Дворец дожей в венеции

Краткое описание

Итальянский Дворец Дожей, он же Палаццо Дукале, издревле украшает Венецию, передавая особенности готического зодчества. Шикарное масштабное сооружение находится на городской площади Сан-Марко и протягивается вдоль набережной. Работы по его строительству велись на протяжении шести веков – с IX по XV. Впоследствии дворец многократно подвергался изменениям, но, несмотря на это, он всегда считался одним из главных символов города на воде.

Вид на южный фасад здания

Первое дворцовое здание строилось еще в 810 году, а выглядело оно как высокий замок с башнями, окруженный водой и защищенный рвами и несколькими подъемными мостами. Спустя много лет он дважды полыхал в огне. Впервые это случилось в 976 г., когда итальянский народ восстал против Пьетро Кандиани IV, служившего в то время дожем. Второй случай поджога дворца уже приходится на 1106 год, однако всякий раз его восстанавливали. Существенные изменения в своей архитектуре замок претерпевал в XII столетии во время правления дожа Себастьяно Дзиани. По его указке были снесены башни, разрушены стены, засыпаны рвы. На этом месте появилась новая постройка, ничем не походившая на крепость – надобность в мощных укреплениях отпала ввиду наличия организованного флота. Таким образом, город был защищен от врагов, нападение которых было возможным с моря. Основные строительные работы продолжались довольно долго – с 1309 по 1424 годы и, наконец, территорию Венецианской республики украсил дворец, сочетающий византийскую пышность и готический стиль.

Целью возведения такого солидного здания было получение резиденции дожей, или вождей – республиканских некоронованных правителей. Вместо короны у дожа был рожок, и то, только в том случае, если он действительно хорошо справлялся со своими обязанностями. В противном случае рожок с него снимали. Однако в венецианском дворце работал не только дож – здесь несли государственную службу и сотрудники тайной полиции, и представители Сената и Верховного суда, и заседали члены Большого совета. Кроме того, на первом этаже здания размещалось морское ведомство со своими многочисленными службами юристов, канцлеров, цензоров.

Вид на Дворец с кампанилы собора Святого Марка

Архитектурные особенности

У здания особенный вид. Мастера Пьетро Базейо, Филиппо Календарио создали дворец в изящном готическом стиле с византийской пышностью, соединив различные архитектурные направления. При взгляде на эклектичную архитектуру вначале кажется нелогичным то, что массивная часть стоит на легких ажурных арках: дворец напоминает перевернутое судно.

Наружные стены трехэтажного здания построены П-образно. Дворец возвели из красного кирпича и отделали белым, розовым, серым мрамором, выложенным геометрическим узором. Детали архитектурного комплекса гармонично сочетаются друг с другом.

Людовико Манин – последний венецианский дож

Он правил Венецией с 1789 по 1797 гг. и был вынужден принять недвусмысленное предложение Наполеона об отречении. Венеция пыталась сохранять нейтралитет во время Итальянской кампании Бонапарта, и французы не спешили захватывать город. Но произошли события, круто повернувшие судьбу Республики. Первым стала «Веронская Пасха», когда на площади Бра в Вероне произошло восстание против французских оккупантов, вторым – обстрел французского судна из форта острова Лидо, в результате чего погиб капитан корабля.

Взбешенный Наполеон направил войска в Венецию, которая не смогла, да и не пыталась оказать сопротивление. Ее капитуляция была унизительной, со словами раболепной благодарности «за освобождение Венеции». С того момента Серениссима прекратила свое существование, а ее земли поделили между собой Франция и Австрия.

Билеты во Дворец дожей

Венеция прекрасна в любое время года. Об этом давно знают и туроператоры, и самостоятельные путешественники, так что приобрести билеты во Дворец дожей без очереди вряд ли удастся. Впрочем, очередь обычно не столь велика, как, например, в Колизей.

Другое дело, что, даже имея на руках один из выше указанных билетов, на месте открывается весьма неприятный казус.

Оказывается, в сферу их действия не включены те самые секретные помещения Дворца и Мост Вздохов, которые, как раз, и представляют наибольший интерес для многих туристов – от желающих посмотреть на камеру Джакомо Казановы или знаменитый зал пыток Венецианской республики всегда отбоя нет.

Лев святого Марка, Дворец Дожей

Эти помещения являются частью отдельной 75-минутной экскурсии, билет на которую приходится также докупать отдельно. Более того, количество экскурсий ограничено, и в обычный день их проводится не более 3-х.

С другой стороны, теперь все желающие в равном положении, и если посещение Венеции без осмотра камеры Казановы кажется неполноценным, то по ссылкам ниже можете подробно ознакомиться с обеими опциями и выбрать ту, которая в большей степени подойдет именно Вам.

Краткая история дворца

Историческое здание является лучшей частью архитектурного ансамбля знаменитой венецианской площади Сан-Марко. Грандиозный архитектурный памятник в полной мере отображает величие республики в пору наивысшего расцвета, является самым узнаваемым венецианским зданием, его визитной карточкой.

Интересно! Впервые строение появилось на свет в далеком X веке н. э., однако по законам того времени оно замышлялось как большая крепость для защиты города от неприятельских набегов со стороны моря. С течением времени Венеция значительно укрепила свое влияние, создала мощный собственный флот, и необходимость в каменном бастионе отпала.

Быстро богатеющему городу понадобилось здание для административных нужд, для размещения органов законодательной и исполнительной власти, других структур управления. Решено было возвести постройку на месте бывшей крепости, уничтоженной пожаром.

Интересно! Здание было построено, однако его постигла участь предшественника. Впоследствии возгорания, стихийные или умышленные, еще не одиножды уничтожали резиденцию венецианских правителей.

Пожары уничтожили не только стены дворца — в огне погибли бесценные творения великих художников Возрождения, многие годы трудившихся над росписью залов, уцелела и сохранилась лишь их небольшая часть. Позднее удалось частично воспроизвести утраченные шедевры.

Снаружи здание производит неоднозначное впечатление: кажется, будто оно собрано из двух построек абсолютно разного стиля.

Нижняя часть Дворца выглядит легкой, будто парящей над землей. Ажурные переплетения в основании, изящные перекрытия создают обманчивое впечатление дворца, принадлежащего какому-нибудь восточному падишаху, мало похожего на резиденцию правителя города. Однако верхняя половина по исполнению разительно отличается от нижней части массивностью, сдержанностью линий, минимализмом в оформлении фасада.

Подобная нестыковка легко объяснима: Дворец возводили столь долго, что за время постройки успели смениться архитектурные стили. На смену замысловатой готике пришла классика, отличающаяся строгостью линий и композиционной гармонией.

Современное здание Дворца возводилось необычно долго даже для средневековых построек — мастера трудились над ним более 100 лет, поэтому в официальных справочниках дата создания указана через тире: 1309-1424. Точных сведений об авторе проекта в истории не сохранилось, однако исследователи местной архитектуры предполагают, что им мог быть итальянский архитектор Ф. Календарио.

Дворец на карте Венеции

Над оформлением внутренних помещений Дворца трудились выдающиеся мастеровые, великие художники, скульпторы. Убранство залов не просто поражает — оно ошеломляет и подавляет невиданной роскошью, и количеством золотых элементов. Фантастические творения гениальных мастеров плюс ослепительный блеск золота придают Дворцу венецианских правителей невиданно роскошный колорит.

После падения Венецианской республики (1797 г.) дожи Венеции утратили власть. Великолепное произведение архитектурного и художественного искусства переквалифицировали в обычное административное здание.

В начале XX века Дворец приобрел статус музея. На осмотр многочисленных залов требуется минимум 1,5 часа, подробная экскурсия занимает более 3 часов.

Особенности архитектуры

Здание сооружено в готическом стиле из необычного розоватого мрамора. Оно вместе со зданиями библиотеки Сан-Марко и собором Святого Марка стало центром архитектурного городского ансамбля, что видно на многочисленных фото.

У дворца массивный и основательный верх, но его держат ажурные арки, поэтому кажется, что здание просто перевернули так, что крыша оказалась снизу, а фундамент сверху. Именно такой прием и придает своеобразие дворцу, выгодно выделяет его из ряда остальных построек.

Здание опоясывают галереи: аркадная галерея первого этажа надежно защищает от жаркого итальянского солнца, где может укрыться каждый прохожий, галерея на втором этаже прикрывает от солнца помещения дворца, расположенные вдоль южного и западного фасадов.

Суда, встававшие на рейд в гавани, буквально выстраивались перед дворцом. Сходя на берег с кораблей, прибывавшие в Венецию оказывались под балконом, у «ног» правителя города. Над балконом возвышается скульптура, изображающая Правосудие. Балкон был задуман как трибуна, на которой появлялся дож во время празднеств. За ним находятся стрельчатые окна и статуя дожа Андреа Гритти.

Дворец Правосудия

Это часть здания, где находились помещения Верховного суда и тюрьма. Исходя из особенностей камер, тюрьма делилась на две части: Поцци, колодец, и Пьомби, Свинцовая.

Одних осужденных бросали в каменные колодцы, которые заливала вода во время дождей, в которых постоянно стояла невыносимая сырость, других помещали в камеры со свинцовыми крышами. Свинец в солнечные дни раскалялся, и температура в камерах становилась невыносимой, а зимой там стоял лютый холод.

В одной из камер провел несколько месяцев Джордано Бруно. Считается, что отсюда сбежал только один узник — Джакомо Казанова.

Порта дела Карта или Бумажные ворота

Так называется центральный вход во дворец. Он украшен многочисленными орнаментами, выполненными с ювелирной точностью, первоначально все эти украшения были покрыты позолотой и глазурью, они сверкали в лучах солнца, подчеркивая великолепие дворца. Через эти ворота можно попасть во двор. Там стоят колодезные парапеты из бронзы.

Лестница гигантов

Она примыкает к восточному фасаду здания, и названа так из-за двух огромных скульптур, Нептуна и Марса, установленных тут в 1657 году. Именно по ней поднимался вновь избранный дож.

А рядом с лестницей есть небольшой дворик Сенаторов. Прибывавшие на торжественные церемонии собирались здесь, чтобы затем парадно всем вместе подняться по лестнице.

Особенности фасада

Фасад включает три уровня:

  • Первый – крытый коридор с остроконечными арками.
  • Второй – открытый балкон с балюстрадой.
  • Третий – каменная стена с большими ассиметричными арочными окнами неодинаковой высоты.

В основании 36 колонн, которые держат на себе здание и образуют сквозной проход. Нижняя часть выстроена, как портик. По трем углам – массивные колонны, поддерживающие мощную конструкцию и одновременно символизирующие могущество Венецианской республики. Открытая галерея первого этажа – место, где приятно отдохнуть, укрывшись от палящего солнца.

На площади Сан-Марко казнили преступников. 9-я и 10-я колонны в колоннаде здания красного цвета, и это не случайно. Здесь стоял глашатай, объявляя приговоры, а правитель наблюдал за тем, как приговоры исполняются.

Верхнюю часть второго яруса поддерживают тонкие вытянутые колонны, расположенные в два ряда. Стрельчатые арки, выполненные в готическом стиле, декорированы изящным узором из мрамора, что делает строение воздушным.

Зубчатый карниз, богато оформленные капители колонн и стен, украшенные изображением общественных деятелей, мудрецов и ученых, символизируют величие резиденции.

На центральной части фасада – балконы, обрамленные вытянутыми и заостренными башенками. Над одним – статуя Правосудия, второй венчает скульптура, олицетворяющая Венецию. На балконы выходил дож для встречи с народом.

В наружном оформлении дворца – барельефы и скульптуры с изображением львов и книг, это символы города на воде, атрибуты святого Марка, покровителя Венеции. В пасти хищников, распахнутых в оскале, жители Венеции бросали письма-доносы для тайной канцелярии.

Палаццо Лабиа (Palazzo Labia)

Некоторое время назад, а именно в 18 веке, этот потрясающий дворец считался фамильным домом самой богатой в городе семьи Лабиа, которые пригласили создать проект строения талантливейших архитекторов города на воде – Алессандро Треминьона (Alessandro Treminiona) и Андреа Коминелли (Andrea Cominelli)

Однако вскоре состоятельная семья, вовсю наслаждавшаяся светской жизнью и повышенным вниманием со стороны общественности, разорилась и потеряла палаццо, который перешел во владения принца Лобковича. Но и представитель знати быстро продал дворец израильтянскому фонду Кенигсбера

После этого дворец использовался для различных нужд: он был и лесопилкой, и текстильной фабрикой, и сушилкой для белья. В 1960-х его приобрела итальянская телерадиокомпания RAI, сделавшая во дворце свой офис.

Как выбирали дожа Венеции и кто быть избран?

Должность дожа была пожизненной, и всегда считалась очень уважаемой и почётной в Венецианской Республике.

Обладателем высокого титула мог стать только представитель богатой и влиятельной семьи, имевший за спиной многолетний успешный опыт государственной службы. Кандидатами были люди уже почтенного возраста, проявившие себя как искусные дипломаты и мудрые военные предводители.

При этом несмотря на попытки установить в Венеции монархию, подразумевавшую наследственную передачу власти, сохранялся принцип выборности правителя города-государства. Сложная процедура назначения дожа приобрела свои окончательные формы в XIII веке. В 1268 году были утверждены правила, включающие в себя 11 этапов голосования, с тем чтобы учитывались интересы всех элит. Избирательная система функционировала без изменений до последних дней существования Венецианской Республики.

Как добраться до Дворца дожей

Дворец дожей находится на известной площади Венеции – площади Святого Марка (Piazzetta San Marco, 2).

Добраться можно:

  • пешком от Пьяццале Рома или или ж/д вокзала Санта Лючия примерно за 40 минут (следуйте указателям);
  • на водном трамвае №№ 1, 51, 2 от Piazzale Roma или ж/д вокзала Santa Lucia.

Часы работы

Дворец дожей работает:

  • с 1 апреля по 31 октября: с воскресенья по четверг с 8.30 до 21.00 (последний вход в 20.30), в пятницу и субботу с 8.30 до 23.00 (последний вход в 22.30);
  • с 1 ноября по 31 марта: с 8.30 до 19.00 (последний вход в 18.30).

Стоимость билета

Для посещения палаццо приобретается комбинированный билет, который также действителен для музея Коррер (Museo Correr), Национального археологического музея (Museo Archeologico Nazionale), Монументальных залов Национальной библиотеки Марчиана (Biblioteca Nazionale Marciana).

Срок действия билета — 3 месяца. По нему можно посетить каждую из указанных достопримечательностей один раз.

По состоянию на 2020 год комбинированный билет стоит:

  • 25 Евро для взрослого;
  • 13 Евро для посетителей старше 65 лет, студентов до 25 лет, детей от 6 до 14 лет;
  • бесплатно для детей до 6 лет.

Кроме того, можно приобрести семейный билет за 13 Евро для каждого члена семьи из двух взрослых и минимум одного ребенка до 14 лет. При этом учитывайте, что детям до 6 лет проход бесплатный.

В кассе можно взять аудиогид за 5 Евро с человека.

Уточняйте информацию о расписании и ценах на билет на официальном сайте Дворца дожей palazzoducale.visitmuve.it.

История

Дворец Дожей, рисунок 14 век

Когда Дож Анджело Партечипацио сменил место правительства с острова Маламокко, в район нынешнего Риальто, было принято решение построить дворец Дожей. Первое его здание, построенное в 810 году, было крепостью со стенами и башнями, со всех сторон окруженной водой, но в 976 году часть знати и народ восстали против дожа П. Кандиани IV и сожгли его резиденцию. Вместо неё венецианцы построили новую крепость, но и она сгорела в 1106 году.

Последующие работы по реконструкции проводились по приказу Дожа Себастиано Цьяни (1172-1178). Как великий реформатор, он радикально изменил всю планировку площади Святого Марка. Новый дворец хоть и был построен из крепости, но имея хороший флот и защищенный с одной стороны морем, необходимость строить крепость отпала. Один фасад дворца выходил к Пьяцетте, другой смотрел на площадь Сан-Марко. Сегодня осталось мало следов Византийско-Венецианской архитектуры — это стена на первом этаже из Истрийского камня и мощеный кирпич в виде елочного узора.

Дворец дожей на рисунке Каналетто середины XVIII века.

Политические перемены в середине 13-го века привели к необходимости пересмотреть структуру дворца, в связи со значительным ростом числа членов Большого Совета. Строительство нового готического дворца началось приблизительно в 1340 г. и было сосредоточено на стороне здания, стоящего перед лагуной.

Порта делла Карта — «Бумажная дверь»

Только в 1424 году, Дожем Франческо Фоскари было принято решение по перестройке крыла с видом на Пьяцетту, в котором находился Дом правосудия, открытой галерейной аркады первого этажа, открытой лоджии на втором этаже, идущей вдоль фасада и внутренний двор бокового крыла, завершив строительство Порта делла Карта (Porta della Carta) в 1442 г.

В 1483 году, сильный пожар вспыхнул на стороне дворца с видом на канал, где находятся апартаменты Дожей. Вновь стала необходима реконструкция и планировку поручили Антонио Риццо, который добавил новый, Ренессансный архитектурный стиль дворцу. Полностью новое строение, с рельефной стеной, проходило вдоль канала, от Понте Делла Каноника (ponte della Canonica) до Понте Делла Палья (Ponte della Paglia), с официальными помещениями для правительства, украшенные работами Витторе Карпаччо, Джорджоне, Альвизе Виварини и Джованни Беллини.

Центральный балкон Дворца дожей (со стороны лагуны)

Еще один большой пожар 1547 года, уничтожил несколько комнат на втором этаже, к счастью, без особого ущерба для здания. Ремонтные работы также проводились во дворце, когда в 1577 г. третий пожар уничтожил помещение Scrutinio и палаты Большой Совета, вместе с произведениями Джентиле да Фабриано, Пизанелло, Альвизе Виварини, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, Порденоне, и Тициана.

В дальнейших восстановительных работ, в знак уважения, было решено придерживаться первоначального готического стиля, вопреки альтернативе неоклассического проекта, предложенным великим архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио.

Мост Вздохов и стена Дворца Дожей

Однако есть некоторые классические особенности — к примеру, в 16 веке, дворец был связан Мостом Вздохов (Ponte dei Sospiri) с тюрьмой. Также будучи герцогской резиденцией, во дворце размещались политические учреждения Республики Венеции, вплоть до Наполеоновской оккупации города в 1797 году, когда его роль неизбежно изменилась. Венеция подвергалась сначала французскому правлению, затем австрийскому, и только наконец в 1866 году стала частью Италии. За этот период дворец был занят различными административными офисами, библиотекой Марчиана и другими важными общественными учреждениями города.

Мост Вздохов

К концу 19-го века, здание пришло в упадок и итальянское правительство выделило значительные средства для его реставрации. Все государственные учреждения были переведены в другие места, за исключением государственного ведомства по охране исторических памятников, которое по-прежнему размещается на втором этаже с лоджией. В 1923 году, Италия поручила муниципалитету Венеции, открыть дворец в качестве музея. Начиная с 1996 года, дворец Дожей стал частью Венецианской сети музеев, а начиная с 2008 года, перешел под управление Fondazione Musei Civici di Venezia.

Дворец Дожей, детали

Тюрьма

В тюремные камеры, расположенные на самом последнем этаже, узники попадали по потайной лестнице. Эту часть палаццо обычно называли «Свинцовой кровлей» («Свинцами»): летом осуждённые мучились от жары, зимой – от холода. Дверные проёмы камер были до того низкие, что даже десятилетний ребёнок мог попасть внутрь, предварительно согнувшись.

Кроме этих камер, темница была также обустроена и в подземелье – здесь находилось девятнадцать подземных камер, прозванных «колодцами», так как нразмещались они ниже уровня моря, сквозь оконные зарешёченные отверстия проникал не только свет, но и во время дождя камеры заливала вода. Осуждённые, если не хотели целые дни проводить, стоя в воде, нередко были вынуждены сидеть на тюфяке.

Скверно обстояло дело и с едой: утром заключенным давали воду и кусок хлеба, при этом хлеб нужно было съесть практически сразу, иначе завтрак грозил стать добычей крыс.

Когда заключённых стало слишком много и для них стало не хватать места, возле Палаццо Дукале возвели тюрьму Карчери, по которой из дворца можно было попасть по Мосту Вздохов.

Потрясающие 7 чудес света древнего мира46724.785

Побег Казановы

Интересно, что на протяжении многих столетий побег из тюрем дворца Дожа считался невозможным. Так, было до тех пор, пока в его застенках не оказался Джакомо Казанова (его обвинили в общении с духами, ереси, разврате и даже краже кошельков).

Поместили авантюриста в «Свинцах», где он провёл около года, разрабатывая детали побега. Для этого он умудрился даже в полу выдолбить дыру, через которую планировал спуститься в нижний зал. Ему не повезло: когда всё было готово, его перевели в соседнюю камеру. Интересно, что тюремщик, обнаружив дыру, об этом факте начальству не доложил, поскольку Казанова пригрозил обвинить его в соучастии.

Второй план побега оказался более удачным. Казанова вместе с соседом пробил дыру на крышу палаццо. После этого они вылезли наверх, затем через одно из окон очутились в комнате дворца и, минуя стражу, покинули Дворец дожей (именно такую историю этот авантюрист описал в своих воспоминаниях).

Мосты Венеции

Мосты Венеции — это целый отдельный организм. Нетрудно представить, что для города на воде мост является первой необходимостью. Поэтому Венецию можно по праву считать одним из городов Европы, если не мира, с самым большим количеством мостов на своей территории. Насчитывается их более 400, выполненных из камня, железа или дерева.

Мост вздохов

Мост вздохов (Il Ponte dei Sospiri ) — самый известный и самый впечатляющий из венецианских мостов. Находится он в нескольких шагах от площади Святого Марка и соединяет Дворец дожей с Тюрьмами Светлейшей Республики. Романтичное, на первый взгляд, название моста на самом деле происходит от вздохов осужденных, которые пересекали его в последний раз, прежде чем быть заключёнными навсегда в своих камерах.
Однако есть всё-таки и более поэтичная легенда, связанная с этим мостом, согласно которой, влюбленным суждена вечная любовь, если они будут целоваться под ним сидя в гондоле, под звон колоколов Святого Марка на закате.

Мост Риальто

Мост Риальто (Ponte Rialto) — самый старый из четырех мостов на Большом канале. Он известен как своей архитектурой, так и историей. В течение многих лет он был центром торговли Венеции. Построен он между 1588 и 1591 годами по проекту архитектора Антониу да Понте, чтобы заменить предыдущее деревянное строение, которое дважды рухнуло и несколько раз сгорело. Конструкция моста аналогична предыдущей и состоит из двух наклонных пандусов, соединенных портиком в центре.

Перейдя мост Риальто с площади Сан-Марко, вы попадете на рынок Риальто — красочное место, где продаются фрукты и овощи. Находится здесь рынок с 1097 года. Название «Rialto» происходит от «Rivus altus», в переводе с итальянского означает «глубокий канал», что указывает на то, что эта зона не подвергается наводнениям.

В 1514 году пожар уничтожил Риальто, поэтому большинство его зданий относятся к XVI веку. Узкие улочки, окружающие рынок, имеют названия гильдий, которые находились в этом районе.

Мост Академии

Популярность Венеции в XIX веке росла с каждым годом и привела к необходимости улучшить соединение между двумя берегами Большого канала. В 1854 году был открыт новый переход, названный Ponte dell’Accademia. Новый мост был полностью построен из железа, но близость к воде и высокий уровень влажности, поражающий Венецию, быстро продемонстрировали неудачность выбранного материала. Вскоре мост был перестроен по проекту инженера Эудженио Миоззи, в основу которого легла деревянная конструкция. Внешне мост не представляет из себя особенной архитектурной ценности и это далеко не самый красивый мост в Венеции, но зато именно с этого моста открывается один из самых живописных и захватывающих видов на вереницу цветных домов вдоль Большого канала на фоне ярко синего неба и купола церкви Санта-Мария-делла-Салюте.

Понте дельи Скальци

Понте дельи Скальци (Ponte degli Scalzi), дословно — мост босоногих — это первый мост, который пересекают все приезжие на железнодорожный вокзал. Это был третий переход через Гран Канал после строительства Моста Академии. Понте дельи скальци был построен в 1858 г., чтобы облегчить связь с железнодорожным вокзалом, построенным незадолго до этого. В 1934 г. мост прошёл реставрацию, полностью заменив старое сооружение истрийским камнем, материалом, широко используемым в Венеции, инженером Эудженио Миацци, который также построил «Мост Академии». Перила, поддерживаемые низкими колоннами, также выполнены из истрийского камня, что придает мосту аристократический и элегантный вид, который хорошо вписывается в окружающий пейзаж.

Внутренние помещения Палаццо дукале

«Porta dell Carta» направляют туристические группы музея во внутренний дворик, обнесенный двухъярусными аркадами из мрамора, увенчанными восемью отреставрированными древнегреческими скульптурами. На фоне всего этого великолепия выделяется статуя герцога Урбинского, которую создал знаменитый скульптор Бандини. В центре дворика расположились два огромных бронзовых колодца, славящиеся лучшей водой из Венеции. Отсюда торговки водой каждый день приносили на рынки прохладное вкуснейшее питье.

По пути из внутреннего дворика вы встретите громадную лестницу Гигантов, выполненную из дорогого каррарского мрамора и выглядящую, как один огромный трон. Когда выбирали нового правителя, самый старый член Совета надевал на голову новичку корону, символизирующую могущество дожа. В 1554 году на самом верху лестницы скульпторы установили грандиозные статуи Марса и Нептуна, выполненные из мрамора. Статуи эти были поставлены неспроста, считается, что они символизировали хорошее торговое и военное сообщения Венеции, т.к. эти римские боги-покровители военных и морских путей (работа Я. Сансовино). Так лестница и получила свое теперешнее название. Верхушку лестницы венчает площадка Гигантов, знаменитая тем, что все важные церемонии Венеции устраивались именно здесь, а самым пышным празднеством было венчание дожа.

В 16 веке во Дворце дожей была возведена Золотая лестница, предназначенная специально для значащихся в Золотой книге венецианцев. В Золотую книгу, заведенную еще в 1315 году, правительством было вписано 200 семей знатнейших патрициев Венеции. Книгу хранили отдельно, в комнате устроенной под Золотой лестницей дожем Циани в 1180 г.

По Золотой лестнице проходим к Залу Большого Совета – он считается самым большим конференц-залом в Италии: его метраж составляет 54х25х15, а потолок не поддерживается опорами. Потолок в этом зале затянут шикарными гобеленами, расшитыми золотыми нитями. У восточной стены возвышается трон дожа, и стоят кресла остальных шести членов Малого Совета. На стене возвышается самая большая в мире картина – «Рай», работа художника Я. Тинторетто (ее параметры – 22х7 метров).

Перемещаясь из Зала Большого Совета, туристы проходят через Зал выборов (или по-другому Зал жребия), который получил свое название за специфику голосования тех, кто старался попасть в ранг чиновников, а иногда и их негативное обсуждение. Сюда запрещалось входить вооруженным, часто здесь же выносились и приговоры. На массивном позолоченном потолке Зала выборов обильно украшенном резьбой, размещены неколько картин разной формы с фантастическими сюжетами, придуманными художником Падованино.

Зал Совета Десяти имел свою специфику. Здесь заседал Трибунал, зачитывающий приговор томящимся неподалеку преступникам. Этажом выше, под самой крышей находилась старая тюрьма – Пьомби. Покрытая пластинами крыша из свинца накалялась днем до фантастических температур, а в холод – промерзала, причиняя нечеловеческие страдания заключенным. Зал Компаса — ранее служил передней Зала Совета Десяти, тут же находилась и небезызвестная Львиная пасть, сюда приносили сообщения и доносы.

Власть дожа регулировалась предписаниями: должен был появляться на людях и встречаться с правителями или послами только в сопровождении слуг или вельмож. Дожу запрещалось вскрывать приходящую из-за границы корреспонденцию. Он не мог обладать недвижимостью в других странах.

В этом зале по хронологии сейчас размещены портреты всех правящих когда-то дожей Венеции. Но там, где должен висеть портрет дожа Марино Фальери, висит картина в позолоченной раме, на ней изображен кусок черной материи с надписью: «Это место принадлежало предателю Марино Фальери».

Билеты на экскурсию по Дворцу Дожей

Попасть на территорию дивного Дворца пытаются многие туристы. Однако приобрести только один билет практически невозможно – билеты реализуют только «оптом». Так, чтобы попасть во Дворец, туристам приходится покупать, к примеру, 4 билета, которые дают возможность посетить сразу 4 музея Венеции.

С одной стороны это отличная возможность поближе познакомиться с историей страны и ее достопримечательностями, что особенно актуально семьям, которые заехали в отель в Италии для отдыха с детьми. С другой стороны небольшим огорчением для туристов может стать новость о том, что билеты не дают им возможности посетить секретные помещения здания и мост Вздохов.

Впрочем, увидеть эти места все-таки получиться. Для этого придется раскошелиться на отдельный билет, ведущий на экскурсию, продолжительностью 75 минут. Только нужно помнить, что в день успевают провести не более 3-х экскурсий. Стоимость билета в среднем составляет 19 EUR. 

История Дворца дожей в Венеции

В Средние века Венецианская Республика практически безраздельно властвовала в Средиземном море, а в число ее владений входили Крит, Кипр, Ионические острова, Далмация, Истрия, Иллирия (практически вся территория бывшей Югославии).

Турецкой угрозы еще не существовало, арабы не имели такого мощного флота, торговля с восточными странами вплоть до Индии шла полным ходом – Венеция процветала.

В начале XIV в. было принято решение о строительстве нового Дворца дожей – дворца для правителей республики и заседаний Большого совета (законодательного органа), Совета Сорока (судебного и исполнительного органа) и Совета Десяти («тайной канцелярии» республики).

Причем, это уже был бы четвертый по счету Дворец дожей в Венеции. Первое здание, возведенное еще на античных руинах и представлявшее собой, скорее, крепость, было разрушено в 976 г. во время восстания.

Дворец дожей в Венеции

Второе сгорело в 1106 г., а третье, выстроенное на месте сгоревшего, уже без башен и бойниц, окончательно обветшало и не соответствовало представлению венецианцев о величии государства.

Возведение нового дворца велось более века, с 1309 по 1424 г., но еще вплоть до конца XVI в. его достраивали и улучшали, а после пожара 1577 г., уничтожившего практически все южное крыло, художникам пришлось воссоздавать все интерьеры заново.

К сожалению, тогда в огне безвозвратно погибли шедевры Джорджоне. И, к счастью, что заказ на восстановление росписи интерьеров получили Веронезе и Тинторетто.

Кстати, Веронезе приглашали во Дворец дожей не один раз, и теперь его картины можно увидеть в залах Совета Десяти (50-е гг. XVI в.), Большого Совета и Голосования (1577 г., как раз после пожара).

Дворец дожей в Венеции не имеет единого стиля. Фасад, выходящий на лагуну и делающий дворец похожим на перевернутый корабль – это дань и поздней европейской готике, и Византии, в состав которой после падения Западной Римской империи какое-то время входила Венеция.

Во внутренний двор ведет несколько ворот, самые известные из которых –  Бумажные, получившие такое название то ли от того, что на них некогда вывешивались новые указы, то ли благодаря сидевшим возле них писцам, помогавшим составлять прошения.

Внутренний двор – это несколько этажей ажурных галерей. Северное крыло дворца, где располагались личные апартаменты дожей, украшено статуями знаменитых философов. А статуи архангелов по углам этой части здания символизируют мир, войну и торговлю, то есть основные занятия венецианцев.

Внутренний двор Палаццо украшают фигуры философов

На второй ярус галереи Дворца можно попасть, поднявшись по Лестнице Гигантов (Нептуна и Марса, уже языческих покровителей), на верхней площадке которой происходила церемония коронации дожей.

Осматривая галерею и делая фото Дворца дожей, стоит несколько раз сфотографировать и капители колонн – настоящие скульптурные шедевры – иллюстрирующие историю христианства и Венеции.

Повсюду – львы с крыльями и книгой – символ Святого Марка, покровителя города и республики. Но львиные морды и искаженные лица с отверстиями в стенах – это не украшение, а ящики для сбора доносов.

Совет Десяти, избиравшийся на год, и постоянно изобличающий государственных преступников, работал с любыми «документами». Правда, к рассмотрению принимались только доносы за подписью составителя и свидетелей.

Во внутренние помещения с галереи дворца ведет Золотая лестница (1538-59). Вплоть до упразднения института дожей, в 1797 г., пройти туда без особого распоряжения могли только члены Большого совета, чьи фамилии были вписаны в Золотую книгу, хранящуюся в комнате под лестницей.

Зал Коллегии и Зал Сената

По мнению многих самая красивая комната во всем Дворце дожей – Зал Коллегии (Sala del Collegio), где под председательством дожа заседал Коллегио (Кабинет Министров), и где республика принимала своих самых важных гостей.

Дизайн зала гармонично и едино, что отличает его от других парадных залов Дворца. Над троном дожа находится большое полотно Веронезе 1578 года «Дож Себастьяно Веньер благодарен за победу над турками в решающей битве при Лепанто».

На выдающемся потолке есть еще несколько превосходных картин Веронезе, символизирующих великие идеалы Венеции, а на стенах зала – картины Тинторетто и его учеников.

Три другие примечательные комнаты относятся к залам заседания и находятся на третьем этаже.

Зал Антиколлегии (Sala dell’Anticollegio) – здесь иностранные делегации ожидали приема в окружении картин Тинторетто, Паоло Веронезе и Якопо Бассано. Знаменитое полотно Веронезе «Похищение Европы» Наполеон увез в Париж, но позже оно было возвращено.

Сенат собирался в Зале Сената (Sala del Senato), роскошная комната с красивыми потолочными панно. Здесь принимались стратегические указания и решения по вопросам мира и войны.

Название Зала Четырех Дверей (Sala delle Quattro Porte) связано с четырьмя дверями, каждая из которых обрамлена раритетным мрамором и увенчана скульптурами.

Зал был спроектирован Андреа Палладио, а потолок и фрески были расписаны в мастерской Тинторетто. Картины принадлежат кисти Тициана и Тьеполо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector