Питерский храм спаса на крови: история, архитектура и правила посещения
Содержание:
Загадки Спаса на Крови
Загадка первая.
Кресты Спаса. В разное время к храму было разное отношение. Например, сразу после 1917 года подумывали даже о том, чтобы строение стереть в лица земли, но потом решили иначе. Храм некоторое время не использовался на своему прямому назначению. С него были даже сняты кресты. По одной из легенд, их погрузили на самое дно грибоедовского канала, стремясь спасти. Когда же наступили более вольготные времена для церкви и было принято решение о том, чтобы храм реставрировать, встав вопрос: «А где же находятся кресты»? Тут-то и нашёлся некий господин, который якобы раскрыл тайну, мол, кресты погружены в тёмную воду и ждут своего часа. Вслед за этим это обследовано дно, и кресты извлекли на свет божий. Сегодня точно нельзя данные сведения ни подтвердить, ни опровергнуть.
Загадка вторая.
Спас на Крови и совпадения. Иногда можно услышать байку (а может и не байку) про то, что якобы кто-то из ленинградцев своим недобрым языком брякнул примерно такую фразу: «Вот как только леса от Спаса уберут, так и СССР развалится». Спас на Крови очень долгое время был закрыт на реставрацию и его несколько лет окружали леса. Удивительно, но леса были убраны именно в девяносто первом. В этом же году началось погружение России в пучину хаоса, в этом же году СССР развалился.
Загадка третья.
Неповторимая мозаика. Спас на Крови – это истинный шедевр! Кто только не внёс свою лепту в его строительство! Это Рябушкин и Васнецов, Харламов и Нестеров, Журавлёв и Беляев. Все эти великие люди не нуждаются в особом представлении. Они трудились в течение многих лет над созданием удивительной по красоте и богатству мозаики. Ею украшен храм изнутри, включая иконостас. Ни в одном другом храме нет такого количества мозаики. Спас на Крови вполне можно назвать музеем мозаичного искусства.
Загадка четвёртая.
Спас и блокада. Как уже говорилось выше, в разные времена культовые строения могли использоваться по-разному. Так, например, во время блокады, длившейся 872 (!) дня Спас на Крови использовался, как морг. Сегодня в это сложно поверить, то тогда были совершенно иные реалии. Свозили в Спаса умерших от голода и холода ленинградцев едва ли не со всего города. А чуть позже в храме хранили овощи. Благодаря данному событию, многие шутя стали называть храм не иначе, как: «Спас на картошке». Когда бои отгремели, в храме стали хранить декорации одного из театров (Малого Оперного).
Загадка пятая.
Спас на Крови и числа. Те, кто верят в силу нумерологии, говорят, что всё наше пространство буквально опутано числами. Любую субстанцию (если иметь желание) можно перевести в цифровое значение, выстроив при этом много логических цепей. Так вот, Спас на Крови взметнулся в небо на восемьдесят один метр. Именно в этом году погиб император. Что это? Совпадение? Или целенаправленное действие зодчих? При этом один из куполов Спаса взметнулся на высоту шестьдесят три метра. Ровно столько было Александру-II в момент гибели. Опять же, это совпадение?
Загадка шестая.
Предсказания иконы. Место, где стоит храм давно овеяно тайнами и мистикой. То про какой-то призрак, который то и дело тут появляется, говорят, то про какую-то икону, которая то показывается, то исчезает. Иногда можно от местных жителей услышать о существовании некой иконы, которую находили в храме Спаса на Крови. Так вот, эта икона выступала вестником великих и грозных событий. На этой чудесной иноке в своё время появлялись страшные для России цифры: одна тысяча девятьсот семнадцать и одна тысяча девятьсот сорок один. Поговаривают, что на иконе есть и иные даты, но пока что рассмотреть их толком не удаётся.
Загадка седьмая.
Кровь на мостовой. Название своё храм получил не случайно. Когда бомбисты бросили бомбу, она взорвалась рядом с каретой императора, нанеся ему тяжёлые ранения. Кровь Романова пролилась на мостовую. Как только Александр-II почил в бозе, его сын распорядился не просто построить на месте гибели отца великолепный храм, но и сделать так, чтобы то самое место, куда пролилась кровь отца оказалось внутри строения. Александр-III дал совершенно чёткий наказ своим подданным оставить нетронутым участок мостовой, залитой кровью, что и было исполнено.
Интересные факты
- Туристический портал TripAdvisor проводил опрос о популярности достопримечательностей среди зарубежных туристов. Спас на Крови занял 8 место.
- В Петербурге популярна легенда об иконе, хранящейся в храме. Якобы на ней проступают годы, имеющие огромное значение в истории России. Четко видны год революции, начала ВОВ и смерти Сталина. Есть и другие цифры, их видно плохо, но они становятся четче с приближением новой даты.
- Собор реставрировали 14 лет, весь фасад покрывали строительные леса. В Петербурге шутили, что после демонтажа лесов советская власть закончится. Шутки шутками, а леса убрали в 1991 году, в августе этого года СССР перестал существовать.
- Рассказывают, что кресты храма прятали в канале Грибоедова. Когда шли реставрационные работы, к строителям подошел незнакомый человек и рассказал, где их надо искать. Вызвали водолазов и нашли кресты в указанном месте.
История строительства
На следующий день после трагедии Городская дума решила установить на берегу канала временную часовню. Небольшой поминальный храм построили по проекту, который подготовил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Новую часовню освятили, и она простояла около двух лет. Из разных губерний Российской империи в столицу приходили пожертвования для монумента погибшему императору. Но было решено, что лучшей памятью о царе-Освободителе станет не скульптура, а новый собор. По замыслу устроителей он должен был отличаться от типичных для северной столицы классических, барочных и ампирных храмов.
Специальная комиссия провела конкурс архитектурных проектов, и его выиграл профессор Академии художеств Альфред Александрович Парланд. Талантливый зодчий имел шотландские корни — предки Парланда приехали в Россию в конце XVIII века.
Фрагмент южного фасада храма Спаса на Крови
Архитектор предложил проект собора в старорусском стиле, который вобрал лучшие традиции допетровского храмового зодчества. Новую церковь стоили почти четверть века – с 1881 до 1907 год. Чтобы вода из канала не подтопила фундамент, его укрепили сваями и массивным бетонным основанием. Специально под колокольню возвели широкий выступ, а внутрь провели электричество. В начале прошлого века это было новшеством и вызывало удивление у обывателей. Своды храма освещали более 1,5 тысяч ярких лампочек.
Собор содержался за счет государственной казны, но он не был открыт для широкой публики и не являлся приходским храмом. В памятные дни внутри церкви проходили поминальные службы для избранных. Красивые интерьеры и мозаики могли видеть лишь члены царской семьи, приближенные ко двору и гости государя.
Храм Спаса на Крови изнутри
Художественное убранство церкви является уникальнейшим сочетанием искусных камнерезов и мастеров мозаики. В отделке было использовано множество различных ценных видов камня, в том числе и доставленных из других стран. Обширно использовалась золотая смальта, многокрасочные эмали и драгоценные металлы.Алтарное отделение с восточной стороны обусловливается тремя апсидами, завершёнными позолоченными маковками. Стержневая маковка отделана смальтой из золота. Взамен основного купола сделан большой (81 м.) шатер, имеющий шесть граней. Он покрыт специальной черепицей и изразцами, которые выполнили в артели Харламова. Шатер венчает позолоченная луковичка с крестом.С запада, выдвинувшись к каналу, поместили высокую (более 60 метров) колокольню, которую венчает позолоченная маковка с длинным крестом и венцом самодержца. По своим внешним размерам колокольня установлена в месте где на мостовой, смертельно ранили императора. Колокольня с запада украшена распитием с Христом, выполненным из мрамора и находящимся под золоченным навесом. По сторонам образы Святого Зосимы Соловецкого и Святой мученицы Евдокии. Поверх окна разместили изображение князя Александра Невского. Фасады колокольни украшены медными досками с гербовыми знаками городов и губерний России.Входная группа являет собой украшенные шатровидные парные крылечки, прилегающие к колокольне с северной и южной части. Они покрыты разноцветный черепицей и венчаются позолоченными византийскими орлами. Мозаика с изображением страстей Христовых, исполнена по художественным образам живописца В. М. Васнецова и украшает тимпаны входов. В дальнейшем были возведены своды и паруса, изделия из металла отливались на металлургических предприятиях Санкт-Петербурга. Некоторые из металлических конструкций украшены разноцветной эмалью. Позолоченный крест над основным шатром установили в 1897 г. Постройка храма и внутреннее убранство заняли почти четверть века. Во время отделки здания было исполнено 7065 кв. метров мозаичного покрытия, произведённых по наброскам знаменитых русских мастеров конца 19 века, трудившихся в различных течениях стиля, однако не выходящих за рамки европейского модерна. Мозаики с представлением Спаса Нерукотворного с западной стороны и Воскрешения Христа с северной части были исполнены по эскизам живописца М. В. Нестерова. Автором мозаики изображающей Христа, живописец Н. А. Кошелев. Вид «Спаса Благословляющего» с восточной стороны произведено в соответствии с эскизами автора проекта А. А. Парланда.Незамедлительно следом за Октябрьской революцией, как и другие православные реликвии и предметы олицетворяющие царский период, храм планировалось подорвать либо разбить. Однако по неясным обстоятельствам он был только разорён — серебряную утварь и росписи из эмали похитили, а значительная доля мозаичных изображений потерпела ущерб от рук варваров.
Архитектурные особенности храма
Архитектура собора наполнена чертами поздней русской зодческой школы и воплощает в себе собирательный облик великолепных русских православных церквей:
- Живописного храма Василия Блаженного
- В городе Ярославль в бывшей Толчковой слободе — Иоанна Предтечи.
- В Москве в районе Останкино — Троицы
- В городе Ярославль — Иоанна Златоуста.
- В Москве в Никитниковом переулке — Троицы.
Опираясь на русскую зодческую традицию, авторы воплотили в архитектуру храма уникальный, самобытный облик. Внешний вид собора выполнен в виде необыкновенных декоративных, сложных изразцов, созданных на фабрике Харламова.
Храм украшен декоративными элементами из различных материалов:
- белого мрамора;
- позолоченной меди;
- искусной, очень красивой мозаики;
- черного гранита;
- разноцветной эмали.
Спас на крови (Санкт-Петербург) – это четырехугольное строение, центральная часть которого украшена пятью главками луковичных куполов, расписанными разноцветной эмалью. Восточный фрагмент церкви декорирован 3 аспидами полукруглой формы с вершинами в форме позолоченных глав.
Фасады с севера и юга украшены фронтонами-кокошниками. Западная часть храма построена в форме колокольни, купол которой позолочен. Он напоминает облик колокольни, которая украшает церковь Ивана Великого в столичном Кремле. Звонница имеет 8 арок, которые разделены колонами.
Центральные место собора украшено восьмигранным шатром, увенчанное шлемовидной главой с крестом, которая устремляет всю конструкцию вверх, разрезая небо над ним. Купол главки украшен обвивавшими его поверхность желтыми и зелеными полосами.
Конструкции церкви покрыты прекрасными, живописными узорами. На внешней стороне мемориального собора отражены, в виде надписей, достижения Российской империи, полученные во время правления государя Александра II. Уникальный, живописный Храм Воскресения Христова – это чудесный мемориальный памятник русского зодчества.
Сам храм является музеем-памятником за свою историчность и невероятное огромное количество использованных мозаик и различных изображений. Впечатляет ассиметричная форма здания, вытянутая по оси восток-запад. С западной стороны собор имеет двухъярусную столпообразную колокольню, увенчанную массивным куполом.
С восточной части храма можно увидеть наличие трех алтарных аспидов – центральной и боковых с медными позолоченными куполами. С юго-западного и северо-западного углов собора видны входные двери. С цокольной части сооружения заметен сердобольский гранит.«Русский стиль» церкви Спаса на Крови очень напоминает столичный собор Василия Блаженного.
- разные породы итальянского цветного мрамора;
- крупнейшее собрание мозаики (свыше 7 тысяч кв. м);
- разновидности полудрагоценных уральских и алтайских поделочных камней – яшмы, горного хрусталя, топаза и прочих;
- мозаичную коллекцию российской геральдики.
Мастера-умельцы
Над оформлением внутреннего убранства c 1895 года трудились различные отечественные и заграничные иконописцы и живописцы. По изначальным задумкам главного архитектора Альфреда Александровича Парланда мозаичное авторство должно принадлежать прославленному мастеру религиозной живописи — Виктору Михайловичу Васнецову. Но из-за занятости он создал лишь эскизы — “Спасителя” и “Богоматери с Младенцем” и к 5-ти фасадным мозаикам.
К данной работе был привлечен художник Андрей Петрович Рябушкин. Ему принадлежат семнадцать мозаик внутреннего убранства и семь наружного. Главенствующее пространство было отведено творчеству большого художника-монументалиста Николая Николаевича Харламова. Этому мастеру обязан интерьер изобретением 42-х мозаик, масштабнейшей из которых является — образ Христа Вседержителя.
В мозаичном обустройстве участвовал художник Николай Андреевич Кошелев. Он разработал панно для храма. Сорок восемь заготовок для мозаик создал художник Василий Васильевич Беляев. Его золотых рук дела: “Нагорная проповедь”, “Вход в Иерусалим”, “Благословение детей”, “Сошествие Святого Духа”.
На плечи этого мастера легла самая серьезная работа по сотворению полотен на месте смертельного ранения Александра Второго. Тема мученичества и сохранение памяти императора явилась самой главной концепцией возведения Спаса-на-Крови. Поэтому здесь мозаичные композиции имеют тесную связь со Страстями Христа и Голгофской трагедией, и являются самыми главными.
Мозаичные святые лики и сюжеты создавались по творениям великих художников — Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Васильевича Нестерова, Николая Корнилиевича Бодаревского, Николая Павловича Шаховского, Николая Александровича Бруни и прочих, а также Мозаичным отделением Академии художеств и мастерской Фроловых, немецкими и итальянскими фирмами.
В начале 20 века работы по картонам интерьерной живописи были закончены. Мозаика Исаакия создавалась на масляной живописи, в Спасе-на-Крови упор делался на их изготовление в смальте. Поразительно, но тут нет ни одной живой живописи. Красивейшие мозаичные шедевры –огромнейшая заслуга архитектора Парланда и 32 гениальных мастеров.
Каждый из них отличался своей манерой исполнения. Иконы Рябушкина, Кошелева и Бодаревского отражают академизм, в творениях Нестерова и Бруни явно прослеживается модерн, у Васнецова и Харламова доминируют признаки византийской иконописи.
Так, явились миру большие шедевры, обладающие различными характеристиками, однако в этом вся прелесть, магия и сила. Дополняя друг друга, они создают гармоничный и целостный ансамбль внутреннего убранства.
Что посмотреть рядом
- Русский музей расположен в Михайловском дворце, в 300 м от Спаса. Музей работает с конца XIX столетия. Здесь собрана уникальная коллекция живописи и скульптуры русских мастеров с XII по XX век. По отзывам туристов, музей интересен как коллекцией, так и зданием, в котором расположен.
- Музей художественного камня находится на расстоянии 100 м от храма. Музей занимает помещение часовни 1907 года. Экспозиция знакомит с камнями, изделиями из этого материала, мастерами, которые создавали произведения искусств из этого непростого материала.
- Музей-квартира Пушкина, расположенный в 500 м от Спаса на крови, хранит подлинные вещи поэта. В этой квартире Семья Александра Сергеевича жила с 1836 года. Среди экспонатов личные вещи и мебель, портреты. Экскурсовод расскажет о последних месяцах жизни великого поэта.
Храм Спаса на крови – уникальный памятник в лучших традициях русского зодчества. Сегодня его ежегодно посещают миллионы туристов. Путешествие в Санкт-Петербург обязательно должно включать в программу экскурсию в этот удивительно красивый храм.
«Русский стиль»
Храм был возведен на месте гибели императора Александра Второго. Его приемник, Александр Третий распорядился построить храм в исконно русском стиле. Данная эпоха ознаменовалась возвращением России к своим корням, ее уходом от всего западноевропейского.
Авторами проекта стали архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев). Мастерам пришлось для работы над проектом изучать храмы, возведенные в Москве и Ярославле в семнадцатом веке. Именно в подобных архитектурных изысканиях начали формироваться основные черты «русского стиля». Петр Первый не столь активно развивал это направление в зодчестве, поэтому Парланд начал с тщательного рассмотрения лучших старинных образцов соборов.
«Русскому стилю» присущи декоративность, сложные силуэты, большое количество деталей. Характерными особенностями его являются резные кокошники над окнами и дверями, узорные колонны, расписные пояски на стенах, яркие цвета и детальная прорисовка орнаментов. Парадоксальный факт состоит в том, что «русский стиль» зародился в архитектурной школе Петербурга, однако в самом городе до возведения Спаса-на-Крови не было ни одного строения, выполненного по его «канонам».
Главный архитектор искренне полагал, что преобразования Петра Великого несколько «затёрли» исконную “русскость” в зодчестве, посему свою главную задачу усматривал в ее возрождении. Он скрупулезно отбирал самобытные элементы декоративной отделки.
В итоге, храм стал собирательным образом отечественной православной церкви семнадцатого века. Парланд использовал в проекте увиденные составляющие нашей архитектуры и культуры, но его шедевр получился ярким, своеобразным и неподражаемым, непохожим ни на один из своих прототипов.
Строительство храма
Строительство храма, достойного увековечить царя-реформатора продолжалось двадцать четыре года. Пока не начали строить храм, на месте убийства установили часовню за частные средства. 17 апреля 1881 года часовню освятили. Ежедневно проходила панихида. Через 2 года часовню убрали и на этом месте начали возводить Спас на крови.
Было проведено два конкурса для выбора проекта. На первый представили 26 работ, на второй 31, участие приняли самые опытные специалисты того времени, но ни одна из представленных работ не понравилась Александру III.
Проект, который одобрил царь, появился несколько позже. Его разработали архитектор Парланд и архимандрит Игнатий. После небольшой доработки 1 мая 1887 года царь окончательно утвердил проект.
Это интересно. При возведении фундамента, впервые в Петербурге не стали использовать сваи. Фундамент сделали цельным.
Храм в торжественной обстановке заложили осенью 1883 года. Была создана комиссия для контроля строительства. В комиссию входили опытные архитекторы, которые следили за работами, консультировали и вносили необходимые изменения в проект. В августе 1897 года храм освятили. Это событие могло произойти на 10 лет раньше, но масштабные мозаичные работы заняли очень много времени.
При возведении храма использовались передовые технологии того времени. В собор было проведено электричество, его освещали почти 1700 электросветильников. Кроме того были установлены два паровых котла. На строительство потратили 4 миллиона 600 тысяч рублей.
Советские времена
Храм содержали за счет государственной казны. Войти в храм можно было только при наличии пропуска, он не был местом для массовых посещений. Здесь проводились службы памяти Александра III, и каждый день звучали проповеди.
По понятным причинам, после революции в 1917 году храм перестали финансировать. П. Липорский – настоятель Спаса, призвал горожан поддержать храм. Желающие записывались в список прихожан и финансово поддерживали существование собора.
В 1923 году храм стал принадлежать Петроградской епархии.
В 1930 году храм закрыли. Через год комиссия по религии приняла решение о снесении Спаса на крови, но практическое решение отложили. В 1938 году эта тема снова обсуждалась, и решение об уничтожении Спаса было принято. До начала войны сделать это не успели, а потом надо было решать совсем другие проблемы.
В трудный блокадный период помещение Спаса использовали как морг. Тела умерших от голода и холода горожан свозили со всего Ленинграда. В послевоенные годы Малый театр, который арендовал помещение, хранил здесь театральные декорации.
Это интересно. Во время ВОВ немецкий снаряд попал в купол, но не разорвался. Он обнаружился в 1961 году. И достать его было непросто.
Про собор вспомнили в 60-х, он попал под государственную защиту и начался новый этап в истории этого сооружения. В 1970 году в храме решили открыть музей, входящий в комплекс «Исаакиевский собор». Сооружение пребывало в довольно плачевном состоянии и требовало ремонта, к которому приступили в 70-е годы. Долгое время велись подготовительные работы. С начала 80-х до 1997 года проводилась реставрация. В 1997 году храм принял первых посетителей в качестве музея.
Сплошное волшебство
Внутри храм выглядит как сказочная шкатулка. Мозаика чудесным образом вписывается в святые интерьеры Спаса-на-Крови. Не зря его мозаичное оформление причисляют к самым крупным в нашей стране образцам мозаичного искусства. Поэтому его величают “музеем мозаики”. Снаружи здания мозаика делает акцент на его главных элементах. Внутри же мозаичные композиции повсюду:
- в папертях в виде растительного орнамента;
- арочные проходы оформлены ветхозаветными сюжетами с двунадесятыми праздниками;
- на пилонах и пилястрах стен можно увидеть изображения святых Церкви, апостолов, мучеников, пророков;
- центральные стены и своды занимают картины земной жизни Христа;
- в западной части — сцены страдания Спасителя;
- восточная сторона посвящена явлению Господа после Воскресения.
Входная плата
Полная стоимость | 250 рублей |
Стоимость для владельцев международных карт ISIC | 150 рублей |
Льготное посещение (пенсионеры, дети от 7-18, студенты и аспиранты) | 50 рублей |
Стоимость комплексного билета в Спас на Крови и Музей камня | 350 рублей |
Спас на крови +Музей камня в вечернее и ночное время | 500 рублей |
Вход в музей камня находится в храмовой часовне-ризнице.
Полезно знать! Каждый третий четверг месяца лица до 18 лет, студенты и аспиранты могут посещать Спас на Крови бесплатно.
Попасть внутрь можно только после того, как приобретен билет в кассах и пройдены турникеты. При покупке билетов можно приобрести аудиогида или же посетить храм в составе экскурсионной группы (экскурсионное обслуживание бесплатно, гид ожидает всех желающих около входа, экскурсия начинается после того, как группа достигнет размера 15 человек).
Спас на Крови – удивительное место. С одной стороны – яркое и красочное, с другой – мрачное и таинственное. В строительство этого храма были вложены не только баснословные средства, но и сердца, и души людей.
Наверное, именно поэтому сюда каждый год приезжают туристы, для того чтобы своими глазами увидеть настоящее чуду русской архитектуры.
Внутреннее убранство
Просторная однопрестольная церковь вмещает 1600 человек. В ней находится крупнейшее в нашей стране собрание мозаик. Иконы и мозаичные орнаменты занимают 7 тысяч кв. м и покрывают все стены, купола, пилоны и своды здания. Здесь можно увидеть мозаичную коллекцию российской геральдики, цветные изразцы и красивые поделочные и полудрагоценные камни, привезенные с Урала и из Италии.
На мозаиках изображены 277 святых, христианская символика и более 60 сюжетов на темы Библии и Евангелия. Эскизы для них нарисовали известные российские художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.
Мраморный иконостас украшают мозаичные образы Спасителя и Богоматери с младенцем, выложенные по эскизам художника Виктора Михайловича Васнецова. Необычные смальтовые иконы не вписываются в церковные каноны, но оставляют неизгладимое впечатление у всех, кто приходит в собор. Примечательно, что реставрация этих шедевров заняла больше времени, чем потребовалось на возведения самого храма.
Туристам нравится рассматривать лики Богоматери и Христа, которые изображены на плафонах. Правда, находятся они так высоко, что многие берут с собой увеличительные приборы. Очень красивы узоры на каменном полу, сложенном из разноцветного поделочного камня.
В храме находится особая святыня — фрагмент мостовой, где произошло покушение на государя. Над памятным местом нависает изящная резная сень, которую поддерживают стройные колонны из алтайской яшмы серо-фиолетового цвета. Наверху она украшена крестом из прозрачного горного хрусталя, а с внутренней стороны выложена звездами, сделанными из топазов. Здесь, под толстым стеклом хранятся мемориальные реликвии – старые булыжники и кованые решетки с набережной канала.
Своды собора