Базилика санта мария маджоре в 2021 — 2022

О месте Базилика Санта Мария Маджоре

Великолепным храмом Санта Мария Маджоре гордится всё католическое сообщество Рима, ведь это не простая церковь, которых великое множество в столице Италии, а папская базилика, которых насчитывается всего четыре. Такие храмы, особо отмеченные главой Римской церкви, окутаны легендами и тайной, что ежегодно привлекает к ним паломников и туристов со всего света. Необыкновенна и история возведения. Однажды архиепископу Либерию приснилась  Дева Мария, повелела построить в её часть церковь на том месте, где назавтра выпадет снег. Проснувшись, служитель начал спрашивать у изумленных горожан, не выпал ли снег, что очень удивляло римлян, учитывая, что летний снегопад в столице – редчайшее явление. Однако один зажиточный купец, Джованни Патрицио, сообщил епископу, что ему приснился такой же сон. Вместе они обнаружили, что снегом засыпан весь холм Эсквилия, и, в 352, заложили первый камень в основание здания. Благодаря этой истории, церковь получила второе имя «Божьей Матери на снегу». Интересно, что эта удивительная базилика не давала покоя ни одному папе. Каждый пытался внести нечто свое в её внешний вид. Со временем это стало доброй традицией. В 440 Сикст реконструировал здание, сделав его более укрепленным, а в 1377 здесь появилась высочайшая колокольня города, чья высота составляет 75 м. В 1740 достроили парадный фасад с балконом, где удалось сохранить фрески 14 века. Украшением экстерьера являются колонны, пилястры и мозаика, изображающая подробности сна Либерия. Войдя внутрь, путешественник окунется в атмосферу раннехристианской церкви: интерьер и фрески сохранились в отличном состоянии. Они датируются 5 веком, как и красочные мозаики, считающиеся самыми древними в Риме. На них изображены картины, иллюстрирующие жизнь Иисуса Христа и евангелистов, ветхозаветные сцены и апостолы. Здесь находятся почитаемые святыни: мощи святого Матфея и часть яслей Спасителя. А 15 августа сам папа проводит богослужение, приуроченное ко Дню Успения Богородицы.Как добраться? Собор расположен напротив вокзала «Термини», рядом с одноименной станцией метро и остановкой «Ковур».Сколько стоит? Базилика Санта Мария Маджоре открыта ежедневно с 7 утра до 19 вечера. Её посещение бесплатно. Также все желающие могут посетить мессу, однако прибыть нужно заранее.

История создания

Строительство церкви Санта-Мария-сопра-Минерва было начато в 1280 году флорентийскими мастерами, которые взяли за образец для будущего храма стиль Санта-Мария-Нуово во Флоренции.

Храм предназначался для монахов доминиканского ордена.

Название “Святая Мария над Минервой” как нельзя лучше отражает многоступенчатость римской архитектурной истории.

Христианская церковь 1370 года построена на месте языческого храма, который ошибочно приписали богине Минерве.

Когда-то на этом месте было Марсово поле и храм Минервы возвел император Помпей, затем тут обосновались греческие монахи, а позже уже доминиканцы.

Песня о Santa Maria Maggiore

Эта базилика – место редчайшее, потрясающие шедевры искусства тут гармонично перевиваются с духовным миром. Очутиться под сводами древнейшей христианской базилики было совершенно достаточно для молдавского композитора Петра Теодоровича (Петрэ Теодорович). Финальным из его произведений стала композиция «Римская полночь». Созданная совместно с автором Николаем Зиновьевым данная песня не раз завоевывала сердца слушателей.

Печальное, наполненное ностальгией, произведение исполнял актер и певец Александр Михайлов, «Санта-Мария-Маджоре» в 1997 году пришлась по душе и молодому болгарскому певцу Филиппу Киркорову.

Слоник Бернини

Перед церковью стоит мраморный слоник, на спине которого укреплен древнеегипетский обелиск (VI в. до н.э.). После покорения Египта Цезарем, обелиск привезли в Рим и установили у входа в храм Исиды на Марсовом поле. Затем след обелиска затерялся. В 1665 году его случайно нашли монахи-доминиканцы. Папа Александр VII решил установить вновь обретенный памятник у этой церкви.

Бернини планировал сделать основание обелиска в виде слоника, однако архитектор Феррата не поверил расчетам Бернини и на всякий случай подставил под брюхо слоника массивный блок, прикрыв его сверху попоной. Увидев это, Бернини так разгневался, что хотел отказаться от авторства.

На постаменте выбито посвящение Папе Александру VII, который реорганизовал Римский университет и подарил ему библиотеку, названную Александрийской.

Интерьер

Скромная снаружи, посвящённая Святой Богородице церковь открывает себя с самой неожиданной стороны. А когда узнаёшь, что за великие шедевры украшают стены базилики, и какие громкие имена стоят за их созданием, понимаешь, что пройти мимо было бы непростительной ошибкой.

В разные годы проектированием и оформлением интерьеров церкви занимались Донато Браманте (Donato Bramante), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Андреа Бреньо. В середине XVII века Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) осуществил ещё одну масштабную реконструкцию базилики; с тех пор в её убранстве преобладает стиль барокко.

Капелла Киджи

Косвенно с церковью знаком всякий, кто никогда не бывал в Вечном Городе, но смотрел экранизацию романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Действие фильма частично разворачивается в капелле Киджи (Chigi). Она носит имя заказчика, банкира Агостино Киджи. Проектировал будущую усыпальницу богатого рода Рафаэль Санти; он украсил купол капеллы мозаикой «Сотворение мира». До конца XVI века в церкви находились и две живописные работы мастера. Спустя сто лет Бернини реконструировал капеллу по заказу другого представителя рода, кардинала Фабио Киджи, позже ставшего Папой Александром VII.

Работы Караваджо в капелле Черази

Капелла Черази (Cerasi) связана с не менее знаменитым итальянским мастером, Караваджо (Caravaggio). Здесь хранятся две его подлинные работы, «Обращение на пути в Дамаск» (иначе «Обращение Савла») и «Распятие апостола Петра».

«Обращение Савла», выполненное в стиле реализма – одно из самых ярких проявлений таланта Караваджо. Над алтарём висит холст «Вознесение Девы Марии» работы Аннибале Каррачи (Annibale Carracci).

Пинтуриккьо в капелле делла Ровере

Стоит особо отметить и капеллу рода делла Ровере (Della Rovere). Она построена в конце XV века и расписана Пинтуриккьо (Pinturicchio) и его учениками. Пинтуриккьо оформил и капеллу Сайбо (Cybo), но результаты его работы нам не увидеть: в конце XVII века капелла была реконструирована последователем Бернини архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana).

Другие капеллы

Капеллы Сайбо-Содерини (Cybo-Soderini), или капелла Распятия, и Теодоли (Theodoli) не так «популярны» среди туристов, но не менее интересны. Оформлением первой занимался фламандский художник Питер ван Линт (Pieter van Lint. В ней находится деревянное распятие XV века. Вторая выполнена в стиле римского маньеризма и украшена лепным декором работы скульптора Джулио Маццони (Giulio Mazzoni).

Исторические факты и легенда

По свидетельствам древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского, изложенным в его трудах «Римские древности», на самом высоком из семи холмов Рима – на Эсквилине, в 375 году до н.э. был возведен храм, посвященный богине Юноне, защитнице всех женщин и матерей. Несмотря на то, что в 190г. до н.э. он был частично разрушен ударившей в него молнией, на протяжении последующих нескольких сотен лет Храм Юноны Лусины (лат. Junonis Lucinae) являлся местом поклонения божеству, оправления языческих культов и проведения праздников – Матроналий, ежегодно отмечавшихся 1 марта.

С распространением в римской империи новой христианской веры, в середине IV века н.э. Папа Либерий (310-366гг.), почитая Пресвятую Деву Марию, заказал построить на том же месте церковь. С историей ее возведения связана легенда, которую вам расскажет 39rim.ru и каждый житель Рима.

Это интересно!

Согласно преданию, в ночь с 4 на 5 августа 358 года благородному богатому патрицию Джованни, который на протяжении многих лет вместе со своей женой просили Богородицу послать им ребенка, во сне явилась Богоматерь.
Мадонна велела построить церковь в том месте, где на следующее утро он найдет снег, и молиться в ней о ниспослании детей. Супруги отправились к папе Либерию, чтобы рассказать о ночном видении, и узнали, что у него был такой же сон. Утром холм Эсквилин был обелен тонким слоем снега, по которому Папа очертил место, где должна быть возведена базилика. Она была построена за счет благочестивых супругов и первоначально называлась либерийской базиликой Санта Мария делла Неве (Basilica di Santa Maria della Neve). Эта история показалось бы не такой уж и необычной, если не учитывать тот факт, что снег выпал рано утром 5 августа в тот период, когда в Риме стоит несносная жара.

Спустя несколько десятилетий и вскоре, после проведенного в июне 431 года Третьего Вселенского собора (известного как Совет Эфеса), на котором был принят догмат о божественном материнстве Девы Марии, Папа Сикст III велел построить церковь, посвященную культу Богородицы. Однако до сих пор неизвестно, была ли она абсолютно новой церковью или же восстановленной Либерийской.

Базилика Санта Мария Маджоре. (Girolamo Francino, 1588)

Фасад Санта-Мария-Маджоре

Центральный фасад собора Санта-Мария-Маджоре

По заказу Климента XII постройкой нового фасада и реставрационными работами базилики занимался флорентийский архитектор Фернандо Фуга. В 1741 году, он закончил работы, и базилика Санта-Мария-Маджоре предстала перед римлянами почти в том виде, какой имеет сейчас.

В эпоху расцвета барокко, ему удается сохранить сдержанность, как в оформлении фасада Санта-Мария-Маджоре, так и в интерьере. Благодаря чему большинство деталей интерьера сохранено с V века. К ним относятся, прежде всего, мозаичные изображения сцен Ветхого Завета, расположенные с двух сторон от центрального нефа и золотые мозаики, рассказывающие о раннем периоде жизни Иисуса Христа, ими расписана триумфальная арка.

В оформлении фасада Фернандо Фуга применил сочетание лоджии и портика. Они закрывают Старый фасад базилики и прячут сохранившиеся на старом фасаде мозаики V века от внешних факторов разрушения. При этом добиваясь парадности и торжественности, строгости и пластичности каждого элемента фасада.

История и легенды

Свой нынешний римско-готический вид базилика Санта-Мария-ин-Арачели приобрела в период с XIII по XVIII в., но этому предшествовала история, берущая своё начало ещё в Древнем Риме. Она связана с легендой о капитолийских гусях, значением слова «монеты» и видением образа Девы Марии на Капитолии задолго до появления христианства в Риме.

Место основания

Капитолий всегда был в центре духовной и политической жизни Рима. Холм, который начал заселяться ещё в бронзовом веке, в Древнем Риме был одновременно и крепостью, и местом обитания богов. На южной, более высокой вершине Кампидольо, с 509 г. до н. э. находился главный храм Рима, посвящённый триаде богов – Юпитеру, Юноне и Минерве.

На северном склоне второй вершины Капитолия, на которой сегодня возвышается Санта-Мария-ин-Арачели, уже в 753 г. до н. э. находилась цитадель, известная как Аркс (Arx). Крепость никогда не была местом постоянной дислокации военных гарнизонов и играла в боевой стратегии римлян больше символическую роль, как последний оплот взятия города.

На её территории был построен один из трёх римских авгуракулумов (auguraculum), представляющий собой открытый храм, откуда жрецы-авгуры (auguri) по полёту птиц интерпретировали волю богов. Священный обряд, пришедший от этрусков и введённый по преданию самим Ромулом, совершался также на Палантине (Palatino) и Квиринале (Quirinale).

Согласно ряду исследований, базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена как раз на месте древнего авгуракулума на Капитолии.

Читайте подробнее про 7 холмов Древнего Рима

Капитолийские гуси и монеты

Событие, произошедшее в 390 г. до н. э., описано в книге Тита Ливия «История от основания Рима». Галлы под предводительством Бренна, намереваясь ночью захватить последний оплот Рима —  Капитолий, пытались пробраться в крепость. Они не были замечены ни стражниками, ни почуяны собаками, и только встревоженные гуси подняли шум и разбудили начальника крепости Марка Манлия (Marcus Manlius Capitolinus). Благодаря пернатым героям, которых к своему счастью не съели измученные осадой и голодом защитники Капитолийской крепости, варварам был дан своевременный отпор, а Рим вскоре освобождён.

В память об этом эпизоде в 345-344 гг. до н. э. на месте двора, где жили священные гуси (у дома Марка Манлия), был воздвигнут храм Юноны Монеты (Tempio di Giunone Moneta). Слово moneta в переводе с латинского означает «предупреждать», а сама богиня Монета, которую отождествляли с Юноной, за пределами Рима считалась ещё и хранительницей средств города.

В 249 г. до н. э., вблизи нового храма на Капитолии появилась мастерская, чеканившая римские деньги из серебра. Вскоре имя богини дало название месту производства — «монетный двор» и римским деньгам (и не только) – «монеты».

Руины языческого храма Юноны Монеты могут находиться под основанием христианской церкви, посвящённой Деве Марии. В настоящее время эта версия подтверждается найденными в саду храма архитектурными артефактами, свидетельствующими о существовании древнего святилища и цитадели.

Сивилла и видение Августа

Нынешнее название базилики Санта-Мария-ин-Арачели впервые упоминается в документах 1323 г., но красивая легенда о том, как оно появилось, уходит в более отдалённые времена. Император Август (Octavianus Augustus) пожелал узнать у тибуртинской сивиллы, стоит ли обращаться к нему, словно к богу, как того пожелал Римский сенат. В ответ предсказательница показала ему видение в образе молодой женщины, стоящей на алтаре с ребёнком на руках, во время которого голос с неба поведал: «Это дева, которая зачнёт спасителя мира».

Впечатлённый Август приостановил постройку языческого храма и возвёл на месте чудесного видения «Небесный Алтарь» (Ara del cielo), который и дал имя будущей базилике Santa Maria in Aracoeli.

Об этом событии напоминает изображение фигур Августа и сивиллы, которые можно увидеть по обе стороны от арки над главным алтарём базилики.

Рим станет христианским только в IV веке, но известно, что в VI в. на месте нынешней базилики Санта-Мария-ин-Арачели уже существовала церковь, считавшаяся очень старой. Возможно «Небесный Алтарь» Августа, появившийся до Рождества Христова, никогда и не исчезал.

Баптистерий

Проект помещения для свершения ритуальных обрядов крещения был разработан Фламинио Понцио в 1606 году. По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Ее украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (1762-1839).

На заалтарной стене баптистерия размещен большой барельеф «Успение» работы Пьетро Бернини (1610).

В завершение нашего краткого и далеко не полного обзора об одной из самых красивых базилик Рима, предлагаем вашему вниманию небольшой 4-х минутный ролик.

Как добраться к Санта-Мария-Маджоре

Собор находится в Риме по адресу: Piazza di Santa Maria Maggiore, 42.

ЗАКАЗАТЬ ТАКСИ

Дойти до храма возможно от железнодорожного вокзала Термини. Лишь 10 минут шагом по улице Via Cavour придется пройти путешественникам, чтоб попасть со станции метро Termini (линия А или В) в базилику Santa Maria Maggiore.

Режим работы: каждый день, с 7.00 до 19.00. Исповедоваться возможно на английском, испанском, немецком, польском и прочих языках.

Телефон: +39 06 698 86800

Наши советы по Риму:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.

История

Папская базилика Санта-Мария-Маджоре была основана в раннехристианский период. История ее строительства за давностью времен превратилась в красивую легенду. Римскому епископу Либерию, приснился дивный сон, в котором явилась ему Пресвятая дева и повелела возвести храм на том месте, где наутро выпадет снег. С наступлением нового дня папу римского оповестили, что белоснежным одеялом был укутан Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus) Рима. Так, в 352 году н.э. заложили первый камень базилики.

В V веке храм был значительным образом расширен и перестроен по велению папы Сикста III. Именно тогда базилика была посвящена Божьей матери. Шли века, приходящие к власти епископы добавляли Санта-Мария-Маджоре блеска и красоты, привозили в церковь новые реликвии. В XIV веке над трехнефной базиликой выросла колокольня высотой в 75 метров. Папа Григорий XI инициировал строительство колокольной башни вскоре после возвращения из Авиньона (Avignone). Один из пяти колоколов звонит ровно в 9 вечера, чтобы укрепить веру молящихся.

Современный фасад здания – это смесь романского и барочного стилей. Последним значительным элементом внешнего декора стала пристройка величественной лоджии с портиком. Архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) на протяжении XVIII столетия занимавшийся внутренним убранством храма, в качестве завершающего аккорда взялся за усовершенствование внешнего облика.

Все интересное о соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме

Начнем с названия: Санта-Мария – это в честь Богородицы, а вот Маджоре – означает «большая», ведь она не только является одной из самых больших по величине, но и не уступает по важности и посещаемости. Интерьер базилики Санта-Мария-Маджоре позволяет представить, какими были раннехристиянские церкви и соборы

В то же время она обладает совершенными пропорциями, торжественностью и гармониею. Особого внимания заслуживают мозаики, которые являются главным украшением церкви. У входа вы увидите мозаику «Чудо со снегом», которая датируется 13 столетием и повествует об истории, которая подвигла на сооружение храма. В центральном нефе можно увидеть целые сюжеты из Ветхого Завета. Всего их 36 и все они сохранились в первозданном виде

Интерьер базилики Санта-Мария-Маджоре позволяет представить, какими были раннехристиянские церкви и соборы. В то же время она обладает совершенными пропорциями, торжественностью и гармониею. Особого внимания заслуживают мозаики, которые являются главным украшением церкви. У входа вы увидите мозаику «Чудо со снегом», которая датируется 13 столетием и повествует об истории, которая подвигла на сооружение храма. В центральном нефе можно увидеть целые сюжеты из Ветхого Завета. Всего их 36 и все они сохранились в первозданном виде.

Триумфальная арка украшена мозаиками, сюжет которых брался из Нового завета. Алтарь папы оформлен балдахином, а его стойки сооружены из старинных колон. Если вы поднимете голову вверх, вы будете пленены потолком, который соорудил да Сангалло. Он выполнен из дерева, а украшен золотом первой партии, которое специально привезли с Перу. Пол сделан из мрамора разных цветов, который выложен таким образом, что можно увидеть разные геометрические фигуры.

Отдельно стоит остановиться на капеллах, которых в церкви Санта-Мария-Маджоре три.

  • Первая и самая известная – это Сикстинская капелла, которая отличается изысканным декором и богатым оформлением. Здесь находится статуя Сикста V работы Вальсольдо, а также захоронен Бернини.
  • Вторая капелла – Паолинская — еще более роскошная. Здесь покоятся Павел V и Климент VIII. Также здесь находится икона Мадонны, которую, за легендами, начал рисовать апостол Лука, а «закончили ангелы».
  • Третья капелла, возможно работы Микеланджело – это капелла Сфорца.

Орган собора — это произведение семьи Машони, которое было создано в 1955 году. В то же время старый орган перенесли в церковь Алифорни, а новый поместили на его место. Обязательно сверните в правый неф, где хранится надгробие кардинала Родригеса. С 13 столетия его тело и душа покоятся в этом месте.

Реликвией этой церкви является часть яслей, где родился Иисус. Они представляют собой пять частей кормушки, где после рождения лежал Иисус. Только 25 декабря можно зайти в этот реликварий и увидеть их собственными глазами.

Перед входом в собор стоит 15-метровая колонна со скульптурой Девы Марии. Ее соорудили в 1614 году в знак благодарности за избавление от чумы. Над проектом колоны трудился француз Бертло. Также в церкви есть свой музей, который расположен с правой стороны от алтаря. Вы можете зайти туда и увидеть много интересного из истории этой базилики, к примеру, развалины, тротуары в мозаике, скважины, проходы и арки.

Единственное, что отличает эту церковь от традиционных, так это то, что восковые свечки заменили электрическими. Поэтому чтобы зажечь такую свечку, надо бросить монетку в специальный проем около выбранной иконы.

Что посмотреть

Фото золотого потолка и мраморного пола в церкви Санта-Мария-Маджоре

Главные святыни церкви придется поискать. Если обратить свой взор чуть ниже папского алтаря, можно заметить ясли, которые якобы принадлежали самому младенцу Иисусу.

Ясли, якобы принадлежавшие младенцу Иисусу

Также в церкви хранится икона «Спасение народа римского». Она считается самой почитаемой в городе.

В церкви хранится очень почитаемая икона «Спасение народа римского»

При входе в базилику Санта-Мария-Маджоре можно увидеть мозаику «Чудо со снегом», посвященную легенде о возникновении храма.

При входе в базилику Санта-Мария-Маджоре можно увидеть мозаику «Чудо со снегом», посвященную легенде о возникновении храма

Три капеллы церкви – это еще одна местная гордость. Сикстинская была создана по заказу папы Сикста V. В соответствии с его замыслом стены расписаны сценами на тематику Рождества Христова. В капелле похоронен сам папа, а также Пий V и известный скульптор Бернини.

Сикстинская капелла, в которой похоронены папа Сикст V, Пий V и скульптор Бернини

Паолинская капелла (или Боргезе) зеркально отражает Сикстинскую. Она появилась в 18 веке по инициативе Павла V, урожденного Камилио Боргезе. Кроме него здесь упокоился Климент VIII. Украшает капеллу икона Мадонны Солюс Популли Романи.

Паолинская капелла (или Боргезе), в которой похоронены Павел V (урожденный Камилио Боргезе) и Климент VIII

Наименее роскошной выглядит капелла Сфорца, однако первое впечатление обманчиво. Есть версия, что она создавалась в соответствии с эскизами великого Микеланджело Буонарроти.

Капелла Сфорца возможно создавалась по эскизам Микеланджело Буонарроти

Стоит обратить внимание и на орган, который папа Пий XII заказал в 1952 году. Инструмент рук мастеров Машони заменил старый аналог 18 века

Примечательно, что его предшественник «жив» и по сей день. Он находится в церкви Алифорни.

Орган в церкви Санта-Мария-Маджре — работа мастеров Машони

В подвальном помещении церкви также расположен музей, посвященный папскому собору. В нем собраны предметы, имеющие связь с самой базиликой и ее святыми покровителями. Частью экспозиции являются и атрибуты власти Папы, предметы изобразительного искусства, статуи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector