Триумфальная арка, париж, франция

Содержание:

Арка глазами туриста

На арку можно подняться и с обзорной площадки обозреть панораму Парижа. Конечно, виды города больше впечатлят с высоты Эйфелевой башни или 210-метрового небоскреба Монпарнас, но все равно приятно находится на одном из самых эффектных строений французской столицы, с которой откроются взору 12 проспектов-лучей.

Только она – Триумфальная арка – отражает все самые знаменательные исторические события, произошедшие с начала XIX века. Именно через нее проходит Триумфальная дорога, которая начинается аркой Каррузель и заканчивается Большой аркой в Дефанс. А 14 июля каждого года по Елисейским полям мимо арки проходят торжественные военные парады, славящие мощь и силу французского народа.

Экскурсии

Внутри памятника располагается музей, который абсолютно бесплатно может посмотреть любой желающий. Наверху есть смотровая площадка.

На нее можно подняться посредством:

  • лифта;
  • лестницы.

С высоты монумента отчетливо прослеживается «Триумфальный путь», видны площадь Звезды, бульвар Великой Армии.

Время работы

Посещение памятника в 2017 году происходит с 10 утра и до 22.30. Есть дни исключения – праздники, это:

  • 1 января;
  • 1 мая;
  • 14 июля;
  • 25 декабря;
  • 8 мая до обеда;
  • 11 ноября до обеда.

Стоимость

  1. Взрослого – чуть более 800 руб., если сразу переводить курс евро на рубли (12 евро);
  2. Гражданина ЕС с 18 до 25 лет – чуть более 600 руб. или 9 евро.

Смотровая площадка на Триумфальной арке

На Триумфальную арку можно подняться, чтобы полюбоваться проспектами. Они расходятся лучами от площади Этуаль (в переводе с французского — звезда). Роскошный вид открывается и на «небоскребы» современного квартала Ла Дефанс.

Стоимость билета 12 €, по студенческому билету (от 18 до 25 лет) — 9 €, групповой билет (от 20 человек в группе) — 9 €. Купить билеты онлайн можно на сайте Getyourguide. Цена билетов там совпадает со стоимостью в кассе — те же 12 €. Зато пройти можно будет без очереди, по электронному ваучеру без распечатки.

Часы работы парижской Триумфальной арки:

зимой (с 1 октября по 31 марта) — с 10-00 до 22-30;
летом (с 1 апреля по 30 сентября) — 10-00 до 23-00.

Последних посетителей пускают за 45-60 минут до закрытия смотровой площадки, в зависимости от загруженности. При большом наплыве туристов, кассы могут закрыться даже раньше, и тогда возможности подняться наверх не будет. Выходные дни: 1 января, 1 мая, 8 мая (утро), 14 июля, 11 ноября (утро) и 25 декабря.

Триумфальная арка: 10 фактов

1. Гигантский слон вместо арки

Еще до Наполеона французский архитектор Шарль Рибар предложил трехуровневое здание в виде слона, в которое можно было попасть по винтовой лестнице, ведущей в слоновьи внутренности. Рибар уже был готов начать строительство, но французское правительство в итоге отклонило его проект. Пойди разберись.

2. Проект в честь победы под Аустерлицем

Триумфальная арка на площади Шарля де Голля

Проект в виде арки был одобрен Наполеоном Бонапартом после сражения под Аустерлицем в 1806 г. На строительство Арки ушло целых 30 лет. Что неудивительно: проект это был не из легких. У основания каждой из четырех опор Арки расположены скульптурные композиции, знаменующие четыре победы. На верхней части сооружения указаны основные успехи и достижения во время революции и правления Бонапарта. Менее важные победы отмечены на внутренних стенах, плюс имена 558 генералов. Подчеркнутые имена указывают на то, что генерал погиб в бою.

3. Наполеон так и не увидел Триумфальную арку

Арку закончили строить в 1836 г., когда Наполеон Бонапарт уже был 15 лет как мёртв. Когда император женился на австрийской принцессе, для пары соорудили деревянную копию Триумфальной арки, чтобы молодожены могли пройти через нее и войти в Париж уже в статусе супругов. После отречения императора в 1814 г., строительство прекратилось и возобновилось только в 1826 г. Почти через 20 лет после своей смерти (в 1840 г.) Наполеон наконец-то прошел через законченную арку, когда его тело переносили в место последнего упокоения.

4. Вторая по величине арка в мире

Триумфальная арка Парижа занимает второе место по величине (высота — 50 м, ширина — 45 м), и она была самой большой в мире до 1982 г. Именно тогда Северная Корея построила свою Триумфальную арку, более крупную и внушительную.

5. Шарль Годфрой и его полёт под аркой

После окончания Первой мировой пилот Шарль Годфрой совершил умопомрачительный полет под аркой на истребителе Ньюпор, чтобы почтить память всех погибших летчиков. Эти кадры остались зафиксированными на кинопленке.

6. Под аркой погребен неизвестный солдат

Вечный огонь под аркой (Париж, Франция)

Как и во многих странах, во Франции тоже есть Могила безымянного или неизвестного солдата. Она расположена под Триумфальной аркой с 10 ноября 1920 г. Тогда же здесь появился и вечный огонь как символ памяти обо всех павших.

7. Проблема с композицией «Марсельеза»

Говорят, что в тот день, когда в 1916 г. началось сражение за Верден (главное сражение между Францией и Германией в Первой мировой войне), у фигуры, представляющей Республику, отвалился меч. Скульптуру немедленно накрыли брезентом, чтобы граждане не восприняли сломанный меч Франции, как плохое предзнаменование.

8. Триумфальная арка — место покушений на первых лиц

Шарль де Голль едва не был застрелен в окрестностях Триумфальной арки в период своего президентства. Однако, будучи первым лицом государства, он пережил более 30 покушений, так что вряд ли слишком сильно испугался. В 2002 г. в этом же месте стреляли в Жака Ширака, стрелок и на этот раз промахнулся.

9. Арка была свидетельницей поражений Франции

Смотровая площадка на Триумфальной арке

Хотя сооружение и символизирует победы Франции, на своем веку она повидала и жестокие поражения. В 1871 г. под Триумфальной аркой Парижа прошли немцы, это была франко-прусской войны. Семь десятилетий спустя тем же путем прошли и нацисты во время оккупации французской столицы фашистской Германией.

10. «Мытье» арки — задача непростая

Основательно вымыть Триумфальную арку — крайне трудоемкий процесс. Последняя «генеральная уборка» состоялась в 2011 — впервые за почти полвека.

Как украшена арка

В центре площади стоит Триумфальная арка – высокое 50-ти метровое строение, прекрасное в своей античной красоте. Его украшают скульптурные композиции:

  • «Триумф 1810 года» (скульптор Корто);
  • «Марсельеза» (скульптор Рюд);
  • «Сопротивление 1814 года» (скульптор Этекс);
  • «Мир 1815 года» (скульптор тот же).

Над единственным арочным проемом грандиозного памятника расположены скульптуры, символизирующие Славу и Триумф. Их выполнил скульптор Жан-Жак Прадье. Кстати, ему особо удавались женские скульптурные образы. Знаменитая работа Прадье «Три грации», выполненная из мрамора, хранится в Лувре.

На барельефах триумфальных ворот изображены революционные сценки и фрагменты значительных событий Империи. Стены арки навсегда запечатлели имена великих военачальников Франции. Всего 660 фамилий, среди которых:

  • Клод Жюст Александр Легран – дивизионный генерал, участник битвы при Аустерлиц;
  • Доминик Жозеф Рене Вандамм – дивизионный генерал, тоже участвовавший в Аустерлицком сражении 1805 года;
  • Жан-Батист Клебер – дивизионный генерал; участвовал в Египетском походе и русско-японской войне. Его портрет кисти Адель де Керкадо можно видеть в Музее Армии в Париже.

Ровно 100 закругленных тумб со срезанным сечением окружают арку со всех сторон. Они сцеплены между собой тяжелыми цепями и выполнены из чугуна. Своеобразная ограда памятника символична: столько дней правил своей империей Наполеон Бонапарт.

Страницы истории

Самолюбивый Наполеон, одержавший не одну победу, хотел увековечить себя, как великого полководца и стратега. В 1804 году он короновался в Соборе Парижской Богоматери. Теперь уже в «звании» не генерала, а императора, Бонапарт приказал построить величественную Триумфальную арку, а разработку проекта отдал архитектору Жану-Франсуа Шальгрену. Он был придворным архитектором графа Прованского, а затем Наполеона I. В 1806-ом архитектор приступает к возведению арки, но ему удалось руководить только первым этапом строительства, так как в 1811 году он скончался. Продолжал его работу архитектор Абель Блуэ.

Триумфальная арка была готова много позже, в 1836, когда страной правил Луи-Филипп I. Простые математические расчеты подскажут — на возведение памятника понадобилось 30 лет. Строительство памятника много раз прерывалось. Как будто назло судьбе, Наполеон стал «сдавать» военные позиции и проигрывать сражения.

Ему так и не пришлось эффектно прошествовать через своды арки при жизни. Зато приходилось не раз проезжать под аркой Каррузель у дворца Тюильри. И все-таки мечта императора осуществилась. Правда, посмертно. Великий полководец и гениальный военный деятель Наполеон Бонапарт умер на острове Святой Елены в 1821 году. И только в 1840-ом погребальный кортеж с его останками проехал через главную арку Парижа, чтобы отвезти гроб в Дом Инвалидов – последнее пристанище усопшего императора.

Такой чести были удостоены Великие мужи Франции:

  • Писатель Виктор Гюго;
  • Премьер-министр Леон Мишель Гамбетта;
  • Маршал Франции Фердинанд Фош, и другие.

1940-ой стал позором для Триумфальной арки и всех жителей Парижа. Тогда через нее прошел строй солдат гитлеровской армии. Этим событием Гитлер наслаждался, ведь Париж сдался ему безоговорочно. А его воины победоносно маршировали через арку к Елисейским полям, демонстрируя свой триумф. Парижане не любят вспоминать о том унизительном факте истории. Не трусость тогда ими руководила, а стремление спасти уникальные достопримечательности любимого города.

Особенности строения Триумфальной арки в Париже

Триумфальная арка находится в конце Елисейских полей на возвышении, в центре большой площади, получившей имя в честь знаменитого полководца Шарля де Голля. От этой площади ответвляются 12 улиц.

Фасады Триумфальной арки обращены в сторону Елисейских полей, спускающихся к площади Согласия, к Тюильрийскому саду и к Лувру. По другую сторону арки — авеню де ла Гранд-Арме, перспектива которой завершается небоскребами и Большой аркой квартала Дефанс.

Арка имеет классическую П-образную форму. Внушительные размеры впечатляют. Высота арки — 50 метров, ширина — 45метров.

Арка имеет один центральный проем. С северной и южной стороны есть еще два небольших проема.

Увенчана Триумфальная арка 5-метровым фризом, барельефы которого повествуют о великих деяниях французской армии. На самой верхней части арки располагается аттик — своеобразная надстроенная стенка. На нем выгравирован список из 30 крупных сражений наполеоновской армии.

На каждой стороне арки имеются рельефные изображения битв при Аустерлице и Абукире.

Наверху расположена смотровая площадка, очень популярная у туристов. Внутри самой арки находится маленький музей истории самой арки.

В 1920 году у подножья арки появилась Могила неизвестного солдата, в честь погибших в войне 1914-1918, а над могилой зажгли Вечный огонь. Надпись на могиле Неизвестного солдата гласит: «Здесь покоится французский солдат, отдавший жизнь за Родину, 1914-1919».

В 1986 г. Триумфальной арке исполнилось 150 лет. За полтора века она довольно сильно разрушилась: растрескались барельефы, ослабли соединения между камнями. Чтобы избежать аварий при возможном падении камней, здесь были протянуты защитные сетки. Проведенная экспертиза показала, что причина «болезни» арки — атмосферные загрязнения и действия дождей, вызвавших неравномерную осадку памятника. Для спасения этого символа национального величия был предложен ряд мер: укрепление верхней части памятника и фасадов, реставрация скульптур, укрепление фундамента впрыскиванием бетона, заполнение пространства между камнями и пр. Стоимость всех этих операций составила 35 млн. франков. Часть этой суммы выделяется Министерством культуры, часть поступает в виде пожертвований от частных лиц и организаций. Полную реставрацию Триумфальной арки закончили к 1990 г.

Триумфальная арка известна, пожалуй, во всем мире. Это один из национальных символов Франции. В наши дни возле Триумфальной арки проводят официальные мероприятия: праздники, парады, шествия.

Архитектурные достопримечательности Парижа

Пантеон

Купол Пантеона

Пантеон расположен в Латинском квартале 5 округа Парижа.

Здание в стиле классицизма возведено в 1789 г. архитектором Жаком-Жерменом Суффло. Строилось долго — в течение 30 лет, из-за сложности проекта и допущенных во время строительства ошибок с материалом.

Из-за долгостроя изменилось и предназначение постройки.

Если заложенное по велению Людовика XV здание задумывалось как церковь, то к моменту окончания строительства политический строй был уже совсем другим. Революционное правительство решило сделать из новой церкви мавзолей великий людей Франции.

Затем смены форм правления в стране не раз меняли род деятельности этого строения: то церковь, то опять пантеон. В конце концов, в 1830 г. после Июльской революции церковь Св. Женевьевы была окончательно передана Пантеону.

В Пантеоне нашли свое упокоение философы Вольтер и Руссо, математик Лагранж, писатели Гюго и Золя, физики Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри и многие другие великие французы.

Университет Сорбонна

Сорбонна — старинное название Парижского университета, история которого начинается в далеком XIII в.

Фасад Сорбонны

Название университету дал богословский колле́ж, основанный духовником короля Людовика Святого Робером де Сорбоном. Со временем это учебное заведение для детей бедняков приобрело высокую репутацию, вошло в качестве подразделения в университет, подарило ему свое имя.

Парижский университет сегодня — это огромный комплекс учебных зданий, разбросанных по всему городу. Сорбонна находится в Латинском квартале. Стоит посмотреть барочное здание церкви Сорбонны.

По зданию Сорбонны проводятся экскурсии.

Консьержери

Большой, похожий на замок, дворец, что стоит на острове Сите, изначально был королевской резиденцией.

Консьержери /фото Bruno Abatti

История его длинная, как и история самого Парижа. И начинается она от Хлодвига, короля из древней династии Меровингов, а это VI век. Из замка-крепости вырос дворец, который стал резиденцией французских королей. А когда короли перебрались в Лувр, сразу стал Дворцом правосудия.

Тут и тюрьма размещалась, и слыла эта тюрьма самой суровой.

В камерах этой тюрьмы ожидала казни королева Мария-Антуанетта. Здесь была приговорена к смерти Мата Хари. В залах Дворца правосудия слушались дела Дрейфуса и Эмиля Золя.

Посетив дворец Консьержери, вы увидите обе его ипостаси: и королевский дворец, и суд с тюрьмами.

Сайт: paris-conciergerie.fr

Ворота Сен-Дени и Сен-Мартен

Ворота Сен-Дени и Сен-Мартен — 2 триумфальные арки, построенные в период царствования Людовика XIV в честь военных побед.

Первая арка возведена архитектором Ф. Блонделем в 1672 г., вторая — П. Бюлле в 1674 г. Ворота Сен-Дени выстроены на месте старых городских ворот, включенных в городскую стену еще при Карле V.

Обе арки украшены барельефами с изображениями батальных сцен и аллегорий. Обе стали прообразами наполеоновских триумфальных арок.

Отель де Виль

«Отель-де-Виль» — вовсе не гостиница. Это изысканной архитектуры здание — ратуша, мэрия Парижа.

Площадь перед зданием когда-то носила имя Гревской площади. На ней стояли дома купеческой гильдии. Место одного из них по распоряжению короля отдали под строительство мэрии.

Стройка велась больше 90 лет. Но зато дворец получился изысканно-красивым, как произведение французского кондитера.

Ратуша простояла до 70-х годов XIX в., — вспыхнула Парижская коммуна, с нею вспыхнула и ратуша. Пожар оставил только каменный остов здания. Через 2 года после пожара мэрию начали восстанавливать.

Теперешнее здание внешне — точная копия прежнего дворца. Внутри же довольно сильно измен дизайн. В залах дворца полно потолочных и стенных росписей, витражей, убранство помпезно и торжественно. Стоит посмотреть Зал банкетов и балов — это точная копия Зеркального зала в Версале.

Лаконичная красота

Скульптор Жан Жак Прадье, работавший над оформлением арки, несколько лет провел в Риме. Возвратившись в Париж, он быстро обрел популярность, став в художественной среде востребованной фигурой, к мнению которой внимательно прислушивались. Проникнувшись особой любовью к античной архитектуре, он участвовал в оформлении Триумфальной арки, и его творчеству принадлежат барельефы, перекликающиеся с культурой эпохи древнего Рима.

Скульптуры на Триумфальной арке фото

Главная экспозиция, это скульптуры, расположенные с четырех сторон ворот, две из которых обращены к Елисейским полями, а две на авеню де ла Гранд-Арме. Те, что смотрят на главную магистраль столицы, повествуют о событиях более давних лет.

Справа изображена «Марсельеза» – поход волонтеров против армий Пруссии, вторгнувшихся в Лотарингию в 1792 г. Призывает к сражению богиня Беллона, а среди воинов можно рассмотреть представителей разного класса. Левая сторона, это триумф, возвращение победителей, о котором объявляет трубящая в гонг окрыленная свободой дева – образ революции и победы.

Скульптуры на Триумфальной арке в Париже

Если посмотреть на скульптуры, смотрящие на авеню де ла Гранд-Арме, то справа композиция художника Этекса – «Сопротивление 1814», а слева работа этого же автора – «Мир 1815».

Выше размещены шесть барельефов, каждый из которых тоже содержит важную часть истории. К Елисейским полям выходят изображения, где Бонапарту после боевых действий при Абукире летом 1799 г. представляют плененного военачальника Саида Мустафу-Пашу. Над правой скульптурой видна картина с погребением генерала Марсо осенью 1796 г.

На Гранд-Арме выходят изображения сражение в Египте за Каноб, состоявшейся в 1798 году и схватки при Арколе 1796 года. Если рассматривать боковые инсценировки, увидим еще два барельефа: знаменитая битва при Аустерлице и баталия у Жемаппе. У каждого из 6-и барельефов свой автор, но они гармоничны и едины в своем исполнении.

Скульптура Марсельеза

Арка служит памятью наиболее значимых, победных событий Франции, и стены ее колонн расписаны именами 558 французских полководцев, а также названиями 128 битв, в которых триумф добыли республиканские и императорские армии.

Как известно, Наполеон два раза занимал трон и два раза отрекался от престола.

Последний его срок составил ровно 100 дней, а потому Триумфальная арка охвачена сотней столбов из гранита, которые соединены прочной чугунной цепью.

Как добраться до Елисейских полей

Улица тянется с востока на запад в 8-м округе северо-западной части Парижа. Есть несколько способов самостоятельно доехать до авеню.

Точный адрес: 75008 Париж, Франция.

Как добраться от аэропорта Шарль-де-Голль:

  • Вариант 1

    Электричка:от конечной станции Шарль-де-Голль по линии RER B ехать 2 остановки до Chatelet-Les Halles. Время в пути — 32 мин.

    Метро:от Шатле по желтой ветке (1) ехать 6 остановок до станции «Франклин Д.Рузвельт». Время в пути — 7 мин.

    Пешком:100 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:двигаться на северо-восток в сторону трассы А1, затем свернуть на бул. Периферик, продолжить движение по пр. Фош. Расстояние — 32 км.

Как добраться от Северного ж/д вокзала:

  • Вариант 1

    Метро:по оранжевой ветке (5) ехать 3 остановки до Republique. Время в пути — 5 мин.

    Метро:по ветке Port de Sevres (9) ехать 10 остановок до станции «Франклин Д. Рузвельт». Время в пути — 13 мин.

    Пешком:500 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:направляться на запад по Rue de Dunkerque в сторону бул.Осман, затем свернуть на ул. ла Боети. Расстояние — 4,4 км.

Большая Триумфальная арка на площади Этуаль

Скульптурные группы и барельефы на всех сторонах арки изображают различные победы Наполеона и революционный подъем 1792 года. По карнизу арки и внутри нанесены названия 128 сражений. Хотя осаду Москвы, битву при Малоярославце и еще ряд сражений сложно назвать победами Наполеона. По внутренним стенам колонн нанесены имена 660 генералов Наполеона.

Для нынешних французов Триумфальная арка – это памятник не столько подвигам Наполеона, сколько мужеству всего французского народа. В проеме арки в 1921 году зажгли вечный огонь у могилы неизвестного солдата, погибшего во время первой мировой войны.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Подъем на Большую арку Дефанс: как добраться и сколько стоит

В ознаменование великих побед

2 декабря 1805 года под местечком Аустерлиц, что в Моравии, французская армия решительно выступила против коалиционных русско-австрийских войск. Эта битва вошла в историю как «сражение трех императоров», поскольку все страны-участницы боевых действий возглавлялись императорами (во Франции – Наполеон I, в России – Александр I, в Австрии – Франц II). В результате верх одержала наполеоновская армия, и окрыленный Бонапарт решил в честь победы в этом сражении воздвигнуть Триумфальную арку. Ну и заодно прославить все свои военные успехи. Местом ее нахождения решено было избрать холм Шайо.

На стол императору легло несколько проектов будущего монумента. Самых разных. Имелся даже такой, по которому арка должна была иметь вид… огромного каменного слона, «приютившего» внутри себя музей военных побед Его Величества. Однако Наполеона более впечатлил, что называется, классический вариант сооружения, наподобие арки Тита в Италии (Рим). Даже арочный пролет и колонны решили сделать идентичными.

Ровно тридцать лет длилось эпохальное строительство. За дело взялся известный в то время архитектор Жан Шальгрен. Только на постройку фундамента ушло ни много ни мало два года. В 1810 году на уже готовый фундамент водрузили макет будущей арки, сооруженный на скорую руку из досок и грубого полотна (парусины), которое оформили декорациями под будущую арку. Спешка объяснялась тем, что ожидался торжественный въезд в Париж новой императрицы Марии-Луизы Австрийской – причем по Елисейским полям. Она должна была увидеть масштаб задумки своего августейшего супруга. По достоинству оценил стройку и сам Наполеон, который, глядя на реалистичный макет, мог представить себе каким будет монумент.

Через год архитектор Ж. Шальгрен умер. Всего лишь каких-то 5 метров не хватило арке для достижения своей проектной высоты. Только об этом, похоже уже никто не заботился. На смену доблестным победам пришла череда военных неудач (одно лишь поражение под Москвой в 1812 году чего стоит) и работы решено было прекратить. Сам Наполеон тоже свое детище в завершенном виде: император, как известно, скончался в 1821 году на острове Святой Елены, а строительство было завершено в 1836 году. Тогда французский трон занимал Луи-Филипп I. Завершением работ руководил архитектор Абель Блуэ.

Самая красивая улица в мире

Протяженность центральной парижской авеню 1915 м при ширине 71 м. Бытует мнение, что если во время пребывания в Париже вы не прошлись по Елисейским полям, вы не видели города, а потому неудивительно, что их ежедневно посещают тысячи туристов. Но столь не утихающее оживление не умаляет привлекательность улицы и в глазах местных жителей, которые знают самые симпатичные ее уголки, и готовы поделиться своим секретом.

Елисейские поля в Париже вид в сторону Лувра

Этот проспект обладает неким волшебством, притягательной магией, ведь не зря веками она вдохновляла поэтом, живописцев и музыкантов на самые выдающиеся их произведения. Художника и летописца конца XVIII, начала XIX столетия – Жана Беро, воодушевляла обыденная жизнь главной магистрали, и он посвятил ей несколько изумительных полотен.

В разные моменты истории бульвар представал в новом свете, но всегда оставался пленительным. В 1860 году Шанз-Элизе послужила моделью для основания Пасео-де-ла-Реформа в Мехико, а в 1917 году в Филадельфии появилась авеню Бенджамина Франклина.

История

По приказу Наполеона строительство Триумфальной арки в Париже было начато в 1806 году. Мощное сооружение было символом его громких завоеваний и побед. История постройки арки достаточно интересна. Спроектировал будущий памятник Жан-Франсуа Шальгрен (Jean-François Chalgrin), но увидеть проект в законченном виде не смог из-за своей смерти. В это же время, Бонапарт стал терпеть первые поражения на поле боя, поэтому работы замедлились и затянулись на 30 лет. Занимательный факт: первый камень в фундамент великий завоеватель заложил собственноручно. По иронии судьбы Наполеон также не смог полюбоваться своим детищем, так как скончался в 1821 году, на 15 лет раньше окончания строительства. В честь признательности под Триумфальной аркой пронесли гроб императора.

Краткое описание

Триумфальная арка в Париже – это один из величайших памятников истории и архитектуры, о которой знает любой более-менее грамотный житель нашей планеты.

Она располагается в легендарном восьмом округе столицы Франции, на площади, носящей название площадь Шарля де Голля, или площадь «Звезды». Если рассмотреть эти два названия, становится понятно, что одно из них площадь получила в честь великого полководца времен Второй Мировой войны, а вот площадью «Звезды» ее назвали из-за двенадцати ровных лучей-проспектов, которые расходятся от нее в разные стороны Парижа. Один из этих двенадцати проспектов – знаменитые Елисейские поля.

Вид на Триумфальную арку в Париже

Триумфальная арка в Париже была возведена за 30 лет с 1806 по 1836 год. Ее строительство началось по приказу величайшего французского завоевателя и стратега Наполеона Бонапарта. Триумфальная арка в Париже должна была стать символом великих побед императора и человека, который «перекроил» карту Старого Света вместе со своей бесстрашной армией. Правда, решение о строительстве арки, Наполеон принял еще в 1805 году, вдохновленный собственным талантом военного стратега, который помог одержать ему тяжелую победу в битве при Аустерлице. Разработал проект будущего памятника истории архитектор Жан Шальгрен, которому, увы, не удалось воочию увидеть свое детище: он скончался еще в 1811 году. Однако великая Триумфальная арка, являющаяся одной из главных достопримечательностей Парижа, увековечила его имя для потомков.

Триумфальная арка.… К этому названию люди привыкли уже давно. К слову, Париж – не единственный город, где можно встретить триумфальную арку.

Триумфальную арку с высоты птичьего полёта

Их довольно много, правда, они не так известны, как та, что расположена в центре «12-ти конечной Звезды». Будем откровенны, далеко не все знают происхождения самого слова «триумф»: где оно впервые появилось, что означает, и почему арка в Париже носит название Триумфальной. Слово «триумф» произошло от латинского языка, и получила распространение в Великой Римской империи. Триумф означал вступление великого полководца и его армии в столицу с победой.

Причем, победа должна была быть для триумфа одержана безоговорочная, быстрая и с наименьшими потерями. Триумф – это еще и самая драгоценная награда полководцу, без которой он не мог назвать себя и свой легион великим. Только после своего Триумфа Гай Юлий Цезарь был всерьез воспринят народом и признан великим императором. Именно со времен Римской империи ведет свою историю слово «триумф», а арки, через которые проходили полководцы со своими армиями, стали называться триумфальными.

Вид на Триумфальную арку со стороны авеню де ла Гранд-Арме

История

Работа над строительством началась в начале 19 столетия, по прямому указанию правящего Наполеона I Бонапарта. Архитектурный стиль – античный.

Боковые плоскости портала украшают барельефы, памятные доски, прославляющие славные вехи в развитии республики и страны, победы армии над врагами.

Это самостоятельные скульптурные композиции, расположенные налево и направо от проема с каждого направления:

  1. Напротив Елисейских полей – «Триумф 1810 года», «Волонтеры на марше» или «Марсельеза».
  2. От Гранд Арме авеню – «Мир 1815 года», «Сопротивление 1814 года»

Повод к созданию арочного портала восходит к победной битве при Аустерлице, когда объединенная императорская французская армия разбила войска союзников. В годовщину триумфа на холме Шайо началась закладка основания монументального комплекса. К 1810 году строительство завершить не смогли. Поэтому, когда супруга Наполеона, Мария-Луиза, торжественного въезжала в столицу, недавно установленный постамент обтянули холстом, а сверху нарисовали декорацию в натуральную величину.

В 1811 году строение не добирало до требуемой отметки 5 метров. К тому времени прежний зодчий умер, а императорскую армию преследовали фатальные ошибки и поражения. Окончательно оформить, завершить постройку удалось к 1836 году, при правлении Луи-Филиппа. А еще через 4 года под сводом проехал поезд с телом возвращающегося во Францию Наполеона. Позднее подобная почесть стала традиционной, ее удостаивались другие полководцы и военачальники, общественные деятели.

Строительство

Изначально постройкой занимался архитектор Жан Шальгрен, назначенный императором Наполеоном. Для возведения сооружения был избран стиль античных времен, величественный и монументальный. Плоскости  решено было украсить картинами, сценами из военных баталий, жизни республики. Так появились скульптурные группы «Триумф 1810 года», «Мир 1815 года», «Выступление волонтеров» и другие.

Барельефы изображают встречу императора с плененным Саидом Мустафой-пашой, погребение генерала Марсо, знаменательные битвы при Арколе, Канобе, Жемаппе. Логическим завершением всех викторий стала  сцена, символизирующая победу при Аустерлице.

Всего на стены нанесены названия более сотни сражений, имена шестисот с лишним французских военных, полководцев. Строительство длилось 30 лет, с 1806 по 1836 годы. Начинал его один архитектор, а завершил другой – Абель Блуэ. Позднее сооружение связало в один ряд 3 арки: на площади Шарля де Голля (первая), Каррузель, поблизости Лувра (вторая) и модернистская Большая, в квартале Дефанс (третья).

Исторические события

В 1810 году Наполеон устроил торжественный въезд своей будущей супруги, Марии-Луизы, по Елисейским полям. Путь ее пролегал мимо недостроенного арочного портала, который спешно задекорировали и придали вид законченного. А уже через 30 лет под сводами пролегал путь траурного кортежа с останками Наполеона, везущего императора к его последнему приюту.

В 1921 году там же были помещены останки неизвестного солдата, павшего на полях сражений Первой мировой войны. Тогда же зажгли Вечный огонь, к которому ежегодно возносятся венки в память о погибших. 14 июля здесь проходит церемониальный военный парад, который принимает Президент республики.

Как арка стала Триумфальной

Триумфальной она стала по воле Бонапарта, когда он, по образу и подобию римских цезарей, вознамерился воздвигнуть памятник в память о своем величии. По замыслу архитекторов, барельефы и надписи, украшающие плоскости, должны были повествовать о славных днях французской армии, постепенно подводя к логическому завершению – битве при Аустерлице.

Арка сегодня

В современном городе исторический памятник сохранился практически без изменений. Вместе с возведенными позднее аркой Каррузель в Лувре и Большой аркой в Дефансе, он образует визуальную прямую – «Триумфальный путь». Фактически сооружение стало достопримечательностью, местом посещенийгорожан и иностранных туристов.

Скульптурное оформление

Снаружи строение украшают скульптурные группы, расположенные симметрично (слева и справа), на фасадах колонн с каждой стороны, от Елисейских полей и авеню Гранд Арме. Это изображения заключения мира в Шенбрунне в 1810 году, выдвижения волонтеров навстречу прусским агрессорам, противостояния захватчикам в 1814 году и перемирия 1815 года.

Дополняются основные сюжетные линии 6 барельефами, повествующими о различных событиях из жизни империи. К ним относятся:

  • финал битвы у Абукира (встреча Бонапарта с пленным турецким военачальником);
  • похороны генерала Марсо;
  • баталии при Арколе и за Каноб, у Жемаппы;
  • Аустерлицкое сражение.

Абукирская битва примечательна тем, что возле одноименного мыса национальные войска, ведомые генералом Бонапартом, нанесли сокрушительный удар по превосходящим силам турков. Годом ранее здесь же британский флот разбил армаду Франции. Таким образом, победа явилась освобождением от позора за поражение, началом величественного восхождения Наполеона. В итоге сражения предводитель турецких войск – Мустафа-паша – сдался на милость победителя, этот момент и был запечатлен в барельефе.

Следующая доска изображает похороны генерала Марсо, прославленного военачальника и патриота. Он пал во время схватки в Германии, при Хехстенбахе. Тело Марсо было похоронено в Кобленце, а позднее перенесено на родину, в Пантеон героев.

Знаменательное сражение при Арколе продолжает повествование о боевых доблестях генерала Бонапарта. Личным примером, со знаменем в руках, он вдохновил армию на бой – взятие Аркольского моста и полный разгром австрийцев.

Каноб в Египте стал очередной вехой в развитии императора и его армии. Следующий барельеф посвящен сражению поблизости от деревни Жемапп, где национальные войска дрались с австрийцами и опрокинули противника, отбросив его вглубь страны. Завершает повествование о славных победах мемориальное изображение баталии при Аустерлице, ставшей эпохальной в войне с антинаполеоновской коалицией.

Кроме того, стены достопримечательности покрывают надписи, отражающие исторические названия одержанных побед, имена предводителей, отличившихся в боях.

Триумфальная Арка внутри

Архитектурный памятник совмещает функции композиции и оригинального музея открытого типа. На внутренней поверхности портала расположены изображения, связанные с этапами возведения и памятными датами, событиями. Посещение музея доступно круглый год, вместе с основным комплексом и в те же часы.

Виды со смотровой площадки

С высоты, а она достигает почти полсотни метров, открывается живописнейший обзор, возможность лицезреть красоты Парижа сверху. Это Эйфелева башня, 108-метровое сооружение Tour Relais TDF, Елисейские поля, вход в Лувр, деловой квартал столицы – Дефанс.

Отдельного упоминания заслуживают дневное и ночное посещение. Они не похожи друг на друга, неповторимы и своеобразны. Прежнее название площади (Звезда) позволяет понять характер размещения сооружения, планировки примыкающих к ней улиц. Ровные, прямые, как стрела, проспекты, расходящиеся лучами от центра, при небольшом участии воображения действительно напоминают многолучевую звезду. Зрелище, которое открывается с вершины, завораживает: весь Париж как на ладони. Туристы с удовольствием поднимаются на смотровую площадку, делают фото на память об экскурсии.

Заключение

Таким образом, Триумфальная арка является заметной достопримечательностью Парижа. Она отображает историю военного правления Наполеона Бонапарта.

Кроме этого, с монументом связаны некоторые интересные факты:

  • После окончания Первой мировой войны под сводом монумента был совершен настоящий трюковой номер – летчик Шарль Годфруа пролетел под сводом шириной всего 15 метров на самолете с размахом крыльев вполовину меньше этой ширины
  • Во время первой мировой войны Франция терпела неудачи. Тем же временем у скульптурной композиции «Выступление волонтеров» отклонился меч. Этот факт быстро устранили.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector