Памятники античности в риме. что посмотреть в столице италии любителю античности

использованная литература

  • Эйчер, Питер Дж. (2004), « Живой Рим: путеводитель по древнему городу» , Воконда, Иллинойс: Болхази-Кардуччи, ISBN .
  • Albertoni, M .; Дамиани, I. (2008), Il tempio di Giove e le origini del colle Capitolino , Милан: Electa.
  • Аммерман, Альберт (2000), «Coring Ancient Rome», Археология : 78–83.
  • Cifani, Gabriele (2008), Architettura romana arcaica: Edilizia e società tra Monarchia e Repubblica , Рим: «L’Erma» di Bretschneider.
  • Дарвалл-Смит, RH (1996), Императоры и архитектура: Исследование Рима Флавиев , Брюссель: Latomus.
  • Кларидж, Аманда (1998), , Oxford Archaeological Guides, Oxford Oxfordshire: Oxford University Press, ISBN 0-19-288003-9.
  • Коарелли, Филиппо (2014), Рим и окрестности: археологическое руководство , Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, ISBN 978-0-520-28209-4.
  • Флауэр, Харриет I. (2008), «Вспоминая и забывая разрушение храма: разрушение храма Юпитера Оптимуса Максима в 83 г. до н.э.», в Г. Гарднер и К.Л. Остерло (ред.), Antiquity in Antiquity , Tubingen: Mohr Siebeck , стр. 74–92, ISBN 978-3-16-149411-6.
  • Галлуччо, Франческо (2016), «Il mito torna realtà. Le decorazioni fittili del Tempio di Giove Capitolino dalla fondazione all’età medio repubblicana», Campidoglio Mito, Memoria, Archeologia (Каталог выставки, Рим, 1 марта — 19 июня 2016 г.), Eds . Клаудио Паризи Презичче — Альберто Данти : 237–291.
  • Мура Sommella, А. (2000), » » La Grande Roma дей Tarquini «: Alterne vicende ди Una Felice intuizione», Bullettino делла Commissione Archeologica Комунале ди Рома , 101 : 7-26.
  • Мура Соммелла, А. (2009), «Il tempio di Giove Capitolino. Una nuova proposta di lettura», Annali della Fondazione per Il Museo Claudio Faina , 16 : 333–372.
  • Ричардсон, Лоуренс (1992). Новый топографический словарь Древнего Рима . Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 0-8018-4300-6.
  • Ридли, RT (2005), « Непреодолимые разрывы : Капитолийский храм в Риме», Bullettino della Commissione Archeologica Comunale di Roma , 106 : 83–104.
  • Стампер, Джон (2005), Архитектура римских храмов: республика в средней империи , Нью-Йорк: Cambridge University Press.

Триумфальная арка Тита

Десятое место среди самых популярных архитектурных достопримечательностей Рима можно смело отдать этому уникальному строению. Причиной постройки Триумфальной арки в 81 году нашей эры послужило взятие десятилетием ранее Иерусалима императором Титом.

Арка имеет один пролет и расположена на Священной дороге Via Sacra. Отличительной особенностью постройки является удивительный барельеф внутри арки, на котором изображено шествие воинов, демонстрирующих свои трофеи, добытые в Иерусалиме.

Арка практически полностью сохранила свой первозданный вид, за исключением отсутствия наверху памятника статуи самого Тита, слитой из бронзы.

История и легенды

Свой нынешний римско-готический вид базилика Санта-Мария-ин-Арачели приобрела в период с XIII по XVIII в., но этому предшествовала история, берущая своё начало ещё в Древнем Риме. Она связана с легендой о капитолийских гусях, значением слова «монеты» и видением образа Девы Марии на Капитолии задолго до появления христианства в Риме.

Место основания

Капитолий всегда был в центре духовной и политической жизни Рима. Холм, который начал заселяться ещё в бронзовом веке, в Древнем Риме был одновременно и крепостью, и местом обитания богов. На южной, более высокой вершине Кампидольо, с 509 г. до н. э. находился главный храм Рима, посвящённый триаде богов – Юпитеру, Юноне и Минерве.

На северном склоне второй вершины Капитолия, на которой сегодня возвышается Санта-Мария-ин-Арачели, уже в 753 г. до н. э. находилась цитадель, известная как Аркс (Arx). Крепость никогда не была местом постоянной дислокации военных гарнизонов и играла в боевой стратегии римлян больше символическую роль, как последний оплот взятия города.

На её территории был построен один из трёх римских авгуракулумов (auguraculum), представляющий собой открытый храм, откуда жрецы-авгуры (auguri) по полёту птиц интерпретировали волю богов. Священный обряд, пришедший от этрусков и введённый по преданию самим Ромулом, совершался также на Палантине (Palatino) и Квиринале (Quirinale).

Согласно ряду исследований, базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена как раз на месте древнего авгуракулума на Капитолии.

Читайте подробнее про 7 холмов Древнего Рима

Капитолийские гуси и монеты

Событие, произошедшее в 390 г. до н. э., описано в книге Тита Ливия «История от основания Рима». Галлы под предводительством Бренна, намереваясь ночью захватить последний оплот Рима —  Капитолий, пытались пробраться в крепость. Они не были замечены ни стражниками, ни почуяны собаками, и только встревоженные гуси подняли шум и разбудили начальника крепости Марка Манлия (Marcus Manlius Capitolinus). Благодаря пернатым героям, которых к своему счастью не съели измученные осадой и голодом защитники Капитолийской крепости, варварам был дан своевременный отпор, а Рим вскоре освобождён.

В память об этом эпизоде в 345-344 гг. до н. э. на месте двора, где жили священные гуси (у дома Марка Манлия), был воздвигнут храм Юноны Монеты (Tempio di Giunone Moneta). Слово moneta в переводе с латинского означает «предупреждать», а сама богиня Монета, которую отождествляли с Юноной, за пределами Рима считалась ещё и хранительницей средств города.

В 249 г. до н. э., вблизи нового храма на Капитолии появилась мастерская, чеканившая римские деньги из серебра. Вскоре имя богини дало название месту производства — «монетный двор» и римским деньгам (и не только) – «монеты».

Руины языческого храма Юноны Монеты могут находиться под основанием христианской церкви, посвящённой Деве Марии. В настоящее время эта версия подтверждается найденными в саду храма архитектурными артефактами, свидетельствующими о существовании древнего святилища и цитадели.

Сивилла и видение Августа

Нынешнее название базилики Санта-Мария-ин-Арачели впервые упоминается в документах 1323 г., но красивая легенда о том, как оно появилось, уходит в более отдалённые времена. Император Август (Octavianus Augustus) пожелал узнать у тибуртинской сивиллы, стоит ли обращаться к нему, словно к богу, как того пожелал Римский сенат. В ответ предсказательница показала ему видение в образе молодой женщины, стоящей на алтаре с ребёнком на руках, во время которого голос с неба поведал: «Это дева, которая зачнёт спасителя мира».

Впечатлённый Август приостановил постройку языческого храма и возвёл на месте чудесного видения «Небесный Алтарь» (Ara del cielo), который и дал имя будущей базилике Santa Maria in Aracoeli.

Об этом событии напоминает изображение фигур Августа и сивиллы, которые можно увидеть по обе стороны от арки над главным алтарём базилики.

Рим станет христианским только в IV веке, но известно, что в VI в. на месте нынешней базилики Санта-Мария-ин-Арачели уже существовала церковь, считавшаяся очень старой. Возможно «Небесный Алтарь» Августа, появившийся до Рождества Христова, никогда и не исчезал.

Базилика Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура (Basilica di san Paolo fuori le Mura)

Возраст этой базилики насчитывает больше семнадцати веков. Название «Святой Павел за стенами» церковь получила из-за своего месторасположения. Она находится за стеной Аврелиана, что по древнеримским меркам считалось за чертой города. Величие собора поражает воображение – 80 колонн держат базилику, а потолок покрыт сверкающей позолотой.

Вдоль галереи расположены медальоны с изображениями 236 понтификов. Некоторые из них еще не заполнены. Если верить легенде, конец света наступит тогда, когда заполнится последний понтифик. Реликвии собора: мощи святого Павла, часть его посоха и частица Животворящего Креста Господня.

После уничтожившего собор пожара в 1823 году, строительные материалы привозились из многих стран. Из царской России привезли малахит и лазурит для отделки алтаря. Роскошь и грандиозные размеры подчеркивают роль Святого Павла в распространении христианства по миру.

Открыта каждый день до 18.30. Вход свободный. Монастырь, картинная галерея и археологическая зона работают до 18.15. Входной билет стоит 4 евро.

Как добраться:

Церковь находится по адресу Piazzale di San Paolo 1.
Метро линия В, станция Basilica San Paolo.

Мавзолей Адриана

Еще одно уникальное строение Древнего Рима — замок Святого Ангела, — попадает на пятое место рейтинга. За свою историю это место успело побыть гробницей, тюрьмой, резиденцией пап и хранилищем их ценностей, замком, а в настоящее время является музеем и памятником архитектуры.

Мавзолей был построен в 139 году нашей эры по заказу самого императора Адриана, почитавшего искусство и архитектуру, для собственного погребения.

Сооружение представляет собой здание двадцатиметровой высоты, имеющее цилиндрическую форму, и установленное на крупном квадратном основании. Изначально верхушку строения украшала статуя Адриана, представленная в виде управляющего колесницей бога Гелиоса. К замку ведет чудесный мост, украшенный большим количеством античных скульптур.

Место постройки

Церковь находится в исторической части города недалёко от Ватикана (Stato della Città del Vaticano) на берегу реки Тибр (Tevere) рядом с Дворцом Правосудия (Palazzo di Giustizia). Идея постройки церкви принадлежала французскому священнику — миссионеру из Марселя Виктору Жуэ (Missionari del Sacro Cuore di Gesù), который в 1893 году основал в Риме Ассоциацию Святого Сердца Избирательного права душ в Чистилище (Associazione del Sacro Cuore del Suffragio delle anime del Purgatorio).

Первоначально земельный участок, на котором сейчас стоит церковь, был приобретён Виктором Жуэ для строительства часовни в честь Богоматери Розария (Cappella della Madonna del Rosario), но строение простояло недолго, через 3 года после завершения строительства в 1894 году церковь сильно пострадала при пожаре и была впоследствии снесена.

Интерьер и убранство

Именно в интерьере наиболее ярко проявляется художественная выразительность стиля барокко. Архитектура, скульптура и живопись Сант-Андреа-аль-Квиринале стали роскошными декорациями для проведения религиозных обрядов католической церкви.

Материал

В качестве материала для интерьера Sant’Andrea al Quirinale Бернини применил помимо белого каррарского мрамора и другие редкие оттенки благородного камня — розовый, серый, светло-зелёный и жёлтый с естественными белыми прожилками.

Архитектор не хотел использовать античные колонны разрушенных памятников древности, как это делали многие мастера. Для украшения церкви он брал новый и качественный мрамор, который добывали в заброшенном с древнеримских времён руднике в Апеннинах вблизи Касперии (Casperia).

Алтарь

При входе в церковь алтарь сразу же притягивает взор — уникальная игра света и тени в интерьере выделяет маленькую центральную апсиду, оформленную позолоченной бронзой.

На контрастном фоне синих стен предстаёт сцена мученичества святого Андрея, которую изображает картина, написанная в 1668 г. французским художником Гийомом Куртуа (Guillaume Courtois).

Его взгляд, устремлённый вверх, соединяет две части — алтарь и купол, олицетворяющие небесный свет и земные страдания.

Считается, что предварительный макет этой работы был выполнен Бернини.

Купол

Купол Сант-Андреа-аль-Квиринале, незаметный снаружи, при входе в церковь поражает воображение. Магический свет, льющийся из окулоса (центрального фонаря) буквально заливает позолоченный свод.

Ощущение лёгкости и бесконечности придают куполу убывающие по размеру мотивы розеток в шестиугольном обрамлении (кессоны). Десять лучей-рёбер, идущих от центра и стилизованных под пальмовые ветви, поддерживают купол и являются символом мученичества.

«Небесный свод» украшен 138 скульптурами рыбаков, святых и херувимов, выполненных гениальным Рагги.

Часовни и гробницы

В церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале находятся четыре часовни, посвящённые основателям ордена иезуитов святым Франциску Ксаверия и Игнатию де Лойола, молодому послушнику Станиславу Костке и Страданиям Христовым. Пол с цветной мозаикой и инкрустацией является надгробием для кардиналов Джулио Спинола, Пьетро Сфорца Паллавичино и Камилло Мельци.

Слева от главного алтаря, где находится большое распятие, помещена гробница непростого иезуитского послушника – короля Сардинии и Пьемонта Карла Эммануила IV (Carlo Emanuele IV di Savoia), который отрёкся от престола и жил в монастыре рядом с церковью до своей смерти в 1819 г.

Ризница и комната Станислава Костки

Правая дверь от главного алтаря ведёт в небольшую ризницу, где можно полюбоваться великолепной потолочной фреской «Апофеоз Святого Андрея» работы Джованни Броссе (Giovanni II di Brosse) и чашей для омовения рук, выполненной из цветного мрамора, возможно, самим Бернини.

Лестница, идущая из ризницы, поднимается в комнату святого Станислава Костки, где хранятся его нетленные мощи и необычная цветная мраморная статуя работы французского скульптора Пьера Ле Гро Младшего, запечатлевшая в натуральный рост умирающего на кровати монаха. Иезуиты очень почитают Станислава Костку за силу и чистоту веры.

Благочестивый юноша из польской богатой семьи, вопреки воле родителей, пешком добирался в Рим из Вены, чтобы в день своего 17-летия в 1567 г. вступить в ряды послушников. Но трудная и долгая дорога подорвала его здоровье, и через 10 месяцев он умер.

При выходе из церкви о её основателе из рода Памфили, вложившем немалые средства в строительство Sant’Andrea al Quirinale, напоминает памятная табличка и великолепная композиция из двух крылатых женщин – символов судьбы, выполненная Джованни Ринальди (Giovanni Rinaldi) по эскизам Бернини.

Как добраться паломникам

Адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Ватикан

Храм виден почти из любой точки исторического центра Рима, ведь это самое высокое здание: строить дома выше издавна запрещено. Близ площади св. Петра находится станция метро Ottaviano. Можно добираться также такси. 

В большинстве католических церквей нет особых требований к внешнему виду входящих, да и на площади св. Петра не возбраняется быть одетым, как угодно. Однако при входе существуют некоторые правила: 

  • исключить открытую обувь типа сланцев; 
  • женщинам не рекомендуется быть в чрезмерно открытой одежде; то же касается маек, шорт мужчин, а также шляп. 

А вот требования покрывать голову для женщин, обычного для православных, на сайтах туристических агентств, организующих экскурсии, нет. 

Заказчик строительства церкви

Заказчиком строительства церкви Святого Карла у Четырёх фонтанов стала испанская община монашеского ордена тринитариев (Ordo Sanctissimae Trinitatis), название которого переводится как «Орден Пресвятой Троицы». Религиозное сообщество было основано в XII в. во Франции с одобрения папы Иннокентия III.

Интересный факт: уже в XII в. один из основателей Ордена Пресвятой Троицы провансальский религиозный деятель Жан де Мата или на итальянский манер Джованни де Матха (Giovanni de Matha) при выкупе пленников следовал принципу равенства, невзирая на цвет их кожи. Как подтверждение этого, на фасаде римской церкви тринитариев Сан-Томмазо-ин-Формис (Chiesa di San Tommaso in Formis) сохранилась мозаика XIII века, выполненная Лоренцо Космати, где по обе стороны от Христа изображены освобождённые из плена один белый и один чёрный невольники.

Церковь Сан-Томмазо-ин-Формис находится всего в 600 метрах от Колизея (Colloseo). Если будете рядом, не упустите шанс увидеть своими глазами уникальную мозаику. Также церковь будет отмечена на карте в новой версии нашего авторского путеводителя по Риму.

В начале XVII в. орден получил распространение во многих странах Европы, в том числе и в Италии. На земле Рима в районе Монти, выкупленной в 1611 г. богатой и влиятельной семьёй Маттеи (Mattei), первые тринитарии возвели небольшую часовню, посвящённую Святой Троице и Сан-Карло Борромео. После приобретения соседних земель у них появилась потребность в постройке собственного монастыря и церкви.

Реконструкции

Богато убранный собор святого Иоанна Крестителя в Риме неоднократно подвергался разграблению и последующему восстановлению. Во второй половине V века папа Илларион пристроил к простой базилике зал для крещения. Помимо купели в баптистерии были созданы три капеллы, названые в честь Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и Святого Креста. В IX столетии папа Лев III реконструировал потолок храма и украсил его апсиду витражами. В X веке к базилике была пристроена часовня, освященная в честь святого Фомы.

В этом столетии некогда величественный собор пришел в упадок и дважды был предан огню. По возвращению папской власти в Рим, Латеранская базилика была предана забвению, новой резиденцией был избран Ватикан. Старинная постройка была практически разрушена.

Реставрацией храма в XV веке занялся папа Мартин V. Благодаря его усилиям были восстановлены стеновые росписи Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano)  и  его ученика – Пизанелло (Antonio Pisanello). В последующее десятилетия, в ходе строительных работ, была разрушена большая часть романских колонн, чтобы уступить место раннебарочному стилю. В XVI веке купол крестильни (баптистерия) обрел восьмигранную форму, которую он сохранил и до сегодня.

За время своего существования собор Святого Иоанна Крестителя претерпел немало изменений. Внешний вид здания демонстрирует вкрапления романского стиля, классицизма, барокко. Множество характерных элементов декора храма были созданы на протяжении XVII века. Так, инженер и архитектор Доменико Фонтана (Domenico Fontana) украсил фасад церкви скульптурами апостолов. Затем Борромини (Francesco Borromini) взял на себя труд перестроить неф и проходы базилики в барочном стиле. Из Римского форума были взяты великолепные бронзовые двери, которые в настоящее время служат главным входом в храм.

Окончательно внешний облик Сан-Джованни ин Латерано сформировался в XVIII столетии. Реконструкцией церкви и украшением фасада занимался архитектор Алиссандро Галилеи (Alessandro Galilei). Его заслуга – строгие классицистические колонны и внушительные статуи, установленные над входом в базилику.

В XIX и XX веках храм пережил несколько реставраций, призванных сохранить исторический облик и наполнение задания. А к 2000 юбилею в сборе были открыты Святые двери, созданные Флориано Бодини (Floriano Bodini).

Влиять

St Martin-in-the-Fields , Лондон (1720), Джеймс Гиббс

Этрусско-римская адаптация модели греческого храма, чтобы сделать основной акцент на переднем фасаде и позволить другим сторонам здания гармонировать с ним только в той степени, в какой позволяют обстоятельства и бюджет, в целом была принята в неоклассической архитектуре и других классических источниках. стили. В этих храмах фасады с колоннами и фронтоном очень обычны для главного входа в величественные здания, но часто они окружены большими крыльями или установлены во дворах. Эта гибкость позволила использовать фасад римского храма в зданиях, предназначенных для самых разных целей. Колоннада больше не может быть выдвинута вперед вместе с крыльцом, и ее нельзя поднять над землей, но основная форма остается той же. Среди тысяч примеров — Белый дом , Букингемский дворец и собор Святого Петра в Риме ; В последние годы фасад храма стал модным в Китае.

Ренессанс и более поздние архитекторы разработали способы гармоничного добавления высоких куполов, башен и шпилей над портиком храма с колоннадой, что римляне сочли бы странным. Фасад римского храма остается знакомой чертой последующей архитектуры раннего Нового времени в западной традиции, но, хотя он очень часто используется для церквей, он потерял определенную связь с религией, которую он имел для римлян. Как правило, более поздним изменениям не хватает цвета оригинала, и хотя в величественных образцах может быть скульптура, заполняющая фронтон, полная римская скульптура над линией крыши редко копируется.

Вариации на эту тему, в основном итальянские по происхождению, включают: Сан-Андреа, Мантуя , 1462 год, автор Леон Баттиста Альберти , в котором использована четырехколонная римская триумфальная арка и добавлен фронтон; Сан-Джорджо Маджоре, Венеция , начатый в 1566 году Андреа Палладио , имеет два наложенных друг на друга фасада храма: низкий и широкий, а другой высокий и узкий; Villa Capra «Ротонда» , 1567 на, также Палладио, с четырьмя изолированными храмовыми фронтами на каждой стороне прямоугольника, с большим центральным куполом. В архитектуре барокко два фасада храмов, часто разных порядков, накладываемые друг на друга, стали чрезвычайно распространенными для католических церквей, часто с самым верхним фасадом, поддерживаемым огромными волютами с каждой стороны. Это можно увидеть, как развивающееся в Джезу, Рим (1584 г.), Санта-Сусанна , Рим (1597 г.), Санти-Винченцо и Анастасио-а-Треви (1646 г.) и Валь-де-Грас , Париж (1645 г.). В Палладио виллы Венето включает в себя многочисленные остроумные и влиятельные вариации на тему римского храма фронта.

Архетипический образец церквей в грузинской архитектуре был установлен святым Мартином в полях в Лондоне (1720 г.) Джеймсом Гиббсом , который смело добавил к классическому фасаду храма в западной части большой шпиль на вершине башни. немного отставить от основного фасада. Эта формула шокировала пуристов и иностранцев, но была принята и очень широко копировалась дома и в колониях, например, в церкви Святого Андрея в Ченнаи в Индии и часовне Святого Павла в Нью-Йорке (1766 г.).

Мадлен, Париж (1807 г.), ныне церковь

Примеры современных зданий, которые более точно повторяют форму древнего прямоугольного храма, можно найти только с 18 века. Версии римского храма в виде отдельного блока включают Ла Мадлен, Париж (1807 г.), ныне церковь, но построенную Наполеоном как Храм Великой Армии («Храм Славы Великой Армии»), Вирджиния. Капитолий штата, первоначально построенный в 1785–88, и ратуша Бирмингема (1832–34).

Маленькие римские круглые храмы с колоннадами часто использовались в качестве моделей для отдельных зданий, больших или малых, или таких элементов, как купола, поднятые на барабанах, в зданиях на другом плане, таких как Собор Святого Петра в Риме , Собор Святого Павла в Лондоне и Капитолий Соединенных Штатов . Великий предок из них является из Донато Браманте во дворе Сан — Пьетро — ин — Монторио в Риме, с. 1502, который с тех пор вызывает всеобщее восхищение.

Хотя большая круглая куполообразная целла Пантеона с традиционным портиком является «уникальной» в римской архитектуре, ее много раз копировали современные архитекторы. Версии включают в церковь Санта — Мария Ассунта в Ариччии по Джан Лоренцо Бернини (1664), который следовал его работу , восстанавливая римский оригинал, Belle Isle House (1774) в Англии, и Томас Джефферсон библиотека «s в Университете штата Вирджиния , ротонды (1817–26). Пантеон был самым большим и наиболее доступным завершенным фасадом классического храма, известным в эпоху итальянского Возрождения, и был стандартным образцом, когда они были возрождены.

Интересные факты

  • Над входом в собор нанесена надпись «мать всех церквей в Риме и мире». Таким образом, понтификат отметил наивысшую значимость храма.
  • Ежегодно 9 ноября у католиков отмечается празднование в честь освящения Латеранской базилики.
  • В стенах Сан-Джованни ин Латерано упокоены шесть римских пап: Сергий IV, Александр III, Иннокентий III, Мартин V, Климент XII, Лев XIII.
  • Неподалеку собора установлен древнеегипетский обелиск, исполненный из красного гранита. Этот необычный столп был привезен в IV веке н.э. из египетского храма фараона Тутмоса III, расположенного в Карнаке.

https://www.youtube.com/watch?v=2o0z-nk1qs8Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Внутренний двор базилики Сан-Джованни (https://www.youtube.com/watch?v=2o0z-nk1qs8)

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра. Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Император согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан, которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов, пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций, но все равно к XV веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела. Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то к базилике, то к центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным, а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо делла Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше, чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале XVII века центральная часть была увеличена, таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карло Мадерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с Виа делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в I веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

Внутреннее убранство

Пространство разделено на три нефа, состоящих из шести травей –характерной конструкции готических храмов с крестообразным сводом, разделённым остроконечными арками.

Вся площадь пола выполнена узором «в ёлочку» с чередованием полос серого и красного мрамора. Многочисленные колонны, поддерживающие своды, повторяют сочетание оттенков пола и гармонично вписываются в общий мягкий колорит цветовой гаммы помещения.

Стрельчатые окна (3 на фасаде и 18 на боковых стенах) являются прекрасными витражами, они добавляют свет и являются бесспорным украшением интерьера. Фигуры святых и узоры на стеклянном панно отличаются высокой художественной ценностью и притягивают взгляд своим великолепием.

В боковых нефах в небольших углублениях расположено несколько отдельных алтарей. Алтари справа посвящены Архангелу Михаилу и святой Маргарите Алакок, слева — святому Антонию Падуанскому (Sant’Antonio di Padova) и святому Григорию Великому или как его ещё называют Григорию Двоеслову (Gregorius Dialogus).

В конце нефа с одной из сторон находится алтарь, посвящённый святому Иосифу. Работа Джузеппе Бруго (Giuseppe Brugo) над алтарём изображает святого и Иисуса-младенца в окружении двух ангелов со святыми Терезой (Santa Teresa) и Бернардо (San Bernardo).

На противоположной стороне построен алтарь в честь Богоматери Розария.

В последнем боковом пролёте слева возвышается мраморный похоронный бюст монсеньёру Пьетро Бенедетти (Pietro Benedetti), внизу находится прекрасная бронзовая Пьета Джовани Баттиста Конти (Giovani Battista Conti).

Центральный неф заканчивается апсидой с возвышающимся главным алтарём, выполненным из мрамора и позолоченной бронзы.

В центре находится дорогая скиния из золота. Роспись над алтарём, авторами которой являются художники Джузеппе Катани (Giuseppe Catani) и Алессандро Катани (Alessandro Catani), изображает ангелов и демонов Чистилища и, конечно, Святое Сердце Христа.

В 1960 году в церкви был установлен новый 27 трубный орган с электрической трансмиссией производства Fabbrica Orgi Ruffatti. Его проникновенное звучание эмоционально воздействует на прихожан и добавляет торжественности проводимым мессам.

Чудотворные иконы в Риме

Несмотря на то, что иконописная традиция получила свое развитие преимущественно в восточной, православной церкви, в Вечном городе можно увидеть несколько удивительных древних икон. Некоторые из них, по преданию, были написаны еще святым евангелистом Лукой.

Одной из наиболее известных и почитаемых икон в Риме является икона Богородицы, которую здесь называют «Спасение римского народа». По преданию, образ написан святым евангелистом Лукой. Хранится он в базилике Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore).

Чудотворный образ «Спасение римского народа»

Об удивительной истории этой иконы и связанных с ней чудесах, а также о других реликвиях и сокровищах церкви Санта Мария Маджоре, мы рассказываем в экскурсии “Шедевры и реликвии” с аудиогидом по Риму.

А на прекрасном Авентинском холме, в церкви святых Вонифатия и Алексия (Santi Bonifacio e Alessio), хранится древняя чудотворная икона Божией Матери «Эдесская», которая попала в Рим предположительно в X веке. Римляне называют ее Madonna di San Alessio.

Икона Божией Матери “Эдесская” (Madonna di San Alessio)

На вершине Капитолийского холма, в базилике Санта Мария ин Аракоэли (Santa Maria in Aracoeli), над главным алтарем находится почитаемая византийская икона Богородицы, датируемая X веком. Об истории и особенностях этого места можно узнать в аудиоэкскурсии “Имперский Рим“.

Чудотворный образ Божией Матери в базилике Санта Мария ин Аракоэли (Madonna Aracoeli)

Чудотворная икона Божией Матери, датируемая X веком, тихо хранится и в церкви Санта-Мария ин виа Лата (Santa Maria in via Lata) на улице Корсо. Ее мы посещаем в бесплатной аудиоэкскурсии «Прогулка по эпохам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector