Рафаэль санти
Содержание:
- Sala di Costantino
- Stanza dell’incendio del Borgo
- Графические работы
- Римский период
- ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
- Работы художника
- Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)
- Алтарная живопись, портреты и архитектура
- Примечания[править | править код]
- Станца дель Инчендио ди Борго[ | ]
- Станца делла Сеньятура[ | ]
- История создания
- Станцы Рафаэля
- Детство и юность
- Станцы Рафаэля
- Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём
- Станца делла Сеньятура
- Станца ди Элиодоро
- Биография Рафаэля
- Примечания
- Смерть
- Станца делла Сеньятура
- Работы Рафаэля в Пинакотеке Ватикана
- Станца «Пожар в Борго»
- Отражение в искусстве[править | править код]
- Личная жизнь
- Переезд из родного Урбино. Флоренция
- Как добраться
Sala di Costantino
Самый большой из двенадцати залов — Sala di Costantino («Зал Константина»). Его роспись не была начата до тех пор, пока не умер папа Юлий, да и сам Рафаэль. Зал посвящен победе христианства над язычеством. Его фрески представляют эту борьбу из жизни римского императора Константина и являются работой Джулио Романо, Джанфранческо Пенни и Рафаэллино дель Колле. Поскольку они созданы не самим мастером, фрески менее известны, чем работы в соседних помещениях. Продолжая давнюю традицию лести, помощники Рафаэля передали черты нынешнего понтифика, Климента VII , Папе Сильвестру на картинах.
Видение креста
Видение креста , 1520–1524 гг.
На фреске «Видение Креста» изображена легендарная история о большом кресте, явившемся Константину, когда он шел, чтобы противостоять своему сопернику Максенцию . Видение в небе написано рядом с надписью на греческом языке «Εν τούτω νίκα» («Этим побеждай», более известное как латинское In hoc signo vinces ).
Битва у Мильвийского моста
Битва у Мильвийского моста , 1520-1524 гг.
Битва у Мильвийского моста показывает битву, которая произошла 28 октября 312 года в соответствии с видением Константина.
Крещение Константина
Крещение Константина , 1517–1524 гг.
Третья картина в этой последовательности, «Крещение Константина» , скорее всего, была написана Джанфранческо Пенни , и на ней изображен император, крестившийся Папой Сильвестром I в Латеранском баптистерии в Риме . Это следует за описанием крещения Константина, данным в Деяниях Сильвестра и Liber Pontificalis , а не за альтернативной версией смертного одра, изложенной в « Жизни Константина» Евсевия . В «Крещении Константина» Папа Сильвестр I имеет физические черты Папы Климента VII (1523-1534), который приказал достроить Залы Рафаэля.
Дар Константина
Дар Константина , 1520–1524 гг.
Заключительная картина в последовательности, Пожертвование Константина , записывает событие , которое якобы имело место вскоре после крещения Константина, и был вдохновлен известными поддельными документами , включенных в Грациан Decretum , предоставление суверенитета папства над территориальными владениями Рима.
Stanza dell’incendio del Borgo
Stanza dell’incendio дель Борго был назван в честь Пожар в Борго фреска , которая изображает папа Лев IV осеняя крест , чтобы погасить бушующий огонь в Борго районе Рима , недалеко от Ватикана . Этот номер был подготовлен в качестве музыкальной комнаты для преемника Юлиуса, Лео X . На фресках изображены события из жизни Пап Льва III и Льва IV. Другие картины в зале — «Клятва Льва III» , «Коронация Карла Великого» Львом III и «Битва при Остии» . Хотя « Огонь в Борго» был основан на зрелых проектах Рафаэля, он был выполнен его помощниками, которые нарисовали остальные три картины без его руководства.
Клятва Льва III
Клятва Льва III, 1516–1517 гг.
23 декабря, 800 AD , папа Лев III принял присягу очищению в отношении обвинений , выдвинутых против него племянников своего предшественника Папа Адриан I . Это событие показано в «Клятве Льва III» .
Коронация Карла Великого
Коронация Карла Великого , 1516–1517 гг.
Коронация Карла Великого показывает, как Карл Великий был коронован Императором Романорумом в Рождество 800 года.
Пожар в Борго
Пожар в Борго , 1514–1517 гг.
Пожар в Борго показывает событие, которое задокументировано в Liber Pontificalis : пожар, вспыхнувший в Борго в Риме в 847 году. Согласно католической церкви, Папа Лев IV сдержал огонь своим благословением.
Графические работы
Живопись Рафаэля Санти является не единственным видом изобразительного искусства, в котором художник достиг совершенства. Совсем недавно один из его рисунков («Голова молодого пророка») был продан на аукционе за 29 миллионов фунтов, став самым дорогим рисунком за всю историю искусства.
На сегодняшний день насчитывается около 400 рисунков, принадлежащих руке Рафаэля. Большинство из них является набросками к живописным работам, однако есть и такие, которые могут с легкостью считаться отдельными, самостоятельными произведениями.
Среди графических работ Рафаэля есть несколько композиций, созданных в сотрудничестве с Маркантонио Раймонди, который создал множество гравюр по рисункам великого мастера.
Римский период
В 1508 году Рафаэль приехал в Рим и жил там до конца своих дней. Дружба с Донато Браманте, главным архитектором Ватикана, обеспечила ему теплый прием при дворе папы Юлия II. Практически сразу после переезда Рафаэль начал масштабную работу над фресками для Stanza della Segnatura. Композиции, украшающие стены папского кабинета, до сих пор считаются идеалом монументальной живописи. Фрески, среди которых особое место занимают «Афинская школа» и «Спор о причастии», обеспечили Рафаэля заслуженным признанием и нескончаемым потоком заказов.
В Риме Рафаэль открыл самую большую мастерскую времен Возрождения – под присмотром Санти трудились более 50 учеников и помощников художника, многие из которых впоследствии стали выдающимися живописцами (Джулио Романо, Андреа Саббатини), скульпторами и архитекторами (Лоренцетто).
Римский период характеризуется и архитектурными изысканиями Рафаэля Санти. Непродолжительно он был одним из самых влиятельных архитекторов Рима. К сожалению, немногие из разработанных планов удалось реализовать из-за безвременной его кончины и последующих изменений в архитектуре города.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Отец Рафаэля, Джованни Санти, тоже был художником и служил при дворе герцога Урбинского, где царила высокая культура, терпимость и утончённость. Джованни Санти не считался даровитым художником, однако был умным и образованным человеком, не только живописцем, но и поэтом, и благодаря отцу Рафаэль очень рано смог познакомиться с жизнью герцогского двора. Эти знания пригодились Рафаэлю позже, когда жизнь свела его с заказчиками из самых знатных и богатых слоев общества. В отличие от большинсва художников он славился своей выдержкой и умением общаться с людьми.
В 1491 году умерла мать Рафаэля, Маджиа. Его отец вскоре вновь женился. От этого брака родилась дочь Элизабетта, но вскоре, 1 августа 1494 года, умер и сам Джованни Санти. Рафаэль, которому едва испольнилось 11 лет, стал круглым сиротой, и его взял на воспитание дядя Бартоломео, священник.
К этому времени у Рафаэля уже явственно обнаружился талант художника, и знаменитый биограф Джорджо Вазари видел причину этого в том, что ещё мальчиком Рафаэль «помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». К сожалению, мы точно не знаем ни о том, как Рафаэль помогал в работе своему отцу, ни о том, как и где он учился основам мастерства. Никаких документов, относящихся к этому периоду жизни Рафаэля, не сохранилось, и мы вынуждены ограничиваться одними догадками.
Работы художника
Галатея
Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.
Освобождение Святого Петра
Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.
Обручение Девы Марии
Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)
Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой Рафаэль принимал непосредственное участие. Большую часть работ по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам, в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Джованни да Удинэ и некоторые другие. Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности, масштабным проектом строительства базилики Святого Петра, будучи назначенным на должность главного архитектора собора.
Пожар в Борго (1514)
«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют отношение к реальным событиям из истории Святого Престола. Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X.
Битва в Остии (1514-1515)
Восхищаясь более ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее значимых событиях из жизни его предшественников, в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.
Коронование Карла Великого (1516-1517)
Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго» (Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда в Риме произошел сильнейший пожар. Район Борго (так называется территория возле базилики Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем. Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел чудесным образом остановить стихию и тем самым спасти население города.
Клятва Льва III (1517)
Алтарная живопись, портреты и архитектура
Хотя художник отдает все силы работе над оформлением папского дворца, он одновременно выполняет заказы на изготовление алтарных образов для церквей. Рафаэль рисует картины «Святая Цецилия», «Несение креста» и многие другие. Последнее его произведение — это «Преображение» («Уход»), величественное полотно, в котором проглядывают черты барокко. Рано ушедший мастер не успел завершить этот шедевр, и его дописывал его ученик Джулио Романо по эскизам учителя.
Огромную известность маэстро завоевал не только картинами на религиозные темы. Значительное место в его творчестве занимают портреты. В 1506 году был написан широко известный автопортрет Рафаэля, который выставлен в флорентийской галерее Уффици.
В 1512 году художник нарисовал портрет папы Юлия II, отличающийся невероятной живостью изображения. Также он создал портрет своего друга, художника и дипломата Бальдассаре Кастильоне и великолепный портрет молодого банкира Биндо Альтовити, одно из лучших творений эпохи Возрождения. В последние годы жизни маэстро написал свой «Автопортрет с другом». Кто именно изображен рядом с ним, неизвестно.
В настоящее время насчитывается более 400 рисунков Рафаэля: как самостоятельных произведений, так и набросков картин. По многим из них были созданы гравюры, благодаря чему до нашего времени дошли некоторые из утраченных произведений мастера. На свой рисунок, по обычаю художников того времени, Рафаэль помещал сочиненный им краткий стих.
Маэстро был не только великолепным художником, но и выдающимся архитектором. Он достроил ватиканский дворец с лоджиями. По его проекту была возведена капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо, палаццо Видони-Каффарелли и многие другие великолепные здания. Крипта капеллы Киджи описана в книге «Ангелы и демоны» американского писателя Дэна Брауна.
Примечания[править | править код]
- Steinmann E. Die Plünderung Roms durch Bonaparte // Internationale Monatsschrift für Wissenschaft, Kunst und Technik. — Leipzig, 1917. — 11/6-7. — Рр. 1—46, 29
- Смирнова И. А. «Станца делла Сеньятура». Её назначение и проблемы программы росписи // Рафаэль и его время. — М.: Наука, 1986. — С. 46—64
- Schneider Adams, Laurie. Italian Renaissance Art. Boulder: Westview Press, 2001. С. 346
- Paoletti, J; Radke, G. Art in Renaissance Italy (неопр.). — London: Laurence King Publishing (англ.)русск., 2005. — С. 409. — ISBN 1-85669-439-9.
- Власов В. Г.. «Парнас» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 181
- Библейская энциклопедия. М, 1891. С. 293
- (итал.). Musei Vaticani. Дата обращения: 23 июля 2016.
- Pierluigi De Vecchi. Raffaello. — Milano: Rizzoli, 1975
- Пихлер, семейство граверов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Станца дель Инчендио ди Борго[ | ]
«Пожар в Борго » (Станца дель Инчендио ди Борго)
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo
) — последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514—1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно — эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, — «Пожар в Борго ».
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.
Станца делла Сеньятура[ | ]
Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura). Кабинет расписан Рафаэлем в 1509—1511 гг. Тема росписи — духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» (Virtù e la Legge) — главные гуманистические и христианские добродетели.
«Афинская школа»
Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния.
Фреска «Диспута» — это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним — Христос с Богоматерью
и Иоанном Крестителем, ниже — голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико.
Фреска «Парнас». В центре — Аполлон, играющий на лире да браччо. Вокруг него девять муз и литераторы — античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо и другие, справа — Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций, Боккаччо и другие.
Фрески Станца делла Сеньятура
- «Афинская школа» (философия)
- «Диспут» (спор о причастии)
- «Парнас» (великие поэты и музыканты)
- «Добродетели и закон»
История создания
В то время у власти находились папы Римские, и так как мало людей выступало против религии, то папы становились влиятельнейшими монархами. В то время папою правил Юлий II.
По описанию историков, этот первосвященник был нрава крутого и решительного. Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил папской армией в сражениях. «Долой варваров!» – воодушевлял Юлий II, причем под «варварами» он подразумевал испанцев и французов, которые грабили и унижали Италию.
Юлий II не был тонким ценителем искусства, но он понимал, что искусство возродит былую славу Рима и прославит его самого. Поэтому Юлий II захотел превратить папскую резиденцию и собор Святого Петра в величественный художественный ансамбль, который бы олицетворял роль римско-католической церкви в мире. Папа хотел перестроить Ватикан и украсить здания грандиозными фресками.
Таким зданием стали станцы, которые находились в папском дворце. Для их росписи папа Римский пригласил именитых художников: Джованни Бацци по прозвищу Содома, Перуджино и многих других. Однако увидев эскизы молодого 25-летнего Рафаэля, папа отменяет указ и назначает для росписи Рафаэля, который уже стал известен во Флоренции. Сейчас эти эскизы хранятся в музеях Ватикана.
В 1508 году Рафаэль приезжает в Рим, и немедленно приступает к выполнению чрезвычайно почётного заказа – росписи парадных залов Ватикана. После окончания работ горожане были потрясены мастерством живописца, именно в этих фресках раскрылся блестящий дар Рафаэля-монументалиста.
Фрески в Ватиканском дворце принесли Рафаэлю не только славу выдающегося художника, но и основателя нового направления в живописи, получившего название «римский классицизм».
Станцы Рафаэля
Монументальные полотна, украшающие стены папского дворца (а ныне Музея Ватикана), считаются величайшими произведениями Рафаэля. Трудно поверить, что работу над Stanza della Segnatura художник закончил за три с половиной года. Фрески, среди которых великолепная «Афинская школа», написаны чрезвычайно детально и качественно. Судя по рисункам и подготовительным наброскам, работа над ними была невероятно трудоемким процессом, что в очередной раз свидетельствует о трудолюбии и художественном таланте Рафаэля.
Четыре фрески из Stanza della Segnatura изображают четыре сферы духовной жизни человека: философию, теологию, поэзию и правосудие — композиции «Афинская школа», «Спор о причастии», «Парнас» и «Мудрость, умеренность и сила» («Мирские добродетели»).
Рафаэль получил заказ на роспись двух других комнат: Stanza dell’Incendio di Borgo и Stanza d’Eliodoro. Первая содержит фрески с композициями, описывающими историю папства, а вторая — божественное покровительство церкви.
Детство и юность
Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.
Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.
Станцы Рафаэля
Одной из самых первых и наиболее знаменитых работ Рафаэля Санти в Риме являются фрески, которые уже более 500 лет украшают папские апартаменты, расположенные в Апостольском дворце Ватикана. Работу над росписью художник начал в 1508 году по заказу Папы Римского Юлия II, урожденного Джулиано делла Ровере. Каждая из четырех комнат имела различное предназначение и была расписана сюжетами соответствующих тематик.
В одной из Станц можно увидеть цикл фресок, посвященных основополагающим принципам, на которых строится человеческое общество: философия, юриспруденция, религия и искусство. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. В третьем – можно познакомиться с некоторыми важными политическими событиями прошлых столетий. Одной из самых больших Станц является Зал Константина, роспись которого была выполнена по эскизам Рафаэля Санти его учениками уже после смерти великого мастера. Сюжеты фресок посвящены жизни Константина Великого, первого в истории римского императора, принявшего христианство.
Советуем прочитать
Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём
Термин «Возрождение» (альтернативное название – Ренессанс) связан с возникшим после длительной паузы почитанием античных героев, когда возродился, вновь возник культ античности. Возрождение – это небывалый взлёт интереса европейцев к идеалам древних греков и римлян (закрепление термина произошло в XIX веке). Эпоха Возрождения на исторической арене сменила Средние века и стала предшественницей Эпохи Просвещения. Охватывает период с XIV по XVI век, территориально раньше всего началась в Италии. Высокое Возрождение, т.е. наивысшая фаза его развития, традиционно датируется с конца XV века до 1527 года, когда Рим был разграблен армией Карла V. Это событие в истории процветающего папства стало переломным, преображения коснулись и искусства.
Эпоха Возрождения подвигла человечество на освобождение от средневековых представлений, на качественные преобразования самой жизни. Меняется образ мышления и отношение человека к себе и ко всему окружающему, в том числе к Богу и собственным устремлениям. Искусство стало зеркалом этих перемен, а Рафаэль, художник эпохи Возрождения, ярчайшей величиной. В созвездии гениев Высокого Возрождения Леонардо да Винчи – воплощение интеллекта, Микеланджело – монументальности. Кто такой Рафаэль – искусствоведы единодушно называют живописца олицетворением гармонии. Всё его творчество пронизано стремлением к совершенству, светлое начало – его внутренний смысл.
Годы жизни Рафаэля: 1483 – 1520-й. Всего 37 лет. За столь малый срок, отведённый ему, художник сумел создать немало запоминающихся шедевров и прославиться на века вперёд.
Станца делла Сеньятура
Название помещения происходит от располагавшегося выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал использовался Папой для проведения разного рода собраний.
«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль. Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества. Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость может восторжествовать благодаря правосудию.
Такая тематика декоративного оформления помещения наводит на мысль о том, что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если никаких документальных подтверждений этому не найдено.
Станца ди Элиодоро
В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил к созданию эскизов для фресок следующего помещения, предназначавшегося для папских аудиенций. В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после разрушительной военной компании против французов, которая закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала угрозу вторжения иностранных войск на полуостров. Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать через христианскую веру и Церковь. Представленные сюжеты рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро» продолжалась в период с 1511 по 1514 года.
Возможно Вас заинтересует:
Биография Рафаэля
Рафаэль появился на свет 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино. Его отцом был Джованни Санти – придворный художник и поэт герцога Урбинского, а мать – Марджи Чарла.
Еще в детские годы у Рафаэля начал проявляться талант к рисованию. Когда это заметил отец, он стал брать сына в мастерскую, в которой тот смог сделать первые шаги в искусстве.
Рафаэль рано лишился родителей и к 11-летнему возрасту уже был круглым сиротой. Любопытно, что к тому моменту биографии он уже смог зарекомендовать себя как подающего высокие надежды художника. В результате, он начал оттачивать свое мастерство у живописца Пьетро Перуджино.
Примечания
- Steinmann E. Die Plünderung Roms durch Bonaparte // Internationale Monatsschrift für Wissenschaft, Kunst und Technik. — Leipzig, 1917. — 11/6-7. — Рр. 1—46, 29
- Смирнова И. А. «Станца делла Сеньятура». Её назначение и проблемы программы росписи // Рафаэль и его время. — М.: Наука, 1986. — С. 46—64
- Schneider Adams, Laurie. Italian Renaissance Art. Boulder: Westview Press, 2001. С. 346
- Paoletti, J; Radke, G. Art in Renaissance Italy (неопр.). — London: Laurence King Publishing (англ.)русск., 2005. — С. 409. — ISBN 1-85669-439-9.
- Власов В. Г.. «Парнас» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 181
- Библейская энциклопедия. М, 1891. С. 293
- (итал.). Musei Vaticani. Дата обращения: 23 июля 2016.
- Pierluigi De Vecchi. Raffaello. — Milano: Rizzoli, 1975
- Пихлер, семейство граверов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Смерть
Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.
Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
Станца делла Сеньятура
Первое помещение в Папском дворце, к оформлению которого приступил 25-летний Рафаэль, служило Понтифику кабинетом. Название дословно переводится как «подпись». Стены комнаты расписывались на протяжении 3 лет (1509–1511 гг.). Сюжеты фресок подчинены единой теме – духовным деяниям человека. Они воплощают идеалы гуманизма эпохи Возрождения, подчеркивая духовное и физическое совершенство свободного индивидуума, высокое призвание и творческий потенциал благородной личности.
Фрески охватывают 4 сферы жизнедеятельности: философию («Афинская школа»), богословие («Диспут»), поэзию («Парнас») и добродетель («Добродетели и закон»).
Рафаэль создал сложные пространственные композиции, на которых группы философов, богословов, поэтов и мудрецов размещены среди архитектурных декораций или живописных пейзажей. Герои изображены как мудрые, уверенные в себе люди с высоким достоинством и сильной волей. Потолок украшает аллегорическая фигура Правосудия, изображенная традиционно с весами и мечом.
Работы Рафаэля в Пинакотеке Ватикана
Большое количество работ великого мастера представлено в художественной галерее Ватикана — один из залов Пинакотеки полностью посвящен его творчеству. Здесь можно увидеть такие работы, как «Коронование Девы Марии», «Мадонна ди Фолиньо», «Святой Петр», «Святой Павел», «Мадонна с младенцем и святыми», «Портрет дожа Никколо Марчелло», цикл работ «Вера», «Милосердие» и «Надежда», составляющие часть алтарной композиции Бальони (Pala Baglioni), а также последнюю работу Рафаэля «Преображение», мозаичная копия которой хранится в Соборе святого Петра. Часть экспозиции представляет собой роскошные гобелены, выполненные по эскизам работ знаменитого художника.
Станца «Пожар в Борго»
Последнее помещение, которое с 1514 по 1517 год оформлял Рафаэль. Сюжеты фресок связаны с историческими событиями из жизни Папы Льва III и Папы Льва IV. Хотя аллегорически они прославляют Господа и правящего Понтифика Льва X.
Зал назван в честь лучшей одноименной фрески, сюжет которой повествует о том, как Лев IV крестным знамением остановил пожар, охвативший в 847 году один из районов Рима. Композицию отличает динамизм, колорит и пластика изображенных персонажей.
Противоположную стену занимает «Битва при Остии». Сюжет показывает морское сражение в устье Тибра между римлянами и сарацинами. Сидящий на мраморной глыбе Лев IV (изображен Лев X) с благодарностью за дарованную свыше победу смотрит на небо.
«Коронование Карла Великого» украшает следующую стену. Исторический факт имел место в соборе Святого Петра в 800 году. Персонажам приданы черты современников: Лев III имеет поразительное сходство с Львом X, а Карла не отличить от французского короля Франциска I.
Четвертая фреска это – «Оправдание Льва III». Сюжет рассказывает о событиях 800 года: Понтифик клянется в своей чистоте и безгрешности. Торжествует вера и правда.
Потолочные росписи оформил Перуджино. Рафаэль оставил работу своего учителя без изменений.
Отражение в искусстве[править | править код]
Немецко-итальянский гравёр Иоганн (Джованни) Пихлер (1734—1791), придворный мастер императора Иосифа II, воспроизводил в гравюрах на меди ватиканские станцы Рафаэля, но успел издать только первую часть сборника этих гравюр (40 листов).
Скульптор итальянского барокко Дж. Л. Бернини, создавая скульптурную группу «Эней, Анхиз и Асканий» (1618—1619; Галерея Боргезе в Риме), изображающую сцену, описанную в поэме Вергилия «Энеида», использовал композицию фигур с фрески Рафаэля «Пожар в Борго».
Русский живописец К. П. Брюллов в 1824—1828 годах для зала копий Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге написал в Италии маслом на холсте копию «Афинской школы» Рафаэля.
Личная жизнь
Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.
Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.
Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.
Переезд из родного Урбино. Флоренция
Мадонна с безбородым Иосифом
В 1504 году Рафаэль сопровождал Перуджино, когда тот отправился во Флоренцию. Город тогда был центром цивилизации, в котором бурлила мысль и деятельность, в том числе художественная. Здесь, в колыбели Возрождения, наставник вводит ученика в круг именитых художников. Рафаэль, познакомившись с Леонардо да Винчи (1452-1519), копирует его картину «Леда и лебедь». Если бы не эта копия, мир никогда не узнал бы об этом произведении – оригинал утрачен. Знакомство с Микеланджело (1475-1564) также дало молодому художнику импульс к саморазвитию – он всегда цепким взглядом ухватывал новое, оригинальное и привносил это в свою живопись.
Во Флоренции живописец создаёт два десятка мадонн с младенцами и несколько картин, причисленных к ранним шедеврам:
- «Обручение Девы Марии» – почти полное повторение картины Пьетро Перуджино;
- «Сон рыцаря» – один из первых заказов мастера;
- «Мадонна Конестабиле» или «Мадонна с книгой» – неоконченная миниатюра, приобретённая в 1871 году Александром II для супруги. Позже, при переносе картины с дерева на холст, было обнаружено, что предметом в руках героини первоначально был гранат (символ крови Христа), а не книга;
- «Три грации» – также одна из первых работ, выполненных на заказ;
- «Мадонна с щеглом» – сильно пострадавшая работа – рентген показывает, что деревянная основа собрана из 17 частей.
В произведениях Рафаэля Санти флорентийского периода ещё заметно влияние учителя Перуджино. Для обретения авторского стиля потребуется всего пара лет. Практики у молодого художника предостаточно – слава о нём растёт, что вызывает увеличение количества заказов и рост благосостояния.
Как добраться
Огромные площади Папского (Апостольского) дворца вмещают в себя тысячи помещений с музеями Ватикана, в том числе станцы Рафаэля. Чтобы попасть в дворцовый комплекс, сначала нужно доехать до входов на ватиканскую территорию и перейти формальную границу с Италией.
Сделать это несложно. Достаточно подобрать подходящий вид общественного транспорта или арендовать автомобиль. По анклаву туристы передвигаются только пешком.
Метро
Римский метрополитен — один из самых доступных способов добраться до стен Ватикана. На схеме метро необходимая ветка обозначена красным цветом (линия A). Выходить нужно на станции Ottaviаno. Далее пешком около 15 минут.
Автобусы
Также до Ватикана можно добраться на наземном общественном транспорте. Автобусные остановки находятся всего в 5–10 минутах ходьбы от музеев. К станции на площади Risorgimento подходят рейсы: № 32, 81, 982. К остановке V.le Vaticano/Musei Vaticani — автобус № 49.
Автомобиль
От аэропорта Чампино можно добраться на арендованном автомобиле. Только обязательно нужно учесть, что многие кварталы в центре Рима и сам Ватикан входят в зону ограниченного движения. Дорога займет около 30 минут без учета пробок. Расстояние почти 20 километров. Короткий путь проходит по трассе Via Appia Nuova/SS7. После въезда в город, нужно придерживаться берега реки и пересечь мост Виктора Эммануила II.