинами моего возраста из Воронежа, но и тут же перекинулся несколькими словами с семейной парой из Новосибирска.

В Абхазии на каждом шагу слышна русская речь, в ходу только российские рубли. Из крепости до самой гостиницы мы шли пешком, на ходу обмениваясь дневными впечатлениями. У меня хватило сил добрести до моря и искупаться на закате дня. Это было здорово! Но сил поужинать уже совсем не было. Очень сильно хотелось спать. Так что лег в кровать, не ужиная. Но, не хлебом единым сыт человек, Я с избытком был переполнен дневными впечатлениями!

2014 – 2020, Яковлев. Все права защищены.

Немного исторических фактов о монастыре

Итак, строительство монастырской обители было начато в 1875 году. Монахи проделали колоссальную работу, для подготовки строительной площадки была срезана верхушка горы, вывезены тысячи тонн земли, прорублены скалы. Тяжелый подъем требовал физической подготовки и некоторых альпинистских навыков, это не то, что теперь для туристов протоптаны десятки троп к монастырю и есть даже подъезд для автомобилей. Но уже в 1877 году монастырь был разрушен во время Русско-турецкой войны, а монахам приходилось прятаться в лесах и ущелье реки Псырцха. Только в 1880 году началось восстановление пострадавшей святыни, внушительные средства были выделены Российским императором Александром III, также он подарил музыкальные куранты, до сих пор располагающиеся в главной башне.

Монастырский комплекс по-настоящему впечатляет: на территории находится шесть храмов (Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иерона, в честь иконы Божьей Матери и в честь афонских преподобных отцов, центральный — Пантелеимоновский собор). Для посещения туристов в настоящее время открыт только центральный собор. Строения выполнены в неовизантийском стиле, все стены (в том числе и в монастырской трапезной) украшены монументальной живописью художниками под руководством М. Молова, а Серебрякова и братьями Оловянниковами. Хоть нашему вниманию представлен только один собор, осматривать его можно часами!

Не зря афонскими монахами для строительства столь грандиозной святой обители была выбрана эта гора. Монастырь расположен немного выше древнейшего Симоно-Кананитского храма, который построен над мощами Святого, а за станцией Псырцха находится вход на территорию ущелья, по нему можно попасть в келью апостола (подробнее в статье «Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита»).

Ново-Афонские монахи вели активное развитие монастыря, построили на территории школу для прихожан и даже гостиницу для паломников (которая и сейчас существует под названием «Абхазия», одна из стен которой является частью древнейшей Гэнуэзской башни, в ней останавливался А.П.Чехов). Также монахи построили узкоколейную железную дорогу, установили собственную ГЭС — одну из первых во всей Российской Империи, протянули канатные дороги от Иверской годы (где расположена Анакопийская крепость) до Ново-Афонской горы. Также монахи выращивали овощи, фрукты, вырыли 7 прудов для разведения форели, в которых сейчас живут знаменитые черные лебеди (находится эта красота в Приморском парке). Так до Октябрьской революции Ново-Афонский монастырь стал одним из главных духовных центров Российской Империи и Кавказа.

Закрыта монастырская обитель была в 1924 году за «контрреволюционную агитацию», главных духовных лиц монастыря утопили в бухте, а монастырь использовался под склады и долгие годы вообще был заброшен. Оставшиеся в живых монахи вели отшельнический образ жизни в горах Нового Афона. Позже в монастыре советская власть устроила дом отдыха, были построены рядом дачи Сталина и Берии. После советского периода на Святую обитель вновь напала чума в виде Грузино-абхазской войны 1992-1993, в этот период территория и строения монастыря использовались как госпиталь.

Храмы и святыни на территории монастыря в Новом Афоне

Монастырский комплекс включает в себя 6 храмов и соборов, в числе которых:

  • храм иконы Божьей Матери «Избавительница»
  • Иерона-мученика
  • преподобных отцов Афонских
  • Святого Андрея Первозванного
  • Вознесения Господня.

Главный храм монастыря Нового Афона — Пантелеймоновский собор. Он первым встречает посетителей и высится над ансамблем монастыря. К нему ведет мощеная булыжниками дорога — «Тропа грешников», пройдя которую до конца, как говорит поверье, человек избавится от всех грехов.

Julia Alisova

Это огромное религиозное сооружение в неовизантийском стиле 1888–1900 годов постройки, известное своими настенными росписями. Фрески украшают все постройки монастыря, включая трапезную. В советское время их пытались замазывать, но они все равно проступали сквозь штукатурку. В настоящее время собор и фрески — одна из самых популярных и хорошо сохранившихся достопримечательностей Новоафонского монастыря.

Oleg N.

В северо-западной части Новоафонского монастыря находится колокольня, башню которой украшают музыкальные куранты, подаренные монастырю императором Александром III и его супругой во время визита в обитель. Недалеко от монастыря есть отдельный храм Симона Кананита и пещера, в которой он жил и молился.

Новоафонский монастырь в Абхазии — панорама Google Maps:

В монастыре хранится несколько святынь: мощи Симона Кананита, чудотворный крест с деревянной частицей Креста Господня и почитаемая в Абхазии икона Божьей Матери «Избавительница». Образ завещал монастырю настоятель монастыря на Старом Афоне в Греции, как преемнику.

ДУХОВНЫЕ АРТЕФАКТЫ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Иконы и святыни Новоафонского монастыря, в первую очередь, включают в себя четыре важнейших артефакта.

  • Икона Святого Пантелеймона, которому страждущие молятся об исцелении. Кроме изображения великомученика, икона Новоафонского монастыря содержит также житие святого, состоящее из более полудюжины фрагментов. Считается, что лик был создан в 1896 году в честь торжественного приведения к престолу Николая Романова и августейшей Александры свет-Фёдоровны. Икона много путешествовала после закрытия скита, но всё равно вернулась в альма-матер. В 2009 году её торжественно передали Новоафонскому монастырю вместе с памятной дарственной надписью.
  • Следующая святыня – икона Божьей Матери. Её по праву называют Избавительницей, поскольку лик можно отнести к категории «святыни исполнения желаний». К иконе ходят молиться все, кто верит в её чудодействие. Отзывы о Новоафонском монастыре гласят, что Богоматерь помогает каждому, кто искренне попросит о благе для себя и близких. Скорее всего, это не легенда и не попытка привлечь к скиту больше туристов – ни для кого не секрет, что энергетический посыл молитвы является одним из сильнейших воззваний к небесам. Эксперты говорят, что иконографический образ писан непосредственно в монастыре Святого Кананита. Позже лик оказался на Пелопоннесе, а ещё спустя время – на греческой горе Афон. В 1889 году «Избавительница» попала под своды Новоафонского монастыря Абхазии. Примечательно, что на иконе, помимо Девы Марии, изображён Святой Пантелеймон и Симон Кананит – верный апостол сына Божьего. Именно эти великомученики поддерживают лик Божьей Матери. Вверху изображено известное триединство с нетленным Духом, витающим в виде ангельской птицы. Икона украшает храм апостола А. Первозванного.

  • Третья святыня представляет собой также лик Божьей Матери, но название у иконы иное – Анакопийская. Помолиться к ней можно прийти в Пантелеймоновский собор Новоафонского монастыря. К сожалению, оригинал утерян и сейчас верующим доступна только репродукция. С данной святыней связана легенда о вероломном нападении арабов на Анакопийскую крепость. Считается, что именно рьяные молитвы Богородице и, как результат, её высокое заступничество, помогли абхазам (тогдашним абазгам) избежать опасности – на арабов снизошёл мор, истребивший более половины вражеского войска.
  • И последняя знаковая святыня Новоафонского монастыря – икона Божией Матери, называемая «Пицундской». Святой лик написан с образа Богоматери 1919 года, находящегося в государственном музее города Пицунды. Но репродукция, размещенная на стене Новоафонского скита, содержит некоторые изменения. Вместо апостолов Крестителя и Златоуста, на иконе изображены Кананит и Андрей Первозванный, что вполне объяснимо, поскольку для православной Абхазии эти святые великомученики более близки по духу. Местонахождение иконы – монастырь Симона Кананита в Новом Афоне.

Фото монастыря в Абхазии, а также снимки некоторых святынь, можно увидеть в данном материале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector