Храм спаса на крови в санкт-петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Иконы «Воскресения Господня»

В строительстве применялось уникальное для православных храмов декоративное убранство – мозаичные иконы. Жизнь Иисуса Христа, от Рождества до Вознесения, все его деяния, сотворенные при земной жизни – все отражается в мозаичных картинах. Над золотым алтарем расположены два изображения: «Спас в силах» и «Христос во славе». В центре алтарной апсиде можно увидеть икону «Евхаристия». Интересно изображение Иисуса Хриса в золотом свете, подающим святые дары апостолам Петру и Павлу, склонившиеся перед ним.

Мозаичные иконы «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение Христово», выложены над иконостасом. В мозаике «Преображение Господне» Христос перед своими последователями предстает в золотом божественном сиянии, вокруг расположились другие ученики. На центральном своде – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции. «Спас Благое Молчание», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполнены также по канонам византийского письма.

Иконостас выполнен в классических традициях станкового искусства. Лики «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» отличаются лаконичностью композиции, бережным исполнением образов в непростом искусстве мозаики. Справа от иконописного изображения «Спаситель» расположено «Сошествие во ад». Образ «Князь Александр Невский» расположен в северном киоте, «Воскресение Христово» – в южном. Трудно перечислить все необыкновенной красоты работы – лучше их увидеть самим.

https://youtube.com/watch?v=sD3gKxdHvoE

История Храма-на-Крови в Екатеринбурге

Храм довольно молод, о его возведении начали думать еще до нулевых. А причиной было желание запомнить то, что здесь случилось в 1918 г. Раньше тут находился тот самый дом инженера Ипатьева, где провели в заточении 78 дней до своей смерти император Николай II, его жена Александра Федоровна и 5 детей – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей Романовы. Злосчастный дом простоял до 1977 г. Потом к месту гибели потянулись люди, что побудило задуматься о возведении памятного храма. От заложения первого камня (1992 г.) до финишных работ прошло 11 лет. Сдвинулось дело с мертвой точки только после канонизации Романовых. Само строительство по проекту трех архитекторов длилось 3 года, с 2000 по 2003.

Исторические моменты

  • Возведён в память императора Александра Второго. На этом месте, в 1881 году, на него было совершено покушение, после которого он скончался.
  • Храм построен на пожертвования, которые собирала вся страна.
  • Строительство проходило 24 года с 1883 по 1907 гг. Само здание возведено за 14 лет, а остальное время шли мозаичные работы внутри и снаружи.
  • Архитектора для проекта выбирали с помощью конкурса. В нём участвовало много известных людей того времени. Победитель выбран Александром Третьим только после третьего отбора, им стал Альфред Парланд.
  • В работе использовались современные технологии, поэтому здание полностью электрифицировано.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола.

156177

В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.

156213

Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева.

156240

Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.

156221

156220

156226

Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

156242

156241

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.

156192

Под сенью хранятся реликвии собора — часть решётки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

156193

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

Носилы и рака царевича Димитрия

Среди интереснейших предметов, связанных с историей убийства царевича Димитрия, — носилки, на которых его мощи несли из Углича в Москву. По легенде, носилы остановились на выходе из города, и никто не мог сдвинуть их с места. Долго пришлось молиться москвичам, чтобы угличская земля отпустила мощи. Носилы потом были возвращены в Углич и стали предметом поклонения

Рака из дерева и парчи, в которой находились мощи царевича, тоже стала важной частью культа святого Димитрия. Мощи были торжественно перенесены в Москву, где в соборе Михаила Архангела после канонизации захоронены рядом с могилами русских князей

Над надгробием установлена рака, позднее ее украсили тонкой работы золоченым изображением Димитрия, хранящимся в Оружейной палате. На раке имеется надпись: «Божиею милостию, повелением благовернаго и благороднаго и христолюбиваго Великаго Государя, Царя и Великаго князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца… зделана бысть сия рака благоверному чудотворцу, царевичу, князю Димитрию Ивановичу, в седмоенадесять лето государства государя царя, в первоенадесять лето патриаршества, лета 7138».

Интересные факты и легенды

Спас на крови – единственный православный храм Санкт-Петербурга, в котором просят не зажигать свечи – огонь может закоптить уникальные мозаики.

Несокрушимый

Спас на крови приобрел славу несокрушимого собора: его неоднократно планировали уничтожить, но каждый раз этому препятствовали различные обстоятельства. В 1941 году даже успели просверлить в стенах храма отверстия для заложения взрывчатки. Взорвать собор помешала начавшаяся Великая Отечественная война: все специалисты-взрывники были срочно отправлены на фронт.

«Мир вам»

Храм не пострадал даже во время фашистских авиационных налетов. Единственную авиабомбу обнаружили случайно во время реставрации в 1961 году – она застряла и 20 лет пролежала не взорванной в главном куполе собора

как будто прямо на руках Спасителя, держащего евангельский текст «Мир вам»

«Спас на картошке»

После прорыва блокады Ленинграда собор шутливо именовали «Спас на картошке» – в это время он служил овощехранилищем. В этом названии была своеобразная горькая ирония: мерзлая картошка спасала выживших ленинградцев от голодной смерти.

Символика цифр

Высота храма составляет 81 метр. Эта же цифра – 81 – год трагической гибели Александра II. Второй по высоте купол Спаса на Крови — колокольня — возвышается на 63 метра. Столько же лет было императору на момент его смерти.

Подводные Кресты

После того, как с приходом большевиков к власти в России стали повсеместно закрываться храмы, угроза уничтожения нависла и над Спасом на Крови. По легенде, чтобы уберечь от переплавки святыню собора — кресты с купола, их тайно сняли и укрыли на дне канала Грибоедова. Впоследствии во время начавшейся реставрации их никто не мог найти. Совет поискать их на дне канала дал реставраторам проходивший мимо незнакомец, который, возможно, вовсе не являлся случайным прохожим. Кресты были найдены водолазами именно там, где он указал.

«Мечтаю снять леса со Спаса на крови…»

Это строки из песни Александра Розенбаума.

Его, как и других творческих людей, храм вдохновлял, даже будучи окруженный строительными лесами.

Восстановительные работы, начавшиеся в 1971 году, затянулись на два десятилетия, и реставрируемый собор стал привычной картиной для жителей Петербурга. А в середине 80-х годов родилась легенда, гласившая, что советская власть в стране продержится до тех пор, пока вокруг Спаса на Крови стоят строительные леса.

Загадочная икона

Экскурсоводы, рассказывая историю храма, часто упоминают о некой таинственной иконе, хранящейся под его сводами. Никто не знает, существует ли она на самом деле, но ходит легенда о том, что на ней в определенные моменты можно заметить проявляющиеся цифры — судьбоносные для истории России даты.

Так когда-то на иконе были замечены цифры: 1917 – год революционного коммунистического переворота, 1941 – год начала Великой Отечественной войны, 1953 – год смерти Иосифа Сталина.

Мистически настроенные любители тайн верят, что на иконе можно увидеть и другие неясные цифры, возможно несущие пророчество о других будущих поворотных датах в истории страны.

Последствия убийства царя

Все участники подготовки и убийства императора 1 марта 1881 года, так называемые «первомартовцы» были схвачены, благодаря показаниям Николая Рысакова. Только Вере Фигнер удалось скрыться и остаться на свободе, она будет арестована позднее, смертная казнь ей будет заменена на пожизненную каторгу в Шлиссельбургской крепости.

Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов и сам Рысаков были публично повешены. Николай Саблин застрелился во время ареста, Геся Гельфман приговорена к смерти, но из-за беременности приговор был отсрочен. Умерла в тюрьме из-за осложнений после родов, не получив медицинской помощи. Ее ребенок, переданный в воспитательный дом, умер через несколько месяцев.

Участники «Народной воли» верили, что цареубийство сможет раскачать народные массы и приведет страну к широким общественным волнениям, в результате чего произойдет смена политического строя. Вот как описывала Вера Фигнер свои эмоции 1 марта, узнав о смерти императора:

К их великому разочарованию реакции народа на смерть царя не было, зато была реакция сына погибшего — императора Александра III. Множество народовольцев было задержано и отправлено в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургскую тюрьму и на Карийскую каторгу, где они погибали от болезней и сходили с ума в одиночном заключение.

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

156187

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров.

117018

В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Описание и архитектура собора

Путешественников, которые недостаточно знакомы с историей, или тех, кто впервые видит Спас на Крови, удивляет его внешнее сходство с храмом Василия Блаженного, расположенным на Красной площади в Москве. Экскурсоводов часто спрашивают — не один ли архитектор является автором этих двух соборов.

Сравнение с храмом Василия Блаженного

Собор Покрова Божией Матери — таково каноническое название храма Василия Блаженного. Он воздвигнут на 300 лет раньше Спаса на Крови

Сходство объясняется тем, что оба этих храма выстроены из красного кирпича и оформлены в псевдорусском стиле. Фигурные главы обоих соборов – резные цветные купола

Собор Василия Блаженного — это не одна, а десять церквей и колокольня, которые объединены в единый архитектурный ансамбль. Его церкви венчают 11 куполов: 9 луковичных и по одному шатрообразному на колокольне и главном храме

Пять из девяти куполов Спаса на Крови, включая главный, покрыты эмалированными медными пластинами цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью

Архитектурные особенности

Имеющий в своем основании четыре опоры, Спас – четырехстолпный храм.

Фасадные стены северной…

и южной боковых сторон…

завершают полукруглые кокошники, оформленные мозаичными иконами

Собор с восточной стороны – это три полукруглых выступа алтарной части — апсиды

увенчанные небольшими золочеными куполами луковичной формы

Самый высокий — центральный восьмигранный шатер — расположен в окружении луковичных глав. В его основании находятся окна продолговатой формы, обрамленные наличниками – кокошниками

Колокольня

С западной стороны к храму примыкает двухъярусная 63-метровая колокольня, сооруженная на месте, где был смертельно ранен император

Ее купол — самый большой по размеру из всех глав собора, а стены украшены мозаичными гербами российских городов и губерний, олицетворяя всенародную скорбь по убиенному царю

Под колокольней, обозначая место мученической гибели, сооружен крест из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель

Мемориальные доски

В углублениях цоколя храма закреплены 20 памятных досок со своеобразной летописью жизни Александра II.

Покрытые позолотой надписи, высеченные на красном граните, повествуют о важных событиях жизни императора и официальных событиях его царствования

  • рождение и бракосочетание
  • провозглашение наследником и восшествие на престол
  • манифесты, указы, уставы
  • перечень реформ
  • внешнеполитические достижения

Одна из 20 досок посвящена истории создания Спаса на Крови. Она описывает событие, которому посвящено строительство храма, время заложения и освящения, а также сообщает, что собор был выстроен на всенародные пожертвования.

Наружное оформление фасадов

Воплощая в жизнь пожелания Александра III, создавая отделку храма, Парланд старался применить наиболее яркие и насыщенные декоративные элементы, присущие «русскому стилю» в архитектуре.

Облик собора отличается обилием деталей и богатой палитрой

  • цветные кирпичи, гранит, позолоченная медь, эмаль
  • ажурные арки
  • резные мраморные наличники
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображениями святых

Русский стиль в архитектуре храмов и соборов — очень сложное абстрактное понятие. Лев Масиель-Санчес объясняет феномен русского стиля, но не надейтесь, что после просмотра его монолога всё станет кристально понятным:

Оформление фасадов Спаса на Крови доверили мастерам частной мозаичной мастерской художников Фроловых.

Площадь мозаики на фасадах храма превышает 400 квадратных метров

Гибель царя-освободителя

Покушение на Александра II 1 апреля 1881 года.

Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.

Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови. Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго. После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.

Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.

Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.

Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».

Картина Константина Маковского «Александр II на смертном одре» 1881 г. (Государственная Третьяковская галерея)

Александр II был торжественно похоронен в Петропавловском соборе — усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Архитектура

Когда вы приближаетесь к Собору Спаса на Крови, то сразу
замечаете, как он оригинально смотрится на фоне окружающих зданий – весь такой
многоцветный и радостный, с нарядными куполами. 
Церковь построена из коричневого кирпича, который отлично оттеняет
мозаику.

Обойдите храм вокруг и полюбуйтесь его пристройками – все
они похожи на сказочные теремки. Это и есть тот самый русский, или, как говорят
придирчивые историки, «псевдорусский» стиль, который так полюбился Александру III, и который удалось
воплотить в жизнь архитектору Парланду.

Сам архитектор Альфред Александрович Парланд – весьма
интересная личность. Его предки родом из Шотландии. Но родился он в Петербурге
и окончил Академию Художеств, где и преподавал несколько лет. Затем ему удалось
получить царскую стипендию для обучения за рубежом. За такие стипендии между
художниками шла настоящая борьба, и Парланд уже здесь продемонстрировал хорошую
хватку.

Пожив за границей пять лет, он вернулся уже академиком. И
когда он решил принять участие в конкурсе проектов на сроительство памятного собора на месте гибели
Александра II, именно к
нему обратился со своими идеями архимандрит Игнатий.  Альфред Парланд, долго не думая, принял
предложение монаха, зная, что тот имеет большое влияние на царскую семью.
Результат нам известен.

Нельзя сказать, что Парланд добился утверждения своего
проекта исключительно интригами – он действительно был большим талантом, и,
кроме того, большим поклонником псевдорусского стиля. Он хотел, чтобы в
Петербурге было больше памятников, подобных московским храмам, поскольку
считал, что из-за Петра I
русская архитектура лишилась чего-то народного, самобытного. Поэтому он возвел
храм в народно-декоративных традициях, но, конечно, не забывая и об
академических пропорциях, чтобы здание красиво смотрелось.

Сам собор Спаса на Крови – это своего рода каменный шатер,
который опирается на четыре главные боковые башни. Центральная – пятая башня
шатра – самая высокая и утонченная. На главных и боковых башнях собора сделаны
купола.

Боковые купола позолоченные, а главные покрыты ювелирной
эмалью – очень сложной по технике, так в те времена только кольца и серги
украшали. Это тоже была идея Парланда. Всего эмаль занимает около 1 квадратного
километра – такого никто в русском зодчестве не делал! Эти «эмалированные
луковицы» и делают Спас на Крови похожим на собор Василия Блаженного.

Колокольня собора тоже завершается куполом – совсем как храм
Ивана Великого
в Московском Кремле. Она как раз построена над местом
смертельного ранения императора. С обеих сторон к колокольне ведут крыльца,
словно в старинный терем. Всего в соборе 9 куполов или, как раньше говорили,
глав.

Мозаика на внешних стенах собора – это настоящие религиозные
картины по наброскам художника-сказочника Васнецова. Поэтому они сделаны ярко и
красочно. Все мозаичные картины связаны по смыслу с евангельскими событиями –
«Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста и «Сошествие в ад».

Парланд вначале хотел, чтобы Васнецов делал эскизы всех
мозаик, но художник был очень занят. Поэтому архитектор сделал многие наброски
сам, а другие поручил не менее известным живописцам. Под главным куполом
мозаикой выложены слова покаянной молитвы одного из Отцов Церкви Василия
Великого.

С севера и юга храм украшен своеобразными каменными
кокошниками. Окна обрамлены фигурными наличниками. А облицован он благородными
материалами – гранитом, мрамором, декоративным немецким кирпичом. Кроме того
фасад храма украшен очень мелким орнаментом с пестрыми узорами, подобно тому,
как строились церкви в Москве и Ярославле в 17 веке. Все это перемежается с
ажурными арками и резными колоннами, которые смотрятся просто великолепно.

Из-за своей планировки и отделки собор похож на каменный цветок или
живописную шкатулку. Он очень яркий, благодаря разноцветным материалам,
которыми он украшен – мозаика, эмаль, изразцы, разноцветная черепица… Ведь
Парланд специально изучал старинную русскую архитектуру, отбирая из нее самые
удивительные и нарядные решения, самые декоративные и в то же время самобытные
черты. Результат превзошел все ожидания!

История храма Воскресения Христова

1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. После смерти императора депутаты Городской думы обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего, в результате чего началось строительство церкви Спас на Крови.

Авторами проекта выступили архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Иван Малышев). Они создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место трагедии внутри храма. Фрагмент решетки канала, несколько плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, составляют композицию, скрытую сенью, которую можно увидеть при посещении храма.

Торжественная закладка церкви состоялась 6 октября 1883 года. Строительство с применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий продолжалось 24 года. Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года.

Подробная информация о Спасе на Крови на официальном сайте

Ссыльный колокол

Разнося скорбную весть о гибели царевича, один из угличских колоколов собирал народ для расправы над убийцами, вина которых не была доказана. Ничем не примечательный до этого колокол ждала удивительная судьба. Расправляясь над участниками самосуда, Борис Годунов велел наказать и его: набатный колокол лишили языка, отсекли ухо и сослали в Сибирь. Колокол обвинили в гибели неповинных людей, и сосланные вместе с ним жители Углича волокли неодушевленного «первоссыльного» на себе в далекий Тобольск. В 1677 году во время пожара ссыльный колокол расплавился, но в память о несправедливой каре в XVIII веке отлили такой же по весу. В конце XIX века он был передан Тобольскому музею, а к трехсотлетию высылки безвинно потерпевшего колокола возвращен в Углич и помещен в церковь Димитрия на Крови.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector