Собор святого петра

Великие папские базилики

Ныне Собор вторая по рангу после Латеранской так называемая «патриаршая базилика» Рима, а также первая в ряду семи «паломнических» базилик столицы Италии, то есть входит во все паломнические маршруты. 

Всего в католическом мире насчитывается 12 так называемых великих папских базилик мира, которые имеют самый высокий ранг среди храмов и подчиняются непосредственно папе римскому. Четыре из них находятся в Риме:

  • Латеранская базилика.
  • Собор Святого Петра.
  • базилика Святого Павла за стенами.
  • базилика Санта-Мария-Маджоре.

Список остальных:

  • Церковь Сан-Франческо в Ассизи
  • Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура
  • Церковь Девы Марии святого Розария
  • Базилика Сан-Мигель
  • Базилика Святого Николая
  • Базилика Святого Антония
  • Дом Богородицы (Лорето)
  • Санта-Мария-дельи-Анджели (Ассизи)

Внутреннее убранство собора святого Петра

Вклад Бернини

Эта идея Микеланджело не осуществилась. В начале XVII века зодчий Карло Модерна, согласно указаниям папы ПавлаV, удлинил здание и придал ему форму латинского креста, чем, конечно, исказил замысел Микеланджело. Передний фасад значительно выдвинулся вперед, в силу чего центральный купол отошел, «завалился» назад и виден полностью лишь издали. Целостность композиции оказалась нарушенной. Позже зодчий Бернини построил перед собором колоннаду, благодаря которой сооружение значительно выиграло.

Организовалась красивая площадь с обелиском и фонтанами, создающая эффектный подход к собору. Одновременно выиграл и масштаб сооружения. Что касается пространственного приема Бернини, следует отметить, что отрезки колоннады, соединяющие полукруглую часть с самим собором, оказываются не параллельными, а слегка расходятся между собой по направлению к собору. Подобная поправка применена художником для того, чтобы получилось впечатление более сокращенного пространства.

Микеланджело, исходя из архитектурного характера сооружения, предполагал организовать вокруг собора обширную площадь, дабы подход к зданию имелся со всех сторон. Подобного рода планировка, конечно, больше выявляла бы пространственные качества здания и, кроме того, соответствовала бы центрально-купольному его типу. При существующем же оформлении утрачивается возможность обозревать сооружение со всех точек зрения, кроме лобовой.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва
Архитектура гражданских и промышленных зданий:
Учебник для вызов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. — М.: Стройиздат, 1975 — Т.I. Гуляницкий Н.Ф.
История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
П.П. Гнедич
“Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
Москва “Эксмо”, 2009 г.

«Собор ангелов»

Главная изюминка собора – многочисленные скульптуры, прославившие его на весь мир. Не зря кафедральный собор Реймский часто именуют «Собором ангелов» из-за огромного количества каменных изваяний, которые их изображают. Более двух тысяч статуй украшают гордость французского народа. Фигура огромного Атланта, лицо которого искажено гримасой, является прототипом глухого горбуна Квазимодо из романа Гюго.

Пожалуй, самой известной скульптурой является венчающий высокую точку храма «Улыбающийся ангел». Реймский собор прославился на весь мир фигурой крылатого существа, ставшего не только символом, но и оберегом мирного города. Улыбающийся посланец Бога, магнетически притягивающий взгляды посетителей, появился в начале XIII века. Во время немецких обстрелов в прошлом столетии каменное изваяние разбилось, а остатки были тщательно собраны аббатом собора, спрятавшим драгоценную фигуру в тайнике. После окончания Первой мировой войны «Улыбка Реймса» вернулась на фасад, продолжая радовать благой вестью, застывшей на устах. Это некое знамение, которое адресовано и всем, и каждому в отдельности. Ангел не зря улыбается: он что-то знает, о чем люди пока не подозревают, и уже готов поделиться приятной новостью.

Реймский собор (Франция) демонстрирует талант и мастерство зодчих Средневековья. Удивительная красота национальной реликвии сделала ее подлинным сокровищем не только Франции, но и всего мира.

Описание внутреннего устройства собора

Размеры внутренней территории собора производят внушительное впечатление. Храм разделен особым образом – тремя нефами (вытянутыми помещениями с колоннами по бокам). Центральный неф отделен от остальных при помощи арочных сводов высотой около 23 м, имеющих не менее 13 м в ширину.

У входа в святыню расположено начало галереи, достигающей 90 м в длину, упирающейся в конце в подножие алтаря. Одна из арок (заключительная в главном нефе) отличается присутствием в ней бронзовой фигуры Петра. Ежегодно статую стремятся увидеть толпы паломников, прибывающие с надеждой прикоснуться к ней, получить исцеление и помощь.

Внимание всех посетителей храма неизменно привлекает диск, изготовленный из красного египетского порфира. Этот участок собора вошел в историю тем, что в 800 году на нем стоял коленопреклоненный Карл Великий, а в последующие эпохи – многие европейские правители

Восхищение вызывают творения руки Лоренцо Бернини, посвятившего христианской святыне и ее соборной площади несколько десятков лет. Особого внимания заслуживают выполненные этим автором статуя Лонгина, обширный кеворий в виде балдахина, стоящего на фигурных столпах, кафедра апостола Петра.

Полезная информация – делать фото внутри кафедрального собора разрешается только в определенных местах, без использования вспышки.

Церковь Санта-Сабина

Базилика располагается на холме Авентин и является частью монастырского комплекса ордена доминиканцев. Она была возведена на останках матроны Сабины, почитаемой в Риме. К десятому веку местные власти по достоинству оценили все преимущества расположения базилики и превратили её в фортификационное сооружение. Однако и такое положение вещей сохранялось не долго – вскоре здание церкви начало переходить из рук одной знатной римской фамилии в руки другой.

Череда перестроек прервалась только к середине двадцатого века, когда орден доминиканцев пожелал вернуть базилике её аутентичный облик. Так, она смогла сохранить все характерные черты древнеримского сооружения. Если окажетесь в церкви Санта-Сабина, обязательно зайдите во внутренний дворик, где растёт старинное апельсиновое дерево. По преданиям это дерево было первым апельсиновым деревом, выращенным в Италии.

Как добраться паломникам

Адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Ватикан

Храм виден почти из любой точки исторического центра Рима, ведь это самое высокое здание: строить дома выше издавна запрещено. Близ площади св. Петра находится станция метро Ottaviano. Можно добираться также такси. 

В большинстве католических церквей нет особых требований к внешнему виду входящих, да и на площади св. Петра не возбраняется быть одетым, как угодно. Однако при входе существуют некоторые правила: 

  • исключить открытую обувь типа сланцев; 
  • женщинам не рекомендуется быть в чрезмерно открытой одежде; то же касается маек, шорт мужчин, а также шляп. 

А вот требования покрывать голову для женщин, обычного для православных, на сайтах туристических агентств, организующих экскурсии, нет. 

Как добраться до Реймского собора

Знаменитый собор находится в центральной части Реймса, на тихой уютной площади с магазинчиками и кафе. До него легко добраться от любого из двух железнодорожных вокзалов Реймса: Gare de Reims, куда приходят региональные поезда , и Champagne-Ardenne, куда приходят скоростные поезда .

Точный адрес: Place du Cardinal Luçon, 51100 Reims, Франция.

От вокзала Gare de Reims:

Вариант 1
Пешком:от ж/д вокзала Reims в центре Реймса можно дойти пешком через Cours Jean-Baptiste Langlet, расстояние — около 1 км.

От вокзала Champagne-Ardenne:

Вариант 1
Поезд:от ж/д вокзала Champagne-Ardenne на окраине Реймса можно доехать поездом TER до вокзала Reims за 12 минут.
Пешком:от вокзала Reims до собора расстояние около 1 км.

Витраж главного фасада собора

Из аэропорта Шарля-де-Голля (Париж):

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра (Basilica Sancti Petri) — католический собор, центральное крупное сооружение Ватикана и крупнейшая историческая христианская церковь в мире.

Над его созданием трудилось несколько поколений великих итальянских зодчих: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.

Строительство собора началось в 1506 году. Автором первого проекта стал Браманте, далее в работе участвовали Рафаэль, Перуцце, Сангалло. Микеланджело разработал конструкцию купола. Джакомо Порте и Виньола выстроили купольную конструкцию, Мадерна удлинил здание и оформил фасад. Проект площади перед храмом разработал в XVII веке Джованни Бернини, он же создал потрясающие детали интерьера.

Высота фасада, построенного архитектором Мадерна составляет 48 метров, а ширина — 118,6 метра. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 метра, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати  апостолов.

Из портика в собор ведут пять порталов. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV века и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII века «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» созданы в 1949 — 1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу.

Внутри собор поражает своей гармонией и строгостью пропорций, огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, а также множество замечательных произведений искусства.

В конце центрального нефа, находится бронзовая статуя Святого Петра XIII века.

Купол собора, имеет внутри высоту 119 метров, диаметр 42 метра и опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя святого Лонгина работы Бернини. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится еще один шедевр Бернини — огромный балдахин, высотой 29 метров,  в окружении 95 лампад. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра, которая включает в себя также кресло Святого Петра.

Собор Святого Петра

Справа от кафедры находится надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, а слева — надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта.

В правом нефе находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета», созданная им на рубеже XV и XVI столетий, капелла Распятия, в которой хранится деревянное распятие конца XIII — начала XIV века, надгробие маркграфини Матильды Тосканской работы Бернини, надгробие Григория XIII, а чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой надгробие  Климента XIII.

В левом нефе  — надгробие Александра VII работы Бернини и надгробие Иннокентия VIII, созданное в 1490-х годах скульптором  Антонио Поллайоло.

В сокровищнице собора Святого Петра, пройти в которую можно через левый неф, хранится знаменитое рельефное надгробие папы Сикста IV, работы Антонио дель Поллайоло, а также папские тиары и украшенные реликварии.

Здесь можно увидеть усыпальницы Пап Римских, императоров, кардиналов, представителей королевских семей, а также небольшие часовни.

В Священных Гротах Ватикана похоронены двадцать один Папа Римский. На сегодняшний день, в гротах можно увидеть гробницы Пап Бонифация VIII, Пия XI, Пия XII, Сикста IV, Павла VI и Иоанна Павла I. Здесь же обрели покой император Священной Римской империи Оттон II, правивший в X веке н.э., королева Швеции Кристина, королева Кипра Шарлотта и многие другие знатные персоны.

Доступ в Священные Гроты осуществляется из трансепта базилики.

Время работы Собора Святого Петра
Вход в Собор Святого Петра открыт ежедневно: с апреля по сентябрь — с 07-00 до 19-00, с октября по март — с 07-00 до 18-30. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.

Стоимость посещения Собора Святого Петра
Вход в собор бесплатный. Вход в сокровищницу собора — платный. Священные Гроты Ватикана открыты для свободного посещения, однако попасть в некрополь можно только в сопровождении гида, предварительно заказав экскурсию.

Если вы хотите увидеть Ватикан сверху, то вам необходимо посетить обзорную площадку на куполе собора Святого Петра.

Подняться наверх можно пешком по 551 ступеньке, либо на лифте.

Обзорная площадка купола открыта ежедневно:с апреля по октябрь с 07-30 до 18-00, с октября по март — с 07-30 до 17-00.

Стоимость билета при подъеме пешком составляет 8 евро, на лифте — 10 евро.

Актуальную информацию о времени работы и стоимости билетов на смотровую площадку на куполе Собора Святого Петр можно уточнить здесь.

Последствия Собора

Постановления Латеранского собора были восприняты в Константинополе как мятежный вызов. Уже во время соборных заседаний в Рим прибыл новый экзарх Равенны Олимпий с поручением арестовать папу Мартина. В «Liber pontificalis» сообщается, что в отчаянии Олимпий пытается подослать к папе убийцу с заданием заколоть Мартина I по окончании богослужения в церкви Девы Марии, но явная помощь папе свыше отвратила его от этого намерения . Олимпий отказался исполнить порученную ему миссию и восстал против императора, на несколько лет (649-652) взяв под свой контроль императорскую Италию. Очевидно, что верность итальянской армии Олимпию обеспечивалась его союзом с папой Мартином — союзом, основанном на идее защиты православного христианства от еретических новаций Константинополя. Военная экспансия арабов и прямая угроза Константинополю некоторое время не позволяли подавить этот мятеж, равно как и перейти к решительным действиям в отношении папы, остававшегося с т. зр. имперской администрации лишь «бывшим апокрисиарием».

Высадка арабов в Сицилии заставила Олимпия выступить на юг для отражения агрессии, но вскоре в войске началась эпидемия, жертвой которой стал и сам узурпатор. В году, через год после смерти Олимпия, под предлогом государственной измены папа Мартин и прп. Максим Исповедник были арестованы. Арест, ссылка и кончина главных действующих лиц Латеранского Собора делали неизбежным созыв VI Вселенского Собора. Латеранский Собор сыграл важную роль в поддержке православных и подготовил окончательную победу над монофелитством, а его догматические формулировки по некоторым оценкам даже превосходят «по ясности и силе» решения VI Вселенского Собора .

На Востоке влияние Латеранского Собора, нелегального с точки зрения императорского права , и его поддержка православию определялись, прежде всего, стойкостью прп. Максима Исповедника и его учеников. Прп. Максим в ссылке имел копию актов этого собора. Он не только пользовался ими для опровержения монофелитства, но и защищал перед своими оппонентами авторитет Латеранского Собора, ставил его в один ряд с пятью Вселенскими Соборами и продолжал именовать «святым апостольским» . На возражение оппонентов, что без императорской санкции «Римский Собор» не имел силы, прп. Максим отвечал: значение Соборов определяется не фактом созыва их императорами, но тем, была ли исповедана на них правая вера, и отсылал к каноническому требованию регулярного созыва поместных Соборов, которое не предполагало специального императорского указа .

Tаким образом, по мнению прп. Максима и его сподвижников, Латеранский Собор был созван в соответствии с канонами поместного Собора и имел авторитет Вселенского Собора, так что его постановления являются нормативными для всего христианского мира .

Интерьер

Внутри собора можно встретить массу интересных объектов. Здесь и разнообразие мозаик, и множество статуй, и огромные, поражающие своими масштабами залы. Кажется, что собор невозможно обойти пешком – настолько грандиозно постройка выглядит изнутри.

Patricia Feaster / flickr.com

Здесь можно найти статую Петра, которой верующие люди приписывают массу чудесных свойств. Считается, что если приложиться к ноге губами, все невзгоды обойдут стороной, а удача обязательно посетит ваш дом. Тысячи людей ежедневно приходят сюда с надеждой изменить свою жизнь, и тысячи свидетельств говорят о том, что эффект от статуи вполне реален.

В семнадцатом веке у столбов появилась дополнительная, особенная роль – в них были созданы балконы, предназначенные для хранения реликвий. И сегодня там находятся ценности, рассказывающие о древней культуре и истории, сохраняющие память о святых и людях, имеющих непосредственное отношение к величественному зданию в Риме.

Patricia Feaster / flickr.com

Главной частью собора принято считать алтарь, именуемый папским. Именно здесь расположена лестница, ведущая к знаменитой гробнице Петра, но прикоснуться к святыне может далеко не каждый.

Святость этого места ограничивает перемещение по разным объектам собора, прикосновение руками к реликвиям строго запрещается, исключением считаются места, призванные творить чудеса. Тем не менее увидеть своими глазами шедевр архитектуры в Ватикане сегодня возможно – часы работы меняются только во время великих праздников.

Для верующего человека поездка в подобное место – настоящее событие. Это возможность не только очиститься, но и в Святой год избавиться от грехов, но и получить массу эмоций, увидеть своими глазами творения культовых мастеров, имена которых известны буквально каждому.

Каждый хочет прикоснуться к чему-то великому и запомнить поездку на всю оставшуюся жизнь, и такая возможность сегодня есть. Вряд ли в мире где-то еще есть место, где собрано не только колоссальное количество святынь, но и чудеса архитектурной мысли и память о великих творцах.

Планируйте свою поездку грамотно, постарайтесь заранее узнать о времени посещения и правилах, действующих на территории архитектурного памятника, и тогда проблем не возникнет, а впечатления останутся исключительно положительными.

История строительства церкви

До того как был построен собор, на этом месте расположились сады. Неподалеку был цирк императора Нерона. Цирк был одним из любимых мест горожан, там часто отдыхали и веселились. Однако параллельно правительством совершались гонения на первых христиан: истязали, ссекли кнутами и даже бросали львам на арене Колизея.

Христиане, брошенные на арену Колизея

И вот однажды в 67 году нашей эры власти схватили одного из учеников Христа – Апостола Петра. Необходимо уточнить, что святой Петр прибыл в Рим в 43 году для того, чтобы объединить и поддержать римских христиан, Апостол Петр 24 года руководил Римской церковью.

И вот, в злосчастный 67 год святой был схвачен и приведён на судилище. Конечно судьи, поклонявшимся множеству божеств, вынесли смертный приговор апостолу, посчитав его веру неверной и чужой. После приговора святого Петра привели в цирк Нерона.

За какой-то год увеселительное место успели превратить в место казни, на этом месте уже замучали до смерти несколько сот христиан, теперь был черед Петра.

Но апостол не смутился перед смертью, и вместо обычной казни он пожелал мученическую смерть, как у Христа, на кресте. Похоронен святой был неподалеку, а близкие друзья Петра позже установили памятник на его могиле. Захоронение Петра стало первым культовым местом христиан – сюда приходили на исповедь или просто за советом.

Фото: Крупный план главного фасада

Интерьер и внутреннее обустройство

Интерьер собора, куда изящные детали вписываются непринужденно и естественно, поражает красотой и утонченностью. Изображения, представленные в соборе, выполнены мозаикой, живопись отсутствует.

Скульптуры и фрески, иконы и тонкая золотая роспись, стены, отделанные лепниной, серебром, разноцветным мрамором, алтари и надгробья создают неповторимый колорит храма. Интерьер создавал итальянский зодчий Лоренцо Бернини, мастер потратил на украшение храма 50 лет жизни.

В центре собора – символ святого Петра, перевернутый крест, деревянное двухметровое распятие. Арочные своды высотой 23 метра и шириной 13 отделяют 3 нефа – вытянутых внутренних помещений, отделенных колоннами. Между входом и алтарем – галерея длиной 90 метров с ценнейшими произведениями искусства выдающихся мастеров.

Центральный неф

Протяженность центрального нефа 211 м, пол вымощен разноцветным порфиром и мрамором. Над входом в неф – фреска о спасении Иисусом тонущего Петра. В глубине – серебряная статуя апостола Петра работы Арнольфо ди Камбио.

Паломники утверждают, что статуя чудодейственна. Прикоснувшись рукой к ноге святого, можно попросить об исполнении желания. Если желание благое, то обязательно сбудется. Ступни статуи стерлись от прикосновений верующих.

Здесь же, в нише колонны, поддерживающей купол собора, – 5-метровое изваяние святого Лонгина, римского сотника, который пронзил Христа копьем, чтобы убедиться в смерти сына Божия. Кровь Христа брызнула на глаза легионера, который был очень слаб зрением, и он прозрел.

Вскоре Лонгин обратился в христианство, проповедовал учение Христа и почитается как христианский святой. Создатель статуи Лоренцо Бернини работал над скульптурой полвека.

Главный алтарь, окруженный 44 неугасимыми лампадами, изготовлен из цельного куска мрамора. Уникальная работа Бернини – балдахин над центральным алтарем. Роскошный бронзовый навес высотой 30 метров держится на 4 столбах с фигурами ангелов.

Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под навесом – позолоченный голубь, символ Святого Духа. Перед алтарем – лестница, ведущая вниз к гробнице святого Петра, которую можно увидеть и через «окно» в полу у алтаря.

Сквозь балдахин видна кафедра святого Петра – поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло святого Петра. Отцы церкви – почетный титул выдающихся церковных деятелей, обладающих авторитетом в церковной жизни: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий.

Правый неф

  • Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа» высотой 1,74 м, выполненная из мрамора. Дева Мария держит на руках мертвого сына, страдая и скорбя. Скульптура хранится в стеклянном пуленепробиваемом ящике после нападения злоумышленника.
  • Деревянное распятие Иисуса Христа.
  • Капелла святого Себастьяна.
  • Дарохранительница из позолоченной бронзы.
  • Надгробие Григория XIII, который ввел новый григорианский календарь.
  • Памятник понтифику Льву XII.
  • Усыпальница маркграфини Матильды Каносской.
  • Часовня святого Причастия.

Левый неф

  • Скульптурный ансамбль гробницы Александра VII, стоящего на коленях, понтифика окружают статуи Милосердия, Истины, Справедливости, Благоразумия.
  • Часовня Крещения, украшенная мозаикой.
  • Усыпальница Марии- Клементины Собески.
  • Мемореал шотландской королевской семьи.
  • Надгробие понтифика Иннокентия VIII, в левой руке папа держит наконечник копья, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа.
  • Алтарь Преображения Господня работы Рафаэля.

В базилике хранятся христианские реликвии:

  • Частицы распятия креста.
  • Плат Вероники, на котором проявился лик Иисуса Христа.
  • Мощи святого Лонгинуса – легионера, пронзившего копьем тело Иисуса Христа.
  • Мощи святого Андрея, брата святого Петра.

В нишах – статуи:

  • Святая Елена, держащая Истинный Крест.
  • Святой Лонгинус с копьем.
  • Святая Вероника с платком.
  • Святой Андрей с Андреевским крестом. Андреевский крест в виде буквы Х, на таком кресте распяли апостола Андрея, брата святого Петра.

На нижнем ярусе собора – некрополь Ватикана со 100 гробницами, 91 – гробницы пап Римских.

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра. Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Император согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан, которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов, пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций, но все равно к XV веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела. Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то к базилике, то к центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным, а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо делла Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше, чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале XVII века центральная часть была увеличена, таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карло Мадерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с Виа делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в I веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

Церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)

Церковь святого Иво является одним из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини. Динамичная архитектура с причудливыми изгибами создает впечатление движения, стремительного порыва, в котором будто на мгновение застыло здание

Обращает на себя внимание и удивительный изящный купол

Церковь расположена на Corso del Rinasсimento, но практически не видна с улицы. Для того, чтобы ее увидеть, необходимо зайти во двор.

Адрес: Corso del Rinascimento, 40 (вход с улицы Corso del Rinasсimento)

Посетить церковь можно только по воскресеньям с 9.00 до 12.00. С июля по август она закрыта даже в воскресенье.

Церковь Сант’Иво алла Сапиенца входит в маршрут нашей аудиоэкскурсии «Сердце Рима», которая доступна в мобильном путеводителе Travelry.

Два яруса украшенного фасада

Видевший коронации монархов Реймский собор, описание которого представлено в статье, явился образцом для многих храмов не только Франции, но и других европейских стран. Строгий интерьер контрастирует с богатым наружным декором. Первый ярус украшенного скульптурами фасада занимают три портала. На центральном изображена сцена коронования Божьей Матери: Христос торжественно опускает на голову Марии корону, а на ступенях, которые ведут к трону, сидят ангелы. На правом – картины Страшного Суда: фигуры ожидающих судилища мучеников, усопших, выходящих из могил, праведников и проклятых. Здесь же расположены скульптуры более позднего периода, и их авторы повествуют о жизни и истории маленького городка. Взорам любопытствующих открываются изваяния Папы и представителей закона. Кроме того, можно увидеть и сцены Апокалипсиса.

Левый портал посвящен Страстям Христовым, и на нем изображен распятый Иисус, рядом с которым находятся святой Иоанн и Дева Мария, а внизу расположены фигуры апостолов и ангелов.

Собор Реймский славит правителей, управлявших страной на протяжении многих веков. Второй ярус называют «скульптурной галереей королей», ведь он содержит около 500 изваяний французских монархов и святых. В самом центре фриза восседает принявший крещение в храме Хлодвиг.

Русские православные церкви в Риме

Православных туристов и паломников часто интересуют вопросы: есть ли в Риме русские православные церкви, и как их найти. Есть, и даже две! Одна из них – церковь святителя Николая Чудотворца – располагается в старинном здании особняка княжны М. А. Чернышевой (Palazzo Czernycheff), которая еще в 1897 году завещала Русской Церкви свой дом на виа Палестро. Так как церковь располагается в жилом особняке, ее легко не заметить: здесь нет ни купола, ни характерных для храмов внешних признаков, лишь скромная табличка на входе. Зато войдя внутрь, русские посетители, откуда бы они ни приехали, ощущают себя «дома».

Другой русский храм в Риме совсем еще молодой, но его Вы точно не спутаете ни с каким другим: характерные «луковичные» купола и общий облик здания ясно указывают, что перед Вами – русская православная церковь. Это храм святой Екатерины, расположенный недалеко от Ватикана.

Адреса:

Церковь святителя Николая Чудотворца в Риме

Адрес: via Palestro, 69/71www.romasannicola.it

Русская церковь святой Екатерины

Адрес: Via del LagoTerrione, 77/79 www.stcaterina.сom

Другие решения Собора

Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, — говорил он, — что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу.

Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями. .

Болотов В.В.:

По вопросу о наличных мелитианах Собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.

Так же на Соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector